Музыка белоруссии 4 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 02.07.2024

Цель: обобщить представления учащихся о белорусских народных инструментах.

1) актуализация представлений о тембровых характеристиках белорусских народных инструментов;

2) совершенствование умений наблюдать за тембровым развитием музыки, характеризовать различными способами тембры народных инструментов;

3) формирование умений элементарной инструментовки с использованием знакомых инструментов;

4) совершенствование умений выразительного инструментального музицирования

5) содействовать воспитанию у учащихся духовных ценностей, запечатленных в музыке; интереса и уважения к национальной культуре и традициям белорусского народа.

Оборудование: учебники, инструменты для элементарного музицирования, карты для работы с ритмом, музыкальный центр, ноутбук.

2.Введение в тему урока

У. Я озвучу вам вопросы, которые задали бы вам наши гости, музыкальные инструменты, если бы умели говорить:

– что такое фольклор;

– чем занимается фольклорист;

– зачем люди стали изготавливать музыкальные инструменты;

– какие белорусские народные музыкальные инструменты вам уже знакомы;

– из каких материалов изготавливаются музыкальные инструменты мастерами;

– какими способами музыканты извлекают звук из инструментов?

(учитель слушает, уточняет и дополняет ответы учащихся)

3.Раскрытие темы, организация восприятия и осмысления новой информации

У. Перед вами на экране изображения белорусских народных инструментов. Постараетесь определить, кто из них обладает самым красивым голосом.

Учащимся предлагается услышать голос каждого инструмента. Курсор на экране поочередно наводится на звучащие картинки.

Учащимся предлагается назвать инструменты, голоса которых они слышат в аудиозаписи.

У. Появление первых произведений для народных инструментов относится к началу века (1920-е). Оно связано с появлением множества самодеятельных ансамблей народного искусства. Сначала их репертуар состоял из простейших обработок народных песен и их авторами были сами музыканты-исполнители.

1930 г. стал наиболее значимым в истории развития музыки для народных инструментов. Это год создания оркестра белорусских народных инструментов под управлением Иосиф Жиновича.

Национальный академический народный оркестр им. Жиновича заложил фундамент развития профессионального исполнительства на народных инструментах. Его история связана с возрождением народных инструментов – цимбал, лиры, жалейки, дуды и др. Оркестр дал тысячи концертов в Беларуси и за ее пределами – в Москве, Киеве, Сибири, Владивостоке, так же в Канаде, Турции, Индии, Германии, Польше.

В.А. Войтик – заслуженный деятель искусств Беларуси, один из самобытных композиторов республики, секретарь правления Союза композиторов, доцент кафедры композиции Белорусской академии музыки.

(Каждая оркестровая группа (треугольники, палочки, бубны) репетируют свою партию, а затем вместе со всеми исполняет песню, сочетая пение, игру на шумовых инструментах и танцевальные движения.)

4. Закрепление и применение знаний, умений и рефлексия

У. Молодцы! Пришло время подвести итоги конкурса. Пусть сядет тот, кому больше всего понравился голос колесной лиры,…скрипки,…дуды,…дудки,…цимбал,…и другие.

(Учащиеся выбирают изображения инструментов на экране)

По результатам вашего сегодняшнего голосования победу одержал(а)…

5. Организационный момент

Выход из класса под музыку.

Содержимое разработки

Беларускія музычныя інструменты

Беларускія музычныя інструменты

Жалейка

Калёсная ліра

Дудка

Цымбалы

Гармонік

Бубен

Трашчоткі

Скрыпка

Цымбаліст-віртуоз, кампазітар, дырыжор Іосіф Жыновіч

Цымбаліст-віртуоз, кампазітар, дырыжор

Віктар Войцік

Ансамбль народных інструментаў

Ансамбль народных інструментаў

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мотивация детей к работе на уроке, поднятие настроение детей. Подготовка к изучению новой темы.

-Здравствуйте ребята. Сегодня урок музыки у вас проведу я. Меня зовут Людмила Геннадьевна.

-Послушайте стихотворение. О какой стране говориться в этом стихотворении?

Подушевидозёртвоихсиних
Исосновыхлесовпростота.
Скаждымгодомтытолькокрасивей.
Окрыляет твоя красота!

-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, республике Белоруссия. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого края.

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Постановка учебной проблемы

Определение цели и темы урока.

-Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

-Как вы думаете какова цель нашего занятия?

Формулируют цель урока.

-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Открытие новых знаний

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия

-Немало музыкальных произведений о Белоруссии посвящено событиям времени ВОВ 1941-1945. Белорусские партизанские отряды героически сражались в тылу врага. В отместку за это фашисты зверски расправлялись с мирным населением. Многие города и села где действовали партизаны, были сожжены до тла. Такая страшная участь постигла многие деревни.

- Беларусь. Белая Русь - нежное и поэтическое имя, как нельзя лучше подходящее этой стране. Белая - значит светлая, чистая, невинная. Белоруссии не свойственны яркие краски Средиземноморья. Не обладает она экзотичностью Африки или тонким лукавством Востока. Беларусь - страна скромной, можно даже сказать, интелегентной красоты. Это одно из немногих оставшихся на нашей планете мест, где можно увидеть поразительное чудо - чудо нетронутой природы.

Природа Беларусии уникальна. Здесь можно встретить много редких видов растений и животных. В республике реализуются крупные природоохранные проекты, созданы государственные заповедники и заказники. (слайд)

-Ребята, посмотрите на слайд что изображено?

-Давайте, их сравним.

-Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершённость, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация . (слайд)

- Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона , пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи). (слайд)

- Музыка в Беларусии

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

-Ребята, а вы знаете кто такая Пахмутова? (слайд с портретом)

-Поэт, автор песен, драматург Николай Николаевич Добронравов родился 22 ноября 1928 года в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Николай Николаевич Добронравов муж Александры Николаевны Пахмутовой

славянских народов; подвести детей к выводу , что музыка не знает границ.

1 учить детей анализировать и сравнивать му зыкальные произ ведения ;

2. тренировать у мение учащихся давать полный ответ названия музыкального

3. познакомить детей с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального и

3. развивать навык культуры слушания и исполнения му зыки ;

- воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре разных народов ;

- С м узыкой каких народов мы с вами поз накомились н а предыд у щих уроках ? Назовите

произведения с которыми вы у же п ознакомились. А под как у ю музык у вы вошли в кабинет

Сегодня мы продолжаем знакомиться с му зыкойн ародов мира так как тема семестра - «Музыка

Продолжите цепочку слов :русские - украинцы - ? (белоруссы )

Мы познакомимся не только с му зыкой белорусского народа, но и у знаем о быте и культуре

белорусов. А в конце урока определим :существуют ли границы в музыке.

- Украинцы , ру сские, белору сы происходят от славян .В 9 - 11 ст. территория современной

Белоруссии входила в состав древнер усского гос у дарства - Киевская Русь,которе раздели лось н а

княжества: русс кое, украинское,белорусское - так началось самос тоятельное развитие

белорусского народа, его языка,обычаев ,традиц ий, к у льтуры и к онечно же музыки../показ

располож. Бел.г на карте Мира и обозначение его соседей /

- Послушайте, как белорусский поэт Максим Танк описал свою любимую Белор усь/Дети читают

многие растения ,и животные занесены в Красную книгу Белорусии / зу бр , аист, ландыш

Ткачество,земледелие, выращивание льна, соломоплетение , вышивание и многим др у гим

- А какая же музыка белорусов? На протяжении многих веков создавались нородные песни и

танцы, в них отражена история народа ,его быт, горе , радость и шу тка .

Для начала отгадайте загадку : « Что коп али из земли,

Белорусь славится богатым урожаем картофеля . На белорусском языке картошка – б ульба .

И не зря у нас на уроке картошка занимает почетное место и в течение нашего урока она будет

нас внимательно слушать и определит самых активных ребят. Их ждет награда !

Слушайте внимательно и узнаете , что готовят из бу льбы.Обратите внимание на характер и

Анализ произведения / темп , динамика , лад , ме тр , форма,настроение/

- В белор усской му зыке много веселых и задорных танц е . Послушайте и посмотрите

- Молодцы, ребята. Большинство белорусских наролных песен и танцев исполняются в

сопровождении народных инструме нтов. Внимание на видеоряд / показываю бел. нар.

нструменты (дуда, дудки, жалейки , домра ,г усли ,цимбалы) .

Цимбалы ! Их любят многие славянские народы, но наибольшее распрстранение они пол учили у

- К какой группе относится этот инструмент?( стр у нные , ударные) - Где мы с вами уже

- Самый драгоценный инструмент это человеческий голос, давайте подготовим его к

- Ребята , послушайте интонацию белорусской народной песни и назовите ее названи е (дети

- Давайте исполним ее в вариационной форме. Что означает слово вариация - (изменение)

- Что означает вариационная форма ? / М у зыкальное построение в котором основная мелодия

Анализ песни : /мелодия грустная, напевная , минорный лад , медленный темп , жалобные

План исполнения песни : 1 запев ) все 2 )запев - девочки 3) запев - мальчики

- Народная музыка , как сказочный источник живой воды , давала и дает композиторам силу и

вдохновение, учила красоте и мастерству , у чила любить жизнь и челове ка. Незря фольклор в

- Послушайте произведение К. Мяскова, украинского композ итора, в основе которого л ежит

знакомая вам мелодия белорусской наподной песни.Как называется эт а песня ? Обрат ите

- Анализ./мелодия из напевной , пртяжной превратилась в танцевальную/

1. Это произведение яркий пример того , как у краинский композитор с любовью и интересом

отнесся к песенному богатству белор усс кого народа, развил народн ую тему бел. н. п. в

- Молодцы ребята, мелодия танца прозвучала весело, радостно и задорно.

- Если вы ответите на мои вопросы, то у нас в классе расцветет волшебный цветок

1. Назовите бел. нар. танцы / бульба,. крыжач ок , янк а / (на доске появляется 1 ле писток)

2. Назовите белорусские нарародные инструменты / дуда, цимбалы, жалейка/ (2 леписток)

3. Какие песни вы сегодня исполняли на уроке? (3 леписток)

4. Назовите композитора и произведение, который использовал в нем

5. С музыкой какого народа мы познакомились на уроке ? /белорусского / (5. ле песток)

- Вот наш цветок и расцвел и раскрыл чудес ный мир белор усс кой народной м у зыки.

Музыка - это особый язык, который понятен всем народам мира без слов , независимо от того

Ознакомление с музыкой белорусского народа как частью национальной культуры.

развивать чувство ритма, ладо- высотный слух, воспитывать интерес и любовь к музыке других народов.

Организационный момент.

-Музыка – это такой язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства – музыкальный язык. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный (литературный). И этот музыкальный язык в отличие от разговорного языка понятен всем другим народам без перевода.

Целеполагание .

Вспомните славянские народы. Запись на доске.

Русские – украинцы – ……………? Ответы детей (Белорусы)

Мы уже знакомы с русской и украинской музыкой.

Как вы думаете, к музыке какого народа мы обратимся на уроке? (Белоруссия)

Объяснение нового материала

На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, также как и у русских, и украинцев. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками — это музыка древних восточных славян.

Большинство белорусских народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов.

Дуда (показывается изображение). Дудой в Белоруссии называют волынку. Это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов — волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине.

Цимбалы (показывается изображение) . Его узнали многие славянские народы. Наибольшее распространение получил в Белоруссии.

– К какой группе инструментов относится цимбала?

Давайте послушаем ее звучание, а затем ответите на вопрос. Вот звучание цимбалы.

Звучат Вариации на тему “Перепелочка”.

-К какой же группе инструментов относится цимбала? (Струнные.) Да, действительно, это струнный ударный инструмент. Но у нас нет таких инструментов, поэтому нам поможет фортепиано. Послушайте белорусскую народную песню и помогите мне определить, что означает название песни. (Слушание белорусской народной песни “Бульба”.)

После слушания дети отвечают, что бульба – это картошка.

Анализ музыкального произведения.

Каждый народ имеет свою музыку, иногда очень несхожую с музыкой других народов, иногда настолько близкую что, нам бывает трудно, определить, к какому именно народу она относится. Музыка всех народов представляет собой очень яркую и разнохарактерную картину. Но в тоже время между музыкой разных народов нет непреодолимых границ. Русская музыка понятна узбеку и японцу, латышская – украинцу и грузину. Музыка сближает все народы нашей страны, укрепляет их дружбу.

Исполнение плясовых движений

Все ослы всегда упрямы,

Все не слушаются мамы.

Не хватает в мире слов

Отмечается веселый характер музыки , двухдольный метр, быстрый темп,

Вокально- хоровая работа.

C музыкой какого народа мы познакомились сегодня на уроке?

Приведите примеры позволяющие увидеть связь музыки разных народов?

Читайте также: