Многообразие живых организмов осенние явления в жизни растений и животных 5 класс биология конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя : Бодякина Наталья Дмитриевна

Предмет : биология

Тип урока : комбинированный

Форма проведения урока : экскурсия

Учебник : Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. –М.: Дрофа, 2020 (линейный курс).

Деятельностная цель: при изучении учебного материала об осенних изменениях в природе и многообразии живых организмов формировать познавательные универсальные учебные действия.

Предметно - дидактическая цель : изучить разнообразие живых организмов с.Александрия, а так же осенние явления в их жизни на примере живых организмов территории школы.

Планируемые результаты обучения.

Предметные : начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные : развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, анализировать результаты наблюдений и делать выводы

Личностные : формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры, развития интереса к биологии, активности, мобильности; умения работать в коллективе и находить согласованные решения.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: осваивают начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде;

приобретают навыки правильного поведения в природе;

строят логическое рассуждение о причинах листопада, изменения окраски листьев,

сравнивают объекты деревья, травы, кустарники по заданным критериям;

осваивают основы реализации исследовательской деятельности;

используют приобретённые знания для выполнения заданий.

Коммуникативные: определяют цель урока, свои функции, умение слушать;

самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе;

используют речевые средства для представления результата.

Личностные: проявляют интерес к изучению темы;

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения; любовь и бережное отношения к родной природе, экологическую культуру.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью;

работают по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно, выделяют и осознают то, что уже усвоено и подлежит усвоению.

Методы обучения : словесные, наглядные

Структура и ход урока

Содержание, деятельность учителя

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат "Словарики настроений", они находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

- А у меня настроение просто хорошее, потому что вижу, вы все ждете интересного урока. Очень надеюсь, что именно таким он и будет!

- у меня настроение спокойное, я уверен, что у меня на уроке все получится.

- А у меня ожидающее, потому что нам сказали взять из гардероба куртки, значит мы пойдем на улицу.

Постановка учебных задач

«Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

- Кто является его автором?

- Кто из вас любит осень?

- Почему вам нравится осень? Чем осень отличается от других времен года?

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

( На доске открывает записанную тему урока и цель)

- Чтобы достичь цели, какой основной метод будем использовать?

Ученики называют автора, отвечают на вопросы учителя.

- Предлагают способы достижения цели: провести наблюдения за природными объектами, послушать рассказ учителя.

Изучение нового материла.

1.Актуализация опорных знаний.

2.Совместное открытие нового знания

Учитель проводит обучающихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. Знакомит с видами растений и животных, встречающихся на территории школьного двора, обращает внимание на различия окраски листьев, листопад у растений, на поведение животных и погодные условия.

Учитель делит класс на три группы. Для этого в коробке лежат листочки зеленого, красного и желтого цветов.

Каждая группа получает задание на рабочих листах. Повторяем правила поведения в природе и выходим.

На самостоятельную работу отводится 7-10 минут.

Работа в кабинете.

Отчет каждой группы.

Письменный отчет об экскурсии.

На слайде показаны правила оформления отчета:

Тема экскурсии, цель, задание 1, вывод.

- Слушают, анализируют, задают вопросы.

Формируют три группы.

- Учатся вести наблюдения, задают вопросы учителю, работают совместно в группе

Задают вопросы друг другу

Работа в тетрадях.

Учитель называет разные причины листопада, отлета птиц, изменения окраски листьев

Обучающиеся на верное суждение поднимают руки, неверное - нет

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?

• показать многообразие растений, животных и других организмов,их связь с окружающей средой;

• ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.

Метапредметные : учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные : у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры.

Основные понятия урока : разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Деятельность учащихся : работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с другими учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.

Оборудование : блокнот, простые карандаши, фотоаппарат, папка.

Дополнительный набор : карта местности, компас, верёвка, лопатка.

I . Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

II . Содержание экскурсии.

Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту.

В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.

III. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся распределяются на группы и выполняют следующие задания.

1. Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?

2 . Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.

1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников вида (акация, клен, вяз, смородина, сирень и др.), растущих в разных условиях (непосредственно в парке , пришкольном дворе,нескольких метрах от неё, ), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.

2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.

2 . Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.

1 . Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

2 . Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

1. Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.

2 . Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.

IV. Подведение итогов экскурсии

V. Домашнее задание .Оформить в рабочей тетради отчёт о проведённой экскурсии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс.


Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год. Урок по.


План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии.


Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений.


План отчёта по экскурсии "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных".


Урок-экскурсия "Многообразие живых организмов", 6 класс

Представленный материал содержит описание урока-экскурсии "Многообразие живых организмов" для учащихся 6 класса.


Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы.

Место экскурсии – школьный парк.
Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.
Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
Объекты: растения и животные парка.

1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):

а) изменение окраски листьев ;
б) листопад

а) клен, берёза, осина;
б) липа, тополь, рябина.

2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?

3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?

Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.

Задание 2

1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.


2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.

Задание 3

1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способ их распространения. Данные занесите в таблицу.

Растение Цветения Плод Семя Распространение семян
Петунья Цветут Еще не созрел Не созрели Человеком и животными
Бархатцы Цветут Еще не созрел Не созрели Человеком
Рябина Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными
Облепиха Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными
Яблоня Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными


2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.

Задание 4

1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.


Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Харабардина Людмила Николаевна

Класс: 5 Предмет биология

Базовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник.- 3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2014. -141с.

Деятельностная цель: при изучении учебного материала об осенних изменениях в природе формировать познавательные универсальные учебные действия.

Предметно - дидактическая цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Задачи: - показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой; - ознакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные: развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, анализировать результаты наблюдений и делать выводы

Личностные: формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры.

Коммуникативные УУД: сформировать умение слушать и понимать речь других людей; - умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; - выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии.

Методы обучения: словесные, наглядные

Обеспечение урока: рабочие листы учеников, блокноты, простые карандаши, контейнеры для сбора природного материала.

У каких деревьев и кустарников началось(лся):
а) изменение окраски листьев: клен
б) листопад: береза
На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?
На верхушках.
Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?
Птицы, их гнезда, дождевые черви.

Задание 2

1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.

8_ЗАП_ЗЕЛ.jpg

2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Стрижи, ласточки и другие птицы улетают на юг, медведи и другие животные впадают в спячку
Задание 3

Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения. Данные занесите в таблицу.

ветром и насекомыми

насекомыми и животными

птицами, животными и насекомыми

Задание 4
1) Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких - позже.
Раньше: липа, береза.
Позже: клён, ольха.

2) Опишите приспособления встретившихся животных к определенным условиям жизни.

обтекаемая форма тела

острый клюв, позволяющий разбивать орехи

острый клюв, позволяющий разбивать стволы деревьев

Читайте также: