Поиск и сортировка в базах данных конспект

Обновлено: 07.07.2024

База данных (БД) — организованная по определённым правилам (в соответствии с некоторой схемой) совокупность логически связанных и длительно хранимых в памяти ПК или на информационном носителе данных, характеризующая состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Отличительные признаки БД:

1) БД хранится и обрабатывается в вычислительной системе (т.е. некомпьютерные хранилища информации — архивы, картотеки и прочее — не считаются базами данных);

2) данные в БД логически структурированы (систематизированы) для обеспечения возможности их эффективного поиска и обработки в вычислительной системе;

3) БД включает в себя схему (метаданные), описывающие логическую структуру БД в формальном виде.

Система управления базами данных (СУБД) — комплекс программных и языковых средств для создания и модификации структуры БД, добавления, изменения, удаления, поиска и отбора данных, их представления на экране ПК и в печатном виде, разграничения прав доступа к информации и выполнения других операций с БД.

Нельзя путать понятия базы данных и системы управления базами данных!

База данных — это структурированные данные. Система управления базой данных — это инструмент для работы с базой данных.

Классификацию БД обычно проводят по типам используемых в них моделей данных:

1) иерархическая модель данных — БД представлена в виде древовидной (иерархической) структуры (графа), состоящей из объектов данных различных уровней; при этом объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня.


2) сетевая модель данных состоит из набора записей и набора связей между этими записями; она в чём-то аналогична иерархической модели, но в сетевой БД связи являются направленными и могут соединять объекты разных ветвей дерева.


3) реляционная БД состоит из нескольких взаимосвязанных таблиц:

image155

Рассматривая таблицы, связанные по значениям поля ID, можно определить, что, например, Петров Пётр Петрович (ID = 2 — таблица 1) заказал сканер, № заказа = 111/12 (таблица 2), а также узнать его адрес и телефон (таблица 3).

Связи (“реляции”) между двумя какими-либо таблицами осуществляются через общее для них по смыслу (но не обязательно одинаковое по названию) поле. При этом возможны связи:

• “один к одному” — одной записи первой таблицы соответствует одна, и только одна запись второй таблицы, и наоборот (пример: в ОС MS-DOS полному имени файла однозначно соответствует запись номера начального кластера);

• “один ко многим” — одной записи первой таблицы может соответствовать много записей второй таблицы (пример: один и тот же учитель может вести уроки в нескольких классах);

• “многие к одному” — много записей первой таблицы могут соответствовать одной записи второй таблицы (пример: у нескольких учеников занятия по предмету ведёт один и тот же учитель); связи “многие к одному” и “один ко многим” являются аналогами друг друга;

• “многие ко многим” — много записей в первой таблице могут быть связаны с многими записями второй таблицы (пример: одного и того же ученика могут учить разные учителя, а один и тот же учитель может учить множество учеников). Подобный тип связей в реляционных БД не допускается и при необходимости реализуется как две связи “один ко многим” через промежуточную таблицу (в приведённом только что примере учитель связывается с учеником через номер класса и предмет). Показатель количеств связываемых объектов называют кардинальностью связи:

“многие к одному”

“многие ко многим”

Поиск данных в реляционной БД требует перехода от одной БД к другой в соответствии с имеющимися связями (в том числе многократно).

Основой реляционной БД является таблица.

Поля БД — это характеристики объектов (сущностей), информация о которых хранится в БД. Поля БД соответствуют столбцам таблицы.

Записи БД — это информация о каждом из объектов (одному объекту соответствует одна запись), выраженная в виде значений соответствующих полей. Записям БД соответствуют строки таблицы.

Характеристики, отражённые в виде полей БД, являются едиными (общими) для всех объектов. Объекты в БД должны различаться хотя бы одним значением какой-либо характеристики.

Ключевое поле — поле БД, значения которого гарантированно различаются для разных объектов. По значению ключевого поля всегда можно однозначно выделить соответствующий объект.

Выборка данных из БД — операция отбора записей БД (строк таблицы), соответствующих заданному условию (запросу на выборку).

Условие (запрос) может быть простым (накладывается на значения какого-то одного поля либо выражено в сравнении двух каких-либо полей) или составным (простые условия объединяются при помощи логических операций И, ИЛИ, НЕ).

Распределённая БД — совокупность логически взаимосвязанных БД, размещённых на различных узлах компьютерной сети.

Практические приёмы работы с БД

1. Поиск (выборка) информации в однотабличной БД

Запрос на поиск задаётся в виде структуры, аналогичной структуре записи БД, где отдельные поля могут быть пусты (пропущены в запросе), содержат константное значение или условие, накладываемое на значение данного поля.

Процесс поиска заключается в поочередном просмотре записей БД и выборе (с формированием отдельной временной таблицы, называемой выборкой) таких записей, значения соответствующих полей которых равны заданной константе либо удовлетворяют заданному условию. Структура формируемой таблицы (выборки) совпадает со структурой исходной БД, но некоторые поля исходной БД в выборке могут быть пропущены по желанию пользователя, выдавшего поисковый запрос.

Ручной поиск в БД:

• записи БД просматриваются поочерёдно;

• если значение первого по счёту (слева направо) непустого поля запроса совпадает с константой, заданной в том же поле в запросе, либо удовлетворяет условию, заданному в том же поле в запросе, то помечается эта запись БД;

• проверяются в этой записи БД остальные поля (слева направо) на соответствие константам либо условиям в тех же полях запроса;

• если все эти поля записи БД удовлетворяют значениям/условиям в таких же полях запроса, то эта запись БД включается в выборку; если хотя бы одно поле записи не удовлетворяет значению/ условию в таком же поле запроса, то эта запись БД пропускается (не включается в выборку).

2. Сортировка записей БД

Для выполнения сортировки записей БД задаются:

• одно или несколько названий полей, по содержимому которых нужно выполнить сортировку (порядок перечисления полей в запросе на сортировку важен и не обязательно соответствует порядку следования этих полей слева направо в структуре записи БД);

• для каждого такого поля — условие сортировки (для чисел — по возрастанию или по убыванию, для текста — по алфавиту или в порядке, обратном алфавитному).

Процесс сортировки заключается в том, что записи БД сначала переставляются в таблице по порядку, соответствующему условию сортировки по первому заданному полю. Затем в пределах групп записей с одинаковым значением в первом поле выполняется перестановка этих записей по порядку, соответствующему условию сортировки по второму заданному полю. Далее аналогично в пределах подгрупп записей с одинаковым значением во втором поле (а также в первом!) выполняется перестановка записей по порядку, соответствующему условию сортировки по третьему заданному полю и т.д.

Ручная сортировка в БД

Пусть нужно отсортировать записи БД — адресной книги по полям “Фамилия” (по алфавиту), “Имя” (по алфавиту) и “Отчество” (по алфавиту):

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Тажиева Шолпан Турикбаевна

Класс: 9

Тема урока: Сортировка и поиск

Цели урока:

знают не менее 2-х способ ов сортировки

научатся сортировать данные по возрастанию и убыванию

умеют проводить фильтрацию по полям таблицы

смогут провести вложенную сортировку

умеют создавать Запросы в режиме Конструктора

проводят поиск информации по нескольким критериям

Оборудование и материалы:

мультимедийная презентация, экран, проектор;

компьютеры с установленной СУБД MicrosoftAccess;

заранее заготовленная и записанная на всех компьютерах база данных "Небоскрёбы"

дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы ;

дидактический материал с алгоритмами различных способов расширения базы данных.

Структура урока:

Организационный момент - 1 мин.

Актуализация знаний учащихся - 10 мин.

Изучение нового материала - 10 мин.

Практическая работа на закрепление нового материала - 15 мин.

Тестирование 5 мин

Домашнее задание - 1 мин.

Оценка работы и подведение итогов - 3 мин.

Организационный момент . Психологический настрой

Формирование групп по пазлам

Приветственное слово учителя. Проверка присутствующих.

2. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам предстоит разгадать "Чайнворд".

Вопросы к "Чайнворду":

Один из видов моделей данных, в котором принята свободная связь между элементами разных уровней.

Столбец табличной базы данных.

Объект СУБД Access, предназначенный для поиска и отбора данных по заданному условию.

Тип данных, который заполняется компьютером автоматически с вводом каждой новой записи.

Основной объект СУБД Access, предназначенный для хранения данных.

Объект СУБД Access, выводящий данные из таблиц в удобном для чтения виде.

Один из видов моделей данных, в котором информация хранится в виде таблиц.

Уникальное поле, записи которого не повторяются.

Один из режимов работы с объектами СУБД Access (Режим, в котором создаётся структура таблицы).

Строка табличной базы данных.

Ответы: 1 - сетевая, 2 - поле, 3 - запрос, 4 - счётчик, 5 - таблица, 6 - форма, 7 - реляционная, 8 - ключевое, 9 - конструктор, 10 - запись.

Ключевое слово - сортировка.

3. Изучение нового материала.

Итак, тема сегодняшнего урока "Сортировка и поиск информации в БД". Записываем в тетрадь И сегодня вы должны научиться упорядочивать данные в СУБД Access.

Попробуйте самостоятельно сформулировать понятие "сортировка". Определение записываем в тетрадь.

Сортировка - это упорядочение записей по значениям одного или нескольких полей.

Вопросы учащимся. Уточните.

Что происходит с данными? (ожидаемый ответ: располагаются в определённой последовательности)

В каком порядке выстраиваются данные? (ожидаемый ответ: по возрастанию или убыванию)

В каком порядке выстраиваются текстовые данные при сортировке по возрастанию? (ожидаемый ответ: от А до Я) По убыванию? (ожидаемый ответ: от Я до А)

В каком порядке выстраиваются числовые данные при сортировке по возрастанию? (ожидаемый ответ: от меньшего к большему)

По убыванию? (ожидаемый ответ: от большего к меньшему)

Виды сортировки: простая и вложенная.

Далее учитель показывает на своём компьютере способы организации сортировки данных в СУБД Access. Все действия проецируются через мультимедийный проектор на экран.

Существует два способа (соответствующих видам сортировки).

1-й способ в режиме "Таблица":

поместить курсор в поле, записи которого надо упорядочить;

выполнить последовательность команд меню [Записи - Сортировка - Сортировка по возрастанию] (или по убыванию) или с помощью соответствующих кнопок на панели инструментов .

2-й способ в режиме "Запросы" (создаётся запрос, в котором устанавливается необходимая сортировка):

в основном окне БД выбрать объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора. Откроется два окна - Окно конструктора и Окно добавления таблицы, т.к. запросы создаются на основе таблиц и других запросов ;

hello_html_5daa9be4.jpg

Окно конструктора состоит из двух частей; в верхней части отображается окно, содержащее структуру таблицы; нижняя часть - бланк запроса, в котором выбираются имена полей, тип сортировки и указываются условия отбора

hello_html_182997ac.jpg

ввести имена полей в строке Поле (можно выбрать имя из раскрывающегося списка, можно перетащить левой кнопкой мыши из верхней части окна, а можно осуществить двойной щелчок по имени поля из верхней части окна);

в строке Сортировка установить упорядочение записей для нужных полей;

закрыть Окно конструктора запросов и сохранить его;

в основном окне БД, в режиме работы с запросами, открыть созданный запрос.

Таблица "Небоскрёбы" после вложенной сортировки будет выглядеть так Рисунок 4 >:

hello_html_m66ca9f05.jpg

Основная задача любой информационной системы – поиск информации в базе данных.

Поиск данных можно выполнить тремя способами:

быстрый поиск данных;

поиск с помощью фильтра;

поиск с помощью запросов.

Мы рассмотрим первые два.

Для проведения быстрого поиска нужно открыть таблицу и перейти на любую запись в поле, по которому предполагается вести поиск и выполнить команду Правка – Найти или кнопка . Появится диалоговое окно поиска. В поле Образец следует ввести искомое значение. В поле Совпадение имеются три возможных варианта:

Поля целиком – Access найдет только те записи, значение которых полностью совпадают с искомой.

С начала поля – ищутся совпадения с образцом с начала содержимого поля.

С любой частью поля – совпадения с образцом ищутся в любой части содержимого поля.

Процесс поиска запускается нажатием кнопки Найти.

( Показать на примере готовой базы данных. )

Посмотрите на приложение – таблицу 1. Здесь показаны примеры использования этих шаблонов.

Таблица №1. Примеры использования символов задания шаблонов

в качестве шаблона для любого символа.

в качестве шаблона для любой группы символов.

в качестве шаблона для любой группы начальных символов.

в качестве шаблона для любой цифры.

Восклицательный знак(!) после первой скобки;

для поиска символа, который не входит в указанный набор символов

[но не Иванова или Ивановы]

Скажите, где еще вы встречались с операцией Поиск?

Гораздо больше возможностей для поиска данных предоставляют фильтры. Фильтры позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям. Условия отбора создаются с использованием операторов сравнения (= <> и т.д.)

Простые фильтры содержат несколько условий для различных полей. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно. Посмотрите на таблицу 2 приложения. Здесь приводятся примеры условных выражений.

Таблица №2. Примеры условных выражений

Для фильтрации данных пункт меню Записи – Фильтр – Изменить фильтр или кнопка . Ввести условия поиска в полях. Фильтр создан. Чтобы увидеть результат работы фильтра пункт меню Фильтр – Применить фильтр или кнопка . Чтобы вновь увидеть все данные выбрать пункт меню Записи – Удалить фильтр или кнопка .

3. При необходимости продолжайте обрабатывать другие поля.
4. Чтобы просмотреть другой элемент списка в одном из полей, щелкните по вкладкеИли в нижней части окна.
5. Чтобы закрыть диалоговое окно и запустить процесс фильтрации, нажмите кнопку "Применить фильтр".

На основе показанных примеров учитель объясняет алгоритм упорядочения записей при вложенной сортировке.

III .1. Закрепление материала.

Работа в группах со взаимопроверкой

hello_html_m32ac924e.jpg

1) Алаколь
2) Аральское море
3) Арыс

учитель показывает ответы на интерактивной доске

4. Практическая работа

Перед выполнением практической работы учитель:

раздаёт учащимся дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы;

Практическая работа

Цель: научиться осуществлять в СУБД Access сортировку данных по одному полю и вложенную сортировку по нескольким полям.

Задание 3. Выполните сортировку в своей БД.

Ответьте на вопросы:

Назовите небоскреб в Северной Корее?( Ryugyong Hotel)

Какой небоскреб был построен в 2000 году?( Emirates Tower Two)

В каком году построен небоскреб в Торонто?(1975)

У скольких небоскребов количество этажей больше 100?(3)

Сколько небоскребов находятся в Северной Америке?(5)

У скольких городов название начинается с буквы Г?(4)

Каким небоскребам 20 лет?(2)

Какие небоскребы построены в 21 веке?

У каких небоскребов высота не меньше 400 м?(4)

Какие небоскребы построены после2000 года?(2)

Последовательность выполнения работы:

Повторите п.2 для всех остальных полей. Результат покажите учителю.

Выполните самостоятельно сортировку поочерёдно во всех полях по убыванию. Результат покажите учителю.

В основном окне БД выберите объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора .

Двойным щелчком по каждому полю в верхней части окна переместите все поля в строку Поле .

Закройте окно конструктора запросов и сохраните его под именем Вложенная сортировка.

В основном окне БД выберите объект Запросы и откройте созданный запрос, покажите результат учителю.

Откройте свою БД.

Выполните сортировку, пользуясь алгоритмами задания.

Результат покажите учителю.

Учитель озвучивает задание и указывает местоположение файла БД для выполнения работы (Например: Мои документы \ 9 А \ Небоскрёбы.mdb);

V . Суммативное оценивание

1. В какой последовательности расположатся записи в базе данных после сортировки по возрастанию в поле Память?

hello_html_1b38cfc8.jpg

2. В какой последовательности расположатся записи в базе данных после сортировки по возрастанию в поле Винчестер?

hello_html_1b38cfc8.jpg

3. Какие записи в базе данных будут найдены после ввода запроса с условием поиска >16 в поле Память?

hello_html_1b38cfc8.jpg

4. Какие записи в базе данных будут найдены после ввода запроса с условием поиска 5* в поле Винчестер?

hello_html_1b38cfc8.jpg

5. В какой последовательности расположатся записи в базе данных после сортировки по убыванию в поле Процессор?

hello_html_1b38cfc8.jpg

6. Какие записи в базе данных будут найдены после ввода запроса с условием поиска Pentium * в поле Процессор?

hello_html_1b38cfc8.jpg

5. Домашнее задание.

6. Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия ( учащиеся на стикерах записывают свое настроение на уроке)

Учитель объявляет оценки за практическую работу.

Затем подводятся итоги урока.

Что мы сегодня изучили?
(Ожидаемый ответ: Сегодня на уроке изучали способы сортировки записей).

Для чего нужна сортировка?
(Ожидаемый ответ: Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в определенном порядке, по возрастанию или убыванию).

Что происходит в процессе сортировки данных?
(Ожидаемый ответ: В процессе сортировки данные располагаются в определенном порядке, который мы задаем, по возрастанию или убыванию).

В каких случаях применяется вложенная сортировка?
(Ожидаемый ответ: Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).

Карта настроения

hello_html_404006e6.jpg

Сегодня, ребята, вы хорошо поработали. Мы много успели сделать. На этом наш урок закончен, до свидания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрено два способа поиска информации в БД - с помощью фильтров и запросов, а также сортировка информации в БД.

Образовательная: - научить работе с готовой БД: осуществлять поиск информации и сортировку записей.

Воспитательная: формирование самостоятельности детей при работе с компьютером.

Развивающая: формирование умений самостоятельной постановки целей и задач перед выполнением работы, развитие логического мышления в процессе реализации поставленной задачи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: компьютеры, проектор

ПО: СУБД MS Access, готовая БД государства мира.mdb

- База данных – это …?

- Примеры табличных (реляционных) БД.

- В библиотеке создана БД об имеющихся в ней книгах и их наличии в данный момент. Какую операцию нужно научиться выполнять с помощью СУБД, чтобы выяснить есть ли в наличии нужная Вам книга? (поиск)

- В школе создана база данных об участниках олимпиады. Какая операция с данными поможет быстро расставить участников по рейтингу и найти у кого из уч-ся он самый высокий? (сортировка)

Изучение нового материала.


Сортировка информации – упорядочение информации.
- Установите курсор в поле, по которому должна производиться сортировка и на вкладке Главная в группе Сортировка и фильтр выберите нужный вид сортировки (по возрастанию или убыванию)


Поиск информации может осуществляться двумя способами – с помощью фильтров и с помощью запросов.

Сортировка данных. Названия государств – по алфавиту от А до Я

2.А) Поиск с помощью Фильтров.




Откройте таблицу с БД. У каждого имени поля есть кнопки фильтра. В соответствии с вопросом, выберите поле и щелкните по кнопке фильтра. Для текстовых полей можно выбирать Текстовые фильтры

для числовых полей – Числовые фильтры


Условия поиска могут быть простыми (по значениям одного поля) и сложными (по значениям нескольких полей)

Вопрос 1. У скольких стран мира из БД столицы начинаются с буквы Б



В результате получаем


Ответ: У 10 стран. После ответа на этот вопрос удаляем фильтр, щелкнув по соответствующей кнопке на вкладке Главная в группе Сортировка и фильтр.

Вопрос 2. (сложное условие). В каких странах Европы численность населения больше 30 млн.чел.


Сначала из БД выбираем Европейские страны (фильтр у поля Расположение)

Затем, используя числовые фильтры у поля Население, записываем условие для поиска стран с населением больше 30. В итоге


Ответ: 4 страны – Великобритания, Испания, Франция, Италия

2.Б) Поиск информации с помощью Запросов. Запрос является самостоятельным объектом СУБД Access. Создадим 2 запроса для ответа на рассмотренные выше 2 вопроса с помощью конструктора.

- На вкладке Создание в группе Запросы щелкните по Конструктор запросов


- в окне Добавление таблицы выберите по какой таблице создается запрос и щелкните по кнопке Добавить

окно Добавление таблицы закройте


- В строке Поле введите имена полей, выбрав из раскрывающегося списка или перетащив левой кнопкой мыши из верхней части окна




- В строке Условие отбора в одно поле (простое условие) или несколько полей (сложное условие) ввести условие поиска. Для обозначения нескольких отсутствующих букв можно использовать *

- В строке сортировка при необходимости выбрать вид сортировки (по возрастанию или убыванию). Сортировку можно проводить по значениям нескольких полей – это вложенная сортировка.

- Сохранить запрос и щелкнув дважды по его имени в левой части окна посмотреть результат

Создадим запросы на те же вопросы, что были в поиске с помощью фильтров

Вопрос 1. У скольких стран мира из БД столицы начинаются с буквы Б





Вопрос 2. (сложное условие). В каких странах Европы численность населения больше 30 млн.чел.



- Какие ответы получены на вопросы с помощью Фильтров и с помощью Запросов (одинаковые)


Вывод (вместе с уч-ся): Поиск информации может осуществляться двумя способами – с помощью фильтров и с помощью запросов. Разница между ними в следующем: фильтр привязан к конкретной таблице, при ответе на следующий вопрос фильтр (условия поиска нужно удалять). Запрос является самостоятельным объектом СУБД.

Практическая работа. Закрепление знаний и умений осуществления сортировки и поиска информации в готовой БД.

Используя фильтрацию, ответьте на вопросы

Какие страны Америки имеют численность населения больше 20 млн.чел? (Аргентина, Бразилия, США, Мексика)

Создайте 2 запроса

Выведите на экран все страны Европы в порядке возрастания занимаемой площади. Какая страна стоит на последнем месте? (Франция)

В каких странах Азии площадь меньше 200 тыс.кв.км и численность населения меньше 6 млн.чел.? (Мальдивы, Сингапур, Кипр, Ливан, Израиль, Сирия, Йемен)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике для учащихся 11 класса средних общеобразовательных учреждений.

Выполнила: Чушкина А.С.

- образовательная: формировать понятие "сортировка информации", рассмотреть виды сортировок, познакомить с алгоритмом простой и вложенной сортировок, научить сортировать данные в Microsoft Access, формировать умение работать с конструктором запросов, развивать навыки по заполнению и редактированию базы данных;

- развивающая: развивать алгоритмическое и логическое мышление, развивать умение работать в группе, развивать умение анализировать результаты своей работы;

- воспитательная: воспитывать чувства ответственности, аккуратности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

- учащиеся должны знать основные понятия MS Access;

- учащиеся должны уметь определять виды связей между таблицами в MS Access.

Оборудование урока:

Презентация для сопровождения урока;

Заранее заготовленная и записанная на всех компьютерах база данных "Небоскрёбы".

Учебно-методическое и программное обеспечение урока:

Microsoft Office Access 2007.

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация знаний учащихся (10 мин.)

Изучение нового материала (15 мин.)

Первичное закрепление нового материала (15 мин.)

Подведение итогов и домашнее задание (3 мин.)

Организационный момент включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Чтобы узнать вам предстоит разгадать "Чайнворд" (слайд 1).

Вопросы к "Чайнворду":

Один из видов моделей данных, в котором принята свободная связь между элементами разных уровней.

Столбец табличной базы данных.

Объект СУБД Access, предназначенный для поиска и отбора данных по заданному условию.

Тип данных, который заполняется компьютером автоматически с вводом каждой новой записи.

Основной объект СУБД Access, предназначенный для хранения данных.

Объект СУБД Access, выводящий данные из таблиц в удобном для чтения виде.

Один из видов моделей данных, в котором информация хранится в виде таблиц.

Уникальное поле, записи которого не повторяются.

Один из режимов работы с объектами СУБД Access (Режим, в котором создаётся структура таблицы).

Строка табличной базы данных.

Ответы: 1 - сетевая, 2 - поле, 3 - запрос, 4 - счётчик, 5 - таблица, 6 - форма, 7 - реляционная, 8 - ключевое, 9 - конструктор, 10 - запись.

Ключевое слово - сортировка. Итак, тема сегодняшнего урока "Сортировка данных в БД". Записываем в тетрадь (слайд 2). Эпиграфом к уроку являются слова Александра Анатольевича Стекольникова: "Наш мир - не случайность, не хаос, - Есть система во всем".

Как вам известно, в реляционной базе данных записи хранятся в неупорядоченном виде. И сегодня вы должны научиться упорядочивать данные в СУБД Access.

Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать понятие "сортировка". Определение записываем в тетрадь.

(запись в тетрадях) (слайд 3)

Сортировка - это упорядочение записей по значениям одного или нескольких полей.

Учитель: Что происходит с данными?

(ожидаемый ответ: располагаются в определённой последовательности)

Учитель: В каком порядке выстраиваются данные?

(ожидаемый ответ: по возрастанию или убыванию)

Учитель: В каком порядке выстраиваются текстовые данные при сортировке по возрастанию?

(ожидаемый ответ: от А до Я)

Учитель: По убыванию?

(ожидаемый ответ: от Я до А)

Учитель: В каком порядке выстраиваются числовые данные при сортировке по возрастанию?

(ожидаемый ответ: от меньшего к большему)

Учитель: По убыванию?

(ожидаемый ответ: от большего к меньшему)

Учитель: (запись в тетрадях) Виды сортировки: простая и вложенная (слайд 4).

Далее учитель показывает на своём компьютере способы организации сортировки данных в СУБД Access. Все действия проецируются через мультимедийный проектор на экран.

Существует два способа (соответствующих видам сортировки).

1-й способ в режиме "Таблица":

поместить курсор в поле, записи которого надо упорядочить;

выполнить последовательность команд меню [Записи - Сортировка - Сортировка по возрастанию] (или по убыванию) или с помощью соответствующих кнопок на панели инструментов (Рис. 1).


2-й способ в режиме "Запросы" (создаётся запрос, в котором устанавливается необходимая сортировка):

в основном окне БД выбрать объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора. Откроется два окна - Окно конструктора и Окно добавления таблицы, т.к. запросы создаются на основе таблиц и других запросов (Рис. 2);


Окно конструктора состоит из двух частей; в верхней части отображается окно, содержащее структуру таблицы; нижняя часть - бланк запроса, в котором выбираются имена полей, тип сортировки и указываются условия отбора (Рис. 3);


ввести имена полей в строке Поле (можно выбрать имя из раскрывающегося списка, можно перетащить левой кнопкой мыши из верхней части окна, а можно осуществить двойной щелчок по имени поля из верхней части окна);

в строке Сортировка установить упорядочение записей для нужных полей;

закрыть Окно конструктора запросов и сохранить его;

в основном окне БД, в режиме работы с запросами, открыть созданный запрос.

Таблица "Небоскрёбы" после вложенной сортировки будет выглядеть так (Рис.4):


На основе показанных примеров учитель объясняет алгоритм упорядочения записей при вложенной сортировке.

Перед выполнением практической работы учитель:

раздаёт учащимся дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы:

Практическая работа

Цель: научиться осуществлять в СУБД Access сортировку данных по одному полю и вложенную сортировку по нескольким полям.

Задание 3. Выполните любую сортировку в своей БД.

Последовательность выполнения работы:

Повторите п.2 для всех остальных полей. Результат покажите учителю.

Выполните самостоятельно сортировку поочерёдно во всех полях по убыванию. Результат покажите учителю.

В основном окне БД выберите объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора.

Двойным щелчком по каждому полю в верхней части окна переместите все поля в строку Поле.

Закройте окно конструктора запросов и сохраните его под именем Вложенная сортировка.

В основном окне БД выберите объект Запросы и откройте созданный запрос, покажите результат учителю.

Откройте свою БД.

Выполните сортировку, пользуясь алгоритмами первого или второго задания.

Результат покажите учителю.

озвучивает задание и указывает местоположение файла БД для выполнения работы (Например: Мои документы \ 11 А \ Небоскрёбы. mdb);

акцентирует внимание учащихся на конечном результате (задача учащихся выполнить сортировку с тестируемой БД "Небоскрёбы" и провести сортировку данных в собственной БД);

Оценка учащихся будет зависеть от количества выполненных заданий и от полноты своей БД, т.к. проследить упорядочивание записей можно, если их количество больше или равно 10.

Оценка "отлично" ставится, если ученики выполнили все задания, в том числе вложенную сортировку по своей БД.

Оценка "хорошо" ставится, если выполнены два задания самостоятельно, "удовлетворительно" - если выполнены два задания при помощи учителя.

Во время практической работы учитель индивидуально принимает результаты выполненных заданий и консультирует тех, кому требуется помощь.

Если учащиеся быстро выполнили задания практической работы, тогда они продолжают заполнять свою БД; добавляют новые поля, записи или улучшают дизайн формы (при помощи дидактического материала с алгоритмами различных способов расширения базы данных).

Добавление полей в таблицу:


Открыть таблицу;

Перейти в режим Конструктора ;

Ввести имена и тип данных для новых полей.

Изменение дизайна формы (осуществляется в режиме конструктора).

При переходе в режим Конструктора рабочая область формы делится на три части: Заголовок, Область данных и Примечание. Варианты изменения дизайна:

А) добавить заголовок формы:

Растянуть заголовок формы;


Выбрать на панели элементов инструмент Надпись ;

Растянуть поле надписи в области заголовка и ввести текст;

Б) изменить размер или расположение полей и надписей к ним:

выделить поле щелчком мыши, вокруг него появятся маркеры размера;

для перемещения поля с надписью используется указатель в виде полной ладони;

для перемещения поля отдельно от надписи используется указатель в виде ладони с указательным пальцем, который появляется при наведении мыши на верхний левый маркер;

В) изменить размер шрифта полей и надписей к ним:

выделить поле или надпись;

с помощью кнопок на панели форматирования выполнить необходимые действия (изменить тип или размер шрифта, вид начертания и т.п.);

Г) добавить кнопки перехода по записям:


на панели элементов выбрать инструмент Кнопка (при этом кнопка Мастер должна быть отжата);


нарисовать кнопку методом нажать и растянуть. Откроется окно Мастера создания кнопок. Выполнить три шага: 1 – выбрать категорию и действие, 2 – выбрать внешний вид кнопки, 3- выбрать имя кнопки. В поле Категория выбрать Переходы по записям, в поле Действие – Следующая запись или Предыдущая запись.

Добавление новых полей в форму:


Перейти в режим Конструктора;


На панели элементов выбрать инструмент Поле , если будет добавляться поле с текстовым или числовым типом данных; если же будет добавляться поле типа объекта OLE, тогда на панели элементов выбирается инструмент Присоединённая рамка объекта . Если панель элементов скрыта, то её можно открыть с помощью команды меню [Вид-Панель элементов];

Нарисовать поле в области данных методом нажать и растянуть;

Выполнить команду [Вид-Свойства];

На вкладке Данные в строке Данные из раскрывающегося списка выбрать имя поля добавленного в таблицу.

5. Учитель: Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Что мы сегодня изучили?
(Ожидаемый ответ: Сегодня на уроке изучали способы сортировки записей).

Учитель: Для чего нужна сортировка?
(Ожидаемый ответ: Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в определенном порядке, по возрастанию или убыванию).

Учитель: Что происходит в процессе сортировки данных?
(Ожидаемый ответ: В процессе сортировки данные располагаются в определенном порядке, который мы задаем, по возрастанию или убыванию).

Учитель: В каких случаях применяется вложенная сортировка?
(Ожидаемый ответ: Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).

Учитель: Домашнее задание. Выучить записи в тетради. Урок окончен.

Читайте также: