Личное стратегическое планирование конспект

Обновлено: 06.07.2024

Планирование – ядро стратегического управления. Оно обеспечивает достижение целей организации, мотивацию и контроль, служит основой для управления командой. Внедряя стратегическое планирование, компания определяет, что делать, чтобы достичь поставленных целей.

В функции стратегического планирования входит:

  • Осознание организаторской стратегии;
  • Адаптация к внешней среде;
  • Внутренняя координация;
  • Распределение ресурсов.

Этапы стратегического планирования

Выделяют 5 этапов:

  1. Определение миссии и целей организации;
  2. Стратегический анализ;
  3. Выбор стратегии;
  4. Реализация стратегии;
  5. Оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей организации

Философию и основную цель предприятия определяет миссия. Миссия способна рассказать о компании многое, в том числе:

  • Принципы работы организации;
  • Статус предприятия;
  • Основные хозяйственные характеристики организации;
  • Действительные намерения руководства.

Детальное описание миссии для легкого управления и реализации процессов, называется целью.

Цель стратегического планирования характеризуется следующим:

  • Четкий план действий на определенный промежуток времени;
  • Конкретность и измеримость;
  • Непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  • Адресность и контролируемость.

Когда компания определилась с миссией и целью, начинается выстраивание стратегического управления и определение политики компании.

Стратегический анализ

Это анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
Стратегические планы должны строиться на фактах, на информации о рынке, клиентах, конкурентах. Для этого нужно провести исследования. Не обязательно заказывать их стороннему маркетинговому агентству. Внутренние эксперты, ваши сотрудники – кладезь полезной информации, которую нужно собрать, обработать, проанализировать.
Анализ проводится с помощью метода построения двухмерных матриц. С помощью анализа сравниваются подразделения, продукты, производства по определенным критериям.

Три подхода стратегического анализа:

  • Табличный подход;
  • Координатный подход;
  • Логический подход.

Анализ включает в себя оценку окружающей среды. Это необходимо для изучения текущего положения организации на рынке.

Анализ окружающей среды предполагает изучение трех составляющих:

  • Внешней среды. Включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры.
  • Непосредственного окружения. Анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
  • Внутренней среды организации. Раскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы, организация управления, производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки, финансы фирмы, маркетинг, организационная культура.

Выбор и реализация стратегии компании

Стратегия определяет курс развития организации, определенный на долгий срок и затрагивающий все виды деятельности, формы продукции, человеческие ресурсы и положение организации на рынке.
Стратегия позволяет выбрать различные направления развития организации и определиться с лучшей альтернативой.

При стратегическом управлении необходимо учитывать:

  • Конкуренцию в данной стратегической зоне;
  • Перспективы развития самой стратегической зоны;
  • Технологии, которыми располагает фирма.

Стратегия приводит компанию к достижению цели. Разрабатывать стратегию можно с помощью программ и процедур, которые характеризуются средне- и краткосрочными планами реализации стратегического управления.

Анализ стратегии начинается с вопроса: “Поможет ли выбранная стратегия достигнуть цели?”

Если ответ положительный, то дальнейший анализ по следующим пунктам:

  • Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  • Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  • Приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Чтобы стратегия достигла цели, необходимо:

  • Донести до сотрудников цели, стратегии и планы, чтобы достичь с их стороны понимания, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии.
  • Руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок.
  • В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка и контроль выполнения

Последним этапом будет оценка результатов реализации стратегии. Предыдущие этапы корректируются с помощью обратной связи.

Стратегическое планирование подразумевает динамичный процесс. Компании нужно постоянно оценивать ситуацию и определять последующий план. Для этого организация анализирует окружающую среду, в которой функционирует.

Компания ставит цель комплексно изучить возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны организации с дальнейшей разработкой показателей компании на плановый период.

Резюмируя, стратегический план помогает понять, что компанию ждет в будущем, зная текущую ситуацию. Стратегическое планирование – это необходимое условие успеха в бизнесе.

стратегическое планирование

Если заинтересовались, то для вас есть практический мастер-класс (бесплатно): “Как создается стратегия. Краткое руководство по проектированию будущего“. Материалы этого мастер-класса можно использовать как эталон для организации проекта разработки стратегии компании.

Личное стратегическое планирование: 4 шага к укреплению личных навыков

Только открывая свои врожденные личные навыки, развивая их и используя в полной мере, вы можете получать максимум удовольствия от всего, что вы делаете.

Создание плана действий через личное стратегическое планирование позволит вам получать самые лучшие награды за ваши усилия и является отправной точкой в достижении лучшего.

Корпорации против личного стратегического планирования

Стратегическое планирование для корпораций начинается с того, что вся цель мероприятия заключается в реорганизации и перераспределении людей и ресурсов для увеличения нормы прибыли на капитал, а капитал вкладывается в бизнес. Это всегда делается с помощью выделения одних областей и ослабления других, больше внимания и ресурсов уделяется областям с более высоким потенциалом доходности, меньше — тем, которые представляют более низкий потенциал. Развивая и продвигая новые и качественные продукты и услуги, и ликвидируя менее прибыльные, компании и все ее сотрудники доводят до максимума отдачу.

Вы должны понимать, что самое существенное и ценное в вашей жизни и работе — способность мыслить, действовать и получать результаты. Ваша способность зарабатывать, которая зависит от вашего образования, знания, опыта и таланта — это настоящий человеческий капитал. И от того, как вы развиваете свои личные навыки и используете способности зарабатывать, во многом будет зависеть качество и количество ваших наград, как финансовых, так и психологических, как материальных, так и нематериальных.

План действий. Шаг 1: Уточните ваши ценности

Шаг 2: Создайте свою личную миссию

Следующий шаг заключается в создании личной миссии. Это ясное, письменное описание человека, которым вы намерены быть в вашей трудовой жизни. Это даже важнее, чем установление конкретных финансовых, деловых или коммерческих целей. Как только вы решили, сколько хотите зарабатывать, необходимо выписать описать миссию, которая описывает, каким человеком вы намерены стать, чтобы заработать эту сумму.

Шаг 3: проведение анализ укрепления личных навыков

Заработная плата — это просто сумма, выплачиваемая за определенные качества и умения и количество труда или результата. Результаты, которые вы можете получить, применяя свои личные навыки и сильные стороны, во многом определяют ваши награды в жизни. Если вы хотите повысить качество и количество ваших наград, вы должны увеличить вашу способность к достижению больших и лучших результатов. Это очень просто.

Шаг 4: Определите свою область совершенства

Наконец, в личном стратегическом планировании целью всегда является достижение лидерства в выбранной вами области. Бизнес-лидеры имеют право определять области передового опыта в их бизнесе. Аналогично, на личном уровне, вы можете выбрать что-то, в чем вы хотите стать лучшим и добиться выдающихся результатов. Таким образом, в какой области вы собираетесь работать, чтобы достичь результатов, выходящих далеко за пределы возможностей среднего человека?

Вы родились на свете с особым сочетанием талантов, способностей, навыков и личных качеств, что делает вас не похожим ни на одного живущего и когда-либо жившего человека. Все, что вы делаете сегодня — совсем не то, на что вы способны. Ключ к счастливой и благополучной жизни — регулярная оценка своих сильных и слабых сторон, чтобы стать лучшим в любимом деле, а затем бросить все свои усилия на то, что вы делаете.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сущность и функция стратегического планирования

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. 1

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции - приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее (спланированы). В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.

3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

4. Организационные изменения . Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

Нужен ли людям формальный личный план или личная стратегия, по которым будет гораздо эффективнее реализовывать свои долгосрочные цели?

И если нужен, то на какой срок?

Именно этими вопросами я задался некоторое время назад, сделал опрос и получил интересные результаты.

Они превзошли мои ожидания: большинство голосует за чёткий и детальный план действий по достижению долгосрочных целей.

Вы тоже можете принять участие в опросе, а мы сравним отношение аудиторий к личному планированию.

Отвечайте на вопрос, а мы пока вернёмся к анализу нашего предыдущего опроса.

Ответы на первый вопрос вы видите на диаграмме. Они показывают, что тема личного планирования для большинства людей достаточно актуальна. Многие ставят перед собой достаточно амбициозные цели, достижение которых с ходу достаточно проблематично.

Что именно мы видим?

  1. Подавляющее большинство за создание долгосрочного плана достижения своих целей без каких либо оговорок. Отлично!
  2. Согласны с необходимостью разработать личную стратегию с некоторыми оговорками еще некоторое количество людей.
  3. Долгосрочный план точно не нужен всего 9% (красный сектор на диаграмме).

Если вы относитесь к этим 9% и считаете, что достижение цели не требует никакого планирования, то, скорее всего, ваша цель относится к одному или нескольким следующим вариантам:

  • Цель слишком общая
  • Цель не конкретная
  • Цель не амбициозная
  • Цель краткосрочная и для её достижения требуется лишь ненадолго сфокусировать свои усилия

Если есть возражения, то их можно указать в комментариях к статье, а мы пока перейдём к анализу другой части опроса.

Следующий вопрос поможет выяснить, на какой срок люди хотят разработать свой личный план? Вы можете ответить на этот вопрос прямо здесь.

А чуть ниже мы вернёмся к анализу уже проведённого опроса.

Результаты показаны на диаграмме справа:

  • Большинство респондентов за то, чтобы разрабатывать свой план лишь на 1-2 года. Если вы только приступаете к разработке личной стратегии, то это, конечно, лучше, чем ничего. Ведь, несмотря на то, что планы большинству людей нужны, до практического планирования и создания подробных планов развития на календарный год доходят далеко не все.
  • Каждый четвёртый респондент хотел бы составить план на срок 5 и более лет. Было бы замечательно, если бы каждый четвёртый действительно разработал такой долгосрочный план. Но, к сожалению, далеко не всем это удаётся.

Почему, несмотря на то, что долгосрочный план нужен почти всем (более 90%), реально создают свои планы очень незначительное число людей? Этому есть много причин. Часть из них связана с мотивацией достижения целей. Бывают такие цели, которые не мотивирует вас даже на планирование её достижения. Значит это просто ерунда, а не цели и необходимо детально разобраться в ситуации и найти свои истинные цели. А с мотивацией к достижению ваших настоящих целей проблем быть не должно.

Часть причин того, что люди хотят, но не могут создать долгосрочный план развития, связана с тем, что далеко не все владеют знаниями и навыками правильного планирования. Чтобы создать грамотный план, требуются знания, как конкретно разрабатывать свой план, и, конечно же, время.

Большие компании даже привлекают консультантов и платят миллионы для того, чтобы им помогли создать грамотную и реализуемую стратегию с пошаговым планом её реализации. Для обычных людей, если не считать финансового и налогового планирования, таких услуг практически нет.

В школе нас учат считать и писать, но не учат планировать. В институтах в лучшем случае учат, как планировать деятельность организаций, и то довольно поверхностно. А ваши личные цели, дорогие граждане, как говорила моя учительница по литературе, это ваша личная проблема.

Уже 20 лет я занимаюсь различными видами планирования для организаций и бизнеса. Внедрение последних инноваций в стратегическом и операционном планировании в значительной степени определяет конкурентоспособность бизнеса, организаций и даже государств. Как вы думаете, относится ли этот факт к людям? Разумеется, да.

Именно поэтому я некоторое время назад создал методологию, которая использует самые передовые методы и инструменты бизнес планирования и адаптировал их для разработки полноценной личной стратегии. В ходе этой работы появилось пара совершенно новых концепций, с которыми я обязательно познакомлю всех интересующихся.

А мы пока вернёмся к анализу результатов опроса.

Часть людей ответили, что им нужен план всего на 1-2 года. Оказывается, это проблема. Я и сам об этом не догадывался ранее, пока мне не попалась одна интересная научная работа.

Получается, что создавая личную стратегию на год, вы добавляете мало ценности для своих долгосрочных результатов. Проблемы планирования на год-два мы разберём в этой главе.

На рисунке вы можете видеть демонстрацию принципа развития масштаба мышления, представленного в исследовании “Human Capabilities” Эллиотом Джаквесом (Elliot Jaques).

Развитие человека в зависимости от временного горизонта мышления и возраста (нажмите для увеличения). По материалам исследования «Human Capabilities”, Elliot Jaques, 1963​ Дмитрий Рыцев

Дело в том, что, как многие и догадывались, наши деловые способности зависят от масштаба нашего мышления. А деловые способности для большинства сфер жизни являются наиболее важными. Вполне объяснимо, когда человек не может раскрыть свой потенциал по каким-то независящим от него причинам.

Обычно считается, что деловые способности являются врождёнными свойствами и именно они помогают людям делать карьеры в организациях и бизнесе. Оказывается нет. Есть вещи, которые влияют на наши деловые способности и которыми человек может сознательно управлять.

Итак, от чего же зависят наши деловые способности? Согласно Эллиоту Джаквесу:

Способности = Масштаб мышления × Компетенции × Мотивация × Управление собой

Как развивать компетенции, мотивацию и способность управлять собой, в целом, понятно. Это делается через обучение, практику, опыт и саморазвитие. А как быть с масштабом мышления? Получается, что, при прочих равных, именно масштаб мышления определяет способность делать карьеру.

Это называется временным горизонтом мышления (Time Horizon). Оказывается, масштаб вашего мышления напрямую связан с этим временным горизонтом:

Масштаб мышления = Временной горизонт × Уровень сложности мышления

Есть над чем подумать, не правда ли?

Графики на диаграмме выше показывают зависимость масштаба мышления от возраста человека и временного горизонта его мышления. Эту диаграмму мы чуть ниже разберём подробнее, но еще более подробная работа по этой теме вас ждёт в открытом (доступном без регистрации) уроке под названием Зависимость от траектории развития, страты, масштаб мышления и временной горизонт. Этот урок стоит пройти даже для общего развития без цели создания личного долгосрочного плана.

Временной горизонт мышления это не какое-то ясновидение, а способность оперировать конкретной временной перспективой при анализе и принятии решений. На практике это означает, что если вы способны составить план, который имеет горизонт планирования 5 лет, то и временной горизонт вашего мышления также составляет приблизительно 5 лет.

Что касается уровня сложности мышления, то измерить его не так уж и легко. Насколько я понимаю, косвенно уровень сложности мышления могут показать специальные тесты, например, комбинация тестов на ментальный, эмоциональный и социальный интеллект, которые мы в обязательном порядке проходим в курсе по разработке личной стратегии и учитываем результаты этого тестирования при планировании.

Но отдельных тестов по оценке именно уровня сложности мышления я не встречал. Единственное, в чём можно быть уверенным, это в том, что при составлении личного долгосрочного плана уровень сложности вашего мышления значительно возрастёт.

Почему? А вы попробуйте создать личную стратегию.

Вы поймете, что количество объектов планирования и тенденций их изменения, которыми вам придется оперировать при разработке личной стратегии, настолько велико, что это тренирует ваше мышление лучше любой головоломки.

Если посмотреть на график внимательно

​Развитие человека в зависимости от временного горизонта мышления и возраста (нажмите для увеличения). По материалам исследования «Human Capabilities”, Elliot Jaques, 1963 Дмитрий Рыцев

то, можно сделать и применять на практике следующие выводы:

  • Самое большое влияние на развитие вашего масштаба мышления оказывает временной горизонт.Это скачкообразное влияние, которое переносит вас из одной страты в другую (я имею в виду синие линии, соответствующие разным стратам).
  • Разный наклон синих линий (моды или режимы созревания) означает, что чем более высок ваш стартовый уровень временного горизонта, тем быстрее идет дальнейшее развитие вашего мышления и способностей.
  • Наклон всех синих линий снижается с возрастом. Это означает, что, чем вы старше, тем сложнее развиваться. Но, как видно, чем выше временной горизонт, тем сильнее наклон, а значит, чем выше временной горизонт, тем эффективнее мы развиваемся в более позднем возрасте. Поэтому никогда не поздно увеличить свой масштаб мышления.

А теперь давайте подумаем, как нам двигаться не вдоль этих синих предопределённых вашим окружением и траекторией развития линий? Как двигаться не по красной траектории, по которым двигается большинство? Как двигаться по зелёным и желтым траекториям, последовательно перескакивая в новую страту и на новый режим развития?

Как делать это не за десятилетия, а в течение года или двух? Есть ли какие-то способы сделать это быстро.

Можно ли этот масштаб мышления вообще развивать?

Легко ли это делать?

Не так просто, как хотелось бы.

Теория Эллиота Джаквеса (Requisite Organization) говорит, что в среднем люди не могут переходить из одной линии (страты) в другую, хотя допускает, что отдельные люди могут это делать. Кто же эти отдельные избранные и за счёт чего они могут это делать?

Мы уже это выяснили выше. Разработка, поддержание в актуальном состоянии и постоянные действия по реализации личной стратегии на длительный временной горизонт повышает масштаб мышления и переводит человека в другую страту.

Вывод для себя делает каждый самостоятельно. Стоит только отметить, что помимо масштаба мышления и горизонтов планирования, важной характеристикой деловых способностей является способность быстро принять решение.

Правильность решения о разработке личной стратегии было обосновано в этой статье выше. Быстрота решения о разработке личной стратегии зависит только от вас.

Многое в решении этого вопроса зависит от возраста. Как вы видите, чем вы моложе, тем больше возможностей перейти на более высокие режимы развития (синие линии ближе друг другу в молодом возрасте). Поэтому молодым людям ещё можно создавать личные планы с горизонтом в 1-2 года, хотя я считаю, что в этом случае мы добровольно упускаем возможности.

А если вам уже за 40, то речь о планах на 1-2 года даже не идёт, горизонт вашего личного планирования должен быть значительно больше. Дело в том, что молодые люди, как правило, находятся в более динамической ситуации, когда многое ещё можно поменять, когда траектория развития и зависимость от пройденного пути не столь велика.

Тем не менее, когда вам 20 лет, и вы всё же планируете свою жизнь на 1-2 года, то вы попадаете в страты 5-7 (на схеме Str. V-VII), что уже неплохо и есть потенциал для движения по карьерной лестнице и самореализации в жизни при соблюдении определенных условий.

А если вам уже лет 40, то при временном горизонте 1-2 года вы даже не попадаете в пятую страту и, скорее всего, вы так и останетесь в четвертой, ваш рост будет очень сомнительным и вы не придёте к желаемому результату.

Некоторые могут возразить, что они в данный момент делают стратегический проект с горизонтом планирования 1-2 года и им больший срок не нужен. Это можно понять. Но что-то мне подсказывает, что те, кто так говорят, не думают об ответах на вопросы, возникающих за рамками развития проекта:

  • Зачем этот проект нужен?
  • Как из него выходить?
  • Как им управлять?
  • Что делать, если он закончится удачей?
  • Как распределятся последствия реализации этого проекта по различным сферам жизни?

Поэтому, в курсе по разработке личной стратегии мы расширяем временной горизонт и разрабатываем детальный план, чтобы гармонично развивать каждую сферу жизни.

Повторюсь еще раз: чем больше ваш временной горизонт, тем больше возможностей реализовать ваши таланты, достичь цели жизни и получить от нее удовлетворение. Дело за малым — начать разработку личной стратегии.

Наш курс предназначен для того, чтобы вы смогли самостоятельно разработать детальный план вашей личной трансформации по нашей методологии со всеми необходимыми шаблонами и примерами.

Какой другой способ или инструмент, кроме разработки личной стратегии развития, позволит вам сделать прорыв в изменении себя и достижении личных целей?

Если вы знаете такой, то напишите в комментариях.

Только долгосрочная личная стратегия поможет вам определить ваши цели и неслучайным образом вывести вас на новый уровень развития.

При этом мы не говорим о составлении плана своей жизни на одном листе бумаги. Ваша жизнь вряд ли уместится на одном листе. Ваша задача в рамках работы на курсе — создать каркас личной стратегии и наполнить его динамическим содержанием, которое можно легко корректировать и адаптировать к так часто изменяющимся внешним условиям. Для быстрой адаптации плана мы применяем метод структурирования и методологию Scrum.

Читайте также: