Морфема как значимая часть слова конспект

Обновлено: 05.07.2024

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.

Морфема – значимая часть слова.

Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.

Нулевое окончание – окончание, которое не выражено звуками.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс: в 2 ч. Ч. 1 // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – с. 176.

Материал для самостоятельного изучения

Каждая часть слова имеет своё смысловое значение. Но это не те части слов, которые мы выделяем для переноса по слогам. Слово подснежники по слогам можно перенести так: под-снеж-ни-ки.

Значимые части слова называются морфемами. К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание. Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.

Рассмотрите слова в таблице. В первой колонке записаны однокоренные слова, а во второй – формы одного и того же слова. Новые слова образуются с помощью приставки и суффикса, например, -н- в словах речной и комнатный, -ость- в слове новость, приставки по- в слове поехать.

Форму одного и того же слова можно определить с помощью окончания, например, для указания множественного числа используется окончание -и: реки, ехали, и окончание -ые в слове новые. Окончание для определения падежа слова комната.

При изменении слова получаются формы этого слова, а лексическое значение остается тем же, например, река – реку.

При изменении формы слова изменяются окончания слов.

Как Вы думаете, какая часть слова изменяется в этих словах? В них изменяется окончание. Окончание – значимая часть слова, с помощью которой образуются формы слова.

Не во всех словах можно выделить окончание, например, в союзах а, но, да окончания нет. В словах пальто, кино, метро также нельзя выделить окончание. Окончание можно выделить только у изменяемых слов, например, река, солнце, праздничный, а союзы, предлоги, частицы и неизменяемые слова окончаний не имеют.

Портфель, стол, топор, карандаш, пенал, стул, циркуль.

Прочитайте слова. Что необычного Вы заметили? У этих слов нет окончания, точнее оно не выражено звуками. Такое окончание называют нулевым и обозначается оно так.

Нулевое окончание также имеет грамматическое значение. Его можно обнаружить при сравнении форм слова, например, рояль – рояля – роялю. В первом случае – нулевое окончание, оно обозначает форму именительного падежа единственного числа существительного 2 склонения.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Выберите строку, в которой все слова однокоренные.

1. рука, ручной, рукав, подручный

2. рука, руки, рукой, рукав

3. рука, ручка, рукой, ручной

4. рука, руке, руку, руки

Правильный ответ: 1. рука, ручной, рукав, подручный

2. Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Правильный ответ:

Над диваном висит картина. На балконе стоят цветы. По телевизору показывают документальный фильм.

Узнаем, что такое мор­фе­ма в рус­ском язы­ке, какие быва­ют мор­фе­мы в сло­ве, что они обо­зна­ча­ют и как их выделить.

Что такое морфема?

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое морфема.

Что такое морфема

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов морфем:

  1. глав­ная мор­фе­ма — корень слова;
  2. аффик­сы — при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние, постфикс;
  3. интер­фик­сы и соеди­ни­тель­ные гласные.

Морфемы и мор­фем­ный состав слов изу­ча­ет раз­дел нау­ки о язы­ке, кото­рый назы­ва­ет­ся мор­фе­ми­ка.

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окончания.

Окончание

Окончание — фор­мо­об­ра­зу­ю­щая мор­фе­ма, выра­жа­ю­щая грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния рода, лица, чис­ла и паде­жа (хотя бы одно из них!) и слу­жа­щая для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии, то есть явля­ю­ща­я­ся сред­ством согла­со­ва­ния (нов ый уче­ник), управ­ле­ния (пись­мо брат у ) или свя­зи под­ле­жа­ще­го со ска­зу­е­мым (я ид у , ты ид ёшь ).

Окончание

Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, например:

  • при­не­сти — при­нес (м.р.) — при­несл а (ж.р.), при­несл о (ср.р.), при­несл и (мн. ч.);
  • дорог а (ж.р. ед.ч.) — дорог и (мн. ч.):
  • смо́тр ите (2 лицо, мн. ч. насто­я­ще­го вре­ме­ни глагола).

Основа слова

Основа слова

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, постфикс).

Например:

  • глаз а — осно­ва глаз-;
  • у ход и л а — осно­ва уходи-;
  • свет ящ ий ся — осно­ва свет-.

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва бывает:

  • про­стая, содер­жа­щая один корень в соче­та­нии с аффиксами;
  • слож­ная, содер­жа­щая два и более корней.

Например:

  • слов ечк о: словечк- про­стая осно­ва (слов- корень);
  • земл е черп алк а: землечерпалк- — слож­ная осно­ва (земл-, черп- — 2 корня).

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, например:

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, постфикса:

  • сест­рин­ский — сестр ин ск -;
  • пред­гро­зо­вой — пред гроз ов -;
  • пест­ро­та — пестр от -.
  • весн а → весен н ий;
  • холодн ый → холодн ость ;
  • пе ть → пе в ец .

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, например:

  • -уч- : учить, уче­ный, учи­тель, учи­тель­ни­ца, учеб­ник, уче­ник, уче­ни­ца, заучить, научить, приучить;
  • -трав- : тра­ва, тра­вуш­ка, тра­вя­ной, трав­ник, трав­ни­ца, затравенеть;
  • -прям- : пря­мой, пря­мо, пря­ми­ком, пря­мо­та, пря­миз­на, выпря­мить, рас­пря­мить, прямодушный.

Корень слова

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффик­саль­ных мор­фем (аффик­сов): сло­во­об­ра­зу­ю­щие и формообразующие.

  • Словообразующие аффик­сы упо­треб­ля­ют­ся для обра­зо­ва­ния новых слов: учить — учи­тель;
  • Формообразующие аффик­сы исполь­зу­ют­ся для обра­зо­ва­ния толь­ко грам­ма­ти­че­ских форм и име­ют толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние: сто­ять — сто­ял.

Аффикс это

Приставка

  • ходить — у ходить, при ходить, за ходить, пере ходить, от ходить, в ходить, ис ходить;
  • бежать — при бежать, за бежать, у бежать, пере бежать, с бежать, от бежать, в бежать, из бежать.

В рус­ском язы­ке в соста­ве слов выде­ля­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Префикс приставка

Суффикс

Суффикс — это мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся сра­зу после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

  • гриб → гриб ник ;
  • побе­дить → побе­ди тель ;
  • резать → рез чик ;
  • заяц → зайч онок ;
  • сереб­ро → серебр ист ый.

Суффикс

Ряд суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы слов, за что назы­ва­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми, например:

  • теп­лый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
  • пла­вать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
  • скло­нять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
  • весе­ло — весел-ее.

В соста­ве слов быва­ет один, два и даже три суф­фик­са.

Суффиксы могут выра­жать субъ­ек­тив­ные оцен­ки пред­ме­тов, например:

  • гла­за — глаз к и;
  • шар — шар ик ;
  • мешок — мешоч ек ;
  • зима — зим ушк а;
  • стек­ло — стёкл ышк о;
  • утро — утр ечк о;
  • грязь — гряз ищ а.

Постфикс

Постфикс — мор­фе­ма, кото­рая сто­ит после окон­ча­ния и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов или форм слов.

Например, пост­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

Постфикс -ся обра­зу­ет воз­врат­ные фор­мы глаголов:

  • сла­вить — сла­вить ся ;
  • стро­ить — стро­ить ся ;
  • бро­сать — бро­сать ся .

При мор­фем­ном раз­бо­ре таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­ший пост­фикс -ся не вхо­дит в их осно­ву. Но в соста­ве ряда гла­го­лов пост­фикс -ся выпол­ня­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную роль, и тогда их осно­ва явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, например:

  • улыба-ть-ся — улыба_ся;
  • нрави-ть-ся — нрави_ся;
  • доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный пост­фикс -те обра­зу­ет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

  • сидеть — сиди те ;
  • сто­ять — стой те ;
  • пла­кать — плачь те .

Постфикс

Интерфиксы и соединительные гласные

Интерфикс

Интерфиксы и соеди­ни­тель­ные глас­ные нахо­дят­ся меж­ду кор­ня­ми в соста­ве слож­ных слов, например:

  • сух-о-фрукты;
  • овощ-е-хранилище;
  • птиц-е-лов;
  • пят-и-томник;
  • тр-ёх-палубный паро­ход;
  • дв-у-стишие;
  • дв-ух-уровневая квар­ти­ра.

Видеоурок


Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать интерес к изучению языка, слова, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

I. Вводно-мотивационный.

1. Организационный момент.

1. Составление слова.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.

2. Обращение к целеполаганию.

- Что помогло вам догадаться, какие слова я вам загадала?

Знание морфемного состава слова.

- Какую большую тему мы начнем изучать сегодня на уроке?

3. Вступительная беседа:

Что вы знаете о морфемике?

Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

Морфемы – это наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяют: корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

II. Операционно-познавательный

Работа в группах

I группа: Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

-ешь, -ит, -ого, -л-, -ие, -и;

II группа: Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по составу слова стекло, красиво.

2. Составление слова. Составить слово из разных морфем данных глаголов.

I группа: От глагола притаился взять приставку, от тащить – корень, от возить – суффикс, отпел – суффикс прошедшего времени, от носился – суффикс возвратности: притащился.

II группа: Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный,суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок: переводчик.

2. Работа с текстом

2. Выполнение заданий:

- Определите основную мысль и стилевую принадлежность текста.

- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуй­те от глагола учить слова со значением:

1) человек, который учит, преподает;

2) усваивать знания в школе, в институте;

3) учить наизусть.

Учитель, учиться, выучить.

- Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?

3. Приставки. Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.

I группа: вошел - отошел – ушел.

Приставка во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;

ото- (от-) - удаление в сторону, убавление;

у - удале­ние.

II группа: дышал - подышал, глядел – поглядел.

Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.

Делается вывод: приставка - значимая часть сло­ва, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

- Какие значения прида­ют словам следующие морфемы:

I группа: суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,

-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,

суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;

II группа: суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;

суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-.

Делается вывод: суффикс - значимая часть сло­ва, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.

IV. Контрольно-оценочный

1. Индивидуальная работа

Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.
Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница;
закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный;
возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение;
неприспособленность, неустроенность, несовместимость;
обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание;

2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;
белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;
честность, точность, смелость, успокоенность;
удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.

3. Образуйте новые слова только с помощью приставок.
Кипеть - , стучать - , ставка - , ход - ,
бег - , кладка - , брошенный - , мытый - .

1. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.
След - , соль - , дым - , цвет - , вред - , говор - , место - , щит - , спор - , суд - .

2. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.
Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

3. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.

Например :
носиль ( . . . ) Ответ: -щик
набор( . . . )
настрой( . . . )
поме( . . . )
Част (. . .) арт (. . .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)
участ (. . .) пиан (. . .) част (. . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)
работ (. . .) джаз (. . .) стран (. . .)а свят (. . . .) води (. . . .)
озор (. . .) гитар (. . . ) круп (. . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)

1.. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.
Например (. . .) стрелка Ответ : при - стрелка
(. . .) кидка при - кидка
(. . .) мерка при - мерка
(. . .) бавка при – бавка
( . . ) возка ( . . ) жигание (. . . ) росток ( . . . ) лечься ( . . . ) гул
( . . ) садка ( . . ) живление (. . . ) пасок ( . . . ) дуться ( . . . ) лет
(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . .) писчик ( . . . ) влечься ( . . . ) хлада
( . . ) грузка ( . . ) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) литься ( . . . ) бег

2. Придумайте новые слова по данному образцу.
Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать
об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать
об (вин) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать
об ( ) анный на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) евать
об ( ) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

3. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.
Больной - , больной - ; холостой - , холостой – , горбатый - , горбатый - , будущее - ,будущее - прямая - , прямая - , детская - , выходной - , выходной - , контрольная - , контрольная - , настоящее - , настоящее - , мороженое - , мороженое - , легкие - , легкие - - , новенький - , новенький - .

2. Работа в группах

1. Распределительный диктант.

- Что называется окончанием?

Начинал сыпать дождь, сначала осторожно, потом сильнее и сильнее. Он лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям. Мягкими переливами звучал под дождём голос иволги.

I группа: слова, имеющие окончание (выделить окончание): начинал, сыпать, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.

Выполнить морфемный разбор слова: сыпать.

II группа: неизменяемые слова: сначала, осторожно, сильнее, он, ровно, однообразно, шумя.

Выполнить морфемный разбор слова: переливами.

2. Суффиксы. Выделить суффиксы.

I группа: птичка, травка, миленький;

II группа: цветочек, платьице, сердечком.

3. Приставки. Вставить пропущенные буквы в приставках.

3. Работа в группах

- Вам предлагается побывать в роли детективов: разобрать слова по составу. Выполнив задание, вы должны обменяться карточками между группами для проверки, используя цвет (маркер) своей группы.

Выступающий каждой группы проговаривает разбор слов.

I группа: знаток, проколоть, подвеска;

II группа: выключатель, безбрежный, расписание;

III группа: наводнить, решение, старинный.

V. Итог урока

Вопрос-ответ

Каждая группа готовит вопросы для другой группы. Затем каждая группа отвечают вопрос противоположной группы.

3. Закончить предложение

Чтение учителем начала предложения и продолжение учениками конца предложения.

Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика).

Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).

Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).

Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).

VI. Рефлексия

1. Лист оценивания на уроке (эмоции): в начале урока, в середине урока, в конце урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление представлений учащихся о морфеме как минимальной значимой единице языка; актуализация и закрепление знаний учащихся об основных видах и роли морфем в слове; расширение представлений учащихся о корневой морфеме.

Тема Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова

Познавательные: углубление представлений учащихся о морфеме как минимальной значимой единице языка; актуализация и закрепление знаний учащихся об основных видах и роли морфем в слове; расширение представлений учащихся о корневой морфеме.

Развивающие: совершенствование умения учащихся выделять корень в слове, развитие логического мышления, внимания, языкового чутья.

Воспитательные: поддержка духа толерантности с другими точками зрения; воспитание умения внимательно слушать и слышать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал

I. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

II. Постановка темы и целей урока

Цель: мотивация учащихся

- Сегодня на уроке мы углубим представление о морфеме как минимальной значимой единице языка; вспомним и закрепим знания об основных видах и роли морфем в слове; и в большей степени расширим представление о корневой морфеме.

III. Актуализация знаний по теме урока

Цель: проверить имеющиеся знания учащихся

- Перед вами опросный лист, вопросы которого помогут актуализировать ваши знания по теме.

Опросный лист

- Как называется раздел науки о языке, изучающий образование и состав слова? (Словообразование)

- С каким разделом о языке тесно связано словообразование? (С морфемикой)

- Что изучает морфемика? (Морфемика (от греч. morphe - форма) - раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфемика изучает классифицию морфем и членение слова на морфемы.)

- Что такое морфема?

- На какие группы делятся морфемы? (Слово- и формообразовательные)

- Перечислите словообразовательные морфемы. Как мы их называем по-иному? (Аффиксы)

- Перечислите формообразовательные морфемы. Какое другое название они имеют? (Флексия)

- В чем отличие слово- и формообразовательных морфем?

IV. Углубление знаний учащихся по теме урока. Работа с учебником.

- Каковы обязательные признаки морфемы? (Ответы учащихся)

- Ответить на этот вопрос вам помогут упражнение 136 (1 вариант) и 137 (2 вариант) (устно), изучив материал которых, сможете дополнить ваши ответы по опросному листу.

V. Углубление знаний учащихся о корне

Цель: углубить имеющиеся знания учащихся

Упражнение 138 (под диктовку)

- Выделите корни в записанных словах. Можно ли назвать их однокоренными? Обоснуйте свою точку зрения. (Нельзя, так как лексические значения слов с данными корнями разные.) Как мы назовем такие корни? (Омонимичные) С какой темой можно связать ваш вывод? (Омонимией)

- Только ли корни могут быть омонимичными? Приведите примеры. (спалА – взялА, зл-ОСТЬ – горд-ОСТЬ)

- Морфемы, как и другие языковые единицы, вступают друг с другом в системные отношения. Эти отношения могут быть омонимичными, синонимичными или антонимичными.

2) Различие однокоренных слов и форм одного и того же слова.

- Вспомните, как называются слова, имеющие один корень? (Однокоренные)

Анализ слов с одинаковыми корнями: г..ра, г..ристый, г..реть, (на высокой) г..ре, (я) г..рю, горюшко. (Запись на доске)

- Чем объединены данные слова? Можно ли их назвать однокоренными?

- Итак, на какие две группы модно разделить все морфемы? (Формо- и словообразовательные)

- Насколько ваше представление о формо- и словообразовательных морфемах верное, поможет увидеть упражнение 141 (2 варианта: 1 в. – п 1; 2 в. –п.2)

3) Понятие о несвободных корнях.

- Вспомните еще раз классификацию морфем. Назовите их роль в слове. Углубить ваши знания поможет изучение материала упражнения 139.

- Чем отличались наши представления о морфемах от информации в упражнении 139?

VI. Закрепление материала

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

- На этом этапе урока мы закрепим имеющиеся знания по теме и углубим полученные сегодня.

1. Найдите лишнее слово в каждом ряду. Обоснуйте свой выбор. Разберите выписанные слова по составу. На какие две группы вы разделили бы выписанные слова? (Производные слова и производящие) Обоснуйте свою точку зрения.

А) любить, любой, любовь, любимый;

Б) просторы, простой, проще, простенький;

В) долина, долюшка, обездоленный, обездолив;

Г) долгий, дольше, долгота, должок;

Д) плененный, пленница, пленум, пленить;

Е) липа, липкий, липка, липовый.

- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.
Контрольный лист № 1:

- В чем разница производного слова и производящего? (В производном меняется лексическое значение)

VII. Углубление знаний учащихся об окончании

- Какая морфема, изменяя внешнюю структуру слова, не меняет его лексического значения? (Формообразовательная)

- Вспомните, что такое окончание и какова его функция в слове?

- Упражнение 145 поможет более полно рассказать об окончании.

VIII. Закрепление материала

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

2. На сколько групп можно разделить эти слова? Обоснуйте свою точку зрения. Выделите в словах флексию.

Вот, дальше, возмездие, ателье, грач, скамья, услышав, быстро, мелочь, давать, вчера, кольцо, кофе, иду, сильный, быстрее, проплывший, кино, ведение, осенние, полдоски, записаться.

- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.

Контрольный лист № 2:

1) Возмездие, ателье, грач, скамья, мелочь, кольцо, иду, сильный, проплывший, ведение, осенние.

2) Вот, дальше, услышав, быстро, давать, вчера, кофе, быстрее, кино, полдоски, записаться.

Комментарий к заданию: 1 группа – изменяемые слова, имеющие флексию (окончание); 2 группа – неизменяемые слова, не имеющие окончания.

IX. Углубление знаний учащихся о приставке (префиксе)

- Какую функцию в слове выполняет приставка? Как ее называют по-иному? (Префикс)

X. Закрепление материала

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

3. Решите орфографические и пунктуационные задачи. Найдите в выделенных слова префиксы.

1) Он (по)французски совершенно мог изъяснят(?)ся и писал легко мазурку танц..вал и кланялся непринужде(н,нн)о чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

2) Служив отлично благородно долгами жил его отец давал три бала ежегодно и промотался наконец.

3) Вот мой Онегин на свободе острижен по последней моде как денди лондонский одет…

- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.

Контрольный лист № 3:

1) Он ПО-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

2) Служив отлично, благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец.

3) Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

XI. Углубление знаний учащихся об интерфиксе

- Что такое интерфикс? В чем его функция?

XII. Закрепление материала

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

4. Вставьте пропущенный буквы. Разберите слова по составу. В чём их особенность? Какое слово не имеет интерфикса? (Быстрорастворимый) Обоснуйте свою точку зрения. Составьте с ними словосочетания. Определите вид подчинительной связи. (Работа у доски)

1) Мусор..провод, 2) черн..волосый, 3) равн..сторонний, 4) пив..варенный, 5) птиц..ферма, 6) быстр..растворимый.

- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.

Контрольный лист № 4:

1) Мусор-о-про-вод-нулевой суффикс-нулевое окончание, 2) черн-о-волос- нулевой суффикс-ый, 3) равн-о-сторон-н-ий, 4) пив-о-вар-енн-ый, 5) птиц-е-ферм-а, 6) быстр-о-раствор-им-ый.

XIII. Углубление знаний учащихся о суффиксе

- Вспомните, что такое суффикс. Может ли суффикс выполнять формообразовательную функцию? Назовите формообразовательные суффиксы.

XIV. Закрепление материала

5. Выделите суффиксы в словах по составу, укажите их классификацию. Объясните правописание окончания в выделенном слове.

Днище, привезти, сделала, частные, бесчестный, приносящийся, правительница, синь, начал.

Контрольный лист № 5:

Дн-ищ-е, привез-ти, сдел-а-л-а, част-н-ые, бесчест-н-ый, принос-ящ-ийся, прав-и-тель-ниц-а, синь (нулевой словообразовательный суффикс), нач-а-л.

XIV. Итоги урока

XV. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся

XVI. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

- Вы доказали, что теория и практические навыки вами усвоены. А в какой степени мне покажет блиц-опрос.

Что изучает морфемика?

Что такое морфема?

Почему морфема - значимая единица языка, а звук - нет?

Чем отличается корень от других морфем?

Каким термином обозначают некорневые морфемы? (Аффиксы) Перечислите их.

Что такое флексия? Какова функция флексий?

Какие окончания называют нулевыми? Как определить, что у слова нулевое окончание?

В каких словах нет и не может быть окончаний?

Может ли у слова быть два окончания? (В сложных существительных и числительных: двумстам, диваном-кроватью.)

Что такое основа? Какова её функция?

XVI. Домашнее задание: П. 18. Упражнение 147

- Спасибо за урок!

Опросный лист

- Как называется раздел науки о языке, изучающий образование и состав слова?

- С каким разделом о языке тесно связано словообразование?

- Что изучает морфемика?

- Что такое морфема?

- На какие группы делятся морфемы

- Перечислите словообразовательные морфемы. Как мы их называем по-иному?

- Перечислите формообразовательные морфемы. Какое другое название они имеют?

- В чем их отличие?

1. Найдите лишнее слово в каждом ряду. Обоснуйте свой выбор. Разберите выписанные слова по составу. На какие две группы вы разделили бы выписанные слова? (Производные слова и производящие) Обоснуйте свою точку зрения.

А) любить, любой, любовь, любимый;

Б) просторы, простой, проще, простенький;

В) долина, долюшка, обездоленный, обездолив;

Г) долгий, дольше, долгота, должок;

Д) плененный, пленница, пленум, пленить;

Е) липа, липкий, липка, липовый.

2. На сколько групп можно разделить эти слова? Обоснуйте свою точку зрения. Выделите в словах флексию.

Вот, дальше, возмездие, ателье, грач, скамья, услышав, быстро, мелочь, давать, вчера, кольцо, кофе, иду, сильный, быстрее, проплывший, кино, ведение, осенние, полдоски, записаться.

3. Решите орфографические и пунктуационные задачи. Найдите в выделенных слова префиксы.

1) Он (по)французски совершенно мог изъяснят(?)ся и писал легко мазурку танц..вал и кланялся непринужде(н,нн)о чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

2) Служив отлично благородно долгами жил его отец давал три бала ежегодно и промотался наконец.

3) Вот мой Онегин на свободе острижен по последней моде как денди лондонский одет…

4. Вставьте пропущенный буквы. Разберите слова по составу. В чём их особенность? Какое слово не имеет интерфикса? (Быстрорастворимый) Обоснуйте свою точку зрения. Составьте с ними словосочетания. Определите вид подчинительной связи. (Работа у доски)

1) Мусор..провод, 2) черн..волосый, 3) равн..сторонний, 4) пив..варенный, 5) птиц..ферма, 6) быстр..растворимый.

5. Выделите суффиксы в словах по составу, укажите их классификацию. Объясните правописание окончания в выделенном слове.

Днище, привезти, сделала, частные, бесчестный, приносящийся, правительница, синь, начал.

Контрольный лист № 1:

Контрольный лист № 2:

1) Возмездие, ателье, грач, скамья, мелочь, кольцо, иду, сильный, проплывший, ведение, осенние.

2) Вот, дальше, услышав, быстро, давать, вчера, кофе, быстрее, кино, полдоски, записаться.

Контрольный лист № 3:

1) Он ПО-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

2) Служив отлично, благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец.

3) Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…

Контрольный лист № 4:

1) Мусор-о-про-вод-нулевой суффикс-нулевое окончание, 2) черн-о-волос- нулевой суффикс-ый, 3) равн-о-сторон-н-ий, 4) пив-о-вар-енн-ый, 5) птиц-е-ферм-а, 6) быстр-о-раствор-им-ый.

Читайте также: