Моцарт симфония 40 конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

3. Повторите по тетради определение "Симфония" и её строение.

Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение.

Классическая симфонии состоит из 4-х частей, которые воплощают в себе разные стороны жизни человека.

1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, как правило, пишется в сонатной форме.

2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям.

3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.

4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке.

4. Прочитайте текст.

Симфония №40 В.А. Моцарта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывающие: воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Основной метод: объяснительный - иллюстративный

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь…

2. Начало урока. Введение в тему урока.

-Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Об австрийском композиторе В. Моцарте)

И так мы определили тему нашего урока. А назовем мы его так:

3. Основная часть.

- Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской и духовной музыки.

Сегодня на уроке речь пойдет о симфоническом творчестве композитора.

- Моцартом написано более 40 симфоний. При жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта изменилась неузнаваемо. Композитор является создателем жанра лирико-драматической симфонии. Язык симфоний Моцарта ближе всего к его оперной музыке. Темы симфоний мелодически выразительны, часто они связаны с мелодиями опер Моцарта, также в них слышны интонации бытовой народной музыки Австрии.

- Три последние симфонии являются самыми знаменитыми. Они считаются шедеврами и их часто исполняют во всех странах мира. Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Это был пик творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил композитора. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них, симфония №40, которую мы сегодня услышим, была с успехом исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.

Симфония № 40 – одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.

Цель: повысить уровень энергии в классе

5. Слушание музыки.

1 ч. - Музыка затрагивает искренние, глубокие чувства человеческой души. Первая часть симфонии не имеет вступления. Главная тема носит взволнованный характер, но вместе с тем отличается певучестью и задумчивостью. Побочная тема более спокойная, изящная, изысканная.

2 ч.- Как после бури наступает затишье, так после взволнованно прозвучавшей 1 части звучит светлая, умиротворенная, задумчивая, напевно-ласковая музыка. Основные темы дополняют друг друга. Все голоса оркестра поют, и пение это, как бы излучает теплый солнечный свет

3. -третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру, под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки.

6. Закрепление.

1. Работа в группах

Задание: выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке.

Задание: Выберите из высказываний великих людей о музыке слова, которые

характеризуют музыку Моцарта.

- Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. Максим Горький

- Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

- Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. (Платон)

- Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

7. Итог урока.

Учитель. Симфония № 40 обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.

Симфония – это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей).

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.

Обязательная литература

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вольфганг родился в 1756 году в Австрии и с очень раннего возраста стал обучаться музыке под руководством своего отца – Леопольда Моцарта. Старшая сестра Вольфганга – Мария Анна, родные звали её Наннерль, также обладала музыкальным талантом, и Леопольд мечтал о том, что его дети сделают музыкальную карьеру.

В то время жизнь музыкантов зависела от знатных покровителей, и Леопольд с раннего возраста стал возить детей в концертные туры по Европе для демонстрации их талантов и налаживания связей в обществе.

Шестилетний гений быстро завоевал любовь знатных особ, благодаря мастерству владения клавесином и исполнению виртуозных трюков на инструменте.

В 5 лет он стал сочинять первые произведения, а к 10 уже композитором, чьи первые симфонии были уже исполнены в Лондоне.

Моцарт работал во всех существующих в то время жанрах: писал оперы и симфонии, концерты и духовные произведения, сонаты и музыку для театра. Всего композитором было создано более 600 произведений.

Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта была непростой.

Кратковременный успех сменялся годами неудач.

Он пытался укрепиться в Вене, но ему зачастую отказывали в приёмах знатные особы, должности доставались другим композиторам.

Другая музыка, напротив, даже не была исполнена при жизни композитора.

Трудно поверить, что музыка Моцарта, имя которого знает весь мир, была не признана его современниками.

Одним из наиболее сложных для восприятия жанров в музыке является симфония.

Это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей).

В том виде, к которому мы привыкли, симфония появилась при Йосифе Гайдне – первом представителе Венской классической школы.

Симфонии редко имеют программную основу, т. е. не пишутся на основе литературного или художественного произведения.

Чтобы понимать симфонию, нужно разобраться в её структуре и основных принципах циклической формы.

Схема построения симфонии называется сонатно-симфоническим циклом. Это музыкальная форма, состоящая из 4 частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом.

Первая часть симфонии пишется, как правило, в сонатной форме, состоящей из трех основных разделов - экспозиции, разработки, репризы. Экспозиция включает изложение и развитие основных тем - главной и побочной партий.

Мелодия главной партии 40-ой симфонии Моцарта известна всему цивилизованному миру.

Одно из наиболее подходящих определений характера главной партии – трепетный.

Песенная мелодия главной партии состоит из интонаций "вздоха" и "вопросов", напоминает взволнованную речь человека.

Побочная тема – контрастна по отношению к главной. Будучи танцевальной по характеру, она звучит мягко и изящно.

Вторая часть 40-ой симфонии – Andante. Она контрастна первой части и олицетворяет умиротворений и покой.

Третью часть 40-ой симфонии традиционно написана в форме менуэта – старинного трёхчастного танца.

Четвёртую часть симфонии чаще всего пишут в форме рондо, где повторяющийся элемент - рефрен, звучит между эпизодами.

Но у Моцарта 4-я часть написана также в сонатной форме.

Четвертая часть 40-ой симфонии аналогично первой части написана композитором в форме сонатного allegro.

Резюмируем: в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта симфонии написаны в традициях данного жанра, установленными Йозефом Гайдном. Классическая симфония — это цикл, состоящий из 4-х контрастных частей.

Первая, быстрая, написана в сонатной форме.

Вторая, медленная – анданте.

Третья, как правило, менуэт, и четвёртая – рондо.

В дальнейшем симфония получила развитие в творчестве Бетховена, Шуберта, Бородина, Чайковского, Шостаковича и многих других композиторов.

Каждый из них по-своему

интерпретировал это жанр, показывая контраст частей, конфликт с его разрешением в финале произведения.

Моцарт оказал огромное влияние на последующих композиторов.

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.

Сюита состоит из 4-х частей, каждая из которых является переложением одного из произведений Моцарта.

Первая часть – Маленькая жига для клавира.

Вторая часть – менуэт для клавира.

Это часть представляет мотет.

Моцарта, написанный для хора, струнных инструментов и органа. Ференц Лист сделал фортепианное переложение этой музыки. А в “Моцартиану” Чайковский включил инструментовку этого переложения.

Таким образом, с помощью оркестровки малоизвестных в XIX веке произведений Моцарта, Петр Ильич Чайковский создал музыкальный памятник великому композитору.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Выделите верные высказывания, касающиеся двух композиторов.

Варианты ответа: Моцарт и Чайковский были современниками; Чайковский был учеником Моцарта; Моцарт не знал Чайковского; Чайковского вдохновляла музыка Моцарта; Моцарта вдохновляла музыка Чайковского; Чайковский и Моцарт жили в одном веке.

Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, в каком веке жили два упомянутых композитора: Вольфганг Амадей Моцарт и Пётр Ильич Чайковский. Моцарт – композитор XVIII века, годы жизни – 1756-1791; Чайковский – композитор XIX века, годы жизни – 1840-1893.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: композиторы не были современниками и не жили в одном веке, Чайковский не мог быть учеником Моцарта. Также Моцарта не могла вдохновлять музыка Чайковского, так как Чайковский родился спустя почти 50 лет после смерти Моцарта. Остаются правильные ответы: Моцарт действительно не знал Чайковского, и это Чайковского вдохновляла музыка Моцарта, а не наоборот.

№ 2. Какую музыку писал Моцарт? Выберите правильный ответ.

Варианты ответа: оперы; сонаты; симфонии; духовную музыку; работал во всех жанрах.

На уроке упоминалось, что Моцарт работал во всех существующих в его время жанрах. Он работал во всех вышеперечисленных жанрах: опера и симфония, соната и духовная музыка, и другие вокальные и инструментальные жанры.

Цель урока формирование музыкальной культуры учащихся Задачи Образовательные • закрепление понятий симфония • познакомить с венской классической симфонией, представителями венской классической школы • Постижение "40 симфонии" Моцарта через слушание и анализ музыки Развивающие • развитие образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать • развитие умение следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи. Воспитательные • воспитание любви к музыке, потребности общение с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В. А. Моцарта • воспитание культуры слушания у учащихся • обогащение духовного мира учащихся.

Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся

Методы обучения: объяснительный, звуковой и зрительной наглядности, метод повторения.

Оборудование: мультимедийная установка, муз. центр.

Музыкальный материал: В.А. Моцарт Симфония №40

Тип урока: урок получения новых знаний

Давайте вспомним, что такое симфония?

Правильно, Симфония – пишется для оркестра. В ней несколько частей, чаще всего четыре. Первая часть пишется в сонатной форме: состоит из трёх разделов (экспозиции, разработки и репризы).

Вторая часть симфонии - медленная, лирическая.

Третья - менуэт (иногда вместо менуэта в симфонии бывает скерцо).

Четвертая часть – финал - быстрая, стремительная.

Послушайте первую часть симфонии, постарайтесь проследить за тем, как меняется характер музыки при появлении новых мелодий-тем. (Звучит первая часть, педагог привлекает внимание детей к смене настроений)

А как называется музыкальное произведение, которое мы с вами слушали? ( Симфония №40)

Так какие чувства вызвала у вас эта музыка? (тревоги, смятения, взволнованности, трепетности, беспокойства, нежности).

Любая музыка начинает сочиняться композитором с музыкальной идеи, музыкальной интонации.

Предлагаю такое "зерно интонации": (проигрывание первой фразы главной партии экспозиции симфонии № 40 Моцарта). Скажите, какая по характеру эта музыка? (тревожная, взволнованная, жалобная).

Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых уже можно уловить состояние человека. Какое настроение несут в себе эти звуки? (Трепетное, взволнованное)

Что изображает постоянная пульсация в музыке? (Биение пульса, взволнованную речь)

Сердце ровно бьется? (Нет) Почему? (У взволнованного человека учащенное сердцебиение)

Слушаем дальше музыку Моцарта и определяем, что идет дальше? согласно строению экспозиции как называется эта тема? (это СВ.П.)

Какой характер музыки нового темы? Энергичный

Дальнейшее прослушивание тем П.п. и з.к. Как звучит побочная партия? В п.п. слышатся и теплота, и изящество, и тонкая одухотворенность, миг душевного покоя.

З.п. построенная на основном мотиве главной партии, напоминает своеобразный диалог:

Разнообразные музыкальные образы представлены в экспозиции.

А какая предстала перед нами П.П.? (танцевальная)

Как ведет П.П. себя в конце звучания? (набирает силу)

Скажите: на музыкальном материале какой темы построена З.П.?(Г.П.)

Таким образом: тема главного героя появлялась два раза: в начале и в конце экспозиции I части.

Какой становится Г.П. по характеру в конце?

Какая же из этих тем повлияла на развитие главного героя? (связующая партия)

Связующая партия дала свою энергию главному герою, как бы разрушив её драматизм, гармонизовала отношения между главной темой (Г.П.) и побочной темой (П.П.)

Это произведение В.Моцарт написал не в самые лучшие годы своей жизни. Материальная нужда, постоянное перенапряжение в работе приводило его в отчаяние. Любителям легкой, развлекательной музыки оно казалось странным, непонятным и сложным.

Почему же мы – люди, живущие в XXI веке, так откликаемся на эту музыку

Здесь глубоко выражены переживания людей. Она настраивает всех людей на одну эмоциональную волну.

Читайте также: