Конспект уроку антоніми 5 клас

Обновлено: 24.07.2024

Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Контекстные антонимы – слова, которые противоположны друг другу только в рамках одного текста.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Кузнецова С. А. Большой толковый словарь русского языка. 2-е изд. – СПб – М.: Рипол – Норин., 2000. – 1536 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отношения между словами одного языка могут быть разными. Некоторые слова внешне выглядят по-разному, но внутри, своим значением, очень похожи! Такие слова мы называем синонимами. Например: большой и огромный.

Есть слова, которые выглядят совершенно одинаково, но вот внутри – ничего похожего! Совершенно разные значения! Такие слова мы называем омонимами. Например: кран (строительный) и кран (водопроводный).

Но есть слова, чьи значения не просто различны, а противоположны! Такие слова мы назовём антонимами. Например: большой – маленький.

У всех ли слов есть антонимы? Конечно, нет. Подумайте. Разве есть что-то, противоположное яблоку? Или Австралии? Или телевизору. Нет. У существительный редко бывают антонимы, так как существительные обозначают предмет или явление, другой предмет может от него отличаться, но почти никогда не будет его противоположностью. Редко встречаются антонимы и среди глаголов. Возьмём глагол стоять. Какое слово будет его антонимом? Идти? Бежать? Лежать? Все эти глаголы обозначают разные действия и их трудно противопоставить друг другу. Но если вы подумаете о глаголе открыть, то сразу назовёте его антоним: закрыть. Одно действие противоположно другому.

Но больше всего антонимов среди прилагательных.

Но будьте внимательны! Иногда нам кажется, что признаки противоположны друг другу, как, например, чёрный и белый, но на самом деле предмет может быть не чёрным, не белым, а красным или зелёным.

Как и в случае с синонимами, существуют контекстные антонимы, то есть слова, которые будут противоположны в рамках одного текста. Бездомные кошки и собаки населяли этот двор. Собаки ходили стаями, а кошки жили поодиночке, собаки хотели найти хозяина, кошкам нравилась их вольная жизнь.

Кошки и собаки противопоставлены в данном тексте, а значит, здесь они будут антонимами, но вне этих предложений такого противопоставления нет.

Для того чтобы проверить, есть ли у слова антонимы и какие именно, следует воспользоваться специальным словарём антонимов.

Использование антонимов в речи при описании противоположных предметов, явлений помогает ярче показать контраст между ними.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите из списка слова, противоположные по смыслу слову весёлый.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Сначала нужно определить лексическое значение слова весёлый. Весёлый означает испытывающий веселье, радостный. Значит, противоположным ему будет слово, обозначающее того, кто испытывает грусть. Такими словами будут грустный, печальный, мрачный. Слово смутный означает неясный, то есть не является противоположностью слова весёлый. Слово ликующим будет синонимом для слова весёлый, а не антонимом.

Правильный ответ:

Установление соответствий между элементами двух множеств

Подберите пары антонимов.

Группа 1: крупный, везение, живой.

Группа 2: неудача, мёртвый, мелкий.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Нужно подобрать к каждому слову то, которое будет противоположностью его лексического значения. Для слова крупный, то есть большой по размеру. Антонимом будет мелкий. Для слова везение, то есть удача, антонимом будет слово неудача. Противоположность слова живой – мёртвый.

Правильный ответ:

Крупный мелкий, везение неудача, живой мёртвый.

Конспект урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

ВложениеРазмер
antonimy_urok.doc 91 КБ
antonimy.ppt 545 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.

Он зовёт нас на урок.

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

- Ребята, сегодня каждый из вас будет работать в своей команде. И от того, насколько вы будете активны, зависит успех вашей команды.

2. Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

Задание для 1-ой группы.

В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом.
Ездили на перекладных, передвигались на почтовых , путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке.

По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

1. Назовите слова одной и той же части речи, которые пишутся по-разному, а обозначают одно и то же.

2. Что это за слова? Дайте им определение.

Задание для 2-ой группы.

  1. Смелый, храбрый, мужественный.
  2. Глупый, неумный, недалёкий.
  3. Добрый, жадный, щедрый.
  4. Вечный, бессмертный, временный.
  5. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

Задание для 3-ей группы.

Продолжите синонимические ряды.

Идти шествовать плестись

Большой гигантский здоровенный

Спать почивать дрыхнуть

Заплакать возрыдать разреветься

Просить ходатайствовать клянчить

- А теперь общее задание для всех - продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску).

  1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
  2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
  3. Лексическое значение слова можно узнать по…
  4. Однозначными называются слова…
  5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
  6. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
  7. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

3. Определение темы урока.

. – А теперь внимание на экран. ( Слайд ). Притча о добре и зле:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью электронного карандаша на интерактивной доске .

- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран …

- Что вы видите на экране? Есть ли связь этих рисунков с притчей? (Да).

– Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Они противоположны по смыслу).

- О каких же словах пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Противоположных по смыслу или об антонимах).

- А нужно ли нам их знать? (Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)

3. Постановка целей и задач.

- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ нашего занятия:

Итак, сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

4. Открываем новые знания.

Создание условий для познавательной деятельности учащихся.

1.Диалог. (Сценку показывают подготовленные ученики)

- Да ты что? Холодно!

-Я весь покраснел!

-Ты что такой кислый?

-А ты что, сладкий?

- Какие слова с противоположным значением вы услышали? Давайте запишем их в тетрадь. Это слова каких частей речи? Как они называются?

Попробуйте дать определение антонимам.

Сопоставим наши выводы с учебником (стр. 86).

-В каком термине нам встречалась вторая часть этого слова? (Синоним).

Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.

- Какой цели мы с вами достигли?

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Посмотрели на углы,

Тихо сели за столы.

5. Закрепление изученного материала.

- Если понятие усвоили, перейдём к заданиям.

1. Внимание на следующий слайд.

- Какое задание можно выполнить с этими словами? (Подобрать пары антонимов ). Это задание индивидуальное.

- Все ли слова имеют пару? (Нет. Нет пары у слов широкий и высоко. Слова с помощью анимации исчезают со слайда).

- А теперь вернёмся к словам, у которых не было пары. Задание № 1* - подобрать пару самостоятельно к словам высоко и широкий. Проверка. Какие орфограммы в этих словах?

+ были затруднения, но справился

- много ошибок, не справился

? затрудняюсь в оценивании

- Оцените себя за задание № 1 на полях.

- Внимание на следующий слайд.

- Мы прекрасно справились с нахождением противоположностей. Заметили ли вы ещё какую-нибудь взаимосвязь?

(Да. Слова каждого столбика очень схожи друг с другом по значению).

- Но что надо сделать со словами, чтобы они стали синонимами?

2. Работа с иллюстрациями.

- Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях). Внимание на экран. Подбор синонимов, антонимов. Коллективная работа.

3. Работа с пословицами.

- А еще богаты антонимами пословицы и поговорки. Задание № 3 – Закончите пословицы, помня, что во второй части должны быть антонимы. Задание групповое.

- Мир строит, а война - …….. .

- Знай больше, говори - …….. .

- Корень учения горек, а плод - ……. .

- По одёжке встречают – по уму -…….

- Не откладывай на завтра то, что можно сделать -…..

- Любишь взять – люби и ……

Легко сказать, да (трудно сделать)

Мягко стелет, да (жестко спать)

- Ученье – свет, а (не ученье тьма)

4. Подбор антонимов к многозначным словам.

- Ребята, что такое многозначные слова?

- Подберите антонимы к многозначным словам (устно) :

У многозначных слов в одном значении одни антонимы, а в другом – другие.

5. Творческое задание.

Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? ( О зиме)

-Учитель: Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим словам антонимы и создайте новый текст.

-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (Лете)

-Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли.

  1. Сегодня на уроке мы познакомились с …..
  2. Антонимы – это …..
  3. Пара слов с противоположным значением называется…..

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

А закончить наш урок я хотела бы притчей.

На самом деле это притча – мудрость жизни.

Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,

Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,

Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.

Игровой момент. Загадки можно отгадывать хором.

1)Я антоним к слову смех; не от радости, утех, я бываю поневоле, от несчастья и от боли, от обиды, неудач, догадались? это (плач).

2)Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и зовут меня (прохлада).

5)У начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).

6) Антоним антонима? (синоним).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Заливается звонок, Он зовёт нас на урок. Будем все внимательны, Прилежны и старательны!

В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом. Ездили на перекладных, передвигались на почтовых, путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке. По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом. Ездили на перекладных, передвигались на почтовых, путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке. По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

Смелый, храбрый, мужественный. Красивый, прекрасный, очаровательный. Добрый, жадный, щедрый. Вечный, бессмертный, временный. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

Смелый, храбрый, мужественный. Красивый, прекрасный, очаровательный. Добрый, жадный, щедрый. Вечный, бессмертный, временный. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

Идти … Большой … Спать … Заплакать … Просить … Слова для справок: возрыдать, плестись, здоровенный, дрыхнуть, гигантский ходатайствовать, шествовать, разреветься, почивать, клянчить.

Идти Большой Спать Заплакать Просить шествовать плестись гигантский здоровенный почивать дрыхнуть возрыдать разреветься ходатайствовать клянчить

1 . Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… 2 . Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется… 3 . Лексическое значение слова можно узнать по… лексикой лексикологией толковому словарю

5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… 6. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. 7. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… многозначными переносное синонимами

Добро и зло с далеких пор Ведут свой древний, давний спор, Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на земле.

Добро и зло с далеких пор Ведут свой древний, давний спор, Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на земле.

Я узнаю … Я научусь .

Я узнаю … - что такое антонимы. - чем отличаются антонимы от синонимов. Я научусь … - находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

Открываем новые знания!

жарко – холодно покраснел – побелел кислый – сладкий бодрый - сонный наречие наречие глагол глагол прилаг. прилаг. прилаг. прилаг.

жестокий агрессия грустить высоко радоваться миролюбие милосердный широкий

ДОБРО МИЛОСЕРДНЫЙ МИРОЛЮБИЕ - ЗЛО - ЖЕСТОКИЙ - АГРЕССИЯ

Мир строит, а война … . Знай больше, говори … . Легко сказать, да … . Корень учения горек, а плод … . По одёжке встречают – по уму … . Мягко стелет, да … . Не откладывай на завтра то, что можно сделать … . Любишь взять – люби и … . Ученье – свет, а … .

Полный мужчина пустой Полный стакан худой Мягкий хлеб тяжёлый Мягкий шаг чёрствый Тонкий лёд грубая Тонкая работа толстый Мелкий дождь глубокий Мелкий ручей частый Острая пила хорошее Острое зрение тупая

Полный мужчина пустой Полный стакан худой Мягкий хлеб тяжёлый Мягкий шаг чёрствый Тонкий лёд грубая Тонкая работа толстый Мелкий дождь глубокий Мелкий ручей частый Острая пила слабое Острое зрение тупая

Какая долгая зима! По низкому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.

1. Сегодня на уроке мы познакомились… 2. Антонимы – это … 3. Пара слов с противоположным значением называется… Подведём итоги.

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Очень сладкое оно.

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко , А мышонок – высоко . Воробей сказал, что близко , А улитка – далеко . А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало . А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое , зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Очень сладкое оно.

Слово Синоним Антоним знойный жаркий холодный быстрый скорый медленный древний старый новый тяжёлый неподъёмный лёгкий весёлый радостный грустный

Домашнее задание: Правило стр. 86, упр. 197 (А или Б)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря.

Конспект урока по теме "Антонимы"

Данный урок проводился в 5 классе с применением системно-деятельностного подхода.

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска.

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс.


Антонимы

Презентация урока очень красочная.


Урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Лексика. Синонимы. Антонимы.".


Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА Антоніми.

МЕТА : р озширити уявлення про антоніми, ознайомити з терміном, формувати уміння добирати антоніми, користуватися ними у своєму мовленні для образного зіставлення, контрастних явищ навколишньої дійсності, розвивати лексичну, л і нгв і стичну компетенц ії учн і в; виховувати пізнавальний інтерес, культуру мовлення, виховувати любов до природи.

ОЧІКУВАНИЙ РЕЗУЛЬТАТ : Учні ознайомлені із терміном, уміють добирати антоніми, користуються ними у своєму мовленні для образного зіставлення контрастних явищ навколишнього середовища.

ОБЛАДНАННЯ: ілюстрації, картки, роздатковий матеріал.

ТИП УРОКУ: вивчення нового матеріалу.

Мотивація навчальної діяльності учнів.

Учитель показує дітям картинки, учні записують поняття, які зображені на картинках.

Ластівка, дерево, качка, колосся, годинник, кіт, морква.

Числовий ключ : 1, 2, 1, 5, 4, 1, 6. ЛЕКСИКА

Слово вчителя.

Сьогодні ми з вами продовжуємо подорожувати країною, яка називається Лексика, і познайомимося ще з одними жителями.

Актуалізація опорних знань учнів.

Робота учнів із картками.

Зробити фонетичний розбір слова КІТ.

Повідомлення теми та мети уроку.

Лінгвістична казка.

Казка про Антоніми

Два брати жили на світі, Стрілись вороги в бою.

Був один з них працьовитий, Із високим стрівсь низький,

А другий ледачий дуже. На товстого йшов тонкий.

Слухай казку про них, друже. Стрів білявого чорнявий,

Якщо перший брат вставав, Огрядного — худорлявий,

Другий спать мерщій лягав. На сумного йшов веселий,

Той стоїть, а той сидить. На тендітного — дебелий.

Той мовчить, а той кричить. Ця кривавая війна —

Той хоробрий і правдивий, Нині сива давнина.

Той брехливий, полохливий, Хоч брати вже й помирились,

Той розумний, той дурний, Після них слова лишились,

Той великий, той малий. Дуже горді, незалежні,

День і ніч брати сварились Абсолютно протилежні.

І ніколи не мирились, В мові ці слова живуть,

Все, що перший будував, їх антонімами звуть.

Другий миттю руйнував. А. Свашенко

Кожен рать повів свою.

— То як називаються протилежні за значенням слова? (Антонімами)

— Які антоніми ви запам'ятали з казки?

Сприйняття та засвоєння учнями навчального матеріалу.

ФІЗКУЛЬТХВИЛИНКА

Почувши пари слів діти піднімаються : 1 ряд – синоніми, 2 ряд – омоніми, 3 ряд – антоніми.

Хата – будинок, замок – замок, дрімати – спати, працювати - відпочивати, здоров’я – хвороба, три (дієсл.) – три (числ.); талановитий – здібний; байка (тканина) – байка (літ. твір); сидіти – бігти, атлас – атлас, завія – віхола.

Вибірковий диктант

Ластівка день починає, а соловей – кінчає. Краще з розумним загубити, ніж із дурним знайти, краще гірка правда, ніж солодка брехня. Знайшов – не скач, загубив – не плач.

Не чорній землі білий хліб родить.

На пелюстках квітки написані слова, до яких потрібно дібрати антоніми.

Щастя – горе, працювати – відпочивати, дешевий – дорогий, здоров’я – хвороба, голосно – тихо, друг – ворог.

На які питання відповідають антонімічні пари? (одне й те ж питання)

Яким членом речення можуть виступати антоніми? ( одним і тим самим).

Закріплення знань, умінь і навичок.

Робота в групах.

Дібрати антоніми до ілюстрацій. Обов’язковий інструктаж учнів.

Діти парами беруть карти з антонімами, показують мімікою та жестами. Учні повинні відгадати слова.

Домашнє завдання (за рівнями)

Перед учнями лежать картки із записаним домашнім завданням.

Достатній рівень: виписати з підручника з української літератури 5 прислів’їв та приказок, які містять антоніми. Антоніми підкреслити.

Середній рівень: підручник (правила), вправа 469.

Підсумок уроку.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 873 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.09.2018 1875
  • DOCX 23 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шилина Олеся Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Личностные УУД . Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.

Регулятивные УУД . Целеполагание. Познавательная инициатива.

Познавательные УУД . Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.

Коммуникативные УУД . Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Организационный момент .

Введение в тему.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

Посмотрите на картинки и скажите, что означают эти слова. Каково их значение?





Чтобы узнать, правильный ваш ответ или нет, выполните следующее задание:

К данным словам подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом . (Слайд 3)

Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 4)

В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока . (Антонимы)

Верно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

III . Новая тема

1.Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).

Итак, слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. "Анти" с греческого - "против", чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику и прочитаем определение слова "антонимы".

Что еще нового вы узнали об антонимах, прочитав определение в учебнике? (Антонимы являются одной части речи: например: черный – белый (прилагательное), мир – война (существительное)

Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Как и синоним, он не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают

использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста,

делают речь более точной и выразительной.

“ Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.”

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

“ Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (Слайд 5)

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы

Закрепление нового материала.

И нам с тобой пришёл черёд

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

2.Работа в группах. Упражнение 370. I группа -1,2,3 - предложение; II группа – 4,5,6 – предложение.

3. Вставьте нужные антонимы : (Слайд 7)

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

Проверим себя (Слайд 8)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

4. ( Слайд 9)

- Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

5. Физкультминутка.

Мы с Винни Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Винни Пуху мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали

А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!

- Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

6. ( Слайд 10)

Устно подберите антонимы к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

7 . (Слайд 11)

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.

Образец: Старый (дом, человек). Старый дом – новый дом; старый человек – молодой человек.

Свежий (хлеб, журнал).

Лёгкий (труд, путь).

Тихий (музыка, город).

Мягкий (мебель, звук)

8. ( Слайд 12)

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая

9. Тест

Найдите лишнее слово:

2.Найдите синоним к слову умный:

3. Какие пары являются антонимами?

А ) печаль – радость

Б) закрыть – заснуть

4. Найдите антоним к слову добрый:

5.Найдите верные суждения.

А) Однозначные слова имеют только одно значение.

Б) Синонимы – противоположные по значению слова.

В) Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.

6. Найдите пару, в которой неверно подобран русский синоним к иноязычному слову:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В конспекте представлены разноуровневые задания, иллюстрации.

Урок русского языка

Составила учитель русского языка и литературы Дворченко И.А.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок с применением технологии развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.

Оборудование урока: интерактивная доска, рисунки-схемы, выставка словарей, учебник русского языка для 5 классаЛ.М.Рыбченкова,О.М.Александрова.

Образовательные:познакомить учащихся со словами,

противоположными по лексическому значению,

Развивающие:подбирать антонимы к указанным словам,

группировать их по общему смысловому признаку,

пользоваться словарем антонимов,

использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,

уметь находить антонимы в тексте.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку

Организационный момент.

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Ребята, посмотрите на выставку лингвистических словарей. Какую новую книгу вы увидели? Сегодня мы обязательно поработаем с этим словарем.

Актуализация знаний (с применением интерактивной доски).

Посмотрите на картинки и скажите, что означают эти слова. Как называются такие слова?





Чтобы узнать , правильный ваш ответ или нет, выполните следующее задание:

К данным словам из левого столбика подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом.

В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока.

Открытие нового знания.

Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).

Работа с учебником. Читаем определение на стр .137

К какому выводу пришли? (Антонимы объединяются в антонимические пары,которые являются одной частью речи)

Первичное закрепление знаний ( с использованием интерактивной доски)

Подберите антонимы к словам:

Включение нового знания в систему. Проблемный вопрос. Как подобрать антоним к слову свежий в данных словосочетаниях:

Свежий хлеб черствый

Свежий журнал старый

Свежий воротничок грязный

Сделайте вывод.(У слова может быть несколько лексических значений).

Работа в паре. Используя словарь антонимов, подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность: близкий, чистый, теплый.

7.Физкультминутка.

Самостоятельная работа. Выполнение упр.149

Орфографическая минутка. Словарный диктант.

Шорох, шепот, крыжовник, желтенький, шоколад, палач, ночь, дочка, удочка, тень, день, каменщик, сварщик, камешек, село, птенец, осень, снегопад,гололед, землеройка.

Творческая работа. Заменить выделенные слова антонимами.Продолжить текст.

Я отношось к тем людям, которые не любят осень.Осень грустное время года.Все вокруг хмурое и однотонное.

8. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?

Употребление антонимов делает нашу речь яркой, красочной и выразительной.

Рефлексия.

1.Лексикология изучает словарный состав языка.

2. Все слова имеют лексическое значение.

3.Антонимы –это слова близкие по значению.

4.У слова есть только одно лексическое значение.

5.Вы знаете, что такое антонимы.

Домашнее задание.(Дифференцированное)

Упр. 150 (для слабых), написать сочинение - миниатюру о своем любимом питомце, используя антонимические пары (по желанию). Упр. 151 (для остальных).

Читайте также: