Месторождение полезных ископаемых конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока : Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

• Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

• Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

• Показать их важную роль в экономике страны.

• Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

• Развивать умения составлять схемы, таблицы.

• Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

• Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив.

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действий, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

I .Вызов

- Друзья, сегодня мы с вами продолжим изучение нашего большого и интересного мира. А откроется ли нам сегодня какая-нибудь тайна зависит от вашей активной работы.

2.Актуализация знаний

t1573820374aa.jpg

-

Итак, ребята, прежде чем определиться с сегодняшней темой, давайте вспомним, какой раздел мы с вами изучаем. (Чему учит экономика?)

t1573820374ab.jpg

-

Что же вы уже знаете про экономику, давайте обобщим наши знания, для этого заполните таблицу. Она у каждого лежит на столе. (Дети вписывают ответы в таблицу).

t1573820374ac.jpg

-

(Дети заполняют схему. По окончанию работы идёт обсуждение ).

-Сделайте вывод. Почему природные ресурсы нужны человеку? (Они служат его интересам. )

(Здесь возможны уточнения детей)

Расскажите о каждом указанном из природных богатств. (Ответы детей.)

2. Определение темы и задач урока

- О каком же ресурсе у вас меньше всего знаний? (О полезных ископаемых.)

- Отталкиваясь от этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Полезные ископаемые.)

-Давайте наметим задачи нашего урока;

- познакомиться …( с разнообразием полезных ископаемых);

- изучить … (свойства некоторых полезных ископаемых );

-узнать… ( как добывают полезные ископаемые).

II . Стадия осмысления

1.Изучение нового материала. Фиксация затруднения

- Что же такое полезные ископаемые? (Предположения детей)

- Правильно, полезные – значит, приносящие пользу, а ископаемые - добываемые из недр земли. ( Далее идет просмотр фрагмента видеоурока окружающего мира № 27 из фонда Видеоуроки.нет 3 класс .)

- Здравствуйте, друзья! Меня зовут Гномик - Экономик. Я необычный гном. Я знаю очень многое про окружающий нас мир, практически все! Но прозвали меня так, потому что мне нравится изучать экономику. Мир экономики очень интересен! И сегодня, ребята, я бы хотел поделиться с Вами своими знаниями про богатства земных кладовых, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности. Догадались, о чем я хочу рассказать? Да, ребята, мой рассказ будет о полезных ископаемых.

t1573820374ad.jpg

Но для начала давайте определим, что такое полезные ископаемые ? Чем они так полезны для нас и зачем их искапывают ? Нас окружает огромное количество камней . Посмотрите, какими разными они бывают! По-другому, камни называют минералами и горными породами . Минералы – это природные вещества . Из них состоят горные породы.

Минералы окружают нас повсюду . С ними мы сталкиваемся каждый день. Возьмем хотя бы соль , которая у каждого из Вас есть дома. Соль , ребята, это тоже минерал . Минерал есть и в простом карандаше. Его называют графит . Именно с его помощью мы можем нарисовать на бумаге любую фигуру! Ещё есть такие минералы , как полевой шпат, кварц, слюда, аметист, аквамарин и даже такие редкие вещества, как алмаз, золото и серебро.

Минералы . Такое большое многообразие минералов в окружающей среде определяет и большое многообразие горных пород . К горным породам относят хорошо известную вам глину, песок, щебень, мел, мрамор, гранит . Горные породы , ребята, составляют толщу Земли . А как Вы думаете, в каких местах можно встретить горные породы ? В горах? Верно, друзья, но их можно встретить не только там. На самом деле горные породы есть повсюду, просто они скрыты от нас слоем почвы .)

Горные породы . Горные породы и минералы , которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, и называют полезными ископаемыми .

- В конце урока мы обязательно проверим, чей ответ самый правильный, а сейчас давайте немного отдохнём.

2.Физминутка

По дорожке шли, шли…

Много камешков нашли.

И друг другу показали.

А теперь присядем дружно,

Записать про камни нужно.

3. Практическая работа

t1573820374af.jpg

- Распределите обязанности в группе… Не забывайте о правилах работы группы. (Дети выполняют задания по изучению образца, вносят в таблицу данные о нем.)

- Время работы закончилось. Давайте познакомимся с результатами работы каждой группы. Выступающие приготовьтесь. А все остальные по мере вашего рассказа будут кратко записывать в оставшиеся графы таблицы, сведения о других полезных ископаемых, добытые командами. (После окончания выступлений каждой группы должна получиться примерно такая таблица.)

- Молодцы, ребята. Посмотрите ещё раз на правую колонку таблицы и догадайтесь, так чем же полезны эти ископаемые людям? ( Полезны своими свойствами, которые человек использует

в хозяйственной деятельности)

- Правильно. Вернёмся к дереву предсказаний и посмотрим, кто из вас был близок к истине. ( Кратко обсуждение)

4. Самостоятельная работа

t1573820374ag.jpg

- Вот сколько мы узнали, а ну - ка вспомните, наши задачи, что осталось выяснить? (Как добывают полезные ископаемые.)

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос прочитайте страницы 47 – 49 вашего учебника. (Самостоятельная работа детей по поиску информации.)

- Ну, а теперь расскажите, для чего добывают полезные ископаемые? ( Фронтальная работа ).

(По результатам опроса выстраивается Кластер, который необходимо будет расширить дома.) (Если остаётся время, то идёт просмотр следующего фрагмента из того же видеоурока)

t1573820374ah.jpg
t1573820374ai.jpg

Полезных ископаемых очень много. Они бывают твердыми , например, как каменный уголь или железная руда , в виде, жидкости например, нефть , или даже в виде газа , как природный газ !

Так чем же, ребята, так полезны для человека полезные ископаемые ? Все дело в том, что без них невозможна хозяйственная деятельность человека. Одни из них он использует в строительстве, например, для производства кирпича . Ведь для того, чтобы его изготовить, нужны такие полезные ископаемые , как песок, глина и известня к. Другие человек использует для производства топлива . Для этого ему необходимы такие полезные ископаемые , как уголь, природный газ . А вот для того, чтобы произвести такое известное всем топливо, как бензин , человек использует нефть . Многие полезные ископаемые человек использует и для производства различных металлических предметов . Посмотрите, как много их вокруг нас! Это и ножницы, ложки, кастрюли, автомобили даже самолеты! Все они изготовлены из руд , которые были добыты человеком из природы . Согласитесь, вряд ли бы мы смогли себе представить нашу обычную жизнь без этих предметов! Но как же человек добывает такое большое количество полезных ископаемых , ведь не все они расположены на поверхности Земли? Происходит это так, ребята: геологи – люди, которые изучают полезные ископаемые , отыскивают их месторождения . Месторождения – это места, где они залегают . Для этого они используют очень сложную технику и аппаратуру. Твердые полезные ископаемые (каменный уголь, железная руда, гранит, глина) человек добывает с помощью карьеров и шахт , а вот нефть и природный газ — при помощи буровых установок и скважин. Полезные ископаемые – чудесные кладовые земли.

- Ребята, а как вы думаете, как долго люди могут пользоваться этими кладовыми Земли? ( Ответы детей ).

- А что же нужно делать, чтобы эти кладовые ещё долго нам служили? (Ответы детей).

- Правильно, ребятки, только бережное использование, грамотная добыча позволит не только надолго сохранить подземные богатства, даст возможность постепенному восстановлению кладовых, ну и не навредить окружающей природе.

III .Рефлексия

- Давайте подведём итог урока и узнаем, все ли задачи мы решили, можем ли мы ответить на вопросы, которые появлялись в течение урока? ( Используя приём «Вопрос - ответ, дети задают классу вопросы и кто-то из учащихся на них отвечает.)

1.Как правильно назвать камни?

2.Что такое полезные ископаемые?

3. В чем их польза для человека?

4. Как добывают полезные ископаемые?

5. Где добывают полезные ископаемые?

6. Где используют полезные ископаемые?

7. Какие полезные ископаемые ты знаешь?

8. Что важно не забывать при добыче полезных ископаемых?

-Ну, что, ребята, задачи урока решены? (Ответы детей)

ДЗ: Доделать Кластер. Уметь рассказывать о полезных ископаемых, используя материалы таблицы, кластера и содержание страниц 46-49 учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 6 класса школы 8 вида. К уроку добfвлено приложение для доски SMART Notebook.

Тема урока: Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Цели коррекционно-образовательные:

1. Способствовать формированию знаний о месторождениях полезных ископаемых России.

2.Закрепить знания о группах полезных ископаемых (по их использованию), о их использовании и способах добычи.

3.Выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Цели коррекционно-развивающие:

1.Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, заполнять таблицу.

2. Развивать пространственные представления учащихся, умение работать с картой, систематизировать информацию и делать выводы.

Цели коррекционно-воспитательные:

1.Обеспечить воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

2.Содействовать экологическому воспитанию учащихся, прививать бережное отношение к природным богатствам.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Средства обучения:

1.Учебник «География: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.-М.: Просвещение, 2008.-184с.

2.Коллекции полезных ископаемых.

3. Физическая карта России.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту России. Мы уже прошли темы: Сухопутные и морские границы. Острова и полуострова. Поверхность нашей страны.

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете после того, как повторим пройденный материал.

2. Повторение пройденного материала.

Опрос (за каждый правильный ответ жетон)

-Белое, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карское моря. Что их объединяет?

-Какие бы ещё моря вы сюда добавили? (покажите их на карте)

- Почему Баренцево море не замерзает даже зимой?

-Назовите основные формы поверхности нашей страны?

-Какая горная система самая высокая в России?

-Покажите все горы.

Давайте подведём итог. У кого больше всего жетонов?

3. Изучение новой темы.

а)Введение в тему урока.

- Отгадайте загадку и вы узнаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке

Под землёй их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

б) Объявление темы урока.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем много интересного о природе Земли, узнаем, какие полезные ископаемые встречаются на территории России и их основные места распространения. Прочитайте тему урока на доске и запишите в тетрадь.

в) Вводная беседа о полезных ископаемых.

- На уроках биологии вы изучали полезные ископаемые. Объясните, пожалуйста, что это такое- полезные ископаемые? Почему их так назвали?

( Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности).

Посмотрите подсказку. Прочитайте и запишите.

- Какими бывают полезные ископаемые?

(твёрдые, жидкие, газообразные)

-Как изображают полезные ископаемые на карте?

- Давайте посмотрим, какой знак соответствует следующим полезным ископаемым: нефть, природный газ, каменный уголь, железная руда, никелевая руда, медная руда, алюминиевая руда, поваренная соль, золото, алмазы (составление таблицы). Рассмотреть таблицу в учебнике на с.161

Задание: у каждого из вас карточка с заданием. Используя таблицу на с.159, легенду карты, установите соответствие. Взаимопроверка.

-Что такое месторождение? (найти в подсказке).

-А сейчас мы вспомним, какими способами ведут добычу полезных ископаемых? ( открытым, шахтным, с помощью скважин).

-Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Его применяют, если ископаемые залегают неглубоко от поверхности почвы. Какие полезные ископаемые можно добывать открытым способом?

-Это добыча глубоко залегающих полезных ископаемых при помощи шахты. Его применяют, если полезные ископаемые залегают глубоко под поверхностью почвы. Что добывают таким способом?

- Это добыча полезных ископаемых с помощью скважин. Какие полезные ископаемые добывают таким способом? Почему?

Россия обладает большими запасами многих полезных ископаемых, по запасам природного газа она занимает первое место в мире

Железные руды приурочены к фундаменту древних платформ. Особенно велики запасы месторождений Курской магнитной аномалии (КМА), в Центрально-Черноземном районе, где руду высокого качества добывают в карьерах.

К Балтийскому щиту приурочены Оленегорское и Ковдорское месторождения в Мурманской обл. и Костомукшское в Карелии.

Одним из важных железорудных районов России остается Урал, хотя запасы его уже сильно истощены.

90% запасов железных руд сосредоточены в европейской части страны, но богаты железными рудами и Сибирь и Дальний Восток. В Западной Сибири это месторождения Горной Шории в Кемеровской области, в Восточной Сибири – Абаканское в Хакасии и Рудногорское и Коршуновское месторождения в Иркутской области, а также месторождения в районе Нерюнгри на юге Якутии; на Дальнем Востоке – месторождения в бассейне реки Зея.

Месторождения медных руд сосредоточены в основном на Урале (Краснотурьинское, Красноуральское, Гайское и др.) и на Кольском полуострове (Мончегорское месторождение медно- никелевых руд в Мурманской области), а также в горах Южной Сибири (Удокан) на севере Восточной Сибири – Талнахское месторождение в районе Норильска.

Крупнейшие месторождения алюминиевых руд (бокситов) расположены на Урале, в Северо- Западном районе – Тихвинское (бокситы) и Хибинское (нефелины); в Восточной Сибири – на юге Иркутской области и Красноярского края.

Крупнейшая нефте-газоносноная провинция России – Западно-Сибирская – расположена на территории Западно-Сибирского района. Волго-Уральская – в пределах Поволжского и Уральского районов. Тимано-Печерская занимает восточную часть территории Северного района и акваторию Баренцева и Карского морей. Значительные запасы газа находятся на территории Астраханской области, нефти – на территории Северного Кавказа.

Из общих геологических запасов угля в стране 95% приходится на восточные районы, в том числе 60% на Сибирь. Основная масса запасов сосредоточена в нескольких крупнейших бассейнах: Тунгусском (2299 млрд т), Ленском (1647 млрд т), Канско-Ачинском (638 млрд т) и Кузнецком (2299 млрд т). На Печорский бассейн – крупнейший по запасам в европейской части – приходится только 3,5% запасов.

Технолог ии : здоровье сберегающ ая, личностн о - ориентирова нная.

Методы : Объяснительно - иллюстративный, ч астично - поисковы й.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту Росс ии. Тему нашего урока вы узнаете

Какую проблему с егодня на уроке вы м ожете перед с обой по ставить?

1.Познакомимся с полезными ископаемыми их свойствами.

3.Познакомиться с основными месторождениями полезных ископаемых в Росс ии и их

Учитель: Дава йте вспомн им, что такое п олезные иск опаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые ч еловек использует в хозяйстве.

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: На каки е группы делятся п олезные ископаем ые?

Учитель:На уроках природоведения и биологии вы знакомились с образцами полезных

Сегодня на уроке вы узнаете:какие полезные ископаемые добывают в нашей стране;

познакомитесь с крупнейшими месторождениям и полезных ископаемых;

узнаете, какими условными знаками они обозначаются на физической карте.

- Месторождение – это скопление полезных ископаемых в зем ной коре.

Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,оказывают огромное

влияние на всю нашу жизнь. - Итак Вы становитесь геологами и отправляетес ь в

экспедицию по своему маршруту. - Какие цели нашей экспедиции? каждая группа будет

исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя

Раздача инструк ционных карт и задани й группам. В ремя выполне ния задания

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или

газообразное, то садитесь. Пес ок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит,

Повторили п олезные иск опаемые, а теп ерь познакомь те нас с результата ми

ваших исслед ований. Засл ушиваем ответы у чеников. Мол одцы, задан ия

Наша страна богата полезными ископаемым и. По запасам многих полезных ископаемых

- Главные природные богатства нашей страны – нефть , природный газ, каменный уголь. В

какую группу они входят? Где находятся крупнейшие месторождения этих п/и

?Прикрепите значки на доску. Где находится крупнейшее мес торождение железной руды?

К какой группе полезных ископаемых относится? Прикрепите значок на карту рядом с

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего б есполезного.

Сегодня мы поговорили о важных полезных ископаемых, используемых в металлургии,

топливной энергетике и др. отраслях народного хозяйства нашей Родины. Вы

попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые

месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископ аемые – это так ие

богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недра х Земли за многие

миллионы лет. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные

- А теперь проверим, все ли поняли тему сегодняшнего урока, для этого выполним задания

Полезные ископаемые подразделяются на топливные , рудные и нерудные . Топливные используются как топливо для машин и тепловых электростанций. Рудные — для выплавки металлов.

Виды полезных ископаемых.jpg

Распространение полезных ископаемых непосредственно связано со строением земной коры. Полезные ископаемые найдены на всех материках, а также на дне морей и океанов рядом с берегами. Размещены месторождения неравномерно, и их набор различен на разных территориях.

map_9_geo1.jpg

К щитам платформы приурочены месторождения руд чёрных, цветных и редких металлов, а также золота и алмазов.

В горных районах залегают магматические и метаморфические породы, огромное количество рудных полезных ископаемых. В Андах, например, разрабатываются богатейшие запасы цветных металлов (меди и олова).

Запасы топливных полезных ископаемых связаны с мощным слоем осадочных пород на материках и в прибрежных районах. Месторождения нефти и газа связаны с плитами древних и молодых платформ, шельфами морей, предгорными и межгорными впадинами. Богатейшие запасы нефти и газа находятся в Западной Сибири, в Северном море, в Каспийском море, на побережье Мексиканского залива и Карибского моря, Персидского залива, в предгорных прогибах Анд и Уральских гор.

Читайте также: