Многообразие живых организмов кратко конспект

Обновлено: 05.07.2024

Человек с давних времен стремился создать целостную картину живого мира. Предпринимались попытки систематизировать и классифицировать существующие на Земле организмы. Со временем, представление об органическом мире расширялась и менялась таксономия. Современная систематика построена совершенно, но в нее также вносятся коррективы. Многие живые существа еще не изучены и эти формы жизни остаются кусочками неразгаданной Атлантиды.

Многообразие организмов

Чтобы систематизировать живые существа и создать стройный порядок их взаимоотношений создана наука систематика, которая классифицирует организмы по группам. Критерии, которыми пользуется систематика, чтобы обозначить место каждого живого организма:

  • уровень организации;
  • способ питания;
  • особенности строения;
  • жизнедеятельность.

Это обобщенное представление, поскольку критерии оценки организма проводятся тщательно, учитывая уникальные особенности каждого живого существа. Это необходимо, чтобы конкретный экземпляр нашел предназначенное ему место в стройной классификации живого мира. Систематика создает целостную, естественную и филогенетическую систему с учетом признаков, объединяющих живых существ, и общности происхождения.

Многообразие организмов - схема

Царство – крупная таксономическая категория. Систематики разделяют все организмы на 5 царств - это общепринятая точка зрения. Если судить о клеточном строении живых организмов, вариантах жизнедеятельности, рассматривать общие представления о живой материи, то существует 5 природных царства: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Все они распределены на 2 надцарства – прокариоты и эукариоты. Однако, ряд систематиков выделяет до 22 царств. Единая точка зрения по этому вопросу до конца не выработана.

5 царств живых организмов

Особенности представителей царств:


система органического мира

Ключевые слова конспекта: многообразие живых организмов, систематика, биологическая номенклатура, классификация организмов, биологическая классификация, таксономия.

В настоящее время на Земле описано более 2,5 млн видов живых организмов. Для упорядочении многообразия живых организмов служат систематика, классификация и таксономия.

Систематика — раздел биологии, задачей которого является описание и разделение по группам (таксонам) всех существующих ныне и вымерших организмов, установление родственных связей между ними, выяснение их общих и частных свойств и признаков.

Разделами биологической систематики являются биологическая номенклатура и биологическая классификация.

Биологическая номенклатура

Биологическая номенклатура заключается в том, что каждый вид получает название, состоящее из родового и видового имён. Правила присвоения видам соответствующих имён регулируются международными номенклатурными кодексами.

Для международных названий видов используется латинский язык . В полное название вида входит также фамилия учёного, описавшего данный вид, а также год публикации описания. Например, международное название домового воробья — Passer domesticus (Linnaeus, 1758), а полевого воробья — Passer montanus (Linnaeus, 1758). Обычно в печатном тексте названия видов выделяют курсивом, а имя описавшего и год описания — нет.

Животные. Систематика

Биологическая классификация

Классификация организмов использует иерархические таксоны (систематические группы). Таксоны имеют различные ранги (уровни). Ранги таксонов можно разделить на две группы: обязательные (любой классифицированный организм относится к таксонам этих рангов) и дополнительные (используемые для уточнения взаимного положения основных таксонов). При систематизировании различных групп используется разный набор дополнительных рангов таксонов.

система органического мира

Таксономия — раздел систематики, разрабатывающий теоретические основы классификации. Таксон искусственно выделенная человеком группа opганизмов, связанных той или иной степенью родства и. в то же время, достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определенную таксономическую категорию того или иного ранга.

систематика сравнение

В современной классификации существует следующая иерархия таксонов: царство, отдел (тип в систематике животных), класс, порядок (отряд в систематике животных), семейство, род, вид. Кроме того, выделяют промежуточные таксоны: над- и подцарства, над- и подотделы, над- и подклассы и т.д.

многообразие организмов

Все многообразие живого мира практически невозможно выразить в количественном эквиваленте. По этой причине систематики объединили их в группы на основании определенных признаков. В нашей статье мы рассмотрим основные свойства, основы классификации и уровни организации живых организмов.

Многообразие живого мира: кратко

Каждый вид, существующий на планете, индивидуален и неповторим. Однако многие из них имеют целый ряд сходных черт строения. Именно по этим признакам все живое можно объединить в таксоны. В современный период ученые выделяют пять Царств. Многообразие живого мира (фото демонстрирует некоторых его представителей) включает Растения, Животные, Грибы, Бактерии и Вирусы. Последние из них не имеют клеточного строения и по этому признаку относятся к отдельному Царству. Молекула вирусов состоит из нуклеиновой кислоты, которая может быть представлена как ДНК, так и РНК. Вокруг них располагается белковая оболочка. С таким строением данные организмы способны осуществлять только единственный признак живых существ - размножаться самосборкой внутри организма хозяина. Все бактерии являются прокариотами. Это значит, что в их клетках нет оформленного ядра. Их генетический материал представлен нуклеоидом - кольцевыми молекулами ДНК, скопления которых находятся прямо в цитоплазме.

Растения и животные отличаются способом питания. Первые способны сами синтезировать органические вещества в ходе фотосинтеза. Такой способ питания называется автотрофным. Животные поглощают уже готовые вещества. Такие организмы называют гетеротрофами. Грибы обладают признаками как растений, так и животных. К примеру, они ведут прикрепленный образ жизни и неограниченный рост, но не способны к фотосинтезу.

многообразие живого мира

Свойства живой материи

А по каким признакам, вообще, организмы называют живыми? Ученые выделяют целый ряд критериев. Прежде всего, это единство химического состава. Вся живая материя образована органическими веществами. К ним относятся белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты. Все они являются естественными биополимерами, состоящими из определенного количества повторяющихся элементов. К признакам живых существ также принадлежат питание, дыхание, рост, развитие, наследственная изменчивость, обмен веществ, размножение, способность к адаптации.

Каждый таксон характеризуется своими особенностями. К примеру, растения произрастают неограниченно, в течение всей жизни. А вот животные увеличиваются в размерах только до определенного времени. То же самое касается и дыхания. Принято считать, что этот процесс происходит только при участии кислорода. Такое дыхание называется аэробным. Но вот некоторые бактерии могут окислять органические вещества и без наличия кислорода - анаэробно.

многообразие живого мира кратко

Многообразие живого мира: уровни организации и основные свойства

Указанными признаками живого обладает и микроскопическая бактериальная клетка, и огромный голубой кит. Кроме того, все организмы в природе взаимосвязаны непрерывным обменом веществ и энергии, а также являются необходимыми звеньями в цепях питания. Несмотря на многообразие живого мира, уровни организации предполагают наличие только определенных физиологических процессов. Они ограничиваются особенностями строения и видовым разнообразием. Рассмотрим каждый из них подробнее.

многообразие живого мира уровни организации

Молекулярный уровень

Многообразие живого мира наряду с его уникальностью определяется именно этим уровнем. Основу всех организмов составляют белки, структурным элементов которых являются аминокислоты. Количество их невелико - около 170. Но в состав белковой молекулы входит всего 20. Их сочетание обуславливает бесконечное разнообразие белковых молекул - от запасного альбумина птичьих яиц до коллагена мышечных волокон. На этом уровне осуществляется рост и развитие организмов в целом, хранение и передача наследственного материала, обмен веществ и превращение энергии.

многообразие живого мира основные свойства живых организмов

Клеточный и тканевый уровень

Молекулы органических веществ формируют клетки. Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов на этом уровне уже проявляются в полном объеме. В природе широко распространены одноклеточные организмы. Это могут быть как бактерии, так и растения, и животные. У таких существ клеточный уровень соответствует организменному.

На первый взгляд может показаться, что их строение достаточно примитивно. Но это совсем не так. Только представьте: одна клетка выполняет функции целого организма! К примеру, инфузория туфелька осуществляет движение с помощью жгутика, дыхание через всю поверхность, пищеварение и регуляцию осмотического давления посредством специализированных вакуолей. Известен у этих организмов и половой процесс, который происходит в форме конъюгации. У многоклеточных организмов формируются ткани. Эта структура состоит из клеток, сходных по строению и функциям.

многообразие живого мира в биологии

Организменный уровень

В биологии многообразие живого мира изучается именно на этом уровне. Каждый организм является единым целым и работает согласовано. Большинство из них состоит их клеток, тканей и органов. Исключением являются низшие растения, грибы и лишайники. Их тело образовано совокупностью клеток, которые не формируют тканей и называется слоевищем. Функцию корней в организмах такого типа выполняют ризоиды.

многообразие живого мира фото

Популяционно-видовой и экосистемный уровень

Наименьшей единицей в систематике является вид. Это совокупность особей, обладающих рядом общих черт. Прежде всего, это морфологические, биохимические особенности и способность к свободному скрещиванию, позволяющие обитать данным организмам в пределах одного ареала и давать плодовитое потомство. Современная систематика насчитывает более 1,7 млн. видов. Но в природе они не могут существовать разрозненно. В пределах определенной территории обитает сразу несколько видов. Это и определяет многообразие живого мира. В биологии совокупность особей одного вида, которые обитают в пределах определенного ареала, называются популяцией. От подобных групп они изолированы определенными природными барьерами. Это могут быть водоемы, горные или лесные массивы. Каждая популяция характеризуется своим разнообразием, а также половой, возрастной, экологической, пространственной и генетической структурой.

многообразие живого мира фото

Но даже в пределах отдельно взятого ареала, видовое разнообразие организмов достаточно велико. Все они приспособлены к обитанию в определенных условиях и тесно связаны трофически. Это означает, что каждый вид является источником питания для другого. В результате формируется экосистема, или биоценоз. Это уже совокупность особей уже разных видов, связанных местом обитания, круговоротом веществ и энергии.

Биогеоценоз

Но со всеми организмами постоянно взаимодействуют факторы неживой природы. К ним относятся температурный режим воздуха, соленость и химический состав воды, количество влаги и солнечного света. Все живые существа находятся в зависимости от них и не могут существовать без определенных условий. К примеру, растения питаются только при наличии солнечной энергии, воды и углекислого газа. Это условия фотосинтеза, в ходе которого синтезируются необходимые им органические вещества. Совокупность биотических факторов и неживой природы называются биогеоценозом.

Что такое биосфера

Многообразие живого мира в самом широком масштабе представлено биосферой. Это глобальная природная оболочка нашей планеты, объединяющая все живое. Биосфера имеет свои границы. Верхняя, расположенная в атмосфере, ограничена озоновым слоем планеты. Он расположен на высоте 20 - 25 км. Данный слой поглощает вредное ультрафиолетовое излучение. Выше него жизнь просто невозможна. На глубине до 3 км находится нижняя граница биосферы. Здесь она ограничена наличием влаги. Так глубоко способны обитать только анаэробные бактерии. В водной оболочке планеты - гидросфере, жизнь найдена на глубине 10-11 км.

Итак, живые организмы, населяющие нашу планету в разных природных оболочках, обладают рядом характерных свойств. К ним относят их способность к дыханию, питанию, движению, размножению и т. д. Многообразие живых организмов представлено разными уровнями организации, каждый из которых отличается уровнем сложности структуры и физиологических процессов.

Земля населена разнообразными живыми и неживыми существами. Казалось бы, что это деление является очень простым, однако на самом деле иногда достаточно сложно определить организм является живым или нет. В этой статье мы расскажем, чем объясняется многообразие живых организмов на Земле.

Признаки живых организмов и их многообразие

Существует несколько признаков, которые отличают живые существа.

Признаки живых организмов и их многообразие:

  • Органы и системы состоят из клеток.
  • Имеется несколько групп клеток в организме. То есть клетки внутри каждого органа могут отличаться друг от друга.
  • Для существования необходима энергия, которая хранится в земле или солнце. То есть без определенных ресурсов живые организмы существовать не могут.
  • Реакция на окружающую среду.
  • Присутствует рост и деление клеток.
  • Все живые организмы размножаются, так как размножение играет огромную роль для выживания вида. Не обязательно должны присутствовать какие-то половые признаки, ведь размножение может быть бесполым, или половым.
  • Обязательно приспосабливаться к условиям окружающей среды.
  • Обязательным признаком живых организмов являются движение. То есть все живые организмы могут менять свое расположение в пространстве, перемещаться. В растениях, которые внешне кажутся неподвижными, проходятся разнообразные реакции, поэтому соки, находящиеся в тканях могут перемещаться.
  • Дышать. Не обязательно для осуществления дыхания необходимы легкие или органы дыхания. Сам процесс представляет собой высвобождение энергии из клеток.
  • Чувствительность. Любой живой организм ощущает изменения в окружающей среде, поэтому может менять свое положение, цвет, в зависимости от влияния раздражителей. Это может быть температура, гравитация, яркий свет.
  • Рост. Живые организмы обязательно растут, увеличиваются в размере или просто отличаются ростом клеток и способны размножаться. Они передают генетическую информацию своим последователям.
  • Избавление от отходов. Дело в том, что живая клетка отличается прохождением в ней большого количества химических реакций. В результате выделяются продукты обмена, от которых необходимо избавляться.
  • Питание. Обязательно для существования живой клетки необходимы белки, углеводы или какие-то другие составляющие, чтобы поддерживать живой организм.

Многообразие живых организмов, чем можно объяснить?

Многих детей интересует вопрос, почему же так много организмов на Земле, которые отличаются по внешним признакам, а также строению. Многообразие живых организмов можно объяснить возрастом Земли, который составляет примерно 3,5 млрд лет. С начала образования Земли простые одноклеточные существа прошли значительный путь эволюции, в результате чего появилось огромное количество одноклеточных и многоклеточных существ.

Среди них можно выделить растения, животных, грибы и вирусы. Организмы, которые состоят из одной клетки, являются одноклеточными и представляют собой простейшие бактерии и вирусы. Вирусы отличаются от вышеупомянутых живых организмов, так как они могут не проявлять никакой жизнедеятельности пока не попадут в клетку другого организма.

Существуют многоклеточные существа, которые состоят из двух или более клеток. Самое интересное, что в человеческом организме более миллиарда живых клеток, которые отличаются своим строением.

Биология разделяет все живые организмы на 4 домена:

Несмотря на большие успехи в области биологии, на данный момент нет единой системы классификации живых организмов. Поэтому многие ученые до сих пор проводят дискуссии, каким образом необходимо разделять живые организмы.

Особенности

Особенности

Многообразие живых организмов: грибы

Не все взрослые знают, что грибы — это не растения, а отдельное царство живых организмов, которые включают в себя около 100 000 видов. Дело в том, что грибы невозможно отнести ни к растениям, ни к животным. Они проявляют черты обеих групп.

Несколько признаков грибов, которые характерны для растений:

  • Неподвижность. То есть растения не могут перемещаться
  • Постоянный рост
  • Насыщение клеток полезными веществами путем всасывания
  • Все клетки заключены в оболочку

Многообразие живых организмов, грибы, характеристика:

  • Отсутствие способности к фотосинтезу
  • Наличие хитина в клетках
  • Для питания используются вещество, которое называется гликогеном
  • Грибы могут питаться различными способами, ведь среди них есть сапрофиты, паразиты, симбионты.
  • Размножаются в основном спорами , почками и делением грибница. Дыхание грибов осуществляется при помощи кислорода , который поглощается грибницей.

Влияние климата и среды на многообразие живых организмов

Кроме возраста планеты , многообразие живых организмов объясняется различными условиями обитания.

Всего на планете Земля существует четыре среды обитания:

  • В одная
  • Н аземно-воздушная
  • П очвенная
  • О рганизменная

То есть в воде обычно живут рыбы , на земле и суш е м лекопитающие , птицы , в почве черви . О тдельное внимание стоит уделить организменной среде, в которой обитают паразиты. То есть это в основном ленточные черви , а также вирусы. Эти существа не могут обитать вне организма.

Влияние климата и среды на многообразие живых организмов:

  • Существую микроорганизмы , обитающие в экстремальной среде — экстремофилы. В основном это бактерии , а также микробы , которые могут жить , размножаться , существовать в условиях экстремально высоких или низких температур, при высоком , сниженном давлении.
  • Т ако е название они получили благодаря тому , что могут обитать в среде , которая существенно отличается от умеренной , где живет большинство живых организмов. Впервые такие микроорганизмы обнаружили в 19 8 0 -1990 годах. Это подтвердил о, что живые организмы способны приспосабливаться к экстремальным местам обитания.
  • Многие из них могут жить в вулканической лаве, горячи х г ейзерах, которые негостеприимны для большинства живых организмов. Именно после этих исследований ученые предположили , что Земля могла зародиться в подводных источниках или на дне океана.

Живые чудовища: многообразие глубоководных живых организмов

Существует много мифов , относительно существования странных существ , чудовищ , обитающих в океане и на суше. Однако на самом деле существу ю т реальн ы е чудовища, которые в достаточной степени исследованы уч е ными. Большая часть обитает в океанических водах .

Живые чудовища, многообразие глубоководных живых организмов:

    Щучья морская собачка. У р ыб ы очень странн ый внешн ий вид . Существо отличается огромной пастью , наличие м большого количества зубов. Существо очень агрессивн ое, поэтому способн о нападать на драйверов . Обитает в Тихом океане , возле Северной А мерик и .

Много интересных статей можно найти на нашем сайте:

Возраст бактерий , которые обнаружил и ученые на дне океана , составляет 40 млн лет. Они очень устойчивы к радиации , гибкие , хорошо приспосабливаются к экстремально — высоким и низким температурам , агрессивной среде обитания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель биологии: Касаткина Марина Александровна.
ГБОУ КК школа-интернат для одарённых детей им. В.Г. Захарченко.

Предмет: Биология.

Базовый учебник : Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология 9 класс (ВЕНТАНА-ГРАФ).

обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии форм живых организмов;

определить биологическое значение всех царств живой природы для сохранения биосферы;

сформировать познавательный интерес на изучение живой природы;

сформировать у учащихся представление о единстве мира и ценности жизни во всех ее проявлениях

- обучающие

повторить и закрепить понятия царства живой природы;

сформировать значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

с формировать познавательный интерес на изучение живой природы;

- развивающие : создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, умение делать выводы); умение аргументировать свою позицию (коммуникативная компетентность); умение работать с источником биологической информации; умение решать проблемную ситуацию;

- воспитательные: создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности : коллективная

Методы обучения : словесные, наглядные.

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, организация учащихся.

Проверка домашнего задания.

Какие свойства присущи всем живым организмам?

Назовите основные химические элементы живого?

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какие царства живой природы вы знаете?
Ученики: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Изучение нового материала:

1.Царства живой природы.

На экране появляется схема.

hello_html_m30e6f8be.jpg

Учитель: Какое царство отсутствует на схеме?
Ученики : Царство Вирусы.

2. Формы жизни.

Учитель: Какие бывают формы жизни?
Ученики : Клеточная и неклеточная.

hello_html_m4fe14df8.jpg

3.Экологические группы организмов.

Учитель : Назовите среды жизни. Какие организмы их населяют?
Ученики : водная, наземная, почвенная и организменная.
На экране появляется таблица.

hello_html_d12ee25.jpg

4.Уровни организации живой материи.
Учитель
: Мы рассмотрели с вами царства живой природы; среды жизни организмов.
А теперь предлагаю посмотреть презентацию Уровни организации жизни.

Уровень - это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.

Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями);
на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Субклеточный- представлен органоидами: ЭПС, АГ, рибосомы и т.д..

Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни.
На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Органно-тканевой- представлен тканями и органами;
-ткань- совокупность клеток, сходных по строению и функциям, связанных межклеточным веществом;
-орган- часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию.

Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма;
организм- неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками;
биосистема- живая система.

Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций;
-популяция- совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала, относительно обособленно от других особей вида;
-вид- совокупность особей(популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих определённый ареал.

Биоценотический- представлен биоценозами
-биоценоз – это совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории.

Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания ;
-биогеоценоз-совокупность биоценозов и абиотических факторов среды (климат, почва).

Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

IV .Закрепление.
Учитель:
1.К какому царству относят цианобактерий? Какая это форма жизни?
2.Дрожжи и трутовик представители какого царства? К какой форме жизни они относятся?
3. К какому уровню жизни относятся :
- таёжный лес
- стадо овец
- амёба обыкновенная
- хлоропласт.
VI .Подведение итогов урока.
VII .Домашнее задание.
Параграф 3, вопросы в конце параграфа.

Читайте также: