Конспект занятия рассказ е чарушина воробей

Обновлено: 24.07.2024

“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”. В.А. Сухомлинский.

Тема: Е.И. Чарушина “ Воробей”. Пересказ.

  • размышления над содержанием произведения;
  • умения выразить своё отношение к прочитанному;
  • для развития умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • для формирования умения составлять пересказ прочитанного текста с опорой на иллюстрации;
  • для обогащения и активизации словаря учащихся;
  • для привития любви и чуткому отношению к птицам.

а) Работа с картинками.

б) Отгадывание загадки.

в) Работа над значением слова.

г) Работа над родственными словами.

Знакомство с автором.

а) Просмотр презентации.

б) Выставка книг.

Первичное восприятие текста.

Придумывание названия. Работа в парах.

- Ответьте на вопрос, какое сейчас время года?

- Какое время года наступит после весны?

- Назовите первый месяц осени.

- 1 сентября вы придёте учиться в 1 класс, занятия будут проходить в этом кабинете. Вот сегодня, ребята, вы с ним уже познакомились. Давайте теперь и мы с вами познакомимся.

- Кто скажет, как меня зовут?

- А теперь представьтесь вы, назовите своё имя и фамилию.

- Приступим к совместной работе.

Итак, у нас занятие по развитию речи.

- Прочитайте тему урока на слайде (Приложение 1)

- Чему каждый из вас будет учиться, если тема урока “Пересказ”?

Я предлагаю вам в помощь для ответа эти записи:

развивать свою речь

высказывать своё мнение,

выражать своё отношение к прочитанному.

- Чему ещё каждый из вас будет учиться?

- А теперь ответьте на такой вопрос, каких птиц вы видели на улице, около своего дома, в поле?

- Молодцы! Вы знаете много птиц.

- Посмотрите на эти картинки и назовите изображённых на них птиц.

- Отгадайте, про какую из этих птиц я прочитаю загадку:

Маленький мальчишка в сером армячишке,
Собирает крошки, он боится кошки.

- Какие слова вам помогли отгадать?

- Молодцы! Вы очень внимательные.

-Кто может объяснить, что значит слово армячишка?

Армячишка – это халат из грубой шерстяной ткани, носили в прошлом русские крестьяне.

- А почему говорится в загадке в сером армячишке?

- Кто знает, как можно назвать детёныша воробья?

- А ещё можно и так назвать, прочитайте (на слайде № 2) воробушко, воробейчик, воробко, воробышко.

- Все эти слова называют детёныша воробья, они слова-родственники.

- Ребята, хотите, почитаем про одного такого маленького воробышка и узнаем, что с ним приключилось?

- А хотите узнать, кто его написал?

Посмотрите на этот портрет (слайд № 3) Вот автор произведения про воробья. Прочитайте фамилию.

- Знаком ли вам этот автор?

Давайте посмотрим презентацию и познакомимся с Чарушиным.

Посмотрите, какие книги Евгения Ивановича есть в нашей библиотеке. Вы можете сегодня взять их и дома читать.

А теперь послушайте произведение Евгения Ивановича. Называется оно “Воробей”. (Учитель садится на стул перед детьми и читает вслух.)

- Скажите, понравилось ли вам произведение? Если понравилось, то чем?

- А что вы прослушали? Выберите нужное слово, подчеркните его на доске.

- Почему так считаете?

- Кто помнит, как называют автора, который пишет рассказы?

Давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Вспомните, кто из птиц как кричит.

- Садитесь. Кто помнит название рассказа?

Давайте поработаем парами. Придумайте в паре, т.е. вдвоем, своё название этому рассказу.

- Кто готов поделиться со всем классом?

- Вспомните, каким был воробко в рассказе? Как он выглядел? Давайте опишем его.

- Какие чувства он вызывает у вас?

- В рассказе автор сравнивает воробышка с шариком. Послушайте, как мягко и нежно звучит “шарик”. Не с шаром и кругом Чарушин сравнивает, а именно с маленьким шариком, а почему, как вы думаете?

- Как же воробышек попал к Никите?

- Зачем Никита забрал его домой?

- Хорошо ли воробью было в доме у мальчика?

- Для чего Никита стал учить воробья летать?

- Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья?

- Вспомните, как расстались воробей и Никита?

- Что чувствовал Никита при расставании?

- Ребята, сейчас отвечая на вопросы, вы высказывали своё мнение, выражали своё отношение к прочитанному, развивая свою речь.

Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть птиц, если птица зимующая – вы должны присесть, если перелетная – машете руками.

Сорока (з), ласточка (п), скворец (п), ворона (з), воробей (з), грач (п), голубь (з), сова (з), жаворонок (п), аист(п), цапля(п,) клест(з), дятел черный(з), дятел пестрый(з), журавль(п), пеночка(п), синица(з), снегирь(з), иволга(п).

Итак, давайте теперь приступим к выполнению следующей цели нашего урока – попробуем пересказать это произведение.

Рассказ большой и чтобы было легче его пересказывать, разделим на части (на слайде №4 написано)

1 часть “Встреча Никиты и воробья”.

2 часть “Как воробей жил у мальчика дома”.

3 часть “Расставание друзей”

- Подумайте, какую бы часть вы хотели пересказать, какая часть вам больше понравилась, а все вместе мы перескажем целый рассказ.

Помогать пересказывать вам будут картинки.

Назовите, что нарисовано на этих картинках.

(Комод, карандаш, красный пожарный, кошка-игрушка, скамейка, стул, стол с кувшином, кирпич, забор, дерево, дом).

Они расставлены в том порядке, в котором перечисляются в рассказе.

2 день- карандаш, красный пожарный автомобиль, кошка-игрушка.

3 день- скамейка, стул, стол с кувшином, комод.

4 день- кирпич, забор.

5 день- забор, дерево, дом.

- Кто желает пересказать 1 часть?

-Кто хочет рассказать 2 часть? 3 часть?

- Ребята, а кто хочет попробовать весь рассказ пересказать?

- Молодцы! Чему мы сейчас учились?

Какую работу выполняли?

- Как вы считаете, какой поступок совершил Никита плохой или хороший?

- А как бы вы поступили, если вам встретился такой же беспомощный птенец?

- Какие правила поведения в природе по отношению к птицам вы знаете?

- Как, чем вы можете помочь птицам зимой, в холодную погоду?

- Послушайте стихотворение, которое называется “Покормите птиц!”.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима!
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло!

- Помогайте птицам, подкармливайте их!

- С каким произведением вы познакомились?

- Чему мы учились?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Кто автор этого произведения?

- Кто герои этого рассказа?

Открою вам секрет:

“Никита – это сын Евгения Ивановича Чарушина”.

Я буду учиться пересказывать, развивать свою речь.

Я буду учиться высказывать своё мнение, выражать своё отношение к прочитанному.

Воробьёв, сорок, ворон, трясогузок, галок, синиц, снегирей.

Кукушка,снегирь, ворона, сорока, воробей, чиж, ласточка, трясогузка, синица.

Маленький, собирает крошки, боится кошки.

Потому что воробей серого цвета.

Читают на слайде.

Чарушин Евгений Иванович.

Слушают чтение учителя.

Мне понравилось произведение тем, как воробышек учился летать.

Подчеркивают рассказ

В произведении рассказывается о воробышке.

После называния птицы, дети имитируют её крик.

“Как воробей научился летать”, “Помощь воробью”.

Воробко маленький, коротенький хвост, жёлтый клюв. Он неуклюжий, беспомощный.

Его жалко, хочется подержать в руках, помочь ему.

Я думаю потому, что воробей нахохлился и выглядел как шарик.

Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.

Воробышек был один, он не умел летать. Его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.

Воробышку было очень хорошо. Мальчик кормил его, ухаживал.

Мухами, червяками, булкой, хлебом.

Чтобы он мог жить самостоятельно.

Да, воробей должен жить на воле.

Никита выпустил воробышка в саду, и тот перелетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.

Жалко расставаться и радостно, что воробко окреп, научился летать, стал большим.

Приседают или машут руками.

Дети высказывают желание пересказать

понравившуюся им часть.

Пересказывают по частям.

Я учился пересказывать текст.

Хороший, потому что он спас птенца.

Я бы тоже взял его домой.

Нельзя разорять гнезда, брать яйца в руки, перекладывать птенцов, уносить здоровых птенцов из гнезда.

Нужно покормить их, так как птицам не страшен холод, а страшен голод.

Я познакомился с рассказом “Воробей”

Автор – Евгений Иванович Чарушин.

Герои: Никита, его папа, воробышек.

Мне очень понравился урок, сразу захотелось в школу.

Понравилось смотреть презентацию.

Определение целей урока.

Знание природы родного края.

Узнавание по признакам.

Расширение читательского кругозора.

Привитие интереса к чтению.

Определение жанра произведения.

Выражение своего отношения к прочитанному развитие речи.

Подробный пересказ текста с опорой на картинки, обогащение и активизация словаря.

Развитие умения формулировать свои эмоционально оценочные суждения

Используемая литература:

1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Педагогика нового времени. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Воронеж. ТЦ “Учитель”, 2004 г.

Цель: учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию.

Обучающие: формировать умения слушать рассказ, беседовать по его содержанию, оценивать поступки героев.

Развивающие : формировать умение пересказывать текст с нужной интонацией и запоминать ; развивать любознательность.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приё мы: наглядный (иллюстрации птиц); словесный (чтение рассказа) ;практический (пересказ)

1. Организационный момент (2,5 мин.)

- приветствие, ситуативный разговор о птицах, загадки.

2. Основная часть (15 мин.)

3. Заключительная часть (2 мин.)

Ход непрерывно – образовательной деятельности

1. Организационный момент :

В: Каждый день – всегда везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

В: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Скажите мне, каких птиц вы видели на улицах?

Д : Голубь, ворона, воробей и т. д.

В : Угадайте, про кого я загадаю загадку.

Забияка и воришка

Ношу я серое пальтишко,

На лету хватаю крошки.

Не пропущу и мелкой мошки.

Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей.

Д: Воробей!

В: Верно, а как можно назвать детёныша воробья?

Д: Воробышек, воробьишко.

В : Один замечательный писатель, Евгений Чарушин,написал очень интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать что с ним приключилось?

2 . Основная часть :

Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят

(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)

Погулять они хотят и тихонечко летят.

(встают, взмахивают руками)

Увидали крошки, поклевали немножко

(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)

Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!

(разбегаются по группе, машут руками)

Полетели, полетели и на стульчики сели.

(садятся на свои рабочие места)

В: Я вам прочитала небольшой рассказ. Кто мне скажет о чём он?

(Ответы детей)

В : А как ещё можно назвать этот рассказ?

(Ответы детей)

В :Каким воробей был в рассказе – опишите его?

(Ответы детей)

Как воробушек попал к Никите?

(Ответы детей)

В : Зачем мальчик забрал птицу домой?

(Ответы детей)

В : Хорошо ли воробью было в доме у мальчика?

(Ответы детей)

В : Для чего Никита стал учить воробья летать?

(Ответы детей)

В : Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья?

(Ответы детей)

В : Воробышку хорошо жилось в доме у мальчика. Может надо было его оставить, не отпускать?

(Ответы детей)

В : Вспомните, как расстались воробей и Никита?

(Ответы детей)

В : Что чувствовал Никита при расставании?

(Ответы детей)

Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ.

Пересказ рассказа детьми.

3. Заключительная часть :

В : Вот и подошло к концу наше занятие. С каким рассказом Е. Чарушина мы сегодня познакомились?

(Ответы детей)

В : Назовите главных героев рассказа?

(Ответы детей)

В : Чему нас учит этот рассказ?

(Ответы детей)

В : Ребята, сегодня, когда мы пойдём на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может среди них есть и наш воробушек из рассказа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

конспект занятия в подготовительной группе.

Воспитатель: Сычева Е.В.

Коломна 2021-2022 уч. год.

Цель : воспитывать культуру чтения.

Обучающие : закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, учить выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. О ценивать поступки героев.

Развивающие : развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. Р азвивать любознательность ,

Воспитательные : воспитывать гуманное отношение к птицам, бережное отношение к природе.

1. Организационный момент .

В : Каждый день – всегда везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

В : Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.

Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

Какие, птицы остались с нами и не улетели на юг? (Галки, голуби, синицы, вороны , воробьи и т . д.)

В : Отгадайте, про кого я загадаю загадку.

Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей.

В: А как можно назвать детеныша воробья? ( Воробушек, Воробейчик, воробышко..)

В: Наш любимый писатель Е. Чарушин написал интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать, что с ним приключилось? (Да)

2 . Основная часть.

Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят

(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)

Погулять они хотят и тихонечко летят.

(встают, взмахивают руками)

Увидали крошки, поклевали немножко

(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)

Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!

(разбегаются по группе, машут руками)

Полетели, полетели и на стульчики сели.

(садятся на свои рабочие места)

В: Скажите, что я вам прочитала; сказку, стихотворение или рассказ? (Рассказ)

В: Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который учился летать.)

В: С чего начинались события в рассказе? (Никита с папой пошли гулять и увидели маленького воробушка на дороге.)

В: Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный..)

Воробушек был маленький. Послушайте, как он громко чирикал (ЗАПИСЬ)

В: Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь, хочется накормить)

Кто главные герои этого рассказа? (Никита и воробей)

Каким вы представляете себе Никиту? (Добрый, заботится о птицах).

Что делал Никита с воробьём? (Кормил, учил летать).

В: Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)

В: Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет, птице лучше жить на воле.)

В: Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)

В: Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)

Какая часть произведения вам показалась главной? (Ответы детей)

Что заставило вас улыбнуться в этом рассказе? (Ответы)

3. Рефлексия.

В : Вот и подошло к концу наше занятие.

Зачем писатель рассказал нам эту историю? (Ответы детей)

В : Чему нас учит этот рассказ ? (Ответы детей)

В: Как вы думаете, чем мы можем помочь птицам в это холодное время? (Ответы детей)

В: Возьмём нашу кормушку и повесим её на участке. На улице уже холодно и зимующим птичкам будет не только холодно, но и голодно. Мы будем их подкармливать

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Ход занятия

- Ребята, каких птиц вы видели на улице? (Голубь, ворона, воробей, сорока, синица. )

- Угадайте, про кого я загадаю загадку.

В сером армячишке

Он боится кошки. (воробей)

- А как можно назвать детеныша воробья? (Воробышек, воробейчик, воробъишко. )

- Хотите, почитаем рассказ про одного такого маленького воробышка и узнаем, что с ним приключилось.

Воробей

Пошел Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит: кто- то чирикает.

- Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробышек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик, катится. Хвостику него коротенький, клюв желтый, и никуда он не улетает. Видно, еще не умеет.

- Смотри-ка, папа, - закричал Никита, — воробей ненастоящий.

- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверное, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробышек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живет воробей у Никиты. Все время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

- Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

- Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод. Покормили воробья еще денек. Опять посадил его Никита на получить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей! Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на нее и упал.

- Плохо ты еще летаешь, - говорит ему Никита. —Давай-ка, я еще тебя денек покормчю.

Покормил-покормил, а назавтра воробышек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь - свалился.

Видно, надо его еще кормить. На другой день Никита взял воробья в сад с собой, да там и выпустил. Воробей через кирпич перелетел. И стал уже через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился. А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел. Вот так научился летать.

- Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ.)

- Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробье, который учился летать.)

- Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный. )

- Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)

- Как же воробышек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)

- Зачем Никита забрал его домой? (Воробышек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)

- Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал птенчика, он его любил.)

- Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей - птица, он должен уметь летать, жить на воле. )

- Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)

- Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет. Птице лучше жить на воле.)

- Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот перелетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)

- Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)

- Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа детьми по частям и в целом.

- Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте повнимательнее присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.

Читайте также: