Любовная лирика некрасова конспект

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, А.Я.Панаевой.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

- Очень часто творчество поэта отражает его личную жизнь. Приведите примеры. И сегодня мы попытаемся узнать творчество Некрасова, но уже с другой стороны.

3. Новый материал:

- Из предыдущих уроков стало ясно, что основной темой творчества Н.Некрасова является тяжелое положение русского народа, которому поэт сочувствовал всей душой. В стихотворении “Элегия” он писал:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: В России не раба!

Вы спросите, разве такой поэт, как Некрасов мог писать о любви, но ничто человеческое ему не чуждо.

И тема нашего урока: Любовная лирика Н.Некрасова.

- Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову “любовь”. Но какая связь между любовью и революционной тематикой поэта?

В жизни поэта были две женщины, которые служили ему музой, помогали творить. Им и посвящал он свои произведения. Авдотья Яковлевна Панаева и Фекла Анисимовна Вигдорова (Зина). С именем первой у Некрасова связан целый цикл стихотворений, который называется панаевским. (Рассказ о Панаевой готовят учащиеся). Без этих женщин тоже нельзя представить творчество Некрасова.

Ему было 22 года, когда он познакомился с Панаевой. Ей было24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда ей еще не было девятнадцати, “едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске”. Нелегко досталась Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать.Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени Панаева и Некрасов были уже совсем разными людьми. Потом она вышла замуж за секретаря редакции и родила дочь.

Анализ стихотворений “Мы с тобой бестолковые люди”, “Поражена потерей невозвратной”, “Прости! Не помни дней паденья (учащиеся работают по группам). Насколько сильно мог любить Некрасов, можно судить по стихотворениям поэта.

- Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: Кому были посвящены эти стихотворения?

Работа в тетрадях: (учащиеся заполняют графы таблицы, отвечая при этом на вопросы, которые разложены на столах):

- прочитать стихотворение и выбрать ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. Какую окраску они несут?

- каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?

- найти рифмующиеся слова;

- определить размер стихотворения;

- составить вывод: какое настроение преобладает в стихотворении, и чем это подтверждается?

Вопросы “Поражена потерей невозвратной” 1848 “Мы с тобой бестолковые люди” 1851 “Прости! Не помни дней паденья” 1856
1. Выберите ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно. Минута, вспышка, душу волнует и мучит, доля счастья, возвращенье любви. Прости, не помни, забудь, благослови.
2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения? “р”-передает напряжение, раздражение, стремление. “ш”, шипящие, свистящие - протяженность, возмущение Преобладание глухих звуков
3. Найдите рифмующиеся слова. Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба. Люди-груди, мучит – наскучит, счастье – участье. Паденья-озлобленья, слез-угроз, светило-всходило.
4. Определите размер стихотворения. Ямб несет возбуждение Анапест- длительность Ямб- эмоциональность
5. Какое настроение преобладает в стихотворении? в этом стихотворении слышится беспокойство, уныние. Это стихотворение о несчастной любви, отсутствие счастья и радости, которые должна дарить любовь. Много слов с печальной и унылой окраской. Слова со светлой окраской. Можно провести параллель с русской пословицей “милые бранятся, только тешатся”. Настроение более оптимистичное. Воспоминание поэта о любви приятно. Но все в прошлом. Поэт просит прощения. И с теплотой вспоминает те дни, когда “люви светило над нами весело светило”

Выводы: (учащиеся читают стихотворение вслух и составляют вывод по нему) Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Обратите внимание на ключевые слова: о чем они говорят? Я специально упустила этот момент. (Отношения были сложными, и это отражается в произведениях поэта).

Последний роман в жизни Некрасова начался в июле 1870 года и длился всего 7 лет. Между ними была огромная разница: ей – 23, ему – 49. Он – знаменитый поэт, умнейший человек России. Она – простая девушка самого скромного происхождения и образования. “Она была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы её светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства”. Он звал её Зиной, Зинаидой Николаевной. Они обвенчались за несколько месяцев до его смерти. Он составил завещание, не забыв никого. Состояние его здоровья было настолько плохим, что друзья организовали церковь-палатку на его квартире. Это был последний подвиг любящего сердца.

Предвидя скорый конец своей жизни, он писал:

Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет… (1876 г.)

  • О каких фактах в жизни Некрасова вы узнали?
  • Как характеризуют они поэта и его отношения с А.Я.Панаевой и Зинаидой Николаевной?

6. Итоги и домашнее задание: Напишите свое рассуждение на тему “Тема любви в поэзии Некрасова”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: помочь учащимся самостоятельно разобраться в особенностях любовной лирики Н.А. Некрасова, выяснить, что привнес поэт в освещение этой темы по сравнению с его предшественниками, поэтами первой половины 19 века; продолжить обучение анализу поэтического текста, умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы; развивать монологическую речь учащихся, образное мышление, словарный запас; воспитывать высокие нравственные качества учащихся, чувство прекрасного; воспитывать интерес к изучению русской классической литературы, творчеству Н.А. Некрасова.

Эпиграфы к уроку:

Зачем же ты в душе неистребима
Мечта любви, не знающей конца?

Н.А. Некрасов

Некрасов — целое поэтическое государство, живущее по своим законам.

Любовь и счастье у нас – синонимы. (А. П. Чехов)

Любить – благо, быть любимым – счастье. (Л. Н. Толстой)

В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить. (М. Горький)

Когда любят, то приносят себя в жертву. (Р. Роллан)

Организационный момент.

Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин…

— Когда я произношу это имя, какие строки вам сразу вспоминаются?

Николай Алексеевич Некрасов…

— А когда звучит это имя? (Это поэт другого времени – 2 пол.19 века.)

— Какие его строки вам вспоминаются?

— Почему? (Некрасов страдал за униженных и оскорблённых.)

И мне хочется, чтобы вы сегодня увидели, что Некрасов — автор прекрасных стихов о том чувстве, которое, пожалуй, является главным в жизни человека и если оно не посещает его, то этот человек поистине несчастлив.

Я имею в виду великое чувство, двигающее человечеством, — ЛЮБОВЬ.

Произнесите про себя это слово.

— Как оно звучит? (Мягко, нежно, ласково).

— Назовите близкие ему слова.

Давайте посмотрим, как любовь определяли знакомые и незнакомые вам люди.

Работа с высказываниями о любви.

— А как вы понимаете, что такое любовь?

От любви родилось всё самое прекрасное в мире. И в этом мы убедимся ещё раз, читая любовную лирику поэта. Вам уже знакомы стихотворения о любви Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

IV. Чтение и анализ стихотворений.

Сейчас прозвучат стихи Н. А. Некрасова. Постарайтесь увидеть, в чём особенность некрасовских стихов о любви.

Слово учителя

— Кто же была эта женщина, с которой связаны такие необычные стихи поэта о любви?

2.1. - Авдотья Яковлевна Панаева. Красивая женщина, писательница, незаурядная личность, сильная и волевая. Она стала Музой Н.А. Некрасова, любовью почти всей его жизни. Ей он посвятил стихи, которые литературоведы назвали “Панаевским циклом”. Откроем первую главу этого любовного романа. \

Чтение и анализ стихотворения

“Ты всегда хороша несравненно” (1847 год).

Ты всегда хороша несравненно.

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой весёлый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперёд- в это тёмное море-

Без обычного страха гляжу.

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радость, наслаждение).

-Каким вы увидели лирического героя? (Душа героя бывает уныла и угрюма, т.к. у него есть враги. Ему порой трудно преодолевать жизненные невзгоды, он ищет опору в любимой женщине. Он влюблённый, счастливый человек.)

-Как лирический герой выражает свои чувства? (Искренно).

-В каких ситуациях человек предельно искренен?(Когда произносит исповедь. Лирика Некрасова очень исповедальна).

-Какое слово нельзя поставить в ряд, выстроенный для лирической героини? ( Лукавый).

-Почему? ( Лукавый – коварный, хитрый).

- Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется поэт для создания образов лирического героя и лирической героини?

(Лирическая героиня – Муза-вдохновительница, подруга, защитница. Она красивая, веселая, жизнерадостная, деятельная, активная женщина.
Лирический герой – счастливый человек, мудрец, влюбленный, пылкий, глупый). (Учащиеся делают записи в тетради).

2.2. Слово учителя. Беседа с учащимися.

- Шли годы. Отношения между Н.А. Некрасовым и Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными.

Это вторая глава романа Н.А. Некрасова и Панаевай.

Учитель читает стихотворение Н.А. Некрасова

“Мы с тобой бестолковые люди” (1851 год) .

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир, и скорее наскучит.

Если проза любви неизбежна,

Так возьмём и с неё долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Обида, раздражение, поэт будто прощается с возлюбленной).

-Какая здесь лирическая героиня? (Бестолковая, не радующая лирического героя, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница).

-А лирический герой? (Ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает её такой и готов к примирению).

-Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, огорчениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств).

3)-Как вы думаете, о чём может быть третья глава романа? (Высказываются предположения).

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,

Благослови и не забудь!

Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть всё плохое, что было между ними, не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоём.

-Кто помнит наизусть стихотворение А. С. Пушкина? Заказать задачу

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

-Что общего между этими стихотворениями? (Влюблённые расстаются, но он желает ей счастья. Герой так щедр, как и пушкинский герой, который благословляет любимую).

Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем. Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трёх мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. А. Некрасова. Он вышел у неё под пером лучшим из людей

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Обида, раздражение, поэт будто прощается с возлюбленной).
- Какая здесь лирическая героиня? А лирический герой?
- Назовите средства выразительности, создающие эти образы?

(Лирическая героиня – бестолковая, не радующая лирического героя, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница. Лирический герой – ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению).

- Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта прежний?
- Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, огорчениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств).
- А о какой любви мечтает человек?
- Как вы думаете, о чем может быть третья глава романа? (Высказываются предположения).

Демонстрируется пятый слайд презентации со стихотворением “Прости” (1856 год). Затем учитель читает письмо А. Панаевой 1863 года.

(В июне 1863 года Панаева написала Некрасову:

Ну, теперь я прошу тебя выслушать мой ответ на твои замечания о моей личности. Прошу тебя так же скоро прочитать их, как я прочла, и так же искренне уверовать, как я уверовала, что каждое слово было писано искренне, руководимо желанием добра и без малейшей мысли упрекнуть чем-нибудь.

Не дивись, что я никак не могу выйти на прямую дорогу, право, многим женщинам она невозможна. Я знаю, что на прямой дороге я не плакала бы, а жила, может быть, даже весело. Но не вини меня, если я не могу быть благоразумной, и думаю, что ты менее, чем кто-нибудь, должен быть строг к тем женщинам, которые избирают темные аллеи, в которых они плачут, чем прямую дорогу, где они могли бы смеяться и легко прогуливаться. Не злись на слезы женщин, а прощай их, потому что я убеждена, что слезы, которые ты видел в детстве, проливаемые твоей матерью, они…”).

- Что было написано раньше, стихотворение или письмо? Почему вы так думаете?
- Какие отношения между героем и героиней стихотворения? (Они ведут к разрыву).
- Какие выразительные средства использует в этом стихотворении Н.А. Некрасов? Какова их роль в стихотворении?
- Лирический герой этого стихотворения близок лирическому герою первого или второго стихотворения? (Ему присуще романтическое чувство, он поднимается над суетой и прозой жизни).
- Разрыв произойдет позже. И через десять лет, в 1873 году, Н.А. Некрасов напишет

- Что чувствует лирический герой?
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт передает свои чувства?
- А теперь подумаем над эпилогом романа в стихах. Каким вы его видите?

В 1870 году поэт встречается со своей будущей женой. Зина… Так обращается он к ней в своих стихотворениях. Семь лет счастья суждено было Некрасову.

— Какая здесь героиня?

— Что его ожидает?

— Что это за 200 дней и ночей?

— Чем проникнуты эти строки? Любовь пришла к Некрасову.

Это последнее стихотворение поэта.

— Здесь какая любовь у Некрасова? (любовь – благодарность)

— Мучим ли поэт ревностью? Почему?

Слово учителя

Многие стихотворения А. С. Пушкина переложены на музыку.

— А как вы думаете, были ли положены на музыку некрасовские стихотворения?

3. Стадия рефлексии. Слово учителя. Беседа.

- Вернитесь к ассоциативному ряду, который вы составляли, когда предполагали в начале урока, какой может быть лирика Н.А. Некрасова о любви. Что бы вы добавили к этому ряду, что убрали?
- Какая же она, лирика Некрасова о любви? (Учащиеся после непродолжительной работы зачитывают свои ассоциативные ряды).
- Любовь разная: это и борение, и противоречия, и ревность, и страдания, и счастье, и муки, и ссоры, и мир.
- Кто для лирического героя Некрасова возлюбленная? (Она любимая женщина с достоинствами и недостатками, соратница и единомышленница, равная ему во всем. Любовь к ней и счастье, и горе).

Обращаемся к эпиграфу стихотворения.

И какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь - желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться.

4. Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение наизусть, интерпретировать более подробно одно из стихотворений, прочитанных на уроке, или найти и интерпретировать не изученное на уроке стихотворение Н.А. Некрасова о любви.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература .10 класс. 3.12.16.

Цели : знакомство с личной жизнью Н. А.Некрасова и ее отображением в его поэтических произведениях; совершенствовать умение анализировать лирические произведения; воспитывать интерес к предмету, способствовать воспитанию в учащихся чувства любви, умения дорожить им.

Эпиграф: Да, наша жизнь текла мятежно,

полна тревог, полна утрат.

Эпиграф выбран не случайно, на мой взгляд, в этих словах нашла отражение и жизнь, и тематика стихов Некрасова .

-Кто же такая А. Я. Панаева? Когда и где состоялась их первая встреча и знакомство?

А. Я. Панаева родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала. Она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за писателя И. И. Панаева. Смолоду Авдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она из самых красивых женщин Петербурга.

( И. И. Панаев, группа литераторов).

- Давайте предположим, о чем могла думать, слушая это произведение, молодая красавица, хозяйка роскошной петербургской квартиры? ( О том, по – видимому, что подобная участь ожидает и этого изнуренного, с охрипшим голосом случайного гостя.)

То был перелом . Отныне литературного подмастерья, сочинявшего куплеты для водевилей, правившего инструкции по уходу за пчелами и даже умудряющегося, ни слова не зная по – французски, переводить французские мелодрамы – отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском дома как равного.

Счастливый день! Его я отмечаю

В семье обыкновенных дней.

С него я жизнь мою считаю

И праздную его в душе моей.

Чтение и анализ стихотворений.

- Какой показана любовь героини? ( любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная)

-А каким вы увидели литературного героя?

(душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, у него есть враги. Ему трудно порой преодолевать жизненные невзгоды. Он ищет опору в любимой женщине)

-Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта?

( Она укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало выпало на долю Некрасова. Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта.

… с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море

Без обычного страха гляжу.

-Каков идеал любимой для Некрасова?

-Какой должна быть любовь как считает поэт?

Давайте сформулируем особенности любовной лирики Некрасова. Запишем их в тетрадь.

Особенности любовной лирики Некрасова.

Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.

Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.

Идеал любимой – это женщина – друг, опора в жизни.

Стихи Н. Некрасова о любви искренни и достоверны.

-Как? Что еще мы не знаем об этой женщине?

Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений.

-В 1849 г. Авдотья и Некрасов ждали ребенка и, окрыленные, все 9 месяцев писали совместный роман. Сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок. И она отправилась на лечение за границу.

Разлука моментально подхлестнула чувства Некрасова. Он забросал Авдотью нежнейшими письмами, и, получая от нее намеренно – равнодушные ответы страдал ужасно. Панаева вернулась – с ней вернулась и идиллия в их союз. Но на непродолжительное время.

Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит.

(умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.)

Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по – настоящему никто. После расставания с Некрасовым, Панаева вышла замуж за публициста А. Ф. Головачёва. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах.

Сейчас вы услышите еще одно стихотворение, посвященное А. Панаевой. Постарайтесь понять о чем оно? Какие чувства в нем выражены? С какой стороны раскрылся поэт?

Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт сумел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.

Домашнее задание: сопоставительный анализ стих-ий Некрасова, Тютчева, Пушкина.

Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает.

Муза — творческое вдохновение, олицетворяемое в образе женщины, богини.

Поэзия — искусство образного выражения мысли в слове, преимущественно в стихотворной форме.

Цикл — ряд художественных произведений одного жанра, объединённых общей темой, действующими лицами и другими элементами.

Список литературы

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

2. Литература. 10 класс. Тематические тесты. От текста к смыслу. Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 128 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделённые современными взглядами, причастные к творческому процессу.

Эта любовь осветила жизнь поэта, по-настоящему вдохновила, хотя Авдотья Яковлевна долго не могла ответить на его чувства, так как была замужем.

Вместе с тем они всегда были вместе, даже в творчестве: в соавторстве с Панаевой написано несколько романов (Панаева писала под мужским псевдонимом).

Но этот союз не был идеальным. И хотя их многое объединяло — общие духовные интересы, совместная литературная работа, уважение и привязанность друг к другу, совместная жизнь была трудной.

Так это шутка? Милая моя,

Как боязлив, как недогадлив я!

Я плакал над твоим рассчитано -

Коротким и сухим письмом;

Ни лаской дружеской, ни

Ты сердце не порадовала в нём.

Я спрашивал: не демон ли раздора

Твоей рукой насмешливо водил?

Я говорил: «когда б нас разлучила

Но так тяжёл, так горек, так уныл,

Так нежен был последний час

В период ссор и разлук появлялись новые кратковременные влюблённости, но чувства к Панаевой не уходили. Так, Некрасов на время увлёкся французской актрисой Селиной Лефрен, роман с которой скоротечно закончился, так как девушка уехала из России.

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, –

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, –

Благослови и не забудь!

Некрасов ставит лирического героя в ситуацию выбора, наблюдая за ним, за его внутренними переживаниями и смятением. Поэт описывает страдания от неразрешённости любовных ситуаций, от постоянных упрёков и разлук, которыми была наполнена его жизнь.

Весной 1870 года Некрасов в возрасте 48 лет встречает молодую привлекательную девушку Фёклу Анисимовну Викторову. Она пленяет его безмятежной лаской и открытой душой. Поэт называет её Зиной, так как ему не нравится имя Фёкла.

Они женятся. Первые годы их совместной жизни полны беззаботности и веселья, они много гуляют и посещают театры. Но здоровье Некрасова ухудшается. Зинаида Николаевна постоянно находится рядом, поддерживает поэта. После первого интенсивного приступа 18 мая 1876 года он сочиняет стихотворение, которое открывает цикл, посвящённый уже этой женщине.

Ты ещё на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру — моя померкнет слава,

Не дивись и не тужи о ней!

Знай, дитя; ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моём:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песня мне мешала быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет.

Любовная лирика Некрасова формирует новый стиль в русской поэзии. В стихотворениях поэта возлюбленная является не только объектом обожания и благоговения, но и другом и единомышленником. Героиня всегда дополняет героя в беседах или воспоминаниях.

В некрасовской лирике любовь многогранна, она наполнена различными оттенками эмоций и противоречиями, она живая и реалистичная.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Установление соответствий.

Установите соответствие между понятием и его определением.

герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает

второе лицо, наравне с первым

Подсказка: Некрасов создаёт второе лицо через воспоминания первого, их совместные диалоги.

Читайте также: