Конспект занятия двигательное развитие для детей с тмнр

Обновлено: 06.07.2024

Отечественный патопсихолог, Сусанна Яковлевна Рубинштейн объясняет термин так:

Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.

Моторика данной категории учащихся также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия учащихся замедленны, неуклюжи.

Обучение строится с учетом специфики развития каждого учащегося, а также в соответствии с особенностями развития учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями.

В связи с тем, что данная категория имеет ограничения в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).

Исходя из этого, целью нашей работы стало стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.

Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.

В работе с детьми с ТМНР используются следующие направления:

1. Коррекционно – развивающие:

-поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

-стимулирование общее физическое развитие;

Развитие крупной моторики:

- обучение переходу из одной позы в другую;

-повороты головы в разные стороны, лежа на животе;

-поднимание и удерживание головы при присаживании;

-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;

-стимуляция появления новых движений;

-формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.

Развитие тонкой моторики:

-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);

- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;

-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;

-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.

В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.

Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.

Основные методы проведения упражнений:

1. Игровая форма работы (использование сюжетно-ролевых игр, проигрывание сказок, коротких рассказов, кукольного театра).

Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения учащихся. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П. И., Рахманинов С. В. и др., звуки природы.

3. Дренажная гимнастика.

Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений, но исключительно лежа.

Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т. е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.

Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной активности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого целого.

Рациональная организация двигательной активности детей

Рациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Снежные постройки для двигательной активности детей

Снежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.

Развитие двигательных навыков детей с ТМНР имеет много особенностей. Данная методика включает в себя набор методов работы с данной категорией детей.

ВложениеРазмер
metodika_dmitr.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика развития двигательно-моторных навыков

для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Автор: Дмитриева Н.И.

Целевая группа: Методика разработана для занятий с детьми, имеющими тяжёлую и глубокую степень умственной отсталости в школах 8 вида.

Цель : Обучение детей и родителей профилактическому комплексу физических и психосоматических упражнений.

оздоровительные : профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата;

образовательные : освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности;

воспитательные: формирование физических и морально-волевых качеств личности, развитие коммуникативных навыков;

коррекционно-развивающие: исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений; развитие восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности.

Методика разработана с учётом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это даёт возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в активной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей и осуществляются через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

  1. На подготовительном этапе большое внимание уделяется установлению зрительного и эмоционального контакта, выявлению особенностей и потребностей детей, созданию положительного настроя на занятия, организации произвольного внимания – развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания. Необходимо организовать общение на занятиях таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно. Для создания положительного эмоционального настроя на совместную деятельность используется игровая деятельность (игры и игровые упражнения), как наиболее эффективная независимо от возраста занимающихся. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей и позволяют добиться эффективных результатов. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса, творческого мышления и речевого развития детей. Игры сопровождаются небольшими ритмичными стихотворными текстами. В простых играх (построй домик, дорожку, поезд в волшебный лес, драматизации и т. д.) мы стимулируем переживание детей обычных, но значимых ситуаций. Постепенно игра усложняется, расширяется стереотип взаимодействия, сенсорная и двигательно-моторная стимуляция становится более разнообразной.

Организации игр и занятий с детьми предшествовала работа по созданию предметной игровой среды. Материалы для игр и заданий подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Неприятные ощущения, которые иногда испытывают дети, компенсируются фиксацией на приятных с помощью приёма наложения словесной формулы на аффективные реакции детей. Используются формулы утверждения. Взаимодействия с различными предметами расширяют опыт детей.

На предварительном этапе проводится большая работа с родителями, обучая их способам привлечения внимания ребёнка, стимулируя к развитию активного взаимодействия, что способствует формированию социальной направленности и регуляции поведения детей.

На начальном этапе происходит ознакомление с разными видами воздействия на развитие двигательно-моторных навыков. Занятия проводятся индивидуально и малыми группами по 2-3 человека. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния детей и их готовности к сотрудничеству (от10 до 40 минут). Каждое занятие предусматривает большое количество упражнений и игр, направленных на развитие и укрепление здоровья. Если ребёнок устаёт или ему не нравится упражнение, мы переключаем его на другой вид деятельности. Каждое занятие состоит из трёх частей: вводно-мотивационная, операционно-исполнительная, релаксация с музыкальным сопровождением. Необходимо поддерживать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций обучающихся, стимулируя их потребность к доступной двигательной активности. Стимулировать общее физическое развитие, проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для каждого диапазоне. Уроки включают общеразвивающие, коррекционные упражнения и игры. Среди упражнений наибольшее значение имеют:

- упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей;

- упражнения для координации движений, функций равновесия, на коррекцию ходьбы;

- практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений;

- упражнения для развития мелкой моторики рук и ног;

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- ритмические упражнения с тканью и лентами;

- конструирование из разных предметов.

Все упражнения включают определённые задачи и соответствующие им приёмы работы, дифференцированные в зависимости от этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Необходимо помнить и о быстрой утомляемости детей, необходимо давать возможность отдохнуть, не прерывая тактильного контакта.

На тренировочном этапе совершенствуются умения и навыки, сформированные на начальном этапе; вводится обучение на более сложном материале, расширяется сенсорный и практический опыт детей. Создаётся основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности, укрепляется связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Учащиеся получают навык сочетания дыхания с выполнением основных упражнений. Тщательный подбор общеразвивающих и коррекционных упражнений даёт возможность воздействовать не только на весь организм, но и на определённые ослабленные группы мышц. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определённом ритме, темпе, направлении. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов позволяют сформировать правильную осанку; обеспечить подвижность суставов; создать двигательный опыт, двигательные качества и способности; укрепить сердечно-сосудистую систему; развить органы дыхания; психическое развитие. Упражнения с предметами повышают интерес к физическим упражнениям, формируют двигательные представления, совершенствуют координацию пальцев рук.

Заключительный этап связан с реализацией приобретённых знаний и умений, использованием их в повседневной жизни, в постоянной заботе о своём здоровье. Эта часть почти полностью зависит от родителей, которые должны быть постоянно в курсе применяемых методик и быть участниками процесса (по возможности). Несмотря на разные компенсаторные возможности и различный уровень умений, очень много зависит от активности семьи. Поэтому все игры и упражнения необходимо прорабатывать, проживать с детьми, стимулировать их самостоятельные действия. Только так они смогут накапливать личный опыт, быть активными, не замыкаться в себе, не быть несчастным членом семьи.

Используемые методы : формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания личности, педагогического воздействия, организации взаимодействия педагога и занимающихся.

Формы организации : индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Самомассаж кистей и пальцев рук .

Комплекс состоит из трех упражнений:

1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;

2) самомассаж ладоней;

3) самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.

Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.

Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.

Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.

Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Аурикулярный массаж . Так называется массаж ушных раковин. Он показан детям с самого раннего возраста. Он усиливает концентрацию внимания и улучшает интеллектуальные способности. Рекомендуется массировать по порядку четыре области ушной раковины: противокозелок , треугольную ямку , место перехода ножки завитка в восходящую часть, воронку .

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Парадоксальная гимнастика (по Стрельниковой).

Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхать пол"). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками "сбрасывающее" движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям - шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол - вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

Исходное положение: правая нога впереди, левая - на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела - на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Между вдохами - пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге - вдох. Вернуться в исходное положение - пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.


Развитие двигательных навыков на логопедических занятиях у детей с псевдобульбарной дизартрией.

План - конспект логоритмического занятия напраленного на развитие двигательных функций,дыхания,мыслительных операций,развитие связной речи,коррекция звукопроизношения.


Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2).

Использование игровых упражнений и сенсорных стимулов при формировании коммуникативных навыков у детей с ТМНР


"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рассмотрена и согласована

учителей начальных классов

Директор _____________ Петровский С.В.

Приказ от 30.12. 2016 г. № 279-О

для обучающихся 1 дополнительного класса

с тяжёлыми и множественными нарушения развития

на 2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с ТМНР имеется нарушение произвольной организации двигательной активности, значительно ограничивающее возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью индивидуальных форм работы.

Цель программы:

Формирование мотивации к двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений и профилактика возможных двигательных нарушений.

оздоровительные: профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата;

образовательные: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности;

воспитательные: формирование физических и морально-волевых качеств личности, развитие коммуникативных навыков;

коррекционно-развивающие: исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений; развитие восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности.

Содержание методики:

Методика разработана с учётом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это даёт возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в активной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей и осуществляются через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

На начальном этапе происходит ознакомление с разными видами воздействия на развитие двигательно-моторных навыков. Занятия проводятся индивидуально и малыми группами по 2-3 человека. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния детей и их готовности к сотрудничеству (от20 до 30 минут). Каждое занятие предусматривает большое количество упражнений и игр, направленных на развитие и укрепление здоровья. Если ребёнок устаёт или ему не нравится упражнение, мы переключаем его на другой вид деятельности. Каждое занятие состоит из трёх частей: вводно-мотивационная, операционно-исполнительная, релаксация с музыкальным сопровождением. Необходимо поддерживать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций обучающихся, стимулируя их потребность к доступной двигательной активности. Стимулировать общее физическое развитие, проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для каждого диапазоне. Уроки включают общеразвивающие, коррекционные упражнения и игры. Среди упражнений наибольшее значение имеют:

- упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей;

- упражнения для координации движений, функций равновесия, на коррекцию ходьбы;

- практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений;

- упражнения для развития мелкой моторики рук и ног;

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- ритмические упражнения с тканью и лентами;

Все упражнения включают определённые задачи и соответствующие им приёмы работы, дифференцированные в зависимости от этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Необходимо помнить и о быстрой утомляемости детей, необходимо давать возможность отдохнуть, не прерывая тактильного контакта.

На тренировочном этапе совершенствуются умения и навыки, сформированные на начальном этапе; вводится обучение на более сложном материале, расширяется сенсорный и практический опыт детей. Создаётся основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности, укрепляется связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Учащиеся получают навык сочетания дыхания с выполнением основных упражнений. Тщательный подбор общеразвивающих и коррекционных упражнений даёт возможность воздействовать не только на весь организм, но и на определённые ослабленные группы мышц. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определённом ритме, темпе, направлении. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов позволяют сформировать правильную осанку; обеспечить подвижность суставов; создать двигательный опыт, двигательные качества и способности; укрепить сердечнососудистую систему; развить органы дыхания; психическое развитие. Упражнения с предметами повышают интерес к физическим упражнениям, формируют двигательные представления, совершенствуют координацию пальцев рук.

Используемые методы : формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания личности, педагогического воздействия, организации взаимодействия педагога и занимающихся.

Формы организации : индивидуальные, подгрупповые.

Развивающий массаж.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Самомассаж кистей и пальцев рук .

Комплекс состоит из трех упражнений:

1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;

2) самомассаж ладоней;

3) самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.

Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.

Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.

Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.

Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Аурикулярный массаж . Так называется массаж ушных раковин. Он показан детям с самого раннего возраста, усиливает концентрацию внимания и улучшает интеллектуальные способности. Рекомендуется массировать по порядку четыре области ушной раковины: противокозелок , треугольную ямку , место перехода ножки завитка в восходящую часть, воронку .

Массаж карандашами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

С помощью граненых карандашей вместе с ребенком массируем запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Это стимулирует речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Парадоксальная гимнастика (по Стрельниковой).

Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Упражнение 1. "Ладошки".

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Упражнение 2. "Поясок".

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 3. "Поклон".

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхать пол"). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Упражнение 4 "Кошка".

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками "сбрасывающее" движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 5 "Обними плечи".

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. "Большой маятник".

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям - шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи - еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 7. "Повороты головы"

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

Упражнение 8. "Ушки".

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

Упражнение 9. "Малый маятник".

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол - вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

Упражнение 10. "Перекаты".

Исходное положение: правая нога впереди, левая - на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела - на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Между вдохами - пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.

Упражнение11. "Танцевальные шаги".

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге - вдох. Вернуться в исходное положение - пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Предполагаемые результаты.

Используемая литература.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении удержанию головы в положении сидя (цель обучения) рекомендуем выкладывать ребенка на спину или на живот на горизонтальную поверхность или на большой гимнастический мяч. В положении лежа на животе на горизонтальной плоскости для облегчения удержания головы под голову и плечи ребенка подкладывают валик или согнутые в локтевых суставах руки.

При выполнении упражнения на большом гимнастическом мяче для облегчения удержания головы учитель раскачивает мяч вперед/назад.

Для того чтобы ребенок приподнял и удерживал голову, учитель привлекает его внимание ярким по цвету, звучащим или светящимся (мигающим или меняющим цвет) предметом, собственным отражением в зеркале.

Формирование умения выполнять движения головой

Ожидаемый результат:

выполнение движений головой:

наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)

повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)

Методические рекомендации:

Ребенок выполняет наклоны и повороты головой в положении сидя или стоя, исходное положение головы прямо. Ребенок учится наклонять голову вправо/влево, вперед/назад. Для привлечения внимания ребенка учитель использует звучащую игрушку, например, резиновый мишка. Игрушка располагается таким образом, чтобы при наклоне головы она издала звук. Для того чтобы ребенок повернул голову, в качестве мотивации учитель использует привлекательный для него предмет. Если ребенок поворачивает туловище вместе с головой, то рекомендуем зафиксировать туловище (например, удерживать руками) перед выполнением упражнения.

Формирование умения выполнять движения руками

Ожидаемый результат:

выполнение движений руками:

Методические рекомендации:

Формирование умения выполнять движения пальцами рук

Ожидаемый результат:

выполнение движений пальцами рук:

сгибать /разгибать фаланги пальцев

сгибать пальцы в кулак /разгибать

Методические рекомендации:

Ребенок учится выполнять движения пальцами в процессе совместных действий с учителем. Учитель захватывает кисть ребенка своей кистью и сгибает фаланги пальцев рук. Если ребенок испытывает трудности при разгибании пальцев, учитель помогает ему.

Формирование умения выполнять движения плечами

Ожидаемый результат:

выполнение движений плечами:

Методические рекомендации:

Ребенок учится выполнять движения плечами в положении стоя по образцу и подражанию. Учитель встает перед ребенком и поднимает свои плечи. После этого он просит ребенка сделать так же. Если ребенок не выполняет движения по образцу или по подражанию, то учитель располагается за спиной ребенка, берет его за плечи и поднимает их вверх. Аналогично проводится работа по обучению выполнению движений вперед, назад, по кругу.

Формирование умения опираться на предплечья и кисти рук

Ожидаемый результат:

Методические рекомендации:

Учитель кладет ребенка на живот таким образом, чтобы его руки были согнуты в локтях и разведены в стороны. Учитель берет ребенка за плечи и приподнимает его, в результате чего локти приводятся к туловищу и ребенок опирается на предплечья. Некоторое время учитель удерживает ребенка в этом положении, периодически отпуская его для того, чтобы он самостоятельно удерживал заданное положение тела. При дальнейшем подъеме ребенка его руки выпрямляются, и ребенок начинает опираться на кисти.

Формирование умения бросать мяч

Ожидаемый результат:

двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы)

одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

Методические рекомендации:

Ребенок учится бросать мяч детский (среднего размера) сначала двумя руками, затем одной рукой. Рекомендуем начинать учить бросать мяч от груди. Ребенок выполняет действие вместе с учителем, который удерживает руки ребенка в своих руках и выполняет бросок.

Формирование умения отбивать мяч от пола

Ожидаемый результат:

отбивание мяча от пола:

Методические рекомендации:

Ребенок учится отбивать сначала детский (среднего размера) мяч, затем баскетбольный мяч. Обучение ребенка осуществляется через совместные действия с учителем. Количество ударов мяча о пол постепенно увеличивается. Внимание ребенка обращается на то, что при отбивании мяча кисти рук должны быть напряжены, сила удара постоянна. Мяч должен отскакивать от пола на заданную высоту.

Формирование умения ловить мяч

Ожидаемый результат:

на уровне груди

на уровне колен

Методические рекомендации:

Рекомендуем начинать работу с ловли воздушного шарика, затем

детского (среднего размера) мяча, потом волейбольного и баскетбольного мяча. Сначала ребенок учится ловить мяч на одном уровне.

Формирование умения изменять позу в положении лежа

Ожидаемый результат:

изменение позы в положении лежа:

поворот со спины на живот

поворот с живота на спину

Методические рекомендации:

Ребенок, который самостоятельно не передвигается (повышенный мышечный тонус), учится выполнять повороты туловища в положении лежа. Для выполнения поворота со спины на живот, ребенку оказывается помощь: учитель захватывает двумя руками голову ребенка и плавно поворачивает ее вокруг продольной оси туловища, стимулируя последовательное активное включение в поворот плечевого пояса, туловища, таза и ног. Учитель может оказывать помощь ребенку за счет тяги противоположной руки вбок по касательной. Для облегчения выполнения поворота используется наклонная плоскость. При выполнении поворота с живота на спину, в том случае, когда поворот осуществляется влево, учитель поднимает вперед вверх левую руку ребенка, при этом его правое плечо наклоняет в сторону поворота, стимулируя его дальнейшее активное включение в поворот. Важным условия для выполнения самостоятельного поворота является наклонная плоскость.

Формирование умения изменять позу в положении сидя

Ожидаемый результат:

изменение позы в положении сидя:

поворот (вправо, влево)

наклон (вперед, назад, вправо, влево)

Методические рекомендации:

Ребенок учится выполнять поворот туловища в положении сидя. Учитель дает образец выполнения поворота, например, в положении сидя на стуле: ноги стоят на полу, таз неподвижен (не наклоняется, не поворачивается), поворачиваются только плечи. При необходимости учитель фиксирует таз ребенка. Постепенно амплитуда движения увеличивается. Рекомендуем в течение нескольких секунд удерживать ребенка в максимальной точке поворота. При выполнении наклона таз и ноги остаются неподвижны. Учитель помогает выполнить это движение, придерживая ребенка за плечи. Все движения должны быть плавными, без рывков.

Формирование умения изменять позу в положении стоя

Ожидаемый результат:

изменение позы в положении стоя:

поворот (вправо, влево)

наклон (вперед, назад, вправо, влево)

Методические рекомендации:

Ребенок учится выполнять повороты и наклоны туловища в положении стоя. Учитель дает образец выполнения движения. Если ребенок самостоятельно не выполняет поворот, учитель помогает ему, удерживая за плечи. Внимание ребенка обращается на то, что во время наклона в положении стоя ноги не должны отрываться от пола или сгибаться в коленях. Если ребенок не наклоняется вперед самостоятельно, то учитель помогает ему выполнить движение, одной рукой придерживая колени, другой рукой наклоняя туловище. Если ребенок не наклоняется самостоятельно в сторону, то учитель помогает ему выполнить движение, одной рукой придерживая таз ребенка, другой рукой, взяв его за плечо с противоположной стороны, наклоняет туловище.

Формирование умения вставать на четвереньки

Ожидаемый результат:

вставание на четвереньки

Методические рекомендации:

Вставать на четвереньки учат ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата. Учитель кладет ребенка на живот, затем пассивно выпрямляет его руки вверх вдоль тела. У ребенка рефлекторно происходит подъем головы и сгибание ног – переход в положение на четвереньках. Если ребенок может сидеть на пятках, учитель вытягивает ребенка вверх за руки, надавливая при этом коленом на изгиб позвоночника. Для формирования умения стоять на четвереньках используются мячи, подвижную тележку и др.

Формирование умения ползать

Ожидаемый результат:

Методические рекомендации:

Ребенка учат ползать на животе следующим образом: сначала ребенок протягивает вперед согнутую в локте левую руку и приводит правую ногу к себе, сгибая в колене. Под правую стопу учитель устанавливает опору. Рефлекторно происходит отталкивание согнутой ноги от опоры с последующим продвижением ребенка вперед. Затем ребенок протягивает вперед согнутую в локте правую руку и приводит левую ногу к себе, сгибая в колене. Под левую стопу учитель устанавливает опору. Рефлекторно происходит отталкивание согнутой ноги от опоры с последующим продвижением ребенка вперед.

Для обучения ползанию на четвереньках рекомендуем использовать матерчатые носилочки (полотенце, простыня). Ребенок лежит на животе. Учитель подсовывает под грудь ребенка полотенце, выравнивает концы полотенца над спиной ребенка, приподнимает ребенка таким образом, чтобы он опирался на колени и выпрямленные руки. Приподняв ребенка, учитель раскачивает его вперед и назад, побуждая к движению. Затем он передвигает носилочки вперед, побуждая ребенка выполнять шаговые движения руками и ногами. Для того чтобы уменьшить нагрузку на руки и на ноги и облегчить ребенку выполнение шаговых движений, учитель наклоняет носилочки (вправо-влево). Для тренировки по отдельности шаговых движений рук и ног рекомендуем использовать доску на колесиках. Если ребенок выполняет шаговые движения ногами (на коленях), то кистями рук или предплечьями опирается на доску. Если выполняет движения руками, то стоит на коленях на доске.

Формирование умения сидеть

Ожидаемый результат:

сидение на полу с опорой

сидение на полу без опоры

сидение на стуле

Методические рекомендации:

Ожидаемый результат:

Методические рекомендации:

Формирование умения стоять на коленях

Ожидаемый результат:

стояние на коленях

Методические рекомендации:

Для тренировки удержания равновесия рекомендуем предлагать ребенку задания, например, сбивать теннисным мячом кегли. Также проводятся упражнения на сохранение равновесия на движущейся поверхности. Например, ребенок стоит на коленях на туристическом коврике, который учитель двигает по полу.

Формирование умения ходить на коленях

Ожидаемый результат:

ходьба на коленях

Методические рекомендации:

Ожидаемый результат:

Методические рекомендации:

Формирование умения стоять

Ожидаемый результат:

с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.)

Методические рекомендации:

Затем ребенок учится стоять с опорой на костыли, трость и др., а также держась руками о стол, подоконник и т.д.

Формирование умения выполнять движения ногами

Ожидаемый результат:

выполнение движений ногами:

подъем ноги вверх

отведение ноги в сторону

отведение ноги назад

Методические рекомендации:

Ребенок стоит, держась за опору, и выполняет движения ногами. Сначала он учится двигать ногу вперед, назад, в сторону, не отрывая ее от пола. После этого ребенок учится поднимать прямую ногу в разных направлениях. При необходимости учитель одной рукой захватывает ногу ребенка в области пятки, другой рукой придерживает колено ребенка, чтобы оно не сгибалось. Поднимать согнутую в колене ногу ребенок учится до ориентира, заданного учителем. Когда ребенок учится отводить ногу назад, учитель придерживает ее за голеностопный сустав.

Формирование умения ходить по ровной и наклонной поверхности, по лестнице

Ожидаемый результат:

по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры)

по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры)

по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры)

Методические рекомендации:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата учится выполнять шаговые движения по ровной горизонтальной поверхности в ходунках. Ходунки должны соответствовать росту ребенка, иметь достаточное количество фиксирующих приспособлений. Учитель сопровождает ребенка, поддерживая ходунки сзади, при необходимости подталкивая их вперед, поворачивая в стороны, и придерживает ходунки. При ходьбе по ровной горизонтальной поверхности в качестве опоры рекомендуем использовать брусья, расположенные с обеих сторон на уровне талии, тележку на колесах, которую ребенок катит перед собой, трость. После этого ребенок учится ходить по наклонной поверхности: сначала подниматься, а потом спускаться (пандус, пригорок).

Сначала ребенок учится подниматься по лестнице приставным шагом, располагаясь лицом к перилам и держась за них двумя руками. Если ребенок не ставит ногу на ступеньку, то учитель помогает ему это сделать. Затем ребенок учится спускаться по лестнице в том же положении. Учитель держит его за талию и направляет. Потом ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице, стоя боком к перилам и держась одной или двумя руками за перила. Учитель держит ребенка под руку и задает темп ходьбы.

Формирование умения ходить на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе

Читайте также: