Малые жанры фольклора 2 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

1 Урок литературного чтения 2 класс Малые жанры фольклора. Скопец И. Н.

2 Фольклор – это устное народное творчество

3 Фольклор песни пословицы сказки заклички загадки небылицы потешки былины считалки поговорки прибаутки скороговорки

5 Потешка От слова потешать– развлекать. Потягунушки, потягунушки! Поперёк толстунушки, А в ручках хватунушки, А в ножках ходунушки, А в роток заговорок, А в головку разумок.

6 Считалка Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры. В кузовочке лежали грибочки. Кому – гриб, Кому – два, Кому – три - Выходи!

7 Загадка …это произведение фольклора. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чём идёт речь. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

8 Пословицы произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл. Умный не тот, кто много говорит, а тот кто много знает. А какие пословицы знаете вы?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения 2 класс

Урок литературного чтения

Речевая разминка Читай считалку ясно, чётко В кузовочке лежали грибочки. К.

Речевая разминка
Читай считалку ясно, чётко
В кузовочке лежали грибочки.
Кому – гриб,
Кому – два,
Кому – три –
Выходи!
Скажи быстро

Сух сук нёс барсук.


народное

Фольклор – это Фольклор – это устное народное творчество

Фольклор – это
Фольклор – это
устное народное
творчество

Фольклор песни пословицы сказки.

Фольклор
песни пословицы
сказки заклички
загадки небылицы
потешки былины
считалки
поговорки
прибаутки
скороговорки

Шутка То, что говорится или делается не всерьёз, ради развлечения, веселья;.

Шутка
То, что говорится или делается не всерьёз, ради развлечения, веселья; слова, не заслуживающие доверия.

Работа по учебнику стр. 30

Работа по учебнику стр. 30

Считалка Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределени.

Считалка
Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры.

Работа по учебнику стр. 31

Работа по учебнику стр. 31

Потешка От слова потешать– развлекать. Потягунушки, потягунушки! Поперёк.

Потешка
От слова потешать– развлекать.

Потягунушки, потягунушки!
Поперёк толстунушки,
А в ручках хватунушки,
А в ножках ходунушки,
А в роток заговорок,
А в головку разумок.

Работа по учебнику стр. 31-32

Работа по учебнику
стр. 31-32

Пословицы Произведение устного народного творчества, которое имеет поучитель.

Пословицы
Произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл.

Умный не тот, кто много говорит, а тот кто много знает.

А какие пословицы знаете вы?

Работа по учебнику стр. 33

Работа по учебнику
стр. 33

ПОСЛОВИЦЫ Терпенье и труд а не ученье-тьма. Ученье-свет, там и.

ПОСЛОВИЦЫ
Терпенье и труд а не ученье-тьма.
Ученье-свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.

Терпенье и труд всё перетрут. Терпенье и труд всё перетрут. Ученье-свет.

Терпенье и трудвсё перетрут.
Терпенье и трудвсё перетрут.

Ученье-свет,а не ученье-тьма.

Не спеши языком, торопись делом.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Работа в тетради стр. 11

Работа в тетради
стр. 11


Домашнее задание Тетрадь стр. 11 № 3

Домашнее задание
Тетрадь стр. 11 № 3

Рефлексия Что вы узнали на сегодняшнем уроке? За что вы похвалили бы себя?

Рефлексия
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
За что вы похвалили бы себя?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 581 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.12.2016 5889
  • PPTX 4 мбайт
  • 418 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Скопич Наталия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1.Образовательные – расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка; обогатить словарный запас детей; работать над выразительностью речи;

2. Воспитательные – воспитывать и поддерживать интерес к чтению, взаимопомощи и взаимопонимания при совместной работе.

3.Развивающие - развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.

Оформление: слайдовая презентация

ВложениеРазмер
prezentatsiya_urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.ppt 2.75 МБ
4_konspekt_chtenie_2_klass.docx 30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В старину быт русского народа был иным. Информацию люди получали через русское народное творчество. Ведь не было ни компьютеров ни книг, ни телевидения, ни радио. Но для того, что бы коротать долгие зимние вечера, наши предки рассказывали сказки, потешки, пели песни собственного сочинения.

Серебряные иголки, на землю падают, природу радуют. "

Потягушки, потягушечки, Наши ножки топотушечки. Наши ручки хватунюшечки, Потягушки, потягушечки.

Зима зимушка зима, Уходи ты со двора. К нам весна придет, Много солнца принесёт! Солнце ярче пригревай, Лето ты не отпускай! Тучка солнышко открой, Будет урожай горой!

Тани, Вани, трикадоры, Сахар,махар,помидоры, Аз, бас, трибабас И выходит кислый квас.

Песни и частушки.

Сейчас вы все ученики Но помните наверно. Когда вы были малыши, вам пели …

Спи дитя любимое, баюшки баю. Песню колыбельную, я тебе спою. Пусть она запомнится добрым наставлением, предостережением на всю жизнь твою.

Ответы учащихся. 1 группа 2 группа Все мы любим веселушки, Под названием частушки. Их поёт и стар и мал, Не смотря на свой вокал. 3 группа Водичка, водичка, Умой моё личико. Чтобы глазоньки блестели, И мы никогда не болели!

Прозвенел звонок весёлый, Подошёл урок к концу. Повторили всё, что знали Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:

1.Образовательные – расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка; обогатить словарный запас детей; работать над выразительностью речи;

2. Воспитательные – воспитывать и поддерживать интерес к чтению, взаимопомощи и взаимопонимания при совместной работе.

3.Развивающие - развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.

Оформление : слайдовая презентация

Используемые педагогические технологии : технология обучения в сотрудничестве
( работа в группах),здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ.минутки), проблемное обучение (частично-поисковая)

2. Постановка темы и цели урока.

4. Актуализация знаний.

5. Творческое задание.

Настрой на работу.

На уроке, на уроке, на уроке чтения,

Мы работаем всегда все без исключения.

Научились мы читать, учить стихотворения,

Сочиняем мы стихи, все без затруднения!

Сегодня ,ребята, у нас итоговый урок по теме, которую мы определим вместе с вами.

Каждый из вас хотя бы один раз был на представлении, будь это цирк или театр.

Перед представлением зритель знакомится с афишей. Кто помнит, что изображено на афише?

Перед вами афиша, изучив её, вы сможете назвать тему нашего урока. (Слайд №2)

Где живут сказочные герои?

Когда взрослые поют песенки детям?

Как называются эти песенки?

Любят дети играть в разные игры?

Все, что вы сейчас назвали можно назвать малыми жанрами устного народного творчества.

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с малыми жанрами устного народного творчества, сегодня мы вспомним эти жанры. (слайды №3, №4)

Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались.

Что означают эти слова?

Всегда ли были книги?

Как же люди общались и передавали свои знания?

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка дружок.

Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность. Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского означает народная мудрость, народное знание. Всё, что знали люди, передавалось устно от старших младшим. Другими словами всё передавалось из уст в уста.

Так что мы называем устным народным творчеством?

Подумайте и скажите, о каком жанре идёт речь?

Нелегко сказать быстро, язык заплетается.

Этот жанр особенный, он появился очень давно. Маленький ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки. Скороговорки развивают органы речи. Когда мы используем скороговорки?

Скажем мы скороговорки громко, громко, громко, громко! Кто быстрей и правильней.

Какие вы ещё знаете скороговорки?

Древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе. (Слайд№8)

В древности считалось, что человек, который умел отгадывать загадки, обладал умом, знаниями и сообразительностью.

Загадок существует огромное количество, но сегодня я предлагаю вам загадать загадки собственного сочинения. А сейчас красиво сели, на меня все посмотрели, дружно слушаем загадки, громко говорим отгадки!

О чём наши загадки?

Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но всё что нужно делали – под разные песенки, шуточки-прибауточки.,

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирование.

2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).

2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя).

Развитие навыков:

1.2 Пересказывание произведения.

2.4 Определение жанра литературного произведения.

3.2 Создание творческих работ разных жанров.

Предполаг аемый результат:

Все учащиеся смогут:

Узнать о структурных частях сказки.

Большинство учащихся смогут:

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Пересказывать подробно содержание сказки.

Понимать и определять жанровые особенности произведения устного народного творчества – сказки.

Определять характер главных героев.

Написать творческую работу жанра - сказки по образцу.

Некоторые учащиеся смогут:

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Фольклор, традиции, малые жанры устного народного творчества, сказка.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.

Вопросы для обсуждения:

Почему сказки – народная мудрость?

Чему учат сказки? Что высмеивают? Что осуждают?

Материал прошедши

Тема произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и содержания. Составление простых вопросов по содержанию аудио/видеоматериалов и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре. Составление постера. Понятие о малых жанрах устного народного творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки.

Временное планирова ние

Планируемые мероприятия

Создание положительного эмоционального настроя. Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Поприветствуйте друзей

И садитесь поскорей!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

- А что же такое фольклор? Назовите слова-ассоциации к этому слову.

- Что является главной особенностью фольклора?

(Г) Работа в группах.

- Проверим (карточки выставляются на доске):

- На какие группы делятся жанры? (большие фольклорные жанры и малые фольклорные жанры).

- Перечислите, что относится к большим фольклорным жанрам? А к малым?

(П) Работа в парах.

- А теперь давайте посмотрим, научились ли мы самостоятельно определять жанры фольклора. Это задание мы будем выполнять в парах. Вы читаете произведение устного народного творчества и определяете его жанр (загадка, сказка, потешка, и т.д.)

Карточка 1.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна! (Cчиталочка) Карточка 2.

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятался в уголок

И съел сам – гам, гам, гам! (Потешка) Карточка 3.

Солнышко-ведрышко! Прогляни, просвети!

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую. (Закличка) Карточка 4.

Люлю, люлю, баиньки! В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Ване спать велят. (Колыбельная песня) Карточка 5.

Три сороки тараторки тараторили на горке. (Скороговорка) Карточка 6.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Пословица).

- Проверка: Дети читают свои тексты. Ребята определяют жанр прочитанного произведения, аргументируя свои мысли словами из текстов.

- Что объединяет все эти произведения? Есть ли автор у каждого из них? (Это произведения устного народного творчества.)

- К каким жанрам мы относим эти произведения? (Они относятся к малым жанрам фольклора.)

- Почему? (Они маленькие, коротенькие.)

(И) Проверка домашнего задания.

- Может, кто-нибудь из вас смог сам дома сочинить потешку. Давайте послушаем этих детей.

(К, И) - А теперь отгадайте мои загадки:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

Острые ушки, на лапах подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

Кто кричит во дворе, Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его . ! (петух)

- Могут ли эти звери встретиться вместе в природе?

- В жизни лиса, петух и кот практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

- Как называется тот жанр? (Сказка).

Целеполагание.

Цель нашего урока – научиться:

пересказывать подробно содержание произведения;

понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки;

Читайте также: