Конспект на тему защита животных

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Воспитать у детей бережное отношение к окружающей природе, исчезающим видам животных.

- дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, редчайшие);

-познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана красная книга;

- Развивать умение узнавать животных по голосам. Развитие слухового аппарата. Умение строить высказывания типа рассуждений.

-воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Педагогические технологии: игровая, познавательная, здоровьесберегающая.

Ход занятий:

Воспитатель: Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов).

- Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты). Почему они вымерли?

Воспитатель: Как прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках. (На доске рисунки и фотографии животных). Ими б только восхищаться, поражаться, насколько щедра на выдумки природа. Но над всеми этими животными нависла большая беда. Многие из них находятся на грани исчезновения. Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.

-Поэтому учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя Красная книга, и даже можно создать Красную книгу для каждой области.

Рассказ о Красной книге.

Красная книга – эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Листы книги под красным переплётом имеют различную окраску – красные, белые, жёлтые, зелёные.

Красные листы – растения и животные, которых осталось очень мало на Земле, они находятся под угрозой вымирания.

Белые листы – редкие виды, которые находятся под угрозой вымирания, но встречаются только в небольших количествах и на такой ограниченной территории, что легко могут исчезнуть.

Жёлтые листы – растения и животные, количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни.

Зелёные листы – растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам человека.

В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и животные, сколько их осталось.

Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Воспитатель: Для чего нужна Красная книга? Как вы поняли?

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей?

-На составление Красной книги потребовалось очень много лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.

- Как вы думаете, почему?

Красная книга – это книга, которая постоянно изменяется, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

(кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться

(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть

(прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть

(легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый

(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы

(ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе

(переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте

(раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала!

(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Воспитатель: Чтобы вам больше узнать о животных, которые занесены в Красную книгу, я загадаю вам загадки.

1. Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица птица – дикарка,

Как белое диво плывёт (Лебедь)

2. Он свирепый зверь, но все же

Тихим он бывает тоже

Он бывает, тих с тигрицей

Так как сам ее боится. (Тигр)

3. Клюв изогнут кочергой

Сам он розового цвета

Пищу ищет под водой

И живет, где вечно лето. (Фламинго)

4. Хозяин снегов, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Белый медведь)

5. Эту птицу называют королем орлов. (Беркут)

-Посмотрите еще раз и назовите этих редких животных.

Воспитатель: Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться (примеры детей). Необходимы животные и людям. Не только по тому, что дают продукты питания, ценные меха, но и потому, что почти все животныеочень красивы и интересны. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкие. Давайте послушаем жалобы животных и попробуем им помочь.

- Кто это? Это сова.

Воспитатель: Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны погубить 1 тонну зерна.

- Кто это? Это жаба.

Воспитатель: Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, заведи жабу, и они исчезнут.

Воспитатель: Что же мы можем ответить животным? Чем и как мы можем им помочь? (ответы детей)

Все, все, все на свете, свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед и кто делает яд,

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Воспитатель: Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их, жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

- Беречь надо не только редких, но и самых обычных животных. Следует помнить, что все животные связаны друг с другом. Гибель одних приводит к гибели других. В природе нет ни вредных, ни полезных животных. Вредны и полезны, они могут быть только для человека.

1. В чаще голову задрав

Воет с голоду. жираф (волк)

2. Кто в малине знает толк

Косолапый, бурый. волк (медведь)

3. Кто любит по ветвям носиться,

Конечно рыжая. лисица (белка)

4. Быстрее всех от страха,

Несется. черепаха (заяц)

5. В теплой лужице своей,

Громко квакал. муравей (лягушонок)

Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили о том, что человек загрязняет окружающую среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?

Игра: "Хорошо - плохо".

Рассмотрим изображения и поместим под ними сигналами. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.

На доске сигналы под номерами:

-1 Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.

+2 Развешивание кормушек и домиков для птиц.

+5 Очистительные фильтры на трубах заводов.

+6 Посадка деревьев.

+ 7Создание красной книги.

-Давайте посмотрим, каких сигналов больше.

-Ребята, мы сегодня познакомились с вами с Красной книгой и узнали как человек влияет на природу.

-Скажите, для чего создана Красная книга? Для чего она нужна человеку.

Воспитатель: В самом деле, с появлением Красной книги многие люди стали задумываться о том, какое огромное влияние они оказывают на живую природу. Это могут подтвердить зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные. А чтобы животные не исчезали необходимо любить и оберегать их.

Воспитатель: Наша планета Земля,

Очень щедра и богата,

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Тема: Охрана животных. Урок в 3 классе по окружающему миру Тема: Охрана животных. Цель: создание условий для усвоения обучающимися знаний о Красной книге и животных, которые в нее внесены; формирование.


Формирование знаний детей о Красной книге, о проблемах охраны природы.

Задачи:

1. Ознакомление с редкими и спасенными животными из Красной книги (белый медведь, тигр, орел, лебедь, журавль, бобр, соболь. )

2. Коррекция зрительно – слуховое восприятие.

3. Воспитывание бережного отношения к природе и животным.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Каждый день- всегда везде

На занятиях в игре

Смело четко говорим

И тихонечко сидим.

Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Открывается первая страница. (Прочитаем хором Охрана животных)

2. Введение в тему.

На нашей планете вымерло очень много животных, причем более половины из них за последние пятьдесят лет. Некоторые животные вымерли по вине человека.

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у нее, все само собой восстановится, и просчитались. Некоторых животных совсем погубили, а некоторые находятся под угрозой. Это значит, что их уже мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

(Например: красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке, осталось примерно 200 животных. Почти полностью были истреблены такие животные, как зубры.

Когда - то был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда же была создана специальная служба спасения, которая составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

В: Для чего нужна Красная книга?

(Она нам говорит о том, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. )

В: А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?

Д: (Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения).

Беседа на тему Охрана животных

В: Книгу назвали Красной потому, что красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, который заставляет остановиться и одуматься.

Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление Красной книги потребовалось много лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

В: А как вы думаете почему?

(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. )

Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дает хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. И вторая наша страница так и называется спасенные животные. А про каких животных мы будем говорить узнаем если отгадаете загадки.

1. Есть на речках лесорубы

В серебристо – бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины (БОБРЫ)

2. Очень ценный пушной зверек.

Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. (соболь)..

Соболь - наземное животное, хорошо приспособлен к жизни в условиях снежных зим. Он хорошо ориентируется в пустотах под снегом, а благодаря широким лапам соболь достаточно свободно передвигается и по его поверхности. На деревьях же соболь чувствует себя неуверенно, потому что на них редко залезает. Прыгать с дерева на дерево он может, только если их ветки вместе, и потому, поднявшись на какое-либо дерево, с него же и спускается вниз. В поисках пищи соболь обычно передвигается спокойными ровными прыжками..

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Охрана животных

Тема: По страницам Красной книги

Формирование знаний детей о Красной книге, о проблемах охраны природы.

1Ознакомление с редкими и спасенными животными из Красной книги (белый медведь, тигр, орел, лебедь, журавль, бобр, соболь.)

2: Коррекция зрительно – слуховое восприятие.

3: Воспитывание бережного отношения к природе и животным.

1.Выставка книг по изучаемой теме.

Ход урока. Орг. момент.

Каждый день- всегда везде

На занятиях в игре

Смело четко говорим

И тихонечко сидим.

Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Открывается первая страница. (Прочитаем хором ОХРАНА ЖИВОТНЫХ)

Введение в тему.

На нашей планете вымерло очень много животных, причем более половины из них за последние пятьдесят лет. Некоторые животные вымерли по вине человека.

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у нее, все само собой восстановится, и просчитались. Некоторых животных совсем погубили, а некоторые находятся под угрозой. Это значит, что их уже мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

( Например: красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке , осталось примерно 200 животных. Почти полностью были истреблены такие животные, как зубры.

Когда - то был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Тогда же была создана специальная служба спасения, которая составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

В: Для чего нужна Красная книга?

(Она нам говорит о том, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

В:А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?

Д:( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения).

В: Книгу назвали Красной потому, что красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, который заставляет остановиться и одуматься.

Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление Красной книги потребовалось много лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

В:А как вы думаете почему?

(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)

Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дает хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. И вторая наша страница так и называется спасенные животные. А про каких животных мы будем говорить узнаем если отгадаете загадки. 1. Есть на речках лесорубы

В серебристо – бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины (БОБРЫ)

2.Очень ценный пушной зверек.

Был на грани уничтожения,

но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. (соболь).. Соболь - наземное животное, хорошо приспособлен к жизни в условиях снежных зим. Он хорошо ориентируется в пустотах под снегом, а благодаря широким лапам соболь достаточно свободно передвигается и по его поверхности. На деревьях же соболь чувствует себя неуверенно, потому что на них редко залезает. Прыгать с дерева на дерево он может, только если их ветки вместе, и потому, поднявшись на какое-либо дерево, с него же и спускается вниз. В поисках пищи соболь обычно передвигается спокойными ровными прыжками..

Мы шагаем , мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.( (Ходьба с подниманием рук)

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.( наклоны вперед, руками коснуться вниз выпрямиться, поднять руки вверх).

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим (бег на носочках).

Отправляемся дальше путешествовать. Следующей нашей страницей является редкие животные: Редкими стали – лебедь, это белый медведь, , орел-беркут, тигр, и журавль многие другие. А про лебедя нам расскажет …..

Лебеди бывают чисто белые, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами. Размах их крыльев достигает двух метров, а вес может превышать 15 кг. Лапы довольно короткие, из-за чего лебеди, передвигаясь по земле, производят неуклюжее впечатление. Зато у них очень развитая летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи километров при ежегодных перелётах на юг и обратно. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

Белый медведь — самый крупный из хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 1т.

Орел-беркут очень крупная лесная птица, размах крыльев 2 м, а масса тела от 2,5 до 4кг. Окраска птицы темно-коричневая, голова и шея светлее, на затылке золотисто-желтые перья, низ - светло коричневый, а хвост с черноватой вершиной. Ноги оперены до самых пальцев; на заднем пальце как пальцы. Живет в глухих участках высокоствольного леса, вблизи открытых пространств, необходимых для охоты.

Тигр- самый крупный зверь. Он ходит один т.к. он бродяга – одиночка. Питаются крупно – копытными животными. Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть. Живут тигры 25- 30 лет.

Журавли-. Это древнее семейство. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зерна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды. Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. Самый маленький журавль — красавка, самый крупный — австралийский . Самым тяжёлым журавлём считается японский, его вес осенью может достигать 11 кг. Гнезда они строят на земле.

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

В:А как вы думаете, для чего?

(Употребляем в пищу, у некоторых ценные меха, животные - это транспорт. Например олени в тундре. )

Но и потому что все животные очень красивы и интересны. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера- это дом.

Помните беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные: белка, еж, синица, дятел, жабы …

Много делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, заказниках, национальных парках. А вот об этом вы узнаете в старших классах. Помогают спасению редких животных и зоопарки.

Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь животные связаны между собой цепью питания. (Например: оберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле, которая ими питается. Так же надо беречь и дом животных – это леса, водоемы, луга.). Вот и путешествие подошло у нас с вами к концу. Подведем небольшой итог нашего занятия.

Зачем человек должен знать о красной книге?

Д: Что многие животные исчезают и их человек должен беречь.

В: А как вы понимаете слово беречь? (работа в группах) – правила поведения в природе.

- не разорять гнезда птиц.

- не истреблять животных.

- не кричать в лесу.

- не ломать ветки деревьев.

Берегите и охраняйте природу. Как можно и как нельзя относиться к ней, ты уже много знаешь и умеешь. Но еще больше предстоит узнать и научиться. По тому, как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

1. Ты видел. В лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи. А если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи. Они бы не летали?

2.Наверное даже если б знали

И даже если б понимали

То все равно взмывали, ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

3. А в небе – стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля ……. Скажи, что стало с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4. Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

А стаи черной саранчи?

5. Я не хочу такого мира,

Где все так серо, так уныло…

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздям рябины тонкой,

И синим глазом василька,

М свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие познакомит детей с некоторыми способами защиты животных от врагов.

Цели: познакомить учащихся с некоторыми способами защиты животных, интересными фактами из их жизни; развитие кругозора детей.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Велик мир живых существ, населяющий нашу планету. Это и микроскопические организмы, и животные огромных размеров, хищные и совсем безобидные. Немало в природе животных, у которых нет ни быстрых ног, ни острых когтей или острых зубов, но которые хорошо приспособились к условиям жизни и имеют особые средства защиты от врагов. Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами защиты животных.

2.Рассказ с демонстрацией.

Защитные приемы животных бесконечны в своем разнообразии. Многие из них привлекают внимание ученых, и, хотя не все они находят объяснения в науке, среди тех, которые удалось разгадать, есть достойные не только удивления и восхищения, но и подражания.

Защитная окраска

Часто окраска животных имеет сходство с окраской окружающей среды, в которой они живут. Например, пустынные змеи и ящерицы окрашены в серовато-желтый цвет, под стать цвету окружающей почвы и растительности, а животные, обитающие среди снегов, имеют белый мех и оперение.

Окраска, совпадающая с основным цветом окружающей среды и помогающая животному остаться незаметным для врага, называется покровительственной окраской или защитной. Такой тип окраски может быть в какой-то мере одинаковым для животных совершенно разных географических природных зон. Например, для кузнечиков и богомолов, лягушек, жаб или ящериц, обитающих в травянистом покрове средней зоны, характерна зеленая окраска. Она же преобладает и в раскраске насекомых, амфибий или рептилий тропических лесов, где даже среди птиц много видов с зеленым оперением.

Сезонная окраска

Немало животных, имеющих защитную окраску, меняют ее в зависимости от времени года, когда изменяется окраска окружающей среды. Например, обитатели тундры – песцы или куропатки (белая и тундряная) – летом имеют бурую окраску под цвет тундровой растительности и камней, покрытых лишайниками, а зимой она становится белой и сливается со снеговым покровом.

Изменяется в течение года цвет шерсти некоторых лесных зверей, таких как заяц-беляк, горностай, ласка. Весной и осенью, когда происходит процесс линьки, животные приобретают пятнистую окраску, которая также хорошо их маскирует на пестром ландшафте.

Сезонная окраска наблюдается и среди насекомых, например у листовидок. Со сложенными крыльями и подобранными лапками они удивительно похожи на лист, отсюда, видимо, и их название. Летом листовидки зеленые, а с наступлением осени цвет их крыльев становится буровато-желтым, под стать пожелтевшей листве, поэтому заметить это насекомое среди листьев в любое время года очень трудно.

Расчленяющая окраска

Окраска многих животных представляет собой сочетание контрастных по цвету пятен и полос, которые не соответствуют форме животного, но по тону и рисунку сливаются с окружающим фоном. Такая окраска как бы расчленяет тело животного, отсюда и ее название.

Расчленяющую окраску имею зебры и жирафы. Их полосатые и пятнистые фигуры почти незаметны на фоне растительности африканских саванн, особенно в сумерки, когда выходят на охоту хищники.

С помощью расчленяющей окраски достигается большой маскирующий эффект у некоторых амфибий. Характерен такой вид окраски и для многих обитателей подводного мира, особенно коралловых рыб. Наиболее пестрой окраской отличаются представители семейства щетинозубых, например, рыбы-ангелы и вымпельные щетинозубы.

Расчленяющая окраска встречается у насекомых. Ее маскирующая защитная роль, особенно велика для видов, которые демонстрируют ее, находясь в спокойном состоянии, как например, сидящая бабочка-медведица, колорадский жук.

Отпугивающая окраска

Животные с яркой окраской хорошо заметны на окружающем фоне. Как правило, такие животные держатся открыто, при опасности не прячутся. Им не нужно быть осторожными или торопливыми, поскольку чаще всего они бывают несъедобными. Их яркая окраска является своеобразным предупреждением для окружающих – не трогай!

Отпугивающая, или предупреждающая окраска представляет собой различные сочетания наиболее контрастных цветов: красного, желтого, черного, белого. Она характерна для многих жалящих насекомых, имеющих ядовитые железы, например, для ос, пчел и шершней. А также для насекомых с пахучими железами, например, жуков-нарывников, божьих коровок, гусениц молочайного бражника или махаона. Большинство птиц обычно не трогают насекомых с подобной окраской.

Отпугивающей окраской обладают и те виды животных, кожные железы которых выделяют ядовитую слизь, например, огненные саламандры или древолазы. Слизь древолазов настолько ядовита, что туземцы употребляют ее для обработки наконечников охотничьих стрел. Одна отравленная стрела может убить такого крупного зверя, как леопард.

Мимикрия

Среди насекомых широко распространено подражание жалоносным перепончатокрылым. Есть, например, бабочки-стеклянницы, похожие на шершней. Есть мухи-сирфиды, которых трудно отличить от ос, пчел и шмелей. У одних насекомых сходство очень велико, у других ограничено лишь окраской, но и в том, и в другом случае оно защищает их от многих птиц.

Меняющаяся окраска

Природа наградила некоторых животных способностью изменять окраску при переходе из одной цветовой среды в другую. Такое свойство служит животному надежной защитой, поскольку делает его малозаметным в любой обстановке.

Помимо рыбы камбалы, хорошо известной быстрой сменой окраски, меняет свой цвет под стать окружающей среде рыба талассома, которая в толще воды синяя, а на дне становится желтой. Мгновенно маскируются морские иглы, коньки и морские собачки: в зоне красных водорослей они приобретают красную окраску, среди зеленых водорослей – зеленую, в желтой среде становятся желтыми.

Меняют цвет и некоторые ящерицы. Особенно ярко это свойство проявляется у древесной ящерицы – хамелеона. Быстрая смена окраски от зеленой к желтой или бурой делает ее почти незаметной на ветках среди листвы. Кроме, того, хамелеон может отпугивать врага быстрой сменой окраски контрастных цветов, становясь то ярко-зеленым, то красным или черным.

Меняет цвет окраски в момент опасности и головоногий моллюск осьминог. Еще это животное может мгновенно маскироваться под грунт любого цвета, повторяя самый хитрый рисунок морского дна или водорослей. Особенно искусно это делают каракатицы.

Мастерски управляют своей расцветкой некоторые земноводные, ракообразные, насекомые и даже пауки, например паук-бокоход мизумена, его окраска становится то белой, то желтой, то зеленой, в зависимости от цвета листьев и лепестков по которым он перемещается.

Защитная форма

Есть немало животных, которые формой тела похожи на какой-либо предмет окружающей среды. Такое сходство нередко спасает животных от врагов, тем более, если животное имеет покровительственную окраску. Примером могут служить гусеницы большинства бабочек-пядениц. Когда гусеница сидит неподвижно на ветке, она вытягивается к ней под углом и становится похожей на короткий сучок или веточку. Еще более похожи на сухие ветки насекомые палочники, которые имеют характерную палочкообразную форму тела и конечностей.

Сходство с растениями особенно широко распространено среди тропических видов насекомых. Например, богомол дьявольский похож на цветок орхидеи, цикада аделунгия напоминает семена деревьев.

С помощью защитной формы тела маскируются и некоторые рыбы. Внешний облик таких рыб довольно своеобразен, да и названия у них у них оригинальные, например морской клоун, конек-тряпичник. Морской клоун живет в саргассовых водорослях, по которым передвигается с помощью грудных и брюшных плавников. Благодаря окраске и причудливой форме он совершенно теряется в зарослях. Мало напоминает рыбу и конек-тряпичник. Тело его снабжено многочисленными шипами и лентообразными кожистыми выростами, они все время колеблются, и поэтому отличить рыбу от водорослей почти невозможно.

Оборонительные выделения

Автотомия

Оригинальным оборонительным приемом у животных является автотомия – способность мгновенно отбрасывать определенную часть тела в момент нервного раздражения. Такая реакция характерна, например, для многих ящериц. Когда нападающий хватает ящерицу за хвост, она оставляет его врагу, а сама убегает. Самокалечение происходит не осознанно и не от непрочности органа (у мертвой ящерицы хвост оторвать очень трудно), а под влиянием нервного раздражения. Боль, причиненная хвосту, приводит к резкому сокращению определенных мышц, и хвост автоматически отбрасывается. Подобное явление происходит у пойманного за ногу паукообразного сенокосца. Автотомируют при опасности и некоторые виды насекомых, например кузнечики, палочники.

Рефлекторное самокалечение встречается и среди подводных животных. Схваченные за клешни речные раки или крабы обламывают конечности, причем, строго в определенном месте. Осьминоги жертвуют щупальцами. Некоторые виды голотурий при опасности выбрасывают на съедение врагу свои внутренности.

Отторгнутые органы продолжают какое-то время шевелиться: сокращаются отброшенные конечности, извиваются щупальца и хвосты, привлекая внимание нападающего. Благодаря этому животному удается спастись.

У некоторых животных утраченные органы восстанавливаются, например у ящериц, раков, палочников, голотурий, но у сенокосцев и кузнечиков этого не происходит.

Спасение в полете

В борьбе за сохранение жизни некоторые животные пользуются приемами, совершенно не свойственными представителям их класса. Так, среди рыб есть виды, которые приспособились к полету и используют его как способ защиты от нападения. К таким летунам относятся, например, рыбы из семейства летучих рыб и семейства клинобрюхих. Спасаясь от настигающих хищников, они выскакивают из воды. Летучие рыбы расправляют в воздухе огромные грудные, а некоторые виды и брюшные плавники и планируют над водой, пролетая обычно до нескольких десятков метров. Клинобрюшки держатся на поверхности благодаря быстрым и частым взмахам грудных плавников и могут пролететь до пяти метров.

Как не всегда спасают хищника острые клыки и сильные ноги, так и пассивные средства защиты не могут обеспечить животному полную безопасность. Например, покровительственная окраска спасает сидящую на дереве бабочку-ленточницу от птиц, которые хватают добычу на лету, но вряд ли убережет ее от тех, кто бегает по стволу и сует свой клюв во все щели. Также и предупреждающая окраска может отпугивать только тех животных, которые хорошо видят и у которых выработан условный рефлекс. К тому же есть немало животных, которые без вреда для себя поедают жалоносных насекомых, ядовитых змей или токсичных рыб.

Однако ценой именно таких частичных неизбежных жертв основная масса животных оказывается в значительной мере, застрахованной от нападения.

3. Физкультминутка.

Чтоб здоровье сохранить.
Надо с нами повторить:
Ноги шире, руки шире — в бок наклоны.
Три-четыре.
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
И с особым вдохновением
Дружно делаем вращения:
Раз-два-три-четыре.
Не мешает нам порой.
Поработать головой,
А еще точнее —
Поработать шеей.
Раз-два-три-четыре.
В заключении все вместе.
Совершаем бег на месте.
Ноги в руки дружно взяли —
Побежали, побежали!
И на месте стой, раз-два.
Зарядка, бодрость нам дала.

4.1. Просмотр видеофильма

- С какими способами защиты живых организмов вы познакомились?

-Какие способы защиты животных вас удивили?

-Что нового вы узнали о жизни животных?

Детям предлагается выбрать карточку с изображением животных и рассказать о том, как это животное защищается от врагов.

Список животных: кузнечик, камбала, заяц-беляк, рябчик, тигр, белка-летяга, колорадский жук, жираф, куропатка, речной рак, жук-бомбардир, божья коровка и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных.

Задачи: расширять и углублять знания о животном мире, встречающемся в нашем крае.

Предметные УУД: систематизировать знания об охране животных

Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; адекватно оценивать свои достижения

Познавательные УУД: познакомить учащихся с представителями животных Красной книги России и Тульской области, уметь формировать познавательные цели, проводить сбор и анализ информации, обобщать в виде проекта.

Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, формулировать высказывания, вступать в учебный диалог с учителем.

Личностные УУД: развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; мотивация к творческому труду, к работе на результат, воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

Оборудование: Красная книга; конверты с заданиями для групповой работы; презентация, листы и карандаши для выполнения задания.

- Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки.

А) «Зверь смешной в огромной клетке с ветки прыгает на ветку.

(слайд 2) обезьяна

Б) «Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка.

Г) «Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Д) «Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу.

(слайд 6) носорог

Е) «Он верен морю, как матрос, предвестник бури … (альбатрос)

Наборы букв раздать Групповая работа

- Теперь расшифруйте слово: возьмите из названия животных первую букву и соберите слово. Какое слово получилось?

- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен?

- Итак, тема нашего урока: Охрана животных.

- Зачем нужно охранять животных?

- Задачу мы поставили. Именно этим мы будем заниматься сегодня на уроке.

Причины исчезновения видов животных. - Первое, что мы должны выяснить: - Почему исчезают некоторые виды животных? (ответы детей)

- Проверить себя и возможно дополнить ответы вам поможет первое задание. У каждой группы есть конверт № 1с заданием. Капитан возьмет конверт. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Когда группа будет готова, капитан поднимет руку. Ребята других групп проверяют. Когда вы отвечаете, остальные группы слушают и могут задать по 1 вопросу.

- Прочтите задание. Назовите, какие причины обозначены условными знаками?

(1гр. – вырубка лесов –К чему это ведет?

- Охота – Как это влияет на жизнь животных ?

2 гр. - ловля животных ради развлечения

- браконьерство - К чему это ведет?

3 гр. – загрязнение воды и воздуха

– Что происходит с животными по этой причине?

- А как эта причина влияет на жизнь животных?

- Кто не согласен? (обращение к детям других групп)

- Итак, вот основные причины исчезновения животных в природе:

- Читает 1 ученик

Знакомство с Красной книгой.

- Животные играют огромную роль в природе. Лишь очень-очень маленькая часть животных погибает по естественным причинам – в связи с изменением климата на планете. Большая же часть погибает по вине человека. Люди жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и ради развлечения.

На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими .

Показ книги - Они внесены в Красную книгу.

- Почему книга именно Красного цвета? (красный цвет – сигнал опасности)

На доску - Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морше. В нее записаны животные и нашей страны.

На доску В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее включены 1116 видов животных.

Чтение стихов. 1 ученик

Охраняется Красной книгой столько редких животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.

Знакомство с представителями Красной книги.

- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?

Люди издавна охотятся на белых медведей ради мяса, жира и шкуры, поэтому количество белых медведей сократилось.

- Почему же это животное оказалось на страницах Красной книги? (фото)

Я хочу рассказать о тигре. В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 м, весит около 400кг. Тигры очень чистоплотны. В течении дня много времени вылизывают шерсть на теле. Живут тигры 30 лет.

В 1947 году в нашей стране запрещена охота на полосатого красавца. В конце 19 века тигров было около 100 тысяч. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили людям, что они готовят из частей тела лекарства от трусости, когти служили талисманами.

-Почему это животное люди истребляли? (фото)

А я хочу рассказать о соколе-сапсане. Это крупный сокол величиной с ворону. Сапсан, или русский сокол, служил символом смелости, удали и отваги. Гнездился в лесах на высоких деревьях. Откладывает 2-4 рыжеватых яйца, но выживает только 1-2 птенца. Вырубка лесов, браконьерство привели к тому, что сапсан стал редкой птицей, занесенной в Красную книгу.

- Почему эта птица занесена в Красную книгу?

- Кто запомнил какие животные занесены в Красную книгу России?

- Продолжим знакомство с представителями Красной книги.

Групповая работа. - Капитан возьмет конверт № 2. Внимательно прочитайте задание и выполните. Когда будете готовы, капитан поднимет руку.(Прочти описание, Назови это животное)

- Проверка. – Слушайте задание и ответ. Ребята других групп проверяют.

– Кто не согласен?

2 группа – фламинго

3 группа – беркут

Если не отгадали:

- Мы вам поможем, Еще раз прочитайте описание животного, а ребята из других групп попробуют отгадать.

- фото этих животных на слайдах

-кого из животных запомнили?

- Обратите внимание на страницы из Красной книги. Они разного цвета.

- Как вы думаете, почему?

- Животные и растения включены в Красную книгу не навечно, а с надеждой на то, что в результате принятых охранных мер, они перестанут нуждаться в защите.

- Красная книга – это документ временного действия, если люди узнают что-то новое, то вносят в Красную книгу. Некоторые животные уже не нуждаются в защите, и они попадают на зеленые страницы.

Давайте с вами посмотрим видеоролик о животных, занесенных в красную книгу.

5. Меры спасения животных.

- Но Красная книга – это книга сигналов тревоги и надежды. Ее еще называют книгой печали, так как там содержатся сведения о редких и совершенно исчезнувших с Земли животных и растении. Начиная с 17го века, вымерло 190 видов животных. Сейчас угроза нависла более чем над 500 видами.

- В чем же выход? Что делает человек, чтобы сберечь животных? (создает заповедники, заказники, питомники)

- Вспомним, что такое заповедник? (заповедник – территория, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс;

заказник – земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений;

зоопарк учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного)

- Что запрещено делать на территории заповедника? (запрещена охота и промышленное производство)

- А зачем вообще люди стали делать заказники, заповедники, зоопарки?

- От кого они собирались охранять животных?

- В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена или ограничена. - Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Тульской области. Показать кранную книгу

Выхухоль обыкновенная( ЛЕРА п., гигантская вечерница,(Огабек Э.) бурый медведь, (КСЮША М.)сурок обыкновенный,(АЛИНА С.).

Знакомство с экологическими правилами.

Раздаются экологические знаки (приложение).

-Ребята, с радостью бы пригласила вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы, но для начала нам нужно вспомнить правила друзей природы. У вас на столах лежат листы и карандаши. Изобразите с помощью рисунков правила поведения человека в природе. (ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ ДОКУМЕНТКАМЕРЫ)

V. Закрепление изученного материала

Вспомните, о каких животных мы говорили ?

Где могут найти защиту животные?

А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу!

Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, проанализируйте свою работу на уроке.
Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я хочу, чтобы…

А как вы думаете, нас можно считать экологами, ведь мы на уроке и животных узнали, которые находятся под оранной, и с правилам друзей природы познакомились, и меры, принимаемые для защиты животных узнали?

7. домашнее задание

Читайте также: