Маркова периодизация речевого развития конспект

Обновлено: 06.07.2024

Становление речи ребенка — сложный процесс онтогенеза, начинающийся с рождения и активно продолжающийся в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли посредством словесных форм, воздействуют на окружающий мир, получают внешний отклик на свои мысли и чувства. Своевременное развитие способствует стимуляции функций головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются именно в раннем возрасте. Ранний возраст позволяет до полного созревания речевого центра в коре накопить пассивный словарный запас и научиться воспринимать речь и управлять средствами родного языка.

Функции головного мозга

Периодизация речевого развития

Функции речи (схема)

  • новые функции, появляющиеся в каждый период;
  • их связь с ведущей деятельностью данного возраста;
  • овладение ребенком в рамках этого возраста формами речи языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций;
  • осознание ребенком этих функций и форм.

Л. А. Орбели указывает, что, овладевая словарем, дети не только усваивают наименования отдельных предметов, признаков и действий, но и выполняют гигантскую аналитико-синтетическую работу по определению того, что как называется и что как и в каком контексте употребляется.

Дальнейшее становление речи ребенка определяется тесным взаимодействием со взрослым. Наблюдения за речью демонстрируют, что слоговой состав слов (контур, количество звуков, ударение) усваивается детьми гораздо раньше, чем точное воспроизведение звукового состава слова. Объяснением этого факта может служить то обстоятельство, что первичного общения оказывается вполне достаточным для воспроизведения слогового состава, обеспечивающего понимание речи окружающими. Ребенок использует малое число имеющихся у него звуков и звукосочетаний, воспроизводит звуковой состав приближенно, но слоговой контур передает в полном объеме.

Последующее общение и усложнение лексики ведет к необходимости уточнения звукового состава слова и наполнения слов-контуров более точными звуками. К концу второго года жизни ребенок опирается при понимании речи на формирующееся фонематическое восприятие.

Становление речи ребенка раннего возраста является поэтапным процессом. Основные этапы представлены ниже:

Стадии развития речи ребенка до года

Изучение возникновения речи важно для понимания механизмов сложных патологий, таких как дизартрия, алалия, ОНР.

Становление речи ребенка — сложный процесс онтогенеза, начинающийся с рождения и активно продолжающийся в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли посредством словесных форм, воздействуют на окружающий мир, получают внешний отклик на свои мысли и чувства. Своевременное развитие способствует стимуляции функций головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются именно в раннем возрасте. Ранний возраст позволяет до полного созревания речевого центра в коре накопить пассивный словарный запас и научиться воспринимать речь и управлять средствами родного языка.

Функции головного мозга

Периодизация речевого развития

Функции речи (схема)

А. К. Маркова рассматривает развитие речи в разные возрастные периоды по следующим основополагающим признакам:

  • новые функции, появляющиеся в каждый период;
  • их связь с ведущей деятельностью данного возраста;
  • овладение ребенком в рамках этого возраста формами речи языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций;
  • осознание ребенком этих функций и форм.

Л. А. Орбели указывает, что, овладевая словарем, дети не только усваивают наименования отдельных предметов, признаков и действий, но и выполняют гигантскую аналитико-синтетическую работу по определению того, что как называется и что как и в каком контексте употребляется.

Дальнейшее становление речи ребенка определяется тесным взаимодействием со взрослым. Наблюдения за речью демонстрируют, что слоговой состав слов (контур, количество звуков, ударение) усваивается детьми гораздо раньше, чем точное воспроизведение звукового состава слова. Объяснением этого факта может служить то обстоятельство, что первичного общения оказывается вполне достаточным для воспроизведения слогового состава, обеспечивающего понимание речи окружающими. Ребенок использует малое число имеющихся у него звуков и звукосочетаний, воспроизводит звуковой состав приближенно, но слоговой контур передает в полном объеме.

Последующее общение и усложнение лексики ведет к необходимости уточнения звукового состава слова и наполнения слов-контуров более точными звуками. К концу второго года жизни ребенок опирается при понимании речи на формирующееся фонематическое восприятие.

Становление речи ребенка раннего возраста является поэтапным процессом. Основные этапы представлены ниже:

Стадии развития речи ребенка до года

Изучение возникновения речи важно для понимания механизмов сложных патологий, таких как дизартрия, алалия, ОНР.

Согласно психологической периодизации, предложенной А. К. Марковой (Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. — М., 1974. — С. 13-33), вы­деляются следующие возрастные периоды.

Младенческий возраст — до 1 года (доинтел- лектуальная стадия). Установление и поддержание эмо­ционального контакта со взрослыми, т. е. развитие экс­прессивной функции речи. В конце периода — первые проявления номинативной функции речи, называние пред­мета. Первые акты общения, коммуникации, т. е. соци­альная функция.

Ранний (преддошкольный) возраст — от 1 года до 3 лет. Усвоение символической и обобщающей роли слова. Слово становится средством не только общения, но и позна­ния окружающего мира. В коммуникативной функции речь связывается с практической деятельностью ребенка — иг­рой, познанием окружающих предметов, усвоением спосо­бов пользования ими.

Усвоение слогового состава слов, затем их звукового со­става. Но в собственной речи ребенок еще пользуется не все­ми звуками, воспроизводя звуковой состав слова неточно. Бы­строе накопление словаря: по данным разных исследовате­лей, в 2 года — от 30 до 100 слов, в 3 года — от 300 до 1000 слов.

С двухлетнего возраста начинается грамматическое офор­мление слов.

Дошкольный возраст — от 3 до 6 лет. Наряду с функцией общения развивается функция обобщения и по­знавательная функция. К 4-5 годам появляется планиру­ющая, регулирующая функция. Ребенок объясняет свои действия, а также чужие; появляется эгоцентрическая речь (ребенок разговаривает как бы сам с собой).

Ведущая деятельность дошкольного возраста — игра. Игра создает ситуации общения (диалог), ситуации плани­рования действий, оценки, анализа и обобщения.

Активное накопление языковых средств. В 4 года ре­бенок имеет, по разным данным, в своем словаре от 1 до 4 тысяч слов; в 6-7 лет — от 3 до 7 тысяч слов, знает отдельные фразеологические единицы, у него уже сложил­ся определенный круг словесных ассоциаций.

К 5 годам ребенок усваивает основные грамматические правила, не содержащие исключений; в возрасте 5-6 лет усваиваются некоторые случаи, не входящие в правила (исключения). К концу периода, т. е. к поступлению в школу, ребенок уже пользуется всеми основными формами речи; некоторые дети умеют читать и писать (до 10 %).

Школьный возраст — от 6-7 до 17 лет. В этом воз­расте совершенствуются все функции речи, особенно обоб­щающая. Речевая деятельность — говорение, восприятие речи, письмо, чтение — становится средством учения, познаватель­ной деятельности, в средних классах — средством приобще­ния к общественной деятельности, в старших классах — сред­ством профессионального самоопределения.

Новое, что появляется в речевом развитии и в усвоении языка:

а) речь все более переходит в сферу волевых действий, ситуативная речь уступает место организованной речи: со­ставление предложений, рассказов, ответы на вопросы учи­теля, пересказы прочитанного и пр.; усиливается ее обоб­щенный и отвлеченный характер;

тех или иных параллельных языковых средств в зависимо­сти от условий высказывания;

в) вводятся в действие два новых вида речевой деятель­ности — чтение и письмо, что не только обогащает и разно­образит ее, но и постепенно приобщает школьников к богат­ствам письменно-книжной речи; последняя оказывает силь­ное влияние на детскую речь, преимущественно устную, которая постепенно сближается с речью письменной;

г) наконец, речь самих школьников и других людей, об­разцы художественной речи становятся объектом наблю­дения, анализа, синтеза, обобщения, теоретического изуче­ния; усваивается система языковых понятий и закономер­ностей языка. Теоретическое изучение языка, перенос языковых закономерностей на собственную речевую дея­тельность школьника способствуют развитию, обогащению речи, повышению ее общей культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

К завершению школьного курса юноши и девушки до­стигают определенного уровня речевого развития.

В школе изучается второй язык, создается двуязычие, позволяющее постоянно проводить сопоставление двух язы­ков на разных уровнях — фонетическом, лексическом, грам­матическом.

Речь служит в это время средством познавательной де­ятельности, средством коллективного труда, усвоения со­циальных ценностей, осознания собственной социальной роли, средством формирования и проявления собственной жизненной позиции, становления личности. Для многих подростков, юношей и девушек речь становится средством творческой деятельности — в области поэзии, театрально­го искусства.

Это возраст от 18 лет и старше. На этом этапе продол­жается совершенствование речи, ее культуры, использова­ние ее в различных сферах деятельности человека, в пер­вую очередь в производственной, профессиональной, посколь­ку обычно к 30-летнему возрасту у человека наступает время мастерства в избранной специальности.

Завершается становление индивидуального стиля юно­ши, девушки. Есть основания для введения понятия языко­вой личности.

Некоторые исследователи (например, Б. Г. Ананьев) пы­тались определить пик активности языкового развития: по- видимому, для современного молодого человека он прихо­дится на возраст около 21 года, после получения среднего образования. В то же время есть немало примеров яркого расцвета языковой активности и после этого возраста (твор­чество писателей, актеров).

Изложенная периодизация ориентирована на этапы воз­растного развития человека и на сложившиеся в обществе формы приобщения его к социальной жизни. Возможны и другие периодизации, опирающиеся на собственно языко­вые процессы в развитии человека.

А. К. Марковой (М а р к о в а А. К. Психология усвоения языка как средства общения.— М., 1974.— С. 13—33), выделяются следующие возрастные периоды:

Младенческий возраст — до 1 года (доинтеллектуальная стадия).

Установление и поддержание эмоционального контакта со взрослыми, т. е. развитие экспрессивной функции речи. В конце периода — первые проявления номинативной функции речи, называние предмета. Первые акты общения, коммуникации, т. е. социальная функция.

Ранний (преддошкольный) возраст — от 1 года до 3 лет. Усвоение символической и обобщающей роли слова. Слово становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. В коммуникативной функции речь связывается с практической деятельностью ребенка — игрой, познанием окружающих предметов, усвоением способов пользования ими.

Усвоение слогового состава слов, затем их звукового состава. Но в собственной речи ребенок еще пользуется не всеми звуками, воспроизводя звуковой состав слова неточно. Быстрое накопление словаря: по данным разных исследователей, в 2 года — от 30 до 100 слов, в 3 года — от 300 до 1000 слов.

С двухлетнего возраста начинается грамматическое оформление слов.

Дошкольный возраст — от 3 до 6 лет. Наряду с функцией общения, развивается функция обобщения и познавательная функция. К 4—5 годам появляется планирующая, регулирующая функция. Ребенок объясняет свои действия, а также чужие; появляется эгоцентрическая речь (ребенок разговаривает как бы сам с собой) .

Ведущая деятельность дошкольного возраста — игра. Игра создает ситуации общения (диалог), ситуации планирования действий, оценки, анализа и обобщения.

Активное накопление языковых средств. В 4 года ребенок имеет, по разным данным, в своем словаре от 1 до 4 тысяч слов; в 6—7 лет — от 3 до 7 тысяч слов, знает отдельные фразеологические единицы, у него уже сложился определенный круг словесных ассоциаций. К 5 годам ребенок усваивает основные грамматические правила, не содержащие исключений; в возрасте 5—6 лет усваиваются некоторые случаи, не входящие в правила (исключения). К концу периода, т. е. к поступлению в школу, ребенок уже пользуется всеми основными формами речи; некоторые дети умеют читать и писать.

1-й — подготовительный (с момента рождения до года);

2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:

1. доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета,

2. этап первичного освоения языка (дограмматический) — второй год жизни и

3. этап усвоения грамматики (третий год жизни). А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация — сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза (139, с. 176).

Читайте также: