Конспект урока изо 5 класс пространство и время многомерность мира

Обновлено: 06.07.2024

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины : набросок, этюд.

Демонстрационный материал: учебник, мультимедийная презентация по теме, варианты образцов рисунка.

Оборудование: учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной, альбом, краски, карандаши, кисти, салфетка, стаканчик с водой.

Планируемые и образовательные результаты:

Предметные: научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, соотносить свои действия с поставленными результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, пользоваться средствами художественной выразительности; овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Метапредметные УУД: регулятивные – научатся понимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

I .Организационный этап

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

II .Введение в тему урока

-Как вы думаете, какую подготовительную работу ведет художник перед написанием своих картин? (художник изучает натуру)

- При изучении натуры художник выполняет множество набросков и этюдов.

Что вы знаете о набросках и этюдах?

Показ презентации по теме урока

Обучающие с опорой на презентацию определяют, что все представленные наброски и этюды живописные, выполненные в различных живописных техниках.

- Назовите тему сегодняшнего урока (Наброски и этюды в различных живописных техниках)

III . Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (выполнять наброски и этюды).

- У вас на партах акварельные краски, для чего они нам понадобятся? (выполнять живописные наброски и этюды)

Первичное усвоение новых знаний. Работа с презентацией по теме урока

Далее на слайде даны определения:

Этюд – промежуточный вспомогательный этап в работе над картиной, выполненный с натуры с целью изучения данной натуры. Чаще этюд представлен в живописных техниках.

Набросок – промежуточный вспомогательный этап над конкретной картиной, который представляет собой быстрый рисунок с натуры, который призван к тому, чтобы запечатлеть основные контуры, лини и прочее. Набросок чаще представлен графическими техниками, но может быть выполнен и красками.

IV .Первичная проверка понимания

- Вы прочитали определения наброска и этюда. В чем их сходство? А в чем их отличие?

- В какой технике чаще представлен этюд?

- В какой технике чаще представлен набросок?

Работа с информацией в учебнике. Презентация с примерами иллюстраций

На слайде презентации представлены примеры живописных набросков и этюдов.

- Откройте ваши учебники на странице 77, прочитайте информацию о живописном наброске, живописном этюде.

- В чем особенность живописного наброска?

- В чем особенность живописного этюда?

- Назовите существенные отличия живописного наброска от живописного этюда.

- Откройте страницу 78 в учебнике. Перед вами живописные наброски и этюды. Определите, где представлены наброски, а где этюды. Проаргументируйте свой выбор (дети называют отличительные особенности набросков от этюдов).

- Над живописным этюдом художник работает дольше. Этюд является творческим дневником художника, в котором хранятся не только образы и мотивы, но и настроение, мысли и состояние живописца.

- Живописный набросок акварелью или краткосрочный этюд акварелью – это достаточно сложные задания. Выполняя набросок или этюд, сосредотачиваются на самом главном и характерном для натуры.

Показ выполнения приемов учителем

- Начинать работу в живописи данным методом целесообразно с самых ярких насыщенных цветов при необходимости для внесения в цвет или тон корректировки поправки следует вносит сразу по красочному слою, который еще не просох.

V .Творческая практическая деятельность (закрепление нового материала)

- Рассмотрите этюды и наброски в презентации. Чем они отличаются? В какой последовательности выполняются этюды?

Физкультминутка

- Закройте глаза. Представьте, что у вас в руках кисть. Выполните этюд. Раскрасьте небо. Нарисуйте цветочную поляну. Представьте себе пение птиц, легкий ветерок. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох, откройте глаза.

Практическая деятельность

- Перед вами букет. Разделите альбомный лист на две части. Выполните сначала набросок на одной из частей листа, а затем быстрый этюд акварельными красками.

- С чего следует начинать работу?

Педагог наблюдает, советует, обращает внимание на недочеты ребят.

VI .Итог урока

Выставка работ

Выставка работ учеников организуется по рядам. Сначала первый ряд выходит к доске.

- Обратите внимание на работы одноклассников.

- Какие из работ на ваш взгляд наиболее удачные? Почему? Докажите свой выбор.

Аналогичная работа ведется с живописными работами второго и третьего рядов.

- Напомните еще раз тему нашего урока?

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Чем занимались? В чем отличие наброска от этюда?

- Понравились ли вам ваши работы?

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Если вы считаете, что справилась с живописной работой на отлично – поднимите картинку с изображением смеющегося смайлика; если у вас были незначительные недочеты – картинку с улыбающимся смайликом; если вы считаете, что предстоит многое доработать – поднимите картинку со смайликом, который держит в руках краски и кисти.


Презентация по теме "Изображение пространства" предназначена для урока изобразительного искусства в 6 классе.

Содержимое разработки

Назовите жанры 2 1 4 3

Назовите жанр этой картины

Назовите жанр этой картины

Назовите жанр этой картины

Назовите жанр этой картины

Определите виды пейзажа 2 1 3 4

Определите виды пейзажа

Определите виды пейзажа

Определите виды пейзажа

 Изображение пространства

Изображение пространства

Способы изображения пространства были разными в различные эпохи. В эпоху Древнего Египта изображение располагали рядами, подобно строкам письма.

Способы изображения пространства были разными в различные эпохи. В эпоху Древнего Египта изображение располагали рядами, подобно строкам письма.

Величина фигуры указывала на её значимость. Самыми крупными были боги и фараоны.

Величина фигуры указывала на её значимость. Самыми крупными были боги и фараоны.

Изображения Древнего Египта не передавали глубину, протяжённость земли и воздуха. Изображение наносилось на плоскость не так, как видит глаз, а так, чтобы наиболее выразить суть.

Изображения Древнего Египта не передавали глубину, протяжённость земли и воздуха. Изображение наносилось на плоскость не так, как видит глаз, а так, чтобы наиболее выразить суть.

Когда мы смотрим на китайскую картину, возникает ощущение, будто художник изображал предметы, как бы глядя на них с далёкой вершины горы.

Когда мы смотрим на китайскую картину, возникает ощущение, будто художник изображал предметы, как бы глядя на них с далёкой вершины горы.

В Древней Греции происходят изменения в изображении пространства. Греческие живописцы изображали не само пространство, а фигуру в пространстве. Существовал только передний план, только близкие предметы. Но каждый предмет мог рассматриваться под разными углами зрения – то сверху, то сбоку, то снизу. Фигуры не перекрывались друг другом.

В Древней Греции происходят изменения в изображении пространства. Греческие живописцы изображали не само пространство, а фигуру в пространстве. Существовал только передний план, только близкие предметы. Но каждый предмет мог рассматриваться под разными углами зрения – то сверху, то сбоку, то снизу. Фигуры не перекрывались друг другом.

С развитием городов, торговли всё более развивалось желание художников создавать правдоподобные изображения. Глубину передают через перекрытие, нагромождение и уменьшение предметов. Возникает линейная перспектива.

Как образуется линейная перспектива? При построении рисунка, если не изображается, то хотя бы предполагается линия горизонта, к которой сходятся параллельные линии. Посмотрите когда-нибудь на уходящую вдаль дорогу. У горизонта её края сольются в одной точке. Чем предмет дальше, тем он кажется меньше.

Как образуется линейная перспектива? При построении рисунка, если не изображается, то хотя бы предполагается линия горизонта, к которой сходятся параллельные линии. Посмотрите когда-нибудь на уходящую вдаль дорогу. У горизонта её края сольются в одной точке. Чем предмет дальше, тем он кажется меньше.

точка схода уровень горизонта

точка схода

уровень горизонта


Линейная перспектива – двухточечная, когда предметы проецируются на основе линий, сходящихся в двух точках схода, которые находятся на линии горизонта как правило за пределами листа.

Линейная перспектива – двухточечная, когда предметы проецируются на основе линий, сходящихся в двух точках схода, которые находятся на линии горизонта как правило за пределами листа.

2 точка схода 1 точка схода

2 точка схода

1 точка схода



Задание Нарисовать пейзаж родной природы с изображением пространства. Выполнить работу красками: гуашь или акварель.

Нарисовать пейзаж родной природы с изображением пространства. Выполнить работу красками: гуашь или акварель.

В методическом пособии даны рекомендации по планированию и проведению уроков, сформулированы цели, задачи для каждого урока, описаны приемы работы, ожидаемые результаты, перечислены необходимые художественные материалы.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и примерной основной образовательной программе основного общего образования.

  1. Предисловие
  2. Рабочая программа (выдержки)
    • Пояснительная записка
    • Планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству
    • Тематическое планирование
  3. Методические рекомендации
    • Урок 1. Человек, природа, искусство
    • Урок 2. Многомерность мира
    • Урок 3. Природные формы в архитектуре
    • Урок 4. Анималистический жанр
    • Урок 5. Растительные мотивы в изобразительном искусстве
    • Урок 6. Стилизация природных форм
    • Урок 7. Зодчество
    • Урок 8. Образы старинной архитектуры
    • Урок 9. Конструктивные особенности архитектуры
    • Урок 10. Объемные формы в изобразительном искусстве
    • Урок 11. Штрих в изобразительном искусстве
    • Урок 12. Рисуем натюрморт (передача светотени и объема в рисунке)
    • Урок 13. Перспектива в открытом пространстве
    • Урок 14. Мифы Древней Греции
    • Урок 15. Скульптура Древней Греции
    • Урок 16. Изображаем человека по древнегреческим канонам
    • Урок 17. Чернофигурные вазы Древней Греции
    • Урок 18. Идем в музей
    • Урок 19. Славянские мифы о сотворении мира
    • Урок 20. Мифологическая картина Русской земли
    • Урок 21. Былинный образ Русской земли
    • Урок 22. Илья Муромец и Соловей-разбойник
    • Урок 23. Народный костюм. Головной убор
    • Урок 24. Народный костюм. Одежда
    • Урок 25. Народные праздники. Святки
    • Урок 26. Масленица
    • Урок 27. Этнографический музей
    • Урок 28. Печные изразцы
    • Урок 29. Расписывание изразцов
    • Урок 30. Прядение — вид народного ремесла
    • Урок 31. Прялка
    • Урок 32. Кукла как часть народной культуры
    • Урок 33. Ткачество и лоскутное шитье
    • Урок 34. Вышивка
    • Урок 35. Великие имена в искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2015 г.). (авторы Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л. Г.Савенкова, М.: Вентана-Граф, 2015) . Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ / -М. : Вентана – Граф, 2015.

І. Планируемые результаты освоения курса в 5 классе:

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

4. формирование духовных и эстетических потребностей;

5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы

8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

6.При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) через использование (применение) следующих педагогических технологий, в т.ч. инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

Технологии уровневой дифференциации

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)

Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что отражено в календарно-тематическом планировании.

Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Новизна разработанных требований в соответствии с ФГОС предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение обучающимися предметных умений, но и развитие у них общих учебных умений и обобщённых способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности.

8. Нацеленность обучения ИКТ отражена в календарно-тематическом планировании. ИКТ-технологии будут использоваться на всех этапах, как при подготовке урока, так и в его процессе: при объяснении, закреплении, повторении, систематизации. Преимуществами использования ИКТ является: индивидуализация обучения.

Особое внимание при реализации данной рабочей программы будет уделено формированию проектного мышления как ключевой компетентности. Ввиду этого в календано-тематическом планировании отражена организация проектной деятельности на уроке.

10. Преподавание курса будет вестись по учебнику :

Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова Изобразительное искусство : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенкова – М. : Вентана-Граф, 2015.

ІІ. Содержание учебного предмета.

Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.

Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;

Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.

• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.

• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка.

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством.

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении.

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.

9. Активное творчество самих детей.

3.Ценностные ориентиры содержания.

Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

Место изобразительного искусства в учебном плане.

В соответствии с учебным планом для основного общего образования .Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель ).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Пространство и время. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Пространство и время в мифопоэтической картине мира Мифологические представления о пространстве и времени, как показывает современная наука, содержали в себе интуитивные догадки, до которых наука доходит только сегодня.

Пространство и время в мифопоэтической картине мира В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность, значения места, в котором может оказаться человек. Центр пространства - это место особой сакральной ценности. Периферия пространства - это зона опасности, которую в сказках и мифах должен преодолеть герой. Победа над этим местом и злыми силами обозначает факт освоения пространства.

Пространство и время в мифопоэтической картине мира Пространство в мифологическую эпоху представляло собой своеобразное место, в котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, добрых или злых сил природы, людей, животных и растений. Это было вместилище всех предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена неким закономерностям. Это был образ, прежде всего культурного пространства, которое было разнородно, а поэтому его отдельные места были заполнены специфическими смыслами и значениями для человека.

Пространство и время в религиозной картине мира Представления о пространстве и времени в религии двойственны: существует пространство и время профанного, эмпирического мира и мира сакрального. Причем в божественном мире время трансформируется в вечность, а пространство распадается на различные уровни: небо (рай) и подземное царство (ад). Небесное и подземное царства в свою очередь подразделяются на подуровни, выстраиваясь в сложные иерархии.

Пространство и время в религиозной картине мира Если в представлении о сакральном времени различные религии сходятся (время божества – это вечность), то в понимании времени обыденного мира предлагаются разные варианты. Христианское время растянуто в линию: от сотворения мира через грехопадение первых людей до второго пришествия Бога и Страшного суда. Начало и конец земного времени смыкаются с божественным, а все, что происходит внутри исторической линии, предопределено замыслом Бога и развивается в соответствии с его волей. В греческом политеизме или в буддизме предлагается циклическая концепция времени. Вселенная возникает из хаоса, развивается, а затем погибает, чтобы родиться вновь. Причина гибели, как правило, одна и та же: грехи человека, сумма которых превысила некий заданный уровень, удерживающий мир от гибели.

Пространство и время в научной картине мира В истории философии сложились две концепции относительно понимания пространства и времени, которые можно обозначить как субстанциональная и реляционная. Суть их заключается в выяснении вопроса: в каком отношении находятся пространство и время к материи.

Субстанциальная концепция Субстанциальная концепция. В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности.

В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений. Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений. Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме.

Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И, наконец, что проблема установления одновременности событий решается через конвенцию - соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И, наконец, что проблема установления одновременности событий решается через конвенцию - соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношений между объектами. Позже в общей теории относительности пространство и время связываются также с другими материальными свойствами, например с тяготением, с распределением массы.

И. Кант, говорил о пространстве и времени как об априорных формах нашего рассудка, который интерпретирует мир соответствующим образом. И. Кант, говорил о пространстве и времени как об априорных формах нашего рассудка, который интерпретирует мир соответствующим образом.

Читайте также: