Место и роль руси в европе 6 класс презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

- Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине и гордость за нее, уважительное отношение к национальному наследию.

Работа над пройденным материалом

Работа над новой темой

Закрепление изученного материала

Организационный момент: (ученикам раздаются бланки опорного конспекта, который дети заполняют на уроке)

Работа над пройденным материалом:

Вопросы к классу:

Работа над новой темой:

В каком веке образовалось Древнерусское государство? (IX век)

Как в то время называлось Черное море? (Русское море)

Народное собрание у славян? (Вече)

Третий по счету русский князь? (Игорь)

Как называли раба в Древнерусском государстве? (холоп)

Правитель в русских землях (князь)

На доске записан эпиграф к уроку:

«От древних лет давно минувших,

С седых времен родимой стороны,

Во мгле веков, бесследно потонувших,

звучит мелодия гуслей, учитель читает эпиграф.

Вступительное слово: Сегодня наш урок посвящен изучению культуры Древней Руси. Мы познакомимся с произведениями древнерусской культуры, с ее особенностями.

В период с 9 по 12 век в Европе было несколько культурных очагов, связи между которыми были слабыми. В это время только началось формирование единой европейской культуры.

Наиболее развитой была культура Византии. Основывалась она на античном наследии. В 855 году в Константинополе открылась Магнаврская высшая школа, известная также как Константинопольский университет. Преподавали здесь крупнейшие деятели культуры, которые вели занятия на греческом и латинском языках. В этой школе готовили будущих дипломатов, военных и чиновников.

Своего расцвета византийская культура достигла в 11–12 веках. До сих пор своим великолепием поражают созданные в этот период мозаики Софийского собора в Константинополе.

В словаре Ожегова дается такое определение: Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах. Давайте запишем более легкое определение (в опорном конспекте) - вся человеческая деятельность и ее результаты.

Культура бывает духовная и материальная. Вопрос к классу:

- Что относится к духовной культуре? (идеи, обычаи, открытия, произведения литературы, музыка)

- Что относится к материальной культуре? (средства труда, умения и навыки людей, вещи, здания и т.п.)

На формирование древнерусской культуры большое влияние оказывали культура восточных славян, финно-угорских, тюркских племен и византийская культура.

Главным мотивом древнерусского искусства был призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Вопросы к классу:

Что такое патриотизм?

Кого мы можем назвать патриотом?

«Вы постойте-ка за веру, за Отечество,

Вопросы к классу:

На уроках литературы вы изучали былины? (да)

Какие былины вы знаете?

Кто являлся главным героем былин? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, князья – Владимир Красное солнышко, Владимир Мономах…)

Восхваляли так же в былинах и труд пахаря-земледельца, который воплотился в образе Микулы Селяниновича.

Былины, песни, сказки, пословицы, поговорки – это фольклор.

По размерам, количеству каменных зданий он превосходил многие европейские столицы.

До X века строили из дерева. Русское зодчество имело свои традиции: резьба по дереву непременно украшала деревянные строения. Затем начали строить из камня. Строили из известняка и кирпича. С принятием христианства начался расцвет церковной архитектуры. Храмы стали украшением городов. Училась Русь возведению храмов у Византии. Строить любили на Руси. Сначала сооружали греческие, затем появились русские мастера. В византийском стиле появились русские традиции.

Звучит колокольный звон учитель читает стихи:

«О Русь, благословенная моя!

Познать тебя не хватит целой жизни,

Твоих церквей златые купола,

Давайте войдем в храм:

Убранство храма поражало воображение, на стенах были фрески, мозаика, изображавшие библейские сюжеты, в центре храма – Иконостас…

(дети записывают название различных украшений в опорный конспект) учитель включает слайд 15 с иконами.

Развивалась на Руси и письменность. При церквях и монастырях создавались школы.

вопрос к классу: Какой факт свидетельствует о существовании грамотности на Руси? (берестяные грамоты)

Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом. Его сын Ярослав поднял это на высоту государственного дела. В построенном в его время Софийском соборе в Киеве в 1037 г. завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней. Книгописание существовало и в Новгороде. Писцы-монахи копировали Библию. Самая древняя книга – Остромирово Евангелие (1056-1057гг.) Она была заказана новгородским посадником Остромиром. Ученые полагают, что заказ был выполнен в Киеве.

Переводили книги светского содержания: византийские хроники, жизнеописания А. Македонского и др. Украшали книги небольшими рисунками – миниатюрами.

Обложки книг были из дерева и кости, окованные драгоценными металлами, украшенные самоцветами – настоящее произведение искусства.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах…

Русь славилась своими искусными ремесленниками:

Русские ювелиры и др.

Работа с учебником

Стр 91. Какую сложную технику использовали ювелиры?

Работа с документом

Стр. 92. Вопросы 1,2

Работа со словарём

Итак, мы познакомились с эпохой былинных героев.

- Каковы особенности Древнерусской Культуры?

- Из каких компонентов состоит культура?

Софийский собор, спортивный комплекс, храм Покрова на Нерли.

мозаика, фреска, молитва

летопись, былины, сказки

Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и соседних народов, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Хо́ры – в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви.

Апси́да – в церковной архитектуре примыкающий к основному объёму пониженный, полукруглый, гранёный, прямоугольный выступ здания. Внутри апсиды расположен алтарь.

Алтарь – в православной традиции главная, восточная, часть храма, располагается в специальном выступе, отделена от основного помещения.

Мозаика – техника нанесения изображения путём закрепления раствором мельчайших кусочков цветного стекла, эмали или камешков.

Па́перть – непокрытая кровлей площадка перед внутренним помещением храма.

Ба́рмы – широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Часть парадной княжеской одежды, в дальнейшем – царская регалия.

Кокошник – женский головной убор в виде гребня или полукруга вокруг головы.

Гривна – денежная и весовая единица древнерусских земель. Была золотая и серебряная. Золотая гривна была в 12,5 раз дороже серебряной.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы с вами познакомимся с международными связями и историей культурного развития древнерусского государства. В современной науке существует порядка 1500 определений культуры. Мы остановимся на самом общем определении культуры как совокупности достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. В странах Западной Европы после падения Западной Римской империи начался резкий упадок культуры. Только к IX веку наследие античности вновь привлекло европейцев. Многие страны Европы отличало единство и взаимодействие античного и христианского начал. А каким образом развивалась культура древнерусского государства и какие особенности можно выделить в этот период? Ведь Русь соседствовала не только с Европой, но и со степными кочевыми народами. Мы попытаемся ответить на вопросы как развивались международные связи Руси: отношения с Византией, печенегами, половцами, и как они влияли на её культуру.

Древняя Русь отличалась высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседей, формируя собственную традицию. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью европейской и мировой культуры. Её особенностью было то, что она развивалась без влияния античности. В письменной традиции с самого раннего этапа использовался родной язык.

Международные контакты Руси были активными и широкими. С одной стороны, ей приходилось защищать себя и сопредельные европейские государства от набегов кочевников-степняков. С другой стороны, Русь поддерживала активные торговые связи с Византией и её правители, начиная с Владимира Крестителя заключали браки с представителями Византийского императорского дома. С Западноевропейскими государствами Русь также поддерживала как военные, так экономические и дипломатические контакты. Например, Новгород поддерживал связи с крупным торговым объединением германских городов Ганзейским союзом, а многофигурные металлические ворота для своего Софийского собора горожане заказали в Магдебурге.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Русские князья укрепляли международное положение страны не только успешными военными походами, но и династическими браками. Установите соответствие между правителями Руси и их жёнами.

Данный материал соответствует УМК под редакцией А.В. Торкунова. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры, познакомит у развитием грамотности на Руси, развитием литературы и УНТ, выяснят, в чём особенность деревянного и каменного зодчества.



Целевая аудитория: для 6 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Презентация: Место и роль Руси в Европе ix-xi век

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Место и роль Руси в Европе ix-xi век

Место и роль Руси в ЕвропеIX – XI век


Слайд 2

I. Европа и Русь в IX – XI веках

А).Внимательно изучите карту, выпишите названия европейских государств, образовавшихся в IX-XI веках.


Слайд 3

Б) Прочитайте с.77 учебника п.1: Дополните список крупнейших европейских стран в первом задании. Выпишите ответ на вопрос: Какие отношения имела Русь с крупными европейскими странами?


Слайд 4

II.Отношения Руси с Византийской империей

В) Изучите с.78 учебника п.2, дополните список: Отношения: Торговые; Военные; Династические браки; __________________


Слайд 5

III. Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы


Слайд 6

IV. Отношения с кочевниками и странами Востока

Внимательно изучите п.4.с.79 учебника и ответьте на вопрос: О каких взаимоотношениях с кочевниками повествуют данные изображения?


Слайд 7

V. Русь в международной торговле

Изучите карту торговых путей , прочитайте п.5 с.80 учебника


Слайд 8

Домашнее задание


Слайд 9

Читайте также: