Конспект свойства и качества материалов средняя группа

Обновлено: 06.07.2024

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи: формировать представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; развивать обследовательские действия; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.

Ход занятия

1. Игровой сюрпризный момент.

В гости к детям приходят две куклы - Маша и Даша. У Маши платье сделано из бумаги, а у Даши из ткани. Куклы поссорились из-за того, чье платье лучше.

Воспитатель предлагает детям рассказать все, что им известно о ткани и бумаге, и помирить кукол.

Детям раздаются куски ткани и бумаги, лупы.

Воспитатель предлагает взять в одну руку ткань, а в другую - бумагу.

Воспитатель. Обследуйте ткань и бумагу пальчиками, запомните, какая на ощупь ткань (мягкая, ворсистая и т. п.) и какая бумага (твердая). Расскажите, что вы уже знаете о бумаге и ткани.

Дети рассматривают в лупы бумагу и ткань, сравнивают их: из чего состоит (ткань — из ниток, бумага гладкая, не состоит из ниток).

- Помните их и скажите, что мнется легче. Какое платье мнется сильнее? Можно ли его разгладить и чем?

3. Игра-эксперимент с водой.

Детям предлагаются емкости с водой, в которые нужно опустить кусочек бумаги и ткани.

Вывод: бумага размокает, а ткань намокает.

- Какое платье можно носить после того, как попали под дождь?

- Что с ним можно сделать? (Высушить и погладить.)

- Какое платье прочнее? (Доказывают с помощью опыта.)

Воспитатель. Ткань можно аккуратно разрезать. Представьте, что кукольное платье из ткани порвалось. Что предпримете? (Сошьем.) А если платье из бумаги порвалось, что нужно сделать? (Склеить.)

Дети делятся на две команды, и каждая команда по очереди называет предметы из бумаги, а другая - из ткани: кто больше назовет?

Куклы благодарят детей и делают вывод: ткань и бумага - очень интересные, полезные и важные материалы, но назначение у них разное.



Дети: Из дерева.
Воспитатель: Есть ли еще предметы, сделанные из дерева?
(Ответ детей)
- Найдите их и поставьте рядом с матрешкой и пирамидкой.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Из какого материала этот предмет? Почему ты, Саша, решил эту ложку положить рядом с матрешкой?
(Ответ ребенка)
- Посмотрите, как много других предметов вы положили с матрешкой. Что же у них общего? Да, они все сделаны из одного материала - из дерева.
- А что же общего у предметов, которые остались?
Дети: Они все сделаны из другого материала.
Воспитатель: Да, из металла. У вас на столах у каждого лежат по два предмета - один из дерева, другой - из металла. Рассмотрите эти предметы. Возьмите в одну руку деревянный предмет. Даша, из чего сделан твой кубик?



Ребенок: Из дерева.
Воспитатель: А у тебя, Никита, какой кубик?
Ребенок: Он из дерева.
Воспитатель: Значит, он деревянный. Повторите это слово: де- ре- вян- ный. (Ребенок повторяет, а за ним - все дети)
Воспитатель: А теперь в другую руку возьмите другой предмет (Деталь от конструктора). Он из какого материала?



Дети: Из металла.
Воспитатель: Зажмите в кулачки наши предметы. Какой предмет холоднее – металлический или деревянный?
Дети: Металлический.
Воспитатель: Значит, о металле мы можем сказать, что металл- материал холодный. А дерево – какой ? (Теплый)
- Если вам предложат построить дом из металла или из дерева, какой вы материал выберите? (Дерево)
- Почему? (Дерево - теплый материал, и в доме будет тепло).
- А теперь возьмите металлическую пластину и попробуйте провести черту на деревянном кубике. Получилось? (Ответ детей)
- А теперь сделаем наоборот. Получилось? (Нет) Почему? (ответ детей)
Воспитатель: Правильно, металлические предметы твердые, а деревянные мягкие. Повторите.
- Если вам нужно сделать нож, какой возьмете материал?
- Какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом? (Ложки, матрешки)
Затем воспитатель показывает опыт с металлическим шариком и маленьким деревянным шарикам, поясняя, что металлический шарик утонул, потому что металл - тяжелый, а деревянный шарик - из легкого материала. Дерево легче, чем металл.
Воспитатель: Итак, назовите свойства металла.
Дети: Металл – холодный, твердый, тяжелый. А дерево теплее, легче и мягче металла.
Воспитатель: Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экспериментальная деятельность в средней группе

Воспитатель: Сорокина Н.Л

- познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;

-побуждать детей сравнивать бумагу и ткань;

- учить сопоставлять свойства материала с предметом;

- расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания .

дать детям знания о свойствах бумаги и ткани;

развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.

создать у детей интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Интеграция образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие:

- Развивать необходимые психические качества - внимание, память, мышление

- Учить детей отвечать по одному, а не хором.

-Воспитывать положительный эмоциональный настрой между детьми.

- Создавать обстановку для развития и содержания детских игр: обогащать представления о свойствах бумаги и ткани, развивать творчество, фантазию и интерес к игровому экспериментированию.

2. Познавательное развитие:

- Обогащать знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах.

- Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета

- Развивать интерес к экспериментированию, развивать любознательность.

- Побуждать детей самостоятельно называть признаки и качества обследуемого предмета, действия обследования данного предмета.

3. Речевое развитие:

- Развивать связную, речь, уметь правильно отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а полным предложением.

- Учить подбирать сравнительные обороты к предметам, развивать фантазию, воображение.

Бумага – жесткая, холодная, гладкая. Ткань – мягкая, теплая, шершавая. Бумага шуршит, ткань не издает звуков, шарф бумажный размокнет, шарф из ткани намокнет, мятая, ткань состоит из ниток.

4. Физическое развитие:

-Создать у детей эмоционально-положительное отношение к физической активности.

- Развивать внимание и умение соотносить свои действия с действиями воспитателя.

- Закреплять двигательные умения и навыки.

5. Художественно-эстетическое развитие:

- Сохранять положительно-эмоциональный настрой.

Методы и приемы:

- практические (обследование, эксперименты, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций)

- наглядные (рассматривание схем, картинок)

- словесные (рассказ педагога и детей, беседы, вопросы-ответы, объяснения, решение проблемных ситуаций)

Оборудование, необходимое к занятию: платья из ткани и бумаги по количеству детей, , тазик с водой, письмо от Незнайки, атрибуты к играм,

Трафареты платьев для раскрашивания

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям конверт.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила очень интересное письмо. А вот от кого это письмо мы сейчас узнаем.

(Воспитатель вывешивает на доску портрет Незнайки)

Это письмо от Незнайки.

Воспитатель читает письмо:

«Ребята, я открыл для своих друзей магазин одежды в Цветочном городе, но злые волшебники похитили всю мою одежду и спрятали его в сундук. В моем магазине было два отдела: отдел бумажной одежды, отдел одежды, сделанной из ткани. Все исчезло. А вернуть одежду можете только вы, если мне поможете: нужно пройти испытания -дойти до лаборатории исследования ткани и бумаги, найти нужные предметы для работы с тканью, выбрать правильный цвет для бумажной одежды, и наконец вы найдете то, что искали -сундучок с моей любимой одеждой.. В добрый путь! Идите по дорожке, она вас приведет.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке в этом нелегком деле.

Ну, а для этого, мы сами должны многое узнать о свойствах бумаги и ткани. А фотографии опытов мы пошлем Незнайке в письме. А сейчас мы с вами выполним первое задание и отправимся в научную лабораторию.

Дети встают за воспитателем.

1. Идем по неровной дороге, высоко поднимаем ноги (ходьба с высоким подниманием колен).

2. Перепрыгиваем лужицы (прыжки).

К столу прикреплена бумага с надписью

Воспитатель : ребята, вот мы и пришли, пожалуйста, проходите к столам, рассаживайтесь на свои места.

(Дети рассаживаются по своим местам.) Воспитатель совместно с детьми определяет свойства бумаги и ткани, выставляет схемы на доску.

(Определяем на ощупь, какая ткань и бумага. Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, на столе лежат платья для кукол из бумаги и из ткани.

Воспитатель: Сейчас возьмите в руки сначала платье из бумаги, потрите его пальчиками. Какая бумага?

Ответы детей. Бумага – жесткая, холодная, гладкая.

Воспитатель: Отложите. А теперь возьмите платье из ткани, потрите его пальчиками.

Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая, шершавая.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы!

(Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)

Воспитатель: А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на платье из бумаги, а потом на платье из ткани.

Что мы видим, когда рассматриваем платье из ткани?

Дети. Видим ниточки.

Воспитатель. А когда рассматриваем платье из бумаги?

Дети. Ниточек нет.

3. Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?

Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.

Воспитатель: Сидим тихо-тихо и берем сначала платье из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?

Дети: Она шуршит, разговаривает.

Воспитатель: Правильно, она шуршит.

Теперь возьмите платье из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?

Воспитатель: Правильно, платье из ткани не разговаривает, не издает никакого звука, а платье из бумаги шуршит.

(Разглаживаем бумаги и ткани.)

Дети: Не получается разгладить!

Воспитатель: Да, вы правы! Платье из бумаги настолько мятое, что не распрямляется.

Давайте попробуем разгладить руками платье из ткани. Что получилось?

Дети: Он разглаживается!

Воспитатель: Правильно, платье из ткани распрямляется при разглаживании.

Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем:

Я платочек постираю,

В кулачках его потру,

А потом прополаскаю,

Я встряхну платочек ловко,

Чтобы высох быстро –

Прищеплю его к веревке

(Стираем бумагу и ткань)

Перед детьми стоят тазик с водой.

Воспитатель: А теперь нас ждет еще один эксперимент. Проходите вот к этому столу. Занимайте места. Теперь мы узнаем, если наши платья испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?

Воспитатель: Берем сначала платье из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?

Дети: Оно стало мокрым.

Воспитатель: Теперь погрузите в воду платье из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?

Дети: Оно размокло, стало рваться.

Воспитатель: Правильно, если мы решим постирать платье из ткани, оно намокнет, но не порвется. А если постирать платье из бумаги, оно размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какое из платьев прочнее – из ткани или из бумаги?

Дети: Из ткани платье прочнее.

Воспитатель: ребята, посмотрите, у стола я нашла конверт, а в нем половинки одежды из ткани и бумаги. Пойдемте дальше по дорожке.

Смотрите, здесь задание 2.

(Воспитатель с детьми читает задание на бумажке, прикрепленной к дорожке).

Воспитатель: Найдите и выберите нужные предметы для работы с тканью. Дети выбирают из разных картинок с предметами только те ,которые нужны для работы с тканью (иголка, утюг, ножницы, портной, швейная машинка).

Воспитатель с детьми находят конверт с половинкой одежды из бумаги и ткани. Все вместе идут к сундучку. Около сундука дети находят конверт с частями одежды из бумаги и ткани, собирают полностью из бумаги- платье, из ткани-платье.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Помогли Незнайке найти его одежду. Эту одежду мы отправим посылкой в Цветочный город, в магазин одежды.

Воспитатель:. А вы помните дорожку, по которой мы пришли? (Дети в обратном порядке выполняют движения.)

Перепрыгиваем лужицы (прыжки).

Идем по неровной дорожке, высоко поднимая ноги (ходьба с высоким подниманием колен).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

(средняя группа).

Цель: знакомство со свойствами дерева и металла.

познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих

материалов: металл тяжелее и звонче дерева

объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла

развивать любознательность, воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.

Материалы и оборудование: волшебный сундук, два чудесных мешочка, пластмассовые баночки для воды, мелкие деревянные, металлические предметы, деревянные и металлические ложки.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я принесла волшебный сундук. Хотите узнать, что в нем лежит?

Воспитатель: Давайте его откроем (сундучок не открывается). Попробуем открыть его с помощью пальчиковой гимнастики.

На двери висит замок

Кто открыть его не смог?

Постучали и открыли.

Воспитатель: Сундучок открылся. Давайте посмотрим, что же там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (достает мешочки). Интересно, что же в них лежит?

Воспитатель: Давайте потрогаем (дети по очереди трогают мешочки и высказывают свои мысли).

Воспитатель: Я сейчас развяжу один мешочек, а вы по очереди будете доставать игрушки и называть их (дети достают из мешочка игрушки и называют их).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Если они из дерева, про них можно сказать, что они деревянные.

А теперь посмотрим, какие предметы лежат в другом мешочке (дети достают из мешочка предметы и называют их). А из чего сделаны эти предметы?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Если они из металла, про них можно сказать, что они металлические. Ребята, предметы могут быть сделаны, как из дерева, так и из металла. Сейчас мы с вами поиграем с деревянными и металлическими предметами и узнаем о них много интересного.

Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянные пластинки в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. (Дети работают в паре).

Что делают пластинки в воде?

Дети: Плавают.

Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?

Дети: Утонули.

Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?

Дети: Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Воспитатель: Правильно. Из этого опыта можно сделать вывод, что металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.

Воспитатель: У вас на подносах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала деревянный предмет, потом металлический. Что произошло? Металлический предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет. А как вы думаете, ребята, из чего сделана наша доска? Это легко проверить. Доска, сделанная из металла, притягивает магнит и поэтому она называется магнитной. А вот мольберт – он из чего сделан? Он деревянный и магнит на нем не держится.

Физминутка (дети танцуют)

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем в слова.

Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)

С пирогами чай попьем за обеденным (столом)

Как приятно нашей Тане, поваляться на (диване)

Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в (шкаф)

Мы отгадали предметы: стол, стул, диван, кровать, шкаф. Из чего они сделаны? (Они деревянные).

Воспитатель: А о металлических предметах мы отгадаем загадки?

Железные избушки держатся друг за дружку,

Одна с трубой тянет всех за собой (паровоз)

2. Яму копаю, песок таскаю (лопата)

3. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

4. Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолёт)

Воспитатель: Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.

Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про сундук, давайте посмотрим, что там еще лежит? Смотрите, да здесь ложки (показывает деревянные и металлические ложки). Из чего они сделаны?

Дети: Из дерева и из металла.

Воспитатель: Ложки нам нужны для следующего опыта.

Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. С начала девочки играют на деревянных ложках. Какой вы слышите звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках (дети играют). Какой вы слышите звук?

Дети: Звонкий.

Воспитатель: Какие же ложки звучали звонче, деревянные или металлические?

Дети: Металлические.

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: металлические ложки звучат звонче, чем деревянные.

Воспитатель: и еще один опыт.

Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл. Кладем в один мешок 10 ложек деревянных, в другой -10 ложек металлических. А весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О чём мы сегодня говорили?

Читайте также: