Лирический герой конспект 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

I. Работа по теме урока.

Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью

От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу

Свобода для него – абсолютная ценность

Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе

Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие

Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу

Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими

1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.

Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова.

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый.

Пускай! Я им не дорожил…

Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики – теме природы.

– Почему эти стихотворения так завораживают?

– Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданием?

3) Тема любви в поэзии Лермонтова.

Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:

Я б желал навеки так заснуть…

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

О любви мне сладкий голос пел…

– Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?

– Как сложилась его судьба?

С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5–8 классах, поэтому вспоминают биографию.

– Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?

2. Чтение и анализ стихотворений.

– Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.

Да, это элегия, но – лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец – к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?

– преображение человека в пророка;

– ясный гармоничный миф;

– богатство, разнообразие мира;

– торжество будущей и настоящей жизни

– мир отвергает пророка для службы человечеству;

– контраст света и тени, добра и зла;

– отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей

5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове с элементами конспектирования по вопросам.

– Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?

– Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?

1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными . (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);

2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема урока: "Лирический герой М.Ю.Лермонтова". Форма проведения урока: урок-портрет. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми страницами биографии поэта, читают стихи, определяют характер лирического героя через портреты М.Ю.Лермонтова в исполнении разных художников. Все это способствует проявлению интереса к творчеству поэта, формированию гуманистического мировоззрения учащихся. Приложение к уроку - презентация "Портрет М.Ю.Лермонтова"

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_9_klasse_liricheskiy_geroy_m.yu_.lermontova.rar 265.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : комбинированный

Форма проведения : урок – портрет

Цели урока : познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта , чтение стихов , определить характер лирического героя ; развивать навыки работы с лирическими произведениями , видеть , чувствовать и понимать лирического героя; воспитывать интерес к творчеству поэта , формировать гуманистическое мировоззрение учащихся.

друзья терпеливо ждали, ( слайд № 7 , а) портрет поэта через некоторое время вошел в гостиную , держа в руках несколько листов бумаги.. Ни с кем не здороваясь , не поднимая головы, подошел к столу и негромким , но очень внятным голосом сказал:

- Стихи на смерть поэта

( слайд № 7 б) Погиб поэт ….

10. Стихи должна читать вся Россия ! Друзья переписывали стихи , через несколько дней их читали по всей России , они повторялись вместе с именем Лермонтова , а самого поэта на другой день ждал обыск и арест.

12. Итак , каким вы видите лирического героя ?

13. Чтение стихов

15. Рефлексия ( слайд 9 ) Каким же получился лирический герой

Кому мы верим больше ? Самому поэту!

16. Чтение слов В.Г.Белинского : «… что ж еще сделал бы ….

17. Чтение стихов, которые выбрали дома , обосновать выбор .

18 Домашнее задание : приготовить чтение наизусть (на

выбор) , одного стих-я подробный анализ

( желательно с историей написания)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе.

Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам.

Конспект урока литературы "Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Урок-концерт "Кавказ в творчестве М.ю. Лермонтова".


Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Княжна Мери", анализ дуэли Печорина и Грушницкого.


Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Образ лирического героя отличается от условного образа автора-стихотворца в классицизме. У Ломоносова или Державина образ поэта чисто жанровый образ, условность которого заранее определена жанром.

Если поэт-классицист пишет оду, то он надевает на себя маску государственного мужа, патриота империи, которую славит. Если он пишет идиллию или эклогу 1 , то предстает пастушком. Если пишет элегию, то выбирает маску влюбленного. Он меняет маски в зависимости от того, к какому жанру принадлежит создаваемое им стихотворение. Маски прикрепляются к строго определенным жанрам и меняются от стихотворения к стихотворению.

Лирический герой романтизма — единый образ, проходящий через всю лирику. Он обладает устойчивыми чертами, потому что душевная жизнь поэта-романтика протекает в зависимости от системы взглядов, убеждений, настроений, чувств, которые не имеют к тому или иному жанру прямого отношения и могут быть воплощены в разных жанрах. Одни и те же стороны души поэта оживают в оде, элегии, идиллии, послании, песне, романсе, балладе, поэме. Для передачи сокровенных движений души романтик в отличие от поэта-классициста не знает жанровых преград и жанровой неволи.

1 Эклога — лирический диалог между персонажами; форма поэзии, близкая идиллии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в октябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Познакомить с лирическими героями. Формировать особенности поэтического языка Жуковского. Развивать мышление, память, внимание, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Лирический герой

Цель: познакомить с лирическими героями.

Задачи: Познакомить с лирическими героями. Формировать особенности поэтического языка Жуковского. Развивать мышление, память, внимание.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Когда появляется романтизм? В чем его пафос?

2. Какими писателями представлено это направление?

3. Назовите романтические произведения.

III. Работа по новой теме.

Если поэт-классицист пишет оду, то он надевает на себя маску государственного мужа, патриота империи, которую славит. Если он пишет идиллию или эклогу1, то предстает пастушком. Если пишет элегию, то выбирает маску влюбленного. Он меняет маски в зависимости от того, к какому жанру принадлежит создаваемое им стихотворение. Маски прикрепляются к строго определенным жанрам и меняются от стихотворения к стихотворению.

1 Экло́га — лирический диалог между персонажами; форма поэзии, близкая идиллии.

Лирический герой романтизма — единый образ, проходящий через всю лирику. Он обладает устойчивыми чертами, потому что душевная жизнь поэта-романтика протекает в зависимости от системы взглядов, убеждений, настроений, чувств, которые не имеют к тому или иному жанру прямого отношения и могут быть воплощены в разных жанрах. Одни и те же стороны души поэта оживают в оде, элегии, идиллии, послании, песне, романсе, балладе, поэме. Для передачи сокровенных движений души романтик в отличие от поэта-классициста не знает жанровых преград и жанровой неволи.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Поэт совместил в стихотворении признаки пламенной и торжественной батальной оды с особенностями печальной любовной элегии. Жуковский славил русских воинов от древних времен до 1812 года. Слово его было задушевным, интонация — сердечной. Ода-элегия стала новаторским сочинением в русской поэзии.

В 1817 году возлюбленную поэта принудили выйти замуж за доктора И. Ф. Мойера, в 1823 году Жуковский оплакал ее раннюю смерть. Трагическая любовь стала еще одной темой поэзии Жуковского.

В 1826 году Жуковскому предложили стать наставником наследника-цесаревича, будущего императора Александра II. В этом качестве он находился при дворе по 1841 год. Жуковский понял задачу воспитания и образования царского сына как национально-историческую для России и чрезвычайно ответственную. Он сам составлял программы, конспекты занятий и старался внушить великому князю любовь к добру, милосердие, вселить в него мысль о необходимости государственных реформ. Впоследствии Жуковский вместе со своим высокородным учеником совершил путешествие по России. Россия была обязана не только поэтическому, но и человеческому таланту Жуковского, воспитанник которого в 1861 году освободил крестьян от крепостной зависимости. Именно Жуковский побуждал Николая I простить декабристов, объявив им амнистию, оказал помощь Баратынскому, Ф. Н. Глинке, Герцену, участвовал в судьбах Кольцова, Шевченко, Лермонтова, А. Никитенко.

В 1826 году Жуковский тяжело пережил смерть Карамзина, в 1837 году — Пушкина. После ранения поэта он неотлучно находится в его квартире на Мойке, по кончине Пушкина разбирает его бумаги, готовит к изданию сочинения и помогает семье.

Первое стихотворение, которое принесло Жуковскому известность.

Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?

И вот, наконец, часть тайны приоткрывается поэту:

Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?

Особенности поэтического языка Жуковского

На холме, средь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья.

Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!

Все это означает, что Жуковский решительно порывает с рационализмом поэтического мышления и находит способы непосредственной передачи текучести переживаний, расширяя выразительные возможности лирической речи. Благодаря этим открытиям Жуковского внутренний мир человека стал достоянием всей русской поэзии. Жуковский заражает своим отношением к миру, сугубо личным его переживанием. От созерцания гармонической природы он непринужденно переходит к теме вдохновения (гармония души), к настроениям грусти и задумчивости, вызванным воспоминанием об ушедших друзьях, о тщете земных благ перед лицом вечности, о радостях и печалях души, о свободе вдохновения и восторгах творчества.

Жанр баллады не имеет соответствия в русском фольклоре. Он возник на Западе (в Германии, в Англии). В русском фольклоре к балладе ближе всего историческая песня, но в ней нет фантастики. Баллада без фантастики, таинственности, загадочности, легенды, предания, без исключительного, из ряда вон выходящего события невозможна. В балладе что-то непонятное, пугающее, страшное, чаще всего чудесное, должно обязательно произойти.

Всадник, явившийся к Людмиле под видом жениха, увлекает ее, и она едет с ним в его жилище. По дороге он прозрачно намекает Людмиле, что дом ее жениха — гроб. Людмила, несмотря на явные намеки всадника, прикинувшегося женихом, и предупреждения нечистых сил, все-таки спешила за мертвецом и сама влеклась к гибели.

Сюжет баллады строится так, что рациональная логика поведения героини исчезает, а верх берет логика чувства. Баллада выбирает такие сюжеты, в которых можно было передать сложность внутреннего мира героев, неподвластных логике реальности, выходящих за грани предуказанного и очевидного поведения. Балладная ситуация смещает реальность и дает почувствовать не только противоречивость личного чувства, но и противоречивость всего бытия. Людмила потеряла надежду на милость Бога и была наказана роковой встречей с ночным гостем, который внезапно обернулся мертвецом. Естественная ее радость вдруг сменилась испугом и страхом, которых она раньше даже не чувствовала. Всюду в балладах ощутимо присутствие судьбы и непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.

В финале, когда Людмилой овладевает испуг и путь к спасению для героини отрезан, Жуковский в отличие от немецких и английских романтиков не хочет, чтобы страх безраздельно овладел душами читателей. Он смягчает ситуацию. Гибель и спасение одинаково возможны, и последнюю, окончательную точку ставит приговор Божьего судя.

Жуковский не желает доводить конфликт до трагического предела. Трагический конец, скорее, свидетельствует о том, что может произойти с героиней, если она будет роптать на Бога, если откажется верить. Разочарование и отчаяние относятся, говорит Жуковский, не к мироустройству вообще, а только к земному порядку, в котором все несовершенно. Иначе сказать, разочарование не абсолютно, а только относительно.

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи.

1 Хроното́п — закрепленные в памяти народов поэтические и религиозные представления о пространстве и времени, уходящие своими смысловыми оценками в далекое прошлое человечества; такие представления могут оживать даже в современных художественных произведениях.

Как только персонаж пускался в путь и, пересекая границу дня или сумерек, попадал во власть ночи, перебирался через реку или оказывался в лесу, так сразу же устремлялся навстречу своей гибели. Следовательно, дорога в балладе — это дорога от жизни к смерти.

Жуковский-романтик понял характер человека в его неразъемной связи с обычаями, традициями и верованиями. В этом также заключалось новаторство поэта, для которого личность — неотрывная часть народа, а народ — совокупность личностей. Благодаря такому подходу Жуковский сделал новый по сравнению с предшествующей литературой шаг в постижении характера. После Жуковского личность уже нельзя было выразить вне усвоенных ею национальных традиций.

Сюжеты баллад

Для своих баллад Жуковский находил сюжеты в античности, Средневековье, в народных преданиях.

Лирический герой стихотворения - что это значит? Лирический герой Маяковского, Лермонтова, Пушкина, Есенина, Блока - в чем отличие героя от поэта, автора? В любом ли стихотворении есть лирический герой? Примеры.

Фото Кто такой лирический герой. Лирический герой в поэзии Лермонтова

Что значит лирический герой?

Лирический герой - это воображаемый человек, от лица которого поэт пишет стихотворение. Именно его мысли и переживания отражены в стихах.

Лирический герой в стихотворении чаще всего не называется по имени и не описывается. Поэтому порой бывает сложно разграничить, где именно с читателем говорит автор, а где - его альтер эго.

В чем разница между автором и лирическим героем?

Автор стихотворения - реальный человек, поэт, который написал эти строки. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или И.А. Бродский.

Лирический герой - художественный образ. Он может быть близок к подлинному автору, а может быть очень далек от него.

Например, мы читаем в стихах Сергея Есенина:

Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.

Такой жизнью живет лирический герой стихотворения - поэт-хулиган, образ которого так любил Есенин. Это не значит, что поэт действительно все ночи напролет пил с бандитами спирт (хотя и такое в бурной биографии Сергея Есенина могло случаться).

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Вновь речь идет не об авторе, а о лирическом герое, который в этом цикле предстает в разных образах - рыцаря, монаха-инока и других.

Лирический герой есть в любом стихотворении?

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья. текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!

Часто встречаются стихи, где граница между автором и лирическим героем условна. Например, в стихах Пушкина о селе Михайловском, где он отбывал ссылку, трудно отделить реального человека от идеализированного поэта-философа:

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

Бывает и так, что образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта либо меняется в разные периоды, в разных стихотворных циклах. Принято считать, что единством образа лирического героя отличается творчество Лермонтова.

Основные черты лирического героя Лермонтова:

Это человек с непростой судьбой, трагическими воспоминаниями

Он ищет и не может найти свое предназначение

Разочарован в жизни

Мечтает о свободе и покое

Вечный странник, свободолюбивый сын природы

Одинокий и гордый

Спорит с роком, сам создает свою судьбу

Чувствует в себе энергию, которой нужен выход

Предчувствует раннюю и трагическую гибель

В ранней поэзии Лермонтова лирический герой больше обращен в себя, это более интимный образ:

Он не красив, он не высок;
Но взор горит, любовь сулит;
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.

Однако за свою недолгую жизнь поэт прошел большой путь: от наивного юношеского романтизма к зрелой рефлексии, оценочному взгляду со стороны; от копирования романтических клише - к уникальному, внимательному взгляду на жизнь.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Читайте также: