Метапредметный урок русского языка в 5 классе конспект

Обновлено: 06.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно - деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные ( универсальные учебные действия ).

Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

В век мобильности способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно - важное качество. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.

Метапредметный подход — это хорошее знание своего предмета, что позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.

Современный урок русского языка должен рассматриваться, прежде всего, не как форма обучения (в центре внимания деятельность учителя), а как форма учения (в центре внимания деятельность ученика).

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой, перед каждым педагогом. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

Возможность достижения метапредметных результатов обучения создается заданиями, направленными на освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Я хочу представить наиболее эффективные задания и упражнения метапредметного характера, которые использую на своих уроках в 5 классе.

2. Укажите, где допущена ошибка в фонетическом разборе.

Сеять – 2 слога, 1-ый ударный

С – [ с’]- согласный, глухой, мягкий

Е - [ э] - гласный, ударный

Я - [й’] - согласный, твердый, мягкий

[ и ] – гласный, безударный

Т - [т’]- согласный, глухой, мягкий

5 букв, 5 звуков

3. Объясните, какая общая характеристика согласных звуков есть у слов каждой пары. Что вам нужно для это сделать?

а) песня, теперь б) слов, снова

4. Догадайтесь, какая пословица записана этими буквами. Какие звуки обозначают буквы в первом и во втором случае? Что лучше передает смысл слов? Проверьте свои догадки, загадав другие слова по образцу этого задания. Какие слова угадывать легче?

а) аы у уе оы у б) стрй дрг лчш нвх двх

Ситуация, где оно уместно

2. Разделите слова на группы по разным основаниям. Объясните, по каким признакам вы объединили слова в группы. Запишите, указав общий признак каждой группы слов.

Добрый, доброта, мерить, подбор, измерять, сборный, мерный, добряк, мерка, подобреть, сборник, добродушный, мера, задобрить, сбор, добренький, померить, сборщик.

1.Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.

Позади веселое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: ненастные, яростный, радостное, чудесная.

2.Отгадайте слово по лексическому значению, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

5. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

3.Отметьте нарушения норм ударения.

У Юли рисунок красИвее, чем у Лены.

Бригада работает вахтОвым методом.

Нам надо купить набор кУхонных ножей.

На ужин я купила языковУю колбасу.

Все любят тортЫ.

Использую этот вид задания на этапе актуализации. Запишите ответ одним словом. В чем особенность написания этих слов? Составьте свой словарно-смысловой диктант на это правило.

1)Лицо, управляющее оркестром, хором; 2)кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром или напиток из него; 3)тонкая верёвка; 4)дорога с твердым покрытием; 5)цвет сажи, угля; 6)танец с частым, дробным постукиванием; 7)стержень для чистки стрелкового оружия; 8)мелкий маринованный огурец; 9)цвет песка, золота; 10)пестрая клетчатая ткань; 11)место соединения частей чего-нибудь.

Важнейшую роль в формировании метапредметных навыков играет работа с текстом , которая может стать средством формирования метапредметных результатов обучения и обеспечить совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Навыки, полученные учеником на уроке русского языка, должны стать основой работы с текстом на других уроках, связанных с пониманием и переработкой текстов.

1.Определите тему сочинения, озаглавьте его. Придумайте зачин и концовку.

2. Прочитайте текст. Какое предложение не связано по смыслу с другими предложениями в тексте?

Чист и прозрачен воздух далеко слышны звуки отчетливо разносятся голоса на дне лесного ручья виден каждый камешек каждая тонкая травинка по прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.

- Легко ли было читать текст? Почему?

3. Перед вами – заголовки текстов. Какие из них, по-вашему, отражают только тему, а какие – главную мысль текста? Запишите их в две колонки.

Птицы – наши друзья. Скворец. Берегите птиц! Как построить скворечник Весна. Сады цветут! Скворцы прилетели! Весенние работы в саду. Весенний день год кормит.

4. Представьте себе, что вы - корректоры. Устно откорректируйте текст. Сколько получилось предложений? Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы)

5. Рассмотрите фотографии. Выберите одну из них и по ней напишите два зачина: для сочинения-описания и для сочинения-повествования. Какова будет основная мысль каждого из этих текстов?






6. Перед вами таблица, в которой приведены зачины и концовки сочинений. Составьте текст, используя варианты. Работа в группах (или в парах).

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Групповая работа над ассоциативным рядом со словом "корень".

3.Сопоставление с культурно-историческим аналогом.Прочитайте,что по этому поводу говорят ученые.

4.Формулировка темы урока учащимися.

Создание проблемной ситуации(образовательной задачи)

5.Целеполагание.Сформулируйте их,используя незаконченные предложения.

6.Определения корня и однокоренных слов.Актуализация знаний.

Работа в группах

Индивидуальное задание у доски.

9.Рефлексия-осознание пройденного пути.

10.Домашнее задание по выбору.

Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Выдвигать гипотезы

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

1. Уметь слушать и вступать в диалог;

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний;

2.Проявлять интерес к изучению родного языка;

3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

Предметные задачи

Образовательные:

конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах;

закрепить умение распознавать однокоренные слова;

обогащать речь детей.

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость;

развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

развивать кругозор учащихся.

Орг.момент. Эмоциональный настрой

Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее:
корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова.

О каких понятиях корня идёт речь?

Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.

III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.

Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Словарь С.И. Ожегова

Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).
4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.
5. В математике: математический квадратный корень.

Словарь В.И. Даля

Корень – 1. Подземная часть всякого растения.
2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.
3. Мой корень – родина.
4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.
5. Математический корень.

Диагностика (степень личного приращения знаний)

Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

IV. Формулировка темы урока учащимися

Создание проблемной ситуации(образовательной задачи)

Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов

Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал.

В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)

Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)

- А разве эта тема для вас новая?


- Каковы же тогда цели нашей работы?


V. Целеполагание. Сформулируйте их, используя незаконченные предложения
(Дети записывают цели в тетради, опираясь на записи на доске)

Я хочу узнать …новое о корне слова

Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению

Я хочу развивать…орфографическую грамотность

VI. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний

– Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий метапредметного урока в 5 а классе

Данилеску Мария Павловна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1 р.п. Новые Бурасы

Тип урока : урок открытия нового знания.

Формы работы : групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия :

показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока:

1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2.Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные ( целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

- коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.


1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Вы должны быть старательными и внимательными. Вам предстоит узнать много нового, вспомнить знания, полученные ранее.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, –

И все, что в памяти у нас, –

Ребята, попробуйте определить тему сегодняшнего урока и поставить его цели и задачи.

3. Актуализация опорных знаний

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете.

Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения.

1. Звуки речи изучает…

2. Слова, их лексическое значение изучает.

3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает…

Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Морфология изучает слово как часть речи.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Жил-был на свете маленький совенок, у которого было много настоящих друзей, и который очень любил фокусы и опыты. И вот, однаждыон, проводя свои любимые опыты, превратился в игрушку.

Но его верные друзья не оставили его в беде, и решили спасти своего друга. Они обратились за помощью к доброй фее. Добрая фея решила помочь маленькому совенку. Она знала с помощью каких волшебных реакций можно расколдовать его.





(Химические опыты)


Летопись сказки

· Запишите 5-6 предложений, описав увиденное вами

· Слова каких частей речи вы использовали?

5. Первичная проверка понимания

Теоретический блок

Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи.

Части речи: самостоятельные и служебные


Все самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные – нет.

Самостоятельные части речи имеют грамматические значения, морфологические признаки, синтаксические признаки.

Служебные части речи связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного.

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя "Имя существительное", - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

6. Первичное закрепление

Распределительный диктант.

- Но наиболее употребительными являются 3 части речи. Это имя существительное, имя прилагательное и глагол.

Поэтому я прошу вас разделить тетрадь на 3 колонки. Первая колонка будет носить название – имя существительное; вторая – имя прилагательное и 3 – глагол. Мы проведем с вами распределительный диктант. Работать будет каждый в своей тетрадочке. Я зачитываю слова, а вы распределяете их в нужную колонку: меняется, рыжего, вещество, радостью, строит, шипящйй, училась, нежного, опыты, смотрят, реакция, химические.

7. Физкультминутка на повторение

Нужно всем встать

1.На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

2.Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

- Зачитайте слова, которые вы отнесли к первой колонке. Докажите, что перед нами имена существительные (далее ученики зачитывают слова из 2 и 3 колонки, доказывая принадлежность слова к той или иной части речи).


Представлен конспект урока метапредметного типа. Для формирования метазнания учитель выбрал интегративный подход (русский язык и литература).

Описание разработки

Цель:

Формирование у обучающихся представления о совести; раскрыть глубокий смысл данной нравственной категории как основы ценностно - смыслового самоопределения.

Задачи:

- формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное значение;

- формировать и развивать навыки анализа текста художественного произведения;

- закрепить навыки постановки знаков препинания при прямой речи.

- развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно - речевые метапредметные умения.

- воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;

- формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно - эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

- формирование социально значимых качеств личности;

- формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

- формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- сравнивать, находить нужную информацию.

- готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно - смыслового самоопределения.

- приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.

- самостоятельная работа с различными источниками информации;

оформление и предъявление главного из данной информации;

- анализ фрагмента текста художественного произведения; составление цепочки эмоционального состояния героя;

- графическая работа с текстом;

- разработка и представление творческого проекта;

- коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

- рефлексия собственной деятельности.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Как понимаете это предложение?

- За что Нину мучает совесть?

- Как вы думаете, будет ли Нина в другой раз прогуливать уроки?

- Исходя из содержания текста, какой может быть тема нашего общения?

- Актуальна ли эта тема на сегодняшний день?

- Интересна ли она для вас?

2. Определение целей

- Определим цель нашего общения (совместное определение целей)

(раскрыть смысл нравственной категории совесть; учиться анализировать текст; уметь работать в группе, договариваться).

Работаем по плану.

3. Организация познавательной деятельности

- С кем разговаривает Незнайка? (сам с собой, со своей совестью)

- Что происходит с героем?

Составим цепочку эмоционального состояния героя (работа с текстом в группах)

(грустно вздыхал – разговаривал – оправдывался – насторожился – вскричал – разбудил и говорит – вздохнул)

- Каково же состояние героя?

А совесть мучает, грызет, тревожит.

- Было с вами такое? (рассказы детей, монологические высказывания)

- Как быть? Что делать? Как выходить из этого состояния?

4. Графическая работа с текстом

Посмотрите внимательно на текст. Ваши наблюдения?

(в тексте не расставлены знаки препинания при прямой речи)

КАК НЕЗНАЙКА РАЗГОВАРИВАЛ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

Незнайка лежал в темноте и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой - то находящийся внутри него голос.

Он ведь сам виноват оправдывался Незнайка.

Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! Ну, толкнули тебя, и ты толкнул бы! отвечал голос.

А кто ты, что от тебя даже ничего не скроешь? насторожился Незнайка.

Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть ответил голос.

Так это ты? Тогда сиди и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет! вскричал Незнайка.

Голос усмехнулся А ты боишься, как бы тебя не побранил кто - нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто - нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Название работы

Формирование у обучающихся представления о совести; раскрыть глубокий смысл данной нравственной категории как основы ценностно-смыслового самоопределения.

Образовательные:

- формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное значение;

- формировать и развивать навыки анализа текста художественного произведения;

- закрепить навыки постановки знаков препинания при прямой речи.

Развивающие:

- развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно-речевые метапредметные умения.

Воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;

- формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

Формирование компетенций:

- формирование социально значимых качеств личности;

- формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

Коммуникативные:

- формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- сравнивать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

- готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно-смыслового самоопределения.

Метапредметные:

- приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.

Формы мыследеятельности:

- самостоятельная работа с различными источниками информации;

оформление и предъявление главного из данной информации;

- анализ фрагмента текста художественного произведения; составление цепочки эмоционального состояния героя;

- графическая работа с текстом;

- разработка и представление творческого проекта;

- коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

- рефлексия собственной деятельности.

1.Мотивация к учебной деятельности

- Как понимаете это предложение?

- За что Нину мучает совесть?

- Как вы думаете, будет ли Нина в другой раз прогуливать уроки?

- Исходя из содержания текста, какой может быть тема нашего общения?

- Актуальна ли эта тема на сегодняшний день?

- Интересна ли она для вас?

2. Определение целей

- Определим цель нашего общения (совместное определение целей)

(раскрыть смысл нравственной категории совесть; учиться анализировать текст; уметь работать в группе, договариваться).

Работаем по плану.

3. Организация познавательной деятельности

-С кем разговаривает Незнайка? (сам с собой, со своей совестью)

- Что происходит с героем?

Составим цепочку эмоционального состояния героя (работа с текстом в группах)

(грустно вздыхал – разговаривал – оправдывался – насторожился – вскричал – разбудил и говорит – вздохнул)

- Каково же состояние героя?

А совесть мучает, грызет, тревожит.

- Было с вами такое? (рассказы детей, монологические высказывания)

- Как быть? Что делать? Как выходить из этого состояния?

4. Графическая работа с текстом

Посмотрите внимательно на текст. Ваши наблюдения?

(в тексте не расставлены знаки препинания при прямой речи)

КАК НЕЗНАЙКА РАЗГОВАРИВАЛ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

Незнайка лежал в темноте и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри него голос.

Он ведь сам виноват оправдывался Незнайка.

Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! Ну, толкнули тебя, и ты толкнул бы! отвечал голос.

А кто ты, что от тебя даже ничего не скроешь? насторожился Незнайка.

Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть ответил голос.

Так это ты? Тогда сиди и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет! вскричал Незнайка.

Голос усмехнулся А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него.

Незнайка разбудил Пестренького и говорит Понимаешь Пестренький я сегодня превратил одного коротышку в осла. Ты меня поругай за это.

А зачем? спрашивает Пестренький.

Меня совесть мучит. Может, мне легче станет вздохнул Незнайка.

-Как можно поработать с текстом?

(индивидуально, с последующей проверкой;

в группе, по очереди, с объяснением)

- Выберите форму работы с текстом.

- Сколько времени надо на выполнение задания?

- Проведите самопроверку. Оцените свою работу.

- Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку.

- Обратная связь – поднимите карточку соответствующего цвета (синяя – справился без ошибок; зеленая – надо повторить материал)

4. Создание творческого проекта

Вернемся к теме нашего общения.

- Как понимаете слова императора?

Формы деятельности обучающихся – групповая или индивидуальная на выбор.

Вспомним правила работы над проектом в группе:

- тьютер уточняет цель, результат и план работы над проектом,

- обсуждение намеченного плана,

В процессе обсуждения необходимо найти интересный образ-символ, продумать его пространственное воплощение, цветовое решение, создать продукт – рисунок и авторский текст.

5. Рефлексия.

- Надеюсь, что каждый из вас на уроке сделал для себя какое-то открытие. Поделитесь с нами.

А помогут вам в этом следующие начала предложений:

Теперь я знаю …

Теперь я умею…

Теперь я буду …

Теперь я не буду …

- Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой?

- Спасибо вам за искренность и открытость, за активный труд вашей души, такой чуткой и красивой.

Читайте также: