М ю лермонтов дары терека ашик кериб 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цели:

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить особенности волшебных сказок;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

Воспитательные:

  • воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных навыков; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Основные виды учебной деятельности:

  • Излагать устно текст по плану.
  • Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
  • Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
  • Анализировать поступки героев.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

  • Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.
  • Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Универсальные учебные действия:

  • Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
  • Характеристика персонажей в опоре кластеры, составленные дома.
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1) Познавательные УУДД

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  3. Ориентироваться на развороте учебника.
  4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

2) Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3) Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  2. Выразительно читать и пересказывать текст.
  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  4. Умение работать в паре и в группах.

4) Регулятивные УУД

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Тест к уроку

А. Армянская
Б. Турецкая
В. Грузинская

2. С кем сравнивает автор Магуль-Мегери?

А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами
В. С птицей красивых лесов

3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?

А. Тифлисе
Б. Петербурге
В. Арзеруме

4. На каком инструменте играл Ашик-Кериб?

А. Саксофон
Б. Домбра
В. Сааз

5. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери?

А. Потому что был бедным
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат

6. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик-Кериба?

А. Сказал, что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика погрызли волки в лесу

7. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?

А. Св.Сергий
Б. Св.Павел
В. Св.Георгий

8. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?

А. Ослепла
Б. Заболела
В. Умерла

А. Землей
Б. Водой
В. Растениями

Цель урока: знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

развивающие: развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

ВложениеРазмер
moy_konspekt_uroka_po_chteniyu_po_teme_dary_tereka.docx 27.45 КБ
prezentatsiya1.pptx 1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кирсанова Э.Г.

Дата проведения: 04.10.2013

День открытых дверей в ГБОУ СОШ №799.

Цель урока: знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

развивающие: развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

Установка на работу.

Проверяет готовность к уроку

Для урока нам понадобится: учебник, ручка, карандаш, ваши знания и хорошее настроение! Все готовы?

Готовятся к уроку

Проверка домашнего задания.

Какое произведение изучали на прошлом уроке?

- Какова главная мысль сказки?

Давайте познакомимся с жизнью этого поэта (слайды3-10).

Что нового вы узнали о поэте?

– Прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова(слайд11)

– Какие открытия сделали?

- Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.

Интерактивная доска выключается.

Что такое Терек? (слайд13)

Прежде чем читать текст самим предлагаю прослушать стихотворение в исполнении мастера художественного слова В.Качалова. (слайд, аудиозапись).

Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю.Лермонтова?

Читают информацию о реке.

Прочитайте текст про себя.

Какие слова вам были непонятны? (слайд13)

дары, Казбек, Дарьял, валун

Читают, объясняют значение слов.

Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения.

Беседует с учащимися:

Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении? (слайд14)

- С кем автор сравнивает реку?

- Какие эпитеты он при этом использует?

- Что такое утесистые громады?

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

Олицетворения, эпитеты, сравнения.

Метафора – скрытое сравнение.

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

Предлагает прочитать следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы:

- Как меняется характер реки на равнине? (слайд15)

- Какие слова и выражения указывают на это?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

- О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки.

Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?(слайд16).

С кем сравнивается море?

Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя:

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

Один ученик читает следующие 4 строки:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы:

- Где Терек берет свое начало?(слайд17)

- С кем сравниваются облака?

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?(слайд18).

- Найдите сравнение в этих строках.

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

- Какой вывод можем сделать о характере реки.

Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Обращается к учащимся с вопросами:

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво.

Чтобы правильно читать стихотворение, нужно воспользоваться памяткой.

Читают памятку с экрана:

11. Самостоятельная работа.

Выразительное чтение стихотворения учащимися

Напоминает, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагает узнать, что было дальше.

- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

Далее предлагает послушать конец стихотворения. (слайд19)

Как принял старый Каспий дары Терека?

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

Как человек должен относиться к такой реке?

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение.

Слушают чтение учителя

- Да, они ему понравились

- Терек, и его непостоянный характер.

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

- С уважением, с восхищением, с опасением.

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

Закончите предложения. (Слайд 20).

Сегодня на уроке:

У меня получилось…

С.96-98 выразительное чтение.

Дифференцированное (по выбору учащихся):

Вы прекрасно поработали. Особенно активно работали …, они получают ….

Урок закончен. Большое спасибо.

  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.
  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.
  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.
  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.
  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве.

Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

В 1830г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи .

В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки.

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

Т ерек Река на Северном Кавказе, впадает в Каспийское море.

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа. Дарьял – Дарьяльское ущелье , глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Олицетворения: Эпитеты: Сравнения:

И старик во блеске власти Встал, могучий, как гроза, И оделись влагой страсти Темно-синие глаза. Он взыграл, веселья полный,- И в объятия свои Набегающие волны Принял с ропотом любви.

Закончите предложения. Сегодня на уроке: Я познакомился… Я понял… Я узнал…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока литературного чтения по теме "Т.Айбергенов.Моя Республика"

Конспект урока изучения нового материала.

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение".


Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100").


Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом».



Конспект урока по ЧТЕНИЮ на тему: "М.М Зощенко"(2 урок) (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЧТЕНИЮ.


Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь т.

Дары- то, что дается безвозмездно; подарок, подношение. © Ольга Михайловна Но.

Дары- то, что дается безвозмездно; подарок, подношение. © Ольга Михайловна Носова

Казбек- вершина в центральной части Большого Кавказа, в Грузии. 5033 м. На ск.

Казбек- вершина в центральной части Большого Кавказа, в Грузии. 5033 м. На склонах-субальпийскиелуга, выше- вечные снега. Ледники. © Ольга Михайловна Носова

Дарьял – ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами.

Дарьял – ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть Терека. © Ольга Михайловна Носова

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного стачивается в круглый. © Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

Утесистые громады- скалы © Ольга Михайловна Носова

Утесистые громады- скалы © Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

Турция удивительная страна, расположенная в двух частях света: в Европе и Ази.

Турция удивительная страна, расположенная в двух частях света: в Европе и Азии. Омывается сразу четырьмя морями: Чёрным, Мраморным, Средиземным, Эгейским. © Ольга Михайловна Носова

На какие группы делятся сказки? Народные СКАЗКИ Авторские Бытовые Волшебные О.

На какие группы делятся сказки? Народные СКАЗКИ Авторские Бытовые Волшебные О животных Волшебные © Ольга Михайловна Носова

Какие особенности волшебной сказки прослеживаются в сказке М.Ю. Лермонтова? Т.

Какие особенности волшебной сказки прослеживаются в сказке М.Ю. Лермонтова? Троекратность и чудеса. © Ольга Михайловна Носова

Толковый словарь Паша – в старой Турции титул Сааз — струнный щипковый музыка.

Толковый словарь Паша – в старой Турции титул Сааз — струнный щипковый музыкальный инструмент Оглан — мальчик, парень. Аян-Ага — знатный господин. Чауш — сторож, рассыльный. Ашик — балалаечник. Ана — мать. Хадерилиаз — святой Георгий. Намаз – ежедневная пятикратная молитва у мусульман. Рашид – храбрый Чапра – занавес Селям алейкум – здравствуйте. Минарет – башня у мечети, для созыва на молитву. Посох – длинная и толстая палка с заостренным опорным концом © Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

 © Ольга Михайловна Носова

© Ольга Михайловна Носова

Назови героев сказки Распредели героев в таблице Положительные герои Отрица.

Назови героев сказки Распредели героев в таблице Положительные герои Отрицательные герои Нейтральные герои Герои-помощники © Ольга Михайловна Носова

Назови героев сказки Распредели героев в таблице Положитель-ныегерои Отрица.

Назови героев сказки Распредели героев в таблице Положитель-ныегерои Отрицательные герои Нейтраль-ныегерои Герои-помощники Ашик-Кериб Магуль-Мегери СестраАшик-Кериба Куршуд-бек Брат Куршуд-бека Мать Паша Купец Хадерилиаз © Ольга Михайловна Носова

Деление сказки на части 1. Зарок Ашик-Кериба. 2. Отъезд Ашик-Кериба. 3. Ложь.

Деление сказки на части 1. Зарок Ашик-Кериба. 2. Отъезд Ашик-Кериба. 3. Ложь Куршуд-бека. 4. Знакомство с Пашой. 5. Наказ Магуль-Мегери купцу. 6. Ашик-Кериб возвращается домой. 7. Чудесный помощник Ашик-Кериба. 8. Ашик-Кериб в доме у Магуль-Мегери. © Ольга Михайловна Носова

Чему учит эта сказка?

Чему учит эта сказка?

Рефлексия. На сегодняшнем уроке я узнал… Я заканчиваю урок с … настроением. Я.

Рефлексия. На сегодняшнем уроке я узнал… Я заканчиваю урок с … настроением. Я похвалил бы себя за ….

Домашнее задание. Краткий пересказ сказки.

Домашнее задание. Краткий пересказ сказки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 040 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.02.2020 1559
  • PPTX 14.6 мбайт
  • 255 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Ключевые слова:

Казбек; Дарьял; валун .

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. .С.92-95
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Основное содержание урока:

  1. Служба на Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц жизни Михаила Лермонтова, который рассчитывал снискать себе славу на военном поприще. Однако поэт не только совершенствовал свое искусство в стрельбе и верховой езде, но и с увлечением постигал культуру кавказских народов, учил их язык, знакомился с традициями и обрядами.
  2. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.Ему принадлежат акварели, картины маслом,рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с кавказской темой.

Особенно интересовал Лермонтова местный фольклор, который давал поэту богатую пищу для размышлений. На основе легенд и преданий впоследствии рождались не только повести и рассказы, но и стихи, пронизанные духом свободы и непокорности.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

О.: - Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

В.:- С кем автор сравнивает реку?

О.: - С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

В.:- Какие эпитеты он при этом использует?

О.: - Дикий, злобный.

В.:- Что такое утёсистые громады?

В.: - Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

О.:- Метафору – скрытое сравнение.

О.:- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны– как слёзы.

В.:- Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

О.: - Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.

В.:- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

О.:- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

О.: - Терек берет свое начало у горы Казбек.

В.:- С кем сравниваются облака?

О.: - С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

О.: - Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал”.

  1. В.:- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?

О.: - Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

О.: - Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

В.:- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

О.: - Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

В.:- Какой вывод можем сделать о характере реки?

О.: - Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Мы с вами прочитали сокращённый вариант стихотворения, и вот, что было дальше: Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

В.:-Как принял старый Каспий дары Терека?

О.:- Да, они ему понравились.

В.:- Какова тема стихотворения?

О.:- Терек, и его непостоянный характер.

В.:- Какова основная мысль?

О.:- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

В.:- Как человек должен относиться к такой реке?

О.:- С уважением, с восхищением, с опасением.

В.:-Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

О.:- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

В.:- Какой литературный прием использовал автор для передачи характера реки?

О.: - Олицетворение, как - будто Терек – человек с непокорным характером.

Читайте также: