Конспект занятия тон и полутон

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня поговорим о знаках альтерации, тоне-полутоне, тональности, интервалах и длительностях .

Знаки альтерации

Они меняют высоту ноты на полтона. Их ставят прямо перед нотой (случайные) или при ключе (в самом начале пьесы), например на линейке ноты ФА. Тогда каждый знак действует на все ноты ФА в этой пьесе.

  • Диез — повышает ноту на полтона;
  • Бемоль — понижает на полтона;
  • Бекар — отменяет действие любого знака

Тон и полутон

Наименьшее расстояние между нотами в классической и популярной (европейской) музыке — полутон. Тон — это просто два полутона.

Хотя в восточной музыке и блюзе используются четверть-тоны и другие дробные расстояния.

Где находятся тон с полутоном на фортепиано:

И тоже самое - на гитаре:

Тональность

Прежде чем понять что такое тональность, разберемся, что есть Лад.

Лад - это звукоряд, в котором есть ГЛАВНАЯ ступень (или Тоника). От нее отсчитываются остальные ступени. Так как лад может состоять из разного набора тонов и полутонов, он обладает определенным звучанием или настроением.

Формула мажорного лада на фортепиано - обратите внимание на состав тонов и полутонов в нем.

А тональность - это просто расположение лада по высоте!

Например, сыграем мажор от ноты До - и мы в тональности До-мажор. А мажорный лад от ноты Ре даст нам уже Ре-мажорную тональность.

Современный стандарт из 24 тональностей - 12 мажоров и 12 миноров появился, когда октаву разделили на 12 равных частей-полутонов. Это дало возможность писать музыку во всех тональностях, т.к. раньше некоторые интервалы в некоторых тональностях звучали грязно.

Интервалы

Интервал — это расстояние между двумя звуками.

Интервалы могут образовывать мелодию, если берутся последовательно, и гармонию — если взяты одновременно.

Очевидно, что расстояние между основанием и вершиной интервала может быть очень большим . Стоит запомнить названия восьми основных интервалов (некоторые из них бывают большими и малыми):

  1. малая секунда (1 полутон);
  2. большая секунда (2 полутона);
  3. малая терция (3 полутона);
  4. большая терция (4 полутона);
  5. чистая кварта (5 полутонов);
  6. увеличенная кварта (6 полутонов);
  7. чистая квинта (7 полутонов);
  8. малая секста (8 полутонов);
  9. большая секста (9 полутонов);
  10. малая септима (10 полутонов);
  11. большая септима (11 полутонов);
  12. чистая октава (12 полутонов).

Длительности

Длительность - это то, сколько длится одна нота относительно других!

Тут ключевое слово относительно , тк одна и та же длительность в разном темпе (скорости пьесы) будет звучать длиннее или короче!

✔ Целая нота — самая длинная. Она длится четыре удара метронома.

✔ Половинная нота — в 2 раза короче целой ноты, на 2 удара.

✔ Четвертная нота — длится 1 удар метронома.

✔ Восьмая нота — на каждый удар метронома приходится 2 таких ноты.

✔ Шестнадцатая нота — в 2 раза быстрее, чем восьмушка, 4 ноты на каждый удар.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ася старательно играла по нотам песенку и все время прислушивалась, чтобы звуки получались певучие и не "кричали" Песенка была ей знакома. Она состояла всего из трех нот: ДО РЕ и МИ.

Нечаянно сбившись и рассердившись на себя, девочка сама не заметила, как резко нажала на клавиши.

И вдруг ДО и РЕ перестали звучать! Ася ничего не могла понять и страшно забеспокоилась: "Что-то случилось с моим инструментом! Ну что ж, попробую поиграть на других клавишах".

Ася сыграла песенку от МИ.
МИ- ФА-СОЛЬ отозвались клавиши. "Кот" получился какой-то не такой! Вроде тоже три ноты сначала наверх поднимаются, затем вниз опускаются. Только кот уже совсем с другим характером получался."Нет это совсем не про того кота- воркота песенка" - подумала Ася Тот был такой беззаботный, веселый и важный, а этот почему-то стал маленький и грустный и робкий.

Повтори за Асей

Тогда она сыграла так:

ФА — СОЛЬ — ЛЯ. "Вот здорово, на этих клавишах песенка получилась не хуже, чем раньше.Кот опять был веселый.".

Найди и исполни теперь от ноты фа песенку.

"Странно, почему так происходит?"- подумала Ася. Надо у Сольмины спросить про эти странные превращения кота. То он грустный маленький и робкий, а то он беззаботный, веселый и важный! Только три ноты, а какая разница Стоило ей подумать про фею, как та сразу появилась.

"Ну вот ты сама и услышала, как может измениться характер у твоего кота. А знаешь кто так меняет настроение в музыке? Сейчас ты их увидишь"
Фея провела палочкой по клавишам и вдруг на клавишах появились вот такие человечки.

"Знакомься Ася ,это Тон и полутон.

и
Человечки запрыгали еще веселее на клавиатуре, но каждый почему-то прыгал только на своих клавишах."Может это только мне показалось? "-подумала Ася. "А почему они прыгают так странно? - спросила Ася у феи. "Каждый из них может прыгать только на своих клавишах?"

-"Ты совершенно права Ася"- ответила Фея "Посмотри, на клавиши. Видишь, расстояние между всеми белыми клавишами одинаковое и между черными, тоже одинаковое. А вот на слух, ты сразу услышишь, что где-то они ближе, а где-то дальше друг от друга. Вот это расстояние между звуками и называется Тон или Полутон.

Там где расстояние больше- там владения Тона, а там, где меньше - там владения Полутона.Посмотри как это выглядит.

А теперь попробуй повторить и запомнить:
Между двух соседних клавиш расстояние — полутон.
Два соседних полутона вместе составляют тон.

Тон Полутон Тон Полутон

"Как легко!"-обрадовалась Ася. Значит между всеми белыми клавишами может прыгать Тон, а между белой и черной клавишей - Полутон, правильно?
-"Почти"-улыбнулась Сольмина.

-"Посмотри внимательно, Полутон прыгает и на белых клавишах, но только там, где нет между ними черных. Так что две белые клавиши, не разделенные черной - это тоже владения Полутона

-"Я поняла клавиши МИ и ФА Между ними нет черной клавиши! И между СИ и ДО тоже черной клавиши нет, значит это владения Полутона.
-"Молодец!, ты все правильно поняла!"
Попробуй теперь сама найти на клавиатуре Тон и Полутон

Тон и полутон

Тон и полутон

Урок 17

1. Проверка домашнего задания.
2. Объяснение понятий "тон" и "полутон".
После того, как ребенок выполнит задания 20 и 21, нужно попросить его
3. Разучивание "Этюда" Е. Королевой. Поскольку дети мыслят образно, можно попросить ребенка придумать название к "Этюду", отталкиваясь от характера музыки. Желательно это практиковать в дальнейшем в пьесах, не имеющих конкретного названия, или носящих название, более определяющее темп, нежели музыкальное содержание (например, "Адажио", "Аллегро", "Модерато" и т.п.). Если ребенок затрудняется в этом, можно предложить на выбор несколько умышленно разных по характеру названий, из которых ученик выберет наиболее подходящее. К данному этюду можно предложить такие названия: "Гроза", "В дремучем лесу", "Ласковая кошечка".

Необходимо сообщить ученику так же о том, что "Этюд" — это пьеса-упражнение. С французского языка слово "этюд" переводится как изучение.
4 Слушание пьесы Наташи Марковой (10 лет) "Грустный утенок".

Перемена. Ребенку предлагается к любому из этих примеров сочинить мелодию, слова к ней и исполнить ее. Получившуюся песенку он должен записать в нотную тетрадь. (См. Приложение)

Задание 20
Запомни:
Между двух соседних клавиш расстояние — полутон.
Два соседних полутона вместе составляют тон.

Задание 21
Покажи на этом рисунке ещё тоны и полутоны, а затем найди их на клавиатуре фортепиано. (См. Приложение)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Умей находить на клавиатуре тоны и полутоны.
2. Выучи "Этюд" Е. Королёвой.
3. Самостоятельно разбери пьесу Е. Королёвой "Дождик".
4. Повтори пьесы: "Хакасскую народную песню" и русскую народную песню "Как на речке, на Дунае".
5. К "Этюду" Е. Королёвой придумай название и сделай рисунок.

Дождик
Скачет дождик длинноногий
По траве и по дороге,
По крылечку и по крыше —
Всюду тихий топот слышен.

Фортепиано 2
Гитара

Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?

Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.

Сразу наглядный пример на клавишах:

Тон полутон.

Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.

А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.

Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.

Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.

На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.

Тон и Полутон.

Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.

Читайте также: