Любовная лирика пушкина 9 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Особое место в русской литературе занимает тема любовной лирики Пушкина. Он стал своеобразным новатором, который с помощью стихотворений смог передать свойственное всем людям чувство любви.

Место любовной лирики в творчестве

Тема любви – одна из центральных во всем творчестве А. С. Пушкина. Это и любовь к женщине, и любовь к музе, и любовь к друзьям.

Большое количество стихотворений посвящено реальным возлюбленным писателя, многие лирические произведения посвящены чувству любви в целом. Автор рассуждает по поводу любви в жизни каждого человека.

Чувство любви никогда не покидало А. С. Пушкина, поэтому все оттенки эмоций отображались все в новых и новых стихотворениях. В теме любви писатель ищет вдохновения, так как само чувство любви сопровождает его каждую минуту.

Мотивы

Любовная лирика А. С. Пушкина отличается мотивами счастливой любви. Автор через чувства лирического героя показывает, что любовь – это только положительное чувство, ведь оно способно действительно на многое. Даже если стихотворение наполнено грустью и тоской по прошлой любви, оно написано в радостных тонах, ведь все, что было с лирическим героем – счастье.

Каждое пушкинское стихотворение на тему любви носит в себе какой-либо оттенок: страсть, робость, нежность, грусть, безнадежность, ревность, досада, впечатлительность. Все это характеризует чувство любви с разных сторон. Чувство любви к одной женщине, как показывает А. С. Пушкин, отличается от этого чувства к другой женщине. В этом и заключается ее прелесть. Человек с каждой новой любовью может открывать себя с новой стороны.

Любовь – это то, что приносит в жизнь человека новые чувства и эмоции, то, ради чего хочется жить и творить. Возлюбленные являются настоящими музами, ради которых создаются новые лирические произведения.

Несмотря на новые влюбленности и завершенность прошлых отношений, А. С. Пушкин доказывает, что любовь не может исчезнуть навсегда. Человек рано или поздно вновь испытает это чувство. Писатель утверждает, что человек не может не любить.

Даже безответная любовь не способна на то, чтобы человек отрекся от любви и чтобы он навсегда отказался от этого чувства.

Произведения

Тема любви является излюбленной темой А. С. Пушкина. В стихотворениях любовь и лирика Пушкина соединяется воедино.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием ИКТ. Использованы музыкальные композии П.И.Чайковского, репродукции картин русских художников. Запланирована групповая и индивидуальная работа.

Тема: Любовная лирика А.С.Пушкина.

(Открытый урок в 9 классе)

1) изучить любовную лирику Пушкина в эволюции, раскрыть её духовный потенциал;

2) формировать эстетическое восприятие посредством различных видов искусства: литературы, музыки;

3) обучить выразительному чтению стихотворения.

Оборудование: музыкальное оформление, компьютер, проектор, экран, предметы интерьера, воссоздающие пушкинскую эпоху, гитара.

I. Ход урока.

"В душе померк бы день,

И тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь,

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви,

Тот всё равно, что не жил…"

-Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому- любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы.

- А какие ассоциации возникают у вас со словом ЛЮБОВЬ?

-Сегодня мы с вами попытаемся понять, а что такое любовь, как это чувство развивается и каким бывает. И помогут нам в этом пленительные стихи великого А.С.Пушкина (Проецирование на экран темы урока. Слайд 2)

3. Анализ стихотворения.

Это стихотворение является примером удивительной простоты и ясности. По словам Гоголя «Здесь нет наружного блеска, всё просто. Слов немного, они так точны, что обозначают всё.

(Использовано очень мало выразительных средств: ярких эпитетов, красивых метафор)

-Всего 8 строк(2 четверостишия) Но каких! оно волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли.

-Каково основное настроение стихотворения? (Светлая печаль)

-Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость (Элегия)

-Как построено стихотворение? Какова его композиция?

-В стихотворении соотнесены мир внешний и внутреннее состояние поэта. Давайте определим ключевые образы внешнего мира

*образы горных вершин

*глубокой реки, шумящей в темноте

*тишина, которую нарушает только шум реки

-Итак это тёмная южная ночь, видны лишь очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки, только подчёркивающего тишину. Не правда ли поэтическая картина? Спокойствие и гармония в природе.

-Где мы уже встречались с таким пейзажем? (Мцыри).

-Как называется такой пейзаж?(Романтический).

-Повтор каких звуков подчёркивает это спокойствие и умиротворение (повторяющиеся согласные выделяютя другим цветом) А они какие? (сонорные, полугласные).Как называется повтор согласных?( аллитерация)

-Для чего здесь используется? (Мелодичность, напевность стиха)

-И вот поэт на фоне романтического пейзажа- наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным.

-Определите ключевые слова, передающие состояние героя:

* грустно и легко

-Достаточно противоречивые чувства: не только разные, но и трудносовместимые понятия. Как называется такое сочетание слов? (оксюморон) Причём повторяющийся :

1 - …грустно и легко…

-Почему поэту грустно? (разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе)

-Почему же тогда легко? Должно же быть тяжело? (ответы)

-Каким светом? Светом чего?(ответы)

ВЫВОД 1 -Что для Пушкина любовь? Это источник света.

-Итак ,как же соотносится пейзаж и душевный мир поэта?( Они параллельны). Герой находится в согласии с окружающим пейзажем: задумчиво-спокойным, умиротворённым. Этот параллелизм подчёркивается и системой звуковых повторов ,слова третьего стиха повторяют звуки первого, являясь как бы эхом. Попробуем услышать эхо…(слова по ходу чтения на экране выделяются жирным шрифтом)

-О чём это говорит? (Любовь не эгоистичная, для себя, а саможертвенная) Тот же мотив повторяется и в другом стихотворении, которое мы сегодня услышим.

-Как меняется интонация последних стихов? (Эти четверостишья на контрасте. Не случайно после первого стоит многоточие.

- Сколько глаголов? (6). И что это даёт? (Спокойно-печальная, повествовательная интонация делается более напряжённой)

А отчего оно горит-живёт оттого, что (составной союз перенесён и разделён внутри запятой) не любить оно не может.

ВЫВОД 2 Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь.

4. Выступление 1 группы

Ученик рассказывает о первой встрече поэта с Керн, читает 1-ую часть стихотворения. Воспоминания Керн: первое впечатление о Пушкине.

2-ой части стихотворения на фоне автоматически меняющихся слайдов с изображениями Тригорского.

Повествует о том, как из одного шедевра родился другой: романс М.Глинки (Слайд 10)

Звучит романс в исполнении этих учеников (Аккомпанемент и соло)

Учитель. -Итак, первая встреча с Керн. Пушкину только 20 лет. Это период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные стихи:

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты

5. Анализ стихотворения (на экран снова выводится текст стихотворения)

-Какие эпитеты употребляет поэт? Что он вспоминает? (Счастливый миг, когда впервые увидел)

-С кем сравнивает поэт женщину, которую он так сильно полюбил (с чем-то неземным, эфемерным, идеальным)Она возвышенная и необыкновенно прекрасная

-Что изменилось в жизни поэта после этой встречи?

Вся жизнь его, суета, преобразилась с её появлением. Поэт часто слышит её голос(нежный, милые черты-эпитеты)

-Как меняется настроение поэта в следующих строфах?(это мы слышали …………..

-При помощи каких средств передаёт это настроение?(метафора: мрак заточенья, бурь порыв мятежный). Поэт страдает оттого, что гений чистой красоты был далеко от него, их разделяли расстояния, поэтому его поэтическая душа страдала в разлуке.

-Пятая строфа есть почти точное повторение первой. Почему? (Кольцевая композиция)

(Поэт как бы снова перерождается, вновь оживают мечты, он опять по- настоящему счастлив) .Это то самое светлое, радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую потухшую душу. Поэтому ему необходимо это чувство -оно вдохновляет его всякий раз на творческий подвиг

ВЫВОД 3 Любовь - творческое вдохновение.

Зачитывается 6 строфа.

И сердце бьётся в упоенье

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье

И жизнь, и слёзы, и любовь.

-Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Услышали ли вы звуковые повторы, повторы слов, повтор строк? (ответы)

-Каким размером написано стихотворение? (5стопн.ямб с перекрёстной рифмовкой, чередование муж. и жен. рифмы создаёт невесомость, ритм чёткий, композиция очень музыкальна (рефрены).

Учитель. - Трудно представить Пушкина без любви. Без особого преклонения перед женщиной. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его донжуанского списка. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными, любовь за пределами быта, житейской прозы. Стихи Пушкина-это выражение представлений о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин не просто любил женщин, он воспевал их.

Любовь-это способность подняться над мелким, обыденным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой переданы в другом стихотворении.

6. Выступление 2 группы

Листок…на нём пишу я,

И только от чернил следы.

Пишу о ней, которую ещё не позабыл.

Я много раз любил…

И так безудержно, так чисто

В душе остался влажный след,

Да там других следов немало.

Но этот след останется всегда:

Не побороть мне этот бред.

Как бы хотелось, чтобы сейчас его не стало.

Прошу я снова в сотый раз, любимая,

Не уходи! Как будто бездна подо мной.

Таких ведь слов врагу не пожелаешь из уст любимой

Вот так и много лет назад, и в нынешнее время

Любимыми хотим мы быть!

И вот вам стих, что дал мне вдохновенье:

Я вас любил, любовь ещё быть может… и т.д по тексту

Выходят трое учеников ( Слайд 11 А.Оленина )

1 выступающий -рассказ о любви как неизменном в веках (19 - 21 в.в.) чувстве.

2 выступающий -рассказ о встрече с Олениной

3 выступающий- отказ Олениной (Слйд 12 Стихотворения, посвящённые Олениной)

1 выступающий - краткий анализ и последнее четверостишье ( на экране слайд 14 в виде схемы)

7. Анализ стихотворения

-.В каком времени использованы глаголы? Почему?(показать, что любовь- прошлое, её не вернуть)

-Какая это была любовь? (безответная, неразделённая, чистая, лишённая эгоизма, высокая ,бескорыстная, жертвенная)

-Как поэт подчёркивает силу уходящей любви?

-.Какие средства худ. выразительности использует автор в этом стихотворении?

( троекратное повторение (сколько раз повторяет?); синтаксич. Параллелизм (однотипные конструкции; ) аллитерация: 1 часть- [л] (придаёт нежность, печальность), 2 часть- [р] (символизирует разрыв)

-Что придаёт стиху гармоничность и музыкальность? Положены на музыку :романсы Дергомыжского и Шереметьева. (пятистопн. ямб и точные, простые рифмы, отсутствие переносов, перекрёст муж. и жен. рифма)

Белинский, отмечая просветлённый и одухотворённый характер творчества великого поэта, сказал, что его стихи-это лелеющая душу гуманность.

- Вы согласны с этим?

-В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Девой Марией, Пречистой

8. Выступление 3 группы

9. Заключительное слово учителя

Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального духовного смысла. Образ небесной Модоны сопоставляется с образом земной женщины., ведь смысл любви в том ,что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало,основу,образ Божий.

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства и который сохранил множество прекрасных женских портретов.

Начали мы урок с Мольера , а закончить хочется словами великого певца любви Шекспира (отрывок из сонета 116). Шекспир написал эти строки в16 веке, у Пушкина сердце горело от любви в 19. Мы живём в 21 веке, а любовь по-прежнему продолжает будоражить наше воображение, волновать и вдохновлять на новые творческие подвиги. Ибо любовь вечна.

III. Подведение итогов урока. Домашнее задание (наизусть одно из стихотворений)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но в стихах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина – лирика, предмет высокой поэзии.

И каждая влюбленность несла ему как прилив вдохновения, так и страдание. Но молодой поэт любил чисто и открыто.

Конспект урока по литературе

Любовная лирика А.С. Пушкина

Адресаты лирики А.С. Пушкина

Литературные термины – психологическая деталь, метафора, эпитет

1.Реализация домашнего задания.Чтение стихотворений наизусть.

2. Слово учителя.

В отличие от дружбы,в которой Пушкин ценил постоянство,верность,любовь рассматривалась им как чувство преходящее

Но в стихах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина – лирика, предмет высокой поэзии.

И каждая влюбленность несла ему как прилив вдохновения, так и страдание. Но молодой поэт любил чисто и открыто.

3.Выразительное чтение стихотворения

-Какая это была любовь?

-Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?

-Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?

(В этом стихотворении,как и в большинстве стихотворений 1820-х годов,нет портрета возлюбленной.Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов.Говорить о них поэтустоль же сложно,как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве,поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий).

6.Адресаты лирики Пушкина.Доклад подготовленного учащегося.

*М.Н. Раевская – На холмах Грузии (1829), Редеет облаков летучая гряда, погасло дневное светило.

*А.П. Керн-Я помню чудное мгновенье

*Послания Ек. Н. и Ел. Н. Ушаковым – В отдалении от вас, Ответ

*Амалия Ризнич – Простишь ли мне (1823)

*Н.Н. Гончарова – Мадонна (1836)

*Ек. Бакунина

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Вопрос: В стихотворении много психологических деталей. Какие?

Вопрос: Какая это была любовь? Подтвердите средствами поэтической выразительности.

Вопрос: Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?

Вопрос: Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?

-(В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х годов, нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогии.)

Что объединяет стихотворения А.С. Пушкина о любви? Чем современны они в наше время?

9.Подведение итогов.

Проанализировать работу учащихся на уроке, отметить и оценить лучшие выступления

Любовная лирика поэта запечатлела не только психологическую правду любовных переживаний, но и философские представления поэта о Женщине.

Она поднимает вопросы красоты, изящества, грации женщины; вдохновения, вызванные любовным чувством; гуманизма и преклонения перед женщиной; грусти по поводу неразделенной или ушедшей любви; ожидания любви.

В отличие от дружбы, в которой поэт ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство переходящее. Оно, подобно буре, страстно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы. Но, как всякая буря, оно угасало. А. С. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Любовная лирика А.С. Пушкина

Любовная лирика А.С. Пушкина

Это стихотворение относится к любовной лирике А. С. Пушкина. Тема этого стихотворения - любовь к девушке. В этом стихотворении Пушкин старается показать красоту своей любимой. Пушкин доносит до нас, что жизнь без любви скучна, мрачна и одинакова.

Стихотворение состоит из шести строф. В каждой строфе по 4 строки. Стихотворение можно разделить на три смысловые части, по две строфы каждая. В первой части говорится о первой встрече лирического героя с красавицей. Во вторых двух строфах говорится о жизни без любви, о том, как трудно жить без любви. В конце стихотворения душа лирического героя пробуждается из-за повторной встречи с любимой.

Рифма в стихотворении является перекрёстной, то есть первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвёртой. Размер - четырёхстопный ямб.

Есть две основные версии. По одной из них – это Каролина Собаньская, с которой поэт повстречался еще в южной ссылке в 1821 году. Гордая светская львица занимала воображение Пушкина почти десять лет. Сохранились письма поэта к Собаньской, датированные 1830 годом. В них Александр Сергеевич умоляет женщину хотя бы о дружбе, поскольку понимает, что его любовь к красавице остается безответной. Мольбы поэта и в этот раз не были услышаны.

Но более вероятный адресат проникновенных строк – Анна Оленина, дочь президента Петербургской Академии художеств А. Н. Оленина, двоюродная сестра Анны Керн. Дом Олениных считался главным интеллектуальным салоном Петербурга. Здесь бывали Крылов, Жуковский, Грибоедов, Брюллов, Мицкевич, Щедрин, многие декабристы. Красивая, умная, прекрасно образованная Анна производила на гостей неизгладимое впечатление. Ей посвящали стихи Гнедич, Лермонтов, другие поэты. А. Пушкин настолько был увлечен Анной, что сделал ей предложение, но получил отказ. Тогда в альбоме Олениной и появились эти гениальные восемь строк.

При столь совершенной структуре текста неудивительно, что стихотворение не раз было положено на музыку. Первый романс появился даже раньше, чем был опубликован текст. Его автором стал знакомый А. Пушкина Ф. Толстой, который получил стихотворение в рукописном виде от самого автора. Позже музыку к произведению сочинили Шереметьев, Алябьев, Даргомыжский, Варламов, Метнер, другие композиторы.

Наталья Гончарова

Наталья Гончарова

Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Два первых стиха дают пейзажную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Объяснение их дается в следующих строках:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.

Читайте также: