Малька провинилась конспект урока 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Идея произведения – главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

Композиция произведения – построение произведения (завязка, кульминация, развязка).

Противопоставление – художественный приём, основанный на контрасте слов, образов, персонажей, композиций.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Ключевые слова

Рассказ, главная мысль произведения, противопоставление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.51-58

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях произведений В.И.Белова;

Научимся определять жанр, тему и главную мысль произведения; извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; анализировать внутреннюю жизнь главных героев;

Сможем научиться анализировать объекты с целью выявления существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи.

Основное содержание урока

  1. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Формулируются цели урока.

Кто является героями произведения? Правильно, Малька, Лидия и сам автор.

Рассказчик говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но она была настоящей матерью. С первой минуты знакомства с автором, она показала себя очень смелой, встав на защиту своих малышей, хотя он просто хотел взглянуть на щенков.

Лидия ругала Мальку, но на самом деле хозяйка любила свою собачку, об этом говорит решение оставить кутят у себя.

Лидия раздала щенят: одного кутёнка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Малька очень тосковала по своим детям. Автор встретил ее однажды на тропе и был крайне изумлён: несмотря на препятствия, собачка каждый день в одно и то же время бегала в заречную деревню кормить своё дитятко. Первым препятствием была хозяйка, которая запирала в доме, не пускала к щенку и ругала её. Вторым препятствием - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, ни на что не оглядываясь, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно.

Определите жанр произведения. (тестовый вопрос)

Мы прочитали рассказ, вспомните признаки рассказа.

В этом произведении присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

Рассказ учит нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах. У маленькой кривоногой собачки мы учимся преданности, верности, смелости, упорству.

Что можно сказать о человеке, рассказавшем нам эту историю? Конечно, он добрый, наблюдательный, любит животных, говорит о собаке, как о человеке, уважает справедливость, неравнодушный ко всему живому.

В.И.Белов – мастер слова. Он заставляет своего читателя влиться в атмосферу рассказа.

В начале рассказа автор рисует картину наступающей весны. Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку: видев разлив реки, понимая, лавы больше нет, он в первую очередь подумал о маленькой собачке: как же она теперь будет перебираться на другой берег?

Подойдя к реке, Малька не испугалась и, ступив в ледяную воду, поплыла. Материнское чувство любви к сыну заставило её броситься в бурлящую реку.

В.И.Белов пишет: река быстрая, с сильным течением, собачка маленькая, беспомощная плыла наперерез струям, боролась с волнами, но ее несло все быстрее и быстрее. Такой прием называется противопоставлением. Автор использует его, чтобы показать беспомощность Мальки и силу разбушевавшейся реки. Таким образом он создает напряженность описываемого момента. В душе читателя возникают волнение, страх за жизнь собачки.

Федя вытащил Мальку из ледяной воды, и читателю становится спокойно и радостно.

Главная мысль рассказа - это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она все равно идет кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг.

Тема произведения – рассказ о животных.

Проблемы, поднимаемые автором – любовь матери к своему ребенку, верность, доброта и неравнодушие человека.

Вы, конечно, заметили, что в своих рассказах В.И.Белов наделяет животных качествами человека. Он предлагает нам поучиться у Мальки преданности, верности, упорству, смелости.

Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя. Ещё раз поняли, что всегда нужно поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим. На примере этой маленькой бесстрашной собачки, писатель показывает любовь матери к своему ребёнку. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. И мы всегда должны помнить об этом.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Дайте характеристику Мальке. Какими из этих качеств обладает собачка, впечатайте с клавиатуры в отведенное место

  1. храбрая
  2. умная
  3. злая
  4. добрая
  5. заботливая
  6. ласковая
  7. кусачая
  8. верная

Разбор типового контрольного задания

Работа с пословицами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 3-м классе

"Тема материнской верности в произведении

Предмет : литературное чтение, 3 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-тематическому планированию:

Форма урока : урок открытия нового знания.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;

развивать познавательные интересы.

воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

развитие готовности к сотрудничеству;

интерес к общему делу;

определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

умение прогнозировать текст;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

слушание и понимание речи других;

умение работать в паре, умение договориться.

ориентирование в учебнике;

анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;

определение основной и второстепенной информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

установление причинно-следственных связей;

постановка и решение проблемы.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Мотивация к деятельности.

Проснулась я сегодня рано,

За окном лежит снежок.

Поспешила к вам скорее

Провести у вас урок!

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежит индивидуальный листок, в котором вы будете работать: заполнять кластер – снеговичок, пользоваться словарём чувств, составлять синквейн, давать оценку своей работе.

Самоопределение к деятельности.

- Что означает слово любовь?

- Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

- С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

- Кто такой Листопадничек?

- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой DVD – фильм. Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О животных, о любви матери к своему ребёнку).

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

- Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока . В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

- Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

- Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

* Узнать о жизни … … (В.И.Белова).

* Учиться . … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).

Изучение новой темы.

Знакомство с писателем (презентация).

- Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым.

В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

- Как вы думаете, кто такая Малька?

- Почему ей дали такую кличку?

- В чём она могла провиниться?

- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

Работа над текстом.

Чтение учителем рассказа.

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

- За что ругала хозяйка Мальку?

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

- Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…

- Что же увидел он?

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

Спросил у Лидии:

- Куда это Малька каждый день бегает?

- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

- Понравился ли рассказ?

- Кто нам рассказывает этот текст?

- Как вы догадались?

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

Музыкальная физкультминутка.

Вторичное чтение текста детьми.

- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст.

- При чтении вам встретятся сложные и незнакомые слова.

В вашем листочке написаны по слогам сложные слова.

- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - жулик.

Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.

- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

- Как Малька отнеслась к потере щенка?

- Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

Физкультминутка.

Анализ произведения. Выборочное чтение . Заполнение кластера.

- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).

Признаки рассказа

Повествование о реальных событиях.

Немного действующих лиц.

Описание одного эпизода.

- Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).

- Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в кластер – снеговичок.

- Назовите главного героя рассказа. (Малька)

В кластере пишем МАЛЬКА.

- Кто такая Малька? (Собака).

В кластере пишем СОБАКА.

- Какая Малька? Опишите её.

В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.

- За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.

- Как хозяйка поступила со щенками?

- Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился?

- Куда и зачем каждый день бегала Малька?

В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.

- Как поступала с ней хозяйка?

- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

- Как нужно читать эти строки, с каким чувством? (С восхищением).

В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША.

- Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в кластере ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.

4. Рефлексия.

Составление синквейна о Мальке.

(Дети читают получившиеся синквейны).

- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут научиться у Мальки?

Подведение итогов урока. Оценивание работы.

- Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

- Какой рассказ прочитали? О ком он?

- Что вы знали до урока по нашей теме?

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

развитие готовности к сотрудничеству;

интерес к общему делу;

определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

умение прогнозировать текст;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

слушание и понимание речи других;

умение работать в паре, умение договориться.

ориентирование в учебнике;

анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;

определение основной и второстепенной информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

установление причинно-следственных связей;

постановка и решение проблемы.

Организационный момент . (Слайд 1)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Актуализация опорных знаний .

Речевая разминка. (Слайд 2)

- Что означает слово любовь? ( Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. . Чаще всего любовь характеризуется как чувство сильного влечения и эмоциональной привязанности.)

- Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная: (Слайд 4)

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

Проверка домашнего задания.

- С каким произведением из этого раздела вы познакомились? (И. Соколов- Микитов “Листопадничек”). (Слайд 5)

И. Соколов – Микитов “Листопадничек”

1.В какое время года родились зайчата:

а) весной б) осенью в) зимой г) летом

2. Сколько зайчат родилось у зайчихи:

а) 6 б) 3 в) 4 г) 5

а) рыбаки в) охотники

б) лесники г) браконьеры

4. О чем мечтал зайчонок:

а) подружиться с журавлятами

5. За кем и куда побежал маленький зайчонок:

а) за журавлями в теплые страны

б) за зайчихой в норку

6. Кого встретил Листопадничек около глухой лесной речки:

а) зайчат б) бобров в) журавлей

а) глубокая норка в) теплое дупло

б) небольшой домик

8. Корм для бобрят – это:

а) мягкие ивовые ветки в) мягкие березовые ветки

б) сладкая репка г) осиновая кора

9. Что попросил зайчонок у бобров покушать:

а) морковку в) репку

б) капусту г) картошку

10. Какого зверя встретил в кладовой Листопадничек:

а) лисицу б) выдру в) бобра

11. Какая беда случилась ранней весной:

а) пожар б) наводнение в) землетрясение

- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

Мотивация учебной деятельности .

Работа со стихотворением.

- Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о какой любви идёт речь.

Нам живётся легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, наши мамы

Согревают наш милый дом.

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

- О какой любви идёт речь в этом стихотворение? (о любви матери к своему ребёнку)

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

Ассоциативный куст.

- Давайте все вместе назовём качества материнского сердца (дети называют, учитель вывешивает слова на доску)

Любовь, доброта, тревога, уважение, забота, ласка, нежность, внимание, сочувствие. (Слайд 7)

- Каждая мама хочет видеть своего ребёнка добрым, внимательным, заботливым, чутких, счастливым.

- Как вы считаете, способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять.

- Что мы будем делать на уроке? (мы будем читать новое произведение, при этом мы будем думать, размышлять над смыслом произведения).

- Чтобы определить тему урока и название произведения вам нужно прочитать, что зашифровано на доске, и объяснить, как вы прочитали.

- Верно, найдите в учебнике автора нового произведения, которое мы начнем изучать. (Василий Иванович Белов)

- Назовите тему урока полностью.

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

* расширить знания о …; о жизни и творчестве Василия Белова;

Восприятие и осознание нового материала.

Рассказ о жизни и творчестве В.И. Белова (Слайд 12- 13)

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в ВОВ. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства ему запомнились постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. Российский писатель Василий Белов скончался в 2012 году на 81-м году жизни.

- Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

- Чем писатель любил заниматься в детстве?

2. Подготовка к чтению

- Как вы думайте, кто такая Малька? (Собака).

- Почему ей дали такую кличку? (Она была маленькая).

- В чём она провинилась?

3. Работа с толковым словарем.

Словарная работа (Слайд 14)

- Перед тем, как мы начнём читать, давайте разберём некоторые устаревшие слова.

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - жулик.

Физкультминутка. (Слайд 15)

4.Чтение рассказа хорошо читающими учащимися. (Слайд 16)

Проверка первичного восприятия

- Ребята, так кто такая Малька?

- В чем она провинилась?

- Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька?

- Ребята, как Лидия обозвала щенят?

- Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками? (Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить. С ними будет много хлопот.)

- Кому хозяйка отдала щенков?

- Ребята, как вы относитесь к поступку Лидии?

2. Чтение хором.

Выборочное чтение .

- Перечитайте эпизод, где рассказывается, что произошло в доме Лидии.

- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

- Какими словами она называла Мальку?

- Почему Малька чуть не вцепилась в нос автору, когда он хотел посмотреть на щенят?

- Как это характеризует Мальку?

- Перечитайте эпизод, где описывается, как Лидия поступила со щенятами.

– Как вы относитесь к поступку Лидии? Почему она так поступила?

- Опишите встречу автора с Малькой на тропе.

- Зачем Малька бегала в соседнюю деревню?

- Почему Лидия ругала её за это, запирала в избе?

- Зачитайте отрывок, где автор выражает своё отношение к Мальке?

– В каких словах автора дается оценка поступка Мальки?

- Какими бы ещё словами вы охарактеризовали Мальку?

Физкультминутка.

Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

Гимнастика для глаз.

Все легли глаза закрыли, мысли разные ушли,

Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,

Напряженье улетело и расслабилось всё тело:

Хорошо нам отдыхать, но пора б уже вставать.

Все проснулись, встрепенулись и друг другу улыбнулись.

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с пословицами. (Слайд 17)

- Вам необходимо собрать рассыпанные пословицы.

Всякой матери своё дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

При солнышке тепло, при матери добро. (Слайд 18)

- Что общего у всех пословиц?

- Какие пословицы подойдут к рассказу? Почему?

Тест по рассказу “ Малька провинилась”

1. Куда пошёл писатель?

а) за хлебом б) за квасом в) за молоком

2. Что он услышал?

а) как хозяйка ругала собак

б) как хозяйка ругала своих детей

в) как ссорились хозяин и хозяйка

3.В чём провинилась Малька?

а) украла кусок мяса б) принесла двух щенят в) плохо стерегла дом

4. Кто забрал себе первого щенка?

а) комбайнёр б) тракторист в) учитель

г) милиционер д) автор

5. Куда хозяйка отнесла второго щенка?

а) в соседнюю деревню б)в город в) в избушку лесника

6. На кого обменяла хозяйка второго щенка?

а) на цыплёнка б) на щегла в) на кота

7. Как люди ходили из одной деревни в другую?

а) через лес б) через болото в) через речку

8.Куда бегала каждый день Малька?

а)в лес б) в поле в) в соседнюю деревню

а) охотиться б) кормить своего щенка

в)искать полезные травы г)искать своих щенят

10. Какие чувства автор испытывает по отношению к Мальке

а) Раздражение б) восхищение в) гнев г) уважение

Рефлексия (Слайд 19)

- Кто доволен своей работой на уроке, у кого на всё получалось – прикрепить яблоки.

- Если вы считаете, что вы хорошо работали, но не всё получилось – цветы.

- Кто не доволен своей работой, у кого плохо получалось – листики.

Домашнее задание. (Слайд 20)

Итог урока. Оценивание.

- Назовите имя автора, с которым познакомились сегодня на уроке.

- Какой рассказ прочитали?

- Какова главная мысль этого рассказа?

- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока: Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут научиться у Мальки?

Вот и кончился урок. (Слайд 21)
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Каким должен быть урок “Литературного чтения”, чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития?

На уроке литературы дети под руководством учителя читают произведения с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети: думали над прочитанным, оценивали поступки героев, осмысливали их проблемы, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра.

Уроки литературного чтения я стараюсь строить так, чтобы дети учились полноценно воспринимать художественный текст, отзывались душой на переживания героев и соотносили их со своей жизнью и своими переживаниями.

Предлагаю вниманию читателей журнала урок литературного чтения в 3-м классе. Тема: В.Белов “Малька провинилась”.

Триединая дидактическая цель:

- формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

- отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;

- формирование навыка осознанного, выразительного чтения;

- формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.

- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им

- воспитание чуткого отношения к живой природе;

- обогащение нравственного опыта младших школьников;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- воспитывать гуманное отношение к животным.

- развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;

- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;

- развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.

Оборудование. Учебник “Литературное чтение. 3 класс.Ч.1” (Э.Э.Кац); иллюстрации к рассказам “Малька провинилась”, “Верный и Малька”; портрет В.Белова; рабочий лист к уроку (Приложение № 1, приложение № 2); сердечки для проведения рефлексии; словарь русского языка (Ожегов С.И.)

1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель (У). Урок литературного чтения. Проверим, насколько вы были внимательны вчера на уроке.

Выполним 1-е задание. Прочитайте его. Учащиеся работают на листах. Приложение № 1.


По иллюстрации на доске вспомни название произведения и его автора. Определи первую часть темы урока, учитывая, что сегодня ты познакомишься с новым произведением этого же автора.

Дети (Д). На доске я вижу иллюстрацию к рассказу Василия Белова “Верный и Малька”, значит, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Василия Белова.

У. Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.


У. Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.

“М про А ви Л ни Ь ла К сь А”

У. Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Назовите тему урока полностью.

Д. Тема урока “ Василий Белов и его произведение “Малька провинилась”.

У. Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

* расширить знания о Ж и Т … …;

* познакомиться с произведением … … “… …”;

* учиться . … “… …”.

У. Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова. Познакомиться с произведением Василия Белова “ Малька провинилась”. Учиться анализировать произведение “Малька провинилась”.

2. Подготовительная работа.

Учитель открывает на доске портрет писателя.

У: Начнем работу над первой частью цели урока.

Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?

Д. Мы знаем, что Василий Белов умудрился выжить во время без отца. Его отец погиб на фронте в 1943 году, когда Васе было 10 лет. Еще мальчишкой он начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.

Информация об авторе.

У. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2-м классе. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.

У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".

У. Дополним мой рассказ о Василии Белове, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора”.

Задание № 3. В гостях у автора


Ещё до школы меня научил читать старший брат Юрий. Моё “книжное голодание”, начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я собирал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали.

У. Что нового узнали о В.И.Белове из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора”?

Д. Мы узнали, что В.Белов очень любил читать книги. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил от корки до корки. Он даже искал книги в заброшенных домах.

У. Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

У. В произведении встретится новое слово, значение которого нужно уточнить.

Выполним задание № 4.

Рассмотри запись. Прочитай слово. Объясни его значение.


У. Какое слово вы прочитали? (Учитель открывает на доске слово кутёнок)

Как вы понимаете его значение?

Значение слова из словаря Ожегова нам прочитает . (Кутенок - щенок собаки)

У. Учитывая название произведения, слово из него и иллюстрацию к нему в задании №5 , предположите, о чем в нем пойдет речь? (Учитель открывает на доске рисунок № 2)


2-3 ученика высказывают свои предположения.

3. Первичное восприятие.

У. Проверим наши предположения. Послушайте произведение Василия Белова “Малька провинилась”. (Учитель читает рассказ. Учебники у учащихся закрыты)

4. Проверка первичного восприятия.

У. С каким произведением В.Белова мы познакомились?

О чем это произведение?

Подтвердились ли ваши предположения?

Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Секреты литературы” на странице 2.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, используя “Словарь чувств”.

Д. Я испытал чувства тревоги и сопереживания. Я боялся, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживал за Мальку и её беспомощных щенков!

Читайте также: