Маяковский два чехова конспект

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня пересматривается мнров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.

В центре художественного поэтического мира Владимира Маяковского — Человек. Лирическая личность поэта настолько грандиозна, что грандиозность становится господствующей чертой стиля поэта. Очень точно определил эту направленность Ю. Тынянов: "Маяковский возобновил грандиозный образ, где-то утерянный со времен Державина".

Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетннй.

Гиперболы, контрасты, развернутые метафоры — естественное выражение огромной лиричности личности. Нужна была необыкновенная

поэтическая сила, чтобы удержать этот образ на высоте трагического.

Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!

Лирический герой Маяковского существует в напряженном противоречии личного и общего. Он резко индивидуален — вплоть до системы

стиха. Систему эту современники, знавшие, слышавшие, видевшие Маяковского, воспринимали в ее слиянии с его обликом, голосом, манерой чтения.

Маяковский безошибочно узнаваем по любому фрагменту своих стихов. Все индивидуально: ритмика, рифма, метафора.

Стих Маяковского — декламационно-ораторский, в основе которого лежит интонационно-смысловой принцип. Для него характерна

большая интонационная и смысловая самостоятельность слова. Эта самостоятельность слова, когда оно выступает в роли ритмической единицы,

и определяет членение стихов Маяковского на малые доли, расположенные лесенкой.

Нами
лирика
в штыки
неоднократно
атакована,
ищем речи
точной
и нагой.

В стихах Маяковского один говорит за многих — и ему нужен общезначимый язык. Ранний Маяковский мыслил его как "язык улицы".

Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры.
Книгой времени
тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!

Маяковский, при всех требованиях сбросить Пушкина "с парохода современности", рано понял, что от бывшего ему не нужно отказываться,

а нужно его переплавить. Поэтическим миром Маяковского с самого начала управляли очень определенные и очень традиционные для

русского общественного сознания ценности революции и гуманизма (сочувствие угнетенным и обездоленным). А рядом вечные темы всех

поэтов — творчество и великая любовь. Материалом для иносказаний Маяковского часто служит обыденное. Все ему нужное поэт может

взять из действительности и поднять на высоту огромного напряжения. Одновременно ему присуща биографическая конкретность.

Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, —
ему уже некуда деться.

Вероятно, со времени Пушкина русская лирика не знала биографичности, введенной в столь прямой форме — с адресом не метафорическим,

Я живу на Большой Пресне,—
36, 24.

В поэтических произведениях Владимира Маяковского особенно важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. Поэт использует свой

стиль написания стихотворения, то есть В.В. Маяковский выделяет паузами значимые смысловые строки. Вот как происходит нагнетание

Лошадь на круп (пауза)

грохнулась (пауза – читатель заостряет свое внимание),

за зевакой зевака (пауза),

штаны пришедшие Кузнецким клешить (пауза),

Такая нетрадиционная разбивка стихотворения на строки помогает поэту привлечь внимание читателя к самому важному. Состояние лошади

передано через лексические художественные средства: глагол – грохнулась, существительное – на круп. Ощущение безысходности передано

также и синтаксически, через особую разбивку строки.

В.В. Маяковский видел силу слова и пытался воздействовать на читателя через создание собственных авторских неологизмов –

слов или словосочетаний, придуманных самим поэтом, они наиболее полно раскрывают суть поэтического замысла, передают оттенки авторской

…на двух заседаниях сразу.

Заседаний на двадцать

Надо поспеть нам.

Поневоле приходится разорваться.

В этом стихотворении используется и еще один особый художественный прием В. Маяковского: смешение разных языковых стилей. В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова. Например, в границах одного произведения находятся такие слова и выражения: Тео, Гукон (аббревиатуры начала двадцатого века) и старинная форма глагола орать – оря; неологизм того времени – аудиенция и архаизм – со времени она.

— изменение метра (появление тонического акцент­ного стиха: ритм организуется речевой интонацией, а формально — приблизительным равенством количества ударных слогов; приближение языка и интонации стиха к разговорной речи);

Итак, В.В. Маяковский создал собственный поэтический стиль, который сделал художественные произведения поэта своеобразными, неповторимыми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 8 классе.

Актуализация знаний учащихся, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта.

Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в ощущении новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности; характерных черт лирики В.В.Маяковского.

Формирование навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Оборудование: портрет В.В.Маяковского, фонограмма стихотворения, презентация учителя.

Объявление темы урока. Целеполагание. Формулировка целей с помощью опорных глаголов. (Слайд)

Работа над темой.

-Обращение к домашнему заданию. Рассказ о В.В.Маяковском

-Слово учителя. Поэт Н. Асеев так сказал о Маяковском.

И вот он выходит:

Под вылощенным нищетой плащом.

Лишь тюрьма за плечами.

Фонарь к фонарю,

За душой – ни гроша…

Лишь пахнет Москва

Да падает лошадь,

-Анализ стихотворения, заполнение таблицы в ходе урока.

Работа в тетрадях. Сегодня в процессе совместного анализа мы заполним таблицу в тетради

Характерные черты лирики Маяковского

Точная живописность деталей

Разнообразие звукового и ритмического рисунка

Выразительное чтение стихотворения в исп. В. Смехова.

-выявление первоначальных впечатлений.

-Какое событие находится в центре сюжетно-композиционной организации произведения?

-Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи. Каков характер картины, изображённой поэтом?

-В чём различие?

С.Есенин несколько отстранённо описывает горе собаки. У Маяковского на первом плане переживания лирического героя.

-Что передаёт ритмический рисунок первых строк стихотворения?

(Звук цоканья лошадиных копыт по мостовой.)

-Какие приметы будней первых послереволюционных лет слышатся в этом звукоподражательном ряду?

-Кузнецкий - Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. Улицей магазинов, в основном иностранных, она оставалась вплоть до 1918года. Назовите художественно-изобразительные средства, содействующие воссозданию образа улицы. Объясните их назначение.

Круп - задняя часть тела животного.

Зевака – тот, кто слоняется без дела.

-Какие чувства испытывает лирический герой к толпе зевак?

Лирический герой испытывает чувство одиночества в равнодушной и глухой толпе зевак, сделавшей себе любопытное зрелище из чужого горя.

-В каких словах выражено сочувствие лирического героя к лошади?

И какая-то общая

плеща вылилась на меня

и расплылась в шелесте. (олицетворение)

(Так видит окружающее упавшая лошадь. Её взгляд осмыслен. Лирический герой начинает понимать лошадь, видеть мир глазами лошади.

-Находит ли герой одно только слово. Ласковое, человечье в окружающем его мире?

-Какие слова подчёркивают то, что в новых революционных условиях лирический герой не так одинок, как прежде?

-К кому относится это замечание?

(Это все мы, кто не мыслит жизнь без поиска смысла жизни, без работы, без участия в судьбе других людей.)

3. Подведение итогов урока.

Этот образ передаёт ощущение новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности после всех неудач и страданий.


Ранние годы

Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади, в Грузии, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли, еще будучи детьми.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Начало творческого пути

В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.

Путешествия и общественная деятельность

В 1922 –1924 годах Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился короткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.

Смерть и наследие

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.


ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 41
Тема.
В. В. Маяковский: жизнь, творчество.
Художественный мир, характер ранней лирики.
Маяковский и футуризм

Цель: исследовать особенности раннего творчества В. В. Маяковского, проследить его связь с футуризмом; формировать самостоятельное мышление учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет В. В. Маяковского, тексты стихотворений (раздаточный материал).
Тип урока: урок-анализ лирических произведений с элементами беседы.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об особенностях раннего творчества В. В. Маяковского, его связи с футуризмом; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• В творчестве каких русских писателей и поэтов 1920-х гг. нашли развитие традиции русской реалистической литературы? Докажите на конкретных примерах.
• Какие поэтические объединения появились в 1920-е гг.?
• Какие течения, группировки в поэзии 1920-х гг. были связаны с художественными исканиями русского модернизма?
• Какое место занимает в советской литературе 1920-х гг. сатира? В чём своеобразие сатирических произведений А. Т. Аверченко, Тэффи?

Слово учителя

— Творчество Маяковского всегда — и в наши дни тоже — предмет острых споров. И носят они отнюдь не узколитературный характер — всякий раз заходит речь о взаимоотношении искусства и действительности, о месте поэта в жизни, о том, что составляет ценность и поэзии, и самой жизни.

IV. Работа над темой урока

1. Постановка и решение проблемного вопроса

• Какими видятся вам личность поэта, его гражданская позиция и эстетическая программа, творческая судьба?

О Маяковском написано много, мнения о нём часто полярны. Перед вами лежат листочки (раздаточный материал) с тремя высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними. Не спешите соглашаться с каким-либо мнением, своё мнение вы выскажете в конце урока.

Современники В. В. Маяковского — Б. Л. Пастернак и Н. Н. Асеев — считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка: нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.

А) Слово учителя

В январе 1914 г. Маяковский вместе с другими футуристами — Д. Д. Бурлюком, В. В. Каменским — находился в турне по России: читали лекции, стихи, пропагандировали футуризм. В Одессе Маяковский увлёкся гимназисткой Марией Денисовой, но взаимности не встретил. Это стало завязкой сюжета поэмы, содержание которой вышло далеко за рамки автобиографического эпизода. Начав поэму до первой империалистической войны, Маяковский закончил её летом 1915 г.

Война, обнажившая многие социальные и нравственные проблемы времени, помогла поэту увидеть перспективу неизбежной революции. Впервые поэма вышла в изуродованном цензурой виде в сентябре 1915 г. После Октябрьской революции, когда Маяковскому представилась возможность, он осуществил второе бесцензурное издание поэмы.

Б) Аналитическая беседа
(с опорой на текст поэмы)

• Какую роль играет в поэме богоборческая тема? Какое место занимает в её разрешении утверждаемая поэтом концепция человека?

• Как соединяются в образной системе поэмы два плана: возвышенный, торжественный и приземлённый, откровенно натуралистический? В чём смысл такого соединения?

• Что вам известно о влиянии Ф. Ницше на русскую литературу рубежа XIX и XX вв.? Как сказывается оно в творчестве В. В. Маяковского?

• Выделите в поэме самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. Что сообщает им повышенную энергию и выразительность?

4. Аналитическая работа
с текстами ранних стихотворений
В. В. Маяковского (в группах)

Читайте также: