Лермонтов тучи три пальмы листок утес конспект

Обновлено: 07.07.2024

Обучающая: расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения; составлять план;

Развивающая: развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали; навыки самооценки;

Воспитывающая: побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Методические приёмы: рассказ учителя, объяснение теоретических понятий, обсуждение стихотворений, игровые приемы, работа с клише.

Формы работы: работа в парах и группах, фронтальные виды работы .

Методы деятельности: репродуктивные, исследовательские, творческие .

Словарная работа (Записи на доске):

Баллада - стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное

Роптать – негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду

Философия - вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Караван - группа людей, путешествующих вместе с торговыми , паломническими или иными целями и объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности, а также их вьючных животных: верблюдов , ослов , мулов или лошадей

Оазис - место среди пустыни, покрытое растительностью, у источника

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент . Постановка целей и задач урока :

расширить и углубить представления о балладе, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения

-О каком поэте говорили на прошлом уроке?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?

Демонстрируют готовность к уроку.

Определяют цели и задачи урока.

- Читать и анализировать его стихотворения, продолжать знакомство с его творчеством .

Остальные читают друг другу стихотворения в парах, ставят оценки в оценочные листы .

2.Разминка. Мотивационный этап. Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению новой информации. Проверка индивидуальной работы с литературоведческими терминами.

Карточки для разминки:

Закончите предложения, используя слова для справок:

А) __________ - главная обобщающая мысль

Б) __________ - группа строк (стихов), составляющая единство, с определенным, повторяющимся расположением рифм

В) __________ - один из основных родов литературы отражает внутренние переживания героя

Г) _________ - противопоставление характеров, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста

Д) _________ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков

Слова для справок: аллитерация, антитеза, лирика, строфа, идея

Закончите предложения, используя слова для справок:

А) __________ - род литературы, отражающий жизнь подробно, в форме детального повествования

Б) __________ - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

В) __________ - художественное определение предмета или явления, помогающее живо его представить

Г) __________ - изображение неживых предметов в виде живых существ

Д) __________ - последовательность и связь событий в художественном произведении

Слова для справок: баллада, олицетворение, сюжет, эпитет, эпос

Вопросы учителя:

– К какому литературному роду – эпосу, лирике, драме – относится баллада?
– Какая баллада М.Ю. Лермонтова вам известна?

– Каков основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова?

1-2 ученика отвечают по карточкам:

Г – антитеза

Д – аллитерация

Г – олицетворение

Ответы учащихся:
- Баллада – лиро-эпический жанр.

1. Постановка собственных целей обучения.

-Ребята, вопросы указали направление нашей деятельности.

-О чем будем говорить на уроке?

-Проверим, верны ли наши предположения:

Формулируют цели:

1.Мы будем разгадывать загадку еще одной баллады.

2.Будем читать балладу М.Ю.Лермонтова и анализировать ее.

3.Будем отмечать особенности баллады как лиро-эпического жанра.

4.Может быть, определять, есть ли мотив одиночества и в этой балладе. Такая ли она грустная, как и другие его произведения.

2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- В балладе не все так просто. Обязательно есть какая-то тайна. Эту тайну нам поможет разгадать текст. Любое слово, используемое автором, - это ключ к разгадке.

3. Проверка восприятия:

Понравилось ли стихотворение?

Работа с иллюстрациями:

Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует стихотворению ?

Цель: Проанализируем стихотворение

4.Осмысление содержания.

Организация деятельности по рабочим картам.

В чем еще связь с фольклором? (число три)

2. К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?

3. Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?

4. Каков сюжет этой баллады?

5. Почему стали роптать на Бога три пальмы?

7.Почему пальмы были погублены?

10.Какие чувства скрывает это слово? А восклицательный знак?

11.Почему так печален конец стихотворения? Ведь их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников.

12.К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? Зачитайте.

Дававшим ответы назвать отметки.

Физкультминутка: игра в воображаемый мяч с эпитетами к словам РУЧЕЙ, ПАЛЬМА, ПУСТЫНЯ

Знакомятся с текстом баллады

Отвечают на вопросы в рабочих картах:

1 .автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания (как фольклорного произведения)

2.баллада, т.к. это стихотворение, написанное на легендарную тему, соединяющее фантастическое и реальное

4.Пересказ сюжета (коротко)

6. Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку. Но чтобы быть услышанным богом, не надо громко кричать

7. Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного

8. пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, взрастили их. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм: под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, что воспитывалось, выращивалось столетиями

9.Так говорят о погибших на поле боя воинах).

10. Скорбь, печаль, боль…

11.Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель

12. И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним

Выставляют в оценочные листы

Поймать воображаемый мяч, назвать эпитет и бросить мяч кому-нибудь другому. Назвавший эпитет садится. Кто не может назвать, бросает мяч дальше, но продолжает стоять, пока не назовет.

Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Стихотворение в актёрском исполнении. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества)

II. Вступительная беседа:

Какие стихи Лермонтова вы знаете и можете прочитать наизусть?
(Поэтическая пятиминутка из ранних стихов Лермонтова.)

Что вы знаете о детстве и обучении Лермонтова?

Кратко расскажите о детстве и годах учения Лермонтова по материалам, найденным в Интернете, и книге С. А. Андреева-Кривича.

Проведите экскурсию по галерее портретов Лермонтова. Расскажите о времени их написания и авторах. Какие черты личности Лермонтова отразились в его портретах?

Примерный план статьи:

1. Ранние годы: в Тарханах и на Кавказе.

2. Домашнее образование.

3. В Благородном пансионе при Московском университете.

4. Литературные занятия.

5. Неудовлетворённость учёбой в Московском университете.

6. Переезд в Петербург. Начало военного поприща.

Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

Стихотворение в актёрском исполнении

В "Стихотворениях М.Лермонтова" указана дата: "Апрель 1840", т.е. время, когда Лермонтов уезжал из Петербурга в ссылку на Кавказ.
П.А.Висковатов передает со слов В.А.Соллогуба об обстоятельствах написания стихотворения: "Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение: "Тучки небесные, вечные странники. ". Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез. " (Соч. под ред. Висковатова, т. 6, 1891, стр. 338). (См. упоминание об этом в отрывке из книги М.Сизовой "Из пламя и света") Прослушивание и обсуждение актёрского чтения стихотворения.

1. Какие образы являются в стихотворении центральными?

2. В чём поэт видит своё сходство с тучами?

4. Какие штрихи к картине природы намечены в стихотворении?

6. Чем поэт отличается от туч?

7. Какие обязанности накладывает на поэта человеческое общество?

8. * Какие образы и картины создают в стихотворении образ Родины? Однозначно ли отношение поэта к ней? Докажите своё мнение.

9. * Почему поэт противопоставляет мир природы и мир человека?

Приём сравнения как основа построения стихотворения

Понятие о поэтической интонации
«Интонация (от лат. intonare — произносить громко) —
1. Свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи или к собеседнику. И. создаётся за счёт синтаксической структуры текста, порядка слов, повторов, инверсий, восклицаний, обращений, повышения и понижения голоса, пауз, темпа и других приёмов обогащения нейтрального стиля речи. Полностью И. может быть воспроизведена только в реальном звучании, т. е. при произнесении вслух.
2. В стиховедении И. — соотношение ритмического и синтаксического членения речи.

X. Обучение выразительному чтению по строфам.

XI. Синтетическая работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися.

Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель — подготовленные ученики — звукозапись).

XII. Обучение выразительному чтению всего стихотворения.

XIII. Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание): См.: Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Кн. для учителя литературы. — М.: Вербум-М, 2004. — С. 44—45.
(Учитель отбирает из положений алгоритма те, которые необходимы для обучения выразительному чтению данного стихотворения.)

XIV. Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Основное содержание урока
Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе. Стихотворение в актёрском исполнении.

I. Групповая работа:

Группа 3
Найдите в стихотворении яркие эпитеты, отличая их от простых определений. Какова роль эпитетов в тексте?
Найдите в стихотворении олицетворения, метафоры и сравнения.
Как они помогают понять его смысл?
С какой целью в восьмой строфе автор пишет о пальмах как о живых существах?

Группа 5
* В шестой и восьмой строфах найдите звукопись (аллитерацию) и определите, какие образы создаются этим приёмом.
* Почему была нарушена гармония между людьми и миром природы?
* В чём, по мнению Лермонтова, состоит глубокий конфликт между человеком и природой?

Какие свои наблюдения над текстом баллады вы бы добавили в эту статью?

III. Развитие представлений о балладе. Практическая работа.

IV. Прослушивание и обсуждение актёрского чтения.

Обучение выразительному чтению баллады. (См. алгоритм обучения выразительному чтению в материалах предыдущего урока.)

Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Итоговый вопрос:
в каких отношениях, по мнению автора, должны быть человек и природа?

Индивидуальное задание.
Создать свои иллюстрации к балладе.

Основное содержание урока
Тема одиночества и изгнанничества. Антитеза как основной композиционный приём стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении.

Группа 1
Каковы главные чувства, выраженные в стихотворении? Найдите в стихотворении основные образы.
Какие эпитеты, олицетворения и другие тропы создают печальное, драматическое настроение?
О чём этот поэтический рассказ — о листке, о людях, о поколении?

Группа 3
Какой изображена чинара? Какова её история?
Какими средствами создаётся этот образ? Какую роль в создании образа чинары играют глаголы?
Как относится к чинаре окружающий мир? Почему?

Какие свои наблюдения над текстом стихотворения вы бы добавили в эту статью?

Антитеза как основной композиционный приём стихотворения
Вспомните, что такое антитеза.

Найдите в стихотворении антитезы:
• образную (противопоставление главных образов);
• композиционную (противопоставление монологов дубового листка и чинары);
• стилистическую (противопоставление глагольной лексики, относящейся к листку и чинаре).

Как антитеза помогает воплотить авторскую позицию по отношению к героям стихотворения?

Примерный план анализа
(См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс / Сост. С. А. Зинин, Е. А. Зинина. — М.: Просвещение, 2002. — С. 60.)

1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).
2. Жанровые особенности стихотворения.
3. Тематика, основные мотивы.
4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.
5. Внутренний облик лирического героя.
6. Образный ряд стихотворения.
7. Настроение, преобладающее в стихотворении.
8. Лексический строй текста.
9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).
10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).
11. Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).
12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трёхсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.
13. Особенности рифмовки.
14. Смысл названия стихотворения.
(Учитель отбирает из плана пункты, необходимые для анализа данного стихотворения.)

IV. Прослушивание и обсуждение актёрского чтения.

Обучение выразительному чтению баллады.
(См. алгоритм в уроке 27.)

Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Какой мотив объединяет эти стихотворения?
(Мотив одиночества.)

Какие образы-символы встречались вам в стихотворениях Лермонтова и других произведениях русской лирики?

Какие черты образов-символов в них присутствуют?

III. Групповая работа:

Группа 3.
Каково авторское отношение к утёсу и тучке?
* Почему можно считать эти образы символами? Какие человеческие отношения иллюстрируют эти образы?

V. Особенности выражения темы одиночества. Практическая работа

Как в них выражено состояние одиночества?

Итоговый вопрос:
почему тема одиночества является главной во многих стихотворениях Лермонтова?

Индивидуальное задание.
Создать иллюстрацию к одному из стихотворений Лермонтова на тему одиночества и подготовиться к её презентации и защите.


УРОКИ 30-31
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ЛИРИКА (урок развития речи 6 и урок контроля 3)

Основное содержание урока
Подготовка к контрольному сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Основные виды деятельности. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Письменная интерпретация одного стихотворения.

Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ
1814-1841

В ранние детские годы Лермонтов с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой жили то в Тарханах, то в Пензе. Для поправки слабого здоровья мальчика Елизавета Алексеевна дважды, в 1820 и 1825 годах, возила его на Кавказские Минеральные Воды.

Первоначальное образование и воспитание, как и большинство дворянских детей, будущий поэт получил дома.

Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого, французского и немецкого языков.

Серьёзные занятия начались в Москве, куда Елизавета Алексеевна и её внук переехали в 1827 году. Надо было готовиться к продолжению образования. Учителем к Лермонтову был приглашён опытный педагог А. 3. Зиновьев. Под его руководством мальчик изучал русскую грамматику, географию, астрономию, историю, математику, то есть основные науки.

В курс образования входили также рисование (учитель Александр Степанович Солоницкий), лепка и др. Достаточное время было отведено для сочинений. Вся программа соответствовала пансионской, требуемой для поступления в Благородный пансион[4] при Московском университете, куда решено было отдать Лермонтова для дальнейшего обучения.

В 14 лет будущий поэт, отличавшийся хорошим прилежанием, отменно знал русскую словесность. Стихи Ломоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова, Крылова, Жуковского, Козлова и Пушкина были ему знакомы. Тогда же он начал и сочинять. Домашнее воспитание и образование закончилось к сентябрю 1828 года, и 1 сентября 1828 года Лермонтов был принят полупансионером в Московский университетский Благородный пансион в четвёртый класс, который успешно закончил (в награду ему подарили книгу и картину). Зимой Лермонтов, сдав экзамены, был зачислен в пятый класс пансиона. Его наставниками стали, помимо А. 3. Зиновьева, поэт и критик А. Ф. Мерзляков (он давал уроки Лермонтову на дому), поэт и переводчик С. Е. Раич, организовавший литературный кружок, который посещал и Лермонтов. Впоследствии Раич с гордостью писал о двух своих гениальных учениках — Тютчеве и Лермонтове.

М.Ю.Лермонтов


М. Ю. Лермонтов. Автопортрет.
Акварель. 1837-1838.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ

ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают? Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:

2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)


М.Ю.Лермонтов. ЛИСТОК [2]
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Чёрного моря.

У Чёрного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская,
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Er träumt von einer Palme,
Die, fern im Morgenland,
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.

Перевод Тютчева:[3]
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.

Ein Fichtenbaum
Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf kahler Hoh.
Ihn schlaert, mit weiser Decke
Umhullen ihn Eis und Schnee.

Er traumt von einer Palme,
Die fern im Morgenland
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.

В стихотворении Гейне "Сосна" выражена горечь неразделённой любви (в немецком языке слово "сосна" мужского рода). Вот подстрочный перевод:

Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.

Грустная интонация стихотворения Гейне передает чувство одиночества и тоски по далекой возлюбленной. Образ сосны аллегорический, с помощью этого образа поэт выражает собственные лирические переживания.

В переводе Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой. Но Лермонтов не только удивительно точно передает настроение первоисточника, его стихотворение звучит более проникновенно, выразительно. В этом помогают различные средства выразительности.

Стихотворение Гейне переводили и другие поэты. В переводах Ф.И.Тютчева и А.А.Фета слово "сосна" заменено на слова "кедр", "дуб", т.е. существительные мужского рода. Их переводы ближе к стихотворению Гейне по характеру лирического переживания – любовного переживания. Оригинальность стихотворения Лермонтова в изменении акцентов, изменении характера переживания – чувства безысходности.

Эти же чувства, но средствами живописи передает картина "На севере диком. ", созданная И.Шишкиным в 1890 году. См. репродукцию ниже. (вернуться)

5. Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (Школа юнкеров) — была учреждена в Петербурге 9 мая 1823 приказом Александра I для обучения молодых дворян, которые поступали в гвардию из университетов или частных пансионов, не имея военного образования и подготовки. См. подробнее страницу "Лермонтов в Петербурге" (Здание бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров). (вернуться)

Воспитание ответственности за сохранение природы и жизни на земле.

Программное содержание:

План изучения нового материала

План урока:

Тип урока: Урок развития речи. Урок общеметодической направленности.

Форма урока: Лабораторная работа.

Технология: Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникационные.

Мизансцена урока: Оформление доски, удобная для просмотра и прослушивания установка оборудования, папки с раздаточным материалом на столах учащихся, учебники с закладками.

Оборудование урока: Моноблок, ноутбук, портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, презентация, раздаточный материал.

2 Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. -В чём видит Лермонтов сходство своей судьбы, своего изгнания с судьбой тучек? - О каких чувствах и настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения? -Какие эпитеты помогают определить отношение к северу (где находится родина поэта и откуда он должен уехать) и к югу (куда его ссылают)? -Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?

5 Беседа с классом. Какую картину нарисовал поэт в этой балладе? Почему пальмы стали роптать на Бога?

6 -О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Пригодилась ли людям тень и холодная вода ручья? Найдите цитаты, помогающие найти ответы на эти вопросы.

9 Как повели себя путники? В чём заключается философский смысл этой баллады? Какова главная мысль этого стихотворения?

10 Антитеза. Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе. Антитеза – это противопоставление

12 Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Почему чинара отказывается приютить странника?

13 Можно ли сказать, что листок – странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания? Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы?

16 Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;

17 Но остался влажный след в морщине Старого утёса.

18 Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

19 Беседа с классом. Какова главная мысль стихотворения? Какие качества, свойства человека символизируют образы тучки и утёса? Каким настроением проникнуто стихотворение?

Читайте также: