Конспект гидросистема рулевого управления комбайна

Обновлено: 05.07.2024

Цель и содержание работы. Закрепить знания по общему устройству агрегатов гидросистем, полученные на теоретических занятиях. Рассмотреть монтажную схему гидравлических систем рулевого управления и копнителя. Снять с комбайнов и разобрать на детали следующие узлы: гидронасос НШ-10Е, предохранительный клапан, планетарный насос-дозатор, распределитель системы рулевого управления, гидроцилиндр управляемых колес. Изучить устройство агрегатов, собрать, отрегулировать и установить указанные узлы на комбайны.

Оборудование рабочего места. Учебный комбайн СК-5 или СК-6 с комплектными гидросистемами гидрообъемного рулевого управления и копнителя; плоскогубцы комбинированные 200 мм; отвертка А250Х1,0; молоток слесарный 500 г; ключи гаечные 12X14, 14Х X 17, 17X22, 22X24, 22X27, 30X32.

Последовательность выполнения работы. Рассмотреть монтажные схемы гидросистем и найти места установки гидроагрегатов на 160 комбайнах. Отметить, что гидросистемы рулевого управления обоих комбайнов подобны и состоят из маслобака 6 (см. рис. 86), насоса НШ-10Е, предохранительного клапана 9, гидроцилиндра управляемых колес 12, распределителя гидрообъемного рулевого управления 14 и насоса-дозатора 15.

Гидрообъемное рулевое управление упрощает уход за механизмами, повышает их долговечность и делает компоновку гидроагрегатов более удобной. Снижается утомляемость комбайнера, так как усилие на рулевом колесе не превышает 3 кгс (29,4 Н). Уменьшается также люфт рулевого колеса с 25—28 (при механическом рулевом управлении) до 4—6° — при гидрообъемном.

Гидросистема копнителя облегчает труд комбайнера, так как автоматизирует закрытие днища разгруженного копнителя.

Гидроавтоматическая система копнителя запитывается от насоса НШ-32У. Обе эти гидросистемы имеют отдельные, но одинаковые по устройству предохранительные клапаны.

Разборка, сборка и регулировка агрегатов вспомогательных гидросистем

Разобрать насос НШ-10Е:

  1. Вывернуть винты крепления крышки, снять крышку 4, стопорное / и опорное 2 кольца, вы-прессовать манжету 3 (рис. 93).
  2. Снять пластину 5.
  3. Вытащить ведущий вал с втулками 9.
  4. Вынуть ведомый вал с втулками 11.

Новый насос по конструкции отличается от насоса НШ-10Д тем, что у него крышка центрируется относительно корпуса штифтами 7 и 15 (см. рис. 93).

Передние и задние втулки сделаны цельными, спаренными и имеют выточки, в которых установлены манжеты 8 и 12. Манжеты рабочими кромками обращены к шестерням.

Утечки из полости манжеты 3 отводятся в канал низкого давления через отверстия в пластине 5.

Поджатие втулок к шестерням производится давлением масла, которое подводится через лыску на втулках во внутренние полости манжет 8 и 12.

Рис. 93. Шестеренчатый насос НШ-10Е

Насосы соединены с предохранительными клапанами резиновыми шлангами высокого давления для того, чтобы вибрации двигателя не передавались на трубки и не возникали бы в них усталостные трещины излома.

Разобрать предохранительный клапан:

Рассмотреть, как проходит масло через сверления в корпусе 11 предохранительного клапана. Вспомнить принцип действия клапана и объяснить его, пользуясь рис. 95.

Собрать клапан в последовательности, обратной разборке, установив прежний размер между торцом шпинделя и крышкой. При сборке следует обращать внимание на размерные группы поршня и корпуса. Поршень должен опускаться в отверстие корпуса под собственной массой. Зазор между поршнем и корпусом 0,006— 0,018 мм. Посадку шарика 8 в гнездо шпинделя 7 производят с образованием пояска шириной 0,3 мм. Клапан регулируют на давление открытия 63+4/2 кгс/см 2 (6,3 МПа).

Следует иметь в виду, что поршни предохранительных клапанов и переливной секции одинаковы.

Снять насос-дозатор с комбайна:

  1. Снять кнопку 1 звукового сигнала, отвернуть гайку 3 и снять рулевое колесо 2 (рис. 96).
  2. Отсоединить стремянку 6 от кронштейна, ослабить хомут 11 и поднять вверх трубу 10, чтобы показался штифт 9.
  3. Расшплинтовать и выбить штифт 9. Поднять вверх вал 4 рулевого колеса и снять муфту 7 со шлицев вала 8 насоса-дозатора.
  4. Отсоединить от насоса-дозатора трубопроводы, отвернуть четыре болта крепления насоса-дозатора к крышке 12 и снять его с комбайна.

Разобрать насос-дозатор:

Рис. 97. Насос-дозатор

  1. Вывернуть семь болтов 6 крепления крышки 5 корпуса насоса, снять ее и промежуточное кольцо 10 корпуса (рис. 97).
  2. Снять с крышки 5 и кольца 10 резиновые уплотнительные кольца, а с сателлита 7 — обойму роликов 9 и ролики 8.
  3. Выпрессовать в сторону крышки 5 ведущий вал 16. Снять с плавающего валика 14 сателлит 7, диск 11, распределительную втулку 12.
  4. Отсоединить ведущий вал 16 от плавающего валика 14, сняв штифты 15.
  5. Проверить сохранность уплотнительных колец 2. Вывернуть для этого штуцера 3 из корпуса 1 насоса.

Пользуясь схемой (рис. 98) и рассматривая насос-дозатор в разобранном виде, повторить принцип его действия.

Независимо от работы шестеренчатого насоса НШ-10Е насос-дозатор обеспечивает прямопропорциональную зависимость между объемом масла, подаваемого им в гидроцилиндр управляемых колес, и углом поворота рулевого колеса.

При вращении против часовой стрелки рулевого колеса (и связанного с ним ведущего вала насоса-дозатора, плавающего валика и сателлита) зубья сателлита перекатываются по роликам, входят и выходят из рабочих полостей, образованных сателлитом и обоймой роликов, изменяя их объем. Например, в положениях I, II, III (см. рис. 98) уменьшаются объемы рабочих полостей 2, 3 и 4, а затем 5, 6 и 7; /, 2 и 3.

Рис. 98. Схема работы насоса-дозатора

Масло, вытесняемое роликами из рабочих полостей, проходит через отверстия диска 11 (см. рис. 97) и наклонный канал в корпусе 1 насоса в осевой канал распределительной втулки 12.

С осевыми каналами втулки 12 связана полость в корпусе насоса, в которую ввернут один из штуцеров 3.

При вращении рулевого колеса, а значит и сателлита, по часовой стрелке масло из рабочих полостей начинает вытесняться в радиальные каналы втулки 12 и проходит в полость корпуса /, которая связана с другим штуцером 3.

Таким образом, в зависимости от направления вращения рулевого колеса масло то нагнетается через один из штуцеров, то всасывается через этот же штуцер из распределителя рулевого управления.

Собрать насос и установить на комбайн в последовательности, обратной разборке. Приступить к разборке распределителя гидрообъемного рулевого управления.

Разобрать распределитель гидрообъемного рулевого управления:

Обратить внимание на то, что шарик удерживается от выпадения из гнезда именно штифтом пробки.

Собрать распределитель в обратном порядке.

Подбор золотника к корпусу производится по размерным группам, иногда производят притирку золотника. Зазор в этом сопряжении должен быть 0,006—0,018 мм. Золотник должен перемещаться в корпусе под действием собственной массы или при легком нажиме руки. Амплитуда колебания золотника 4 мм.

При постановке распределителя на комбайн обратить внимание на то, что крышки распределителя соединяются с трубопроводами от насоса-дозатора. Центральный штуцер 15 соединяется с трубопроводом нагнетания от насоса НШ-10Е, а штуцер 7 на противоположной стороне корпуса —с маслобаком. Штуцера 13 соединены трубками с гидроцилиндром управляемых колес.

Конструктивные отличия гидроавтоматических систем копнителя комбайнов СК-5 и СК-6

Гидрофицированные системы копнителя 44-8Б ставятся на комбайны СКД-5 с 1971 г. Такими же копнителями снабжены и комбайны СК-5 (54-8Б) и СК-6 (65-8Б). Разница в конструкции моделей 54-8Б и 65-8Б очень незначительная. Например, в гидроцилиндрах копнителя комбайна СК-5 установлены штуцера с резьбой М16Х 1,5 (вместо М22Х1,5), как в соответствующем штуцере распределителя, потому что вместо трубопроводов с внутренним диаметром 10 мм и шлангов с внутренним диаметром 12 мм, как на комбайне СКД-5, использованы трубопроводы с внутренним диаметром 6 мм и шланги с внутренним диаметром 6 мм.

Размещение трубопроводов на копнителе комбайна СК-6 такое же, как и на комбайне СК-5, только поперечные трубки имеют большую длину из-за более широкой молотилки.

На СК-5 блокирующая тяга соединена с рычагом педали, а на СК-6 эта тяга присоединена к промежуточному рычагу вала сбрасывания копны. В остальном конструкция гидроавтоматической системы закрытия копнителя на обоих комбайнах идентична с конструкцией узлов на комбайне СКД-5.

Гидравлическая система Комбайна состоит из основной системы, предназначенной для управления рабочими органами и их регулирования во время движения, и гидросистемы рулевого управления. Первая служит для подъема и опускания жатки и мотовила, изменения частоты вращения мотовила и скорости движения комбайна, для очистки воздухозаборника и привода в действие вибратора бункера, а также для автоматического закрытия клапана копнителя. Вторая облегчает поворот комбайна. Эти две системы независимы.

Основная гидросистема включает в себя шестеренный насос (НШ-32У), предохранительный клапан, два гидроцилиндра для подъема и опускания жатки, вентиль для запирания рабочей жидкости в цилиндрах жатки при переездах комбайна, два плунжерных гидроцилиндра подъема и опускания мотовила, гидроцилиндр вариатора частоты вращения мотовила, гидроцилиндр двухстороннего действия для вариатора ходовой части, гидроцилиндр двухстороннего действия для привода механизма очистки сеток воздухозаборника, вибраторы бункера, секционный распределитель, гидроцилиндры подъема днища копнителя, распределитель копнителя, масляный бак.

Распределитель, помещенный на боковине зернового бункера, состоит из семи рабочих и одной переливной секции. В корпусе рабочей секции установлен золотник с центрирующей пружиной, предназначенной для возвращения его из рабочего положения в нейтральное, и запорными клапанами.

Переливная секция с клапаном служит для разгрузки насоса от давления при холостой работе. Ее клапан гидравлически управляется золотниками рабочих секций.

Одна из рабочих секций запасная, четыре других обеспечивают подъем и опускание жатки и мотовила, изменение скорости движения комбайна и частоты вращения мотовила, а две секции без запорных клапанов приводят в действие механизм очистки сеток воздухозаборника и вибратора. Рукоятки управления распределителем размещены в кабине на правой стенке.

Гидросистема рулевого управления состоит из шестеренного насоса (НШ-10Е), насоса-дозатора, распределителя, предохранительного клапана и гидроцилиндра двухстороннего действия.

Насосы приводятся в действие от распределительных шестерен двигателя. В масляный бак заливают масло ДС-11 или ДС-8. К распределителям и гидроцилиндрам оно поступает по трубопроводам и шлангам.

Работа гидросистемы заключается в следующем. Насос, засасывая масло из бака, по трубопроводу нагнетает его в распределитель основной системы и распределитель копнителя. Точно так же насос нагнетает масло в распределитель системы рулевого управления. В зависимости от положения золотников в распределителях происходит то или другое перемещение объектов управления.

Схема работы распределителя показана на рисунке. При нейтральном положении всех золотников масло от насоса поступает в канал, поднимает поршень и через кольцевые выточки и каналы через трубопровод сливается в масляный бак. Если перемещать какой-либо золотник вверх или вниз, то поршень опускается и перекрывает канал. При этом масло под давлением через канал и полости запорных клапанов поступает по трубопроводам в одну из полостей гидроцилиндра. Одновременно толкатель открывает противоположную полость, через которую масло попадает в канал и затем по трубопроводу сливается в масляный бак.

В системе гидрообъемного рулевого управления основные агрегаты — насос-дозатор и распределитель, установленные под площадкой водителя. К валу насоса-дозатора, связанному с золотником и рулевым колесом, через промежуточный вал присоединен сателлит с шестью зубьями. При повороте рулевого колеса он совершает планетарное круговое движение по неподвижной направляющей с семью зубьями. В зацепление с ней он входит через ролики, выполняющие роль зубьев. Зубья сателлита и впадины направляющей образуют полости нагнетания и всасывания, которые в корпусе соединены каналами с пазами золотника и штуцерами. Сателлит выполняет роль вытеснителя и за один оборот выдавливает 42 рабочих объема, что составляет 120 см3 масла.

В распределителе системы рулевого управления имеется шесть кольцевых канавок, из которых две связаны с полостями гидроцилиндра, две — сливные и две — нагнетательные. Нагнетательные и сливные полости соединены каналами.

При работающем насосе комбайном можно управлять с усилением при помощи гидрообъемного рулевого управления.

При повороте рулевого колеса по ходу часовой стрелки насос-дозатор подает масло в правую торцовую полость распределителя из левой. Золотник, преодолевая сопротивление пружины, перемещается влево, соединяет правую торцовую полость с бесштоковой полостью гидроцилиндра поворота колес, а штоковая полость через распределитель связывается со сливным трубопроводом.

Масло, нагнетаемое насосом, через левую торцевую полость распределителя поступает в насос-дозатор и из него через правую торцовую полость распределителя — в бесштоковую полость гидроцилиндра. В этом случае управляемые колеса поворачиваются против хода часовой стрелки. После прекращения Поворота рулевого колеса давление в левой полости распределителя станет больше, чем в правой. Под действием этого перепада давлений и центрирующей пружины золотник перемещается в нейтральное положение, перекрывает полости гидроцилиндра, в результате чего поворот колес прекращается.

При повороте рулевого колеса против хода часовой стрелки происходят аналогичные процессы.

При отключенном насосе насос-дозатор работает как ручной, перекачивая масло из одной полосы гидроцилиндра в другую через шариковый обратный клапан распределителя.

В горловину масляного бака вставлен сливной стакан с трубкой, на которой надеты фильтрующие элементы и сверху навернут перепускной клапан, состоящий из корпуса, шарика и пружины. Клапан регулируется на давление 0,15 МПа. При большем давлении в камере слива часть масла, минуя фильтр, сливается через клапан в бак. Для поддержания постоянного атмосферного давления внутри бака установлен сапун. На нижней части стержня сапуна нанесены риски для верхнего и нижнего уровня масла в баке. На конце щупа помещен магнитный фильтр для очистки масла от металлической пыли.

Регулировка гидросистемы заключается в следующем.

Нейтральное положение рукояток управления гидросистемы устанавливают изменением длины тяг.

После заполнения системы маслом удаляют воздух из трубок шлангов и гидравлических устройств. Для этого многократно (10. 15 раз) включают объекты, приводимые в действие гидросистемой.

Предохранительные клапаны основной гидросистемы и гидросистемы рулевого управления регулируют на перепуск масла при давлении 6,3 МПа. Регулировать предохранительные клапаны без замера давления масла прибором запрещается.

Фильтр очищают через каждые 120 ч работы, а первую промывку после получения комбайна проводят через 20 ч.

Первый раз меняют масло в гидросистеме комбайна через 60 ч работы, а в последующем — через 500 ч работы. Масло должно быть залито до уровня верхней контрольной метки на щупе. Заводить двигатель при незаполненной гидросистеме не разрешается.

Устройство гидросистемы.Гидросистема включает в себя масляный бак, шестеренный насос НШ-10Е-3, насос-дозатор НДМ-125, два гидроцилиндра двухстороннего действия, систему маслопроводов.

Насос-дозатор моноблочныйНДМ-125планетарного типа (героторный) с подачей 125 см 3 /об. Предназначен для изменения направления и величины расхода рабочей жидко­сти от шестеренного насоса к исполнительным гидроцилиндрам и обеспечения ее слива.

Насос-дозатор (рис.8.69) представляет собой сблокированный с насосом следящий гидрораспределитель, входным сигналом которого является вращение рулевого колеса.

В корпусе 8 насоса-дозатора выполнена центральная ци­линд­рическая расточка, в которой установлен следящий гидрораспредели­тель. В расточке выполнены три кольцевые канавки: М связана с каналом слива, Ж и Р - с каналами рабочих гидроцилиндров поворота колес. Канал нагнетания Г связан с центральной частью следящего распределителя. Все каналы с помо­щью сверлений внутри корпуса связаны с отверстиями на его боковой поверх­ности. Они снабжены внутренней резьбой для присое­динения маслопроводов и аналогично обозначены.


4 - штифт, 5 - пластинчатая пружина, 6 - внутренний золотник, 7 - внешний золотник, 8 - корпус; 9 - подшипник, 10 - приводной вал, 11 - шлицевая втулка, 12 - шлицевой валик, 13 - болт, 14, 16 - резьбовые пробки, 15 - резьбовые отверстия, 17 - сателлит, 18 - ролики, 19, 20, 21, 23, 25, 26 - клапаны, 22, 24 - пружины

Следящий гидрораспределитель состоит из двух полых золотников 6, 7, вставленных один в другой. Оба золотника опираются в верхней части на при­водной вал 10, при этом внутренний 6 связан с ним посредством выступа И. Приводной вал, в свою очередь, упирается в корпус через шариковый упорный подшипник 8. Его внешний конец имеет радиальное отверстие для соединения с валом рулевого колеса. В нижней части внешний золотник 7 опирается на проставочную плиту 3 с центральным отверстием, а внутренний 6 на втулку 11, связанную с первым жестко штифтом 4. Внутренний золотник 6 и втулка 11 со­единены друг с другом диаметральной пружинной пластиной 5. Таким образом, золотники, деформируя пластину 5, могут проворачиваться относительно друг друга в обе стороны на величину зазоров Ф между выступом втулки 11 и пазом внутреннего золотника 6.

Внешний золотник 7 в верхней части имеет кольцевую канавку Л с двена­дцатью парными отверстиями, совпадающими в нейтральном положении с та­ким же количеством пазов К в верхней части внутреннего золотника 6. Ниже на внешнем золотнике просверлено шесть сквозных отверстий Н, всегда связан­ных с кольцевой канавкой О внутреннего золотника, который, в свою очередь, имеет шесть продольных пазов П. По линии пазов П в нижней части внутренне­го золотника выполнено шесть отверстий С, а между ними - шесть пазов Е. От­верстия С и пазы Е находятся в нейтральном положении между двенадцатью отверстиями Т внешнего золотника. В средней части внешний золотник имеет два ряда парных отверстий Д и 3 (по шесть в каждом), расположенных в шах­матном порядке напротив кольцевых канавок Ж и Р корпуса 1.

К нижней части корпуса болтами 13 крепится планетарный насос. Он со­стоит из обоймы 2 с семью роликами 18, которые образуют неподвижную шес­терню, и вращающейся шестерни (сателлит) 17. Проставочная плита 3 и обой­ма 2 с крышкой 1 образуют вместе с сателлитом семь герметичных камер X. Все камеры X Г-образными отверстиями У связаны с нижней частью внешнего золотника 7.

Сателлит 17 имеет шесть зубьев радиального профиля и приводится в движение шлицевым плавающим валиком 12 от втулки 11. При вращении са­теллит перекатывается по обойме с роликами с минимальными зазорами меж­ду зубьями, совершая движение по орбите.

В отверстиях корпуса насоса-дозатора расположены клапаны, необходи­мые для нормальной работы гидросистемы.

Предохранительный клапан 23 защищает шестеренный насос от давле­ния, превышающего допустимое. Резьбовая пробка 14, воздействуя на пружину 22, определяет момент срабатывания предохранительного клапана (16 МПа).

Обратный подпружиненный клапан 26 предотвращает вытекание масла из системы при обрыве нагнетающего маслопровода.

Противоударные клапаны 19 и 21 защищают гидросистему от скачков дав­ления при ударах колес о неровности почвы. Резьбовая пробка 16, изменяя сжатие пружины 24, регулирует давление срабатывания противоударных кла­панов (21 МПа).

Противовакуумные клапаны 20 подпитывают противоположные полости гидроцилиндров при срабатывании противоударных клапанов, что предотвра­щает кавитацию.

Обратный клапан 25 разобщает полости нагнетания и слива при рабо­тающем шестеренном насосе. В случае отказа шестеренного насоса клапан 25 позволяет работать гидросистеме рулевого управления, пропуская масло из сливной магистрали в полость всасывания.

Резьбовые отверстия 15 служат для крепления насоса-дозатора к полику кабины комбайна под рулевой колонкой.

Работа гидросистемы.Работает гидросистема рулевого управления следующим образом. При невращающемся рулевом колесе(нейтральное положение системы) шестеренный насос нагнетает масло через обратный клапан (рис.8.70) в центральное отверстие А внутреннего золотника 2. Далее через пазы Б внутреннего золотника и отверстия В внешнего золотника 1 масло уходит на слив в бак.

Во время поворота рулевого колеса приводной вал 3 передает крутящий момент на внутренний золотник 2. В этот момент все семь Г-образных отвер­стий И заперты золотниками и сателлит 4 не имеет возможности провернуться. Пластинчатая пружина 6 деформируется, что позволяет внутреннему золотнику 2 провернуться на определенный угол относительно внешнего 1 в направлении вращения рулевого колеса (момент управления не более 5 Н-м).


Рис.8.70. Схема работы насоса-дозатора:

А - центральная полость; Б, Е, М - пазы; В, Г, 3, Л, О - отверстия; Д, Ж - кольцевые канавки; И - Г-образные отверстия; К, Н - герметичные полости; 1 - внешний золотник; 2 - внутренний золотник; 3 - приводной вал; 4 - сателлит; 5 - обойма; 6 - пластинчатая пружина; 7 – клапан

Пазы Б уходят от отверстий В, отсекая полость нагнетания от слива. При этом двенадцать отверстий О внешнего золотника 1 оказываются связанными с шестью отверстиями 3 и шестью пазами М внутреннего золотника 2 через один. Г-образные отверстия И оказываются открыты.

В положении сателлита 4 и неподвижной шестерни 5, соответствующем совмещению их осей симметрии, камера насоса делится на две равные части К и Н, образующие полости нагнетания (от мгновенного центра вращения в сто­рону поворота сателлита) и всасывания. Полости перемещаются вместе с са­теллитом. Следящий распределитель сообщает полость всасывания насоса через отверстия 3 с центральной полостью А нагнетания, а полость нагнетания насоса оказывается связана через пазы М и отверстия Л внешнего золотника с одной из кольцевых проточек Д или Ж рабочих гидроцилиндров (зависит от на­правления вращения рулевого колеса). Другая проточка рабочих гидроцилинд­ров через пазы Е и отверстия Г сообщается со сливной магистралью.

Объем масла, подаваемого от насоса-дозатора к гидроцилиндрам, пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Как только вращение рулевого колеса прекращено, пластинчатая пружина 6 возвращает золотники в нейтральное положение, магистрали рабочих гидро­цилиндров и планетарного насоса запираются, а масло, нагнетаемое шесте­ренным насосом, уходит на слив.

При отсутствии потока масла от шестеренного насоса (аварийный режим) насос-дозатор работает как ручной насос, приводимый вращением рулевого колеса.

При замене масла необходимо удалить воздух из системы рулевого управления, для чего включают двигатель. Масло разогревается. Отсоединяют корпуса гидроцилиндров от балки моста управляемых колес и разворачивают штуцерами вверх, что способствует выходу из них воздуха. Вращают рулевое колесо. Штоки гидроцилиндров передвигаются 5-10 раз из одного крайнего по­ложения в другое.


Гидросистема рулевого управления комбайна

Принцип действия. Гидросистема работает за счет передвижения рабочей жидкости (масла) по трубопроводам и агрегатам. В ней так же, как и в основной системе, четыре потока: подачи в насос, нагнетания от него, управления и слива.

При работающем насосе и неподвижном рулевом колесе золотник усилителя потока находится в нейтральном положении. Масло, забираемое насосом, через сливной канал насоса-дозатора направляется по трубопроводу обратно в гидробак. Оно очищается при сливе в фильтре.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

В результате вращения рулевого колеса вправо масло подается насос-дозатором под давлением по трубопроводу в корпус усилителя потока и перемещает золотник влево. При этом его канал сообщается с каналом корпуса. Рабочая жидкость, пройдя по каналам и открыв клапан, поступает по каналу к клапану и передвигает его вправо. Каналы сообщаются. Далее часть масла, нагнетаемого насосом, течет по трубопроводу и открывает запорный клапан. Затем направляется по каналам и трубопроводам в полости цилиндров.


Рис. 1. Дросселирующий клапан: 1- корпус; 2 — шпиндель; 3 и 8 — уплотнительные кольца; 4 — шпонка; 5 — кронштейн; 6 — крышка; 7 — болт; 9- шайба


Рис. 2. Принципиальная схема действия гидросистемы рулевого управления (в нейтральном положении) при неподвижном рулевом колесе и насосе-дозаторе: 1- усилитель потока; 2 и 25 — запорные клапаны усилителя потока; 3. 28, 31, 33 и 34 — каналы в корпусе усилителя потока; 4 — корпус усилителя потока; 5 и 29 — пружины; 6 — золотник; 7, 9, 10, 12, 13, 15, 18, 24 и.26 — трубопроводы; 8 — канал в золотнике; 11 и 14 — гидроцилиндры поворота управляемых колес; 16 — рулевое колесо; 17 — насос-дозатор; 19 — предохранительный клапан системы слива в баке; 20 — фильтр; 21 — гидробак; 22 — предохранительный клапан предохранительно-переливного устройства, 23 — насос; 27 — клапан усилителя потока; 30 и 32 — дроссели усилителя потока

С помощью поршней цилиндров управляемые колеса устанавливаются в положение, соответствующее правому повороту комбайна. Масло из противоположных полостей цилиндров по трубопроводам проникает в кольцевую полость золотника и затем по трубопроводам сливается в бак.

При вращении рулевого колеса влево масло подается насосом-дозатором под давлением по трубопроводу и каналу в корпус усилителя потока и перемещает золотник вправо. Далее оно поступает по каналу к клапану и передвигает его вправо. Каналы сообщаются.

Далее часть масла, нагнетаемого насосом, направляется по трубопроводу и открывает запорный клапан. Затем течет по каналам и трубопроводам в полости цилиндров.

Поршни цилиндров при перемещении поворачивают управляемые леса в положение, соответствующее левому повороту комбайна. Масло из противоположных полостей по трубопроводам проникает в кольцевую полость золотника и затем по трубопроводам сливается в бак.

В случае отказа насоса усилителя или при буксировании комбайна с неработающим двигателем насос-дозатор действует как ручной насос, перекачивающий жидкость из одной полости гидроцилиндров в другую.

Схема действия гидросистемы рулевого управления оез усилителя в варианте, соответствующем левому повороту комбайна, представлена на рисунке 3, в.

При вращении рулевого колеса влево масло, нагнетаемое насосом-дозатором, поступает по трубопроводу в корпус усилителя потока и передвигает золотник вправо. Трубопровод и канал корпуса сообщаются друг с другом. Рабочая жидкость, пройдя по трубопроводу и каналу и открыв клапан, направляется по каналу и трубопроводам в полости цилиндров.


Рис. 3. Принципиальная схема действия гидросистемы рулевого управления при вращении рулевого колеса: а — вправо; в -влево; г. — влево без усилителя потока

Поршни цилиндров поворачивают управляемые колеса в положение соответствующее левому повороту комбайна. Масло из противоположных полостей по трубопроводам проникает в кольцевую полость золотника и затем по трубопроводам выдавливается в бак. Для вращения рулевого колеса необходимо приложить большее усилие, чем при работе с усилителем.

С прекращением вращения рулевого колеса масло перестает давить на торец золотника 6. Последний смещается в нейтральное положение под действием пружин. Масло, запертое в обеих полостях цилиндров, прочно и устойчиво удерживает механизм управления поворотом колес в любом заданном положении.

Шестеренный насос НШ-10Е-3 предназначен для нагнетания рабочей жидкости в гидросистеме рулевого управления. Его устанавливают на двигателе.


Рис. 4. Усилитель потока: 1 — корпус; 2 — клапан; 3 и 12 — крышки; 4 — болт; 5, 15 и 30 — уплотнительные кольца; 6 и 8 — Дроссели; 7 — заглушка; 9, 18, 22 и 25 — пружины; 10 и 26 — шарики; И и 27- седла; 13 — упор; 14 — втулка; 16 — шайба; 17 — золотник; 19 и 23 — отверстия для соединения с насосом-дозатором; 20, и 21 — отверстия для соединения с полостями гидроцилиндров управляемых колес; 24 к 31 — крестовины; 28 — отверстие для соединения с системой слива; 29 — штуцер для соединения с системой нагнетания; 32 — стопорное кольцо

Предохранительно-перепускной клапан служит для защиты гидросистемы от чрезмерных давлений, которые возникают при возрастании сопротивления.

Клапан расположен между нагнетающей и сливной магистралями. Его конструкция аналогична конструкции клапана основной гидросистемы. Отличительная особенность заключается лишь в том, что через клапан не проходит поток управления, а полость выхода потока управления заглушена.

Предохранительный клапан регулируется на давление открытия в пределах 12,5 МПа. Его монтируют на раме моторной установки под передней площадкой обслуживания.

Насос-дозатор размещают под площадкой водителя и соединяют через привод с рулевым колесом. Он обеспечивает управление поворотом колес как с усилителем потока, так и без него.

Усилитель потока пропорционально увеличивает поток рабочей жидкости от насоса-дозатора к гидроцилиндрам управляемых колес с целью уменьшения усилий на рулевом колесе и ускорения действия системы.

В корпусе (рис. 4), собранном с крышками, устанавливают золотник с четырьмя поясками. Пояски взаимодействуют с кольцевыми полостями

В штуцере монтируют запорный клапан. Он состоит из шарика, прижимаемого к седлу пружиной, и двух крестовин. Золотник с каналом удерживается в нейтральном положении двумя пружинами.

В корпусе находится клапан, который может перемещаться (под воздействием рабочей жидкости) между крышкой и упором. Клапан представляет собой шарик, прижимаемый к седлу пружиной.

Для предотвращения утечки рабочей жидкости в необходимых местах расположены уплотнительные кольца.

Гидроцилиндры поворота колес устанавливают на мосту управляемых колес комбайна. Их принципиальное устройство аналогично устройству поршневых гидроцилиндров.

Гидросистема рулевого управления может работать по двум схемам: при работающем и неработающем двигателе. При работающем двигателе и правом повороте насос-дозатор перекачивает масло из левой полости распределителя в его правую полость. В результате этого золотник, преодолевая сопротивление пружины, перемещается влево, и масло от насоса через канал в золотнике, левую полость, насос-дозатор, правую полость поступает в полость гидроцилиндра. Шток гидроцилиндра поворачивает колесо влево, а комбайн разворачивается вправо. Это длится до тех пор, пока вращается рулевое колесо. При остановке рулевого колеса давление в левой полости становится выше, чем в правой. Золотник под действием этого давления и давления пружины перемещается вправо. Доступ масла в полость цилиндра перекрывается, и поворот колес прекращается.

То же самое, только в обратном порядке, происходит при левом повороте рулевого колеса.


Рис. 1. Гидросистема рулевого управления:

Надежная работа гидросистемы комбайна ооусловливается чистотой масла, плотностью всех соединений и отсутствием воздуха В гидросистеме нового или отремонтированного комбайна масло меняют через 50 ч работы. В дальнейшем смена масла производится через 240 ч. Для удаления воздуха на штуцерах гидроцилиндров откручивают на 1,5—2 оборота накидные гайки Рукояткой распределителя переводят гидроцилиндр в крайнее положение до тех пор, пока из штуцеров не прекратится выход воздуха. Затем гайки закручивают и доливают масло в гидробачок.


109 Масляный радиатор гидравлики
112 Сетчатый фильтр
208 Гидронасос Sauer Danfoss привода ходовой части 90R 100/130
209 Подпиточный гидронасос привода ходовой части 26 см3/об.
211 Регулируемый гидронасос Sauer Danfoss привода ходовой части
218 Шестеренчатый гидронасос рулевого управления 8 / 11 см3/об.
229 Ротор (дозировочный насос)
313 Гидравлический цилиндр насоса серво регулирования ходовой части
323 Гидравлический цилиндр рулевого управления
609 Поворотный золотниковый клапан
725 Двойной импульсный клапан 200+30 бар
726 Клапан ограничения давления 160+15 бар
728 Обратный клапан (аварийное рулевое управление)
742 Обратный клапан (аварийное рулевое управление)
909 Измерительная точка рулевого управления
IV Клапанный блок рулевого управления (Orbitrol)

Описание функций:

Система рулевого управления Open center в нейтральном положении рулевого управления имеет место связь гидронасоса с баком. Клапанный блок Non reaction в нейтральном положении рулевого управления усилие, действующее на управляемые колеса, не оказывает обратного действия на рулевое колесо.

Система DANFOSS OSPC 250 со встроенными клапанами:

O . Orbit (Orbitrol)
S . Рулевое управление (Steering)
P . Насос
C . Исполнение
250 . Вытеснение масла в см3/об/мин.
V . Клапанный блок
20 . Настройка давления импульсных клапанов х 10

Конструкция клапанного блока

Клапан рулевого управления состоит из ротора (дозировочный насос) (229) и поворотного золотникового клапана (вращающийся распределитель с внутренним и внешним золотником (609)). Шпиндель рулевого управления воздействует на поворотный золотник (609). Дальнейшее вращательное движение рулевого колеса приводит в действие ротор (229)
через вставной вал.

Функция нейтрального положения

В нейтральном положении объемный поток через обратный фильтр (742) и поворотный золотник (609) возвращается назад в бак (open center). Давление циркуляции при этом не должно превышать 20 бар (при nMot = макс. И t = 60 °C). Обе стороны цилиндра рулевого управления (323) закрыты поворотным золотником (609). Пики давления вследствие воздействия внешних сил на управляемый мост отводятся импульсными клапанами (725) в бак (non reaction).

Описание функций:


Функция воздействия на рулевое управление

Объемный поток, в зависимости от направления вращения и скорости вращения рулевого колеса, через ротор (229) и поворотный золотник (609) направляется на поршень цилиндра (323) рулевого управления или на поршневую поверхность со стороны штока. Вытесняющая поверхность цилиндра (323) рулевого управления при этом соединяется с баком через поворотный золотник рулевого управления (609) и обратную линию. При прекращении движения рулевого управления листовые пружины возвращают внутренний и внешний золотник (609) назад в нейтральное положение. Благодаря этому обе стороны цилиндра рулевого управления снова перекрываются, а соединение насоса (218) с баком снова восстанавливается.

Функция аварийного рулевого управления

Если снабжение системы рулевого управления извне насосом (218) больше не обеспечивается, то обратный клапан (742) закрывается и благодаря этому предотвращает утечку масла из системы рулевого управления. При воздействии на рулевое управление в одном или другом направлении внутренний золотник и внешний золотник золотникового клапана (609) соответствующим образом проворачиваются друг относительно друга. Благодаря этому масло можно через обратный клапан (728) перекачивать с одной стороны цилиндра (323) рулевого управления на другую сторону, приводя ротор (229) в действие мускульной силой. На машинах с одним цилиндром управления (323) резервуар в обратной линии к баку компенсирует разницу объемов между площадью поршня и площадью кольцевой поверхности поршня. При воздействии на рулевое управление в одном или другом направлении внутренний золотник (609) проворачивается относительно внешнего золотника (609) на угол до 8°. При этом обратная линия от насоса (218) к баку закрывается, а соединение с дозировочным насосом (229) открывается.

Проверка и ремонт гидравлики рулевого управления

Шпиндель рулевого управления

Зазор по высоте = 0,1 . 0,3 мм. Расстояние до основания в поворотном золотнике = 3 мм. Возврат назад. Если при заглушенном дизельном двигателе имеет место воздействие на рулевое колесо, то листовые пружины в поворотном золотнике должны снова вернуть рулевое колесо назад в нейтральное положение.При недостаточной реакции рулевого управления следует проверить внутренние утечки системы рулевого управления. Для этого следует отсоединить элементы подключения цилиндра рулевого управления и плотно закрыть их пробками. Скорость вращения рулевого колеса: 4 оборота в минуту от левого упора до правого упора. Это значение действительно при разогретом до рабочей температуры масле и верхних оборотах холостой нагрузки дизельного двигателя при усилии рулевого управления около 25 Нм. Если достигаемое значение выше 4 об/мин., то следует проверить утечки клапана рулевого управления. Если достигаемое значение ниже 4 об/мин., то следует проверить утечки цилиндра рулевого управления. Мощность при усилии рулевого управления свыше 25 Нм следует проверить размеры и давление шин, состояние поршневого штока и легкость хода поворотных кулаков.

При проверке давления на измерительном штуцере гидравлики рулевого управления должно достигаться давление 160+15 бар. Для этого воздействовать на рулевое колесо до упора и удерживать в этом положении. Значение давления действительно при разогретом до рабочей температуры масле и верхних оборотах холостой нагрузки дизельного двигателя. Настройка клапана ограничения давления не возможна, если он установлен на машине.

Каждый раз после проведения монтажных работ на гидравлике рулевого управления следует при работающем дизельном двигателе произвести выпуск воздуха из системы через обе гидравлические линии цилиндра рулевого управления.

Функция рулевого управления.

2-ступенчатая система Orbitrol


Обозначения:

109 Масляный радиатор гидравлики
112 Сетчатый фильтр
208 Гидронасос Sauer Danfoss привода ходовой части 90R 100/130
209 Подпиточный насос привода ходовой части 26 см3/об.
211 Регулируемый гидронасос привода ходовой части
218 Шестеренчатый насос рулевого управления 8/11 см3/об.
229 Ротор (дозировочный насос)
313 Гидравлический цилиндр насоса серворегулирования ходовой части
323 Гидравлический цилиндр рулевого управления
609 Поворотный золотниковый клапан
725 Двойной импульсный клапан 200+30 бар
726 Клапан ограничения давления 160+15 бар
728 Обратный клапан (аварийное рулевое управление)
742 Обратный клапан (аварийное рулевое управление)
779 Переключающий клапан, объем поглощения
909 Измерительная точка рулевого управления
IV Клапанный блок рулевого управления (Orbitrol)
g - Одноступенчатая система Orbitrol
h - Двухступенчатая система Orbitrol

На 2-ступенчатых системах Orbitrol используется блок рулевого управления с дозировочным гидронасосом большего размера и дополнительный гидронасос аварийного рулевого управления. Во время нормального режима работы оба гидронасоса работают параллельно. Благодаря этому при повышенной потребности в масле (гидравлические цилиндры большего размера) оба насоса предоставляют в распоряжение достаточный объем масла. Меньший гидронасос обеспечивает в аварийном режиме передачу необходимого усилия при повышенном количестве оборотов рулевого колеса. Если гидравлический насос рулевого управления не производит подачу масла, то переключающий клапан объема поглощения (779) находится в показанном положении. При этом активирован только роторный комплект (1) для аварийного рулевого управления. Если при достаточном потоке масла, обеспечиваемым гидравлическим насосом рулевого управления, давление поднимается (циркуляционное давление ок. 3 бар), то переключающий клапан объема поглощения (779) параллельно подключает второй роторный комплект (2).

Читайте также: