Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке хх века импрессионизм конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Урок музыки: Импрессионизм

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Импрессионисты вышли из своих мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на водной глади, пестроту праздничной толпы. Они применяли особую технику пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок. Свежесть мгновенного впечатления в их полотнах сочеталась с тонкостью психологических настроений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с особенностями импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока:

Образовательные (предметные результаты)

- формировать и расширять художественный кругозор

- расширять знания о музыкальных образах

- учить разбираться в своих чувствах, эмоциях, возникающих при слушании музыки

- учить раскрывать художественный образ произведения

- учить анализировать музыкальные произведения, выявлять особенности образов.

Развивающие (метапредметные результаты)

- развивать наблюдательность, музыкальный слух, музыкальную память, творческое восприятие событий

- развивать эмоциональную отзывчивость

- развивать образное мышление

- развивать аудиовизуальное художественное восприятие

- развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.

Воспитательные (личностные результаты)

- воспитывать любовь к музыке, к искусству

- воспитывать музыкальный вкус

- воспитывать нравственные качества школьников.

Формируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- уметь распознавать образ музыкального произведения, средства музыкальной выразительности.

- знать определение понятия «импрессионизм"

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности,

2. Метапредметные УУД: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные УУД :

  • размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
  • познавать различные явления жизни композиторов Равеля и Дебюсси на основе вхождения в мир их музыкальных образов, их анализа;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи; анализировать и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.

Регулятивные УУД:

  • владеть умением целеполагания в постановке учебных задач,
  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки при выявлении связей музыки с изобразительным искусством,
  • самостоятельно излагать свои мысли о музыке и живописи.
  • владеть навыками осмысления и обобщения учебных действий в процессе восприятия и исполнения музыки
  • формулировать собственное мнение и позицию по отношению к материалу урока.

Коммуникативные УУД:

  • инициировать взаимодействия в группе, коллективе в процессе самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией;
  • дать самооценку и интерпретацию собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

3. Личностные УУД: в результате урока учащиеся смогут

  • понимать жизненное содержание музыки, выявлять ассоциативные связи музыки с изобразительным искусством,
  • проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное заинтересованное отношение к музыкальным, живописным произведениям;
  • уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности

Методы:

- наблюдение за музыкой

- размышления о музыке

-содержательный анализ инструментального произведения

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, карточки с заданиями для рефлексии.

Искусство - это сказка и яркая мечта,

А звуки это краски для сердца и ума.

И для души, что рвется в неведомый полет,

Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.

- О чем это четверостишие?( искусство)

- с какими видами искусства вы знакомились на прошлых уроках?( музыка и живопись)

- Можем ли мы их назвать друзьями?

2. Введение в тему урока.

Разрешите сегодня пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза…

Открывайте. Где же мы с вами оказались? (слайд)

Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века. Представляете?

Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё направление искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.

Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной.

Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр.(слайд) Здесь находятся картины художников различных эпох, но мы обратим внимание на две экспозиции.

Взгляните на эти картины и подумайте, почему они разделены и представлены в разных залах?(слайд)

- В какой группе (справа или слева) картины проработаны более детально? (слева)

- На каких из них изображена размытость, импрессия, впечатление?

Во втором зале картины отличаются тем, что на них художники старались изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Они кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными. Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм.

3. Новый материал.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Живописцы применяли особую технику беглых пятен т- мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальные ощущения живой игры красок, причудливых переливов света.

Позже, в конце 80х-90х годов 19 века, импрессионизм стал развиваться и в другом виде искусства – музыке.

Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью.

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение.

Одним из выдающихся композиторов – импрессионистов был Морис Равель. (Слайд ).

Это французский композитор, дирижер. Родился на юге Франции, в городе Сибур, который находился на самой границе с Испанией. И конечно музыка Испании тоже отразилась на творчестве композитора.

В его пьесах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум прибоя, плеск ручья, шелест леса, щебет птиц сливаются в его музыке с личными переживаниями, впечатлениями.

. Большое внимание Равель уделял так же жанрам танцевальной музыки.

Так и появилось произведение, с интересным названием –хабанера.

позднее из хабанеры сформировалось танго.

4. Слушание музыкального произведения, анализ.

- Какое настроение вызвала у вас музыка М. Равеля?

- Какие эмоции вы переживали, когда слушали?

- Какой инструмент солировал?(труба)

- Привычно ли звучала труба в этом произведении?

- Морис Равель написал эту пьесу для трубы с сурдиной. (слайд)

Сурдина – (от латинского слова глухой, глухо звучащий) – приспособление, служащее для уменьшения силы звука, смягчения звука, изменения тембра музыкального инструмента. Вставляется в раструб трубы.

то какое время суток показали бы в рисунке? Почему?

- Что вы представили?

- Взгляните на экран, какая картина на ваш взгляд ассоциируется (наиболее подходит)

с музыкой М. Равеля? Почему? (слайд)

5. Новый материал.

Слайд (портрет Клода Дебюсси, 1862-1918)

Учитель: Современником Мориса Равеля был Клод Дебюсси. Учитель: Они оба жили в Париже, окончили Парижскую консерваторию, были композиторами, дирижерами. Дебюсси был старше на тринадцать лет, и именно он является создателем импрессионизма в музыке. Его называли "революционером в музыке"

Учитель: Кто такой " революционер в музыке"?

Учащиеся: первопроходец, новатор, реформатор, тот, кто ищет новые пути в творчестве.

Учитель: Совершенно верно. Случается так, что в поисках своего стиля реформатор нарушает некоторые существующие правила.

Вы ходите в школу, изучаете на уроках какие-то правила, верно? А можно жить без правил? Не соблюдать никаких правил?

Учитель: Дебюсси в течение 11 лет сначала дома, затем в консерватории изучал правила сочинения музыки. Конечно же, он ценил творческое наследие композиторов прошлого, но интересовался новыми музыкальными веяниями. Даже ссорился со своими учителями, шокируя их своими новыми идеями о гармонии и форме. Больше всего в жизни Дебюсси не любил сочинять по правилам. И придумывал свои правила. В его произведениях часто отсутствует мелодия в привычном понимании, она сужается до нескольких звуков, порой двух-трех. Ритм зыбкий, неустойчивый. Фактура, т.е. изложение музыки, идет параллельными пластами(интервалами, аккордами).

Учитель: Чтобы не только услышать, но и увидеть это своеобразие музыкального языка , стремящегося к полифоничным сочетаниям, я предлагаю вернуться к произведению, звучавшему в начале урока. Как оно называлось?

Учащиеся: "Лунный свет"

6. Слушание музыки

Учитель: Давайте посмотрим графику, как строится музыка Дебюсси. Музыкальные пласты наслаиваются вертикально друг на друга , как этажи в многоэтажных домах. Демонстрация фрагмента "Лунный свет" ( "Музыкальная анимационная машина").(1мин 45 сек).

Учитель: Сегодня мы познакомимся с симфоническим ноктюрном "Празднества".

Слайд: "Празднества"симфонический ноктюрн. Клод Дебюсси.

Учитель: Что такое "празднества"?

Учитель: Да, в толковом словаре мы читаем:

-празднества- торжественный праздник, веселье, торжество, празднование в честь чего-нибудь;

- пир, пиршество в честь кого-нибудь;

- официально установленные дни отдыха по случаю таких торжеств;

- счастливый, радостный день, ознаменованный каким-либо важным, приятным событием.

Учитель: Пусть каждый из вас назовет одно слово, которое ассоциируется со словом "Празднества"

Учащиеся: каникулы, подарок, день рождения, семья за столом, фейерверк, торт, маска.

Учитель: Если бы вы были художниками, то какими бы красками вы изобразили праздник?

Учащиеся: Яркими, светлыми, солнечными, сверкающими, радостными, т.е. можно взять все цвета радуги.

Слайды: Огюст Ренуар "Бал в Мулен де ла Галет",Камиль Писсарро "Бульвар Монмартр ночью ", Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже". Антуан Бланшар. "Париж. Елисейские поля". Эжен Гальен-Лалу "Париж"."Большие бульвары", "Уличная сцена".

Учитель: Передают ли эти картины ощущение праздника?

Учащиеся: Они светлые, радостные.

Учитель: Да, для импрессионистов было важно показать не сам праздник, а ощущение, впечатление от праздника.

Учитель: Давайте представим себя в роли композиторов. Будем сочинять картину празднеств с помощью музыкальных красок.

Учитель: Что такое "Музыкальные краски"?

Учащиеся: Это средства музыкальной выразительности(мелодия, лад, гармония, ритм, тембр, динамика и т.д.)

Слайд: средства музыкальной выразительности.

7. Работа в группах. Моделирование.

Учитель: Давайте объединимся в творческие содружества по 5 человек. Можно посовещаться, записать на листочке главные мысли. Работаем в течение 2-3 минут. Представитель от каждой группы будет отвечать.

Ответы лидеров групп.

Учитель: Подойдите к фортепиано. Найдите эти краски, извлеките их.

Учитель: А какие инструменты способны передать атмосферу праздника?

Учащиеся: Струнные, духовые.

Учитель: А на улице во время праздников какие инструменты слышны?

Учащиеся: Инструменты духового оркестра.

Учитель: А какое приспособление для духовых инструментов можно применить для изменения тембра?

Учитель: Давайте послушаем и подумаем, совпало ли ваше мнение о празднике с представлением Клода Дебюсси?

Слушание "Празднества".(4минуты 42сек)

Проводится содержательный анализ инструментального произведения.

Учитель: Какой музыкальный образ увидели?

Учащиеся: Образ яркого, веселого народного праздника; праздничная атмосфера города, радости, яркая оживленная картина из жизни людей, приближение парада, радость жизни, ритмы уличных плясок и шествий, большая толпа народа.

Учитель: Каково настроение?

Учащиеся: Радостное, оживленное, стремительное.

Учащиеся: Танец и марш.

Учитель: Какие действия увидели?

Учащиеся: Как будто люди танцуют, суетятся, шествуют.

Учитель: А было какое-нибудь сопоставление?

Учащиеся: Да, между стремительным танцем и маршем. Начинается и заканчивается произведение танцем, а в средней части - марш.

Учитель: Какие краски услышали в музыке?

Учащиеся: Много вспышек света, иллюминация, пестрота праздничной толпы, струящийся воздух, блеск.

Учитель: Как композитор показал, что парад-шествие то приближается, то удаляется?

Учащиеся: звучание оркестра нарастает, достигает кульминации, проходит сквозь праздничную толпу , затем звуки празднества затихают.

Учитель: Музыка живописная?

Учащиеся: Музыка рисует картину праздника.

Учитель: Связь музыки и живописи очевидна. Не даром Дебюсси часто называл свои произведения "Картинами", "Эскизами", "Эстампами".

8. Вокально – хоровая работа.

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер?

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Не зная этих истин,

Ты не сиди в квартире

Возьми в дорогу кисти,

Глаза открой пошире,

Смотри, какого цвета

Чтобы подтвердить мысль о единстве музыки и живописи предлагаю соединить слова:

звуковая, инструментальный, гармонические, тембровая. краска. колорит. пятна. палитра.

звуковая . краска, инструментальный. колорит, гармонические. пятна, тембровая. палитра

Урок может быть использован на уроках музыки в общеобразовательных ужреждениях.

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно







По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля.

Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У.


План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".


презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"

презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи".


Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой

Предмет: МузыкаТема: Импрессионизм в музыке и живописи Класс: 5Форма проведения: учебное занятие.

Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса.

"Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России"

Презентация к уроку "Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России" 7 класс.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Импрессионизм в музыке. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Одну и ту же картину писали много раз. Изображали предмет в разном состоянии (утром, днем, вечером, в туман, дождь, в солнечном свете). Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти, живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы. Не случайно художник Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена – то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подернутый туманной дымкой, то опутанный инеем.

Ярким представителем этого направления в музыке является французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке, музыкальный критик - Клод Дебюсси. Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

Читайте также: