Моделирование швейного изделия 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

На данном уроке обучающиеся 5 класса познакомятся с профессией художник –модельер, художник – конструктор, технолог швейного производства, оператор швейного оборудования.

Научатся правильному измерению фигуры; определять положение конструктивных линий и изображать их на плоскости . Построят чертеж фартука

Оценить 196 0

КОГОБУ СШ пгт .Опарино

Конструирование и моделирование швейного изделия(фартук).

Урок разработан учителем технологии

КОГОБУ СШ пгт Опарино

Ноговицыной Светланой Афанасьевной

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4

1) Познакомить с построением и оформлением чертежей швейных изделий;

2) ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа фартука;

3) развивать пространственное мышление и воображение у детей.

4) научить строить чертеж фартука по своим меркам.

Методическое оснащение урока:

рисунки моделей рабочей одежды и фартуков;

чертеж фартука в М 1:1;

чертежные инструменты и принадлежности.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Для учеников:

инструкционная карта для расчета и построения чертежа;

материалы для закрепления знаний учащихся.

Межпредметные связи: математика, черчение.

Методы обучения:словесные, наглядные, практические.

На доске новые слова: масштаб, чертёж, художник-конструктор.

Технические средства обучения:

Программное обеспечение:

Операционная система Windows XP

1. Организационный момент:

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

(записать тему урока в тетради)

- доведение до учащихся плана урока

2. Актуализация знаний учащихся:

Какие мерки нужны для построения чертежа фартука?

Могут ли мерки быть для всех одинаковыми?

Почему мерки Ст, Сб записываются в половинном размере?

Какие инструменты нужны для построения чертежа?

В каком масштабе будем строить чертеж и почему?

3. Изложение нового материала:

Знакомство с построением и оформлением чертежей швейных изделий;

Знакомство с приемами расчета конструкции, правилами и

последовательностью выполнения чертежа фартука;

Сегодня у нас не совсем обычная тема, она очень тесно связана с точными науками, одну вы изучаете с первого класса – это математика, с другой вы ближе познакомитесь в старших классах – это черчение. Озвучиваю тему и цели урока. (Запись темы в тетрадь).

В названии темы урока есть слово МАСШТАБ. Сегодня на уроке вы узнаете, что оно обозначает.

. Кто создает рисунок? (Художник.)

А знаете ли вы, как называется профессия того, кто разрабатывает чертежи, по которым изготавливается одежда? (Это - художник-конструктор.)

Вы будете сегодня работать художниками-конструкторами, будете создавать чертеж фартука, но сначала давайте, с равнивая чертеж с готовым фартуком, попробуем ответить на вопросы:

Назовите парные детали фартука. (Бретели, карманы)

Какие конструктивные линии вы знаете? (Линия груди, линия талии, линия бёдер)

От каких мерок зависит длина, ширина нижней части фартука. Покажите на чертеже нижнюю часть фартука? (мерки Днч, Сб)

Покажите линии верха, низа, бока, середины нижней части фартука на чертеже. Где они расположены на готовом фартуке? (Если учащиеся затрудняются, показать на манекене).

Покажите на чертеже нагрудник. Назовите и покажите линии верха, низа, бока и середины нагрудника. Покажите их на готовом фартуке. (При затруднениях учащихся, показать на манекене).

От какой мерки зависит размер нагрудника? (Мерка Дн)

Сколько может быть бретелей? (Одна, две)

От какой мерки зависит длина пояса? (Мерка Ст)

Что называется отрезком? (Отрезок – это часть прямой, ограниченной двумя точками этой прямой с двух сторон)

На чертеже есть прямоугольники. Как при помощи прямоугольного треугольника начертить прямой угол?

4. Вопросы для закрепления:

Какие инструменты нужны для построения чертежа?

В каком масштабе будем строить чертеж и почему?

Какими линиями будем чертить чертеж?

5. Практическая работа.

Дети смотрят на экран и строят чертеж.

Записывают в тетрадь *Расчет и построение* из инструкционной карты.

Перед построением чертежа поясняю, что при конструировании одежды принято все отрезки обозначать русскими буквами, которые соответствуют данной конструктивной линии, например, верх фартука обозначают буквой - В, карманы – К, отрезки, относящиеся к талии – Т, низ фартука – Н.

Выполнение чертежа фартука проводится на типовой размер 134-72 по пунктам инструкционной карты. Объяснение приёмов расчёта и построения чертежа проводится в процессе выполнения практической работы. Получение формулы для расчёта ширины нижней части фартука объясняет учитель. Девочки строят чертёж в своих тетрадях (под контролем учителя). Готовый чертёж обводят сплошной основной линией, надписывают названия деталей и их количество, указывают направление нити основы.

6. Минутка отдыха

7. Для закрепления предлагается самостоятельная работа:

начертить пояс и бретели.

Вопросы для закрепления изученного материала:

Назовите и покажите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму?

Какой отрезок обозначает середину фартука, боковую линию фартука?

От какой мерки зависит ширина нижней части?

Объясните, почему при расчете пояса к мерке Ст дается большая прибавка - (20см).

Назовите парные детали фартука.

8. Рефлексия

9. Подведение итогов урока:

Выставление оценок, уборка рабочих мест.

10. Домашнее задание:

Подготовиться к практической работе по выполнению выкройки фартука на бумаге.

1.Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
2.Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы построили чертеж фартука.
Назовите детали фартука. Какой они формы?
Какая мерка нужна для определения длины фартука? Как она снимается?
Что такое конструирование одежды?
Чем занимается инженер – конструктор?
Почему чертеж фартука выполняют на половину фигуры?

Какие детали имеют линию середины?
3.Объяснение нового материала.
Каждый вид одежды имеет свое назначение. В зависимости от сезона мы выбираем одежду в соответствии с погодой. В школу и на работу – одну одежду, для торжественных случаев – другую. А как вы думаете, для чего предназначены фартуки и какими они бывают?
/ответы детей/
В одном и том же фартуке мы будем выполнять уборку и накрывать на стол для приема гостей?
/ответы детей/
Конечно, мы убедились, что фартуки не только предохраняют нашу одежду от загрязнения, но и являются одним из элементов традиционной школьной формы выпускниц, могут быть красивыми и нарядными.
Посмотрите на чертеж фартука. Если сделать выкройку, раскроить и сшить фартук, он получится вот таким:



Но интересно ли будет, если все сошьют совершенно одинаковые фартуки? Конечно, нет!
Сегодня на уроке мы узнаем, как можно получить разнообразные модели фартука на основе одного чертежа, научимся выполнять моделирование.
Посмотрите на этот рисунок.



Можно ли по имеющейся у нас выкройке сшить такой фартук?
/ответы детей/
Почему? (Предлагаю проверить соответствие формы деталей фартука и выкройки, найти ответ. Дети находят отличие. Делают вывод о том, что нужно изменить форму деталей фартука.)
Модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. То, чем одна модель отличается от другой, называется фасоном.
Моделирование - это изменение формы деталей одежды и подбор различных видов отделки ( учащиеся записывают в тетрадь)
Существует 2 вида моделирования: техническое и художественное.
Моделированием одежды занимаются представители таких профессий, как художник – модельер. Он моделирует одежду, подбирает к ней соответствующую отделку. Модельер – конструктор делает чертежи и выкройки.
Можно выделить несколько способов моделирования фартука: (запись в тетрадь)
1 - изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука.
2 - применение художественной отделки.
3 - моделирование цветом.
При разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.
Самый простой способ моделирования фартука – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука.



Отделка фартука. Отделка украшает и оживляет изделие, делает его привлекательным. Современные модельеры используют разнообразные её виды:ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.



Очень осторожными нужно быть при подборе отделки фартуков из цветной ткани. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткани с рисунком) или же цвет отделки, контрастный основному фону.



4. Вводный инструктаж и практическая работа.
На время нашей практической работы вы все станете модельерами и будете создавать свои модели фартуков. Не забываем о правилах безопасной работы с ножницами.
Задание №1.
Предложен эскиз фартука, даны шаблоны фартука с прямоугольной нижней частью. Необходимо выполнить изменения шаблона (из цветной бумаги) в соответствии с эскизом.
Задание №2.
К предложенному фартуку подобрать отделку контрастного цвета.
Задание №3.
Убери лишнее. Даны конверты с одним шаблоном нижней части фартука и несколькими вариантами нагрудника и кармана различной формы К предложенной нижней части фартука подобрать соответствующие по форме нагрудник и карман.
5.Физкультминутка.
Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
6. Закрепление.
Что такое моделирование?
Какие виды моделирования бывают?
Задание по картинке:



Как подбирают отделку для фартука?
7. Завершение урока, подведение итогов.
Взаимоконтроль выполненных практических работ. Выставление отметок.
Рефлексия. Учащиеся прикрепляют на доску веселые смайлики, если на уроке все получилось, или грустные, если были затруднения.
Домашнее задание: выполнить свой эскиз фартука с учетом имеющейся ткани для последующего изготовления на уроках.

5 класс

познакомить учащихся с процессом создания новых моделей;

расширить представления учащихся о композиции в одежде.

формирование у учащихся представлений о художественном и техническом моделировании, расширение знаний о гармоничном сочетании деталей по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки.

продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать инициативу учащихся.

воспитание у учащихся интереса к обучению, эстетический вкус, развитие культуры речи.

Тип урока : Комбинированный.

Методическое оснащение урока :

Материально-техническая база : Компьютер, проектор, экран, презентации темы.

Методы: Беседа, рассказ, объяснение, средства наглядности, метод проблемного обучения, дидактическая игра, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

План урока

1. Организационная часть.

- поиск путей решения проблемы.

3. Актуализация знаний:

4. Изложение нового материала:

Изложение нового материала:

7. Итоговая часть урока.

Ход урока:

1. Организационная часть. Время - 3 минуты.

Приветствие учителя и учащихся. Проверка явки учащихся на урок.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

2. Мотивация. Время проведения – 5 минут

А теперь я расскажу вам сказку. У бабушки одной моей знакомой девочки есть волшебный фартук. Он очень старый, но его все любят, потому что он вечером рассказывает интересные истории. Вот вчера он рассказал такую историю:

«Я родился очень – очень давно в далекой стране – Древнем Египте и меня носили только мальчики и мужчины. И я был очень популярным и знаменитым. Но спустя несколько столетий девочки и женщины тоже захотели со мной дружить и даже делали из меня юбочки. И тогда все захотели со мной дружить – меня надевали на праздник разные народы Мира.

Вот видите, насколько важной деталью одежды был фартук. А теперь посмотрите на нашу доску. Что вы видите?

- Это фартуки.

- Правильно. Что вы мне можете сказать об этих изделиях? Так как мы уже определили, что все эти изделия можно назвать фартуками, значит у них есть общие элементы. Как вы думаете какие?

Девочки отвечают, что у всех есть нагрудник, нижняя часть, карманы и т. д.

- Верно. И все таки, посмотрите внимательно, все они отличаются друг от друга. Подскажите мне, что в этих изделиях различно?

- Снова правильно. А как добиться того, чтобы каждый из фартуков не был похож на другой?

- Шить фартуки из разных тканей, изменить форму его частей и т. п.

Ученики записывают тему в тетрадь.

3. Актуализация знаний учащихся. Время - 5 минут.

Но прежде, чем мы начнем изучение новой темы. Давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке.

Напомните мне, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?

Что такое конструирование одежды?

Почему чертеж фартука можно сделать наполовину фигуры?

Назовите детали фартука?

Оценить работы, отметить лучшее время сборки.

4. Изучение нового материала. Время – 20 минут.

Моделирование – это процесс изменения чертежа изделия в соответствии с выбранной моделью.

Создателя образцов одежды называют модельерами. Художник по моделированию одежды может придумывать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Зародившейся образ модели он воплощает графически - в эскизе, который может быть исполнен как в черно-белом, так и в цветном варианте.

Объяснить учащимся, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. То чем одна модель отличается от другой, называется фасоном. При разработке модели одежды важная роль отводится деталям. Например, придумывая форму нагрудника или карманов, нужно подумать о предназначении фартука или, придумывая расположение кармана, нужно позаботиться о том, чтобы им было удобно пользоваться. Фартук – предназначен для предохранения одежды, отсюда форма и материал фартука будут зависеть от вида выполняемой работы. Для сварщика и рабочего завода фартук должен быть прочным и более закрытой формы, шьют такие фартуки из кожи или брезента.

Для того, чтобы правильно смоделировать фартук, учитывая назначение, тенденции моды, форму и т. д. необходимо знать способы моделирования.

Способы моделирования :

- изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука. Самый простой способ моделирования, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука;

Сейчас мы это рассмотрим на практике: Рассмотрите эскизы трех моделей фартука и эскизы карманов (Приложение 2). Подберите и прикрепите каждой из них свой карман и определите, где он должен располагаться. Обоснуйте свое решение. Время выполнения – 3 минут.

5. Физкульминутка. Прежде чем мы рассмотрим следующий способ, моделирования проведем физкультминутку для наших глаз.

.- применение художественной отделки. Отделкой для фартука могут быть готовые рюши, кружево, аппликация, вышивка, тесьма. Важно, чтобы виды отделок и украшений составляли единое целое с основным изделием.

- моделирование цветом. Необходимое условие красоты одежды, в том числе и фартуков - это гармония цвета, то есть согласованность в сочетании цветов. Как же подобрать гармоничный цвет отделки?

Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный - зеленый, желтый - синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называются контрастными

Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани.

Третий способ моделирования основывается не только на знании цветового круга, но и надо соблюдать правила моделирования.

Правила моделирования :

• Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной,

причем она должна совпадать с одной из красок ткани.

• Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть

• Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым, черным или

• Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу

несколько способов моделирования.

Практическая работа. Время выполнения - 10 минут.

Сейчас на практике вы попробуете себя в качестве художников-модельеров. Каждый ученик получает карточки. На них нужно дорисовать нагрудник, карманы. Подобрать из предложенных образцов ткань, подходящую своей модели. Продумать, какой могла бы быть отделка у каждого из этих фартуков.

Итак, мы с вами рассмотрели все этапы создания модели фартука. пора вносить изменения в базовую основу. Основой для изготовления модели одежды является чертеж. Чтобы выполнить новую модель, надо перенести на основу чертежа особенности фасона, отраженные в эскизе. Занимается этим модельер конструктор. После построения чертежа изготавливают выкройки (лекала) новой модели. Далее учащиеся выполняют практическую работу.

Вам нужно разработать эскиз модели фартука (можно воспользоваться эскизом, к которому подобран карман. Приклеить его в тетрадь). Справа от эскиза обведите шаблон основы чертежа и нанесите фасонные линии.

На листе цветной бумаги обведите шаблон основы чертежа и нанесите фасонные

линии. Разрежьте полученный чертеж на отдельные детали и приклейте

рядом с основой чертежа.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы.

Повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами.

Учащиеся рассказывают правила безопасной работы.

В тетради самостоятельно заканчивают выполнение моделирования модели № 1.

Во время выполнения практической работы проводится физкультминутка.

После этого девочки выполняют моделирование модели №2. В зависимости от уровня подготовленности обучающиеся выполняют моделирование модели №2 по аналогии с первой моделью, выбрав в качестве эскиза модель фартука, к которой подбирали карманы. Для более сложного уровня - раздаются карточки, с которой нужно перерисовать эскиз в тетрадь самим, а не приклеивать готовый. Придумывают отделку, подбирают её по цвету.

Сколько ткани необходимо купить на фартук и косынку. Для этого познакомимся с материалом учебника соответствующего параграфа на странице, которую вы найдете по оглавлению.

Если ширина ткани 80 см, то формула подсчета: Днч+Дгр+4см, если ширина ткани 140 см, то формула подсчета:Днч+4см.

На косынку необходимо к длине прямой стороны (40-50 см) прибавить 5 см. Эту величину сложить с расходом ткани на фартук.

6. рефлексия. время - 2 минуты

Что нового вы узнали на уроке?

Что такое моделирование?

В чем заключается работа художника по моделированию одежды?

Какого цвета отделку можно выбрать для фартука из белой ткани в синий горошек?

7. Итоговая часть урока. Время - 5 минут.

На завершающем этапе урока демонстрация наиболее удачных работ учащихся.

Дома с родителями выберите фасон фартука, определите, из какой он будет ткани, и какая у него будет отделка, зарисуйте модель фартука в тетрадь.

Уборка рабочих мест.

Конспект урока алгебры. Класс: 10 профильный Тема: Показательная функция, ее свойства и график Сценарий урока "Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил. " Л. Толстой Учитель: Егорова Н. М.

Цели урока: формирование основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия и способах их получения; озна­комление школьников с материалами, инструментами и при­способлениями для изготовления выкроек.

Ожидаемые учебные результаты

Общее представление о рациональной организации рабо­чего места при чертёжных работах и соблюдении правил безо­пасного труда, о построении чертежа швейного изделия с помо­щью чертёжных инструментов в натуральную величину, при­ёме копирования готовой выкройки.

Приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека.

Длительность урока: 2 академических часа.

Место проведения урока: школьные учебные мастерские, кабинет технологии швейных изделий.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация нагляд­ных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, комму­никативные (см. Приложение 1).

Формируемые УУД

- повышение мотивации, познавательного интереса при изучении основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия и способах их получения; озна­комление школьников с материалами, инструментами и при­способлениями для изготовления выкроек.

- проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, демонстрируют ответственное отношение к учению, владеют элементами организации умственного и физического труда.

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Изучение нового материала.

Конструирование швейных изделий.

Постановка цели и задачи урока:

формирование основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия.

Раздача инструкционных карт, организация работы в группах по правилам снятия мерок. Организует беседу о процессе определения размеров швейного изделия с использованием раздаточного материала.

Подводит итог беседы.

Извлекают информацию из прослушанного объяснения.

Называют:- Что такое шаблон? Для чего он нужен?

-Из чего изготовляют шаблоны?

поиск и выделение

необходимой учебно-познавательной информации, определение основной и второстепенной информации.

-Структурирование знаний о расположение конструктивных

линий фигуры.

осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

ника, корректируют ответы, принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Целеполагание как постановка учебной задачи: определения

уметь слушать согласно цели урока, уметь уточнять, дополнять, находить информационный материал

II Основная часть

Усвоение новых знаний и способов действий.

Делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Осуществлять поиск решения поставленных задач, осознанно рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.

Слышать, слушать и понимать партнера; планируют и согласованно осуществляют совместную деятельность, правильно выражают свои мысли.

Рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

В сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

прогнозирование, коррекция, оценка.

III Заключительная часть

Делаем вывод о общих правилах снятия мерок для построения швейного изделия.

Должны соблюдать правила техники безопасности при работе в мастерской.

снимать мерки с фигуры человека, записывать их;

выполнять чертеж швейного изделия 1:4, в натуральную величину.

Закрепить умения вносить соответствующие коррективы

Оценивают совместно с одноклассниками результат своих действий.

Актуализация

В целях актуализации полученных в начальной школе зна­ний предлагаю детям ответить на следующие вопросы.

-Что такое шаблон? Для чего он нужен?

-Из чего изготовляют шаблоны?

-Какое изделие из ткани вы вырезали по шаблону?

Объясняю обучающимся, что в 5 классе они научатся строить более сложные шаблоны: это чертежи одежды, сначала простые, в виде прямоугольника, а в старших классах — более сложные. Чер­тёж затем можно вырезать, получая выкройки, и моделировать, придумывая различные модели на основе этой выкройки.

Для этих занятий понадобятся инструменты и приспособ­ления, которые обучающимся уже частично знакомы. Можно продемонстрировать их, спрашивая, для чего нужен инстру­мент (линейка, карандаш, ножницы для бумаги). Незнакомые инструменты демонстрирую, сопровождая комментари­ем. Например, что сантиметровая лента предназначе­на для измерения участков фигуры человека. Портновские нож­ницы предназначены только для разрезания ткани, ими нельзя резать бумагу, иначе они быстро затупятся. Обращаю особое внимание детей на то, что к инструментам нужно бережно от­носиться, хранить их в определённом месте. Портновский мел можно заменить обмылком качественного мыла (для тёмных тканей) или мягким простым карандашом (для светлых тка­ней). Учитель для изложения этого материала может пользо­ваться рис. 79 из учебника или демонстрирую инстру­менты и приспособления из своей рабочей коробки.

Объясняю школьникам, что пошив одежды начинается со снятия мерок, а для этого нужно знать расположение конструктивных линий фигуры. Рассмотрите рис. 80 в учебнике. Рассказываю обучающимся правила снятия мерок.

Чертежи фартука и юбки с кулиской имеют прямоугольную форму. Чтобы научить построению таких чертежей, можно взять для примера чертёж фартука или юбки и объяснить, что построение проводят по одному алгоритму. При объяснении этого материала я пользуюсь чертежами в натуральную величину в виде таблиц или показываю слайды электронной пре­зентации.

Даю обучающимся пошаговые инструкции по построе­нию чертежа изделия прямоугольной формы с демонстрацией приёмов на доске. Объясняю ученикам, что чертёж симмет­ричного изделия принято делать в половинном размере.

Вначале нужно в верхнем левом углу большого листа милли­метровой бумаги отметить точку и провести от неё лучи вправо и вниз. Далее рассчитать длину отрезков по формулам, приве­дённым в учебнике:

Об: 4 + 10 см (ширина фартука);

От: 2 + 30 см (длина пояса-завязки).

(Для расчёта можно использовать нижний правый угол ли­ста. Рекомендую записывать расчётные формулы простым карандашом.)

Затем отложить полученные величины на лучах вправо и вниз и на этих отрезках построить прямоугольник и т. д.

Знакомлю учеников с возможностью использовать в ра­боте готовые выкройки, если они имеют более сложную конфигурацию и их трудно построить самостоятельно. Такие вы­кройки, например шорт или бермудов, выполненные на боль­ших листах бумаги, могут иметься в методической копилке учи­теля. Ученики выбирают подходящую по размеру готовую вы­кройку, копируют её на лист кальки, вырезают и используют для раскроя.

3. Первичное закрепление знаний и обратная связь

Перед проведением практической работы демонстри­рую приёмы снятия мерок, необходимых для изготовления швейного изделия в 5 классе, на манекене или фигуре одной из учениц.

Результаты измерений школьники записывают простым ка­рандашом в таблицу рабочей тетради (задание 1, с. 55).

Задание 2 практической работы № 13 — изготовить вы­кройки для образцов швов — можно порекомендовать выпол­нить дома.

Задание 3 — изготовить выкройку проектного швейного изде­лия. Если в качестве проектного изделия выбрано изделие, пред­ложенное в учебнике, можно построить выкройку, используя ­текст и рисунки. Если для проекта будет выбрано другое изделие, подходящее по сложности ученикам 5 класса, можно подготовить готовую выкройку, которую обучающийся скопирует через кальку.

Напоминаю, что каждый обучающийся строит чертёж свое­го проектного изделия в натуральную величину на большом ли­сте миллиметровой бумаги, предварительно выполнив необхо­димые расчёты.

Проверяю правильность построения чертежа у каждого обучающегося и только после этого разрешаю им готовить вы­кройку к раскрою. Если будут' обнаружены погрешности: в рас­чётах, построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою, снижаю оценку. За неправильное или небрежное вы­полнение каждого этапа оценка снижается на 1 балл.

Подведение итогов урока и рефлексия

Предлагаю ученикам ответить на контрольные вопросы

в конце § 18 учебника, оцениваю их ответы, обсуждаю с обучаю­щимися результаты выполнения практической работы № 13 в учебнике. Анализ выполнения практической работы и её оценка проводятся согласно предложенным критериям во вре­мя инструктажа.

Домашнее задание

1. Изготовить выкройки для образцов швов (задание 2 практической работы № 13).

2. Приготовить и принести на следующий урок выкройку проектного изделия, светлый ситец с мелким рисунком, ткань для проектного изделия; инструменты для раскройных работ.

Читайте также: