Изложение перед соловушкой стыдно 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Стыдно перед соловушкой.

Однажды Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги девочки сели отдохнуть. Вынули они из сумки хлеб, масло, яйца. Стали девочки обедать.

Закончили Оля и Лида обед. И вдруг запел соловей. Они слушали прекрасную песню, не шевелились.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и бросила под куст. А Лида завернула в газету скорлупки, хлебные крошки и положила сумку. Стыдно было перед соловушкой оставлять мусор в лесу (69 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Куда пошли девочки?

Что они делали после долгой дороги?

Кого слушали девочки?

Как вы относитесь к поступку Оли?

Как повела себя Лида? Почему она так поступила?

Примерный план

2. Чудесная песня.

4. Поведение Лиды.

Словарно-орфографическая подготовка.

Раскройте скобки и объясните написание слов: (по)шли, (в)лес, (вы)нули, (за)кончили, (за)пел, (не)шевелились, (со)брала, (под)куст,(по)ложила, (в)газету, (в)лесу.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: д….роги, …бедать, с…л…вей, в л…су.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида. (82 слова)

(По В. Сухомлинскому)

Вопросы и задания к тексту:

Что девочки делали в лесу?

Что заставило их заслушаться?

Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.

Кто из девочек вам больше понравился? Почему?

К словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением.

Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?

В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Примерный план.

После соловьиной песни.

Словарно-орфографическая работа.

Укажите знакомые орфограммы в словах :

Д_р_га, по_дедать, хле_, с_л_вей, зав_рнула, ск_рлу_ки, кро_ки, спр_сила.

Разбери слова по составу:

Запомните, как они пишутся.

Запиши раскрывая скобки:

(не)шевелились_____________________, (не)видит _________________________

К слову прекрасная подбери близкие по значению сова.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 111 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.12.2019 2856
  • DOCX 13.5 кбайт
  • 55 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Горбунова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Пробуждать у детей светлые, добрые чувства и заботливые отношения к живой природе.

Обогащать лексику родственными словами, признаками и действиями (к слову лес).

Закреплять употребление предлога В (в диалогической речи).

Коллективно составлять план рассказа.

Пересказывать рассказ по плану и сюжетным картинкам.

«Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Сюжетные картинки к рассказу.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Загадывание детьми загадок о лесе.

Беседа о лесе (предполагает полные мотивированные ответы детей с использованием в речи предлога В).

Кто из вас был на прогулке в лесу?

Понравилось ли вам в лесу?

Почему вам понравилось в лесу?

Зачем вы ходили в лес?

С кем вы ходили в лес?

Чем отличается лес от сада? От парка?

Какие деревья вы видели в лесу?

Как дышится в лесу?

Кто живёт в лесу?

Каких лесных животных и птиц вы знаете?

Кого из них вы увидели в лесу?

Зачем людям лес?

Что даёт лес человеку? Животным и птицам?

Планируемые ответы: Людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от зноя, даёт тень и прохладу, сохраняет влагу, даёт грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам даёт жилище и корм.

Что может случиться, если вдруг погибнет лес?

Планируемый ответ: Погибнет всё живое от удушья, от зноя и жажды, от голода и холода.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.

- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Постановка детьми вопросов по содержанию рассказа.

Коллективное деление рассказа на части по смыслу и составление плана после повторного чтения.

Девочки Оля и Лида идут в лес.

Пение соловья.

Поступок хороший и плохой.

Пересказ рассказа с опорой на составленный план и сюжетные картинки.

Упражнение в образовании родственных слов к слову лес.

Назовите лес ласково. – Лесок, лесочек.

Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.

Кто выращивает лес? – Лесовод.

Как называются ягоды, растущие в лесу? – Лесные.

Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? – Подлесок.

Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? – Перелесок.

8. Подбор действий к лесу (что делает).

Шумит очищает воздух

Роняет листву горит

9. Подбор признаков к лесу (какой).

Большой зимний берёзовый

Огромный осенний дубовый

Густой хвойный сосновый

Дремучий лиственный необходимый

Красивый смешанный зелёный

10. Итог занятия.

Лес – наше богатство, наша жизнь и здоровье.

Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, от болезней, от пожаров.

Лес надо выращивать, ухаживать за ним.

Цель урока - формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования.

УУД:

Личностные: устанавливать связь между воспринимаемым на слух художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе пересказа.

Регулятивные: понимать смысл поставленной задачи.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осмысливать ошибки и устранять их.

Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелились, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида. (По В. Сухомлинскому)

Организационный момент ( Постановка учебной задачи).

-Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Как изложение можно назвать иначе? (Пересказ.)

-Как вы думаете, от какого слова произошло слово изложение? (От слова изложить)

-Что значит изложить? (Рассказать.)

-Приходилось ли вам в жизни пересказывать, описывать что- либо? В каких ситуациях? Расскажите. Сегодня мы будем писать изложение так, чтобы человек, не читавший текст, хорошо себе представил описанную в нем историю.

На доске представлен алгоритм работы над изложением.

-Посмотрите на доску, на ней представлен алгоритм работы над изложением.

Алгоритм работы над изложением для учащихся

1. Внимательно слушай название текста и сам текст. Можешь записать ключевые слова, яркие образы.

2. Составь план текста.

3. Передай основную мысль каждого пункта плана. Должен получиться маленький текст.

5. В результате получится черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать.

6. Аккуратно, без ошибок перепиши изложение и еще раз проверь.

Первичное восприят ие те кста.

- Для начала послушайте внимательно текст, который я сейчас прочи­таю. Ваша задача — слушать так, чтобы потом восстановить все описанные в нем события и написать хорошее изложение.

(Учитель читает, учащиеся воспринимают на слух. Книги за­крыты.)

Общая беседа по содержанию.

- О чем говорится в этом тексте? (Нужно бережно относиться к природе, заботиться о ней. Быть честным перед самим собой).

- Какова тема текста? (Честность и бережное отношение к окружающему миру).

- К какому типу текста отнесете данный рассказ? Докажите. (Повествование. Этот вид текста передает события, сменяющие друг друга действия).

- Что девочки делали в лесу? (Обедали)

Что заставило их заслушаться? (Пение соловушки).

- Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда. (Лида завернула остатки еды и взяла с собой, а Оля бросила свои остатки под куст).

- В чём проявилась нечестность Оли? (Нечестность проявляется в том, что она делает хорошее только тогда, когда видят другие).

-Дадим тексту название, но такое, чтобы оно точно передава­ло то, о чем говорится в тексте, т.е. тему. (Варианты детей)

-Запишем заголовок на доске. (На доске запись заголовка: Перед соловушкой стыдно )

Анализ композиционной структуры и содержания.

-Послушайте текст еще раз и решите, сколько в нем частей.

Учитель читает текст, учащиеся слушают при закрытых книгах.

-Итак, сколько частей в тексте? (4 части)

- Написать изложение текста поможет план. Сегодня план составим в виде вопросов.

- Почему предложила составить план в виде вопросов?

(Вопросы помогают полнее передать информацию)

- Прочитайте первую часть.

-На какой вопрос отвечает первая часть текста? (Аналогично разбирается каждая часть текста. В конце обсуждения на доске появляется план.)

План.

1. Что после долгой дороги девочки делали в лесу?

2. Кого заслушались девочки?

3. Как девочки поступили с остатками еды?

4. Почему Лида не оставила мусор в лесу?

Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста.

-Откройте книги. Давайте прочитаем текст и обсудим его в деталях. Как вы думаете, поможет ли подробное обсуждение тек­ста лучше написать изложение? Почему? (Да, конечно, поможет. Мы обратим внимание на отдельные слова, их значение и напи­сание.)

-Прочитайте первую часть.

Анализ первой части

-Куда пошли Оля и Лида? (В лес)

-Что сделали Оля и Лида после долгой дороги? (Сели пообедать)

-Что вынули девочки из сумок? ( Яйца, огурцы, хлеб с маслом)

- О чем говорится в первой части? (Как Оля и Лида после долгой дороги обедали в лесу).

- Определите тему этой части? (Обед в лесу).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (Оля, Лида, яйца, огурцы, пообедать).

- Прочитайте следующую часть.

Анализ второй части

-Что произошло когда закончился обед? (Запел соловей)

- Где запел соловей? (В ветвях берёзки)

-Как девочки слушали песню? (Не шевелясь)

-Какой была песня? (Прекрасной)

- О чем говорится во второй части? (Как подружки не шевелились и слушали прекрасную песню)

- Определите тему этой части? (Чудесная песня).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (закончился обед, не шевелились, слушали)

-Прочитайте третью часть.

Анализ третьей части

-Что сделал соловей? ( Закончил петь)

-Что собрала Оля? (Остатки своей еды)

-Что Оля сделала с остатками еды? (Бросила их под куст)

-Что сделала Лида с яичными скорлупками? (Завернула в бумагу и положила в сумку)

- О чем говорится в третьей части? (Как каждая девочка поступила со своими остатками еды).

- Определите тему этой части? (Поступок Оли).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (закончил петь, собрала, бросила).

-Теперь прочитаем четвертую часть.

Анализ четвертой части

-О чем спросила Оля у Лиды? (Зачем она понесёт мусор)

- Почему Оля считает, что можно оставлять мусор в лесу? (Потому что его никто не увидит)

-Что ответила Оле Лида? (Что ей стыдно)

-Перед кем стыдно Лиде? (Перед соловушкой)

- О чем говорится в четвертой части? (О том, как каждая девочка относится к природе).

- Определите тему этой части? (Поведение Лиды).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (спросила, понесет, не видит, стыдно).

Перечитывание текста с заданием орфограф ическо го характера.

-Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на написа­ние трудных для вас слов, на постановку знаков препинания. Назовите слова, на правописание которых вы хотите обратить внимание. (Дорога, соловей, шевелились, скорлупки)

-Запишем их на доске.

Запись текста.

-Закройте книги. Откройте тетради. Запишите число и название текста. Напишите изложение. Пользуйтесь планом и списком трудных слов. В случае затруднений можно писать с пропуском орфограмм, пользоваться орфографическим словарем, задавать вопрос учителю.

Читайте также: