Ломоносов конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Почему России нужен был флот?

Карточка 2

Расскажите о детстве Петра I.

Карточка 3

Чем царь Петр 1 отличался от других европейских правителей?

Карточка 4

Какие главные перемены произошли в России при Петре I?

(Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)

Самое высокое здание в России в XVII в.

Построена в честь Александра Невского

Строительство Петербурга начиналось

Первая русская газета

Дедушка русского флота

Россия стала империей

(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 6 на с. 34—35 рабочей тетради. Чем воспользуемся для проверки? (Учебником.)

(Ученики рассказывают о Петре I.)

III. Самоопределение к деятельности

— По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ

(Донской, Невский, Петр, Ломоносов.)

— Какое из этих слов лишнее? Почему? (Лишнее слово Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.)

— Что вы уже о нем знаете?

— Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

— Пользуясь текстом учебника, составьте план рассказа о M-В. Ломоносове.

(Ученики работают в парах. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа в группах

— Восстановите деформированный план рассказа о М.В. Ломоносове.

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

В Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд на с. 36. (По горизонтали: 2. Компас. 7. Ломоносов. 8. Астрономия. 9. Баренцево. 10. Университет. По вертикали: 1. Холмогоры. 3. Академия. 4. Венера. 5. Латинский. 6. Москва. 9. Белое.)

— В каком веке был открыт Московский университет? (B XVIII.)

— В каком веке было изобретено книгопечатание? (В XV.)

— В каком веке в России произошло открытие Академии наук? (В XVIII.)

— Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с. 37.

(Учитель задает вопросы по рядам. За правильный ответ ряд получает очко.)

1. В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711 г. неподалеку от города Холмогоры.)

2. Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком.)

4. Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью.

Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

5. Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11—12 лет.)

6. Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)

10. Сколько лет ему тогда было? (19 лет.)

11. Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греколатинскую академию.)

12. Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

13. Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.)

14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию.)

15. Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

17. Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

18. Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.)

19. Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова.)

4. Работа с CD

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

— Что для вас было самым интересным на уроке?

— О чем захотелось еще узнать?

— Что было трудным?

— Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Домашнее задание

Прочитать текст нас. 101—104 учебника.

Дополнительный материал

Детство Ломоносова. Родился М.В. Ломоносов в 1711 г. в Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по-европейски на реке Двине парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Годы учебы. В декабре 1730 г. Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву. В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов и в декабре 1731г. был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он академию в 1735 г. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка — на хлеб, 1 копейка — на квас, 1 копейка — на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

В Петербурге. В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 г. трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

Возвращение в Россию. В Россию вернулся в 1741 г. сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 г. адъюнктом физики — это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 г. получил звание профессора химии.

Открытия Ломоносова. 1. В области литературы, поэзии:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

2. В области физики:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

3. В области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки — физической химии.

4. В области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

5. В области географии:

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. В области геологии:

а) создал теорию о возникновении металлов и минералов;

7. В области истории:

а) закончен 1-й том Российской истории;

а) написал статью о должности журналистов;

б) составил проект учреждения Московского университета;

в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальный.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, портрет М. В. Ломоносова, презентация.

Основные понятия: Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткое описание: На данном уроке обучающиеся знакомятся с биографией и деятельностью М. Ломоносова. Учащимся представлен увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Тут затеи и кроссворды,

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

II. Проверка домашнего задания

У: Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Делиться на группы мы будем следующим образом:
Каждый из Вас получил карточку (Приложение 1) с пропущенными словами, где найдёте продолжение фразы, там работает ваша группа.

На столах стоят таблички

Кирилл и Мефодий

ответив на вопросы, учащиеся разбиваются на группы и занимают нужный стол.

У: Разбивка на группы произошла, приступаем к работе. Вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.

а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся этого человека, а вы быстро отвечайте:

– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)

-Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царём?(10)

– Сколько лет прожил Петр I? (53 года)

– Назови рост Петра I? (2 м 4 см)

-Назови сколько специальностей освоил Петр 1. (14)

б) Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году? (Приложение 2)

Весна 1703 г – строился Санкт-Петербург.

Август 1703 г – построен город Петрозаводск.

1721 г – Петр Первый стал императором

На карточках написаны понятия. Представители групп берут по 2 карточки, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы

Стрельцы – это воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием.

Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.

Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.

Каждой группе даётся лист с перечисленными новшествами, веденными в период правления Петра Первого, до него и после (Приложение 3)

У: Выберите и обведите кружочком, что из перечисленных новшеств появилось в России во время царствования Петра I. (Группы работают в течение 1 минуты, затем говорят по очереди)

У: Заслуженно, ли Петр Первый получил прозвание «Великий?

III. Определение темы и целей урока. Стадия вызова

У: Итак, преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города. Петр основал новую столицу – Санкт-Петербург. Для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю свою жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений. Он понимал важность развития образования. Великое дело Петра – развитие российской науки продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд.

1. Прозвище Петра I в истории России. (Великий)

2. Как назывался его полк? (Потешный)

3. Что перевезли из Владимира в лавру? (Мощи)

4. Фамилия Петра I (Романов)

5. В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт? (Нева)

6. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла? (Собор)

7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём? (Софья)

8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург? (Болото)
9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?(Верфь)

У: Я читаю вопрос. Группы по очереди отвечают. Какое слово получилось по вертикали? Прочитайте все хором. (Ломоносов)

У: Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?

На доске эпиграф:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…

Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал биографию Михаила Васильевича Ломоносова. Имя Ломоносова знают во всём мире. Уже при жизни его работы были признаны европейскими учёными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянскому сыну удалось стать первым русским академиком.


IV. Объяснение новой темы. Стадия осмысления

Работать мы будем по плану: (план на доске)

- Когда родился М.В.Ломоносов?

– Что закалило характер Ломоносова?

– Что интересовало любознательного мальчика?

– Какая у него была неодолимая страсть?

У: Вторая группа работает над тем, каков был путь Ломоносова в науку? (Приложение 6)

После пересказа учитель задает вопросы:

– Какое решение принимает Ломоносов?

– В какую академию он поступает в Москве?

– Какому языку здесь обучали?

– Какие трудности возникли у Ломоносова?

– Где продолжил учебу талантливый юноша?

После пересказа учитель задает вопросы:

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

У: Четвертой группе – группе академиков нужно выяснить, кто же для нас Ломоносов?

У: Кто же для нас М.В.Ломоносов? Давайте приоткроем дверь академии наук и послушаем, о чем говорят ученые?

Учащиеся этой группы самостоятельно готовили информацию о вкладе Ломоносова в различные отрасли науки.

У: Мы прослушали презентации групп и, используя метод ассоциации, заполним блок- схему.

На доске схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.


V. Закрепление

(Учитель задает вопросы по рядам.За правильный ответ ряд получает очко.)

В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711г. не­подалеку от города Холмогоры.)

Кем был отец Ломоносова? <Рыбаком.)

Чем отличался Ломоносов в 10 лет? ( Любознательностью.Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда поверну­та на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? ( В 11— 12 лет.)

Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отпра­виться в Москву постигать науки.)

Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, на­правлявшихся в Москву.)

Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко­латинскую академию.)

Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним по­тешались одноклассники, так как он был старше всех.Ему не хватало денег.)

Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Пе­тербург, потом в Германию.)

Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он про­славился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астро­ном, географ, историк.)

Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабора­торию, фабрику цветного стекла.)

Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдаю­щиеся работы в области естественных наук? (Золотая ме­даль имени М.В. Ломоносова.)

VI. Рефлексия

У: Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове. (Приложение 8)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока - окружающий мир в 4 классе

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов.

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

Задачи урока:
учебная – формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
развивающая – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;
воспитательная – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.
УУД: познавательные: осознавать познавательную задачу; читать ,извлекая нужную информацию;

коммуникативные: участвовать в общей беседе;

регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.

Краткое описание: На данном уроке обучающиеся знакомятся с биографией и деятельностью М. Ломоносова. Учащимся представлен увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями.

I . Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и кроссворды,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час

II. Проверка домашнего задания

Я надеюсь, что знания полученные на уроке помогут вам при выполнении ВПР по окружающего миру.

Ребята, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке. (Пётр Великий)

а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы прошлого урока, а вы поднимаете руку и даете ответ:
– В каком веке правил Петр I? (В 18 веке)
– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)
– Сколько лет прожил Петр I? (53 года)
– Назови рост Петра I? (2 м 4 см)

На доске перед вами ромашка. Ребята, но это не простая ромашка. На ее лепестках записаны исторические понятия, которые вам необходимо будет объяснить. Сейчас один из представителей групп подойдет к доске и возьмет 1 лепесток, затем в группах вам необходимо будет посовещаться и дать краткое объяснение этим понятиям.

3) Скажите, какие преобразования Петра 1 помогли дальнейшему развитию страны?

(- в России появился свой флот;

- возникли новые города;

- Петр 1 основал Санкт-Петербург

- возник 1-ый музей-Кунсткамера

- Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? (Благодаря Петру 1 Россия стала империей)

III. Введение в тему урока.

1) Рассказ учителя

Петр Первый дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки - продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание в группах .

2) Работа в группах.

У вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Переставьте буквы так, чтобы получились известные вам слова.

ДНОСОКЙ, НВЕСИКЙ, ПТЁР, ЛМООНСООВ. (Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)

- Какой из этих исторических персонажей вам не знаком? Почему? ( Ломоносов , потому что о нем мы еще не говорили)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Михаил Васильевич Ломоносов) Слайд

- Верно ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным человеком- МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ.

-Какая цель нашего урока? (Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, о его роли в истории России)

Слово учителя.

Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие.

IV. Открытие нового знания

Ломоносов жил очень давно, но думал так же, как и мы — о солнце, о небе, о земле. И о людях, которые живут на земле. В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать. Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий.

Где бы ни учился Ломоносов, успехи его всегда были блестящими. Круг его интересов чрезвычайно широк — химия, физика, астрономия, медицина, история, филология, поэзия.

Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить.

Итак, давайте проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством.

Работу организуем в группах. Вы будете выступать в роли исследователей.

Работать будем по следующему плану: Слайд (план на доске)

Каждая группа будет работать по своей теме.

1. Детство Ломоносова

2. Путь в науку (1 часть).

3. Путь в науку (2 часть)

4. Ломоносов – ученый.

Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. Кроме того, вы его видите на слайде. С ним вы ознакомитесь самостоятельно.

План действий:

1. Прочитайте текст в учебнике (с.101 - 104) и дополнительную информацию на отдельном листе.

2. Прочитайте задания вашей группы.

3. Обсудите в группах (в предложенной последовательности) задания.

4. Дайте ответы на них письменно.

5. Выберите в группе того, кто будет выступать.

6. Проанализируйте свое выступление. Если надо внесите изменения.

Итак, 1 группа какое новое знание вы открыли? Слушаем вас.

(до слайда М.рано научился грамоте)

С лайд (со слайда когда М.было 19 лет…)

Вторая и третья группы работали над тем, каков был путь Ломоносова в науку. Послушаем их.

Слайд

Слайд
- В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым и стал работать в Петербургской академии наук. Михаил Васильевич преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику. Он первым объяснил русскому люду откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, отчего происходит северное сияние и многое другое.

Слайд Диана

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.

Слайд Вероника

Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге

Слайд Наташа

На родине ученого есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Очень много туристов посещают знаменитое село.

Слайд Вера

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

V. Проверка понимания изученного

А теперь проверим как вы усвоили тему урока.

1. Кем по роду занятий был отец Ломоносова? (рыбаком)

2. Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом? (19 лет)

3. Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов?

4. Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения?

5. Этот мост Ломоносова находится…

6. Какую битву изображает мозаичное полотно, созданное Ломоносовым?

7. В этом доме Ломоносов жил в городе…?

8. Кто автор строк:

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

VI. Подведение итогов урока

А теперь давайте вспомним начало урока.

-Что говорил А.С. Пушкин о Ломоносове?

-Почему Пушкин так назвал Ломоносова?

Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

- Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? (М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры)


VII. Рефлексия

А теперь оцените свои знания на занятии.

- Сегодня на уроке я узнал …

Меня удивило….

VII. Домашнее з адание

*Читать стр.101-104, отвечать на вопросы.

* Рабочая тетрадь стр.36 Разгадайте кроссворд.

Творческое задание: по желанию

- А завершить наш урок хочется следующими словами:

СЛАЙД
Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел
Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!

1 группа

Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 101 – 102) и дополнительной информацией на другом листе):

1. Когда и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

2. Каким был отец Ломоносова?

3. Что случилось с матерью Ломоносова?

4. Что закалило характер Ломоносова?

5. Что интересовало любознательного мальчика?

7. Как относилась мачеха к Михаилу?

8. Какая заветная мечта была у М.Ломоносова?

(Выступление группы не более 3 минут).

Для 1 группы.

1.Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на севере. Это край отважных, трудолюбивых и вольных людей. Его Родина-деревня Денисовка, это недалеко от Холмогор.

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.

Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у него на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?

По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Ломоносов прочитал все, что было по рукой.

Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. И поэтому он читал в уединённых местах, терпел стужу и холод.

Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась. Заветная мечта Ломоносова- учиться.

Он слышал, что в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много.

2 группа

Путь в науку (1 часть)

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 102 – 103) и дополнительной информацией на другом листе):

1. Когда Ломоносов уходит из дома? В каком возрасте?

2. В какую академию он поступает в Москве?

3. Какому языку здесь обучали?

3. Как жил Ломоносов? Хватало ли ему средств?

4. Как ребята отреагировали на Михаила?

5. Как учился М.Ломоносов?

(Выступление группы не более 3 минут).

Для 2 группы

2. Путь в науку (1часть)

Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на 1 копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех.

А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. “ Да он лучше учителей всё знает, “- шептались школяры.

Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий.

3 группа

Путь в науку (2 часть)

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 102 – 103) и дополнительной информацией на другом листе):

1. Сколько составлял полный курс обучения? За какое время Ломоносов закончил обучение?

2. Где продолжил учебу талантливый юноша?

3. К каким наукам он проявил интерес?

4. Что постигал и изучал Михаил Ломоносов?

5. Как Ломоносов оказался в Германии?

6. Перечислите основные открытия Ломоносова?

(Выступление группы не более 3 минут).

Для 3 группы.

3. Путь в науку. (2часть)

Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.

Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот трёх лучших студентов отправляют в Германию в город Марбург для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, по механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.

В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно ему мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой

4 группа

Ломоносов – ученый

Ответьте письменно на следующие вопросы:

1. Сколько лет прожил за границей Ломоносов?

2. Какие языки он выучил?

3. Куда был определен М.Ломоносов? Что он преподавал?

4. В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?
5. Составьте блок-схему с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре, которой – портрет М.В.Ломоносова (приготовьтесь ее рассказать-объяснить).

hello_html_56aabed3.jpg

(Выступление группы не более 3 минут).

Для 4 группы.

4. Ломоносов – ученый.

Ломоносов прожил за границей около четырех лет. Все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком.

По возвращению в Россию, Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое.

Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.

В 1755 году он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.
1.Открытия в области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
б) выпустил “Риторику”;
в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

2.Открытия в области физики:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;

3. Открытия в области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

4. Открытия в области астрономии:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп.

5. Открытия в области географии:
а) составил “Полярную карту”;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. Открытия в области геологии:
а) теория о возникновении металлов и минералов;
б) “ О причине землетрясений”.

7. Открытия в области истории:
а) закончен 1-ый том Российской истории.
б) составил “Краткий летописец с родословием”.

8. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные - развивать самостоятельность, умение работать в паре.

Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Он пойдёт вам, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

II. Мотивационный этап

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

Ученье-свет, а неученье - тьма.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Какие ещё пословицы об учении вы знаете?

- А нужно ли вам учиться?

Объясняют: Пословица означает, что знания дают человеку узнать и понять всю красоту жизни, а у безграмотных людей жизнь унылая, не интересная.

Называют пословицы об учении:

- Повторение-мать учения. (Пословица означает, чтобы выучить и запомнить нужное знание, необходимо повторять урок, т.к с первого раза материал забывается. И только повторив изучаемое, можно навсегда его запомнить и потом применить его в жизни)

- Красна птица перьем, а человек-ученьем. (Пословица означает, что животных и птиц украшает их внешний вид, а человека украшают его знания и ум. Как бы ты красиво не одевался, но если ты малограмотный человек, то хорошим людям вряд ли ты понравишься)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

У вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Переставьте буквы так, чтобы получились известные вам слова.

ДНОСОКЙ, НВЕСИКЙ, ПТЁР, ЛМООНСООВ.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Сегодня мы недаром начали урок с пословиц об учении, потому что познакомимся на уроке с биографией человека, который очень старательно учился и внёс большой вклад в развитие России.

-Как вы думаете, о ком пойдет речь?

Отгадывают: Донской, Невский, Пётр, Ломоносов.

Лишнее слово Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.

Невский, Донской, Петр 1- правители Руси

( Невский и Донской-русские князья, Петр1-царь, император)

Ломоносов - первый русский учёный,

Речь пойдет о Ломоносове.

IV. Актуализация знаний

IV. I. Проверка домашнего задания

А) Фронтальный опрос

- Прежде, чем мы начнём знакомиться с биографией Ломоносова, вспомним знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей.

- Кто этот человек?

- Что такое империя?

- Что можете рассказать о детстве Петра?

-Чем царь Пётр 1 отличался от других европейских правителей?

­- Какие главные черты характера Петра 1?

- Какие главные перемены произошли при Петре 1?

Б) Работа в парах

Александро – Невская лавра

Главная улица Санкт-Петербурга

Построена в честь Александра Невского

Первая русская газета

Самое высокое здание в России в XVII веке

С нее началось строительство Петербурга

Россия стала империей

Дедушка русского флота

- Оцените работу своей пары.

- Почему Пётр 1 получил название Великий?

Империя - большое, сильное государство.

Отвечают: Во время путешествия в Европу он трудился плотником на верфях Голландии и Англии, постигал сам премудрости корабельного дела

Отвечают: Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли ему наперекор его воле.

Отвечают: Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города: Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург; началось тесное общение со странами Европы

Работают в парах.

Город на Неве – Санкт – Петербург(1703).

Главная улица Санкт – Петербурга – Невский проспект.

Построена в честь Александра Невского – Александро – Невская лавра.

Самое высокое здание в России в XVII веке – Петропавловский собор.

С нее началось строительство Петербурга – Петропавловская крепость.

Первый музей – Кунсткамера.

Россия стала империей – 1721 год.

Дедушка русского флота – ботик.

Отвечаю: Петр 1 превратил Россию в великую державу

V. Первичное усвоение новых знаний

-Что вы знаете о Ломоносове?

- Что интересно будет узнать вам о нём?

- А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом". Почему? Ответим после изучения биографии.

А) Просмотр презентации "М.В. Ломоносов"

В 1711 году в рыбацкой деревушке на севере России, неподалеку от села Холмогоры родился один из величайших людей России – Михаил Васильевич Ломоносов.

В России это было время, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда книга была редкостью и неоценимым сокровищем.

Михайло рос пытливым и любознательным мальчиком. Его интересовало все на свете: Почему по небу разливается чудесное северное сияние? Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Позднее Ломоносов пытался объяснить многие явления природы, которые он наблюдал на родном Севере.

Именно работа в суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком. У Михайлы была другая мечта: учиться.

В 11-12 лет он начал постигать грамоту. Грамоте Михаила обучал дьячок местной церкви. Первыми учебными книгами Ломоносова были “Арифметика” Леонтия Магницкого и “Грамматика” Мелетия Смотрицкого. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться.

И вот однажды, в 19 лет, тайком от отца он пристал к одному из обозов, который как раз следовал до Москвы. Юноша на мешках с рыбой, то на санях, то бегом с ними рядом, чтобы не закоченеть, добрался до древнего города, о котором столько читал и слышал. Добирался он почти полтора месяца.

В Москве в 1731 г. юноша поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Только здесь обучали латинскому языку – международному языку науки того времени. Но взяли его в первый класс, где учились дети 8 лет. Трудно ему было. И дразнили его, и смеялись над ним одноклассники. Представьте, что рядом с вами за партой сидит молодой мужчина двадцати лет.

Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день:

1 копейка - на хлеб;

1 копейка - на квас;

1копейка – на обувь, одежду и все остальное.

Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды. Жил он так 5 лет, но учебу не бросил.

Учился Ломоносов лучше всех.

В 1735 году в числе 12-ти лучших учеников его отправили в Петербургскую академию наук.Ломоносов был умным и очень трудолюбивым. Он стал лучшим учеником академии.

В 1736 году его направили на обучение в Германию. Он стал студентом университета в городе Марбурге. Здесь он изучал математику, физику, химию, а затем горное дело.

В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук.

В 1745 году Ломоносов получил диплом профессора химии, а позднее стал академиком Петербургской академии наук.

Слайд 8 Рабочий кабинет Ломоносова

Б) Работа по учебнику.

- Обратимся к учебнику стр.103.

Прочтите последний абзац и текст на стр.104

- В каких науках Ломоносов сделал открытия?

В самых различных областях раскрылся талант Ломоносова.

В области астрономии:

Изобрёл телескоп и трубу ночного видения.

Открыл атмосферу на Венере.

Он изучал строение нашей планеты, открыл атмосферу на планете Венера, изобрел телескоп и трубу ночного видения.

В области русского языка и литературы:

Разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”.

Писал стихи, пьесы для театра.

Он известен как историк.

Составил 1-ый том Российской истории.

Известен как физик

Сконструировал термометр

В области географии:

Составил “Полярную карту”.

Разработал приборы для морского кораблевождения.

В области геологии:

Объяснил откуда произошли многие минералы и полезные ископаемые.

В области химии:

Организовал первую в России химическую лабораторию. ( При академии наук)

Изобрёл способ изготовления стекла разных оттенков.

Работая в лаборатории он открыл секрет изготовления цветного стекла, из которого можно составлять мозаику.

Ломоносов много сделал для образования в России. Он предложил создать университет. Он мечтал, чтобы в университет могли без ограничений поступить юноши из всех слоев общества.

25 января 1755г. императрица Екатерина Петровна, дочь Петра I , подписала указ о создании Московского университета. Теперь 25 января отмечается как День российского студенчества.

В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся научные работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В.Ломоносова.

В честь Ломоносова названо его родное село, г. Ломоносов, хребет на дне Северного-Ледовитого океана, кратер на Луне, во многих городах нашей страны поставлены памятники Ломоносову. Один из них перед зданием Московского государственного университета.

Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке Карточка 1

Почему России нужен был флот?

Расскажите о детстве Петра I.

Чем царь Петр I отличался от других европейских правителей?

Какие главные перемены произошли в России при Петре I?

(Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)

1721г. Город на Неве Санкт-Петербург Главная улица Петербурга

Невский проспект Самое высокое здание в России в XVII в. Петропавловский собор Построена в честь Александра Невского

Александро-Невская лавра Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость Празднование Нового города 1 января

Дедушка русского флота Ботик Россия стала империей

(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 6 на с. 34—35 рабочей тетради. Чем воспользуемся для проверки? (Учебником.)

(Ученики рассказывают о Петре I.)

III. Самоопределение к деятельности

— По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ

(Донской, Невский, Петр, Ломоносов.)

— Какое из этих слов лишнее? Почему? (Лишнее слово Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.)

— Что вы уже о нем знаете?

— Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

— Пользуясь текстом учебника, составьте план рассказа о М. В. Ломоносове.

(Ученики работают в парах. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа в группах

— Восстановите деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

В Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Работа в парах.)

— Если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд на с. 36. ( По горизонтали: 2. Компас. 7. Ломоносов. 8. Астрономия. 9. Баренцево. 10. Университет. По вертикали: 1. Холмогоры. 3. Академия. 4. Венера. 5. Латинский. 6. Москва. 9. Белое.)

— В каком веке был открыт Московский университет? (ВXVIII.)

— В каком веке было изобретено книгопечатание? (ВXV.)

— В каком веке в России произошло открытие Академии наук? (ВXVIII.)

— Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с. 37.

(Учитель задает вопросы по рядам. За правильный ответ ряд получает очко.)

1. В каком году и где родился М. В. Ломоносов? (В 1711 г. неподалеку от города Холмогоры.)

2. Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком.)

4. Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

5. Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет.)

6. Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)

10. Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

11. Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко-латинскую академию.)

12. Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

13. Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.)

14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию.)

15. Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

17. Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

18. Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.)

19. Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М. В. Ломоносова.)

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

— Что для вас было самым интересным на уроке?

— О чем захотелось еще узнать?

— Что было трудным?

— Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Прочитать текст на с. 101—104 учебника.

Детство Ломоносова.

Родился М. В. Ломоносов в 1711 г. в Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по-европейски на реке Двине парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Годы учебы. В декабре 1730 г. Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву. В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов и в декабре 1731 г. был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он академию в 1735 г. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка — на хлеб, 1 копейка — на квас, 1 копейка — на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

В Петербурге. В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 г. трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

Возвращение в Россию. В Россию вернулся в 1741 г. сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 г. адъюнктом физики — это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 г. получил звание профессора химии.

Читайте также: