Литература родного края конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Конспект данного урока представлен в форме технологической карты в соответствии с требования ФГОС. Автор представляет работу по анализу поэзии Тамбовщины, подробно останавливаясь на стихотворении В.Дорожкиной "Есть губернии краше. "

Оценить 431 0

Технологическая карта урока родной литературы

Подготовила

учитель родной литературы

МКОУ Зелёновской СОШ

Стребковой Н.В.

Предмет: Родная литература

Образовательные: рассказать учащимся о писателях-земляках (обзорно), показать сборники их стихотворений, ознакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта В.Дорожкиной

Развивающие: научить внимательно слушать другого (в том числе чтение стихотворений учителем), развивать критическое мышление, навыки анализа литературного произведения.

Воспитательные: вызвать интерес к литературе родного края; побудить учащихся к активности в изучении литературных произведений; воспитывать любовь к родной земле, уважительное отношение к литературному прошлому, чувство гордости за талантливых творческих людей, наших земляков.

личностные УУД: умение выразительно читать лирическое произведение, анализировать его;

регулятивные УУД: учащийся должен овладевать способностями понимать учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные УУД: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в тексте произведения - средства выразительности и др. (общеучебные универсальные учебные действия)

Планируемый результат

Знать литературоведческие термины (лирический герой, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, пафос и др.), примерный план анализа стихотворения, писателей родного края, их произведения.

Уметь анализировать лирическое произведение

Основные понятия

Лирика, анализ, метафора, эпитет, сравнение,образ лирического героя, тема, идея, пафос

Межпредметные связи

История, география, изобразительное искусство , русский язык

- дополнительные

Выставка книг писателей тамбовского края, тексты произведений, портреты

Презентация, атрибуты для рефлексии (стикеры в форме листьев разного цвета и плодов, дерево), таблицы, учебник, листы бумаги, карандаши

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. 3.Организовать обобщение способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

Уточняет тематические рамки. Выдвигает проблему.

Вызвать интерес к теме урока

1.Регулятивные: -волевая саморегуляция; 2.Личностные: -смыслообразование (Я должен посмотреть. ) 3. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Учить определять тему урока(в случае возникновения затруднений озвучивает тему учитель) , его цели, способы достижения этих целей

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу темы урока. Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через задание-разминку (работа с эпиграфом), актуализация знаний учащийся (вопросы теории литературы)

Назвать литературные тропы, дать им определения, дать определению образу лирического героя и т.д.

Учащийся сформулирует тему и цели урока, назовет способы ее достижения

Развитие логического мышления, коммуникативных способностей, внимания

III. Изучение нового

-ознакомить учащихся с творчеством поэтов Донбасса;

-учить анализировать лирические произведения

1.Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

3.Выразительное чтение стихотворения.

- Конечно, это и место, где мы родились и живём, где живут наши родные, где нам всё с детства знакомо. И куда бы нас не забросила судьба, мы будем помнить родные места, где протекает Цна, где самый красивый лес посажен руками человека. Нигде на земле нет таких полей, как тамбовские с их разнотравьем. Тамбовская земля богата талантами. Это и спортсмены, актеры, писатели. Известны далеко за пределами края имена тамбовчан.

Затем пауза для осмысления услышанного.

Выразительное чтение стихотворений поэта

1.Учащийся будет знать писателей Донбасса, их произведения.

2.Ущащийся будет уметь выразительно, вдумчиво читать лирические произведения.

Дети узнали много нового и интересного, развивают умение слушать и слышать

IV. Закрепление нового (15 мин)

Развитие и Закрепление навыков анализа литературного произведения

Работают с текстом произведения, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания учителя

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Какие мысли и чувства кажутся вам здесь самыми главными?

Как проявляется в стихотворении мотив гордости?

Актуально ли это произведение сегодня?

Физкультминутка

Учащиеся будут уметь анализировать стихотворение

Развитие навыков работы в группе, коммуникативных навыков

V. Контролирующее задание (12 мин)

Проверить умение находить средства выразительности в литературном произведении;

- проверить умение анализировать стихотворение

Уч-ся работают в группе, индивидуально, решают поставленные задачи

Дает задания, контролирует их выполнение, задает вопросы

3. Создание иллюстраций к произведению

Учащиеся проанализировали стихотворение, в большинстве своем справились с заданиями

-целеполагание как постановка учебной задачи, -планирование, -прогнозирование. 2. Познавательные: -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Оценить деятельность уч-ся на уроке;

учить школьников делать самооценку

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили, узнали на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

Подходят по очереди к доске и приклеивают стикер соответствующего цвета и формы.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и чтения. Учитель познакомит учащихся с жизнью и творчеством кубанского писателя - В.П. Неподоба. Урок поможет воспитать любовь к малой родине, гордиться людьми своего края; развивать нравственные качества учащихся, как доброта, любовь к ближнему, видеть прекрасное рядом с тобою.

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

Методическая разработка урока чтения

учитель русского языка и литературы

Назарова Елена Александровна

  1. Знакомство с жизнью и творчеством кубанского писателя - В.П. Неподобы.
  2. Развивать интерес к литературе родного края и желание её изучать. Развивать навык выразительного чтения.
  3. Воспитать любовь к малой родине, гордиться людьми своего края; развивать нравственные качества учащихся, как доброта, любовь к ближнему, видеть прекрасное рядом с тобою.

Посмотрите вокруг – зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена…

Здесь и в песнях казачий размах и полёт,

И в совершеньях масштабы российские.

На Кубани живёт богатырский народ,

И дела у него богатырские.

- Щедра и богата кубанская земля … Щедра на хлеб, на добрых людей, на таланты. Яркое художественное слово литератора, связавшего свою жизнь и творчество с кубанской землёй, тоже её богатство.

- Сегодня наш урок посвящён творчеству нашего земляка, писателя и поэта Вадима Петровича Неподоба.

2. Актуализация новых знаний и способов действия .

Показ слайдов 1-9.

- Вадим Петрович Неподоба родился 26 февраля 1941 года в семье военного моряка в городе Севастополе, который в первые месяцы Великой Отечественной войны стал ареной ожесточённых сражений. Маме Вадима Неподобы с двумя детьми удалось покинуть город незадолго до падения черноморской крепости на одном из последних военных транспортов. В тяжёлом 1942 году их приютила Кубань.

Детские и юношеские годы Вадима Петровича прошли в городе Белореченске, на Кубани.

Над материнским тихим домом

Из железа и бетона

Там даже жилка светлой глины

И каждый всплеск воды в реке

Вблизи мне были, как морщины!

На детской маминой руке…

И вдруг повеял странный холод,

Стою, как будто над межой;

И вроде свой я вижу город,

И тут же вроде бы другой!

Но снова душу мысль согрела:

Вот только мама постарела,

И я совсем уже не тот…

В 1958 году В. Неподоба окончил среднюю школу и поступил на историко – филологический факультет Краснодарского пединститута.

В 1964 году окончил историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института, работал сельским учителем в школах Кубани.

Мы были несметно богаты,

Богатства – не занимать:

Когда налетали армады,

Собой прикрывала нас мать.

Бросалась в огонь по сноровке

Не хуже бывалых бойцов,

И прятала в свежей воронке

Своих желторотых птенцов.

Нас вывел Господь из блокады .

Корабль. Черноморская гладь.

И снова нависли армады…

В лохмотьях, мы были богаты:

Бронёй защищала нас мать.

Показ слайдов 10-14.

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли – такой,

Где листья по – особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

- С 1979 г. по 1981 год учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им.М.Горького в Москве. После окончания курсов работает литконсультантом в краевой писательской организации, позже, в течение десяти лет – редактором Краснодарского книжного издательства.

И в своём творчестве В. Неподоба не мог обойти тему Великой Отечественной войны.

Никто нас не возьмёт на слом,

Жива в нас прадедов порода:

Коль воевать – так всем народом,

Коль строить дом – так всем селом!

Показ слайдов 14-17.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа № 4 им. Ф.Н.Красовского

г.Галича Костромской области

Муниципальный конкурс в образовательных учреждениях

мультимедийная презентация на уроке

Номинация конкурса

Русский язык, литература

Подготовила: Быкова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ ОО школы №4 им. Ф.Н.Красовского

Автор проекта – Быкова Елена Сергеевна

Место работы – МОУ ОО школа № 4 им. Ф.Н.Красовского г.Галича Костромской области

Должность – учитель русского языка и литературы

Почтовый адрес автора – 157202 г.Галич, ул.Воронова д.6

Домашний телефон – 42-20-9

Почтовый адрес школы – 157201 . г. Галич Костромской обл., ул. Советская д. 1

Телефоны 2-26-79; 2-19-83.

Аннотация проекта

Именно в процессе изучения краевой (региональной) литературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.

Во всех классах ребятам предлагают для чтения и анализа произведения писателей и поэтов-классиков, творчество которых связано с Костромским краем: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков. Особое место в программе отводится чтению и обсуждению повестей, рассказов и стихов костромских писателей старшего и младшего поколений: А.Часовникова, В.Корнилова, В.Бочарникова, О.Гуссаковской, М.Базанкова, В.Травкина, В.Лапшина, Л.Попова, Н. Снеговой и других.

Цель данного урока – исследование художественных особенностей поэзии костромича по рождению А.Н.Плещеева.

а) образовательные – поиск средств создания художественного образа, приобщение учащихся к литературно-художественному творчеству; отработка навыка комплексного анализа текста;

б) развивающие – развивать эстетический вкус учащихся, чувство слова; развивать умение видеть, чувствовать и понимать природу родного края;

в) воспитательные – воспитывать бережное отношение к малой родине, родному краю.

Информационный вкладыш

Название учреждения – МОУ ОО школа № 4 им. Ф.Н.Красовского г.Галича Костромской области

Автор – учитель русского языка и литературы Быкова Елена Сергеевна

Город – г. Галич

Пояснительная записка, содержащая кратное обоснование необходимости применения презентации на уроке

Учебная хрестоматия по региональной литературе для общеобразовательных учреждений не содержит материалов по данной теме. Просто продемонстрировать учащимся портрет поэта и рассказать о его жизни? Самой почитать стихотворения А.Н.Плещеева? Провести библиотечный урок?

Нет, ребята должны быть активными участниками на таких уроках, а не пассивными слушателями. Именно поэтому я решила использовать на уроке презентацию, материалы которой позволили мне привлечь внимание учащихся с первой минуты урока, заинтересовать и зажечь огонек в глазах воспитанников. Благодаря презентации мы вместе рассмотрели репродукции известных русских пейзажистов и проанализировали одну из лучших работ И.И.Левитана (в материалах учебной хрестоматии репродукционный материал не предусмотрен!). При анализе стихотворений поэта, при выяснении художественных особенностей, для эмоциональности – вновь яркие материалы презентации (фотографии из личных семейных альбомов учащихся).

На уроке звучали композиции Сергея Васильевича Рахманинова. Музыка помогала почувствовать одухотворенность, мягкость, деликатность, обаятельную скромность облика художника слова.

Данная презентация помогла решить проблему межпредметных связей на уроке: литература – русский язык (анализ поэтического текста, стилистические особенности, образные средства, выбор лексики, особенности синтаксического строя), литература – музыка (музыкальное произведение было использовано в начале урока для эмоционального подъема, создания соответствующей обстановки в классе активизации воображения; на фоне музыкального произведения педагог подвел итог размышлениям учащимся после активной беседы), литературы – ИЗО (анализ репродукции картин известных русских пейзажистов помог активизировать речевую деятельность учащихся, способствовал повышению работы по развитию речи, обогащению речи учащихся словами, необходимыми для анализа картины и ее описания, искусствоведческими терминами).

Источники для создания презентации:


Познакомиться с поэтами и писателями Саратовской области, выяснить, какое место занимает их творчество в литературе родного края, в литературном наследии Саратовской области.

Содержимое разработки

Литература родного края

Особое место в жизни русского человека всегда занимали духовные и литературные традиции, как в стране, так и на малой родине. Литература – часть жизни народной. Саратов и Саратовская область являются родиной целого ряда выдающихся поэтов и писателей, художников, артистов и музыкантов. Бурное развитие саратовской культурной жизни и большое внимание к искусству, истоки которых уходят к первой половине XIX века, и которыми охарактеризован советский период, привлекли на берега Волги также приезжих деятелей культуры, оставивших яркий след не только в истории региона, с которым они связали свой творческий путь, но и внесших неоценимый вклад в культурное достояние страны.

Саратовский край самобытен, богат своей историей, традициями, культурой. Многие улицы нашей области названы в честь писателей, поэтов, художников и политических деятелей, изобретателей и космонавтов, известных по всей стране и миру. В Саратовской области родились и работали многие известные люди: писатели - Н.Г.Чернышевский, К.Федин, А.Толстой, А.Вознесенский, К.Симонов, Л.Кассиль и другие, художники- В. Борис-Мусатов, К. Петров-Водкин, А.П.Боголюбов и др, изобретатели и ученые- Н.И.Вавилов, Ф.А.Блинов, П.И.Бахметьев, Н.Н.Семенов, И.В. и Я.В. Мамины, П.Н.Яблочков и другие. Многие из наших прославившихся земляков были увековечены в истории Саратова и области. В честь кого-то были названы улицы, кому-то был воздвигнут памятник, кто-то удостоился памятной таблички. Но, к сожалению, не все люди, которые прославили наш край, удостоились такой чести.
Сегодня стоит вспомнить писателей, тесно связанных с Саратовом. Знаменитыми они стали, переехав работать в столицу. Что, впрочем, понятно. Не все из них после переезда поддерживали связь с родными местами Связь с реальной жизнью, чувствами и душой автора всегда была отличительной чертой лучших представителей литературной интеллигенции Саратова. Саратовцы высоко чтят эти традиции и берегут память о знаменитых земляках и литераторах, чьи имена так или иначе связаны с Саратовской губернией.

А гордиться нам есть чем. В Саратове – два музея, которые изучают и хранят творческое наследие знаменитых литературных деятелей Н. Г. Чернышевского и К. А. Федина. Самая длинная улица, которая тянется вдоль Волги, носит имя Н. Г. Чернышевского. Это же имя значится на зданиях университета и театра оперы и балета.

Художественный музей – Третьяковка Поволжья – назван Радищевским, подарок городу от внука писателя.

В городе Вольске возвышается бюст писателю Ф. Панферову, а в Энгельсе открыт дом-музей и поставлен памятник Льву Кассилю.

В Краснопартизанском районе с. Савельевка создан музей имени В. В. Шабанова, в котором ежегодно проходят литературные и творческие вечера, посвященные поэту-земляку.

Цель работы - познакомиться с поэтами и писателями Саратовской области, выяснить, какое место занимает их творчество в литературе родного края, в литературном наследии Саратовской области.

Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове 24 июля 1828 года в семье священника. Отец Гаврила Иванович был многосторонне образованным человеком, начальное образование давал сыну на дому. Уже в детстве Николай поражал всех своей начитанностью, изучал иностранные языки, историю и географию. С 1842 года учился в духовной семинарии, которую не стал заканчивать и поступил в 1846 году в Петербургский университет на историко-филологический факультет. С 1851 по 1853 год Николай Гаврилович преподавал в саратовской гимназии, после чего женился и вновь переехал в Санкт-Петербург, где с начала 1854 года работал учителем во Втором кадетском корпусе, писал статьи в "Санкт-Петербургские ведомости", "Отечественные записки" и "Современник". 10 мая 1855 года состоялась скандальная защита диссертации на тему "Эстетические отношения искусства к действительности", подвергавшей критике идеалистов и теорию "искусство для искусства". Присуждению учёной степени помешал земляк Чернышевского министр просвещения А. С. Норов, магистром русской словесности Николай Гаврилович стал лишь три года спустя при Е.П. Ковалевском. Во второй половине 1850-х годов Чернышевский участвовал в деятельности революционных кружков, создании тайного общества "Земля и воля", формировании народничества, попал под наблюдение полиции. Арест состоялся 12 июня1862 года по обвинению в антигосударственной публицистической деятельности и провокаторстве. За почти два года заключения и следствия Чернышевским был написан главный труд - роман "Что делать?", опубликованный в трёх номерах "Современника". 7 февраля 1864 года сенат огласил обвинительный приговор: 14-летняя ссылка на каторжные работы и последующее пожизненное поселение в Сибири. Александр II высочайшей милостью сократил срок каторги вдвое. 19 мая1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга состоялась гражданская казнь революционера, после чего он был отправлен в Нерчинск. С 1871 года жил в Вилюйске, в 1874 году отказался от помилования. Освобождение стало возможным в 1883 году, после чего Чернышевский переехал в Астрахань, где вновь начал писать (мемуары о Добролюбове, Некрасове, Тургеневе, философский трактат "Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь", перевод с немецкого "Всеобщей истории" Георга Вебера). Возвращение в Саратов состоялось в июне 1889 года, однако всего через несколько месяцев 17 октября Николай Гаврилович умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен в фамильной усыпальнице на Воскресенском кладбище. 2

В своих произведениях Н.Г.Чернышевский использует саратовский материал, например, в своих мелких рассказах. В рассказе "Приключение друга"выведен саратовский знакомый Чернышеского Ф.И.Гейнцен, передающий историю женитьбы своего сына. Об этом случае Чернышевский писал отцу, еще будучи студентом. (Письмо от 16 марта 1847 года). В рассказе "Покража" передан вопиющий случай с женитьбой дряхлого старика купца, услышанный Чернышевским в Саратове .Веет саратовской стариной и от рассказа "Духовная сила". 3

В своем рассказе "Не всякую пятку хватай" Чернышевский рисует сильного "мужичищу здоровеннейшего" поволжанина. Анекдотическая форма рассказа, на первый взгляд напоминающего неправдоподобные "охотничьи рассказы", дает Чернышевскому возможность прикрыть главную мысль: есть в Саратове смелые, бесстрашные, удалые люди с такими качествами, какие нужны для народных мстителей. А сила их уходит попусту.

Много рассказов Чернышевского повествуют о саратовской жизни- "Чингисхан", "История Елизара Федотыча" и другие.

В роман "Повести в повести" входит в двух вариантах "Моя биография" Н. Г. Чернышевского, в котором он, называя себя Л. Панкратьевым (это был псевдоним его статей в "Современнике"), сообщает интересные данные о своих детских и юношеских годах в Саратове, в том числе о своей страсти к чтению.

В Алексеевском равелине Чернышевским было написано бессмертное произведение "Что делать?", на котором воспитывались поколения революционеров и в России, и за рубежом. Это памятник мирового значения. Саратовские впечатления проникли и сюда: то снова были те "живые люди", которые дали Чернышевскому свои черты и краски для типических обобщений. (в романе прослеживаются черты саратовского помещика П. А. Бахметева в образе Рахметова ) 4

С началом самостоятельной жизни вдали от семьи Федин сделал первые шаги как писатель. Эти ранние рассказы публиковались в 1913-1914 годах в петербургском "Новом сатириконе. В 1919 году писатель работал редактором "Сызранского коммунара" в Сызрани, где стал свидетелем событий гражданской войны в Поволжье. Из Сызрани вскоре был переведён в Петроград в редакцию газеты "Боевая правда", где работал до 1921 года. В марте 1949 года писатель приезжал в Саратов на встречу со студентами и работниками университета, на которой читал отрывки из "Необыкновенного лета". Осенью 1959 года Федин вновь гостил в родном городе, куда был приглашён на празднования 50-летия СГУ. Писатель участвовал в конференции, посвящённой его творчеству, работал над последней частью трилогии романом "Костёр", вышедшим в двух частях в 1961 и 1965 годах. В 1959-1971 годах Константин Александрович был 1-м секретарём Союза писателей СССР, после чего его избрали председателем правления. Среди последних работ Федина мемуары "Писатель, искусство, время" и "Горький среди нас". Умер Федин 15 июля 1977 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В Саратове писателю-земляку установлен памятник, его именем также названа площадь, а в здании бывшего Сретенского начального мужского училища работает музей Федина.


Белянкин Евгений Осипович-советский, российский писатель, член Союза писателей СССР (1959). Участник Великой Отечественной войны.

Н.Е.Палькин-поэт, журналист,публицист
Поэт родился на саратовской земле в селе Большой Мелик в 1927 году. Детство и юность провел в Балашове. Начало журналистской судьбы забрасывало его к оленеводам Ловозерской тундры, к горнякам Караганды, к строителям Темиртау, и вот уже многие годы он живет и работает в Саратове. Работает активно: в течение десяти лет был ответственным секретарем Саратовского отделения Союза писателей, затем долгое время главным редактором журнала "Волга"; ныне заслуженный работник культуры РСФСР, орденоносец, участник писательских съездов, публицист, автор прекрасных песен, многие из которых приобрели всесоюзную известность, поэт, на счету которого полновесные поэтические сборники и поэмы, великолепный пропагандист литературы.

Почетный гражданин г. Саратова, лауреат литературной премии Саратовской области им. М.Алексеева, кавалер Серебряного Знака имени Петра Великого за вклад в науку и образование.

В 1998 году Николай Егорович стал лауреатом одной из самых престижных литературных премий - имени Ф.Тютчева.

Стихи его лиричны, искренни, задушевны, музыкальны. Именно это побуждает композиторов к созданию песен. Его песни привлекали известных эстрадных певцов, в числе которых Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Леонид Сметанников.

Основная тема творчества - тема родного края, Волги, человека, живущего на ее берегах. 12 Тема Волги встречается во многих его произведениях. В каждом его стихотворении присутствует тревога за судьбу России, которая не может не вызвать тревоги за её настоящее и будущее у каждого, кто считает себя её сыном.

5 марта 2013 года ушел из жизни Николай Палькин. Поэт вошел в плеяду выдающихся деятелей отечественной культуры, чье творчество отличалось яркой индивидуальностью, самобытностью и многогранностью. С именем Палькина связана целая эпоха в истории культуры Саратовского края. Особая страница творчества Николая Егоровича Палькина - стихи, на которые написано более ста песен о Саратове и Волге - навсегда останется в истории культуры Саратова.

Тобольский И.Г. -поэт

Родился в Саратове 26 августа 1921 года в семье рабочего.

У Тобольского вышло около тридцати книг, отличающихся высоким гражданским звучанием.

Долгое время Исай Тобольский считался "детским" поэтом. В его творческой биографии стихи о детях и для детей занимают большое место. "Солнце над Волгой", "Весенние ручьи", "Дедушкин секрет" - эти и другие сборники стихотворений для ребят не раз выходили в центральных и местном издательствах. Произведения Тобольского для детей лишены навязчивой назидательности. Ставя своих героев в понятные и близкие детям ситуации, поэт говорит о патриотизме, о взаимовыручке, о любви к природе, о необходимости и радости труда, о мире.

Необыкновенный человек, поэт и художник Г.Голобоков. Геннадий Григорьевич Голобоков родился в 1935 году в селе Малая Быковка Балаковского района Саратовской области. С детства увлекался астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке, гармошке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской реки Линевки, он ударился головой о песок. Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция была сделана в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Страшный диагноз - полная неподвижность. Но он не сдался, боролся за свою жизнь всеми силами. При поступлении в Московский заочный университет искусств из приемной комиссии ему ответили: необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, для всех без исключения. Тогда Геннадий Голобоков посылает письмо и несколько своих рисунков вице-президенту Академии художеств СССР В. А. Серову, который ходатайствует о приеме в университет.

Творческий путь художника начинался с полотен, посвященных прошлому и настоящему любимой Родины, труду молодежи в городе многих ударных комсомольских строек. Он рисовал парней и девушек, причастных к преображению Балакова. Главный герой - молодой, счастливый и сильный человек-созидатель.

Проникновенные стихи Геннадий Голобоков посвятил и Родине, такие как "Русь. Россия.."

Г. Г. Голобоков умер 17 мая 1978 года. В ящике его письменного стола лежали рекомендации для приема в Союз художников от народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю. М. Непринцева и члена Союза художников СССР, летчика-космонавта СССР А. А. Леонова.

Геннадий Григорьевич не успел вступить в творческий союз. Но Художником он стал.

Саратовская область- регион, обладающий высоким культурным потенциалом. Н.Г.Чернышевский, А.Толстой, Л.Кассиль, К.Федин, Г.Голобоков, Н.Палькина , И. Тобольский - писатели и поэты, чья жизнь и творчество, так или иначе, связаны с Саратовом, Саратовской губернией. Их было не очень много, но зато насколько выдающиеся это были люди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок познакомит учащихся с творчеством поэта Донецкого края Николая Рыбалко, будет способствовать углублению творческого воображения и образного мышления, умению воспринимать произведения на слух, анализировать их. Ученики усовершенствуют навыки выразительного чтения поэтических произведений, будут учиться работать с текстами, высказывать свои суждения. Таким образом, урок направлен на воспитание чувства патриотизма и гордости за своих земляков, любви к русской литературе.

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 120

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

Конспект урока по теме

учитель русского языка

Цель: познакомить школьников с жизнью и творчеством поэта Н.А.Рыбалко; способствовать углублению творческого воображения и образного мышления учащихся; развивать эмоции, чувства, умение воспринимать произведения на слух; совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения и ораторского искусства, учить самостоятельно работать с различными литературными источниками; развивать умение анализировать текст, высказывать свои суждения по поводу прочитанного; воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих земляков.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование опорных умений и навыков.

Оборудование: выставка фотографий Н.А.Рыбалко; презентация в Рowerpoint; раздаточный материал (карточки со стихотворениями)

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

- Наш родной край, Донбасс, воспевали и воспевают талантливые люди, наши земляки – донецкие поэты.

Актуализация опорных знаний

- Кого из донецких поэтов вы знаете? Читали?

- Мне хочется назвать имена таких известных в Донбассе авторов, как Белаш Б.Ф., Беспощадный П.Г., Галкин И.В., Ионов А.В., Рыбалко Н.А., Сердюк Н.Г.

- Много интересных, литературно одарённых людей живёт в Донецке. Многие из них воспевают в своих произведениях Родину, отчий дом, тружеников нашего края, дружбу, любовь.

- Своих земляков мы должны знать, а особенно тех, чьи имена известны во многих странах. У нас есть много писателей, чьё творчество уже давно перешагнуло рубежи родного края. Николай Рыбалко - один из них, поэт, знаток шахтерской души.

- Задание сегодняшнего урока – познакомиться с жизненным и творческим путём талантливого поэта-земляка из Краматорска Николая Александровича Рыбалко. Участник ВОВ, он после возвращения с фронта вернулся в поэзию, основную часть которой посвятил памяти погибших своих ровесников и тем ветеранам, которым повезло выжить в нелёгкой борьбе с фашизмом.

- У Николая Рыбалко много стихотворений, которые рассказывают про родной город, про Донбасс, про довоенную жизнь, про природу и любовь. Но основной темой критики всё же считают тему войны.

- Имя Николая Рыбалко нашему читателю открывать не надо. Его хорошо знают по бо­лее чем 20 поэтическим сборникам, издан­ным в Донецке, Киеве, Москве, многочислен­ным журнальным и газетным публикациям. К его стихам обращаются композиторы.

5. Восприятие нового материала .

Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта, сопровождающийся презентацией.

Родился Н. Рыбалко14 февраля 1922 года в селе Орехово-Васильевка. В 1931 году семья переехала в Краматорск, который стал для Николая родным городом. Здесь он окончил 10 классов средней школы № 1.

Обучение на филологическом факультете было прервано началом Великой Отечественной войны. В числе других Николай Рыбалко ушёл на фронт добровольцем. Был принят в Барнаульское миномётное училище.

В июне 1942 г. лейтенант Рыбалко принял первый бой под Воронежем, тогда же получил первое ранение и первую награду — орден Красной Звезды.

В феврале 1945-го на Одерском плацдарме гвардии капитан Рыбалко был тяжело ранен. Прошли долгие месяцы лечения в госпиталях, но медицина, увы, была бессильна, он навсегда потерял зрение. Тогда ему было только 23 года. Но для него война не закончилась в сорок пятом, для него оружием стало поэтическое слово.

Более сорока лет Рыбалко возглавлял литературное объединение при редакции газеты «Краматорская правда. После смерти было принято решение донецких писателей учредить конкурс его имени.

Практическая работа в тетради. Биографические сведения и характеристику личности поэта записать в таблицу.

Выразительное чтение стихотворений на карточках и их анализ;

На свете больше все-таки добра. .

На свете больше все-таки добра.
Цветы растут на клумбах не случайно,
И не случайно с самого утра
Приветствием друг друга мы встречаем.
На свете больше все-таки добра.
Шумит тайга о тамошней погоде,
И, греясь у высокого костра,
Дорогу люди за собой уводят.
На свете больше все-таки добра.
Впечатан месяц в ночь, как запятая,
Хороший парень с нашего двора
Стихи своей ровеснице читает.
На свете больше все-таки добра.
И как враги убить нас ни хотели,
С тобой мы ни сегодня, ни вчера
Над черным полем пылью не взлетели.
На свете больше все-таки добра.
Хочу прожить с ним под звездой одною,
И, зная цену свего пера,
Платить добру лишь красною ценою.
. На свете больше все-таки добра.

- Какое настроение вызывает у вас стихотворение?

- Почему поэт уверен, что на свете больше добра?

- В чём он замечает проявления добра?

- В чём он видит свою роль в жизни?

- Как вы понимаете название стихотворения?

Я жил в такие времена

Я жил в такие времена,
В такие дни, в такие даты.
Меня, безусого, война
До срока призвала в солдаты,
И в краснозвездного меня
Сто пушек целилось, наверно.
Москву собою заслоня,
Весь мир прикрыл я в сорок первом.
Я жил в такие времена –
Горели руки от работы,
Земля мне золотом зерна
Платила за соленость пота.
Припав к динамику щекой,
Я слушал, как, свершая чудо.
На крыльях зрелости людской
В глубины проникали люди.
Я жил в такие времена,
Что голова ходила кругом:
Моя планета и война
Стояли в шаге друг от друга.
Мне вся земля была видна
И зорким днем, и ночью звездной.
И был я ласковый и грозный -
Я жил в такие времена.

- Какое время описывает автор в своём стихотворении?

- Какие автобиографические моменты вы заметили?

- Какие чувства возникли у вас при чтении произведения?

Край донецкий смуглолицый,
У тебя лучистый взгляд.
Незакатные зарницы
Полыхают, как закат.
Край донецкий смуглолицый —
Звезды вышли на наряд,
И, как солнце, золотится
Твой земной, твой жаркий клад.
Край донецкий смуглолицый —
Разрумяненная даль.
Из печей твоих струится,
По горячим жилам сталь.
Край донецкий смуглолицый —
В белой кипени сады.
Мне и спится, и не спится
У речной твоей воды.
Край донецкий смуглолицый —
С золотинкою глаза.
Нелегко в тебя влюбиться,
Разлюбить тебя нельзя.

- Почему донецкий край называется смуглолицым?

- Какой жаркий клад хранит в себе Донецкая земля?

- Как автор относится к Донбассу? Из чего это видно?

- Почему нельзя разлюбить донецкий край?

У поэтов нету выходных

У поэтов нету выходных,
У поэтов перерывов нету,
И вмещается в груди у них
Стомеридианная планета.
Вся планета: с тишиной берез,
С пальмами, гудящими от взрывов,
С полыханьем хризантем и гроз —
У поэтов нету перерывов.
Мимо чьих-то радостей и бед
Не проходит их живое слово,
И ложится на стихи рассвет —
У поэтов нету выходного.

Их следы — у дрогнувшей реки
И в горячем баррикадном крае,
И порой, недописав строки,
На ходу поэты умирают.
Но живет их окрыленный стих,
И взлетает песня, как ракета.
У поэтов нету выходных,
У поэтов перерывов нету.

- Как вы понимаете название стихотворения?

- В чём видит автор призвание поэта?

- Каким самым главным качеством должны обладать настоящие поэты?

- Благодаря чему поэты живут вечно?

6. Закрепление полученных знаний.

Сделать письменно идейно-художественный анализ понравившегося стихотворения (жанр, тип лирики, композиция, тема, идея, художественные средства, стихотворный размер).

Выразительное чтение стихотворений.

7. Итог урока.

- Что вас наиболее впечатлило в биографии Н. Рыбалко?

- Каким человеком был Рыбалко, судя по его произведениям?

- О чём он писал? Какие темы его волновали?

- Что бы вы спросили у поэта, если б вам пришлось брать у него интервью?

8.Рефлексия

9. Оценивание учебных достижений

10. Домашнее задание:

Читайте также: