Конспект урока письменные приемы сложения и вычитания 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ,

ПРОВЕДЕННОГО В 3 КЛАССЕ ПО

«ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ И

Провела: учитель начальных классов 1 категории

Цели: обучающая - совершенствовать письменные и устные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.

развивающая - развивать логическое мышление детей через решение задач, примеров, уравнений, головоломки, ребусов

воспитывающая - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, карточки для устного счета, мяч,

- Здравствуйте, ребята. Давайте обменяемся взглядами. Вижу, все готовы к уроку.

2. Настрой на урок.

(Под пение птиц на мультимедийном экране появляются слайды природы.

У: Ярко солнце засветило

Всю природу разбудило.

Муравей давно проснулся

В домик свой скворец вернулся

В небе жаворонка трель

Это к нам пришел (Апрель)

3. Самомассаж кистей рук

У: А сейчас представьте, ребята, что вы на яркой солнечной полянке, ласково светит солнышко . Поднимите головку вверх, подставьте солнышку ручки, выпрямите пальчики. Медленно вбираем в себя солнечную энергию, согнули пальчики. Плавно опускаем руки вниз. Собрали все тепло в ладошки, сжали кулачки и не торопясь распределяем тепло по рукам. Погладили тыльную сторону ладошки, внутреннюю, разминаем пальчики левой руки, правой. Соединим большой и безымянный пальцы рук.

4. Введение в тему. Устный счет.

У: Ребята, а что надо делать для того, что бы быть здоровым?

А сейчас я хочу проверить любите ли вы бег.

На парте лежат карточки с беговыми дорожками.

Самая легкая- желтая дорожка

Красная - самая трудная

У: Кто какую выбирает?

(Дети выбирают дорожку, считают по карточкам примеры)

У: - Молодцы. ребята, вы очень хорошо бегаете.

А сейчас я хочу проверить ловкость ваших рук, нужно поймать мяч, а для этого

решить задачу. (Дети решают задачи, ловят мяч)

Задачи для устного счета..

а) Пара бегунов пробежала по стадиону 10 кругов. Сколько кругов пробежал каждый

б) Оля на уроке физкультуры выполнила 120 прыжков,, а Маша на 30 прыжков

больше. Сколько прыжков выполнила Маша?

в) Отец отжимается от пола 55 раз, а сын в 5 раз меньше. Сколько раз сын отжимается

У: - А сколько раз вы ,ребята, отжимаетесь от пола?

У: - Какие ловкие, сильные, спортивные ребята в нашем классе. Вы дружите со спортом.

5. Работа в тетрадях:

У:- А сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа.

Вспомним правила посадки (Ответы детей).

У: - Отгадайте загадку:

Держусь я только на ходу

А если встану - упаду.

6. Проверка домашнего задания.

У: Ребята,, что было задано на дом7 (Ответы детей) О чем говорится в задаче?

Посмотрите на доску. Это я так решила задачу. А вы как? Выберите только то решение, которое соответствует вашему. Прикрепите картинку велосипеда к своему решению и объясните ход решения задачи..(Дети выходят к доске. Прикрепляют картинку велосипеда и объясняют решение задачи)

М -? В 3р. больше 300в

Предлагаемые варианты решения задач учителем.

1). 50*3=150 (в) 1) 50*3=150 (в) 1) 50*3=150 (в) 1)50*3=150 (в)

2.). 50+150=200(в) 2) 300-50-150=100 (в) 2)300-(50+150)=100 (в) 2)300-50=250 (в)

У: -Эта задача на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Как найти неизвестное третье слагаемое? Ответы детей: (Чтобы найти неизвестное третье слагаемое надо от суммы вычесть первое слагаемое и второе, или от суммы вычесть сумму первых двух слагаемых.)

У:- Какое решение неверное? Почему?

Ответы детей:(4-е решение неверное, т.к. задача не решена до конца. )

У:- Ребята, а что вы знаете о велосипедном спорте?

- Верно. Занятия велосипедным спортом укрепляют мышцы ног, дыхательную систему, вырабатывают координацию движений. Но нужно строго помнить о правилах дорожного движения, ездить строго по тротуару.

7. Работа с учебником.

У:- Летом ребята мы катаемся на велосипеде, укрепляем свое здоровье. А зимой на чем можно ездить?

( Ответы детей: на лыжах, на санках, на коньках)

Открываем учебник на стр. 58 и решим задачу №4 про зимние виды спорта. Читаем задачу.

Зимой в городе 36 открытых катков, а катков с искусственным льдом в 9 раз меньше. На сколько больше…

У:- Какой вопрос поставим к задаче?

- О чем говорится в задаче?

- Какие были катки?

- Что значит открытые катки?

- А какие катки с искусственным льдом?

- Что обозначает число 36?

- Что сказано про искусственные катки?

- Какой главный вопрос задачи мы поставили?

- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Как узнать сколько катков с искусственным льдом?

- Как узнать на сколько больше катков открытых, чем с искусственным льдом?

Один ученик выходит к доске, решает задачу с объяснением.

Искус.- ? в 9 р. меньше на ? больше

36:9=4 (к) искусственных

У: - Самостоятельно запишите выражение к задаче 36- 36:9=32

Прочтите ответ к задаче ( Ответы детей)

Вывод: Итак, назовите ,ребята, первое условие здорового образа жизни?

( Ответы детей) На доске появляется карточка со словом - движение.

8. Работа над темой урока.

У:- Правильно, ребята. Движение - основное правило здорового образа жизни. А сейчас вы назовете мне второе правило здорового образа жизни. Для этого вам необходимо правильно решить примеры , записанные на карточке. (Дети подходят к доске, решают примеры столбиком и переворачивают карточку с буквой).

У:- Какое слово получилось? Кто догадался? Верно. Второе условие здорового образа жизни -это питание.

На доске появляется карточка со словом - питание.

Посмотрите, ребята, каким может стать человек, если он будет неправильно питаться. (На

мультимедийном экране появляется фотография самого толстого человека)

Это , ребята, сорокалетний житель Мексики - Мануэль Урибе. Он занесен в Книгу рекордов Гинесса, потому что его вес составляет около 500 кг. Он страдает редкой формой ожирения, прикован к постели. Что бы подняться, он вынужден пользоваться целой системой блоков.

У:- Что бы среди нас не было таких больных людей мы знаем , ребята, что нам нужно делать.

10. Работа над темой урока. Развитие логического мышления.

У:- А сейчас , ребята, подробнее остановимся на питании. Мы знаем , что наша пища состоит из питательных веществ.. Чтобы быть здоровыми и стройными необходимо строго соблюдать количество потребления белков, углеводов и жиров.. А вот сколько граммов этих питательных веществ необходимо употреблять человеку. в сутки мы сейчас и выясним, решив головоломку. ( На мультимедийном экране появляется таблица-головоломка.)

У;- Кружками обозначена суточная норма потребления человеком углеводов.

Квадратиками обозначена суточная норма потребления белков.

Треугольниками суточная норма потребления человеком жиров.

Запишем в тетради слово - логика.

Подумай, с чего начнем решение головоломки.(Ответы детей. Начнем с определения количества углеводов., т.к. известно первое слагаемое и второе - значит можно найти сумму.

186+314=500 (г) это суточная норма потребления человеком углеводов.)

У:- Верно Продолжаем рассуждать дальше.(Ответы детей Узнали количество углеводов- можно узнать суточное потребление человеком белков).

620-500=120 (г) белков

Узнали суточное потребление белков

У: Рассуждаем дальше (ответы детей: узнали суточное потребление белков, можно узнать суточное потребление человеком жиров

Итак, выяснили, что суточное потребление человеком питательных веществ составляет

Белки (мясо, рыба…) - 120 г

Углеводы (хлеб, картофель, вермишель) - 500г

Жиры (масло растительное и животное) - 104 г

Соблюдаю эту суточную норму потребления питательных веществ, человек будет всегда здоровым и стройным, как атлет - спортсмен.

(мультимедийный проектор: фото спортсменов).

10. Дифференцированное задание по теме урока.

1)У: - Ребята, а какое еще питательное вещество, необходимо нашему организму, мы не назвали? Посмотрите на парты, найдите подсказку (на партах лежит раздаточный материал: яблоки, морковки, ягоды). (ответы детей)

У: -Верно, мы забыли о витаминах. А где содержаться витамины?

У: Верно, витамины содержаться в витаминах , фруктах, ягодах,овощах.

Гимнастика для глаз

(мультимедийный проектор). Посмотрите, ребята, какое интересное яблочко я вам принесла.

Дети глазами следят за движущимся по тарелке яблочком).

Возьмите в руки свои витаминчики и выполните задание.

У кого яблочко- решают ребус:

У кого морковка - решают уравнение:

У кого ягодка - исправляют ошибку:

Проверка самостоятельной работы.

У: Витамины повышают жизненный тонус, улучшают настроение человека.

Давайте мы возьмем в руки витаминчики и с ними потанцуем.

11. Объяснение дом/задания.

У: Запишите, ребята, в тетради выражение: 15*5+17*4;

Найдите значение выражения и составьте к нему задачу о продуктах, которые содержат витамины.

12. Работа с тестами.

У: Сегодня мы говорили о здоровье и о здоровом образе жизни. Для того чтобы человеку быть здоровым - надо больше двигаться, правильно питаться. Но может ли человек постоянно двигаться без остановки? (ответы детей)

Взрослому человеку для восстановления сил достаточно 7-8 часов.

А сколько часов должны спать вы? Определите продолжительность своего сна с помощью теста.

Проверка: Правильно, для восстановление сил, детям вашего возраста, надо спать 10 часов. Ложиться в 10, а вставать в 7 часов утра. Поднимите руки, кто соблюдает этот режим дня? Молодцы!

Вижу, что каждый старается крепким и здоровым человеком!

13. Подведение итога урока.

У: Что нового на уроке вы узнали? (ответы детей)

У: А все это вы узнали потому, что правильно выполняли сложение и вычитание многозначных чисел.

Ребята у вас на партах лежат кружочки с лицами человечков, но у них не нарисован рот.

Двузначные числа – числа, в записи которых использовали две цифры. Одна цифра указывает на десятки, другая – на единицы.

Устный способ вычисления выполняется с использованием знаний о составе числа.

Письменный способ вычислений – вычисления записываются в столбик.

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.4-6.

2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с.4-5.

3. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы 3 класс. М.; Просвещение, 2014. – с.4-7.

4.М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 3 класс. Учебное пособие дляобщеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 4-6.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Математика очень серьёзная, сложная и непростая наука. Состоит математика из трёх основных разделов: арифметики, алгебры и геометрии. С каждым из этих разделов ты будешь знакомиться.


Первый и важный раздел: АРИФМЕТИКА.

Арифметика – азбука математики. Это наука о числах, с которой каждый начинает своё знакомство с миром математики.

Арифметика изучает числа, способы их записи и действия с ними.

Вспомним, как правильно записывать двузначные числа:

  1. Запишем число, в котором 5 дес. 8 ед. - 58.
  2. Запишем число, в котором 1 десяток 6 единиц - 16.
  3. Запишем число, следующее присчёте за числом 69 – 70.
  4. Запишем число, предшествующее числу 30 – 29.
  5. Запишем соседей числа 40 – 39 и 41.
  6. Запишем самое маленькое двузначное число – 10.
  7. Выпишем из чисел 76, 35, 84, 48, 22 число, в котором меньше всего десятков– 22.

Арифметика изучает действия с числами: сложение, вычитание, умножение, деление.

  1. Найдём сумму чисел 54 и 8. Значит, надо к 54 прибавить 8, сумма равна 62.
  2. Найдём разность чисел 80 и11. Значит, нужно из 80 вычесть 11, разность равна 69.
  3. На сколько 27 больше, чем 9? 27 – 9 = 18. На 18.

Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

Выполняя сложение или вычитание чисел, десятки прибавляют к десяткам, единицы к единицам; из десятков вычитают десятки, из единиц единицы.

32 + 7 = 39, так как 7 единиц прибавляем к 2 единицам.

49 – 4 = 45, так как 4 единицы вычитаем из 9 единиц.

20 + 65 = 85, так как 2 десятка прибавляем к 6 десяткам.

При сложении нескольких слагаемых можно сгруппировать слагаемые так, чтобы в сумме двух из них получилось круглое число.

Ведь от перестановки слагаемых сумма не изменится.

65 + 9 + 5= 65 + 5 + 9 = 70 + 9 = 79

36 + 8 + 12 = 36 + 20 = 56

50 + 19 + 1 + 20 =50+20 + 19+1 = 70 + 20 = 90

Письменный способ вычислений – это запись примеров в столбик.

Письменным способом можно воспользоваться как при сложении и вычитании двузначных чисел, так и при сложении и вычитании однозначных и многозначных чисел.

Задания тренировочного модуля:

1. Не вычисляя, выберите верные равенства.

2 + 6 + 8 = 2 + 8 + 6; 7 + 50 = 7 + 3 + 50;

4 + 3 + 6 = 4 + 6 + 2; 30 + 8 + 20 = 30 + 20 + 8.

2. Выберите карточку, на которой записано правильное решение к задаче.

В один альбом у Саши поместилось 30 фотографий, а в другой – 25. После этого Саше осталось разложить ещё 20 фотографий. Сколько всего фотографий у Саши?

Цель: Познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания трехзначных чисел с переходом через десяток.

  • Развивать скорость вычислительных действий, память, мышление детей при решении задач; способствовать развитию математической речи.
  • Прививать интерес к математике; воспитывать чувство доброты и взаимопомощи, самостоятельность

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

I. Организационный момент.

Математика пришла
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно “голову ломать”

- Как вы понимаете слова “ломать голову”?

(Напряжённо думать, размышлять, стараясь понять, разгадать что-либо сложное).

II. Зарядка для ума

1. Увеличьте сумму чисел 13 и 9 в 4 раза
2. Уменьшите 800 в 40 раз
3. Сумма чисел равна 820. Одно из слагаемых – 360. Найдите второе слагаемое.
4. Найдите площадь квадрата со стороной 8 дм.
5. Уменьшите втрое 270
6. Мама купила сыну 2 рубашки по 100 руб. и куртку за 500 руб.Сколько сдачи получила мама с тысячной купюры?
7. Найдите 1/8 числа 48.
8. Сколько часов в двух сутках?
9. Разность чисел 75 и 67 увеличить в 4 раза
10. Сумму чисел 19 и 17 уменьшить в 4 раза.
11. В бидоне 24 л молока, что в 8 раз больше, чем в кувшине. Сколько л молока в кувшине?
12. В рубле 100 копеек. Чему равна половина рубля? Десятая часть рубля?

Обучающиеся выполняют работу на карточках. 2 ученика – у доски: первый ученик с 1 – 6 задание, а второй – с 7 – 12 задание (записывают только ответы)

Проверка: слайд № 2 (88, 20, 460, 64, 90, 300, 6, 48, 32, 9, 3, 50, 10)

- На какие группы можно разделить данные числа?

(однозначные, двузначные, трехзначные; круглые и некруглые; четные и нечетные)

- Назовите круглые числа? (20, 460, 90, 300, 50,10)

- Обоснуй свой ответ (0 в разряде единиц)

Круглые числа исчезают. слайд № 3

- А теперь к двузначным числам приставьте однозначное число. Что получилось? (трёхзначное число)

- Назовите: 886, 649, 483,

- Какое число осталось? (32)

- Почему? (нет единиц)

- Как это число превратить в трехзначное число? (добавить 0 в разряд единиц) слайд № 4

- Замените их суммой разрядных слагаемых

III. Постановка проблемы

- Какие задания можно придумать с данными числами? (составить задачи, математические выражения, неравенства)

- А можно ли быстро устно найти значения данных выражений?

- Что вы предлагаете? (записать столбиком)

- Чтобы разобраться в данной проблеме, мы должны вывести новый алгоритм вычисления. Для этого нам понадобиться внимание, поддержка, знание математической терминологии.

IV Работа по теме урока

1)–Составьте числовые выражения с данными числами

- Прочитайте: 886 – 649 , 649 – 320 , 886 – 320 , 483 + 320, 649 – 483 (на карточках)

- Алгоритм каких математических выражений вам уже известен?(обсуждение в группах - 649 – 320 , 886 – 320)

- Что объединяет их? ( прием – без перехода через десяток; единицы – или + с единицами и т.д.)

- Какие выражения вам встретились впервые?

- Почему?(сложение и вычитание с переходом через разряд)

- Определите цель данного урока. (Научиться решать математические выражения с переходом через разряд)

2) - Какое правило вы должны помнить при записи примеров столбиком? (Разрядные слагаемые записываются друг под другом)

3)- Пока мы с вами разбирались, у нас вырос цветок – дружбы. слайд № 5

- Давайте поможем ему цвести и радовать нас долгое время.

- Что вы заметили? (запись с ошибками)

2 примера – с объяснением у доски.(483 + 320, 649 - 483)

2 примера – самостоятельно- в паре ( 2 ученика у доски)

- Пример на листике – особенный, в нем вся сила цветка. Кто сможет найти значение этого выражения, тогда цветок будет радовать его всю весну.

1в. – составить (устно) задачу на нахождение суммы(с данными выражениями)

2в. – составить (устно) задачу на нахождение разности (с данными выражениями)

V. Физминутка

VI. Закрепление

- Что мы видим? (числовые выражения)

- На сколько групп можно разделить их? (на две)

1 в. посмотрите на выражения, где нужно найти сумму. Найдите общее в них (приемы)

2 в. посмотрите на выражения, где нужно найти разность. Найдите общее в них (приемы)

- Какие (начинаем + и – с единиц с переходом через разряд)

2) с.88 №2 в группах с комментированием

3) В первом классе в страну Знаний мы сделали 167 шагов, во втором – 314., а в третьем – столько, сколько в первом и во втором вместе?

  • Первый уровень (слабый) с.88 № 3.
  • Второй уровень (средний) с.88 № 4
  • Третий уровень (сильный) с.88 № 5

Проверка: На слайде ответы задач – найти свой ответ.(317, 521, 920)

5) с.88 №7 Прочитать.

- Сколько действий будет в задаче?

Проверка: (хлопните в ладоши)Это и будет вашим домашним заданием.

- Мы не можем закончить урок, т.к. в звонок попал неопознанный предмет. Рисунок с 89 № 9. Нам нужно из этого предмета начертить знакомую фигуру так, чтобы площадь была равной.

- Как это сделать? (посчитать квадраты, найти площадь - начертить квадрат с такой же площадью)

Цели: повторить устные и письменные приемы сложения и вычитания; закреплять знание натурального ряда, приемов сравнения чисел; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа до 100 в порядке их следования при счете; называть числа, следующие и предшествующие данным; выполнять сложение и вычитание в пределах 100; работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант


1. Запишите число, в котором 5 десятков 8 единиц.
2. Запишите число, в котором 1 десяток 6 единиц.
3. Запишите число, следующее при счете за числом 69.
4. Запишите число, предшествующее числу 30.
5. Запишите соседей числа 40.
6. Запишите числа в порядке убывания: 37,44, 90, 68, 86, 10, 9.
7. Запишите самое большое однозначное число.
8. Запишите самое маленькое двузначное число.
9. Из чисел 76, 35, 84, 48, 90, 22, 59 выпишите только те, в ко-торых десятков меньше, чем единиц.
10. Запишите числа от 47 до 54.
2. Устный счет
– Назовите двузначные числа, в которых десятков и единиц поровну. (11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99.)
– Назовите двузначные числа, в которых десятков на 1 меньше, чем единиц. (12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89.)
– Найдите сумму чисел 54 и 8. (62.)
– На сколько 27 больше, чем 9? (На 18.)
– Увеличьте 67 на 5. (72.)
– Найдите разность чисел 80 и 11. (69.)
– Уменьшите 33 на 8. (25.)
– Уменьшаемое 41, вычитаемое 20. Найдите разность. (21.)
– Из какого числа вычли 8 и получили 18? (26.)

Читайте также: