Место и значение поэтов пушкинской плеяды в русской поэзии конспект

Обновлено: 08.07.2024

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Термин пушкинская плеяда по мере изучения поэзии Пушкина романтической эпохи и конкретных поэтов стал считаться уязвимым поскольку вопервых возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы Плеяда Ронсар Жодель Дюбелле и др. давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений Пушкина с Ронсаром. Следовательно если принимать понятие пушкинская плеяда нужно отчетливо осознавать что в этом созвездии названном именем Пушкина последний является самой крупной звездой в то время как другие светила.

Дата добавления: 2015-01-05

Размер файла: 18.16 KB

Работу скачали: 12 чел.

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ

Для успеха нового литературного течения, зарождающегося в начале XIX века, необходимо было объединить отдельные и пока еще разрозненные усилия вокруг основных задач, необходимо было появление вождя, который возглавил бы ряды новаторов. Ни Катенин, ни Кюхельбекер, ни даже Грибоедов, шедшие каждый своей дорогой и не обнаружившие необходимой широты творческих поисков, не могли стать во главе литературного движения в целом. Эта историческая роль выпала на долю А. С. Пушкина.

В своем утверждении свободолюбивой поэзии Пушкин не остался одиноким. Вместе с ним и вслед за ним выступает большая группа поэтов, создавших гражданскую лирику, исполненную вольнолюбивых, тираноборческих идей и настроений.

Рано начинает печататься Ф. Глинка. Примыкая к наиболее умеренной группе декабристов, он не шел далеко и в поэзии. Однако мотивы любви к родине и свободе, мотивы гражданской доблести и долга отчетливо звучали в его произведениях.

Многие поэты начала XIX века усвоили – каждый в меру своего таланта – пушкинскую культуру поэтического слова и внесли в эту культуру свое. Вместе с Пушкиным они подняли поэзию на новую ступень развития. Но поэзия каждого из них была неизмеримо более узкой, чем всеобъемлющее творчество Пушкина. Каждый из них примыкал к какой-то одной стороне пушкинской поэзии, развивая ее, впрочем, с большой творческой самостоятельностью.

Конкретно-историческое рассмотрение творчества поэтов пушкинского круга поможет определить своеобразное место каждого из них в литературном движении.

Поэты пушкинского окружения – это, прежде всего те, кого по старой традиции называют “Пушкинской плеядой”. Обозначение это, однако, условно, и возникло оно по аналогии с кружком, или “школой”, французских литераторов XVI века, которые подхватили это наименование у древних александрийцев времен Птоломея Филадельфа, называвших “Плеядой” группу из семи современных им трагических поэтов. А оно, в свою очередь, заимствовано из названия семизвездия на небосклоне, чье имя восходит к древнегреческой мифологии.

кроме внешнего признака – соблюдения числа 7 (иногда, впрочем, с ним не считаются), есть и более содержательный, относящийся к области собственно поэтики: посильное участие в становлении реалистического метода лирической поэзии.

возрасту и даже по принадлежности к “поколениям”. Их связывают с Пушкиным в разной мере современность творчества и приязненные отношения.

Но и в этом плане близость Пушкина Веневитинову, например, во всяком случае не большая, чем Грибоедову, Катенину или тем более Кюхельбекеру. Больше того, круги дружеских взаимных притяжений, пересекаясь, не совпадали.

Вообще же дружеские и творческие взаимоотношения внутри “Плеяды” отнюдь не просты и далеко не сводятся к связи признанного центрального светила со своим ореолом – некоей слитной группой поклонников-учеников.

Эпоха оказалась щедрой на выявление оригинальных поэтов, которые выделяются резко заметной индивидуальностью, особенно Баратынский и Языков. Образовалась та неповторимая в своей жизненной полноте и чистоте литературная ситуация, которая отозвалась для потомков разрозненными уцелевшими рикошетами – беглыми упоминаниями в статьях, заметках и особенно в письмах, вроде, например, пушкинского обращения к Вяземскому (1823 г.). “…Читал ли ты мое послание Бирукову (тогдашнему цензору) если нет, вытребуй его от брата или Гнедича; читал я твои стихи в Полярной Звезде; все прелесть…” и т. д. Вот экспромт Языкова (1830) – подношение мытищинскому водопроводу:

Отобедав сытной пищей, Град Москва, водою нищий, Знойной жаждой был томим: Боги сжалились над ним: Над долиной, где Мытищи, Смерила неба синева; Вдруг удар громовой тучи Грянул в дол,- и ключ кипучий Покатился… Пей, Москва!

Это подлинный экспромт – одно из тех многочисленных стихотворений, которые Языков сочинял буквально на ходу, по пути на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру. Такая свобода владения стихом, такая всегдашняя поэтическая “мобилизованность” могли идти в сравнение только с пушкинскими; но такой энергии и ярости не было даже у Пушкина 30-х годов. А ведь это только шутка, непритязательная забава!

А антиподом Языкова является другой ярчайший представитель “Плеяды” – Баратынский. Сам Пушкин, еще молодой, полный надежд, уверенно входящий в славу, кому присуща была редкая бескорыстность и великодушие в оценке чужих достижений, писал Вяземскому еще в 1822 г.: “Но каков Баратынской? Признайся, что он превзойдет и Парни и Батюшкова – если впредь зашагает, как шагал до сих пор – ведь 23 года – счастливцу! Оставим все ему эротическое поприще и кинемся каждый в свою сторону, а то спасенья нет” (XIII, 34).

Двумя годами позже, прочитав “Признание” (еще в первой, не удовлетворившей автора и действительно менее совершенной его редакции), Пушкин приходит в полнейший восторг: “Баратынский – прелесть и чудо, Признание – совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий…” (XIII, 84). В другой раз, повторив те же слова, “Баратынский – чудо”, Пушкин находит, что помещенные рядом в этом же альманахе “Полярная Звезда” его собственные “пьесы” “плохи”.

Это не кокетство: действительно, к началу 1824 г. сам он еще не писал лирических стихотворений такой выразительной силы и глубины, как “Признание”. Пушкин с безупречным постоянством считал Баратынского первым среди создателей элегий и “первоклассным” поэтом.

В таком трудном для истолкования из-за богатства явлений положении может быть воспринято одно из непрезентабельных посланий современника современнику же, Дельвига “Н. М. Языкову”, где поэт еще в 1822 г. скромно, достойно и изящно распределяет места среди своих друзей. А этими друзьями оказываются крупнейшие поэты эпохи.

Простодушно сообщив, что его, “благодаря богам”, влечет “к возвышенным певцам с какою-то любовию пристрастной”, Дельвиг гордится ранней дружбой с Пушкиным, чье “пенье” он услышал первым, и тем, что Баратынского он с “музой подружил”. Эту гордость, воспринятую как “вознаграждение”, он сообщает Языкову, полагаясь, понятно, на его понимание и полное сочувствие. Так в ординарном стихотворении сводятся лучшие поэты 20-х годов.

“Окружение” было не только выигрышным фоном, на котором рельефнее выступало пушкинское величие, но и чрезвычайно активной, характерной составной частью духовной культуры эпохи. Пушкин оказывался ведущим, определяющим ферментом литературного движения 20-х, а отчасти и 30-х годов. Но кто у кого и в какой мере “учился”, кто чьи успехи и как определял – это еще далеко не проясненный вопрос, оставляющий заманчивой задачу дальнейших поисков для молодых, пытливых литературоведов.

Говоря о “более или менее примечательных талантах”, окружающих Пушкина, Белинский отметил, что их “неоспоримым достоинствам мешает только невыгода быть современниками Пушкина”‘. Близость Пушкина ослепляла, и критик на себе испытал правоту своих слов. Он не понял Баратынского, вернее, его особой значительности, считая, что его щегольскую “светскую, паркетную музу” было бы попросту “недобросовестно” сопоставлять с пушкинской; он отрицал поэзию Языкова (правда, прежде всего из-за национализма его идеологии); о Вяземском-поэте отзывался более чем сдержанно, о Веневитинове скупо и холодно, а на Дельвига попросту не обратил внимания.

В предпринятом Белинским капитальном обзоре пушкинской поэзии в связи с поэзией его эпохи (“Сочинения Александра Пушкина”) для них не нашлось должного места.

Позже, а особенно теперь, спустя полтора века, выступают в своей значимости и исторически закономерное направление талантов пушкинского круга, вообще его более или менее выдающихся современников,- и те индивидуальные особенности их поэзии, что были подчас не замечены критиком.

Форма урока: урок - устный журнал

Формировать умение составлять самостоятельно монологическое высказывание на заданную тему.

Начать работу над формированием навыков литературного анализа художественного произведения.

Развивать у подростков художественный вкус, память, познавательные способности, эстетические эмоции.

Развивать творческую активность, формировать творческий подход к изучению литературы.

Воспитывать интерес и уважение к классическому наследию русской литературы

Хотя биографические сведения и важны для учащихся, но здесь они даются фрагментарно, тщательно отбираются, причём критерием отбора информации становится то, объясняют ли эти факты биографии сущность процесса творчества поэта.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 6 группы, каждая получила творческое задание - создать страничку устного журнала по темам:

1 группа - Е. А. Баратынский в пушкинском круге поэтов

2 группа - Жизнь и творчество Д. В. Веневитинова

Цель: проследить основные вехи творческого пути Д. В. Веневитинова; изучить общие закономерности поэзии и художественное своеобразие современника А.С.Пушкина.

3 группа Жизнь и творчество П. А. Вяземского.

Цель: проследить основные вехи творческого пути П.А. Вяземского; изучить общие закономерности поэзии и художественное своеобразие старшего современника А.С.Пушкина.

4 группа - Жизнь и творчество поэта Д. В. Давыдова

Цель: выявить влияние особой судьбы Давыдова на его поэзию: показать основные черты характера героя лирики поэта

5 группа А. А. Дельвиг - поэт пушкинской поры.

6 группа - Н. М. Языков в пушкинском круге поэтов

В процессе подготовки к уроку участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов, используя доступ в Интернет; подбирали биографический материал о поэтах пушкинского круга, самостоятельно анализировали предложенные стихотворения. Учитель консультировал учащихся и оказывал помощь в написании анализа стихотворения, а также в отборе материала для художественного оформления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. (слайды №1,№2)

Но логика подсказывает, что период сле­дует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала изве­стна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры опреде­ляются 1814 -1837 годами. Старшие современники - В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, - сформировавшиеся как поэты в более раннюю эпоху, оказывали влияние на молодого Пушки­на. Ровесники и младшее поколение современников, напротив, усваива­ли пушкинский поэтический опыт, развивая его в своем творчестве.

Е. А. Баратынский (1800-1844) Д. В. Веневитинов (1805-1827) П. А. Вяземский (1792-1878)

1. Итак, открываем первую страничку. (слайды №3-4)

Евгений Абрамович появился на свет 19 февраля 1800 г. в семье дворянского сословия. Имение Мара, где жили Баратынские, находилось в Тамбовской губернии. Дав мальчику традиционное в дворянских семьях домашнее воспитание и образование, в 1812 г. ему пришлось ехать в Петербург, т.к. родители отдали его в Пажеский корпус - элитное военное училище. Преподавали в Пажеском корпусе не особенно старательно, да и с нравственным воспитанием дело обстояло слабовато. В 1816 г. Евгений попал под влияние дурной компании и стал участником серьезного преступления - кражи. В результате его исключили из корпуса, лишив права поступать на службу, за исключением простой солдатской. Эти события надломили Баратынского и сильно повлияли на формирование его характера. Три года родные хлопотали о прощении в то время, как сам он бездействовал. Но был один вариант - начать с нуля, став рядовым военным, и продвигаться по службе к офицерскому чину. И вот в 1818 г. он приехал в Петербург, и его зачислили в царскую гвардию.

В середине 20-ых Баратынский находился в поиске новых творческих путей. Он пытался по-новому представить романтическую поэму при помощи реалистической манеры изложения. А. С. Пушкин одобрительно отозвался о его творчестве.


Проведению урока предшествовала подготовительная работа: создание учащимися литературных газет, используя программу Microsoft Word.

Данная разработка будет интересна всем учителям-словесникам для проведения уроков по данной тематике, а также её можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по литературе.

XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Данная разработка урока посвящена жизни и творчеству поэтов, лично знавших Пушкина и близких ему по художественным взглядам. К поэтам “пушкинской плеяды” относятся Батюшков, Д. В. Давыдов, А. Баратынский.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 3 группы, каждая получила творческое задание – создать литературные газеты, используя программу Microsoft Word по следующим темам:

1 группа – Жизнь и творчество поэта К. Батюшкова

2 группа – Д. Давыдов - поэт пушкинской поры.

4 группа – Е. Баратынский в пушкинском круге поэтов

В процессе создания литературных газет участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов, используя доступ в глобальную информационную сеть – Интернет. Учащиеся выбирали наиболее важную и интересную информацию из огромного литературного материала; знакомились с лирическими произведениями данных поэтов; учили понравившиеся стихотворения наизусть.

1) обучающие:

Выявить общность и различие поэтических систем на примере поэтов К.Батюшкова, Д.Давыдова, Е. Баратынского

2) развивающие:

Развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию,

делать выводы;

Закрепить умение составления синквейна;

3) воспитывающие:

Формировать любовь и уважение к литературным, музыкальным произведениям, а также к русской живописи как ценностям отечественной культуры;

Воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.

Тип урока: изучение нового материала;

Используемые технологии:

Технология критического мышления;

Технология сотрудничества (работа в группах)

Средства обучения:

Опережающая работа:

В процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете; выпускают литературные газеты по творчеству Батюшкова, Денисова, Баратынского.

Межпредметные связи:

План проведения урока:

Организационный момент (1-2 мин)

Поэтическая пятиминутка (3-5 мин)

Литературная разминка (5-7 мин)

Объяснение нового материала:

А) вступительное слово учителя (5 мин)

Б) защита литературных газет (10 мин)

5. Физкультминутка (1-2 мин)

6. Закрепление изученного материала, интеллектуальная игра

7. Вывод урока: составление итогового синквейна (5 мин)

8. Объявление оценок, домашнее задание (3 мин)

Основная часть

Организационный момент: здравствуйте, дорогие ребята!

Начинаем наш урок! Урок литературы! А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. И это значит, что мы вновь будем восхищаться, наслаждаться поэзией, удивляться… Помогите мне, ребята! Продолжите: … (узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, молодцы! Спасибо!

Поэтическая пятиминутка: начинаем наш урок литературы традиционно с поэтической пятиминутки. Сегодня её нам подготовила Лена Никитина, о выборе поэта и стихотворения она нам расскажет сама.

и на распечатках для каждого ученика)

III. Объяснение нового материала:

1. Вступительное слово учителя: Молодцы! Вы хорошо поработали!

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о литературе начала 19 века,

Послушайте строки Игоря Северянина:

Есть имена, как солнце! Имена

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине, поэте

Действительном в любые времена.

2. Историческая справка (фильм в программе Windows Movie Maker Приложение 3)

«Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России.

(слайд №6) Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

- Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!

- А кто сегодня будет?

- Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!

(Василий Андреевич Жуковский …по щелчку) Записываем первое имя в тетрадь.

В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов

(…по щелчку), (записываем в тетрадь).

А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский (…по щелчку) – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.

Вчера ещё стенал над онемевшим садом

Ветр скучной осени и влажные пары

Стояли над челом угрюмыя горы

Иль мглой волнистою клубилися над бором,

Унынье томное бродило тусклым взором

По рощам и лугам, пустеющим вокруг.

А Пушкин ему отвечает:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт…

И, конечно же, всем нам хорошо знакомые строки, родные с раннего детства, помогайте мне, читаем вместе:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса……

Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова (…по щелчку), записываем имя в тетрадь. Этому писателю ребята посвятили свою литературную газету. Итак, господа редакторы, корреспонденты, художники, вам слово.

3. Представление и защита литературных газет: (выступление учащихся, газета прикрепляется на магнитную доску).

Ещё одну литературную газету ребята посвятили творчеству героя войны 1812 года, предводителю партизанских отрядов, лихому гусару, другу Пушкина - Денису Давыдову (…по щелчку) Слушаем их.

Следующая творческая группа посвятила свою литературную газету творчеству Евгения Абрамовича Баратынского (…по щелчку)

Ну и, конечно же, в кругу пушкинской плеяды находятся такие имена, как

(слайд № 7) Итак, мы с вами только прикоснулись к изучению этой удивительной эпохи, познакомившись лишь с некоторыми поэтами пушкинского окружения. Тем не менее знакомство с этими поэтами нам позволяет сделать вывод, что каждый из них по-своему, столь же деятельно участвовал в литературной жизни первых десятилетий

19 столетия. Их стихи нередко становились событиями, рождали восторги, надежды и разочарования, вызывали яркие отклики критиков и собратьев по перу. Без сомнения, Пушкин не похож ни на одного из представленных здесь героев, но в каждом из них мы угадываем некоторые пушкинские черты.

(составление синквейна). Ну а сейчас, в качестве вывода нашего урока предлагаю написать синквейн. (слайд 8)

Первая строка – тема нашего урока –

Поэты пушкинской поры…

Желаю вам творческих успехов!

(Возможный вариант синквейна:

Поэты пушкинской поры…

Удивительные, творческие, талантливые, такие разные,

Пишут, творят, радуют читателей, восхищают…

Каждый внёс свой вклад в развитие русской литературы

Их объединяет имя Пушкина!

VI. Домашнее задание (слайд №9)

1. Дополнить презентацию о Пушкине (индивидуальное задание);

2. Выразительное чтение одного из стихотворений Пушкина (из учебника);

4. Найти в интернете иллюстрации к роману (индивидуальное задание).

И напоследок слова всё того же Игоря Северянина:

…Эпоха робкого дыханья… Где

Твоё очарованье? Где твой шёпот?

Практичность производит в лёгких опыт,

Чтоб вздох стал наглым,

И вот взамен дыханья –

Давайте позволим себе не согласиться с господином Северяниным. Пока мы с вами будем любить поэзию, восхищаться ею, изучать её, понимать – «эпоха робкого дыханья не покинет нас! Всем спасибо! До свидания!

Список использованной литературы:

2) Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2003.

4) Русская литература 19 века. 9 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. – Ч.1. – М., Московский Лицей , 2003.

5) Русские поэты XVIII – XIX веков: Антология/Сост. В.И.Коровина и В.А.Сайтанова – М.: Дет.лит., 1985 год.

6) Степанова Н.Л.Поэты пушкинской поры.- М.: Художественная литература, 1972.


Кто же внес столь большой вклад в нашу литературу? Поэты пушкинской плеяды – вот чьи строки пробуждают интерес иностранца к культуре суровой и загадочной северной страны. Вот, кто вызывает прилив гордости у русского человека, где бы он ни услышал эти строки.

Поэты пушкинской плеяды – это поэты-современники Александра Сергеевича Пушкина. Отличительными чертами творцов считаются не только хронологические рамки 1810-1830 годов и огромный вклад в поэзию, но и то, что эти люди формировались под влиянием карамзинской реформы языка. Нельзя не отметить, что не смотря на обобщающие черты, поэты данной группы обладают и отличительными чертами.

Говоря о “более или менее примечательных талантах”, окружающих Пушкина, Белинский отметил, что их “неоспоримым достоинствам мешает только невыгода быть современниками Пушкина”‘. Близость Пушкина ослепляла, и критик на себе испытал правоту своих слов. Он не понял Баратынского, вернее, его особой значительности, считая, что его щегольскую “светскую, паркетную музу” было бы попросту “недобросовестно” сопоставлять с пушкинской; он отрицал поэзию Языкова (правда, прежде всего из-за национализма его идеологии); о Вяземском-поэте отзывался более чем сдержанно, о Веневитинове скупо и холодно, а на Дельвига попросту не обратил внимания.

Например, Жуковский, Батюшкин и Давыдов не просто вошли в эпоху Пушкина, но и оказали большое влияние на самого Александра Сергеевича. Полежаева, Лермонтова и Кольцова, учитывая, проблематику их творчества эксперты относят к послепушкинской эпохе. Аналогично можно высказаться и о Тютчеве, так как его дар оформившийся в 1820-1830 годах и достигший своего пика был ознаменованием только начала его поэтической карьеры. Дельвиг же, как отмечают критики и исследователи все же не смотря на огромный талант был лишен душевности своих современников.

Читайте также: