Магическая единственность музыкального произведения 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую.

Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка.

Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.

П. Чайковский

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно - мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела. Возьмите любую простую вещь - два разных человека сделают её совершенно по-разному! Тем более это относится к вещам сложным, заключающим в себе не только мастерство, но и душевную энергию - ведь в их создании участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки, образование и многое-многое другое. Поэтому мы не удивляемся тому, что два композитора, живущие в одно время и в одной стране, порой так непохожи друг на друга, как непохожи два разных произведения даже одного композитора или две разные скрипки одного мастера.

Почему необходимо обращение к традиции?

Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море; мастерству предшествует ученичество, зрелости - юность. Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм - из ритмических, новый тембр - из тембровых. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость?

Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти - да.

И жизнь композитора, и названия его произведений, - всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других - мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других - в многокрасочное тембровое царство. Это естественно: ведь в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и замедления темпа, образующие область музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.

Вопросы и задания:

Презентация

Музыка- это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода.

Откуда же появилась музыка?

Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка.

Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах.

Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная.

Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую.

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются: мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности

Мелодия

Гармония

Тембр

О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание.

Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки

Концерты; Симфонии; Сонаты; Этюды; Инструментальные пьесы…

Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанринструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен


В 5,6 классах на уроках музыки вы познакомились с наиболее
значительными музыкальными жанрами (жанры песни, романса, хоровой
музыки, оперы, балета; музыкально­изобразительные жанры) и средствами
музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония,
фактура, тембр, динамика).
В этом году нам предстоит познакомиться с музыкальным содержанием и
формой.


Всякое подлинное произведение искусства убедительно. Оно убедительно
независимо от того, воплощает ли прекрасные идеи и образы или намеренно
заостряет темные, неприглядные стороны жизни.
Оно одинаково убедительно тогда, когда окрыляет нас или, наоборот,
заставляет содрогаться от переживаемого ужаса. (Пр. искусство кино)
Значит, подлинность произведения искусства зависит не просто от выбора
темы, но еще от чего­то, что присутствует не в каждом сочинении. Что же это
такое? Что делает произведение бессмертным? Почему иные произведения
умирают, едва появившись на свет, а иные – живут веками?
Наша задача найти эту скрытую суть произведения.

Много веков назад древнегреческий ученый Аристотель подчеркнул
разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Он
угадал и подчеркнул, что смысл искусства в поиске и воплощении скрытой
сущности вещей.

«Вы говорите, что тут нужны слова.

О нет! Тут именно слов-то и не нужно, и там, где они бессильны,

Стремление воплотить особенности природы способно постоянно вызывать к жизни значительные произведения искусства. Ведь природа так разнообразна, так богата чудесами, что этих чудес хватило бы не на одно поколение музыкантов, поэтов и художников.

Такие образы были связаны у Чайковского с восприятием особой поэзии, души каждого месяца года.

Музыка может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, она погружает нас в далёкое историческое прошлое и дарит мечту о прекрасном будущем, она заново создаёт характеры героев - даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы или изобразительного искусства.

История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы - всё это представлено в музыке, но представлено особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное литературное описание. Ведь каждое искусство выражает себя своими собственными, только ему присущими средствами: литература воздействует словом, живопись - красками и линиями, а музыка покоряет своими мелодиями, ритмами и гармониями.

Нотный пример 2

Вы помните, что этот цикл был задуман композитором как своеобразное музыкальное повествование о жизни природы, о её непрерывно меняющемся облике, столь подвластном бесконечному движению времён года.

Нотный пример 3

Может быть, в этом последнем истаивании звучания впервые вспоминаются строки из эпиграфа к пьесе? Ведь в самой пьесе нет отзвуков той обещанной тоски и тревоги, которые даны в стихотворении. Как же тогда понимать программное содержание из эпиграфа к пьесе?

Вопросы и задания

3. Какой из программных компонентов произведения (название месяца, название пьесы, стихотворение-эпиграф), по-твоему, в большей степени отражает характер музыки?

4. В чём ты видишь главные черты сходства и отличия при воплощении художественных образов времён года в произведениях А. Вивальди и П. Чайковского?

Песенный репертуар:

Осыпает. Осень листьями дорогу украшает. Рассыпаясь в извиненьях, подметает Ветер красочные пятна октября. Свет струится. Припев Осенний блюз звучит в тиши. Ты не молчи, ты напиши. Я так хочу, я так стремлюсь Услышать твой осенний блюз, Услышать твой осенний блюз. Эти звуки Извлекают из рояля мои руки, Испаряя, прогоняя сердца муки Под мелодию осеннего дождя. Свет струится. Ягод спелых багровеет вереница, И качаясь на ветвях – на тонких спицах, Опадает, словно тает на глазах. Припев Проигрыш Припев (2 раза)

1.Что такое осень? Это небо Плачущее небо под ногами В лужах разлетаются птицы с облаками Осень, я давно с тобою не был. ПРИПЕВ: Осень. В небе жгут корабли Осень. Мне бы прочь от земли Там, где в море тонет печаль Осень, темная даль. 2.Что такое осень? Это камни Верность над чернеющей Невою Осень вновь напомнила душе о самом главном Осень, я опять лишен покоя. Осень. Мне бы прочь от земли Там, где в море тонет печаль Осень, темная даль. 3.Что такое осень? Это ветер Вновь играет рваными цепями Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета, Что же будет с Родиной и с нами. Осень, доползем ли, доживем ли до ответа? Осень, что же будет завтра с нами. ПРИПЕВ:Осень. В небе жгут корабли Осень. Мне бы прочь от земли Там, где в море тонет печаль Осень, темная даль. Тает стаей город во мгле Осень, что я знал о тебе Сколько буде рваться листва Осень вечно права.

 Учить восприн имать музыку как неотъемлему ю часть жизни каж дого

 Развивать вниматель ное и доброжелатель ное о тношение к

 Воспитывать эмоциональну ю отзывчивость к музыкальным явлениям,

 Развивать интерес к музыке через творчес кое самовыражение ,

проявляющееся в размышления х о музы ке, собственном тво рчестве.

 Фо рмирование слушател ьской куль туры на основе приобщения к

 Осмысленное восприятие музыкаль ных произведений (знание

музыкальных ж анров и форм, сре дств музыкаль ной выразительно сти,

осознание взаим освязи между содержанием и форм ой в музыке).

 А . Вивальди. Лето. I II часть. Из цик ла «Четыре кон церта для

Всякое подли нное произведен ие искусства убедительно.

И не важно, воплощает ли оно прекрасные идеи и образы или намеренно

Оно у бедительн о и тогда, когда окрыля ет нас, пробуждает высокие

стремления, и то гда, когда заставляет с одрогатьс я от пережи ваемого у жа са.

Почему же одни пр оизведения у мирают, едва появивш ись на свет, а иные –

живут в веках, приобщая к сво им глу бинам всё новые и нов ые поколения ?

В 5,6 классах на у роках музыки вы познак омились с наи более

значительными музыкальн ыми жанрами (жанры песни , романса, хоровой

музыки, оперы, балета; му зыкально - изобраз ительные жан ры) и средствами

музыкальной выра зительности (ритм, мелодия, гармо ния, полифония,

В этом году нам предстоит познакомит ься с му зыкальным содержанием и

Всякое подлинное произведение иску сства у бедительно. Оно

убедительно незав исимо от т ого, вопло щает ли прекрас ные идеи и образы

или намеренн о заостряет темн ые, неприглядн ые стороны жизни.

Оно о динаково убедительн о тогда, когда окрыляет нас или, наобо рот,

заставляет сод рогаться от пере живаемого у жаса. (Пр. искусство к ино)

Значит, по длинность пр оизведения искусства зависит не просто от

выбора тем ы, но еще о т чего - то, что присутству ет не в каждом сочинении .

Что же это такое? Что д елает произведение бессмертным? Почему ин ые

произведения у мирают, едва п оявившись на свет, а иные – живу т веками?

Много веков назад древнегреческий ученый Аристот ель подчеркнул

разницу между прекрасн ым л ицом и прекрасно нарисова нным лицом. О н

угадал и подчеркнул, что смысл искусства в поиске и воплощении скрыт ой

Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необход имых условий

подлинного творчества. О муках творчес тва написаны десятки книг.

Французский писатель Г. Флобер писал: «О искусство, искусство! Что же это

фразу или мелодию, единственну ю, которая отвечала бы замыслу создателя.

Красота, гармон ичность, загад очность п рироды музыкального иску сства

кроется в единстве с одержания и формы му зыкального про изведения.

Тот, кому судьба предназначила быть творцом, носит в душе идеал, с

«Любите и изучайт е великое и скусство музыки. Оно откроет вам целый

мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.

Благодаря музыке, вы найдете в себ е новые, неведомые вам прежде силы. Вы

Запись на доске:

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

А. де Сент-Экзюпери

Всякое подлинное произведение искусства убедительно.

И не важно, воплощает ли оно прекрасные идеи и образы или намеренно заостряет тёмные, неприглядные стороны жизни.

Оно убедительно и тогда, когда окрыляет нас, пробуждает высокие стремления, и тогда, когда заставляет содрогаться от переживаемого ужаса.

Почему же одни произведения умирают, едва появившись на свет, а иные – живут в веках, приобщая к своим глубинам всё новые и новые поколения?

Много веков назад древнегреческий философ Аристотель подчёркивал разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Великий мыслитель одним из первых угадал, что смысл искусства не в изображении красивых явлений, а в поиске и воплощении скрытой сущности вещей.

Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Однако самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции недостаточно для того, чтобы на свет появилось произведение искусства. Мало увидеть и понять – нужно ещё и воплотить. С воплощение порой связана самая напряжённая сторона творчества – та, что вынуждает исписывать горы бумаги, проделывать невероятные путешествия, переживать невероятные путешествия, переживать минуты глубокой тревоги – и всё ради одной единственной фразы, штриха, мелодии.

Истинное искусство требует от художника полной самоотдачи и самозабвения. Оно требует найти ту истинную фразу или мелодию, единственную, которая отвечала бы замыслу её создателя.

Тот, кому судьба предназначила быть творцом, носит в душе идеал, с которым он сверяет всё, что создаёт.

Вокально-хоровая работа. Ю. Шевчук. Что такое осень.

  1. Итог урока. Мы начали разговор о единстве содержания и формы в искусстве, которое зависит и от красоты, и от истинности, и глубины жизни.
  2. Домашнее задание. Выучить песню.
ВложениеРазмер
Доклад на педсовет.Формирование УУД обучающихся посредствам активных методов обучения на уроках музыки 2.5 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: Формирование УУД обучающихся посредствам активных методов обучения на уроках музыки Цель: - доказать возможность влияния посредством музыкальной деятельности учащихся на формирование их нравственных качеств, на выбор ценностных ориентиров ( самоопределение и смыслообразование ) с учетом новых требований в современном образовательном пространстве - повышение профессиональной компетентности.

Развитие коммуникативных ууд Коммуникативная деятельность направлена на самопознание и выражение эмоций, становление позитивного самоощущения и самооценки, слушание другого человека, взаимодействие партнеров в игре на музыкальных инструментах, пении и танцах. Задание 1 Цель: формирование коммуникативных действий, путем сотрудничества Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая Оборудование: военная маршевая песня Описания задания: учитель разучивает с учащимися военную маршевую песню. Затем предлагает прохлопать и проговорить ритмический рисунок песни. Затем учитель предлагает промаршировать под эту песню. Задание 2 Цель: формирование личностно-ценностного отношения к музыке в процессе коллективного исполнения. Форма выполнения: групповая . Оборудование: русская народная песня. Описание задания: учитель разучивает русскую народную хороводную песню с учащимися. Затем делит класс на две группы, одна из которых будет петь песню, а вторая будет водить хоровод. Затем учитель должен предложить группам поменяться.

8 класс

Анастасия Маслова

Анастасия Маслова запись закреплена

Урок музыки. Тема: "Магическая единственность музыкального произведения". Запишите в тетрадь тему урока. Изучите материал параграфа №1, стр.3-6. Посмотрите и изучите материал прикрепленной презентации. В тетради запишите выделенный красным цветом текст.
Д/з повторить песню "Осень". Принести тетради к следующему уроку на проверку.

Читайте также: