Марк твен приключения гекльберри финна конспект урока 6 класс

Обновлено: 20.05.2024

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний
- Опрос учащихся

III. Изучение новой темы.

1) Слово учителя

В 1847 году умер его отец, и семья осталась почти без средств. Жили они в крохотном городке Ганнибале на берегу Миссисипи. Сэм учился в школе, а после уроков работал в типографии, здесь он был учеником наборщика текста. Тут его кормили и одевали. Ему часто приходилось пропускать занятия. Как бы трудно ни было, Сэм умел с детства всюду находить смешное, смеяться сад собственными невзгодами, никогда не унывать.

Спустя много лет, Марк Твен напишет свои замечательные книги о Томе Сойере и Геке Финне, он воспользуется собственными детскими воспоминаниями. Описанный им городишко Санкт-Петербург - это Ганнибал времени его детства. Пустынный островок Глескока назван в повестях Джексоновым островом. Была около Ганнибала и пещера, называлась она пещера Макдоуэлла. Однажды автор заблудился там. Был и индеец Джо, точн ee , не индеец, а метис.

2) Работа с учебником. Первичное чтение текста учителем. (Чтение с остановками.)

- Для чего Гек сказал правду Тому о том, что хочет украсть негра?

- Каким вы себе представили Джима?

3) Беседа по прочитанному.

- Как Том догадался, где сидит Джим?

- Как вели себя мальчики с негром, который кормил Джима?

-Что произошло в сарае, где сидел Джим? Чей план оказался лучше? Почему?

- Как Тому удалось убедить Джима, что сейчас не время бежать?

- Как автор относится к Тому? Кто из героев вам больше понравился? Почему?

-Какие чувства вы испытывали при чтении этого отрывка?

-Как вы думаете, кто главный герой рассказа?

- Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении Джима? (Том-белый мальчик из благополучной семьи, живущей на юге США. По мнению Гека, у него не было причины нарушать закон.)

-Почему же Том был заинтересован в побеге Джима? (Том был заинтересован в побеге Джима, потому что ему хотелось приключения, а вовсе не потому, что он очень переживал за судьбу Джима. Том знал, что Джим по завещанию его умершей хозяйки уже не раб, а свободный человек. Таким образом, уже свободный, но ещё не знающий об этом, Джим был только игрушкой для Тома.)

- В каких случаях мы понимаем, что занятия мальчиков - это игра?

- Как реальные жизненные проблемы переплетаются с играми мальчиков?

I V. Итог урока.

Наши задачи:

1. Продолжить знакомство с творчеством Марка Твена.

2. Продолжить знакомство с произведением.

3. Попытаться определить, в чём обаяние образов героев М. Твена.

4. Воспитание чувства прекрасного, любви ко всему окружающему, коллективизма, дружбы.

Вся американская литература

вышла из одной книги М. Твена,

лучшей книги, которая у нас есть.

Э. Хемингуэй

Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на эпиграф.

- Прочитайте. Как вы понимаете слова Э.Хемингуэя?

Рассказ о писателе.

  • Что вы помните о Марке Твене из прошлогодних уроков по литературе?

Марк Твен (1835-1910 гг.) - псевдоним Сэмюэля Ленгхорна Клеменса. Он родился в штате Миссури, в многодетной семье про­винциального юриста. Детство писателя прошло в захолустном го­родке Ганнибал, на берегу великой реки Миссисипи, в тех самых местах, которые он впоследствии описал в своих книгах. После смерти отца 12-летний мальчик начал трудовую жизнь учеником наборщика в типографии местной газеты. Затем он становится лоцманом на речных пароходах, хорошо изучив капризное русло Миссисипи.

Когда в Соединенных Штатах Америки началась гражданская война (1861 г.), Марк Твен был зачислен в армию южан. Не желая защищать чуждые ему интересы рабовладельцев, будущий писатель

ушел из армии и отправился на Дальний Запад, куда устремлялись в те годы толпы золотоискателей. Тяжелый труд старателя принес Марку Твену одни лишь разочарования. Чтобы не умереть с голоду, отчаявшийся старатель снова находит работу в типографии и мало- помалу становится журналистом, а затем печатает в газетах Невады и Калифорнии свои первые юмористические рассказы.

Информация о па мятнике героям Марка Твена.

27 мая 1926 в городе Ганнибал (шт. Миссури) появился памятник Тому Сойеру и Гекльберри Финну (скульптор Фредерик Хиббард).

Марк Твен, автор повестей о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна, провел свое детство в Америке, в небольшом городке Ганнибал на реке Миссисипи. Именно там и решено было воздвигнуть памятник героям его произведений — Тому и Геку.

Двое мальчишек в разодранных штанах отправляются на поиски очередного приключения. Ребята изображены такими, какими их представляет большинство читателей. А Гек еще и держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку.

Как известно, писатели чаще всего не придумывают книгу, а проецируют на нее реальные жизненные события, поэтому у многих персонажей книг есть свои прототипы. Разумеется, прототипы есть и у наших героев: Том Сойер — это, конечно же, сам Марк Твен, тетя Полли — его матушка, Бекки Тэтчер — соседка писателя Лора Хоукинс. (Хоукинсы жили прямо напротив дома Клеменсов (настоящая фамилия Марка Твена) в большом двухэтажном доме. В настоящее время этот дом стоит там же на Хилл-стрит). Есть реальный прототип и у Гекльберри Финна.

Ну и, разумеется, рядом с домом Клеменсов до сих пор стоит легендарный забор, который хитрец Том разрешал покрасить своим друзьям.

Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя.

Группы выполняют задания, затем обмениваются работами и проверяют друг друга.
10-15
V. Итоги урока
Учитель литературы:
- Что вы вспомнили на уроке?
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Подводят итоги урока (ответы учащихся на вопросы).

Знакомство с биографией писателя; определение особенностей романа Марка Твена, развитие навыков краткого сюжетного пересказа и выразительного чтения, развитие навыка анализировать текст.

Основное содержание темы, термины, понятия

Приключения, писатель, доброта

ВложениеРазмер
dostoevskiy_malchiki.docx 28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Прививать интерес к русской классической литературе. Развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи. Формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать интерес к произведениям писателя. Воспитывать чувства доброты, чуткости и сострадания. Развивать умение учащихся читать, воспринимать и четко формулировать свои мысли.

Основное содержание темы, термины, понятия

Милосердие, злость, агрессия

Понимает, что такое доброта, милосердие, умеет сочувствовать

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания текста

Умеет действовать по плану

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Умение точно выражать свои мысли

Создать позитивный настрой

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Настроились позитивно на работу

Сформировать тему и задачи урока

Вступительное слово учителя. Музыка. Читаю отрывки из произведений Ф.М. Достоевского.

- Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Ф.М. Достоевский. Ему детская душа открывалась полностью, потому что писателю был дан самый ценный человеческий дар – дар сострадания.

Запись в тетрадях ключевых слов

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

- Ваши впечатления о прочитанных мною отрывках из произведений Ф.М. Достоевского? Как воспринимаете эти строки: умом или сердцем?

Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку .

Впрочем, это не так уж важно. Главное, что цветы дарили дети.

- Ребята, предлагаю в знак признания таланта великого писателя-гуманиста положить цветы к его портрету (звучит музыка).

- Принимать или не принимать Достоевского, его произведения решать вам, моим сегодняшним ученикам. Я надеюсь, что в конце урока вы дадите утвердительный ответ, потому что мы поведем наш разговор о детях в творчестве Ф. М. Достоевского.

Предлагаю вас мысленно перелистать страницы жизни и творчества большого писателя, увидеть его индивидуальность, попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.

- Дети всегда интересовали Достоевского. Сам писатель с особой нежностью и большой любовью относился к собственным детям.

Повторение того, что неоходимо к изучению нового материала: знание текста

- Это произведение принято относить к жанру святочных рассказов. Как вы думаете, почему? Какие дни в году мы называем святками?

Святки - главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 дек./6янв.) и завершаясь в день Крещенья.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер. Вместе с тем, на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением (см. Колядование, Колядка, Овсень, Виноградье).

В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки (см. Святочные запреты). Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста

- Рассказ начинается с экспозиции, из которой мы узнаем историю мальчика.

- Почувствовав холод и бесприютность, мальчик вышел на улицу. Что можно сказать о людях, которые живут в этом городе?

- Их отношение к мальчику?

- Автор использует прием противопоставления, когда описывает елку, увиденную мальчиком через большое стекло, и сказочную елку у Христа. Чем они отличаются?

- К какому размышлению приводит этот финал?

Сильный человек Иван Карамазов гордо отказывается от счастья, купленного страданием, и не просто страданием, а страданием детей. Если мировая гармония непременно должна быть основана на слезах и крови, то долой такую гармонию!

Отработка навыков комментированного чтения,

Что вы поняли из прочитанного?

Почему Алеша решил поговорить с детьми?

Опишите мальчиков, которые участвовали в стычке?

Как ведет себя Алеша в этот момент?

Кто из героев ожесточен?

А почему Алеша спокоен?

Что вы можете сказать о мальчике?

Как он выглядел?

Осуждают ли его дети, а Алеша?

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Читайте также: