Конспект занятия по безопасности в старшей группе на тему электроприборы и электричество

Обновлено: 05.07.2024

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура.

Программные задачи:

- уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах;

- ознакомить с основными правилами пользования электроприборами;

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать мышление, речь детей;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

Ход мероприятия:

Дети: - Здравствуй!

Воспитатель: - Ребята, вы узнали, кто к нам пришел в гости?

Дети: - Незнайка.

Незнайка: - Ребята, я пришёл к вам за помощью. Я боюсь оставаться в доме один. Думаю, что что-нибудь взорвётся или загорится.

Воспитатель: - Дети, давайте поможем Незнайке. Объясним, что в доме оставаться одному совсем не страшно. А чтобы ничего не случилось, надо знать и соблюдать правила безопасного поведения в доме. Сейчас мы попробуем определить, какие опасности могут быть дома. Какие предметы в доме можно считать опасными?

Незнайка: - А какие же это предметы?

Дети: - Острые, колющие, режущие, взрывоопасные, лекарства.

Воспитатель: - Ребята, а ещё есть бытовые электроприборы. И каждый из них таит в себе опасность.

Воспитатель: - Это значит помогают человеку в быту, в повседневной жизни.

Незнайка: - Какие же это приборы?

Дети: - Телевизор, пылесос, холодильник, стиральная машина, электроплита, электрочайник и т.д.

Незнайка: - А как они помогают человеку? Что они делают?

Воспитатель: - Сейчас об этом дети расскажут.

Дети берут по карточке с изображением электроприбора и по-очереди рассказывают.

1. Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.

2. Холодильник нужен для хранения продуктов.

3. Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.

4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.

5. Утюг – для глажения одежды.

6. Электроплита – для приготовления пищи.

7. Электрочайник – для кипячения воды.

8. Микроволновая печь – для приготовления и разогревания пищи.

Незнайка: - А почему эти предметы называют электроприборами?

Воспитатель: - Ребята, может вы знаете?

Воспитатель: - Да, правильно. Потому что работают от электричества. Без электричества не сможет работать ни одни электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться вы узнаете, отгадав загадку.

- Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетке поселился?

Воспитатель: - так что же это такое?

Дети: - Электрический ток.

Незнайка: - А что такое электрический ток? И откуда он берётся?

Воспитатель: - Я сейчас вам объясню. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.

Незнайка: - Да, в каждом доме есть электричество. А в вашей группе есть электричество?

Воспитатель: - Дети, а по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество.

Дети: - Розетки, лампочки, выключатели.

Воспитатель: - Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши приборы.

Незнайка: - А раньше было электричество?

- Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча и т.д.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

Незнайка: - А всё ли электричество опасно?

Воспитатель: - Нет, Незнайка, есть ещё электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. И сейчас мы превратимся в волшебников и поучимся ловить неопасное электричество. Произносим слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

Дети проходят и садятся за столы.

Опыт 1.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

- Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

- Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

- Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

- А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде.

Воспитатель: - А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Опыт 2.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: - Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Вывод: Электричество живёт не только в одежде, но и в волосах.

Опыт 3.

Незнайка: - Ребята, а в игрушках может быть электричество? Я люблю играть на гитаре.

Незнайка замечает пианино в группе.

Незнайка: - А вот и пианино! Сейчас я вам сыграю.

Незнайка нажимает на кнопку, а оно молчит.

Незнайка: - Почему же оно не работает?

Незнайка: - Действительно, там нет батарейки.

Воспитатель: - Сейчас, Незнайка, мы поставим батарейку и посмотрим, что же будет. Поставим так – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках?

Воспитатель: - Да, когда мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток. И она заработала.

Вывод: в батарейках живёт неопасное электричество.

Воспитатель: - Ребята, а в бытовых электроприборах опасное или неопасное электричество?

Воспитатель: - А чем оно опасно?

Воспитатель: - Как много вы сегодня узнали об электричестве. Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

- Запомните такие правила безопасности (по карточкам-схемам):

1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!

2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!

3. Не играй с розетками!

4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!

5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

- А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Воспитатель: - Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

Воспитатель: - Ребята, что вы сегодня узнали об электричестве?

Ребёнок: - Электричество, все знают, - это очень хорошо.

Если правильно всё делать – благо нам даёт оно.

Если ж правила нарушишь – будет много разных бед.

Соблюдай ты все советы и не нарушай запрет.

Воспитатель: - Ты, Незнайка, запомнил все правила безопасности при обращении с электроприборами?

Незнайка: - Спасибо, ребята! Теперь я смело буду оставаться дома один, и буду соблюдать все правила безопасности. До свидания!

Воспитатель: Ребята, в следующий раз мы продолжим с вами разговор об электричестве.

Цель: закрепление знаний о бытовых эл. приборах; о безопасных правилах пользования электрическими приборами в быту.

-развивать интерес к поисково-познавательной деятельности;

-развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-развивать мыслительную активность;

-развивать зрительную память, внимание, смекалку.

-воспитывать бережное отношение к бытовой технике;

-воспитывать осознанное безопасное обращение с бытовыми электрическими приборами;

-воспитывать заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Ожидаемый результат: знать и называть бытовые электрические приборы; знать правила безопасного обращения с эл. приборами и выполнять их; уметь рассказывать о правилах работы с эл. приборами окружающим.

Ход занятия

1. Игра - приветствие

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Золушке?

Воспитатель: А помогут нам в этом наши верные помощники. А какие это помощники, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Гладит все, чего касается,

А дотронешься — кусается. (Утюг)

Из ковра чистюля-робот

Тянет пыль и грязь в свой хобот. (Пылесос)

Нам стирает всё подряд. (Стиральная машина)

И пускает пузыри. (Чайник)

Жарит мясо, варит суп,

У нее и там и тут

Очень горячо. (Плита)

Воспитатель: Как, одним словом называются все эти предметы?

Дети: Бытовые электрические приборы!

Воспитатель: Что общего у всех этих предметов?

Дети: Эти приборы помогают в домашнем хозяйстве. Все эти приборы работают от электричества.

Воспитатель: а вы знаете, что такое электричество?

Электричество-это энергия тока, который проходит по проводам и дает свет, от которой работает все электроприборы. Ток – невидим, и потому особенно опасен.

(Воспитатель называет электроприбор, а дети говорят, для чего он предназначен и наоборот)

- Утюгом -- гладят бельё.

- Феном -- сушат волосы.

- Лампой – освещают комнату.

- Пылесосом –пылесосят ковры.

- В холодильнике – хранят продукты.

- В чайнике –-кипятят воду.

- На электроплите – готовят еду.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы. Вы все старались. Знаете, для чего нужны эти бытовые эл. приборы – помощники. При неправильном обращении наши помощники могут стать для нас опасными. Предлагаю вам посмотреть, что может произойти при неправильном обращении с электроприборами.

Дети: произойдет пожар,ожог, ударить электрическим током.

• Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать такого?

Примерные ответы детей:

• нельзя вставлять в розетку гвозди, карандаши;

• нельзя включать эл. прибор мокрыми руками;

• нельзя оставлять эл. прибор включенным в розетку после завершения работы.

Нельзя трогать включенные в розетку электрические приборы.

Я чайник — ворчун

Я чайник — ворчун,сумасброд, (Шагаем на месте.)

Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.)

Воспитатель: Ребята, а кто мне напомнит, что может случиться, если мы с вами будем нарушать правила работы с эл. приборами?

Дети: Может произойти пожар, ожог, ударить током.

Дети находят и обводят в кружок нужный предмет.

Воспитатель: Вы все справились с заданием. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а вы помните, о чём просила Золушка?

Воспитатель: Давайте подарим Золушке стиральную машину и утюг. А для этого нам нужно их собрать.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Вопросы к детям:

Кому мы сегодня помогали?

Чем мы ей помогли?

Успеет ли Золушка на бал?

Воспитатель: Ребята, а ведь Золушка не знает правила пользования электроприборами. Давайте вспомним эти правила и отправим вместе с нашими подарками.

Правила пользования электроприборами :

Воспитатель: Ребята, будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают эл. приборы опасно для человека.

Никогда не нужно, детки,

Ничего вставлять в розетку.

Нас не зря родные учат –

С электричеством не шутят!

Если нужно, что включить,

Взрослых надо попросить.

И не трогать никогда

Воспитатель: Теперь Золушка с нашими приборами – помощниками быстрее справится с работой и отправится на бал.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами помогать Золушке. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Молодцы!

Безопасность в быту детей дошкольного возраста ез сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно даже вкратце раскрыть в рамках одного обзора. Этим вопросам посвящены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила воспитатель :Васильева Татьяна Сергеевна

Задачи:

-обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;

-закрепить знания об электроприборах , о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

-развивать мыслительную активность, любознательность;

-воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами;

-вызывать радость открытий, полученных из опытов;

-воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: памятки, музыкальная игрушка на батарейке, пластмассовая палочка, шарф шерстяной, воздушные шары.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим с вами на тему электроприборы.

-Ребята, а у вас дома есть электроприборы?

-Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (Дети перечисляют) (фен, чайник, обогреватель, холодильник, пылесос, электрические лампы в светильниках и т.д.).

-Вот как много электроприборов вы перечислили!

-Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.

- А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы?

-ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ВСЕ БЫСТРЕЕ И ЛЕГЧЕ).

- А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (ответы детей).

-Для того чтобы приборы работали , их включают в розетку. Розетка-это входные ворота в электрическую сеть.

-А что же это невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудится? (ответ детей).

-Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие частицы-электроны.

- Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.

-А кто знает, что такое пожар? (ответы детей).

-А что может стать причиной пожара? (ответы детей)

-Еще причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость.

- А что будет, если не выключить утюг? (ответы детей).

-Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

-А кто знает, что надо делать , если загорелся телевизор? (ответы детей)

-Нужно вызвать пожарную охрану по номеру 01 или 112, четко и точно назвать свой адрес: улицу, номер дома и квартиру. По вашему сказанному адресу и будет следовать пожарная машина.

-А вы все знаете свой домашний адрес? (спрашиваю у двух-трех детей домаш. адрес).

-Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками т.к. вода проводит электричество и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда, возникнуть пожар.

-А вы любите разгадывать загадки? (ответ детей).

1.Если кнопочку нажать

Будет музыка звучать.

2. Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьет,

Зато все собьет.

3. На столе в колпаке

Да в стеклянном пузырьке,

4. Полюбуйся, посмотри

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

-Вы такие молодцы!

Вот мы и в волшебной стране.

Опыт 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.

-Ребята давайте возьмем шарики и повесим их на стену. (дети пытаются повесить их на стену, но у них не получается.)

- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (ответы детей).

-Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стене. Какой можно сделать вывод ?

Вывод: В волосах тоже живет электричество.

Опыт 2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным шарикам. Что вы видите? (лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочки шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к шарикам и потихоньку поднимите ее. Шарики тоже будут подниматься. Почему? (ответ детей). Палочки стали электрическими и шарики прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт 3. У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку , а она не работает. Что случилось? (ответы детей). Действительно , в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку-плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила скрывается в батарейках? (ответы детей).

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток. И она заработала.

Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.

-Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей)

-Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Но нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.

-Один, два, три. четыре, пять-вот мы в садике опять.

-Вот и наше занятие подошло к концу.

Главное правило пользования электроприборами для дошкольников. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

И если вы будите соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А чтобы вы не забывали эти правила ,я вам даю памятки. Сморите на них и не забывайте , что нельзя делать.

-Мы с вами сегодня так интересно поговорили, вы такие молодцы, много чего знаете. Мне пока. До скорой встречи!

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

Он бежит по проводам,

Несет свет в квартиры к нам (Электрический ток, электричество).

В: Сегодня мы поговорим об электричестве.

Скажите, ребята, как вы думаете, электричество – это хорошо или плохо?

Электричество хорошо тем, что…(дети продолжают предложение) - освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т.д.).

В: Но электричество плохо тем, что… (очень опасно при неправильном обращении).

Воспитатель рассказывает детям историю лампочки с показом презентации.

В: Назовите правила обращения с электроприборами (не дергать за шнур, не совать пальцы в розетку, не включать их без разрешения взрослых и т.д).

Ребята, представьте, что электрические приборы вдруг исчезли.

(Воспитатель называет электроприбор, а дети - предмет, который выполнял его функцию в прошлом, когда не было электричества):

магнитофон – музыкальные инструменты,

стиральная машина – стиральная доска,

электрический утюг – угольный утюг,

телевизор – книга с картинками,

компьютер – пишущая машинка,

Молодцы, а теперь поиграем.

Воспитатель: Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку:

Стучит без рук, горит без огня, это гром и …(молния).

На доске демонстрируется иллюстрация с изображением грозы.

Молния-это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках и в природе.

А могут ли животные производить электричество? (Да, некоторые могут).

Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската.

В: Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву.

Электричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производят на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс. Чтобы электричества хватило всем людям, его надо экономить. Это называется энергосбережение.

Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? (ответы детей).

Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются и поймем, всегда ли человек экономно относится к электроэнергии.

  1. Я пришел к подруге Ире,
    У нее во всей квартире
    Свет горит, телевизор говорит,
    Радио поет, магнитофон орет,
    А она на компьютере играет,
    Ничего не замечает.
    Так должно быть или нет?
    Ну-ка, дайте мне ответ. (Ответы детей: нет, не должно быть.)
  1. Один мальчик после школы
    Побежал играть в футбол.
    Но оставил свет в окошке,
    Чтоб не скучно было кошке.
    Дайте мне скорей ответ:
    Так должно быть или нет?

(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте).

В: Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).

  1. Солнце утром ярко светит,
    Всем ребятам шлет привет.
    А Артем в своей квартире
    Все равно включает свет.
    Дайте правильный ответ:
    Так должно быть или нет?

(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце).

Воспитатель:

Ребята, свет вы зря не жгите, его вы берегите!

Давайте запомним правила энергосбережения:

-уходя из дома – гасите свет;

-не включайте много электроприборов;

-не включайте свет в солнечную погоду;

-не оставляйте включенным телевизор, магнитофон, радио, компьютер, если вы их больше не смотрите и не слушаете;

-принимайте душ вместо ванны;

-используйте энергосберегающие лампы;

-плотно закрывайте краны с водой!

Воспитатель:

Итог занятия: Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Как теперь будете относиться к электричеству?

В: А сейчас, я вам предлагаю определить какой электрический прибор включен в розетку (воспитатель раздает картинки и карандаши, дети выполняют задание).

Читайте также: