Мир глазами астронома 4 класс конспект презентация школа россии

Обновлено: 09.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Кто такие астрономы и что такое астрономия?

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос.

Как возникла Вселенная?

Предположительно, Вселенная возникла в резуль-

тате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них – Солнце. Вокруг Солнца обращаются 8 планет, среди которых наша родная Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела (кометы, метеориты, астероиды).

Характерной особенностью комет является то, что при сближении с Солнцем у них появляется и увеличивается хвост, направленный всегда в сторону от Солнца. Иногда кометы бывают столь яркими, что привлекают всеобщее внимание. В прошлом появление ярких комет вызывало у людей страх.

Астероид (малая планета) - сравнительно небольшое каменистое небесное тело, множест-

во которых обращается вокруг Солнца. Первый астероид, Церера, был обнаружен в 1801; с тех пор их постоянно ищут и регулярно открывают новые.

Солнце и движущиеся вокруг него

небесные тела составляют Солнечную систему.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы.

Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.

Что вам известно о Солнце?

Даёт свет и тепло

Имеет форму шара

Работа по учебнику.

Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Солнце имеет форму … . Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов.

Вставьте в текст недостающие данные.

Слова записывайте на листочке в столбик.

  • Что изучает астрономия?
  • Приведите примеры небесных тел.
  • Что такое Солнечная система?

Конспект и презентация по теме: "Мир глазами астронома", 4 класс по программе "Школа России".

ВложениеРазмер
mir_glazami_astronoma.zip 2.12 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру

учитель начальных классов

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран (Смарт доска)
  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе

с применением средств ИКТ

Тип урока: урок изучения нового материала.

  • Узнать о важнейшей отрасли экономики – промышленности, уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности; развивать логическое мышление, группировать предметы быта по отраслям промышленности.

-Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши и ластик.

II. Основная часть

- Тема нашего урока – Мир глазами астронома. А кто из вас знает, что такое астрономия? (выслушиваются ответы детей)

- Астрономия – это наука о небесных или космических телах.

- С точки зрения астронома, мир – это Вселенная, или Космос. Это необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами.

- Вокруг Солнца обращаются девять планет, среди которых наша родная планета Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся небесные тела, например кометы.

- Солнце и движущие вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему .

- Наша планета – часть Солнечной системы, маленькая часть необъятной Вселенной. Земля – это наш космический дом. Или, как ещё говорят, - наш космический корабль. На котором мы путешествуем во Вселенной. Земля – сравнительно небольшая планета. Её диаметр равен 12740 км.

- Большинство планет можно увидеть с Земли невооружённым глазом. Они кажутся яркими звёздами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звёзд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.

- Самая большая планета – Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты.

- Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты, вместе взятые!

- Самая маленькая планета – Плутон. Его диаметр примерно в 4 раза меньше, чем у Земли.

- У большинства планет есть естественные спутники. Это тоже космические тела Солнечной системы. У Земли только один спутник – Луна.

- У Марса два спутника.

- А у Сатурна тридцать. Кроме того. У Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна.

- Подобные кольца, только гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.

- Учёные-астрономы изучают планеты и их спутники с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне. Венере и Марсе, а многие планеты они сфотографировали с близкого расстояния. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг. Это случилось в 1969 году.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ У1 Мир глазами астронома.docx

Мир глазами астронома.

Цель: познакомить детей с солнечной системы

Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3 - Первыми людьми, наблюдавшими за небесными светилами, были звездочёты. В современном мире таких учёных называют астрономами. Астрономия – одна из старейших наук – это наука о небесных, или космических, телах. Но для чего их начали изучать? Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца, с появлением на ночном небе определенных звезд. По звёздам моряки ориентировались в море. Именно исходя из своих потребностей человек идёт вперёд, развивается.

Запишем : Астрономия - это наука о небесных, или космических, телах. Астроном - учёный, изучающий небесные объекты, такие как звёзды, планеты и их спутники, кометы и прочее. С точки зрения астрономов мир – это Космос или Вселенная – это необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами.

Большинство астрономов считает, что начало Вселенной было положено 15 миллиардов лет назад, когда случился грандиозный взрыв. В результате этого большого взрыва раскаленные газы с огромной скоростью разлетелись во все стороны, что привело к образованию галактик, звезд и планет. Планеты – это холодные небесные тела, не излучающие собственного света. А звёзды – это огромные, раскалённые газовые шары, излучающие свет. Звёзды бывают желтые, белые, голубые, красные. Подумайте, от чего зависит цвет звезды? (если догадались, рассказать подробнее; если нет – попросить посмотреть дома). Цвет зависит от температуры их поверхности. Самые яркие и раскалённые – голубые звёзды (30т.). У белых звёзд температура на поверхности меньше. У красных звёзд - самая низкая. Во Вселенной огромное количество звёзд. Солнце – это ближайшая к Земле звезда (она находится на расстоянии 150 миллионов километров), является центром Солнечной системы.

Запишем: Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему . Существует много небесных тел. Например, планеты, солнце, звезды, астероиды, черные дыры, кометы, галактики, астероиды, метеориты, спутники.

Слайд 4 – Вы знаете, что наша планета Земля путешествует вокруг Солнца. Но не только она одна. Кроме нее, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще семь огромных шарообразных космических тел планет. Одни из них больше Земли, другие меньше. Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, отражают его свет. Сегодня нам предстоит запомнить названия планет по удаленности от Солнца. Сначала мы создадим ассоциации, а затем я предложу вам выучить вспомогательное предложение.

Сатурн. Планета с кольцами. Представьте спортивный стадион с беговой дорожкой.

А что же такое Луна? Луна – естественный спутник Земли.

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл учёт:

Слайд 5 – Физминутка.

Разговор о планетах мы продолжим на след. уроке. Теперь поговорим подробнее о Солнце. Солнце - главный тяжеловес в нашей системе, ведь занимает 99% всей массы всей Солнечной системы. В сравнении с Луной Солнце в 400 раз больше. На небе мы видим их почти одинаковыми из-за разности в расстоянии. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое излучает свет и тепло. Температура на поверхности Солнца 6 тысяч гр., а в центре примерно 15-20 миллионов гр.. Вспомните температуру кипения воды в чайнике или кастрюле - 100 градусах. При 1500 градусах плавится сталь. Учёные установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. Масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли! Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка. Но в сравнении с размерами других звёзд Солнце – небольшая звезда.

Подумаем вместе о значении Солнца для нашей планеты. Что необходимо для развития жизни на Земле?

Верно, нам необходим свет и тепло. Не трудно выстроить цепочку: свет и тепло – растения – животные – человек. Солнечная энергия в виде света и теплоты рассеивается в космическом пространстве и через 150 000 000 км приходит на Землю, чтобы дать жизнь всему живому.

Интересный факт, чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут.

Подытожим, что мы сегодня вспомнили и узнали.

Что такое астрономия, кто и зачем её изучает.

Что такое вселенная.

Какие небесные тела входят в солнечную систему.

Как запомнить планеты в зависимости от удалённости от Солнца.

Что такое солнце, его размеры, температуру и значение для жизни на земле.

В завершении урока пройдём тест. (Не на отметку, проверка на понимание материала и внимательность.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представление об астрономии как науке; рассказывать о мире с точки зрения астронома;
  • Иметь представление о строении Солнечной Системы;
  • Перечислять планеты Солнечной Системы в правильной последовательности.

Метапредметные:

Личностные:

  • Осваивать социальную роль обучающегося, осознавая мотивы учебной деятельности;
  • Проявлять целостный взгляд на мир;
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь №1, тест, видеофрагменты, листочки для выполнения контроля.

Урок №1. Дата:

Мир глазами астронома.

дать представления о науке астрономии.

Планируемые результаты:

Иметь представление об астрономии как науке; рассказывать о мире с точки зрения астронома;

Иметь представление о строении Солнечной Системы;

Перечислять планеты Солнечной Системы в правильной последовательности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения;

Сохранять учебную задачу в течение всего урока;

Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

Понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

Строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные:

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

Формулировать ответы на вопросы;

Слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

Формировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

Аргументировать свою позицию;

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Осваивать социальную роль обучающегося, осознавая мотивы учебной деятельности;

Проявлять целостный взгляд на мир;

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Учебник, рабочая тетрадь №1, тест, видеофрагменты, листочки для выполнения контроля.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Мотивация и целеполагание.

Работа по учебнику.

-Рассмотрите условные обозначения, давайте вспомним, что они обозначают.

-Как называется наш первый раздел?

-Как вы думаете, что мы узнаем из этого раздела? Прочитайте, пожалуйста.

-Обратите, пожалуйста, внимание на доску.

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое задание дал Великий Процессор Биту и Байту?

-Кто сможет сформулировать тему нашего урока, основываясь на задании Процессора?

-Какую цель мы поставим перед собой?

Учебник стр. 4 (слайд)

…узнать об истории астрономии.

Освоение нового содержания и его применение.

-Ребята, а вы знаете, что такое астрономия? (слайд)

-Интересно ли вам узнать, как устроена наша Вселенная?

Рабочая тетрадь стр. 6, №1

-Но для начала, давайте узнаем, что такое астрономия.

Рабочая тетрадь стр.6, №2

-Прочитайте, пожалуйста, задание. Что вам нужно сделать?

-Кто нашел определение данного термина? Прочитайте, пожалуйста.

-Прочитайте, пожалуйста, далее. (слайд)

-Что вы узнали нового?

-Была ли здесь известная для вас информация?

-Как вы думаете, а когда возникла данная наука?

-Ребята, какой вывод вы можете сделать? (слайд)

-Вы правы, но это еще не все. Где же зародилась эта наука, как вы думаете?

-Так, где же зародилась эта наука?

-Кто запомнил имена ученых?

-Какой прибор необходим астроному для изучения Вселенной с земли? (слайд)

-Ребята, а что такое Вселенная?

Рабочая тетрадь стр. 6, №2

Учебнику стр. 4 (первый абзац)

-Найдите определение, что такое Вселенная? (слайд)

-Прочитайте, пожалуйста, вопрос.

-Предположительно, Вселенная возникла в результате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.

Учебнику стр. 4-5 (второй абзац)

-Что такое Солнечная система?

Рабочая тетрадь стр. 6, №2 (слайд 16)

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. (слайд)

Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.

Задание по учебнику стр. 5. Рабочая тетрадь стр. 6, №3

-Ребята, а что такое Солнце? (слайд)

-Что вы узнали о Солнце? Что вспомнили?

Учебнику стр. 6-7, Рабочая тетрадь стр. 7, №5

Мне интересно узнать о… , потому что …

…узнать и записать, что такое астрономия.

Астрономия – это наука о небесных, или космических телах.

…наука астрономия самая древняя наука.

…в Древней Греции.

Пифагор, Аристотель, Аристарх, Птолемей, Коперник.

Вселенная – это весь мир.

Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

Контроль и оценка достижений.

Вставьте в текст недостающие данные.

Слова записывайте на листочке в столбик.

Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Солнце имеет форму … . Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов.

звезда

раскалённое

330 тысяч

150 миллионов

6 тысяч

15 – 20 миллионов

Выводы и обобщения.

Что изучает астрономия?

Приведите примеры небесных тел.

Что такое Солнечная система?

4. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?

Домашнее задание.

Уч. стр. 8, зад. №3, р/т стр. 7, №6, №4*


Игра для перемены.

ФИ________________________________________________________

ФИ________________________________________________________

ФИ________________________________________________________

ФИ________________________________________________________



Подумай! Кто такие астрономы и что такое астрономия?

Кто такие астрономы и что такое астрономия?

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.


Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами . Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами . Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.



Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос. Подумай! Как возникла Вселенная?

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос.

Как возникла Вселенная?

Предположительно, Вселенная возникла в резуль- тате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.

Предположительно, Вселенная возникла в резуль-

тате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.

Меркурий Земля Юпитер Венера Марс Уран Сатурн Нептун

Это интересно! Характерной особенностью комет является то, что при сближении с Солнцем у них появляется и увеличивается хвост, направленный всегда в сторону от Солнца. Иногда кометы бывают столь яркими, что привлекают всеобщее внимание. В прошлом появление ярких комет вызывало у людей страх.

Характерной особенностью комет является то, что при сближении с Солнцем у них появляется и увеличивается хвост, направленный всегда в сторону от Солнца. Иногда кометы бывают столь яркими, что привлекают всеобщее внимание. В прошлом появление ярких комет вызывало у людей страх.

Это интересно! Астероид (малая планета) - сравнительно небольшое каменистое небесное тело, множест- во которых обращается вокруг Солнца. Первый астероид, Церера, был обнаружен в 1801; с тех пор их постоянно ищут и регулярно открывают новые.

Астероид (малая планета) - сравнительно небольшое каменистое небесное тело, множест-

во которых обращается вокруг Солнца. Первый астероид, Церера, был обнаружен в 1801; с тех пор их постоянно ищут и регулярно открывают новые.

16 Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему .

Солнце и движущиеся вокруг него

небесные тела составляют Солнечную систему .

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы.

Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.

Что вам известно о Солнце? Небесное тело Даёт свет и тепло Имеет форму шара

Что вам известно о Солнце?

Даёт свет и тепло

Имеет форму шара


Работа по учебнику.

Работа по учебнику.

Вставьте в текст недостающие данные.

Слова записывайте на листочке в столбик.

Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Солнце имеет форму … . Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов.

Читайте также: