Маркова периодизация речевого развития конспект
Обновлено: 06.07.2024
Становление речи ребенка — сложный процесс онтогенеза, начинающийся с рождения и активно продолжающийся в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли посредством словесных форм, воздействуют на окружающий мир, получают внешний отклик на свои мысли и чувства. Своевременное развитие способствует стимуляции функций головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются именно в раннем возрасте. Ранний возраст позволяет до полного созревания речевого центра в коре накопить пассивный словарный запас и научиться воспринимать речь и управлять средствами родного языка.
Функции головного мозга
Периодизация речевого развития
Функции речи (схема)
- новые функции, появляющиеся в каждый период;
- их связь с ведущей деятельностью данного возраста;
- овладение ребенком в рамках этого возраста формами речи языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций;
- осознание ребенком этих функций и форм.
Л. А. Орбели указывает, что, овладевая словарем, дети не только усваивают наименования отдельных предметов, признаков и действий, но и выполняют гигантскую аналитико-синтетическую работу по определению того, что как называется и что как и в каком контексте употребляется.
Дальнейшее становление речи ребенка определяется тесным взаимодействием со взрослым. Наблюдения за речью демонстрируют, что слоговой состав слов (контур, количество звуков, ударение) усваивается детьми гораздо раньше, чем точное воспроизведение звукового состава слова. Объяснением этого факта может служить то обстоятельство, что первичного общения оказывается вполне достаточным для воспроизведения слогового состава, обеспечивающего понимание речи окружающими. Ребенок использует малое число имеющихся у него звуков и звукосочетаний, воспроизводит звуковой состав приближенно, но слоговой контур передает в полном объеме.
Последующее общение и усложнение лексики ведет к необходимости уточнения звукового состава слова и наполнения слов-контуров более точными звуками. К концу второго года жизни ребенок опирается при понимании речи на формирующееся фонематическое восприятие.
Становление речи ребенка раннего возраста является поэтапным процессом. Основные этапы представлены ниже:
Стадии развития речи ребенка до года
Изучение возникновения речи важно для понимания механизмов сложных патологий, таких как дизартрия, алалия, ОНР.
Становление речи ребенка — сложный процесс онтогенеза, начинающийся с рождения и активно продолжающийся в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли посредством словесных форм, воздействуют на окружающий мир, получают внешний отклик на свои мысли и чувства. Своевременное развитие способствует стимуляции функций головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются именно в раннем возрасте. Ранний возраст позволяет до полного созревания речевого центра в коре накопить пассивный словарный запас и научиться воспринимать речь и управлять средствами родного языка.
Функции головного мозга
Периодизация речевого развития
Функции речи (схема)
А. К. Маркова рассматривает развитие речи в разные возрастные периоды по следующим основополагающим признакам:
- новые функции, появляющиеся в каждый период;
- их связь с ведущей деятельностью данного возраста;
- овладение ребенком в рамках этого возраста формами речи языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций;
- осознание ребенком этих функций и форм.
Л. А. Орбели указывает, что, овладевая словарем, дети не только усваивают наименования отдельных предметов, признаков и действий, но и выполняют гигантскую аналитико-синтетическую работу по определению того, что как называется и что как и в каком контексте употребляется.
Дальнейшее становление речи ребенка определяется тесным взаимодействием со взрослым. Наблюдения за речью демонстрируют, что слоговой состав слов (контур, количество звуков, ударение) усваивается детьми гораздо раньше, чем точное воспроизведение звукового состава слова. Объяснением этого факта может служить то обстоятельство, что первичного общения оказывается вполне достаточным для воспроизведения слогового состава, обеспечивающего понимание речи окружающими. Ребенок использует малое число имеющихся у него звуков и звукосочетаний, воспроизводит звуковой состав приближенно, но слоговой контур передает в полном объеме.
Последующее общение и усложнение лексики ведет к необходимости уточнения звукового состава слова и наполнения слов-контуров более точными звуками. К концу второго года жизни ребенок опирается при понимании речи на формирующееся фонематическое восприятие.
Становление речи ребенка раннего возраста является поэтапным процессом. Основные этапы представлены ниже:
Стадии развития речи ребенка до года
Изучение возникновения речи важно для понимания механизмов сложных патологий, таких как дизартрия, алалия, ОНР.
Согласно психологической периодизации, предложенной А. К. Марковой (Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. — М., 1974. — С. 13-33), выделяются следующие возрастные периоды.
Младенческий возраст — до 1 года (доинтел- лектуальная стадия). Установление и поддержание эмоционального контакта со взрослыми, т. е. развитие экспрессивной функции речи. В конце периода — первые проявления номинативной функции речи, называние предмета. Первые акты общения, коммуникации, т. е. социальная функция.
Ранний (преддошкольный) возраст — от 1 года до 3 лет. Усвоение символической и обобщающей роли слова. Слово становится средством не только общения, но и познания окружающего мира. В коммуникативной функции речь связывается с практической деятельностью ребенка — игрой, познанием окружающих предметов, усвоением способов пользования ими.
Усвоение слогового состава слов, затем их звукового состава. Но в собственной речи ребенок еще пользуется не всеми звуками, воспроизводя звуковой состав слова неточно. Быстрое накопление словаря: по данным разных исследователей, в 2 года — от 30 до 100 слов, в 3 года — от 300 до 1000 слов.
С двухлетнего возраста начинается грамматическое оформление слов.
Дошкольный возраст — от 3 до 6 лет. Наряду с функцией общения развивается функция обобщения и познавательная функция. К 4-5 годам появляется планирующая, регулирующая функция. Ребенок объясняет свои действия, а также чужие; появляется эгоцентрическая речь (ребенок разговаривает как бы сам с собой).
Ведущая деятельность дошкольного возраста — игра. Игра создает ситуации общения (диалог), ситуации планирования действий, оценки, анализа и обобщения.
Активное накопление языковых средств. В 4 года ребенок имеет, по разным данным, в своем словаре от 1 до 4 тысяч слов; в 6-7 лет — от 3 до 7 тысяч слов, знает отдельные фразеологические единицы, у него уже сложился определенный круг словесных ассоциаций.
К 5 годам ребенок усваивает основные грамматические правила, не содержащие исключений; в возрасте 5-6 лет усваиваются некоторые случаи, не входящие в правила (исключения). К концу периода, т. е. к поступлению в школу, ребенок уже пользуется всеми основными формами речи; некоторые дети умеют читать и писать (до 10 %).
Школьный возраст — от 6-7 до 17 лет. В этом возрасте совершенствуются все функции речи, особенно обобщающая. Речевая деятельность — говорение, восприятие речи, письмо, чтение — становится средством учения, познавательной деятельности, в средних классах — средством приобщения к общественной деятельности, в старших классах — средством профессионального самоопределения.
Новое, что появляется в речевом развитии и в усвоении языка:
а) речь все более переходит в сферу волевых действий, ситуативная речь уступает место организованной речи: составление предложений, рассказов, ответы на вопросы учителя, пересказы прочитанного и пр.; усиливается ее обобщенный и отвлеченный характер;
тех или иных параллельных языковых средств в зависимости от условий высказывания;
в) вводятся в действие два новых вида речевой деятельности — чтение и письмо, что не только обогащает и разнообразит ее, но и постепенно приобщает школьников к богатствам письменно-книжной речи; последняя оказывает сильное влияние на детскую речь, преимущественно устную, которая постепенно сближается с речью письменной;
г) наконец, речь самих школьников и других людей, образцы художественной речи становятся объектом наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, теоретического изучения; усваивается система языковых понятий и закономерностей языка. Теоретическое изучение языка, перенос языковых закономерностей на собственную речевую деятельность школьника способствуют развитию, обогащению речи, повышению ее общей культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
К завершению школьного курса юноши и девушки достигают определенного уровня речевого развития.
В школе изучается второй язык, создается двуязычие, позволяющее постоянно проводить сопоставление двух языков на разных уровнях — фонетическом, лексическом, грамматическом.
Речь служит в это время средством познавательной деятельности, средством коллективного труда, усвоения социальных ценностей, осознания собственной социальной роли, средством формирования и проявления собственной жизненной позиции, становления личности. Для многих подростков, юношей и девушек речь становится средством творческой деятельности — в области поэзии, театрального искусства.
Это возраст от 18 лет и старше. На этом этапе продолжается совершенствование речи, ее культуры, использование ее в различных сферах деятельности человека, в первую очередь в производственной, профессиональной, поскольку обычно к 30-летнему возрасту у человека наступает время мастерства в избранной специальности.
Завершается становление индивидуального стиля юноши, девушки. Есть основания для введения понятия языковой личности.
Некоторые исследователи (например, Б. Г. Ананьев) пытались определить пик активности языкового развития: по- видимому, для современного молодого человека он приходится на возраст около 21 года, после получения среднего образования. В то же время есть немало примеров яркого расцвета языковой активности и после этого возраста (творчество писателей, актеров).
Изложенная периодизация ориентирована на этапы возрастного развития человека и на сложившиеся в обществе формы приобщения его к социальной жизни. Возможны и другие периодизации, опирающиеся на собственно языковые процессы в развитии человека.
А. К. Марковой (М а р к о в а А. К. Психология усвоения языка как средства общения.— М., 1974.— С. 13—33), выделяются следующие возрастные периоды:
Младенческий возраст — до 1 года (доинтеллектуальная стадия).
Установление и поддержание эмоционального контакта со взрослыми, т. е. развитие экспрессивной функции речи. В конце периода — первые проявления номинативной функции речи, называние предмета. Первые акты общения, коммуникации, т. е. социальная функция.
Ранний (преддошкольный) возраст — от 1 года до 3 лет. Усвоение символической и обобщающей роли слова. Слово становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. В коммуникативной функции речь связывается с практической деятельностью ребенка — игрой, познанием окружающих предметов, усвоением способов пользования ими.
Усвоение слогового состава слов, затем их звукового состава. Но в собственной речи ребенок еще пользуется не всеми звуками, воспроизводя звуковой состав слова неточно. Быстрое накопление словаря: по данным разных исследователей, в 2 года — от 30 до 100 слов, в 3 года — от 300 до 1000 слов.
С двухлетнего возраста начинается грамматическое оформление слов.
Дошкольный возраст — от 3 до 6 лет. Наряду с функцией общения, развивается функция обобщения и познавательная функция. К 4—5 годам появляется планирующая, регулирующая функция. Ребенок объясняет свои действия, а также чужие; появляется эгоцентрическая речь (ребенок разговаривает как бы сам с собой) .
Ведущая деятельность дошкольного возраста — игра. Игра создает ситуации общения (диалог), ситуации планирования действий, оценки, анализа и обобщения.
Активное накопление языковых средств. В 4 года ребенок имеет, по разным данным, в своем словаре от 1 до 4 тысяч слов; в 6—7 лет — от 3 до 7 тысяч слов, знает отдельные фразеологические единицы, у него уже сложился определенный круг словесных ассоциаций. К 5 годам ребенок усваивает основные грамматические правила, не содержащие исключений; в возрасте 5—6 лет усваиваются некоторые случаи, не входящие в правила (исключения). К концу периода, т. е. к поступлению в школу, ребенок уже пользуется всеми основными формами речи; некоторые дети умеют читать и писать.
1-й — подготовительный (с момента рождения до года);
2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й — школьный (от 7 до 17 лет).
Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:
1. доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета,
2. этап первичного освоения языка (дограмматический) — второй год жизни и
3. этап усвоения грамматики (третий год жизни). А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация — сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза (139, с. 176).
Читайте также: