Лексика общеупотребительная и лексика имеющая ограниченную сферу употребления 10 класс конспект

Обновлено: 09.07.2024

В русском языке все слова группируются в зависимости от того, какая лексическая особенность того или иного слова имеется в виду.

Если слово в русском языке употребляется свободно, не­ограниченно, то оно относится к общеупотребительной лек­сике. Общеупотребительная лексика понятна всем русским, где бы они ни жили, какой бы профессией ни владели.

Слова, известные не всем говорящим на русском языке, называют лексикой ограниченного употребления. К ним от­носится диалектная и жаргонная лексика, а также лексика профессиональная и терминологическая.

Необщеупотребительные слова, используемые в определенной местности, называются диалектными,например: ко­чет (петух), опадь (осенняя листва), гутарить (говорить), порожник (пирог без начинки), селюшки (цыплята), ути­ральник (полотенце) и т.п.

Необщеупотребительные слова, используемые отдельны­ми группами людей для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия, называются жаргониз­мами,например: ящик (телевизор), обменник (пункт обмена валюты).

Профессиональная и терминологическаялексика — это слова, употребляемые в определённой сфере деятельности людей. Она позволяет легко отличить медицинского работ­ника от шахтёра, сталевара от охотника и т.д. Среди профес­сиональных слов выделяются термины, обозначающие науч­ные понятия и узкоспециальные слова. Например: скальпель, бронхоскопия, инъекция, шприц, наркоз, ампутировать, реа­нимация (медицина), темпера, охра, холст, киноварь, под­рамник (искусство), шрифт, кегль, редактор, корректор, пе­реплёт (издательское дело), алиби, амнистия, судебный экс­перт, истец, обжалование (юриспруденция) и т.п.

Профес­сиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах. Однако эти слова будут непонятны для неспециалиста, поэтому профессиона­лизмы неоправданны в текстах, предназначенных для широ­кого круга читателей.

Отдельные профессионализмы переходят в состав обще­употребительной лексики (выдать на-гора, штурмовщина, текучка). В художественной литературе профессионализмы используются для реалистического описания жизни людей, связанных с производством.

Сниженную стилистическую окраску имеет профессио­нально-жаргонная лексика, которая употребляется только в устной речи людей одной профессии. Например, ин­женеры шутя называют самозаписывающий прибор ябедни­ком, в речи летчиков бытуют слова недомаз, перемаз, означаю­щие недолет, перелет. У профессионально-жаргонных слов, как правило, есть синонимы, имеющие точное терминологиче­ское значение и лишенные разговорного оттенка.

Выделяется жаргонная лексика, используемая узким кру­гом лиц, объединенных общностью интересов, занятий, поло­жения. Употребление жаргонизмов резко нарушает языковую норму.

Что такое общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

Лексика — это совокупность слов какого-либо языка, части языка или группы людей.

Лексика английского языка, лексика Льва Николаевича Толстого, жаргонная лексика.

Лексика состоит из лексических единиц — слов и словосочетаний.

Современный русский литературный язык насчитывает около 150 тысяч слов. Некоторые лексические единицы настолько древние, что относятся ко времени существования индоевропейской общности. Похожие корни во многих индоевропейских языках имеют слова мать, сын, брат. В качестве примера слов иноязычного происхождения можно привести большинство научных терминов: барометр, классификация, система.

Что под этим понимается, основные различия

Лексика русского языка делится на общеупотребительную и ограниченного употребления.

Общеупотребительная лексика — слова, понятные всем носителям языка и используемые во всех функциональных стилях.

К общеупотребительным относится большинство слов русского языка. Например:

  1. Существительные — мужчина, лес, дом.
  2. Глаголы — бежать, думать, спасать.
  3. Прилагательные — счастливый, красный, длинный.
  4. Наречия — радостно, легко, быстро.

Ограниченная или специальная лексика — слова, которые используются не всеми людьми и имеют ограниченную сферу применения.

Лексические единицы ограниченного употребления:

Различия между общеупотребительной и ограниченной лексикой:

Употребление общеупотребительной лексики

Общеупотребительная лексика широко используется во всех функциональных стилях.

Художественный стиль

Поэты и писатели используют все богатство русского литературного языка. При этом основой для написания художественных текстов являются общеупотребительные слова. Авторы могут включать в свои произведения диалектизмы и жаргонизмы, но введение их в чрезмерном количестве перегружает текст и затрудняет его понимание.

Публицистический стиль

Публицистика состоит из разных стилистических элементов. Большая часть статей публицистического характера предназначается для широкой аудитории, поэтому авторы стараются делать свои тексты понятными и доступными. Основой публицистики являются общеупотребительные слова: жизнь, год, работа, человек, народ и др.

При этом в публицистических текстах часто встречаются специальные термины, особенно если эти статьи предназначены для профессионалов. Многие политические и экономические термины вошли в повседневный обиход и стали общепринятыми: инфляция, девальвация, либерализация, мандат, дефолт.

Для усиления воздействия на читателя публицисты часто используют в статьях экспрессивные слова оценочного характера: вандализм, бездуховность, дерзость.

Официально-деловой стиль

В официально-деловых документах наряду с общеупотребительной часто встречается специальная лексика: дубликат, истец, ответчик, резолюция. Также при составлении деловых бумаг используют канцеляризмы.

Канцеляризмы — специальные слова и устойчивые обороты речи, которые характерны для официально-делового стиля.

Вне деловой речи следует избегать использования канцеляризмов.

Примеры канцеляризмов: нижеподписавшийся, надлежащим образом, во избежание.

Научный стиль

При написании научных работ используются различные термины.

  1. Общие — применяются во всех науках: теория, доказательство, гипотеза.
  2. Специальные — характерны для конкретных областей научного знания: гидролиз (химия), фонема (языкознание), мутация (биология).

С развитием научно-технического прогресса многие термины переходят в повседневную речь и становятся общеупотребительными.

Ракета, кислород, антенна.

Разговорный стиль

Для разговорной речи характерно:

  • использование наряду с общеупотребительными словами большого количества просторечий, диалектизмов, жаргонизмов;
  • преобладание конкретных слов над абстрактными;
  • почти полное отсутствие деепричастий, кратких прилагательных и причастий.

Разновидности лексики ограниченного употребления

Лексика ограниченного употребления делится на 2 большие группы:

  1. Территориально-ограниченная — используется жителями определенной территории или части страны.
  2. Социально-ограниченная — применяется представителями конкретных групп общества.

Территориально-ограниченная

Основными единицами территориально-ограниченной лексики являются диалектизмы.

Диалектизмы — слова и речевые обороты, характерные для конкретной местности.

Существуют разные типы диалектизмов:

Диалектизмы широко используются в разговорной речи. В художественной литературе их применяют для характеристики кого-либо из персонажей и усиления выразительности.

Социально-ограниченная

К социально-ограниченной лексике относятся:

  1. Профессионализмы — слова и речевые обороты, характерные для представителей конкретной профессии.
  2. Жаргонизмы — разновидность речи, используемая в рамках относительно устойчивой социальной группы.

Примеры профессионализмов в разных сферах:

  1. Медицина: резекция (удаление органа), санация (очистка ткани или органа, оздоровление), пункция (прокалывание сосуда, вены, органа).
  2. Автомобильное дело: стартер (устройство, запускающее мотор), запаска (запасное колесо), бардачок (закрытое отделение для мелких вещей).
  1. Молодежный сленг: зашквар (позор), коннектиться (связываться, общаться), лузер (неудачник)
  2. Криминальный жаргон: малява (записка, письмо), общак (общая касса), ходка (судимость).

Использование большого количества жаргонных слов свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Нецензурная или бранная лексика попадает под многие нормативные и юридические ограничения.

Что такое городское просторечие

Городское просторечие — это форма речи малообразованных жителей города, не владеющих в достаточной мере нормами национального литературного языка.

Городское просторечие занимает промежуточное положение между литературной и диалектной речью.

Для городского просторечия характерны следующие признаки:

  1. Отсутствие четкой территориальной локализации. Диалекты связаны с конкретной местностью, городское просторечие не имеет географической привязки.
  2. Некодифицированность. Язык городского просторечия постоянно видоизменяется. Это создает сложности в его изучении и систематизации. Он представляет собой неупорядоченное и ненормированное образование.
  3. Стилистическая разнородность. Для городского просторечия характерно смешивание разнородных стилистических единиц.

Примеры

Для того, чтобы собеседники понимали друг друга, необходимо придерживаться функциональной закрепленности лексики. Это означает корректное использование тех или иных лексических единиц в каждом конкретном случае.

Использование жаргонных слов допускается в литературной речи, только если это оправдано художественным замыслом. Например, авторы при описании преступного мира вводят криминальный жаргон. Это позволяет им добиться достоверности и усиления образности. При этом в повседневной речи использование подобных слов считается признаком дурного вкуса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование, продолжение знакомства с лексикой современного русского языка.

Цели образования:

-дать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;

-обогатить словарный запас учащихся;

-обобщить и систематизировать теоретический материал, изученный учащимися по данной теме.

Цели развития:

-совершенствовать речевую, мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки.

Цели воспитания:

-воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-воспитывать любовь к родному языку;

Оборудование.

-записи на доске;

Тип урока: урок-исследование.

План-конспект урока:

2.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы продолжили знакомство с лексикой современного русского языка. О каких именно разделах мы говорили?

-Что такое заимствованные слова?

-Каковы основные признаки заимствованных слов?

-Опасно ли заимствование?

-Вам было дано задание, пользуясь словарём иностранных слов или интернет ресурсами, определить значение иностранных слов и составить по выбору несколько словосочетаний или предложений с ними.

-антология (сборник избранных произведений)

-апелляция (просьба о пересмотре чего-либо)

-дифирамб (неумеренная похвала)

-кворум (установленное уставом количество присутствующих)

-панегирик (хвалебная речь)

-раритет (старинная вещь)

3.Объяснение нового материала.

Запись темы урока. (На доске, показ первого слайда)

-Ребята, а как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? Актуальна ли она?

Работа с эпиграфом.

Таким образом, цели и задачи нашего урока будут следующие:

-Давайте рассмотрим таблицу (слайд 4),перечертим её в тетрадь.

Работа с таблицей.

Богат наш язык, многолик. В лексике современного русского языка сосуществуют самые разные по своему происхождению, сфере употребления, времени появления и характеру употребления слова. Основную, самую большую группу составляет актуальная лексика - слова активные и постоянно используемые всеми, независимо от возраста, профессии и образования носителей языка, а также места их рождения и жительства.

б) Теперь поговорим об ограниченной в употреблении лексике.

(чтение учебника, страница 26, диалектизмы, запись определений).

Перед нами на доске меню, предложенное бабушками наших деревень. По­пробуйте определить, какие кушанья нам предлагают отведать, из каких продуктов они при­готовлены?

На доске рисунки с надписями:

Диалектные слова встречаются и в художественной литературе.

Прослушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина “В хате”.

(выразительное чтение отрывка учащимся)

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко..

- Какие слова стихотворения вам непонятны?

Дается объяснение этих слов:

драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами;

дёжка – деревянная кадка для теста;

паз – узкая щель между кирпичами и досками;

махотка – крынка, горшок, кувшин.

-Ребята, а как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?

- А вот как считают ученые.

(выразительное чтение отрывка учащимся)

Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.

. Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко).

Чтение материала про жаргонизмы (запись определения в тетрадь)

Чтение материала про термины и профессионализмы (запись определений в тетрадь).

И профессионализмы, и диалектизмы, и арготизмы употребляются преимущественно в разговорно-бытовой речи. Появление их в письменной речи при соблюдении литературных норм языка должно быть обязательно коммуникативно и экспрессивно оправдано. Если этого нет, то перед нами речевая ошибка, нарушение принятых правил.

4.Закрепление.

Выборочный диктант.

1) Выборочный диктант:

выпишите общеупотребительные слова.

Диагноз, квадрат, тусовка, помидор, кросс, кантата, связист, ноктюрн, доказательство, производство, вертолет, скорость, универсам, выпендреж, окружение, спринтер, террористы, автор.


Лексика ограниченного употребления

Лексика ограниченного употребления

Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова (общеупотребитель­ная лексика), то есть такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от их места жительства, профессии, социального положения, например: мать, отец, красивый, плохой, любить и т.д. Лексика ограниченного употребления — это слова, известные не всем говорящим на русском языке.

К лексике ограниченного употребления относятся диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы. Иначе: диалектная лексика, жаргонная и специальная (профессиональная) лексика.

1) Диалектизмы (диалектная лексика) — народные говоры России с их особой лексикой, фонетикой, грамматикой. Диалектные слова употребляются жителями одной местности, например, в диалекте донских казаков употребляется слово зараз , что означает сейчас, или зимнюю валяную обувь в Сибири называют пимами , а в европейской части России — валенками .

2) Жаргонизмы (жаргонная лексика) — это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, совместным времяпрепровождением, т.е. отдельными социальными группами людей в силу их общественного положения, специфики окружающей обстановки. Например, слово бычок у курильщиков означает окурок. Существует жаргон летчиков, программистов, футбольных болельщиков, заключенных, студентов и т.п.

Жаргонная лексика постоянно пополняется новыми словами, в том числе:

В языке художественной литературы и киноискусства элементы жаргонной лексики используются для речевой характеристики некоторых персонажей, при этом важным условием является знание значения каждого слова, чему способствует работа с соответствующими словарями.

3) Профессионализмы (специальная лекси­ка) — слова, употребляемые в определённой сфере деятельно­сти людей, например: биосинтез (биология, медицина), кор­тикостероиды (медицина), притравка (охота), фонетик а (языкознание).

К профессиональной лексике относятся термины — специальные слова, обозначающие научные понятия, например: симбиоз (биологический термин), кальцинирование (химический термин). Перечисленные термины употребляются только специалистами, но есть и общеупотребительные термины, например: горизонт, сумма и т.д. Термины, как правило, однозначны.

Лексика ограниченного употребления

Читайте также: