Новые направления в живописи и скульптуре конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Новые подходы к живописи и скульптуре в современном искусстве

Характерной чертой современного искусства является разнообразие направлений, жанров и форм. Причин этому несколько, одна из них - невиданные возможности, прежде всего технические, которые изменили методы и формы творческой и созидательной деятельности практически во всех видах искусства.Центральная мысль большинства деятелей искусства: воздействуя на культурную среду обитания человека, совершенствуя условия его жизни и творчества, развивая межкультурный диалог, искусство может служить средством гармоничного обустройства общества.

Масштабная инсталляция из 28000 цветов в старом здании Массачусетского(США) Центра психологического здоровья . Ровно 28 тысяч цветов в горшках понадобилось художнице Анне Шулайт для той удивительной, уникальной инсталляции, которую она и ее помощники устроили в Массачусетском Центре психологического здоровья. Благодаря творческим энтузиастам, коридоры здания утопали в цветах, и это был поистине гимн жизни, света и цвета, которые, как оказалось, можно встретить даже среди серых и унылых стен.Инсталляция называлась Bloom и была приурочена к весьма печальному для некоторых событию. Дело в том, что этот самый Центр подлежал разрушению, чтобы на месте старого и ветхого здания выросло новое, современное, с сильной материально-технической базой. С этим никто не спорил, но все равно старое здание очень много значило для сотрудников и пациентов.

На то, чтобы завалить цветами все этажи Центра, понадобилось 3 месяца. Каждому отделению, каждой части здания соответствовал свой цветок, что было очень символично. К примеру, детское отделение впоследствии украсили белые нежные тюльпаны, холл покрыли зеленой травой, а оранжевые бегонии устилали дорогу к кабинетам главных врачей. На сегодняшний день история не знает другого такого отчаянного поступка, который бы сопровождался настоящим морем живых цветов, и не нес в себе разрушения и вреда.

Ажурное стеклянное кружево в скульптурах Роберта Микелсена не похоже ни на одну из тех стеклянных скульптур, которые нам приходилось видеть. Сувенирные котики и рыбки, балерины и жених с невестой, это все давно пройденный этап. Удивительные произведения художника не поддаются никакому описанию: они тонкие, хрупкие, ажурные, - практически невесомые. Кажется, что для этого автора нет ничего такого, что он не смог бы выдуть из стекла. В его творчестве есть и фантастические растения, и диковинные животные, и изящные украшения, но украшением коллекции я все же считаю именно ажурные скульптуры. Кажется, что стоит лишь прикоснуться к одной из них, как она тут же рассыплется на миллион капелек-росинок.Больше 30 лет работая со стеклом, Роберт Микелсен постоянно совершенствует свое мастерство и технику стеклодувного искусства.

Американская художница ЭллисонКортсон создает с помощью пыли весьма впечатляющие картины. Она использует в качестве материалов для своих художественных работ, преимущественно, пыль, собранную у себя в квартире.Каждый раз, задумывая уборку, она готовит вакуумный пакетик, в который аккуратно собирает всю пыль. Материал этот впоследствии становится частью картин. Правда, на таких картинах пыль служит, преимущественно, для прорисовки антуража, фона. А вот люди и некоторые другие элементы работ Кортсон нарисованы при помощи масляных красок. [ 1, c. 79]

Исторически первая графика на асфальте появилась в Италии в XIV веке, тогда художники-самоучки кочевали из города в город, развлекая народ изображениями различных религиозных сюжетов прямо на средневековых площадях.Приемом анаморфоза пользовались причудники и экспериментаторы – мастера эпохи барокко

В заключении нужно сказать, что новых направлений современного искусства довольно много и мы рассмотрели лишь те из них, которые являются наиболее оригинальными и перспективными. Такие направления никогда не исчерпают себя, они продолжают развиваться и удивлять нас новыми подходами к осмыслению мира и человека в нем.

Курюмова Н. Игры с действительностью. - В альманахе: Чтения по современному искусству: история, тенденции, перспективы развития. Нижний Тагил. 200 9. С.49 – 51.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение знаний учащихся о европейских стилях.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепление знаний об особенностях стилей;

углубление знаний в процессе выполнения практической работы.

Развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

формирование эстетического вкуса.

Воспитательные:

привитие интереса к искусству;

воспитание чувства коллективизма, ответственности, доброжелательности.

Форма урока: урок-соревнование.

I. Организационный момент

II. Вступительная часть

1. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Каждой из трех команд было предложено выбрать капитана, дать название и выполнить задание, о котором речь пойдет позже.

- За точные ответы и выполненные задания команды будут получать фишки с изображением архитектурных сооружений разных стилей. Та команда, которая наберет большее количество фишек, будет награждена высокими баллами.

2. Представление темы и цели урока

III. Основная часть

1. Экспресс-опрос

1. Устойчивое единство художественных принципов, приемов и средств, используемых при создании произведений искусства? (Стиль)

2. Какие два стиля сформировало европейское Средневековье? (Романский и готический)

3. В искусстве какой эпохи человек становится главным объектом изображения? (Эпоха Возрождения)

4. Изображение, построенное на ритмическом повторении геометрических или растительных элементов? (Орнамент)

5. О каком направлении искусства идет речь: отход от реализма, отрицание традиционных форм, стремление к коренному обновлению в искусстве? (Модернизм)

6. Направление в живописи, художники которого, в отличие от старых мастеров, наносили краски на полотно мазками, не заботясь о четкости рисунка? (Импрессионизм)

7. Направление в искусстве второй половины 20 века, использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, внося элементы иронии и игры? (Постмодернизм)

9. С каким стилем ассоциируется этот предмет (стрела) и почему? (Готика, преобладала стрельчатая форма зданий)

10. Какое искусство сравнивают с высокой поэзией, а какое – с суровой прозой? (Древнегреческое – праздничное, привлекательное, древнеримское – практичное, целенаправленное)

11. Основное в этом направлении искусства – чувства и фантазия автора? (Романтизм)

12. Как называются три эпохи, в которых одним из архитектурных признаков является ордерная система? (Античность, Возрождение, Классицизм)

2. Решение кроссворда


3. Название стиля, которое произошло от названия германского племени.

6. Как называется древнегреческая и древнеримская культура?

7. Этот стиль отображает действительность, правду жизни.

- Что такое интерьер?

(Ответы уч-ся: внутреннее пространство помещения, его убранство)

Стиль рококо

Стиль классицизм

Стиль модерн

4. Практическая работа

После окончания работы каждая команда вывешивает свои рисунки на доске.

(Выполнение практической работы)

IV. Заключительная часть

1. Подведение итога

- На доске выставка рисунков. Выберите одного представителя из каждой команды, который назовет стили, в которых выполнены рисунки других команд.


тонких настроений. Возникло в XIX — начала XX веков,во Франции и затем распространилось по всему миру.

Моне (Monet) Клод Оскар, французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма. 14.10.1840 г. - 05.12.1926 г. Место рождения: г. Париж, Франция

Моне (Monet) Клод Оскар, французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма. 14.10.1840 г. - 05.12.1926 г.

Место рождения: г. Париж, Франция

ХАРАКТЕРИСТИКА Создание ощущения сверкающего солнечного света. Разложение сложных тонов на чистые цвета. Кажущаяся неуравновешенность композиций, неожиданные ракурсы

ПОСТИМПРЕССИОНИ́ЗМ — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Это Стремление свободно и обобщенно передавать материальность мира, декоративной стилизации. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов.

ПОСТИМПРЕССИОНИ́ЗМ

— направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Это Стремление свободно и обобщенно передавать материальность мира, декоративной стилизации.

Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов.



 Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог


ФОВИЗМ (от франц. fauve дикий), течение во французской живописи, на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. начало XX в. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространтсва рисунка.

(от франц. fauve дикий), течение во французской живописи, на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. начало XX в. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространтсва рисунка.

Анри Матисс (1869-1954) Французский живописец, график и скульптор. Основоположник фовизма, стремившийся к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Анри Матисс

Французский живописец, график и скульптор. Основоположник фовизма, стремившийся к обновлению декоративного искусства,

ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению,

КУБИЗМ (ФР. CUBISME)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУБИЗМА Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо (на рисунке) и Жоржа Брака.

  • - Основано на идее отображения "сверхреальных" явлений, алогичных связей объектов материальной действительности .
  • Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Зародилось во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру.
  • Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам.

Сальвадо́р Дали́

Сальвадо́р Дали́

Головы. Давид Бурлюк

РЕНЕ МАГРИТТ Самое странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. И невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Самое странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. И невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Условия человеческого существования Вероломство образов Сын человеческий

Условия человеческого существования

АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. – отвлечение) — направление, появившееся в искусстве живописи, скульптуры, графики в XX в. Абстрактное искусство возникло в 1910—13 в Западной Европе. Это отказ от изображения реальных предметов. Художественное творчество – свободные ассоциации, не несущие определённого содержания. Стихийность бессознательного творчества. Источник искусства – сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

(от лат. – отвлечение) — направление, появившееся в искусстве живописи, скульптуры, графики в XX в.

Абстрактное искусство возникло в 1910—13 в Западной Европе. Это отказ от изображения реальных предметов. Художественное творчество – свободные ассоциации, не несущие определённого содержания. Стихийность бессознательного творчества. Источник искусства – сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями.

Пит Мондриан Василий Кандинский

Пит Мондриан

Василий Кандинский

Пит Мондриан

Река осенью, Василий Кандинский

Пол Дже́ксон По́ллок

Пол Дже́ксон По́ллок

ФУТУРИЗМ Футуризм - (от лат. – будущее). Возникло в первой половине ХХ в. Это отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города, переплетение документальности и фантастики.

Футуризм - (от лат. – будущее). Возникло в первой половине ХХ в.

Это отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города, переплетение документальности и фантастики.

Футуризм Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.


Умберто Боччони, Улица входит в дом Антонио Сант’Элиа — Урбанистический рисунок

Умберто Боччони,

Улица входит в дом

Антонио Сант’Элиа — Урбанистический рисунок

Практическая работа Выбрать из таблицы любое направление. По выбранному направлению придумать рисунок на альбомном листе простым карандашом. На следующем уроке в цвете.

Выбрать из таблицы любое направление. По выбранному направлению придумать рисунок на альбомном листе простым карандашом. На следующем уроке в цвете.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование эстетического вкуса, развитие глубокого интереса к произведениям изобразительного искусства.

Оборудование урока: мультимедийная презентация

I. Организация урока

II. Целевая установка

Сегодня на уроке мы познакомимся с главными направлениями западноевропейской живописи конца 19 века. Мы будем работать с репродукциями картин художников того времени, выделим особенности каждого из них.

III. Работа над новым учебным материалом

1. Вступительная беседа

В культуре XIX век занимает особое место. Это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук.

XIX век – век, не только достижений в области науки и техники, но и век перемен в области искусства.

2. Работа с таблицей. Слайд 3

Стилевые направления художественной культуры Западной Европы XIX века

I треть XIX века

I половина XIX века

Середина XIX века

70 – 80-е г. XIX века

Конец XIX века – начало XX века

3. Постановка задачи

Перед тем, как мы начнем знакомство с новыми направлениями ИЗО конца XIX века – импрессионизмом и постимпрессионизмом, я хотела бы обратить Ваше внимание на особенности, характерные для данных течений. Работа будет проходить следующим образом: в тетради вы должны будете заполнить следующую таблицу:

Наиболее запомнившееся произведение

Особенности стиля мастера

4. Объяснение нового учебного материала

Эдуард Мане (1832-1883)

Наиболее запомнившееся произведение

Смелость композиции, фрагментарность

Как и Эдуард Мане, реалистические традиции в искусстве новаторски развивал Эдгар Дега.

Эдгар Дега (1834-1917)

Наиболее запомнившееся произведение

Передача движений, изображение танцовщиц

Клод Моне (1840-1926)

Слайд 13. Самым последовательным приверженцем нового направления по праву считается Клод Моне. Моне стремился запечатлеть окружающую действительность в её подвижной изменчивости и мимолетных красочных ощущениях. Его влекли переменчивые солнечные блики, многообразие оттенков неба, облаков, деревьев, света. Свои лучшие полотна художник написал на пленэре, в местечке Аржентей, под Парижем.

Наиболее запомнившееся произведение

Разнообразие мазков, передача изменчивости природы

Этой же техникой пользовался Огюст Ренуар.

Огюст Ренуар (1841-1919)

Слайд 18. Среди импрессионистов он занимает особое место, это один из самых одаренных французских художников второй половины XIX века. В его творчестве значительное место занимают портреты и жанровые композиции, чаще всего раскрывающие образы французских женщин.

Наиболее запомнившееся произведение

В отличие о Ренуара, исключительно в жанре пейзажа работал Камиль Писсарро

Камиль Писсарро (1830 – 1903)

Наиболее запомнившееся произведение

Пейзаж, изображение Парижа, перспектива изображения

Жорж Сёра (1859 – 1891)

Наиболее запомнившееся произведение

Итак, импрессионисты создали на полотне иллюзию света, наблюдаемую в реальной воздушной среде. Для этого они разложили цвет на основные части спектра.
Вопрос – Назовите основные части спектра?
Ответ – Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Новизна новой школы живописи принималась французским обществом с величайшим трудом, и мастерам требовалось немалое мужество, чтобы заниматься творчеством без малейшей надежды на понимание зрителей. Последняя выставка, 8 по счету, состоялась в 1886 году. К тому времени умер Эдуард Мане и монолитная ранее группа распалась. Сислей умер в нищете, но уже через год его картины продавались по баснословным ценам. Мировая известность выпала в полной мере только на долю Клода Моне.

Поль Сезанн (1839 – 1906)

Читайте также: