Лента времени 4 класс окружающий мир конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- Как называется вы сокий вертикаль ный шест в солнечн ых часах?

- Шведский бота ник Карл Линней у строил цветочные ч асы. (Да.)

- Электронными ча сами пользовал ись монах и - летописцы. ( Нет.)

- В электронных часах маятником являются колеблющие ся заряженные частицы.

- Ребята, часто ли вам приходится слышать такие выражения : «У него сегодня

- Что же означает само слово дата? ( Это когда называют – день, месяц и го д

- Как же мы у знаем с вами эти даты ? Что нам в этом пом огает? (Календарь .)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем гово рить на уроке? ( Мы б удем сегодн я

- Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое

- Давайте об этом прочитаем в у чебнике. ( Учащиеся читают статью «Что такое

- Что определяют по календарям ? (Д аты проис ходящих событий .)

- Что же самое важн ое произошло за г оды вашей жиз ни?

- Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в

тетради на с тр . 9 №21. (На доске учител ь чертит линию времен и. Это прямая линия,

разделенная попереч ными чер точками на равные отрезки, означающее

определенное ч исло лет. Ученики работают с линией в ремени в свои х тетрадях).

- Какое самое важ ное событие пр оизошло в жиз ни ваших родителе й и вашей?

- Сколько лет б ыл(а) в детском саду ? Сколько учишься в школе?

- Сколько лет мн огим из вас исполнил ось в этом году ? (10 лет. )

- Можно сказать, чт о вы прожили св ое первое десятилетие.

- Сколько прожил и десятилетий ваш и родители, деду шки, бабушки?

- Как вы ду маете, а происходили ли какие - либо с обытия до вашего рождения,

- Какая нау ка изучает жизнь челове чества в прошлом ?

- Сейчас я вам прочитают отрыв ок из книги Л. Талимоно вой «Пу тешествие во

«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили

гармонию в мире. Жили они по зако нам Истины, Добра и Красоты. Они верели в

Бесконечность и п оклонялись Времени. В пр едстав лении беоргийцев Время делилось

на три част и: Прошл ое, Настояще е, Будущее. Прош лое они п ринимали за

абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то

лучшему. А Настоящее – это тольк о мо стик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы

- Какое представлени е о времени было у жителей сказочной страны и какое

понять, как далек о во времен и стоит одно со бытие от дру гого .

- Чем настоящее время отличается от исторического време ни? ( В настоящем

- Каки е из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а

Арабскими, ка к правило, обозна чаются годы, а римс кими – века.

- Е сли в четырехзначном числе после пер вых двух идут нули, то первые цифры

буду т означать век: 13 00 год – 13 (XIII) век, 1400 год – 14 (XIY) век. Но если на

месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, и дет следующий век. Например ,

1301 год – 14 (XIY) век, 1415 год - 15 (X Y) век. Так же определяется век по д ате

из трех цифр: 900 год - 9 (IX) век, 901 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло

полных девять веков и пошел первый год д есятого века. Это так же, ка к вам

исполнилось 9 полных лет и идет 10 - й год . ( Объяснение со провождается показ ом на

- Все годы каж дого века с 1 - го по 100–й включительно отно сятся к одному веку.

- За точку отсчета времени в больши нстве стран мира принят год, в котором, по

библейскому преданию, родился Иису с Христос. Эта дата делит всю историю людей

Б) - Из следующих пословиц, узнайте дату сооружени я кирпичных стен и башен

- Что взято за ос нову счета времени в с олнечном и лу нном календарях ?

VIII . Домашнее зад ание: с тр . 22 - 25 читать, стр. 25 ответить на во просы.

  1. Образовательная: сформировать представление об историческом времени и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).
  2. Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас;
  3. Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать самостоятельность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

- Что является стрелкой в солнечных часах?
- Какое время показывают часы в полдень?
- Как можно проверить точность хода часов?
- Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положение Солнце на небе в разные времена года?
- Как называется высокий вертикальный шест в солнечных часах?
- Как называются часы с использованием воды?

2. Блиц-опрос (учащиеся используют сигнальные карточки: если верно данное высказывание – зеленую, если неверно – красную).

- Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы.
- В солнечных часах стрелкой является маятник.
- Электронными часами пользовались монахи-летописцы.
- Самые точные часы атомные.
- В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы.
- Механические часы появились тысячу лет назад.
- Водяные часы – современные.
- Часы с кукушкой называют электронными.

Ответы: да, нет, нет, да, да, нет, нет, нет.

- Что же означает само слово дата ?

Ответ уч-ся: Это когда называют – день, месяц и год события.
Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)

- На доске вывешивается большой календарь.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ответ уч-ся: Мы будем сегодня говорить о датах и календарях?
Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.

IV. Что такое календарь.

1.Работа по учебнику

Беседа по статье:

У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:

- Сколько месяцев составляет год?
- Одинаково ли количество дней в месяцах?
- Одинаково ли количество недель в месяцах?
- Какие существуют календари?
- Каким календарем пользуемся мы с вами?
- Что определяют по календарям? (даты происходящих событий)

2. Работа с тетрадью на печатной основе.

А с вами происходили важные события?

- Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на с.9 №21.
(На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).

- Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
- Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
- Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)

Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.

- Сколько прожили десятилетий ваши родители? дедушки, бабушки?
- Как вы думаете, а происходили ли какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?

Рассмотрите иллюстрацию на с.23 учебника.

- Как развивалось человечество?

Физминутка

V. Как изображают течение времени.

1.Чтение отрывка.

Вопросы:

- Чем настоящее время отличается от исторического времени?


Положите перед собой ленту времени и скажите:

Работа в парах

Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.

- Что у вас получилось?

Ответ: день, неделя, месяц, год, век, эра.

Год - отрезок времени в …….. (12 месяцев);
Век – отрезок времени в …….. (100 лет);
Тысячелетие - отрезок времени в ……. (1000 лет).

- Сколько веков составляет тысячелетие?

Работа в тетради с.8 №18.
Заполните пропуски римскими цифрами.

- А как же надо определять век по году?

Учитель : Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год – 13 (XIII) век, 1400 год – 14 (XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например , 1301 год – 14 (XIY) век, 1415 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр: 900 год - 9 (IX) век, 901 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год( объяснение сопровождается показом на доске).

Все годы каждого века с 1-го по 100– й включительно относятся к одному веку.


VI.Обобщение знаний учащихся.Практическая работа.

1.Работа с «лентой времени, карточками-датами.

Работа выполняется фронтально.

- В каком веке мы с вами живем? (21в.)
- С кого года начался XXI век? (2001г.)
- Какой был предыдущий век? (ХХв.)
- Каким годом он закончился? (2000г.)

Возьмите 1-й листок (белый). Это пословицы.

б) Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр. Выполним эту совместно.

Что эта дата означает?

….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У ….. нянек дитя без глазу.

- Какая получилась дата? .(1147)
- Что эта дата означает?( Основание Москвы)
- К какому веку она относится? (XII в.)

Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой.

Семеро с ложкой, …. один с сошкой.
Пошел на все ….. стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

- Какая получилась дата? .(1495г.)
- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится?(XYв.)

2. Работа в парах.

Ответы уч-ся:

Учитель: Это год рождения древнерусского государства.

Учитель: Это год Крещения Руси.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Основание Москвы

Учитель: Ледовое побоище.

Учитель: Куликовская битва.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Сооружение кирпичных стен и башен Кремля.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: С этого года в России по Указу Петра I Новый год отмечается с 1 января.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: Отмена крепостного права в России.

Чем знаменателен для вас ХХ в.?

Ответ уч-ся: В этом веке мы родились.

Чем знаменателен для вас ХХI в.?

Ответ уч-ся: Мы сейчас живем в этом веке.

VII.Итог урока.

Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Преподаватель: Петренко Татьяна Владимировна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, постановка проблемы

Методы: проблемно-диалогический, деятельностный, иллюстративный, объяснительный

Оборудование урока: учебник окружающий мир, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, тетрадь по окружающему миру, раздаточный материал.

Цель: научить устанавливать временную последовательность исторических событий, соотносить год исторического события с лентой времени, познакомить с основными историческими событиями нашего края,

Результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятия:

- умение соотносить дату и век

- умение определять место исторического события на ленте времени

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- развитие эстетического сознания через освоение исторической ценности наследия наших предков.

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Конспект урока

Организационный момент. (Самоопределение в деятельности.)

Организация рабочего мест а

- Окружающий мир

- В окружающем мире знания , которые относятся к наукам: география, астрономия, биология, ботаника, зоология, экология, история.

- Наш урок будет длиться 40 минут. Поднимите руки, кто считает, что это много? Кто-мало?

- Как называется предмет, который мы изучаем ? А есть ли такая наука? Тогда почему же мы его изучаем?

- Сегодня ты будем готовиться к ещё одному долгому и очень увлекательному путешествию.

Что необходимо для путешествия? Перед вами лежат листочки жёлтого цвета. Определите порядок подготовки к путешествию.

На индивидуальных карточках в тетради:

Что взять в путешествие.

Регулятивные: самоконтроль готовности к уроку.

Познавательные :

развитие мыслительных операций:

анализа ,синтеза, сравнения.

Коммуникативные:

учиться вести диалог с учителем и одноклассниками.

- Путешествуем по просторам России.

- Реки. Карта – физическая карта России.

- Зона крайнего севера, тундра, лесотундра, зона хвойных лесов, зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов, зона лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, субтропическая зона. Карта природных зон.

- Ставропольский край . Политико-административная карта.

Последний раздел, который мы изучали , называется…

Выполним задания, чтобы вспомнить о наших путешествиях и определиться с новым путешествием.

Сейчас мы разделимся на группы по рядам и выполним задание:

Вставьте недостающее слово и определите название карты, которая помогала путешествовать.

Горы и равнины, полезные ископаемые, …. озёра, моря и океаны.

Расположите природные зоны по порядку и определите название карты, которая помогала путешествовать.

Подчеркните субъект Российской Федерации, в котором проживаем мы и определите название карты, которая помогала путешествовать по этим субъектам.

Познавательные УУД

1. Формируем умение представлять информацию в виде таблицы;

2 .Формируем умение на основе анализа фактов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2 .Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД

1 .Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Личностные УУД

Формирование основ гражданской идентичности личности

Постановка проблемы.

Мы ещё не знаем, куда отправимся путешествовать.

Дети открывают страницу 3 и читают цели и задачи на уроки в этом разделе.

Что поможет нам путешествовать?

Осталась свободной одна строчка. Почему она не до конца заполнена?

Отгадай те загадку:

Идёт, а без ног,
Летит, а без крыльев,
Не догнать, не остановить

Мы сегодня начинаем изучать раздел :

2. Подсказка для уточнения темы урока

Определите , что объединяет даты на доске . Когда всё это было? Тема урока:

Регулятивные УУД

1 .Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке, планировать свою деяьтельность.

1. Знакомство с лентой времени

- Цель путешествий – знакомство с прошлым нашей страны.

Дети собирают ленту времени.

Определяют место событий на реке времени.

- Ледовое побоище1242 год 5 апреля.

- 1380 год Куликовская битва.

- Бородинское сражение 1812 год

- Начало Великой Отечественной войны 1941год 22июня.

- Основание города Ставрополя 1777год 22 октября.

-20век или 21 век .

-Информация в учебнике.

- Учащиеся показывают на ленте времени.

- Год основания города Ставрополя.

- Какая наука поможет нам путешествовать по прошлому? История – наука о прошлом.

- Сможем ли мы путешествовать по прошлому по одной карте? А как же нам увидеть весь маршрут путешествия?

- То, что поможет нам увидеть, весь маршрут путешествия., нужно собрать, распределив картинки с цифрами в порядке возрастания.

- Это река времени .

-Время на реке времени ( ленте времени) измеряется веками, тысячелетиями.

Цифры на реке времени – века, от0 до 1 –это первый век, от 1 до 2 – это 2 век и т.д.

Нам нужно научиться по ней ориентироваться, научиться ею пользоваться. Т. е. подготовиться к путешествию по ней.

- Определите век этих лет и место этих дат на реке времени.

- Определите алгоритм нанесения года на ленту времени.

- Часть лет отмечено красным, почему?

Позади остался дом

И тепло людское .

Отрывок из произведения

И выехал из рядов ордынцев богатырь Челубей огромного роста и , посмеиваясь, ждал, когда кто-нибудь выйдет на него с русской стороны. И наши ряды расступились, и выехал на коне Александр Пересвет.

Отрывок из произведения

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Пламя ударило в небо!

— ты помнишь, Родина?

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Просто был выбор у каждого:

- Определите место этих дат на реке времени. К какому веку относится эта дата?

-А к какому веку относится 2000 год?

Тут мнения разошлись. Что поможет нам найти правильный ответ?

- Очень много событий произошло за 20 веков . По основным мы будем путешествовать в разделе:

( На слайде даты, а события мы будем указывать по ходу путешествия).

Неужели человек живёт на земле всего 2017лет?.

А почему же мы живём в 2017 году?

Летоисчисление раньше каждое государство вело от какого-то своего значимого события. Но это было неудобно и большинство людей на планете стали вести счёт времени от рождества Христова. Годами, веками, тысячелетиями. Время от рождения Христа и до наших дней - наша эра.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы-ленты;

3 .Формируем умение выявлять сущность особенности объектов;

4 . Формируем умение на основе анализа фактов делать выводы.

5 .Формируем умение установления аналогий;

6 .Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные:

1.Формирование умения составлять алгоритм для определения века .

2.Физкультминутка

Дети делают под музыку упражнения.

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения материала

Личностные УУД

Формирование основ гражданской идентичности личности

Первичное закрепление

- Год основания города Ставрополя.

Совершим три небольших путешествия в прошлое.

- Время до рождения Христа - до нашей эры. До нашей эры родился отец истории древнегреческий историк и путешественник Геродот. Он родился в 484 году до н.э. Геродот создал первую, дошедшую до нас, историческую книгу. Покажите на ленте времени.

- А сейчас я назову год, а вы определите событие . 1777год.

Наш известный Ставропольский историк – краевед - Герман Беликов . Дата рождения 1933год 10 февраля. И сей час трудится. Создал 23 книги об истории Ставрополья.

Учась в школе, Герман под руководством отца-историка издавал краеведческий журнал, на обложке которого были уже снесенные Тифлисские ворота. По инициативе Беликова Тифлисские ворота как символ владычества России на Кавказе были воссозданы в 1990-е годы

Познавательные:

умение работать по алгоритму.

Личностные УУД

Формирование основ гражданской идентичности личности

Регулятивные УУД

Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения материала

Самостоятельная работа.

- А в каком году большинство из вас пошли в школу? Покажите на ленте времени самостоятельно

- А какой год сейчас? Покажите самостоятельно.

Регулятивные УУД

Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения материала

- Знакомство с историческими событиями страны.

- Маршрут на ленте времени.

- Помогать будет наука история и лента времени.

Подготовились ли мы к путешествию в прошлое на последующих уроках?

- Что будет помогать?

С целью, маршрутом и с тем , что нам поможет в путешествии мы определились.

Регулятивные УУД

- Дети читают вывод в учебнике с. 7.

История даёт возможность помнить и хранить память о наших предках и гордиться нашей страной.

-Зачем нужно знать историю? Вывод прочитайте на с 7.

- А лента времени заканчивается в 2017 году? Значит, есть будущее. А знание истории помогает строить будущее счастливым , избегая прошлых ошибок. Будущее нашей страны в ваших руках. Давайте споём песню Россия – ты моя звезда.

Время, отведённое на наш урок, истекает. Так много это или мало 40 минут? Пусть каждый ответит для себя сам. Встаньте те дети, кто с пользой провел это урок, а, значит, узнал что-то новое.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени, кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека, на каждой парте карточка с вопросами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

(Карточки можно приготовить для 2—3 учеников.)

(Проверка. Сверка с образцом.)

2. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 5 на с. 18 рабочей тетради. Какие вопросы составил ваш сосед? Выберите наиболее интересный вопрос.

(Зачитать несколько интересных вопросов.)

— Что вы узнали об этой картине?

(Заслушать несколько рассказов.)

Картина находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

3. Кроссворд


(Ключевое слово в выделенных клетках: история.)

4. Работа в группах

— Назовите исторические памятники нашего города.

(Побеждает команда, которая последней назовет исторический памятник.)

— Кто написал сочинение об исторических музеях нашего города?

III. Самоопределение к деятельности

— Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. Посмотрите на доску. Перед нами какая-то лента. А вот какая?

Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали обсуждать одно и то же событие.

(Учитель показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.)

— Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждого народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно? (Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме.)

— Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет! Какова цель урока? (Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие.)

(Тема урока записана на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по ленте времени

(Учитель сопровождает свой рассказ показом ленты времени.) Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой. Сто лет — это столетие, или век. Тысячелетие — это тысяча лет, или 10 веков.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте об этом на с. 37 учебника, начиная с третьего абзаца. Сколько лет длился I век нашей эры? (100лет.)

— Когда начинается II век? (В 101-м году.)

— А когда он завершается? (В 200-м году.)

- В каком веке мы с вами живем? (Мы живем в XXI веке.)

V. Первичное закрепление

1. Практическая работа

1147 г., первое упоминание о Москве в летописи — это историческая дата. Еще одна историческая дата — 753 г. до н. э., основание Рима.

— Посмотрим, как эти даты расположить на ленте времени.

(Если дети затрудняются, учитель сам показывает эти даты на ленте времени.)

Рим был основан за 753 года до н. э., поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справа.

— Какой из двух городов — Москва или Рим — был основан раньше? На сколько раньше? Что мы сделаем, чтобы решить эту задачу по истории? (Рим старше Москвы. Решение: 753+1147 = 1900.)

— Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу? (Решение: 753 + 2014 = 2767.)

— Где на ленте времени мы отметим даты: 1242 г.? 74 г. до н. э.? 1586 г.? 1384 г. до н. э.? (Ответы детей.)

2. Работа в группах

В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими — годы.

— Рассмотрите таблицу на с. 36 учебника. Придумайте подсказку, как легче запомнить римские цифры. (1 - I (одна палочка), 2—11 (две палочки), 5 — V (галочка), 4 = 5—1 (значит, IV), 7 = 5 + 2 (значит, V + II), 10 — X, 11 = 10 + 1 (значит, X + I) и т. д.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 2 на с. 19 и 3 на с. 20. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

Дорога есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя,

Луга есть — косить нельзя,

В реках, морях воды нет. (Карта.)

(На доске запись: карта — помощница.)

— Почему карта названа помощницей? (Она может рассказать о звездах и созвездиях, если это карта звездного неба, или о поверхности Земли, если это физическая карта. О государствах расскажет политическая карта и т. д.)

2. Работа в парах

Для историка важно не только знать, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты.

— Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учебника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. Что вам в этом поможет? (Условные обозначения.)

— Расскажите о событиях, представленных на карте. (На каждой парте карточка с вопросами.)

1. Где расположена крепость?

2. Как она обороняется изнутри?

3. Сколько входов в крепость?

4. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5. Как наступают русские войска на воде и на суше? Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия.

(Ученики работают в парах. Выслушать 2—3 пары.)

(Учитель предлагает рассказать о мире с точки зрения историка.)

3. Работа с CD

— Разделимся на 2 команды. Одна команда называет историческое событие, а другая — век, в котором оно произошло.

Читайте также: