Конспект урока диалектизмы жаргонизмы

Обновлено: 06.07.2024

1. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

2. Жаргон, жаргонизмы, сленг (молодёжный жаргон).

Лексика – совокупность слов языка, его словарный состав.

Общеупотребительные слова – это лексические единицы, входящие в активный словарный запас человека, употребляемые им постоянно, независимо от профессии, места жительства, уровня образования.

Необщеупотребительные слова – это лексические единицы, употребляемые не всеми носителями языка. К таким словам относятся жаргонная лексика, диалектная лексика, терминологическая и профессиональная лексика..

Научная лексика – слова и выражения, функционирующие в научном стиле речи.

Молодёжный сленг/жаргон – один из видов групповых жаргонов, используемый в речи молодёжи, характеризующийся активным употреблением; открытостью; проникновением в разговорную речь других слоев населения; обилием англицизмов и жаргонизмов, созданных на базе английских или интернациональных корней: мэн (мужчина). Внутри М. с. традиционно выделяются: 1) жаргон школьников 2) студенческий сленг.

Специальная лексика – это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы.

Профессиональный жаргон – разновидность жаргона, используемого группой людей, объединённых по профессиональному признаку.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 100 с.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 90 с.
  4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 30 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на эти слова. Сейшн, быть в теме, крутой.

Что они могут обозначать? Сейшн – вечеринка; быть в теме – разбираться в чём-либо; крутой – очень хороший. Эти слова называются жаргонными.

Сегодня мы с вами узнаем об одной из разновидностей необщеупотребительной лексики – жаргонизмах.

Что такое жаргонизмы? Это слова и выражения, относящиеся к жаргону. Жаргон (франц. jargon) – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (Ж. программистов), положения в обществе (Ж. рус. дворянства в XIX в.), интересов (Ж. реконструкторов) или возраста (молодёжный Ж.).

Как появляются жаргонные слова? Они приходят из других языков. Например, слова сайз – размер, ха́ус – дом – из английского языка.

Жаргонизмы рождаются и благодаря переосмыслению знакомых слов. Например, мозг – умный человек.

Попробуем найти в тексте жаргонизмы, определить их значение, вставить пропущенные орфограммы.

Раскрученный: полное отглагольное прилагательное, образованное от глагола совершенного вида, поэтому в суффиксе пишем -нн-.

Собирал: в глаголе корень с чередованием гласной -бир-. Необходимо написать букву и, так как за корнем следует суффикс -а-, правописание гласной в корнях -бер- – -бир- – определяется отсутствием/наличием суффикса -а- после корня.

Тренировочные задания

Выберите один правильный вариант ответа.

Сколько слов-жаргонизмов в данном предложении? Устно определите их значения.

Сегодня мой брат получил трояк по домашке.

Правильный ответ:

Разбор задания: трояк – неудовлетворительно; домашка – домашняя работа.

Восстановление последовательности элементов в тексте

Восстановите последовательность синонимов по порядку: общеупотребительное слово – профессиональный жаргон: схрон, курок, тайник.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ план-конспект открытого урока по русскому языку.docx

План-конспект урока

Предмет : русский язык

Преподаватель: Верхотурова В.А.

Дата: 13.11.2014

Познакомить учащихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы), расширить представление учащихся о лексической системе языка;

Развивать умение давать лексическое толкование слову, развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала;

Формировать правильную и эффективную речь;

Воспитывать культуру речи средствами художественной литературы.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с заданиями, толковые словари.

Организационный момент

Приветствие, проверка наличия тетрадей, перекличка по списку.

(Слайд 1). Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с основными лексическими понятиями, как диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы, а также будем развивать умение давать лексическое толкование слову; формировать правильную и эффективную речь; рассмотрим небольшую исследовательскую работу ваших одногруппников по употреблению этих лексических понятий в нашей речи и поработаем корректорами.

- Для начала давайте повторим, что же такое лексикология и лексика (наука, изучающая лексику, словарный состав языка).

Ш. Объяснение нового материала.

Слово преподавателя

- В конце урока вы должны ответить на вопрос: « Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина, который утверждал (читаю эпиграф).

- Ну а теперь перейдем к нашей теме, объяснение нового материала приготовили вы сами. Девчонки будут рассказывать, а остальные, пожалуйста, фиксируйте в тетрадь (диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы). Слайд 3,4,5 .

- Валя с Таней провели небольшую исследовательскую работу по употреблению диалектизмов, жаргонизмов и арготизмов в своей речи. Давайте, их послушаем (Слайд 6).

Девочки: расспросив, учащихся нашего техникума, мы пришли к выводу, что 3 % учащихся используют диалектизмы в своей речи

10 % учащихся используют в своей речи арготизмы.

87 % учащихся используют жаргонизмы;

Преподаватель

- Какие жаргонизмы наиболее часто встречаются в лексиконе наших студентов? ( девочки перечислят)

- Какой вывод можно сделать из всего этого? (наша речь засорена жаргонной лексикой).

IV . Закрепление материала

Слово преподавателя

- Иногда писатели, поэты используют арготизмы, диалектизмы, жаргонизмы в художественной литературе как выразительное средство, изображающее достоверно и убедительно создаваемые картины человеческой жизни.

Пробовать крупного гороха (быть наказанным)

- А диалекты встречаются у Н.В. Гоголя почти во всех произведениях. Но использовать эту лексику нужно умело, уместно, умеренно!

- А сейчас, ребята, поработаем корректорами. Я вам раздам карточки с заданиями, вам нужно будет найти и объяснить ошибки (Слайд 8)

Найдите и объясните ошибки .

1. Ноздрев всячески страшал Чичикова (диалект)

2. Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей (жаргонизм)

3. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина (диалект)

4. Манилов долго трепался с Чичиковым (жаргонизм)

Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой группе относятся .

Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске , а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

- Из какого произведения отрывок?

- Парубок - парень (лексич.)

- гуртом – группой (лексич.)

- плахта – нижняя одежда из шерстяной клетчатой ткани (этнограф.)

- запаска – род шерстяного передника у женщин (этнограф.)

- Как вы думаете, уместно ли употребил Н.В. Гоголь в данном отрывке диалектизмы? (да)

V . Рефлексия

- А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока;

- Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина? (слайд 2)

- Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своем лексиконе и в сочинениях? (нет)

- Оценки за урок такие…

VI . Домашнее задание

- Попробуйте переделать известное стихотворение, заменив, литературные слова на жаргонизмы.

- Всем спасибо за урок!

Самоанализ урока

Выбранный для просмотра документ презентация к открытому уроку.pptx

Тема урока: «Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, ар.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: «Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, ар.

Язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги.

Язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторения лексикона. А.С. Пушкин

Диалектизмы - слова, распространение которых ограничено той или иной террито.

Диалектизмы - слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они больше присущи крестьянским жителям и до сих пор являются средством общения среди значительной части нашей страны. Диалекты северных областей отличаются от диалектов юга страны. Среди диалектов можно выделить три группы: Лексические диалектизмы - местные названия общепринятых предметов, явлений, понятий. Они имеют синонимы в русском литературном языке: баз - двор, бирюк - волк. Лексико-семантические диалектизмы - это слова литературного языка, употребляющиеся в диалекте в местном значении. Н: благая - дикая; веснушка - лихорадка, тёмно - очень сильно. Этнографические диалектизмы - это местные названия местных предметов и явлений, поэтому не имеют синонимов в литературном языке: чекмень - верхняя мужская одежда Фонетические диалектизмы - отражают особенности звуковой системы говора. Например: 1) в южных говорах наблюдается произношение [х] вместо [к] на конце слов: вра[х], сне[х], лу[х] 2) для некоторых говоров характерно произношение [и] вместо [е]. п[и]сня, м[и]сто. 3) яканье: мяханик, кляновый 4) цоканье: цай, луцсе 5) оканье: хорошо 6) перенос ударения: я приду рано

Жаргонная лексика - это искусственные, иногда условные слова, используемые ч.

Жаргонная лексика - это искусственные, иногда условные слова, используемые членами какой-то социальной или иной группы, объединённой общими интересами. 1) воровской жаргон: липа (фальшивка), крыша (защита), шмон (проверка). 2) молодёжный сленг: а) студенческий: общага (общежитие), стипуха (стипендия). б) школьный сленг: физичка (физика), инглыш (английский язык), камчатка (задняя парта).

Арготизмы (франц., ед. ч. argotisme) - это слова и выражения разговорной реч.

Арготизмы (франц., ед. ч. argotisme) - это слова и выражения разговорной речи, заимствованные из различных социальных, профессиональных диалектов. В семантически преобразованном виде используются в просторечии, сохраняя в них яркую экспрессивную окраску. К арготической лексике относятся сохранившиеся элементы из речевого обихода деклассированных групп (воров, бродяг, нищих, карточных шулеров и другие): раскололся (предал), стукач (доносчик, предатель), кимарить (спать) и другие.

Употребление диалектизмов, арготизмов, жаргонизмов учащимися техникума

Употребление диалектизмов, арготизмов, жаргонизмов учащимися техникума

«Истинный вкус , - писал А.С. Пушкин, - состоит не в безотчетном отвержении.

Задание №1. Найдите и объясните ошибки. 1. Ноздрев всячески страшал Чичикова.

Задание №1. Найдите и объясните ошибки. 1. Ноздрев всячески страшал Чичикова. 2. Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей. 3. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина. 4. Манилов долго трепался с Чичиковым.

Задание №2. Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой.

Задание №2. Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой группе относятся. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

Известный языковед Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался о.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Материал открытого урока состоит из плана-конспекта и презентации. Этот урок я проводила в ГПОУ "Приаргунский сельскохозяйственный техникум", в группе повар, кондитер на первом курсе. Этот урок уникален тем, что мы со студентами проводили исследование по употреблению лексики ограниченного употребления среди числа студентов техникума, выясняли в процентном отношении сколько студентов употребляет в своем лексиконе жаргонов, диалектов, арготизмов.

Было очень интересно. Многие преподаватели могут использовать подобное исследование при изучении такой темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока :совершенствование знаний, умений и навыков.

Образовательные:

- повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях;

- продолжить развивать умение давать лексическое толкование слову;

- продолжить развивать умение определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова;

- научить составлять текст, грамотно используя слова в речи.

Воспитательная:

- формировать бережное отношение к родному языку.

Развивающие:

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Наименование структурного элемента урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Проверяет явку и готовность к занятию, настраивает на урок.

Готовятся к уроку. Доклад дежурного.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся

Предлагает ответить на вопросы и определить цели урока, актуальность и значимость изучения темы.

Отвечают на вопросы.

Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия.

Помогает сформулировать цели и задачи урока, сообщает о форме проведения урока:

Формулируют цели урока, записывают тему урока в тетрадь,

Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Организует проведение игры: проводит словарную работу, предлагает ответить на вопросы;

охарактеризовать структуру словарного состава русского языка, опираясь на схему;

определить источники знаний лексического значения слова; предлагает выбрать эпиграф к уроку.

Команды работают со словарем, принимают участие в беседе, дают связный ответ на поставленный вопрос,

жюри подводит итог 1 этапа работы команд.

Изучение нового материала.

Организует изложение материала, ставит проблемные вопросы, предлагает обучающимся выполнить дифференцированные задания, а жюри подвести итоги работы команд.

Закрепление нового материала.

Предлагает выполнить дифференцированное задание, ответить на вопросы, жюри подвести итог работы команд.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, делают обобщения;

выбирают эпиграф к теме урока.

Подведение итогов урока.

Делает вывод по уроку: обращает внимание на достижение целей урока, оценивает творческий подход к выполнению домашнего задания, работе команд и жюри, объявляет оценки.

Дают оценку урока: жюри дает оценку работы команд в целом, команды оценивают работу жюри.

Записывают домашнее задание

I. Организационный момент.

Преподаватель проверяет явку и готовность к занятию, настраивает обучающихся на урок. Командир группы докладывает преподавателю о готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся.

Беседа преподавателя с обучающимися

- Вспомните, какой раздел русского языка мы сейчас изучаем?

- Для чего необходимо изучать лексический состав русского языка? Как знания в этой области смогут помочь Вам в жизни, в вашей будущей профессии?

III. Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия.

- Сегодня мы на уроке поговорим о магической силе слова: его точности, меткости и уместности, т. е. научимся определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова, а также составлять текст, грамотно используя слова в речи. Сегодня мы будем не только обобщать ваши знания и умения в области лексикологии, но и совершенствовать эти умения. Для этого построим нашу работу в форме игры. Вспомните домашнее задание и представьте, пожалуйста, свои команды.

Представление команд капитанами.

- Кроме команд у нас работает жюри.

Представление преподавателем жюри.

- Члены жюри оценивают работу команд, комментируют свое решение, подсчитывают количество баллов каждой команды за устный и письменный ответы, затем выявляют самую интеллектуальную команду-победителя и выбирают самого эрудированного игрока.

- А сейчас жюри познакомят Вас с условиями игры.

Ознакомление обучающихся с условиями игры.

IV. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Работа со словарем.

Обучающиеся записывают в тетрадь.

Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. Высокий интеллект, низкий интеллект.

Интеллектуал – (разг.). Интеллектуальный человек.

Интеллектуальный – (книжн.). Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом. Интеллектуальные запросы. И. человек. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка., М., 1988 г.)

- Что такое лексикология?

Предполагаемый ответ. Наука, изучающая лексику.

- А что значит лексика?

Предполагаемый ответ. Словарный состав языка.

Предполагаемый ответ. Словарный запас одного человека.

- Сегодня мы поговорим о лексикологии, опираясь на тексты художественных произведений и на Ваш жизненный опыт. Мы вспомним, что такое диалектизмы, профессионализмы, узнаем, что такое жаргонизмы. В конце урока Вы должны ответить на вопрос: Какое из предложенных высказываний о языке вы взяли бы эпиграфом к теме нашего урока? Своё мнение должны обосновать.

Обучающиеся зачитывают высказывания.

1. Необходимо широкое знакомство со всем запасом нашего словаря и необходимо умение выбирать из него наиболее точные, ясные, сильные слова.

2. Определите точно каждое слово. И вы избавитесь от половины заблуждений.

- Рассмотрите схему и дайте связный ответ о структуре словарного состава русского языка. (Смотри приложение 3)

Предполагаемый ответ. Словарный состав современного русского языка по сфере употребления делится на две группы: общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы и арготизмы).

- Что значит общеупотребительная лексика?

Предполагаемый ответ. Наиболее употребительные слова.

- Из каких источников мы можем узнать значение общеупотребительных слов?

- А слова, которые употребляются в науке, технике и обозначают понятия той или иной отрасли знания?

- За пределами литературного языка находится лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Объяснение материала готовили Вы сами. Поговорим о профессионализмах. Подумайте, по каким профессионализмам можно определить вашу профессию?

V. Изучение нового материала.

Выступления представителей команд с изложением нового материала.

1. Доклад с презентацией о профессиональной лексике делает представитель первой команды (см. материалы доклада в приложении 4).

- Запишите как можно больше профессионализмов, связанных с Вашей будущей специальностью. Не учитывается общеупотребительная лексика (н.: руль, колесо и т. д.). Если при проверке (устно) у команд встречаются одни и те же слова, то они вычеркиваются. Победителем в этой игре будет та команда, у которой останется больше слов-профессионализмов.

3. Проверка задания – устно.

(первое выполняется по учебнику, второе дается на карточке)

- Прежде чем выполнить следующее задание, вы должны его выбрать из двух предложенных. Прочитайте задания, определитесь в выборе и приступайте к работе. На выполнение этого задания у Вас есть 5 минут.

Определите предмет по его описанию, толкованию, запишите соответствующий термин.

1) Наземное безрельсовое транспортное средство высокой проходимости.

2) Транспортное средство, способное передвигаться по сущее и воде.

3) Прибор для измерения атмосферного давления.

4) Оптический прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.

5) Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами.

6) Устройство для непрерывной записи (в виде кривой) или для наблюдения на экране изменений силы тока, напряжения и других электрических величин.

Правильные ответы: 1-вездеход, 2-амфибия, 3-барометр, 4-микроскоп, 5-телескоп, 6-вольтометр.

Прочитайте текст. Определите, к какому жанру можно отнести этот отрывок. О какой профессиональной деятельности идет речь? Заполните таблицу примерами из текста.

Текст: «Правка и рихтовка представляют собой операции по выправке заготовок и деталей, имеющих искривления. Правка отличается от рихтовки приемами выполнения и применяемыми при операции инструментами и приспособлениями.

Рихтовка – это правка закаленных деталей.

Предполагаемый ответ: Данный текст можно отнести к учебной инструкции (научно-популярный подстиль речи). В тексте используется профессиональная лексика (приводятся примеры), используются омонимы (приводятся примеры).

- Что такое профессионализмы?

Предполагаемый ответ. Профессионализмы – слова и словосочетания, называющие специальные понятия и предметы разного рода ремесел и промыслов.

- Чем отличаются термины от профессионализмов?

Предполагаемый ответ. Термины точно и однозначно характеризуют предмет или явления, например: инфаркт, прогрессировать; к профессиональной лексике относятся слова и выражения, сгруппированные по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей и пр.

- Что значит профессиональные омонимы?

Предполагаемый ответ. Слова, не имеющие в лексическом значении ничего общего. Например, выправка заготовок и офицерская выправка.

Жюри подводит итоги 2 этапа работы команд.

1. Доклад с презентацией отрывка из фильма о диалектизмах делает представитель второй команды (см материал доклада в Приложении 5).

Докладчик предлагает командам выполнить задание:

- Запишите слова, которые, по вашему мнению, можно отнести к диалектным. Попробуйте объяснить, почему, Шолохов использовал диалектизмы, а не общеупотребительные слова-синонимы?

Предполагаемый ответ. С помощью диалектизмов возможно предельно точно изобразить жизнь народа, передать местный колорит при описании деревни, создать яркие речевые характеристики деревенских героев, показать его культуру.

Обучающиеся должны были выписать следующие диалектизмы: видывал, случа́й, гутарю, вынает, из партоманета, ишшо, прышпекту, энтого, патрет, аткель, подковали.

2. Анализ предложения.

Преподаватель предлагает выполнить задание:

- Прочитайте предложение. Объясните, благодаря чему понятен смысл предложения?

3. Дифференцированное задание.

- Прежде чем выполнить следующее задание, вы должны его выбрать из двух предложенных. Прочитайте задания и приступайте к работе. На выполнение задания у Вас есть 5 минут.

Задание 3.1. Подберите к общенародным словам (верхняя строка) диалектные синонимы (нижняя строка). Объясните свой выбор. Сравните способ выражения близких понятий. (Для справок используйте словообразовательный словарь).

Ухват, гудеть, прятки, полотенце, колокольчик, слабый.

Слабкий, позвонок, хоронушки (ловички), брунжать (жундеть), утирка, рогач.

Правильный ответ: (ухват-рогач, гудеть-брунжать, прятки-хоронушки, полотенце-утирка,колокольчик-позвонок, слабый-слабкий).

- Не ешь, вот и слабость,- заметила старуха.- Может, зарубим курку - сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то.

- Не надо. И поисть не поем, а курку решим.

- Хоть счас-то не ерепенься. Одной уж ногой там стоит, а ишо шебаршит ково-то.

Предполагаемый ответ. Диалектизмы отражают не только место рождения, но и, всю "подноготную" героев (социальный статус, род занятий, круг общения, даже их характер).

- Подведем итоги третьего этапа работы команд. Пока члены жюри работают, ответьте на вопросы.

- С какой целью писатели используют диалектизмы?

Предполагаемый ответ. При помощи диалектов писатели стремятся передать местный колорит при описании деревни, создать яркие речевые характеристики деревенских героев.

- Для чего ученые-лингвисты изучают эту часть общенационального языка?

Жюри подводит итоги 3 этапа работы команд.

1. Доклад о жаргонизмах делает представитель третьей команды (см. материал доклада в Приложении 6).

стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие

стукач - доносчик

облом - неожиданно плохой результат

отпад - нечто выдающееся

офонареть - обнаглеть

запарить - сильно надоесть

не катит - не подойдёт

крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо

стрёмный - некрасивый

беспонтовый – нехороший

не кипишуй – перестань скандалить

фильтруй базар - следи за речью

шевели поршнями - иди быстрее

в натуре - по правде

туши свет - полный кошмар

- Легко ли было подобрать синоним? Почему?

- Очень часто люди не могут подобрать нужное слово или выразить свои мысли. Дайте совет, что необходимо делать для того, чтобы повысить уровень речевой и мыслительной деятельности? И на каком этапе жизни это не поздно делать?

3. Дифференцированное задание.

- Выберите одно из понравившихся заданий и выполните его. На выполнение этого задания отводится 5 минут.

Задание 3.1. Распределите слова на две группы: 1)термины; 2)жаргонизмы.

Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникали на основе переносных значений общеупотребительных слов.

Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).

Задание 3.2. Работаем корректорами. Найдите нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений. Исправьте и запишите предложения.

1) Представители новой партии использовали митинг ветеранов для собственной раскрутки (повышения рейтинга).

2) На заседании городской думы депутаты опять наезжали на мэра (высказывали недоверие).

3) Все частные предприниматели в наше время должны иметь крышу (иметь охрану).

4) После поражения любимой команды фаны устроили настоящий погром (фанаты).

V. Закрепление нового материала.

1. Дифференцированное задание. Выберите одно из понравившихся заданий и выполните его. На выполнение этого задания дается 5 минут.

Задание 1.1. Преподаватель предлагает решить тематический тест на листах (Приложение 8).

В это время жюри подводит итоги четырех этапов работы команд.

Задание на закрепление проверяется преподавателем.

2. Обобщение изученного материала.

- Что нового вы узнали на уроке?

Предполагаемый ответ. Лексика ограниченного употребления является частью общенационального языка, в литературе чаще используется для речевой характеристики героя произведения или описания быта.

- Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своём лексиконе и в сочинениях?

Предполагаемый ответ. Нет. Лексику, ограниченную в употреблении, следует использовать в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью.

- Какое высказывание известных писателей Вы выберете эпиграфом для нашего урока? Почему?

Обучающиеся выбирают эпиграф к уроку, дают аргументированные ответы.

VI. Подведение итогов.

Заслушивание жюри: определение самой интеллектуальной команды и самого эрудированного игрока, поздравление победителей.

Преподаватель делает вывод по уроку: обращает внимание на достижение целей урока, оценивает творческий подход к выполнению индивидуальных заданий, работе команд и жюри, объявляет оценки, благодарит за урок.


На этом уроке мы познакомимся с жаргоном и жаргонизмами. Мы выясним, какими бывают жаргоны, как они возникают и развиваются. И порассуждаем о том, насколько допустимо употребление жаргонизмов в языке.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Жаргонизмы"

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что такое жаргонизмы?

· Какими бывают жаргонизмы?

· Кем и когда употребляются жаргонизмы?

Мы помним, что в лексике есть необщеупотребительные слова, которые бывают разными.

Диалектизмы понимают только люди, которые живут на определённой территории.

Профессионализмы употребляются только в сфере какой-либо профессии.

Жаргонизмы действуют в группах людей в зависимости от возраста и положения в обществе.

И сегодня мы поговорим о жаргонизмах.

Мы все живём в обществе. И в этом обществе у каждого из нас своё положение, своя роль.

Давайте прогуляемся по парку и попытаемся определить положение в обществе тех, кого мы встретим.


Так чем же определяется наше положение в обществе? Представьте себе, что мы приходим куда-то и видим совершенно разных по возрасту и увлечениям людей. С кем мы будем общаться? Наверняка мы присоединимся к людям нашего возраста. Или к тем, у кого с нами общая деятельность и интересы.


Значит, социальное положение часто определяется возрастом, родом занятий, интересами людей. По этим признакам люди объединяются в группы. Мы видим здесь разные социальные группы – воров, студентов и школьников.

И нет ничего удивительного, что в таких группах иногда возникает своя особенная речь. Такая разновидность речи называется жаргоном.

Прислушаемся к разговору школьников.

− А ты домашку сделала?

− Нет, я готовилась к самостоялке по матеше.

− Хм. Ну, и что училка на это скажет?

А что может сказать учительница? Что в речи этих школьников – слишком много жаргонизмов!

Жаргонизмы – это слова, которые используются в определённой социальной или возрастной среде. Жаргонизмы также называются жаргонными словами.

Всем знакомы школьные жаргонизмы. Например,

русиш – урок русского языка,

столовка – столовая,

физра – физкультура,

шпора – шпаргалка,

пара – двойка.


Часто встречаются и студенческие жаргонизмы. К примеру,

препод – преподаватель,

джунгли – трудный предмет,

стипуха – стипендия,

общага – общежитие,

лаба – лабораторная работа,


Речь студентов для непосвящённого человека иногда может звучать непонятно.

Что же всё это значит? Студент жалуется, что постоянно сидел на последней парте на лекциях и теперь не сдал какие-то зачёты или экзамены. И на коллоквиум тоже нужно было ходить.

Есть и жаргон Интернет-пользователей. Те, кто часто общается на форумах и чатах, постоянно встречаются с такими словами:

ИМХО – моё мнение,

бан – запрещение на какую-либо деятельность.


Как вы думаете, а профессиональные жаргоны есть или нет?

Есть. Это и жаргон врачей, и жаргон военных, и жаргон полицейских и следователей…

Ведь профессия – это тоже положение в обществе!

От профессионализмов, о которых мы уже говорили, жаргонизмы отличает то, что это – названия неофициальные. И звучат они гораздо более странно.

Вот, например, такая ситуация из жизни врачей. Приходит врач скорой помощи и говорит коллегам:

− Значит так! У нас клиент. Возможно, телепузик, так что едем с цветомузыкой. Если что – будем закалывать. И шарманку там не забудьте!

Что это всё может обозначать? Клиент – это пациент. Телепузиком называют человеком с желтухой. Цветомузыка или дискотека – это включённая мигалка машины скорой помощи. Закалывать – проводить обезболивание. А шарманкой величают электрокардиограф, специальный прибор.

Но таких причудливых жаргонизмов полным-полно и в речи журналистов. От журналиста мы можем, например, услышать следующее.

− Ну вот! Надо бы дописать рыбу, хорошая болванка получится! Можно хоть на чердак, хоть в подвал! Тема отличная, так что выходит консерва.

Это не бессмысленный набор слов, как может показаться. Рыба – это черновик, заготовка. А болванка – почти готовая статья. Чердак – верх газетной полосы, а подвал – низ газетной полосы. Консервой же называют материал, который может лежать сколько угодно и всё равно останется важным и интересным.

Кроме профессиональных, известен ещё и воровской, или тюремный, жаргон. Он возник как своего рода тайный язык. Ведь разным жуликам и преступникам совсем не хочется, чтобы их поймали! Вот им и пришлось придумать особые обозначения для многих предметов.

Но затем он даже учит заключённых говорить на общеупотребительном языке.


Вы, наверное, уже заметили, что жаргонизмы образуются разными способами. Многие жаргонизмы образуются на базе слов, заимствованных из других языков:

Часто слова просто сокращаются. Например, физра – от физкультура.

В ход идут разные морфемные способы: добавление к общеупотребительным словам суффиксов и приставок. Печалька – обида, расстройство.

И, наконец, это переосмысление слов, когда привычное слово начинает обозначать нечто совершенно другое. Баян – повторение.

Жаргонизмы – это такие короли переносного значения, они могут образовывать целые фразы с переносным значением! И воспринимать их буквально не следует.


Иногда значение некоторых жаргонизмов достаточно сложно понять. Поэтому существуют специальные словари жаргонов и жаргонизмов.

Но составить такой словарь очень непросто. Ведь жаргоны быстро меняются. Поэтому многие жаргонизмы быстро устаревают, и в моду входят другие. Особенно быстро меняется молодёжный жаргон.

В 1960-е гг. годы в него входили вот такие слова:

котлы – наручные часы,

хилять – прогуливаться,

мани – деньги,

стилять – танцевать,

шузы – туфли,

В 1990-х годах вошли в моду другие слова.

Деньги могли называться словом лавэ.

ништяк – восклицание, которое обозначает одобрение,

прикольный – забавный,

стрёмный – плохой,

прикид – одежда,

Некоторые из этих слов и сейчас ещё устарели не полностью.

Но на смену им уже спешат современные молодёжные жаргонизмы.

гоу – идём, пошли,

няшно – мило, красиво,

кэп – человек, который говорит очевидные вещи,

угарный – смешной,

параллельно – всё равно и так далее,

Можно заметить, что жаргонизмы очень выразительны. Поэтому довольно часто они переходят в просторечие, а некоторые даже стали частью литературного языка. Раньше жаргонизмами были такие слова, как амбал – сильный человек и бабки – деньги.

Теперь эти слова уже частично рассматриваются как просторечные.

А слова киллер – наёмный убийца, беспредел – отсутствие правил, законов – вошли в литературный язык.

Вообще же, в появлении жаргонизмов отражается стремление человека творить новые слова.

Поэтому жаргонизмы будут существовать, видимо, вечно.

Но нужно помнить, что при этом жаргонизмы не входят в состав русского литературного языка. Нельзя увлекаться жаргонизмами в речи!


Самое неприятное, что чрезмерное увлечение жаргонизмами может привести к обеднению нашего словарного запаса. Когда нам уже и хочется найти общеупотребительное слово, но мы не можем.

Вот так и вспоминаем, как назвать анекдот? Ржачным? Прикольным? Угарным? Стёбным? Нет-нет, как же?

И на ум никак не приходят слова смешной, забавный, остроумный… И мы можем попасть в неловкую ситуацию.

Итак, что же мы должны сегодня запомнить?

Жаргонизмы – это слова, которые используются только в определённой социальной или возрастной среде.

Жаргонизмы также называются жаргонными словами.

Жаргоны очень разнообразны. Есть профессиональные жаргоны, жаргон студентов, школьников и так далее.

Читайте также: