Мой дом конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна, высшая категория, воспитатель ДОУ №1 г. Феодосия.

Программное содержание:

Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя.
Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения.
Закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел, изображая дом цветными карандашами, самостоятельно выбирая формат и расположение листа бумаги.
Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.
Словарь: общежитие, названия строительных профессий.
Воспитывать у детей уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому.

Оборудование:

Картинки, мелкий и крупный строительный материалы, схемы с изображением простых построек из строительного материала, листы бумаги разного формата, цветные карандаши.

Ход занятия:

Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, где вы живете. (Несколько детей рассказывают. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных местах: квартира, частный дом, общежитие). Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме, а кто-то живет в общежитии рядом со множеством соседей. Общежитие – общее житие, дом, в котором совместно проживают люди. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить.
Расскажите, из чего состоит ваш дом? Что в нем есть? Сколько комнат? Как украшены ваши жилища? (Ответы детей).

Как следует относиться к своему дому, чтобы в нем был порядок и уют? Как вы помогаете в этом взрослым? (Ответы детей).

Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно.

Крыша нужна дому для того, чтобы …
Двери нужны дому для того, чтобы …
Окна нужны дому для того, чтобы …
Кухня нужна дому, для того, чтобы …
Электричество нужно дому, для того чтобы …
Мебель нужна дому для того, чтобы …

Как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
Прежде чем приступить к строительству дома, архитектор составляет план будущего дома. И потом строители будут строить дом строго по этому плану.

- Сейчас каждый из вас получит план-схему будущего дома и вы попробуете построить дом точно по этому рисунку.

Детям предлагаются простые схемы построения домика из мелкого строительного материала, по которым они конструируют.

А как называют людей, которые строят дома? (Ответы детей). Строители. Есть много разных строительных профессий. Давайте вспомним их.

Чем занимается каменщик? (Ответы детей)
Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.

Чем занимается столяр? (Ответы детей)
Столяр делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы.

Чем занимается маляр? (Ответы детей)
Маляр красит стены и белит потолки.

Чем занимается электрик? (Ответы детей)
Прокладывает провода, чинит электрические приборы.

Чем занимается слесарь-водопроводчик? (Ответы детей)
Чинит водопровод и канализацию.

Чем занимается плиточник? (Ответы детей)
Плиточник кладет керамическую плитку на стены.

Чем занимается дизайнер?
Дизайнер занимается оформлением квартиры, подбирает красивые цвета стен, штор, полов и других вещей в доме, занимается внешним видом комнат и дома.

Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала. Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили и дается положительная оценка каждой постройки.

Детям предлагается нарисовать дом таким, в каком им хотелось бы жить. Для рисования предлагаются цветные карандаши и листы бумаги разного формата.

Расскажите о доме, который вы нарисовали, в котором вы хотели бы жить.

1. Какого размера ваш дом?
2. Каков он снаружи?
3. Каков он внутри?
4. Что есть необычного в вашем доме?
5. Почему вы хотели бы жить в этом доме?

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

народов, одноэтажных и многоэтажных, пластилин, доски для лепки, стеки.

Предполагаемый результат: развитие у детей интегративных качеств:

ребёнок проявляет любознательность; может участвовать в беседе.

Ход занятия

В. В очень далекие времена дом, прежде всего должен был спасать

человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных

соседей. И строить можно было только из того материала, который был под

рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камней.

А какие же были раньше дома?

Каменные дома круглой формы есть у жителей Африки. Этот дом

спасает от жаркого солнца и сохраняет прохладу (показ картинки).

Дома – пещеры в Турции просто выдолблены в скалах и напоминают

муравейник (показ картинки).

Хижина из бамбука и тростника. Такие дома в Таиланде строят и

сегодня из бамбука и тростника (показ картинки).

Юрта. Такие дома строят народы киргизы и казахи. Это кочующие вид

народа, которые свои дома возят с собой. Дома, покрывают войлоком

(плотный шерстяной материал). (показ картинки)

Яранга. На севере, где есть карликовые деревья, строят такие дома как яранга. Это жилище чукчей, которые похожи на юрту, но только

островерхое, стены из оленьей шкуры. Это жилище легко разбирается при переезде и собирается (показ картинки).

Иглу – дом из снега для эскимосов. Это снежный дом, который

защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают

звериными шкурами (показ картинки).

В. А теперь вернемся к нашему дому. Ребята скажите, как называется

помещение, в котором живет человек?

Д. (Ответы детей).

В. Правильно, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со

своей семьей. Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные,

кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия?

Д. (Ответы детей.)

В. Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома,

построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные - из блоков.

Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными (показ картинок).

А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный

Д. (Ответы детей.)

В. Правильно, дом состоит из одного этажа, многоэтажный – значит,

состоит из двух и более этажей. В каких домах живете вы? Расскажите,

пожалуйста. Д. Ответы детей (Несколько детей рассказывают о своем доме).

Воспитатель вызывает детей, живущих в различных домах).

В. Давайте уточним облик дома, его части: стены, крыша, окна, двери.

Пальчиковая игра на развитие мелкой

моторики (выполняется стоя) :

Стояла изба в деревушке (дети указательными пальчиками в воздухе

рисуют контур избушки)

В ней жили смешные старушки (указательным пальчиком задевают

нос, качают головой из стороны в сторону, держась за воображаемые

платочки) Бельё зашивали метелками (Одну руку держат ребром, другой

имитируют движение подметания пола)

Полы подметали иголками (Имитирует движения подметания пола,

соединив все пальцы вместе, держат иголки)

Солили волнушки в подушке (Имитируют движение соления, трут

пальчики друг о друга, затем ладошки соединяются вместе – подушка)

И шли подремать на кадушке (Потягиваются, соединяют пальцы,

принимая форму бочонка).

Стояла изба в деревушке (дети указательными пальчиками в воздухе

рисуют контур избушки)

В ней жили смешные старушки (указательным пальчиком задевают

нос, качают головой из стороны в сторону, держась за воображаемые

платочки) Бельё зашивали иголками (имитируют движение шитья иголкой)

Полы подметали метёлками (имитируют движение подметания пола)

Солили волнушки в кадушке (имитация движения соления, пальчики

трут друг о друга, кадушка – пальцы соединены, принимают форму бочонка)

И шли подремать на подушке (Потягивание, соединение рук вместе,

В. Представьте себе, что вы архитекторы. Кто знает кто такие

архитекторы? Пофантазируйте и придумайте свои постройки (свой дом).

В. У вас на столах лежит картон, на нем вы должны расположить свой

Для того чтобы начать нам строить стены нашего дома, надо взять

кусочек пластилина, раскатать тонкую колбаску и приложить к картону,

таким образом сделать стены дома. Так же сделаем крышу дома, окна и двери. У каждого дома есть и труба. Она располагается на крыше.

После окончания работы все поделки рассмотреть, выставить,

полюбоваться, как много домов получилось.

Янтарный… Край, в котором я живу (фотозарисовка)

Янтарный… Край, в котором я живу (фотозарисовка) Янтарный -небольшой уютный посёлок городского типа на Северо-западе Калининградской области. До 1946 года он носил название Пальмникен.

- Дать элементарные знания о необходимости жилья для человека, о назначении жилища, об из разнообразия, о материалах, из которых строят дома;
- Расширить представления о жилище разных народов;
- Учить внимательно, целенаправленно и последовательно образцы жилых зданий, представленных в картинном виде;

- Учить узнавать жилища в их графическом изображении;
- Учить способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий.

Методы и приемы:

  • Словесно-иллюстративный метод;
  • Активизация имеющихся знаний;
  • Побуждающие вопросы;
  • Практические задания.

Оборудование: иллюстрации; материал для ниткографии; д/и "Найди свой дом" (картинка, контур, силуэт); кусочек кирпичика, веточки, солома.

Ход занятия

Когда-то люди жили
Без крыши над головой.
Защитой скалы были
И леса кров живой.

Дефектолог: Как вы думаете, где могли жить древние люди?
Ответы детей: Дети называют виды древних жилищ (в пещере, шалаше, юрте, чуме и т.д.).
Дефектолог: Давайте рассмотрим, как выглядят жилища разных народов.

Работа с картинками, выкладывание на магнитную доску

В каких домах живут люди сейчас в городе? В деревне? Из чего люди строят дома?
Ответы детей: Из кирпича, дерева.
Дефектолог: Но люди живут не только в кирпичных и деревянных домах. Они строят дома из камней, глины. А на этих картинках вы видите, что люди, которые живут в теплых странах, у моря, могут жить на лодках, больших палатках. Ещё есть дома - автомобили для людей любящих путешествовать.

Беседа сопровождается показом иллюстраций

Все дома имеют общие части. Как вы думаете, какие? Сейчас я предложу вам отгадать загадки, договорить нужные слова и вы сразу догадаетесь, что общее у всех домов.

Загадки

Ходит взад и вперед,
Никогда не устает.
Никого не обижает,
А все её толкают. (дверь)

Не на полу,
Не на потолке -
И в дом глядит,
И на улицу. (окно)

Дидактическая игра "Доскажи словечко"

Шум какой-то со двора
Все доносится с утра.
Глянем, что произошло
Мы в открытое… (окно)

Чтобы тихо было в доме,
Мы все в комнаты заходим.
Чтобы в тишину успеть,
За собой закроем… (дверь)
Мы ремонтом занимались,
Доски укрепить старались.
Как уютны и теплы
Деревянные… (полы)

Стала комната светлее,
Колдовали мы над ней.
Мел купили, взяли кисть,
Побелили… (потолки)

Чтобы комнаты уютней были,
В них многое переменили.
Для очень важной перемены
Обои клеили на… (стены)

Дефектолог: В сказках тоже встречаются дома? Как часто называют дом в сказках?
Ответы детей: Избушка.
Дефектолог: Давайте вспомним сказки, в которых говорится о домах.
Ответы детей: "Теремок", "Заячья избушка", "Три поросенка".

Дефектолог: Из каких материалов были построены дома у героев сказки?
Ответы детей: Из соломы, веточек, кирпичей, льда, луба.
Дефектолог: Из чего были построены дома поросят в сказке "Три поросенка"?
Ответы детей: Из соломы, веточек, кирпичей.

Дефектолог: Все избушки поросят были крепкими? (выводы детей)
- Давайте мы сейчас обследуем солому, веточку, кирпичик и узнаем, почему так быстро разрушились дома Ниф-Нифа и Нуф – Нуфа, дом Наф-Нафа выстоял.

Тактильное обследование, описание материалов

Физминутка "Дом"

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим (встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем (показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном.

Дефектолог: А сейчас я предлагаю вам поиграть в настольную игру "Найди свой домик".

Пальчиковая гимнастика "Строим дом"

Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи, все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

Дефектолог: В сказке "Колобок" тоже упоминается избушка. Откуда укатился Колобок? С окошка. Я предлагаю вам выложить из ниток картинку из сказки "Колобок". Какие цвета ниток мы будем использовать? (ответы детей)

- Давайте наметим план работы? Сначала мы выложим домик, затем окошко, дорожку. На дорожке мы сделаем Колобка. Если останется время, мы посадим дерево у дороги.
Самостоятельная работа детей

Рефлексия

Сложный путь прошли люди, прежде чем научились строить уютные, оснащенные необходимым оборудованием дома. Дом – эти необходимость. Дом – это радость. Чтобы радовало нас жильё, мы должны его беречь. Выложите картинки так, чтобы они отражали историю развития жилища человека (поочередно).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства; Учить детей из частей составлять целое.

- создавать условия для формирования доброты, дружелюбия, доброжелательности.

- закреплять знания о частях дома;
- совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление;
- расширять и обогащать знания детей о жилище человека;

- упражнять в образовании сложных прилагательных;
- пополнять активный словарь антонимами;
- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
- учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку;
- развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;
- продолжать расширять и активизировать словарный запас;

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя. Послушайте стихотворение:

- Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое, лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

Воспитатель: - О чём эта история?

Дети: - О доме.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены.
Воспитатель: - Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные.

- Как вы понимаете эти названия? (Ответы детей.)

- Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева.
- Кирпичные – построены из кирпича
- Панельные — из блоков.
- Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Ответы детей.)
-Правильно, дом состоит из одного этажа, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей.
-Расскажите, пожалуйста, из чего состоит ваш дом? (крыша, стены, окно, двери, фундамент).
- Что в нем есть? (В нем есть комнаты, мебель).
- А теперь отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:

Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся,
Каждым утром мы без скуки,
Просто умываемся (Ванная комната)

Сладкий сон мне снится ночью
В этой комнате всегда
А под утро лучик света
Меня будит иногда (Спальня)

В этой комнате все вместе
Собирается семья
Иногда повеселиться
Иногда и поиграть
Посмотреть всем телевизор
Или книжку почитать (Гостиная, зал)

Эта комната встречает
Всех, кто к нам приходит в дом (Прихожая)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все загадки отгадали!

- Ребята, а как следует относиться к своему дому, чтобы в нем был порядок и уют? Как вы помогаете в этом взрослым? (Ответы детей).

- Молодцы! Из вас вырастут замечательные помощники!

На поляне дом стоит (Пальцы обеих рук делают "крышу").
Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх- "ворота)

Мы ворота открываем (Ладони разворачиваются).
В этот домик приглашаем. ("Крыша").

- Мой дом высокий, а мой дом (низкий)
- Мой дом светлый, а мой дом (темный)
- Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный)
- Мой дом большой, а мой дом (маленький)
- Мой дом старый, а мой дом (новый)
- Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа от дороги)
- Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой улице)

Воспитатель: а теперь мы с вами выучим и разберем смысл самых известных пословиц и поговорок про дом

Итог занятия:

- Ребята скажите, какие бывают дома? (деревянные, кирпичные панельные).
- А, какие комнаты бывают дома? (кухня, спальня, зал).
- Дома, в которых живут люди, как называются? (жилище).
- Какие поговорки и пословицы вы запомнили?

Читайте также: