Морфологические и синтаксические нормы русского языка конспект

Обновлено: 07.07.2024

Грамматическая норма – это грамматические законы языка, которые определяют образование слов и форм слова (словообразовательные и словоизменительные нормы – в целом морфологическая норма), построение словосочетаний и предложений (синтаксические нормы). Грамматическая правильность речи состоит в выборе отвечающего нормативным требованиям варианта.

Грамматические нормы делятся на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы определяют правильность образования и употребления форм слова, например: нормативными формами род.п. мн.ч. существительного будут формы с нулевым и материально выраженным окончанием: правильно много денег, домов, но не местов, делов.

Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений, например: при управлении нельзя говорить показывает о том. (правильно показывает что), уверенность в победу (верно уверенность в чем), оплачивать за проезд (верно оплачивать что).

2. Морфологическая норма

2.1. Морфологическая норма для имени существительного чаще всего вызывает затруднения при выборе варианта в двух случаях: 1) определение рода; 2) образование падежной формы.

Род – это несловоизменительная морфологическая категория, представленная как противопоставление трех классов слов – мужского (подъезд, дядя, подмастерье, городишко), женского (ложка, мышь) и среднего рода (сердце, поле, имя). Противопоставление по роду выражается в формах ед.ч., род существительного определяет особенности согласования с другими словами в предложении. В русском языке есть явление неразличения рода в изолированном употреблении слова – общий род, нейтрализация рода снимается в контексте (плакса моя – плакса мой).

Трудные случаи определения рода:

· к женскому роду относятся несклоняемые слова: а) одушевленные существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесенности с полом): очаровательная мадам; б) неличные существительные, род которых определяется по родовому понятию: бере (груша), иваси (рыба), кольраби (капуста), салями (колбаса), цеце (муха); в) имена собственные по роду понятия или главного слова: труднодоступная Юнгфрау (гора), полноводная Миссисипи (река), Би-Би-Си проинформировала (Британская радиовещательная корпорация);

· к общему роду относятся несклоняемые слова: а) одушевленные существительные со значением лица: мой визави оказался интересным рассказчиком – моя визави оказалась интересной рассказчицей, их протеже не оправдал надежд – их протеже не оправдала надежд; б) некоторые фамилии: Иван Седых, Галина Седых.

Склоняемые наименования профессий, должностей чаще всего являются словами мужского рода, но указание на женщину представлено в контексте через согласование с определением или координацию со сказуемым: Следователь допросила десятки людей; Новая врач приехала.

Падеж – это словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм (им.п, род.п., дат.п., вин.п., тв.п, пр.п.), обозначающих отношение имени к другому слову в составе словосочетания или предложения: книга (кого) сестры, еду к (кому) к друзьям.

Трудные случаи разграничения вариантов падежной формы:

· форма род.п. имеет две разновидности – чая/чаю, сахара/сахару; за формами с окончанием -у//ю закреплены следующие значения: а) часть целого, некоторое количество (прибавить перцу); б) название абстрактных понятий, явлений природы (порядку бы больше); в) нерасчлененное множество (снегу нападало, сколько народу); г) фразеологически связанное значение (без году неделя, ни шагу назад, не до жиру);

· форма тв.п. у имен собственных имеет две разновидности – Одинцовым/Одинцовом, при этом славянские фамилии пишутся с окончанием -ым (Иваном Бородиным), иностранные фамилии и топонимы – с окончанием -ом (Бородином, Дарвином);

· форма пр.п. имеет две разновидности – на берегу/на краю, о береге/о крае; за формами с окончанием -у//ю закреплены следующие значения: а) локализация, место совершения действия – обычно в сочетании с предлогами в, на (сижу на берегу, стою на краю); б) в условиях чего-либо, в состоянии чего-либо (в бою, в чаду); в) полнота охвата чем-нибудь (весь в поту, в мелу); г) фразеологически связанное значение (в самом соку, на полном ходу).

Строгих правил для выбора вариантных окончаний во мн.ч. нет, поэтому следует обращаться к словарям и справочникам (инженеры – директора, опят – подосиновиков, носков – чулок).

2.2. Морфологическая норма для имени прилагательного

2.3. Морфологическая норма для имени числительного

Имя числительное имеет несколько моделей склонения, при этом сложные числительные склоняются в обеих частях: восемьсот – восьмисот – восьмистам – восьмьюстами/восемьюстами – о восьмистах; но восьмисотый – восьмисотого – восьмисотому – восьмисотым – о восьмисотом. В стихии разговорной речи, особенно в просторечии склоняемость сложных числительных утрачивается либо смешиваются разные модели склонения (неверно восьмиста, о восемьсот, восемьсотый). Слово тысяча в тв.п. можно употребить как тысячью и тысячей.

Собирательные числительные (оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.). Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей): двое мальчиков, шестеро солдат; с названиями детенышей: семеро козлят, пятеро волчат; с субстантивированными прилагательными: семеро конных, четверо военных; с существительными, имеющими форму только мн.ч.: двое часов, четверо ножниц, пятеро суток; с существительными: дети, ребята, люди: трое ребят. Числительное обе согласуется со словами женского рода (обе сестры), оба – мужского рода (оба брата).

2.4. Морфологическая норма для глагола и его форм

Распространенные ошибки в образовании глагольных форм связаны с:

· неверным образованием формы 1-2 лица: я телюсь, ты отпочковываешься, я побежу (неверно, т.к. у недостаточного глагола нет этих форм лица);

· несоблюдением чередований в основе изобилующего глагола (у такого глагола есть две вариантные формы настоящего времени, которые различаются или стилистически, или по смыслу): мурлычет – мурлыкает (разг.), брызжет (как будто разлетается каплями, разбрасывает капли) смех – брызгает (спрыскивает, окропляет) водой цветы;

· незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм: а) в парах форм типа обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне для книжной речи характерен первый вариант, для разговорной – второй вариант; б) из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой;

· ненормативным образованием форм повелительного наклонения: ляг – ляжьте (прост.), поезжай(те) – ехай(те) (прост.) и едь(те) (прост.);

· неверным употреблением глагольных форм с -ся: огурцы моются под струей холодной воды (нельзя употреблять возвратный глагол в таком контексте, где у него совпадает страдательное и возвратное значение);

· неверным образованием форм причастий и деепричастий: приобретший – приобрёвший (прост.); взяв – взявши (устар.).

3. Синтаксическая норма

Синтаксическая норма применяется чаще всего в следующих случаях:

· определение порядка слов в предложении: Бытие определяет сознание. – Сознание определяет бытие; Скука меня томила страшная;

· координация главных членов предложения: Большинство согласилось с решением собрания. – Большинство отвергли исправления;

· согласование определения и приложения: два черных кота – две черные кошки; на реке Москве – на реке Москва – на Москва-реке (разг.); на реке Северный Донец; на улице Остроженке – на улице Охотный ряд;

· управление зависимым словом: искать место – искать места; извещать автора – сообщать автору; ввиду болезни; забота о детях-сиротах – внимание к детям-сиротам;

· построение осложненного предложения: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки (неверно) / признающие и исправляющие свои ошибки или которые признают и исправляют свои ошибки (верно).

Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы)

Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов. Нарушение синтаксических норм есть в следующих примерах:
читая её, возникает вопрос;
поэме характерен синтез лирического и эпического начал;
выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым
.

Нормы управления

Управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже.

Например, в предложении Разрешите поздравить и выразить вам свою признательность сделана ошибка в управлении при употреблении однородных членов. Первое сказуемое не согласуется с дополнением вам . Правильно так : Разрешите поздравить (кого?) вас и выразить (кому?) вам свою признательность .

Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами: с некоторыми словосочетаниями, приведённых в упражнении, надо было составить предложения . Правильно так : с некоторыми словосочетаниями (какими?), приведёнными в упражнении, надо было составить предложения .

Употребление предлогов

Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: Поезд отправился в рейс согласно расписанию. Согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки предписанию.

Запомните формы существительных с предлогом по : по истечении, по окончании, по заключении; по приезде сдайте отчёт о командировке, скучаю по вас (допустимо: по вам ).

Употребление предложений с однородными членами

Ошибочно употребление в качестве однородных членов полной и краткой форм прилагательного: Деревья высокие и стройны. Нужно говорить : Деревья высоки и стройны (высокие и стройные) .

Ошибочно употребление в качестве однородных членов существительного и инфинитива: Прошу тишины и выслушать меня . Нужно говорить : Прошу тишины и внимания.

Употребление деепричастных оборотов

Деепричастные обороты не употребляются:

Ошибка: Заглянув в тёмную комнату, мне стало почему-то страшн о. Правильно : Заглянув в тёмную комнату, я почему-то испугался.

Ошибка: Анализируя стихотворный текст, мной был неверно определён размер. Правильно : Анализируя стихотворный текст, я неверно определил размер .

Действия, выраженные глаголом-сказуемым и связанным с ним деепричастием, должны относиться к одному лицу или предмету.

Ошибка: Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море . Правильно : Когда мы поднялись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.

Употребление сложноподчинённых предложений

Ошибочно одновременно использовать в сложноподчинённом предложении синонимичные союзы:

Ошибка: В этом году наша команда подготовилась к соревнования лучше, чем нежели в прошлом . Правильно : В этом году наша команда подготовилась к соревнованиям лучше, чем (или нежели) в прошлом.

При последовательном подчинении следует избегать повторения одинаковых союзов, если это не оправдано стилистически:

Ошибка: Дай мне солонку, которая находится в буфете, который стоит на кухн е. Правильно : Дай мне солонку, которая находится в буфете, что стоит на кухне.

Определительное придаточное с союзным словом который не должно отрываться от определяемого слова в главном предложении:

Ошибка: Из путешествий по разным странам, которые он совершал на автомобиле, он всегда привозил сувениры . Правильно : Из путешествий, которые он совершал на автомобиле по разным странам, он всегда привозил сувениры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цел и урока:

- обучающая : сформировать знания о нормах литературного языка ; выраб атыва ть умения правильно изменять слова, расставлять знаки препинания; развивать орфографическую зоркость; повторить типы речи.

- воспитательная : содействовать формированию коллектива, гуманизма, углубить убеждения в необходимости приобретения знаний, развивать работоспособность.

- развивающая : научить выделять главное, существенное в изучаемом материале; развивать навык устного высказывания .

- методическая : провести урок в рамках личностно-ориентированного обучения .

Тип урока: комбинированный .

Показатели реального результата решения задачи

Организация начала занятий

Ребята, проверьте свою готовность на уроке. На парте должны лежать тетради, учебники, дневники, ручки, карандаши, линейки. Ученики-помощники позаботились, чтобы доска была чистой, тряпка влажной, лежал белый и цветной мел.

Подготовка учащихся к работе на занятиях

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов

Подготовка к основному этапу занятий

расскажите о нормах языка.

Как вы понимаете выражение

(Место, где можно допустить ошибку).

Что нужно для того, чтобы не допустить ошибку?

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых знаний и способов действий

Читаем параграф 6. Заполняем таблицу.

Морфологическая, синтаксическая, словообразовательная нормы

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий

Первичная проверка понимания

Школьниками нарушены словообразовательные (1,4,5), морфологические (2,3) нормы. Допущены грамматические ошибки.

1. Саша проявил благородство . 2. В классе не осталось свободных мест . 3. Их предложение нам не понравилось. 4. У Вали ужасный поче рк. 5. В нашем классе Витя насмехается над всеми.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

Закрепление знаний и способов действий

Упражнения 46,47,49, 51.

Упражнение 51

Тип речи: повествование.

Платформа — словарное слово, ожидавших — словарное слово, вагону — словарное слово.

Она не стала толкаться. Старушка дождалась, пока штурм вагона закончится, спокойно зашла и заняла своё место. А ребята тем временем рассматривали оторванные пуговицы и потирали ушибленные места.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Какая норма представлена, какая нарушена?

1. Конеч[ш]но, нароч[ш]но, скуч[ш]но, пустяч[ш]ный, прачеч[ш]ная, сквореч[ш]ник, яич[ш]ница, девич[ш]ник. Произносительная.

2. – В трамвае нет местов.

– Не местов, а мест. Падежов не знаете.

– А вам нет делов, что мы не знаем падежов. Морфологическая.

3. Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор. Синтаксическая.

4. Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка. Словообразовательная.

5. Цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках; панцирь, цинга, дефицит. Орфографическая.

6. Очень распространёнными стали такие ошибочные сочетания:

не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);

уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта);

встреча созвана (правильно: встреча состоялась);

повысить кругозор (правильно: расширить кругозор). Лексическая.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей

Контроль и самопроверка знаний

Упражнение 52

1. Тип речи: повествование.

Слово Осень написано с большой буквы, потому что автор говорит об осени как о живом существе.

В конце предложений ставится точка. В предложении: А листву клёнов и ясеней окрасила Осень в багровый, жёлтый (и) коричне-вый цвет есть однородные члены, которые связаны с помощью союза и. Перед союзом и запятая не ставится.

Он не пожалел красок Осени и сорвал с деревьев все листья.
Они упали на землю и засохли. Всё вокруг стало серым и унылым.
Но потом пошёл снег. Он укрыл деревья, чтобы весной на них вы-
росли новые листья.

ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ

Норма языка — это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи.

В русском языке существуют произносительная, словообразовательная, орфографическая, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная нормы.

Произносительная норма устанавливает, как правильно произносить слова и ставить ударение.

Словообразовательная норма устанавливает, как правильно образовывать слова, орфографическая — как правильно писать слова, морфологическая — как правильно образовывать формы слов; синтаксическая — как правильно строить предложения; пунктуационная — как правильно расставлять знаки препинания.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов занятия

Выставление отметок. Ответы на вопросы учеников.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения

Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Информация о домашнем задании

§6, упр. 48. Стр.26. Проверяем себя.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з, проверка соответствующих записей

Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные). На сегодняшнем уроке мы остановимся на синтаксических нормах, так как уже на уроках повторения вспомнили простые предложения, осложнённые различными синтаксическими конструкциями.

2. Текст-загадка. Начать урок я предлагаю с загадки. Текста-загадки. Внимательно прочитайте текст К. Паустовского и подумайте, о ком он. Текст читает выразительно Романова Елизавета

Как вы думаете, о ком этот текст? А почему мы сегодня обратились к тексту о М.Ю. Лермонтове?

Давайте озаглавим этот текст. Какие вы можете предложить варианты? Остановимся на варианте: К.Паустовский о М. Лермонтове. Запишем заголовок на оставленную для него строчку.

Я предлагаю вам поработать с текстом. Расставьте знаки препинания в предложениях второго абзаца. Выполните пунктуационный разбор предложений. Ученики находят грамматические основы, объясняют, чем осложнены предложения, строят схему последнего предложения на доске.

3. Актуализация знаний синтаксических норм.

Давайте с вами теперь ещё раз обратимся к первому абзацу текста и вспомним, что синтаксические конструкции часто используются писателями и поэтами как средства выразительности, средства создания художественного образа. Какие фигуры вы найдёте в предложениях первого абзаца? Сравнительный оборот, восклицательные предложения, парцелляция. Что такое парцелляция? По сути, парцелляция – это грамматическая ошибка, состоящая в нарушении границ предложения. А когда ещё в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм?

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся: Дети перечисляют.

в предложениях с однородными членами;

в именах собственных в предложении;

в предложениях с причастным оборотом;

в словосочетаниях при согласовании и управлении;

при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;

при других формах согласования главных членов предложения;

при употреблении деепричастного оборота;

при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом;

при употреблении прямой и косвенной речи.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

5. Давайте ещё раз обратимся к самым распространённым ошибкам. “Типичные ошибки в построении предложений”

1) Нарушение норм управления (отсутствие зависимого слова при однородных членах, требующих разного падежа)

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу и устно исправив ошибки.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Проверяем исправленные ошибки (читаем по цепочке.) Учитель задаёт вопрос: были ли предложения, вызвавшие затруднения?

Проверка (каждая группа показывает свой вариант ответа на зелёных листах).

1) Нарушение норм управления (отсутствие зависимого слова при однородных членах, требующих разного падежа)

2) Употребление в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М, С

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Исправляем грамматические ошибки в предложениях.

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и делал это с увлечением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим

Текст заставил меня задуматься над умением понимать окружающих и сочувствовать им.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Мы узе давно выписываем журнал “Природа”

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Молодцы! Все группы поработали продуктивно. Я уверена, что с небольшой проверочной работой, задание которой полностью соответствует заданию 7 в КИМАх, вы справитесь быстро и точно.

6. Проверочная работа в формате задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Укажите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Критерии оценивания: за каждый верный ответ получаете 1 балл (по вариантам).

Если успеваем по времени, то проверяем сразу (взаимопроверка), если нет – то учитель собирает работы.

7. Рефлексия.

У меня сегодня всё получилось (красный листок с домашним заданием)

Я не совсем доволен собой . (оранжевый)

Мне было трудно (зелёный)

Мы с вами обязательно продолжим работу на следующих уроках. Мне хочется отметить работу следующих учеников: ОТМЕТКИ.

Домашнее задание я предлагаю вам выполнить в зависимости от ваших ощущений об итогах сегодняшнего урока: у кого всё получилось - задание третьего уровня на красных листах, у кого не совсем удачно сложился урок – задания второго уровня, кто столкнулся с определёнными трудностями – уровень первый. Удачи и спасибо за урок.

Разноуровневые домашние задания учитель может подготовить по своему усмотрению.

Читайте также: