Меоты и кочевники на кубани конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: показать взаимовлияние и взаимопроникновение культур кочевых и оседлых племен в раннем железном веке и их влияние на другие культуры (славянскую).

Повысить интерес к древней истории родного края.Развитие творческих способностей учащихся, продолжение работы над формированием умения оперировать уже имеющимися фактами, анализировать, сопоставлять.Выявить сходство и различие культур кочевых и оседлых племен Прикубанья, проследить взаимовлияние и взаимопроникновение этих культур и их влияние на славянскую мифологию.Работа с терминами: мифология, взаимовлияние, взаимопроникновение.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.Групповая работа.Реализация индивидуального проектного задания. Подведение итогов урока.Домашнее задание.Ход урока

Организационный момент.Инициация учащихся:

-Вы узнали о племенах, населяющих территорию Северо-Западного Кавказа в раннем железном веке, и сегодня мы попробуем выяснить, как взаимодействовали эти народы между собой.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.

Буквы перепутались, расставьте их по местам:ИРАСИК (сираки), ОТЫМЕ (меоты), КИСЫФ (скифы), РЫТАМАС (сарматы).

Покажите на карте места обитания кочевых и оседлых племен Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего железа.Что представляло собой общественное разделение труда, произошедшее в эпоху раннего железа?III. Групповая работа.

А. Класс делится на группы: 1 группа - кочевые племена, которая делится на три подгруппы (скифы, сарматы, сираки), 2 группа – меоты.

Примерный ход дискуссии:

Скифы: мы лучшие воины, у нас короткие мечи, которыми удобно пользоваться коннику, стрелы с литыми наконечниками, наш дом может переезжать туда, куда нам надо.

Сарматы: мы хорошие воины, в своих кибитках на колесах мы едем, куда хотим, наш скот пасется на вольных пастбищах, он же дает нам пищу и одежду.

Сираки: мы родственники скифов и сарматов, и тоже хорошие воины, а еще мы ведем торговлю с меотами, скифами и сарматами.

Меоты: мы выращиваем просо, чечевицу, ячмень, пшеницу, рожь, шьем одежду из льняного полотна, которое сами и изготавливаем. Если бы мы вели кочевой образ жизни, то у нас ничего этого не было бы.

У нас развиты ремесла, из железа мы куем орудия труда и оружие, из глины делаем посуду.

Мы ведем торговлю с греками и с кочевыми племенами.

Наши города хорошо укреплены, и хоть мы и не занимаемся постоянно военным делом, но нас не так- то легко одолеть врагу.

Мы выращиваем специальных боевых коней, которым могут позавидовать и скифы.

У нас много богов, мы почитаем умерших, обожествляем силы природы, любим предметы быта, украшенные изображениями животных.

В процессе дискуссии ученики приходят к выводу, что каждый народ по-своему своеобразен, но у них много общего, и так как они проживали по соседству, происходило взаимовлияние культур.

Б. Учащимся предлагается сделать эмблему, отражающую сходство и различия между народами, населяющими Северо-Западный Кавказ в эпоху раннего железа. На макет щита ученики наклеивают заготовки с ключевыми словами, относящимися как к отдельным племенам, так и ко всем племенам в целом.

IV. Реализация индивидуального проектного задания.

Перед изучением каждого раздела ученики выбирают темы для индивидуальных исследований. Данной теме соответствовало задание, связанное с изучением легенд об амазонках, по словам древних историков, в том числе и Геродота, проживавших на побережье Черного моря.

-ребята, сейчас к нам в гости придет женщина, которая знакома каждому из вас. Подумайте, какое отношение она имеет к теме нашего урока.

Баба яга (ученик, готовивший проект) рассказывает об амазонках, используя видео и фотоприложения, и сообщает, ссылаясь на мнение академика Б.Б. Рыбакова, что образ Бабы Яги сформировался в славянских преданиях под прямым влиянием скифской и сарматской мифологии.

V. Подведение итогов урока.

IV. Дифференциация домашнего задания:

Нарисовать Бабу Ягу такой, какой бы её представляли скифы или сарматы.Найти сведения о других женских сказочных образах, сформированных под влиянием сказаний об амазонках (змеиные жены, змеиные сестры, царь-девица Синеглазка и др.)

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.


Территория проживания меотов

В древности городища были торгово-ремесленными, административными центрами. За укреплениями городищ-убежищ люди скрывались в период опасностей. Наиболее интересные памятники меотской культуры (городища и могильники) обнаружены по берегам реки Кубани и её притоков - от города Армавира до станицы Марьянской, а также вдоль реки Кирпили.
Научное описание меотской культуры впервые дал известный археолог Н. В. Анфимов. К настоящему времени выявлено около 200 меотских городищ, раскопано несколько тысяч захоронений.

Занятия меотов

Главным занятием оседлых меотских племён было пахотное земледелие. Для вспашки полей они применяли деревянный плуг (рало). Возделывали просо, ячмень, пшеницу, рожь, чечевицу. Выращивали также лён, стебли которого содержат много волокон. Из них ткали полотна и шили одежду.

Презентация на тему: " Меоты и кочевники. Материалы к уроку кубановедения в 10-м классе." — Транскрипт:

1 Меоты и кочевники. Материалы к уроку кубановедения в 10-м классе.

2 Вопросы: Из каких источников получают сведения о племенах периода раннего железа, населявших Кубань? Из каких источников получают сведения о племенах периода раннего железа, населявших Кубань? Каковы были последствия освоения железа для хозяйственной и общественной жизни племен? Каковы были последствия освоения железа для хозяйственной и общественной жизни племен?

3 Вопросы: Какие племена и народы населяли Кубань в эпоху раннего железа? Какие племена и народы населяли Кубань в эпоху раннего железа? Расскажите о жизни меотских племен на территории Кубани в эпоху раннего железа? Расскажите о жизни меотских племен на территории Кубани в эпоху раннего железа? Общественный строй у ментов представлял собой- …. Общественный строй у ментов представлял собой- ….

4 Вопросы: Покажите по карте направление скифских походов через Закавказье и Переднюю Азию. Покажите по карте направление скифских походов через Закавказье и Переднюю Азию. Расскажите о занятиях и образе жизни скифских племен. Расскажите о занятиях и образе жизни скифских племен.

5 Вопросы: o Сарматы (Сираки) на территории Кубани. Отличительные особенности, занятия. Образ жизни. o Аланы. o Готы.

6 Вопросы: Покажите по карте места расселения ментов и сарматов. Чем объясните такое расселение? Покажите по карте места расселения ментов и сарматов. Чем объясните такое расселение? Какова языковая принадлежность ментов, скифов и сарматов? Какова языковая принадлежность ментов, скифов и сарматов? Какие общие и отличительные черты в образе жизни, занятиях, уровне развития материальной культуры, социальной организации ментов, скифов, сираков? Какие общие и отличительные черты в образе жизни, занятиях, уровне развития материальной культуры, социальной организации ментов, скифов, сираков?


Меотский этнос существовал на протяжении, по меньшей мере, 1200 лет. За время его существования в степи сменились две крупных кочевых культуры – скифская и сарматская. Военизированный характер меотской культуры был определен постоянной военной угрозой со стороны ираноязычных кочевников. Меотские поселения поэтапно занимают значительные территории на правом берегу Кубани, вдоль восточного побережья Азовского моря и даже перешагивают устье Дона в западном направлении. На протяжении многих столетий меотские городища существовали на открытых степных и лесостепных участках кубано-донской равнины.

Формирование меотской культуры на пространстве бассейна реки Кубань. VIII – VII вв. до н. э.

Ранний железный век – VIII – VII вв. до н.э. – на территории Северо-Западного Кавказа совпадает с этапом сложения единой меотской культуры.

В. А. Трифонов, ав­тор одного из наиболее тщательных иссле­дований дольменной культуры Западного Кавказа, отмечает преемственность протомеотской культуры в отношении дольменной культуры1.

Исследования В. Р. Эрлиха со всей очевидностью демонстрируют нам ареал протомеотской культуры в Закубанье: могильники и поселения зафиксированы в предгорной и горной зонах, вдоль всего течения Лабы, Белой, Пшехи, Пшиша, Псекупса, Абина и вдоль побережья от Таманского полуострова до Туапсе. См. карту, составленную В.Р. Эрлихом.

Карта основных памятников протомеотской культуры Северо-Западного Кавказа VII–VI вв. до н. э. I – памятники приморско-абинского локального варианта; II – памятники центрального варианта; III – памятники предгорного варианта. 1 - Новониколаевский II, 2 - Брюховецкая, 3 - Батуринская, 4 - Анапский, 5 - Первомайский, 6 - Патрей, 7 - Шум-речка, 8 - Сукко, 9 - Семибратнее городище, 10 -Большие Хутора, 11 - Абрау-Дюрсо, 12 - Широкая Балка, 13 - Шесхарис, 14 - ст. Крымская (Крымск), 15 - Геленджик, 16 - Геленджиские дольмены, 17 - р. Адерби, 18 - Псыбе, 19-Грузинка VII, 20 - ст. Шапсугская, 21 - окрестности Абинска, 22 - Абинский, 23 - Ястребовский, 24 - Мингрельский, 25 - Цеплиевский Кут, 26 - Черноклен, 27- Холмский, 28 - Ахтырский Лиман, 29 - ст. Ильская, 30 - хут. Ленина, 31 - Казово III, 32 - Псекупский, 33 - Начерзий, 34 - Ленинохабль, 35 -пос. Тауйхабль, 36 - к.м. Чишхо, 37 - Беляевский, 38 - Пшиш I, 39 - Красногвардейское II, 40 - Николаевский мог., 41 -Усть-Лабинский курган, 42 - Кубанское пос, 43 - Кубанский мог., 44 - хут. Зубовский, 45 - Уляпское пос, 46 - аул Уляп, 47 - хут. Дукмасов, 48 - хут. Чернышов, 49 - Серегинское пос, 50 - Уашхиту I, 51 - Гуамский Грот, 52 - ст. Дагестанская, 53 - ст. Тверская, 54 - Курджипское пос, 55 - Кочипэ, 56 - Ханская, 57 - Майкоп, 58 - Абадзехская, 59 - Хаджох, 60 - Каменномостский, 61 - Махошевская, 62 - Фарс, 63 -Клады, 64 - Ясеновая Поляна, 65 - Элит, 66 - ст. Бесленеевская, 67 - Каладжинское пос, 68 - Ахметовское пос, 69 - оз. Марьинское, 70 - с. Благодарное, 71 - Туапсе, 72 - Некрасовская

Карта основных памятников протомеотской культуры Северо-Западного Кавказа VII–VI вв. до н. э. I – памятники приморско-абинского локального варианта; II – памятники центрального варианта; III – памятники предгорного варианта.
1 — Новониколаевский II, 2 — Брюховецкая, 3 — Батуринская, 4 — Анапский, 5 — Первомайский, 6 — Патрей, 7 — Шум-речка, 8 — Сукко, 9 — Семибратнее городище, 10 -Большие Хутора, 11 — Абрау-Дюрсо, 12 — Широкая Балка, 13 — Шесхарис, 14 — ст. Крымская (Крымск), 15 — Геленджик, 16 — Геленджиские дольмены, 17 — р. Адерби, 18 — Псыбе, 19-Грузинка VII, 20 — ст. Шапсугская, 21 — окрестности Абинска, 22 — Абинский, 23 — Ястребовский, 24 — Мингрельский, 25 — Цеплиевский Кут, 26 — Черноклен, 27- Холмский, 28 — Ахтырский Лиман, 29 — ст. Ильская, 30 — хут. Ленина, 31 — Казово III, 32 — Псекупский, 33 — Начерзий, 34 — Ленинохабль, 35 -пос. Тауйхабль, 36 — к.м. Чишхо, 37 — Беляевский, 38 — Пшиш I, 39 — Красногвардейское II, 40 — Николаевский мог., 41 -Усть-Лабинский курган, 42 — Кубанское пос, 43 — Кубанский мог., 44 — хут. Зубовский, 45 — Уляпское пос, 46 — аул Уляп, 47 — хут. Дукмасов, 48 — хут. Чернышов, 49 — Серегинское пос, 50 — Уашхиту I, 51 — Гуамский Грот, 52 — ст. Дагестанская, 53 — ст. Тверская, 54 — Курджипское пос, 55 — Кочипэ, 56 — Ханская, 57 — Майкоп, 58 — Абадзехская, 59 — Хаджох, 60 — Каменномостский, 61 — Махошевская, 62 — Фарс, 63 -Клады, 64 — Ясеновая Поляна, 65 — Элит, 66 — ст. Бесленеевская, 67 — Каладжинское пос, 68 — Ахметовское пос, 69 — оз. Марьинское, 70 — с. Благодарное, 71 — Туапсе, 72 — Некрасовская

Как видим, ареал протомеотской культуры в точности совпадает с ареалом, в котором изначально формировались и впоследствии расширялись далеко за его пределы такие культуры как майкопская, дольменная, а также уже исторически хорошо описанные этнокультурные и политические объединения – Зихия (VI – XII) и Черкесия (XIII – XVIII) века. Таким образом, ареал протомеотской культуры – типичный ареал автохтонной культуры Северо-Западного Кавказа, полностью включенный в 6-тысячелетний процесс этнической истории С.-З. Кавказа и, соответственно, в процесс, в первую очередь, адыгского этногенеза.

Нарративные источники о меотах

Один из ведущих европейских картографов последней трети XVI в. Абрахам Ортелиус (1527 – 1598) создал несколько выдающихся реконструкций этнополитического состояния античного пространства.

Реконструкция Ортелиуса содержит все основные этнонимы, упоминавшиеся в античных источниках при описании бассейна Черного моря: между Кубанью и Доном отмечены меоты (maeotae), синды, ахеи, керкеты, саниги, епагериты, гениохи, конапсени (conapseni), арихи, аспургианы, боспораны и пр. С западной стороны Меотиды отмечены меоты (maeotae), язиги (Iazyges), вторая Синдика (Sendica).

Меоты и кочевники: характер политических и культурных отношений

В.Р. Эрлих отмечает очень давний характер культурного влияния меотов на кочевников – в первую очередь, в таких отраслях, как металлообработка, изготовление оружия и всаднической амуниции.

Известный специалист по раннему железному веку К. Метцнер-Небельсик предполагает, что за серией престижных меотских предметов в Центральной Европе скрывается постоянная потребность населения этого региона в лошадях, которые путем обмена доставлялись из ареала меотской культуры5.

Как отмечено выше, меотские поселения занимали все пространство интериановской Черкесии 1500 года – от устья Дона до Черного моря.

Меотский племенной союз сформировался на Северо-Западном Кавказе задолго до появления скифов в степях Северного Причерноморья, не просто пережил скифов, но территориально вырос на протяжении скифской эпохи. Затем, в таком преуспевающем состоянии, меоты встретили сарматское вторжение, сумели противостоять ему на обширном равнинном пространстве от Дона до Кубани и также пережили Сарматию.

Для самых первых коллективов савроматов уже важнейшее значение имели их контакты с меотскими племенами7. Восточные районы Верхней Меотии были заняты сарматским племенем сираков, археологические следы которых наглядно свидетельствуют о процессе меотизации кочевников8.

Мы можем предполагать, что меото-сарматские связи носили преимущественно мирный характер. Меоты могли вполне сознательно пойти на то, чтобы разрешить селиться поблизости от своих городищ кочевникам, которые становились своего рода буфером между ними и другими племенами сармат, кочевавших в Подонье и Поволжье. Существование такой адаптивной прослойки в виде сираков позволяло быстро реагировать на угрозы внезапных сарматских рейдов. В том случае, конечно же, если таковые имели место. В черкесскую эпоху, точно также ногайское расселение первым принимало на себя атаки из дальних районов степи. Калмыцкая угроза, обозначившаяся в середине XVII в., сподвигнула ногайцев, крымских татар и черкесов к созданию оборонительного союза, просуществовавшего больше столетия, пока хан Убаши в 1771 г. не увел большую часть своего народа в Китай.

В 49 году н.э. сираки получают сильнейший удар со стороны римлян и почти полностью исчезают из степей между Кубанью и Доном. И.И. Марченко зафиксировал всего 13 сиракских могил I–III вв. н.э.9.

Вполне вероятно, что откочевка сармат из меотского края повлияла негативно на систему безопасности оседлого населения. Стали возможны неожиданные нападения больших масс кочевников и не только из круга сармато-аланских племен. Нападения на зажиточных меотских земледельцев могли организовать древнегерманские племена готов, захвативших Северное Причерноморье (условно, Европейскую Сарматию) и оттуда угрожавших Боспорскому царству и населению Северо-Западного Кавказа.

Вопрос о том, кто выступил могильщиком меотского процветания на равнине между Кубанью и Доном, пока остается открытым. Но предположение о том, что это могли быть готы, аннексировавшие Крым, разграбившие Пантикапей и на боспорских кораблях устроивших настоящий террор не только в бассейне Черного моря, но и в Эгейском море, выглядит вполне реалистичным.

Район концентрации готских племен у Меотиды и их походы в III в. Из книги: Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. С. 81.

Район концентрации готских племен у Меотиды и их походы в III в.
Из книги: Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. С. 81.

Исследователи ранней готской истории в Причерноморье достаточно единодушно локализуют район их первоначального расселения в Западном Приазовье. Таким образом, готы не могли не войти в тесное соприкосновение с меотами, а их взаимоотношения могли быть как враждебными, так и союзническими.

С 1968 г. М.П. Абрамова находилась в состоянии дискуссии с К.Ф. Смирновым, В.Б. Виноградовым и другими убежденными сторонниками сарматского происхождения катакомбного обряда на Северном Кавказе14.

Точка зрения Абрамовой тем более важна, что она сформулирована, с формальной и сущностной стороны, профессиональным сарматологом, специалистом, который всю свою научную биографию посвятил развитию научных представлений о сарматах. Более того, Абрамова возглавляла сектор сарматской археологии в институте археологии Российской Академии наук. Тем не менее, Абрамова от публикации к публикации четко отстаивала свое мнение о меотской принадлежности курганных погребений Прикубанья.

Начало изучению курганов страны меотов в 1896 – 1903 гг. положил Н.И. Веселовский. На территории правобережья Средней Кубани он обследовал массу обширных курганных могильников. Курганные поля начинались на западе в районе станицы Воронежской и тянулись сплошной, но довольно узкой полосой вверх, по течению (т.е. на восток) более чем 70 верст до станицы Казанской. Курганы не удаляются от берега в сторону степи. Часть этой курганной группы была обнаружена Веселовским в Закубанье у станицы Некрасовской (правый берег Лабы в нижнем течении), где он зафиксировал около 10 курганов со следами древнего ограбления. Подавляющее большинство (87 из 103 раскопанных курганов) на дистанции от Воронежской до Казанской содержали захоронения в катакомбах. Важно отметить, что эти погребения в катакомбах носили характер основных погребений. Под основными имеются ввиду такие погребения, ради которых и насыпался курган. Является погребение основным либо оно впускное (т.е. совершено в насыпи уже существующего кургана) очень важно учитывать при анализе вопроса о происхождении культуры.

ЗК – эталонный памятник С.-З.К., демонстрирующий уровень культуры его населения, а также его военную мощь. В катакомбах ЗК были захоронены тяжеловооруженные всадники – элита меотской кавалерии этого периода, вооружение которой по своим техническим характеристикам значительно превосходило не только воинские сообщества остального Кавказа, но и обширного сарматского мира.

Выдающийся исследователь меотской культуры Н.В. Анфимов последовательно отстаивал точку зрения, согласно которой эти курганы являются частью меотской культуры. Такого же мнения придерживался И.С. Каменецкий, также крупный специалист в меотской археологии.

Погребения ЗВГ локализованы между Лабой и Кубанью и, если раньше считалось, что они носят единичный разбросанный характер, то по мере открытия и изучения выяснилось, что они также имеют характер групповых скоплений рядом с меотскими городищами. Форма погребения – прямоугольная яма. В ряде случаев отмечены следы деревянных перекрытий и столбов, т.е. речь идет об исконно меотской (со времен еще протомеотской культуры) традиции сооружать деревянные конструкции над захоронением. В исследовании Л.К. Галаниной, посвященном Келермесским курганам, многократно подчеркивается необходимость обнаружения надмогильных деревянных конструкций, как очевидного признака автохтонной культуры.

Устройство шатровых покрытий над могилами как устойчивая традиция меотов отмечается также выдающимся российским археологом Б.Н. Граковым. Для курганов ЗВГ характерна еще одна меотская черта – устройство ритуальных (жертвенно-поминальных) площадок в насыпи кургана. На этих площадках в значительном количестве обнаруживают ценные вещи, в числе которых специфически меотские предметы – культовые жезлы, воткнутые в землю вертикально.

Нет никакого сомнения в том, что курганы ЗВГ принадлежали воинской знати: оружие представлено шлемами, панцирями, копьями, мечами и стрелами, а также великолепно представлены детали конского убора – удила, псалии, фалары и пр. Воинов в этих курганах хоронили прямо в панцире либо укладывали доспех рядом. Кроме того, обнаружены конские панцири.

Отличие от меотов состоит в отсутствии конских захоронений. Наличие таковых является устойчивым признаком меотской принадлежности погребения, тогда как для сарматов этот обычай был не характерен.

Это очень интересное отличие: получается, что оседлое земледельческое население хоронило с конями (еще со времен протомеотского периода, т.е. с VIII – VII вв. до н.э.), а кочевники, за очень редким исключением, не имели такого обряда. Сильно отставали в этом плане от меотов и предшественники сарматов – скифы.

Обильные конские жертвы у меотов свидетельствуют о развитом коневодстве, существовании мощного коннозаводческого хозяйства, многочисленности табунов. Кони были стратегическим ресурсом меотов и, по всей видимости, важной статьей экспортных доходов. Дарение коней было важным фактором в установлении добрососедских и союзнических отношений.

Среди нескольких сотен курганов ЗК Веселовским было раскопано 103. Из них, согласно Абрамовой, 18 были катакомбами Т-образного типа (тип I), когда сама камера расположена перпендикулярно входной яме; 69 курганов содержали катакомбы II типа, когда и камера и входная яма расположены на одной оси либо с некоторыми отклонениями.

Подавляющее большинство курганов ЗК расположены на правом берегу, но маленькая группа – около 10 объектов – в Закубанье (у ст. Некрасовской, на правом берегу Лабы, в нескольких километрах от устья). В 1977 – 1978 гг. краснодарский археолог А.М. Ждановский исследовал еще 17 курганов в основном скоплении ЗК и данные его исследований полностью идентичны данным Веселовского, но при современной тщательной методике раскопок предоставили в наше распоряжение массу ценных дополнительных сведений.

В катакомбах типа I (Т-образные) отсутствует напутственная пища, что является одним из важных отличий ЗК от сарматских погребений Поволжья. Но в катакомбах типа I не найдены также захоронения лошадей. К числу характерных черт следует отнести деревянные (доски или бревнышки) заклады камер и более редкие перегородки из сырцового кирпича. Эти катакомбы датируют второй половиной I – II в. н. э. Все объекты типа I – основные погребения.

Курганы Золотого кладбища. Катакомбы типа I. Раскопки Веселовского, 1905 г. Катакомбы типа II

С уверенностью можно предположить, что меотские грунтовые Т-образные склепы являются основой, на которой развился обряд захоронения в Т-образных склепах-катакомбах под курганами. Катакомба как тип погребального сооружения – это и есть склеп, и этими двумя терминами можно пользоваться как синонимами.

Дольмен и есть древнейший вид склепа. Вспомним здесь и новосвободненские подкурганные дольмены IV тыс. до н.э. На западно-кавказском побережье дольмены возводились еще в начале I тыс. до н.э. Каменные ящики – второй тип склепа – очень органично приходят на смену дольменной традиции.

Земляная подкурганная катакомба – не более, чем разновидность склепа, который, как более широкое понятие, может быть использован для наземных, подземных, каменных из плит, земляных или из сырцового кирпича сооружений. Все эти разновидности склепа представлены в меотской погребальной традиции.

У меотов традиция сооружать катакомбы утвердилась за 200 или даже 300 лет до появления в степях сарматских племен. М.П. Абрамова указывает на наиболее вероятный источник появления катакомб ЗВГ и ЗК – меотская погребальная традиция. В работе 1982 г. Абрамова приняла точку зрения Н.В. Анфимова о меотской принадлежности ЗК и последовательно развивала ее во всех последующих своих исследованиях15.

В большинстве случаев, когда мы имеем дело со статистикой рядовых синдо-меотских могил – это обычные захоронения в ямах. Но уже в III в. до н.э. у синдов на Тамани появляются могилы с камерами-склепами.

В этот же период на меотском Усть-Лабинском могильнике, расположенном как раз на правобережье Средней Кубани – там, где спустя 150–200 лет возникнет ЗК – зафиксированы «случаи расположения более поздних могил под более ранними; наличие вертикально стоявших закладных плит; размещение скелетов лошадей рядом с человеческими, но отделенными от них ступенью высотой до 0,4 м – все это, по мнению Н.В. Анфимова, говорит о наличии здесь не только подобных могил, но и катакомб (склепов) (Анфимов, 1951, с. 169).

Читайте также: