Фет глубь небес опять ясна конспект урока 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель : Уточнить и расширить представления детей об осени в стихотворном тексте.

Задачи : 1. Развивать выразительность чтения (соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации).

2. Развитие навыков согласования слов во фразе.

3. Формирование навыка установления причинно-следственных связей и отношений.

4. Коррекция внимания и зрительного восприятия, мнестических процессов на основе произвольного воспроизведения.

5. Воспитание мотивации к учебной деятельности.

1. Подбери слово-признак.

Желтые, красные, осенние - … (листья).

Золотая, дождливая, пасмурная - … (осень).

Сильный, пронизывающий, порывистый - … (ветер).

Частый, моросящий, холодный - … (дождь).

Тяжелая, свинцовая, серая - … (туча).

Мокрая, глубокая, грязная - … (лужа).

Низкое, серое, покрытое тучами - … (небо).

II) РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

2. Артикуляционная гимнастика.

4. Логоритмика (сила голоса).

Грозди рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

III) ОСНОВНОЙ ЭТАП

1. Работа по картине.

Рассмотрите эту картину. Какое время года описано? Какая погода (ветреная, дождливая, сырая, холодная, облачная, пасмурная)? Какого цвета небо (серое, темное, светлое, покрыто тучами)? Как изменился цвет листьев, травы? Что означает слово листопад? Какие изменения происходят?

Ночи стали длиннее, дни короче. Раньше было тепло, а теперь прохладно. Солнце прячется за тучи. Дожди были проливные и быстрые, а теперь моросящие и частые. Деревья сбрасывают листву. Трава сохнет, желтеет, увядает. Люди одевают теплые вещи.

2. Подбор антонимов.

Летом тепло, а осенью … (холодно). Летом небо голубое, высокое, а осенью … (серое, низкое). Летом дожди редкие и проливные, а осенью … (частые, моросящие). Летом листья зеленые, а осенью … (желтые, красные).

Как можно назвать эту картину?

Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише, деревцо все выше-выше.

V) ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА

Сегодня мы познакомимся со стихотворением русского поэта XIX века Афанасия Афанасьевича Фета. Читая его стихи, мы сразу представляем себе картины природы.

а) чтение учителем (определение интонации, настроения стихотворения);

б) о чем говорится в стихотворении;

Ласточки (что сделали?) пропали. Грачи (что делали?) летали, мелькали. Летали (где?) над горой. Летали (когда?) вчера. Спится (когда?) с вечера. На дворе (как?) темно. Лист (какой?) сухой. Лист (что делает?) валится, т.е. опадает (листопад). Ветер (что делает?) злится (так поэт описывает слово дует). Дует, злится (как?) сильно, мощно, порывисто. Стучит (куда?) в окно – бьется в окна.

Какое время года описано в стихотворении? Как поэт описывает увядание природы, поведение птиц, ветра? Найдите и прочитайте это в тексте.

в) чтение учащегося.

2. Соотнесение слова-предмета и действия.

А О И Ч К Т С Л (ласточка) Е И А Ь Л Л К М (мелькали)

И А Р Ч Г (грачи) А Е Е Р Ч В (вечера)

Т С И Л (лист) Е Р В Т Е (ветер)

Я И Л З Т С (злится) Н О О К (окно)

С каким стихотворением мы сегодня познакомились? Кто его автор? Какое время года описывает автор?

Учитель 3 класса

___________________ /Сорокина Ю.А./

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и .

Урок предназначен для учащихся с ОВЗ.


Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс


Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе


Конспект урока по чтению и развитию речи, 5 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи в 5 специальном (коррекционном ) классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.
История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.












История создания

Фет следовал собственному стилю в творчестве и это делает его работы узнаваемыми. Нега в стихотворении Афанасия Афанасьевича означает упоение и удовольствие от наступления весны. Оно посвящено теме природы и для его написания поэт использовал четырехстопный и пятистопный ямб. Такой размер позволяет передать особое настроение лирического героя.

Фет описал впечатления лирического героя. Тот наблюдал за изменениями в природе и находил в этом особую красоту.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Фет Афанасий Афанасьевич — СТИХИ О ВЕСНЕ

Фет Афанасий Афанасьевич - стихи о весне

Фет Афанасий Афанасьевич

ВЕСНА

Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны.

Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою Мечта распалена — И над душою каждою Проносится весна.

Еще весна, — как будто неземной

Еще весна, — как будто неземной Какой-то дух ночным владеет садом. Иду я молча, — медленно и рядом Мой темный профиль движется со мной.

Еще аллей не сумрачен приют, Между ветвей небесный свод синеет, А я иду — душистый холод веет В лицо — иду — и соловьи поют.

Несбыточное грезится опять, Несбыточное в нашем бедном мире, И грудь вздыхает радостней и шире, И вновь кого-то хочется обнять.

Придет пора — и скоро, может быть, — Опять земля взалкает обновиться, Но это сердце перестанет биться И ничего не будет уж любить.

На заре ты ее не буди

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Всё бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!

Еще весны душистой нега

Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках.

Пчелы

Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле Иль совсем потеряюсь в лесу… С каждым шагом не легче на воле, Сердце пышет всё боле и боле, Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею Здесь расстанусь. Черемуха спит. Ах, опять эти пчелы под нею! И никак я понять не умею, На цветах ли, в ушах ли звенит.

Весенние мысли

Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь, И душою подкупленной веришь, Что, как мир, бесконечна любовь.

Но сойдемся ли снова так близко Средь природы разнеженной мы, Как видало ходившее низко Нас холодное солнце зимы?

Весна на дворе

Как дышит грудь свежо и емко — Слова не выразят ничьи! Как по оврагам в полдень громко На пену прядают ручьи!

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает — О чем — неясно ей самой, — И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

Еще майская ночь

Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелестней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

Опять незримые усилья

Опять незримые усилья, Опять невидимые крылья Приносят северу тепло; Всё ярче, ярче дни за днями, Уж солнце черными кругами В лесу деревья обвело.

Заря сквозит оттенком алым, Подернут блеском небывалым Покрытый снегом косогор; Еще леса стоят в дремоте, Но тем слышнее в каждой ноте Пернатых радость и задор.

Ручьи, журча и извиваясь И меж собой перекликаясь, В долину гулкую спешат, И разыгравшиеся воды Под беломраморные своды С веселым грохотом летят.

А там по нивам на просторе Река раскинулась как море, Стального зеркала светлей, И речка к ней на середину За льдиной выпускает льдину, Как будто стаю лебедей.

Весенний дождь

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Глубь небес опять ясна

Глубь небес опять ясна, Пахнет в воздухе весна, Каждый час и каждый миг Приближается жених.

Спит во гробе ледяном Очарованная сном, — Спит, нема и холодна, Вся во власти чар она.

Но крылами вешних птиц Он свевает снег с ресниц, И из стужи мертвых грез Проступают капли слез.

Еще, еще! Ах, сердце слышит

Еще, еще! Ах, сердце слышит Давно призыв ее родной, И всё, что движется и дышит, Задышит новою весной.

Уж травка светит с кочек талых, Плаксивый чибис прокричал, Цепь снеговую туч отсталых Сегодня первый гром прорвал.

Когда вослед весенних бурь

Когда вослед весенних бурь Над зацветающей землей Нежней небесная лазурь И облаков воздушен рой,

Как той порой отрадно мне Свергать земли томящий прах, Тонуть в небесной глубине И погасать в ее огнях!

О, как мне весело следить За пышным дымом туч сквозных — И рад я, что не может быть Ничто вольней и легче их.

Всю ночь гремел овраг соседний

Всю ночь гремел овраг соседний, Ручей, бурля, бежал к ручью, Воскресших вод напор последний Победу разглашал свою.

Ты спал. Окно я растворила, В степи кричали журавли, И сила думы уносила За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью, Через леса, через поля, — А подо мной весенней дрожью, Ходила гулкая земля.

Как верить перелетной тени? К чему мгновенный сей недуг, Когда ты здесь, мой добрый гений, Бедами искушенный друг?

Пришла, — и тает всё вокруг

Пришла, — и тает всё вокруг, Всё жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься.

Заговорило, зацвело Всё, что вчера томилось немо, И вздохи неба принесло Из растворенных врат эдема.

Как весел мелких туч поход! И в торжестве неизъяснимом Сквозной деревьев хоровод Зеленоватым пышет дымом.

Поет сверкающий ручей, И с неба песня, как бывало; Как будто говорится в ней: Всё, что ковало, — миновало.

Нельзя заботы мелочной Хотя на миг не устыдиться, Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться.

Я рад, когда с земного лона

Я рад, когда с земного лона, Весенней жажде соприсущ, К ограде каменной балкона С утра кудрявый лезет плющ.

И рядом, куст родной смущая, И силясь и боясь летать, Семья пичужек молодая Зовет заботливую мать.

Не шевелюсь, не беспокою. Уж не завидую ль тебе? Вот, вот она здесь, под рукою, Пищит на каменном столбе.

Я рад: она не отличает Меня от камня на свету, Трепещет крыльями, порхает И ловит мошек на лету.

Майская ночь

Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа.

Царит весны таинственная сила С звездами на челе. — Ты, нежная! Ты счастье мне сулила На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой, А вон оно — как дым. За ним! за ним! воздушною дорогой — И в вечность улетим!

Я ждал. Невестою-царицей

Я ждал. Невестою-царицей Опять на землю ты сошла. И утро блещет багряницей, И всё ты воздаешь сторицей, Что осень скудная взяла.

Ты пронеслась, ты победила, О тайнах шепчет божество, Цветет недавняя могила, И бессознательная сила Свое ликует торжество.

С гнезд замахали крикливые цапли

С гнезд замахали крикливые цапли, С листьев скатились последние капли, Солнце, с прозрачных сияя небес, В тихих струях опрокинуло лес.

С сердца куда-то слетела забота, Вижу, опять улыбается кто-то; Или весна выручает свое? Или и солнышко всходит мое?

Сад весь в цвету

Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду.

Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты — благодатная тайна моя.

Кукушка

Пышные гнутся макушки, Млея в весеннем соку; Где-то вдали от опушки Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! — вот утро — люби же Всё, чем жило на веку; Слышится ближе и ближе, Как золотое, — ку-ку.

Или кто вспомнил утраты, Вешнюю вспомнил тоску? И раздается трикраты Ясно и томно: ку-ку.

За горами, песками, морями

За горами, песками, морями — Вечный край благовонных цветов, Где, овеяны яркими снами, Дремлют розы, не зная снегов.

Но красы истомленной молчанье Там на всё налагает печать, И палящего солнца лобзанье Призывает не петь, а дышать.

Восприяв опьянения долю Задремавших лесов и полей, Где же вырваться птичке на волю С затаенною песнью своей?

И сюда я, где сумрак короче, Где заря любит зорю будить, В холодок вашей северной ночи Прилетаю и петь и любить.

Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений в двух томах. М: Худ. лит-ра, 1982. Том 1. Стихотворения. Поэмы. Переводы.

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты. Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души. С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Особенности сюжета

Обычными словами художник творит чудо — грозу рисует в таком прекрасном свете, что читателю приходится просто наслаждаться. Вначале автор сообщает о том, что весенняя гроза для него в радость. Он любит смотреть на голубое небо, где слышны первые раскаты грома. Их он называет молодыми. Затем пошел дождь, полетела пыль. Птицы стали радоваться грозе и закричали. Потом поэт сравнивает грозу с мифическим явлением. Дождь похож для него на пролитый из кубка нектар богиней юности Гебой (из древнегреческой мифологии).

Основная тема

Тютчев показывает читателю необычную грозу. Это не грозная и устрашающая стихия, а прекрасное, сильное и торжествующее явление.

Стихотворение-метафора.
Тема- весеннее возрождения природы.
Лирический герой склонен воспринимать весну как время
надежд, любви.
В стихотворении признаки весны лишь самые общие:
ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега.
Тема весеннего возрождения природы воплощается
в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде
самых общих символов: приближается жених, и спящая
в гробу невеста начинает оживать.
Это именно символы, а не просто олицетворения.
Жених, и невеста - символы оживающей весенней природы.

Размер-четырёхстопный хорей
Парная рифмовка
(ясна- весна, миг- жених, ледяном- сном, холодна- она,
птиц- ресниц, грёз- слёз)

Олицетворения:" Спит во гробе ледяном (весна);
Спит, нема и холодна, Вся во власти чар она.
Метафора: Очарованная сном; Глубь небес ясна;
нема и холодна. во власти чар она;
крылами вешних птиц. свевает снег с ресниц,
И из стужи мертвых грез проступают капли слез.
Эпитеты: нема и холодна;

Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный анализ)

Другие курсовые по предмету

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор…

В 60-е годы, в связи с философским углублением темы, подход к ней снова меняется. Фет опять уходит от детализированных описаний, усиливает персонификацию явлений природы, но это персонификация более обобщенная, чем раньше: персонажем предстает не куст сирени, а сама весна; конкретные проявления весны заменяются ее символическими атрибутами:

Я ждал. Невестою-царицей

Опять на землю ты сошла.

И утро блещет багряницей,

И всё ты воздаешь сторицей,

Что осень скудная взяла.

Ты пронеслась, ты победила,

О тайнах шепчет божество,

Цветет недавняя могила,

И бессознательная сила

Свое ликует торжество.

Тема дана в настолько обобщенном виде, что друг другу противостоят скудная осень и победная весна; а что весна сменяет не осень, а зиму это, видимо, при такой степени обобщенности поэтической мысли не играет роли.

Но вот еще одна разработка этой же темы, относящаяся уже к концу 70-х годов:

Глубь небес опять ясна,

Пахнет в воздухе весна,

Каждый час и каждый миг

Спит во гробе ледяном

Спит, нема и холодна,

Вся во власти чар она.

Но крылами вешних птиц

Он свевает снег с ресниц,

И из стужи мертвых грез

Проступают капли слез.

Звуковая инструментовка также обращает на себя внимание. В двух первых стихах выделяются звукосочетания со звуком [н].

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти.

С мотивом весны в лирике Фета тесно связан образ зари. Заря отождествляет огонь солнца. В начале дня все краски природы прозрачны и чисты, лучи солнца освещают землю нежным светом. Таинственный мир сияет в отблесках зари, рождая волшебную силу вдохновения. Весна источник трепетного восторга, она дает возможность сердцем прикоснуться к Прекрасному.

Над стихами Фета, наполненными чистым воздухом весны, звездами, красотой, движением, жаждой полета, не властны ни время, ни пространство. Его стихи вечно молоды и прекрасны.

Великой Матерью любимый,

Стократ завидней твой удел

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел…

Как известно, Фету принадлежит проникновенная статья о поэзии Тютчева и четыре стихотворных послания ему. Три из них написаны при жизни Тютчева, четвертое после его смерти. Наконец, Фет осуществил перевод французского стихотворения Тютчева:

О, как люблю я возвращаться

К истоку первых твоих дней

И, внемля сердцем, восторгаться

Все той же прелестью речей.

Перевод выдержан в духе тютчевской поэзии и говорит о почтительном проникновении Фета в ее сущность.

Уступая Тютчеву в космической масштабности поэтического чувства, Фет в наиболее совершенных своих стихотворениях прикоснулся к вечным темам, непосредственно связанным с бытием человека. Фетовский человек находится в постоянном и разнообразном общении и разговоре с природой. В самых обыкновенных предметах Фет находит поэзию. Садовник, грибник, охотник, агроном, фенолог, путник, лесничий, рисовальщик найдут в стихах Фета десятки их интересующих подробностей, мимо которых они прошли бы, если бы поэт не указал на эти подробности. То, что является их специальностью или особым интересом, поэт в силу своего видения раскрывает в стихах с неожиданной даже для них стороны.

У двух художников, естественно, разные результаты. Там, где у Тютчева одна-единственная картина

Глубь небес опять ясна,
Пахнет в воздухе весна,
Каждый час и каждый миг
Приближается жених.

Спит во гробе ледяном
Очарованная сном,—
Спит, нема и холодна,
Вся во власти чар она.

Но крылами вешних птиц
Он свевает снег с ресниц,
И из стужи мертвых грёз
Проступают капли слёз.

Читать похожие стихи:

Отзывы к стихотворению:

Читать стих поэта Афанасий Фет — Глубь небес опять ясна на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Читайте также: