Личные местоимения роль местоимений в речи 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Используемая образовательная технология: Технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Организовать учебную деятельность, направленную на р азвитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания.

Создать условия для воспитания уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование представлений о местоимении, как части речи;

• распознавать местоимения среди других частей речи;

• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

• развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

• способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

• учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

• уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Метапредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.

Виды контроля на уроке :

- ученик- ученик (при работе в парах)

- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)

Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

1. Организационный момент. Мотивация

Долгожданный дан звонок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой, трудясь, дорожи!

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место,

я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными.

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, какое время года следует после зимы? А как называется первый месяц весны? МАРТ

-Дайте характеристику этому звуку.

-Какой буквой обозначается этот звук?

-На минутке чистописания мы напишем букву М.

Описание: C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\уроки для аттестации\98771264_large_0012.jpg

М

- Когда пишется заглавная буква М?

-Москва, морозный, молчит, меня

-Напишите над словами, к какой части речи они относятся.

- Кто определил части речи?

- А у кого возникли затруднения?

- О чем пойдет сегодня речь на уроке, как вы думаете?

3. Постановка цели урока

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(Изучить местоимение как часть речи,

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться распознавать М в речи)

Итог подводит учитель.

4. Постановка проблемы и решение проблемы

- Ребята, прочитайте текст СЛАЙД

Сова — хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. –

- О ком этот текст?

- Что вы ещё знаете об этой птице?

Распространены совы по всему свету, кроме Антарктиды и некоторых океанических островов. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах.

Мелкие совы живут около 20 лет, а крупные — филины доживали в неволе до 68 лет. Сов можно встретить во всех природных зонах нашей страны. Из 144 видов этих птиц 18 обитает у нас.

-Вернемся к нашему тексту,

- Определите, какой в нем имеется недостаток.

(Заменить данное слово другим.)

Дети выходят к доске и заменяют слова.

- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

- Какие умения мы применили, выполняя эту работу?

(умение исправлять речевые ошибки, редактировать текст)

- Ребята, а где это умение может нам пригодиться?

(при написании изложения, сочинения)

- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

- Какой частью речи мы воспользовались, чтобы устранить ошибки в тексте?

- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).

- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

- Какие предположения будут у вас?

-Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов

анти( вместо) и онима ( имя) СЛАЙД

- Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение?

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение.

- (Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного .)

-Какой текст понравился больше? Почему?

Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным.

-Какой мы можем сделать вывод: Для чего же мы используем в речи местоимения?

(Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов)

- Местоимение заменяет имя существительное. А что такое имя существительное?

(Сущ. –это часть речи, к-рая обозначает предмет.

-Значит и местоимение обозначает предмет? ПРОБЛЕМА

Как вы думаете? Давайте мы с вами это выясним.

- Для этого вы будете работать в парах

- Вспомним правила работы в парах

Слушайте друг друга!

Сделайте работу интересной!

Перед вами карточки. Прочитайте текст.

Обучающимся предлагается текст. КАРТОЧКИ
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

- Вопрос: Кто же это "он"? Куст, мальчик, конь.

- Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

(Слово "он" не называет предмета.)

Читает учитель продолжение

-Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- Сделайте вывод: Чем отличается значение существительного от значения местоимения?

(Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, а существительное называет предмет.)

- Что вы узнали, выполняя эту работу?

(Местоимение указывает на предмет)

- Вы работали в паре. Какие умения вы развивали, работая в паре?

(сотрудничество, умение договариваться)

Где в жизни вам может пригодиться умение работать в паре?

Знакомство с личными местоимениями.

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? Я

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? МЫ

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? ТЫ ВЫ

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

Если этот человек не знаком нам,

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? ОН ОНА
- Если это группа лиц? ОНИ

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

-У вас было задание: найти в толковом словаре, что означает слово ЛИЧНЫЙ.

- Кто из вас нашел значение этого слова?

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

· 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т. е. человеком). Личный пример.

· 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

ЛИЧНЫЙ - указывают на лица СЛАЙД

- Какое умение развивали, работая с карточками?

(умение делать выбор)

Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они – СЛАЙД
Это без сомнения
Все местоимения.

-А теперь давайте повторим все, что узнали:

-Что такое местоимение?

Местоимение -это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает. Эти местоимения называются личными.

Работа по учебнику

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52.


Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

- Какие слова-местоимения были в этой физкультминутке?

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А вот какие местоимения вы будете использовать, выполняя следующее задание, вам придется определить самим.

-Прочитайте текст. Какой в нем недостаток? (ПОВТОРЫ)

- Как вы думаете, что вам необходимо сделать? (заменить)

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям .

- Проверка. По эталону

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

-Ребята, у кого были ошибки. В чем состояла ошибка?

- В данном тексте найдите слова с проверяемой гласной в корне слова.

- Назовите слова с этой орфограммой.

На доске записаны слова:

Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

- Задание: Перед вами слова, прочитайте их.
- В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и запишите в тетрадь.

- Какие слова появились у вас в тетради?

ТЫ, ОН, ОНА, ОН, ВЫ, Я, ТЫ, ВЫ, МЫ, ОНИ.

-Как называются эти слова в русском языке?

-Так что же такое местоимение?

Цели урока: формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи.

  • Предметные: распознавать местоимения среди других частей речи; знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • Личностные: развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник 4 кл. 2 ч. ШР., презентация, карточки.

Методы и приемы

1.Этап самоопределения к деятельности.

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

- Долгожданный дан звонок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой трудясь дорожи!

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно?

- Давайте настроимся на активную работу.

Учащиеся приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Учащиеся высказывают свои предположения

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Актуальность знаний и мотивация.

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

- Время нам нельзя терять,
Новую часть речи мы будем изучать.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными, писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

3. постановка учебной задачи.

Выяснение значения слова.

Работа с учебником.

А сейчас внимание,

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас .

- О чём этот рассказ? (О мальчике)

- Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)

-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?

(место имени существительного) (Слайд 3)

- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)

На центральную доску прикрепляются карточки:

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена! (Слайд4)

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). (Слайд 4)

- Сформулируем цель урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.

- С темой разобрались,

За работу все взялись!

- Напомнить вам, следим за своей посадкой.

- Скажите, как мы пишем в тетрадях?

- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Словарная работа (Слайд 8)

– Кто догадался, что нас ожидает?

- Записываем слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. (Слайды от 9 до 13)

(Слайд 14) – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу.

Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УМК "Школа России"

Дата: 03.03.2020

Тема урока: Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. Роль местоимений в речи

Познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему они так называются.

Упражняться в определении лица и число местоимений.

Предметные УУД : научиться различать личные местоимения 1,2 и 3 лица единственного и множественного числа.

Метапредметные :

Познавательные УУД : учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать умение проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

коммуникативные : формировать умение работать в паре, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

регулятивные: учить самостоятельно принимать решения, применять полученные знания, учить контролировать свои мысли и высказывания при выражении своей точки зрения.

Личностные: развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

Организационный момент

Ребята, здравствуйте. Садитесь. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Готовы ли вы к дальнейшим открытиям? А вот какое открытие сделает каждый из вас- поделитесь в конце урока.

- Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.

Актуализация знаний - Отгадайте загадки:

1. Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года? (Весна)

2. Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор. (Трава)

- К акая орфограмма встретилась в словах-отгадках? (Слова с проверяемыми безударными гласными).

- Как проверить?

- Устно подберите проверочные слова ( трава-травка, весна-вёсны)

- В словах-отгадках (трава и весна) найдите один и тот же согласный звук, только в первом слове - твердый, а во втором слове - мягкий.

Чистописание:

- На чистописании будем писать согласную букву В, слова с этой буквой.

- Сели ровно, начинаем писать.

Вова Выборг ветер вагон

Практический: словарно-грамматический диктант

Повторим словарные слова. Перед тем как вы будете их писать, я прочитаю стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

( на доске словарные слова)

… ректор, … ризонт , …лендарь, … зал , …зета , … реди.

- Давайте вместе восстановим слова

К доске по цепочке 1 ряд.

Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Формулирование темы урока, постановка цели. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение А. Барто

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат, он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им - раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей - раз! Она им - раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно. Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала: я ничего не поняла.

- Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их словами он, она (местоимениями))

- О чем будем говорить сегодня на уроке? (О местоимениях.)

- На доске нужно собрать слово, оно рассыпалось. СОБРАТЬ СЛОВО НА ДОСКЕ

- Какое слово получилось? (местоимение)

- Вспомним, что же такое местоимение?

- С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.) КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

- Сформулируйте цель урока?

(Вспомнить, что такое местоимение).

- А теперь попробуйте сформулировать задачи урока?

(Уточнить особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения, упражняться в определении лица и числа местоимений. )

- Назовите личные местоимения.

Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют их. Они делятся на три лица – в зависимости от того, кто о ком рассказывает.

Местоимения 1-го лица указывают на говорящего (Я) или на группу людей, в которую входит говорящий (МЫ). КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

Местоимения 2-го лица ТЫ или ВЫ указывают на собеседника. КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или такому человеку, которого очень уважаем или тому, кто старше нас.

Местоимения 3-го лица КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ указывают на тех, о ком говорят.

Но не стоит использовать личные местоимения, упоминая о ком -то или о чем-то в первый раз, иначе собеседник не поймет, на кого или что указывает рассказчик.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- В русском языке много местоимений. Самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

- Какова их роль в речи? ( Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.)

Личные местоимения всегда относятся к такому же роду и имеют такое же число, как и слова, которые они заменяют. Если существительное ХУДОЖНИК – единственного

числа мужского рода, то и заменяющее его местоимение ОН – тоже будет единственного числа мужского рода.

Так же, как и существительные, местоимения изменяются по числам и падежам, т.е. склоняются.

Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте правило в рамке. Кто прочитает вслух?

1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.

Ед.ч. я ты он она оно

Мн.ч. мы вы они

- Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

- Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он. Она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

- Давайте хором прочитаем местоимения.

- Итак, давайте повторим, что такое личные местоимения.

(Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения. Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.)

Откройте папку с правилами, найдите таблицу "Личные местоимения", положите на край стола, чтобы таблица была перед глазами.

На слайде записаны предложения. Прочитайте. Какими местоимениями вы замените выделенные существительные? (неоправданный повтор слов семена и ученица, необходимо их заменить другими словами)

Необходимо его отредактировать. 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово Семена заменяем на слово они,

в последнем предложении заменяем словом- она)

- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

Спишите их, заменяя выделенные существительные местоимениями.

1. Ребята посадили в ящик семена. Семена уже проросли.

2. Рано пришла в школу ученица. Ученица сегодня дежурная.

Прочитайте получившийся текст.

- Эти слова мы употребили вместо имени существительного, з начит, мы можем сказать, что местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

В первых предложениях подчеркнуть грамматические основы.

- УСТНО. Нужно сосчитать количество местоимений в тексте. Победителем считается тот, кто быстро и правильно определит число местоимений. Я читаю текст вслух, а вы считаете каждый про себя.

НА СЛАЙДЕ ТЕКСТ (9 местоимений)

- Устно назвать местоимения из текста , определить число и лицо.

Физминутка. А сейчас мы отдохнём. Выполняя движения, старайтесь услышать местоимения ед. и мн. числа

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

- Назовите личное местоимения, которые встретились в физминутке

"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

Вставьте в предложения пропущенные личные местоимения, которые легко можно восстановить по форме глагола. Записать в тетрадь любых 2 предложения.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

- Поменяться листочками. Взаимопроверка.

УСТНО на слайде

Игра “Четвертое лишнее” , с объяснением.

1. Я, он, на, ты

2. Мы, они, вы, но

3. Оно, его, ему , яму

4. Мной, меня, мни , мне

5. Тебя, тебе, тобой, табун

НА СЛАЙДЕ слова:

семь я , агр оно м, ты ква, телеф он , вор она , вы бор, люби мы й, кони.

Найдите местоимения, которые спрятались в данных словах. Эти местоимения даны на карточках, их нужно распределить по лицам в столбики .

Назовите личные местоимения 1 лица, 2 лица,3 лица

Упражнение в определении лица и числа местоимений.

- Я читаю утверждение, а вы , если согласны с ним, то поднимаете руку, если не согласны - сидим прямо, руки на парте.

1) Местоимение - часть речи. (+)

2) мы, он, ох, она, они, ты - это только местоимения: (-)

3) Он - это местоимение. (+)

4) Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)

5) Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)

6) К 3-му лицу относятся местоимения мы, вы, ты. (-)

7) Ко 2-му лицу относятся местоимения вы, ты. (+)

8) К 1-му лицу относятся местоимения я, мы (+)

И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

И заменю я имена!

Подведение итогов урока . Рефлексия

-Какова была тема нашего урока?

-Достигли ли мы поставленных целей?

-Какие трудности возникли?

-Что обозначает местоимение?

-Для чего нужны местоимения в нашей речи?

-Можно ли обойтись без них?

-Какие местоимения вы запомнили?

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- За что вы можете похвалить себя?

- Что осталось для вас непонятным?

- Оцените свою работу на уроке.

( Вопросы на слайде)

Домашнее задание по уровням (на выбор)

Домашнее задание

1 уровень. Прочитайте текст. Понравился вам рассказ?

Отредактируйте этот текст. Каким словом вы заменили слово берёза?

Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.

2 уровень. Найти местоимения. Списать. Определить лицо и число личных местоимений.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если мы сорвём цветы, опустеют все поляны и не будет красоты. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! А ты, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!

3 уровень. Прочитайте текст. Вставьте местоимения в нужной падежной форме.

Однажды я шёл по лугу. Ко … пристала ласточка. … кружилась около … . Ласточка задевала … за плечо и жалобно кричала, словно … отнял у … птенца. Она будто просила отдать … обратно. … не понимал, что … нужно, и рассказал о ласточке деду. … посмеялся надо … и разъяснил … загадку.

_____________________________

Творческое задание: на листочке оформить ребусы, загадки о местоимениях.

- Ребята, сейчас вспомним словарные слова. Я буду диктовать словосочетания, вы записываете.

К…стюм ш…фёра, б…седа с д…рект…р…м, (ф,в)п…р…ди тр……лейбус, б…га… п…с…..жира, за…тр…к в кв…ртире.

- Поменялись тетрадью со своим соседом по парте. Приготовили красный карандаш. Представьте себе, что каждый из вас — учитель. Посмотрите на слайд и проверьте работу своего соседа. СЛАЙД 1. Презентация

- Вернули тетради друг другу. Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки.

- У кого допущена одна ошибка?

- У кого две ошибки?

- Есть такие ребята, кто допустил больше двух ошибок?

- Молодцы, работаем дальше.

3. Актуализация знаний

- Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки.)

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)

Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
Ничего не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)

— На какие три группы можно разделить слова-отгадки? Подчеркните нужную орфограмму.

— Подберите проверочные слова.

4. Самоопределение к деятельности

Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей - раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла.
А.Барто

— Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)

— Что такое местоимение?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.)

5. Работа по теме урока. Работа по учебнику

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Назовите личные местоимения.

— Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.)

— Запишите личные местоимения.

— Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают на лицо или лица.)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.)

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику: упр. 110 (с. 53).

— Прочитайте первое предложение.

— Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.)

— Прочитайте второе предложение.

— Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она — ящерица.)

— С какой целью в загадках используют местоимения?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Звуко-буквенный разбор слова ГЛАЗКИ.)

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске.

- Подчеркнуть все члены в предложении, указать части речи, орфограммы, ударение, характеристика предложения.

8. Рефлексия Графический диктант

Читайте также: