Ллойд идея права конспект

Обновлено: 05.07.2024

Анализируются понятия идеи права и правоприменения. Автор обосновывает мысль о том, что в основе применения права должна лежать идея права. Современные тенденции правоприменения убеждают, что, начиная с послевоенного времени, правоприменительные органы (и прежде всего суды) все чаще выносят решения и приговоры не только на основе норм позитивного права, но и руководствуясь нормами морали, нравственности, принципами уважения прав личности и ее свобод. Идея права - концепт, в котором в концентрированной форме выражается императив, подразумевающий соблюдение органами государства прав и свобод личности, морали и нравственности и т.д. Влияние идеи права на правоприменение способно придать последнему свойства, соответствующие современным представлениям о справедливости и моральности права. На основе анализа актов конституционного правосудия, судебных прецедентов автор доказывает, что судебные решения и иные правоприменительные акты, принятые под влиянием идеи права, обретают новые качества, позволяющие им динамично оказывать позитивное правовое воздействие. В результате, акты правоприменения могут рассматриваться как право в собственном смысле слова.

Современную правовую реальность весьма сложно отражать с помощью старых, иногда довольно узких конструкций. И тогда приходит осознание необходимости введения в юриспруденцию комплексных категорий, вбирающих в себя подвижные и адекватные научные операции, ведущие к достижению более высоких уровней обобщения. Одной из них и является правовая система. Она способна дать возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целом, а не отдельные ее компоненты.

Самые различные концепции правовых систем, разрабатываемые в современную нам эпоху, во многом имеют в качестве основы понятия, идеи и положения, впервые введенные в научный аппарат французским компаративистом Рене Давидом (1906-1990), сыгравшим в 50 - 70-е годы прошедшего столетия значительную роль в развитии европейского сравнительного правоведения. Он рассматривал правовую систему как однопорядковое (по признаку системности) явление, свойственное государству и взаимосвязанное с другими соединяющимися системами. Р. Давид предлагал концентрировать внимание исключительно на тех процессах, что происходят в середине правовой системы государства, и особенно на взаимодействиях, связанных с правотворчеством и правореализацией, направленных на достижение общественно значимых целей.




Из представленного анализа можно сделать вывод о том, что в отечественной и зарубежной юридической науке понятие правовой системы различными исследователями определяется по-разному. И это объясняется не только отличием индивидуальных подходов авторов к данной проблеме, но и их принадлежностью к разным ответвлениям юриспруденции. Объединяющим началом таких подходов вплоть до конца XX века выступает их использование почти исключительно для характеристики правовых явлений, средств и процессов, существующих внутри конкретного государства или характерных для определенной группы стран.

Действительно, правовая система приоритетна и чаще всего рассматривается в контексте связи с государством как с основным носителем публичной власти. И сравнительное правоведение, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, обращенной к государственно-правовым явлениям современного мира, на основе проводимого сопоставления выделяет по различным основаниям сложившиеся виды систем правовых систем государств или их правовые семьи. Представленные в трудах компаративистов классификации весьма разнообразны, однако все они рассматривают сходства или различия в создании и действии различных компонентов правовых систем именно государств, обращаясь к доми­нирующему в стране правопониманию, путям формирования источников права, к нормативному массиву государства, механизмам действия правовых предписаний или к результатам такого действия.

Тем не менее, в тени либо недостаточно исследованными остаются иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути правовой системы как сложившейся совокупности правовых явлений, институтов и процессов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире.

Принципиально важно оговорить следующее: правовые системы выделяют не только на уровне государства. Их следует рассматривать конкретно-исторической совокупностью права, правовой культуры и юридической практики как отдельного государства, так и государственных образований.

Государственно-организованные образования самого различного типа являются элементами публичного устройства об­ществ или сообществ на протяжении практически всего их развития в последние пять с половиной тысячелетий.

Не менее половины из современных государств были колониями, протекторатами или доминионами под управлением европейских государств, но имевшими различный уровень самоуправления. А прошедшее, да и нынешнее столетия дают нам многочисленные примеры государственных образований, не признаваемых международным сообществом, но, тем не менее, обладающих собственными правотворческими и правоприменительны­ми органами. Начало нового века нельзя представить без активной интеграции стран, без межгосударственных союзов, ставших доминантой современного миропорядка.

Что их объединяет в контексте нашего исследования? Все эти государственно-организованные общества (сообщества) обладают сложившейся в условиях их функционирования нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и правореализующей деятельности специальных учреждений.

Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно-организованных обществ (сообществ), то, на наш взгляд, практически ими являются:

государства, представляющие собой организации суверенной публичной власти, распространяющие ее посредством
права на всю территорию и население страны;

внутригосударственные образования как пользующиеся определенной самостоятельностью части единого союзного государства;

зависимые территории, находящиеся под властью так называемых управляющих государств, но обладающие собственными властными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний;

государственно-подобные образования, которые являются так называемыми непризнанными государствами, квазигосударствами;

межгосударственные объединения как образования, основанные на международном договоре государств, которые добровольно уступают создаваемым наднациональным органам ряд суверенных полномочий.

Учитывая приведенные в данном разделе высказывания о многоаспектной сути правовой системы, неотделимой от особенностей стран и обществ, ее обладающей, приведем собственную трактовку правовой системы как исторически обусловленную и объективно сложившуюся совокупность правовых явлений, инсти­тутов и процессов, закрепляющих и поддерживающих нормативно стабильные отношения в государственно-организованном обществе (сообществе).

Современную правовую реальность весьма сложно отражать с помощью старых, иногда довольно узких конструкций. И тогда приходит осознание необходимости введения в юриспруденцию комплексных категорий, вбирающих в себя подвижные и адекватные научные операции, ведущие к достижению более высоких уровней обобщения. Одной из них и является правовая система. Она способна дать возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целом, а не отдельные ее компоненты.

Самые различные концепции правовых систем, разрабатываемые в современную нам эпоху, во многом имеют в качестве основы понятия, идеи и положения, впервые введенные в научный аппарат французским компаративистом Рене Давидом (1906-1990), сыгравшим в 50 - 70-е годы прошедшего столетия значительную роль в развитии европейского сравнительного правоведения. Он рассматривал правовую систему как однопорядковое (по признаку системности) явление, свойственное государству и взаимосвязанное с другими соединяющимися системами. Р. Давид предлагал концентрировать внимание исключительно на тех процессах, что происходят в середине правовой системы государства, и особенно на взаимодействиях, связанных с правотворчеством и правореализацией, направленных на достижение общественно значимых целей.

Из представленного анализа можно сделать вывод о том, что в отечественной и зарубежной юридической науке понятие правовой системы различными исследователями определяется по-разному. И это объясняется не только отличием индивидуальных подходов авторов к данной проблеме, но и их принадлежностью к разным ответвлениям юриспруденции. Объединяющим началом таких подходов вплоть до конца XX века выступает их использование почти исключительно для характеристики правовых явлений, средств и процессов, существующих внутри конкретного государства или характерных для определенной группы стран.

Действительно, правовая система приоритетна и чаще всего рассматривается в контексте связи с государством как с основным носителем публичной власти. И сравнительное правоведение, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, обращенной к государственно-правовым явлениям современного мира, на основе проводимого сопоставления выделяет по различным основаниям сложившиеся виды систем правовых систем государств или их правовые семьи. Представленные в трудах компаративистов классификации весьма разнообразны, однако все они рассматривают сходства или различия в создании и действии различных компонентов правовых систем именно государств, обращаясь к доми­нирующему в стране правопониманию, путям формирования источников права, к нормативному массиву государства, механизмам действия правовых предписаний или к результатам такого действия.

Тем не менее, в тени либо недостаточно исследованными остаются иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути правовой системы как сложившейся совокупности правовых явлений, институтов и процессов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире.

Принципиально важно оговорить следующее: правовые системы выделяют не только на уровне государства. Их следует рассматривать конкретно-исторической совокупностью права, правовой культуры и юридической практики как отдельного государства, так и государственных образований.

Государственно-организованные образования самого различного типа являются элементами публичного устройства об­ществ или сообществ на протяжении практически всего их развития в последние пять с половиной тысячелетий.

Не менее половины из современных государств были колониями, протекторатами или доминионами под управлением европейских государств, но имевшими различный уровень самоуправления. А прошедшее, да и нынешнее столетия дают нам многочисленные примеры государственных образований, не признаваемых международным сообществом, но, тем не менее, обладающих собственными правотворческими и правоприменительны­ми органами. Начало нового века нельзя представить без активной интеграции стран, без межгосударственных союзов, ставших доминантой современного миропорядка.

Что их объединяет в контексте нашего исследования? Все эти государственно-организованные общества (сообщества) обладают сложившейся в условиях их функционирования нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и правореализующей деятельности специальных учреждений.

Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно-организованных обществ (сообществ), то, на наш взгляд, практически ими являются:

государства, представляющие собой организации суверенной публичной власти, распространяющие ее посредством
права на всю территорию и население страны;

внутригосударственные образования как пользующиеся определенной самостоятельностью части единого союзного государства;

зависимые территории, находящиеся под властью так называемых управляющих государств, но обладающие собственными властными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний;

государственно-подобные образования, которые являются так называемыми непризнанными государствами, квазигосударствами;

межгосударственные объединения как образования, основанные на международном договоре государств, которые добровольно уступают создаваемым наднациональным органам ряд суверенных полномочий.

Учитывая приведенные в данном разделе высказывания о многоаспектной сути правовой системы, неотделимой от особенностей стран и обществ, ее обладающей, приведем собственную трактовку правовой системы как исторически обусловленную и объективно сложившуюся совокупность правовых явлений, инсти­тутов и процессов, закрепляющих и поддерживающих нормативно стабильные отношения в государственно-организованном обществе (сообществе).

Ллойд Деннис. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость?

Содержание.
Предисловие.
Нужно ли право?
Право и сила.
Право и мораль.
Естественное право и естественные права.
Юридический позитивизм.
Право и справедливость.
Право и свобода.
Право, суверенитет и государство.
Право и общество.
Право и обычай.
Судебный процесс.
Понятийное мышление в праве.
Некоторые основные правовые понятия.
3аключение: возможные проблемы в будущем.
Примечания.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Похожие работы

2014-2022 © "РефератКо"
электронная библиотека студента.
Банк рефератов, все рефераты скачать бесплатно и без регистрации.

"РефератКо" - электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Читайте также: