Лексическое значение слова однозначные и многозначные слова 3 класс конспект и презентация

Обновлено: 30.06.2024

Знать, что изучает лексика, определять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Лексика, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • какой раздел науки о языке изучает слова;
  • какие словари помогают определить лексическое значение слова;
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • приводить примеры однозначных и многозначных слов.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?





Как видно из иллюстраций, одно и то же слово может обозначать разное.

Сегодня на уроке мы узнаем, что можно назвать с помощью слова, как определить смысл (лексическое значение) слова, с помощью какого словаря это можно сделать, что это за слова, которые одним словом называют разные объекты.

Итак, как помним из курса русского языка 1 класса, слова могут называть:

  • людей: девочка, мальчик, ученик, ученица;
  • животных: заяц, лиса, волк, медведь;
  • растения: ландыш, ромашка, трава, сирень;
  • вещи: платок, платье, ремень, шапка;
  • явления природы: дождь, град, снег, вьюга;
  • чувства: радость, грусть, печаль, жалость;
  • действия: играть, петь, танцевать, писать;
  • признаки: жёлтый, красивый, грустный, снежный;
  • числа: шесть, девять, пять, четыре и другое.

Рассмотрите рисунок. Какой предмет Вы увидели? Прочитайте его название.


На иллюстрации нарисована кастрюля.

Кастрюля – предмет круглой формы из металла, предназначен для варки пищи.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.

В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:

Абрикос - южное фруктовое дерево семейства розоцветных, дающее сочные сладкие плоды с крупной косточкой, а также его плод.

Малышка – ласково о маленьком ребёнке.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мемзюки в мове.

Мы не можем найти эти слова в словаре, не можем объяснить смысл этих слов, указать лексическое значение. Следовательно, словами они не являются. Каждое слово имеет лексическое значение.

Есть слова, у которых одно лексическое значение, - эти слова называют однозначными. Например, кастрюля, весна, абрикос.

Есть слова, у которых несколько лексических значений, - эти слова называют многозначными.

Например, иголка (у ежа, у ёлки, штопальная, швейная).

Контрольный модуль

1. Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

Варкалось, замурзякали, кристкали.

Зелёный, красный, грустный.

Девочка, ученица, внучка.

Музей, стадион, театр.

2. Определите, что такое лексическое значение слова. Укажите правильный ответ.

То, что обозначает слово, определяет его смысл, объясняет значение.

Звуки и буквы, с помощью которых слово произносится или записывается.

То, что можно придумать и записать с помощью звуков и букв.

Раздел науки о языке, который формирует умение правильно писать.

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Состоит из 6 букв, 6 звуков.

Безударные гласные в слове – е, а.

Осина, сосна, ольха, кедр.

Укажите, в каком словаре можно определить лексическое значение слова.

  1. Орфографический.
  2. Словообразовательный.
  3. Толковый.

Укажите слова, которые имеют несколько значений.

Кастрюля, светофор, колокольчик, язык.

Определите, о каком слове идёт речь в словарной статье.

Небольшой стеклянный сосуд с горлышком.

1. Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

Броздь, кливляка, страгд.

Внук, сын, дочь, отец.

Музей, стадион, театр.

2. Определите, что такое лексическое значение слова. Укажите правильный ответ.

То, что обозначает слово, определяет его смысл, объясняет значение.

Звуки и буквы, с помощью которых слово произносится или записывается.

То, что можно придумать и записать с помощью звуков и букв.

Раздел науки о языке, который формирует умение правильно писать.


УМК "Перспектива". Дан материал для повторения предыдущих тем, есть возможность скорректировать умения учащихся различать омонимы и многозначные слова.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 3 классе

Чистописание

Чистописание


Чистописание

Чистописание

Спишите только те слова, в которых есть удвоенная согласная в корне Какое слово с удвоенной согласной не выписали? Почему? рассказ

Спишите только те слова, в которых есть удвоенная согласная в корне

Какое слово с удвоенной согласной не выписали? Почему?

Спиши, вставляя пропущенные буквы – з или с . В скобках пишите проверочные слова.

Спиши, вставляя пропущенные буквы – з или с .

В скобках пишите проверочные слова.

Определите слово по его значению 1.Тетрадь из плотных листов для рисунков. Альбом

Определите слово по его значению

1.Тетрадь из плотных листов для рисунков.

Определите слово по его значению 2.Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги. Альбом

Определите слово по его значению

2.Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.

Определите слово по его значению 3.Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединенных одним названием. Альбом

Определите слово по его значению

3.Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединенных одним названием.

а льбом

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните опасные места.

Придумайте и запишите предложение с новым словарным словом. Будьте внимательны, не допустите ошибок!

Поразмышляем

Как называются эти предметы?

Как называются такие слова?

ЗАПОМНИТЕ! Омонимы – это слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению. Многозначные слова – это слова, одинаковые по произношению и написанию и имеющие общее по лексическому значению. 19.11.19

Омонимы это слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

Многозначные слова это слова, одинаковые по произношению и написанию и имеющие общее по лексическому значению.

омонимы 19.11.19

корзина многозначное

многозначное

корень многозначное

многозначное

колокольчики многозначное

колокольчики

многозначное

коса омонимы

многозначное

многозначное

Найдите многозначные слова Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.

Найдите многозначные слова

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Многозначные слова имеют прямое и переносное значение. Прямое значение – это основное лексическое значение слова: плач – протяжный звук человека; Переносное значение слова – вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого, например: То как зверь она (буря) завоет, то – заплачет, как дитя.

Многозначные слова имеют прямое и переносное значение. Прямое значение – это основное лексическое значение слова:

плач – протяжный звук человека; Переносное значение слова – вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого, например:

То как зверь она (буря) завоет,

то – заплачет, как дитя.

Замените слово идёт подходящими по смыслу словами шагает Мальчик идёт - Дождь идёт - Машина идёт - льёт едет

Замените слово идёт подходящими по смыслу словами

Мальчик идёт - Дождь идёт - Машина идёт -

Домашнее задание Уметь различать однозначные и многозначные слова. Упр. 129 (списать предложения с: 1 вариант – прямым значением слов; 2 вариант – с переносным значением слов)

Уметь различать однозначные и многозначные слова.

Упр. 129 (списать предложения с:

1 вариант – прямым значением слов;

2 вариант – с переносным значением слов)

( красный кружок )


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока, предполагающий различные виды работ на уроке: парная, групповая, коллективная.

Менькова Оксана Викторовна 3 класс Урок №11

Русский язык 1 четверть

Цели преподавания: 1. Создание условий для формирования понятия "лексическое значение слова". Ознакомление с новым разделом курса – лексикой.

2. Развитие умения наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; развитие познавательной активности учащихся; развитие самооценки и коммуникативных навыков.

3. Воспитание интереса к родному языку; умения вести учебный диалог.

2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.

3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

1. Организационный момент (музыкальное сопровождение).

- Здравствуйте, дети!

Прозвенел звонок,

Начинается наш урок,

Урок родного языка.

Мы рады этому.

Наша память крепка.

Внимание наше растёт.

Мы готовы работать.

2. Минутка чистописания.

3. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы снова обратимся к тайнам русского языка.

- У меня на парте письмо. Хотите прочитать это письмо?

- Кто желает его прочитать? (Дети вскрывают письмо и читают задание.)

- Задание для вас:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

- Какое слово у вас получилось? (Это слово "лексика").

(На доске у учителя карточка со словом "лексика").

- Что означает это слово? (ответы детей).

- Какой вопрос возникает? (Что такое лексика?)

(Вопрос учащихся фиксируется на доске).

4. Работа над новым материалом.

1. Введение нового понятия.

- А где мы можем узнать , что такое "лексика"? (Мы можем узнать из нашего помощника – учебника или из словаря.)

- Прочитайте информацию в учебнике. (Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)

- Что вы узнали из прочитанного?

- В этом разделе мы будем изучать слово и его значение. Мы узнаем историю появления слов в нашем языке. Мы узнаем, какие слова называются однозначными и многозначными. Мы познакомимся со словами синонимами и антонимами.

2. Изучение нового материала.

- Совсем недавно в школе проходила олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов. - Послушайте, что получилось.

Ложка - то, чем едят суп.

Садовод - дядя, который водит детей в садик.

Зима - время года, когда идёт снег.

Перчатки - то, что делает еду острой.

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди? (Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.)

- А какое объяснение значения данных слов дали бы вы? (Садовод - специалист по садоводству, человек, который разводит сады. Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности.)

- Почему ошибся Федя? (Федя не знал значение этих слов.)

А где можно уточнить значение слов? (Значение слов можно уточнить в толковом словаре Ожегова.)

- Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём? (Какой он формы? Из чего он сделан? Для чего нужен этот предмет?)

- Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.

Физкультминутка. (Музыкальное сопровождение).

3. Самостоятельная работа в группах.

- Предлагаю закрепить полученные знания. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:

- прочитает задание для группы;

- определит, кто из участников группы представит отчёт ;

- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.

- Внимание, группы! Вам нужно:

1. Взять файл с заданием на парте.

2. Прочитать задание.

3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).

4. Вывесить выполненное задание на доску.

5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

- Вам дана таблица.

1.Соедините значение и слово.

2. Для этого из группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕВИЗ УРОКА «Тебе скажут – ты забудешь, Тебе покажут – ты запомнишь, Ты сдела.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЕВИЗ УРОКА «Тебе скажут – ты забудешь, Тебе покажут – ты запомнишь, Ты сдела.

Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей Вселенною знаком. Это потому, что я вла.

Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей Вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.

Чистописание А а Аа

Чистописание А а Аа

1.Тетрадь из плотных листов для рисунков. (Альбом)

1.Тетрадь из плотных листов для рисунков. (Альбом)

2.Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги. (Альбом)

2.Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги. (Альбом)

3.Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединенных одним н.

3.Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединенных одним названием.(Альбом)

Альбом

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВ С. И. российский языковед, лексиколог, лексикограф.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВ С. И. российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.

 ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

Проверка домашнего задания То как синий Поясок Пробиваюсь сквозь песок. То ле.

Проверка домашнего задания То как синий Поясок Пробиваюсь сквозь песок. То лечу Автомашину, Ей откручиваю шину. То на пять певучих Рук Усадил я каждый звук. То звенящею походкой Открываю дверь бородкой. Работящ, хитёр, певуч! Отгадали это (Ключ.)


Работа по учебнику Стр. 40 упр. 64

Работа по учебнику Стр. 40 упр. 64


Работа в группе Прочитать задание. Выполнить задание. Подготовить отчёт по п.

Работа в группе Прочитать задание. Выполнить задание. Подготовить отчёт по плану. Сделать отчёт.

корзина многозначное

корень многозначное

колокольчики многозначное

коса многозначное

ЗВЕЗДА- ЗНАМЕНИТЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВЕЗДА- МОРСКАЯ ЗВЕЗДА- ИГОЛЬЧАТОЕ ЖИВО.

ЗВЕЗДА- ЗНАМЕНИТЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВЕЗДА- МОРСКАЯ ЗВЕЗДА- ИГОЛЬЧАТОЕ ЖИВОТНОЕ ЗВЕЗДА- НЕБЕСНОЕ ТЕЛО, НОЧЬЮ ВИДИМОЕ КАК СВЕТЯЩАЯСЯ ТОЧКА ЗВЕЗДА- ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА ЗВЕЗДА- ОФИЦЕРСКИЙ ЗНАК РАЗЛИЧИЯ

кисть многозначное

Выписать из толкового словаря 2 слова: однозначное и многозначное Выписать из.

Выписать из толкового словаря 2 слова: однозначное и многозначное Выписать из толкового словаря 2 однозначных словатольк Выписать из толкового словаря 2 многозначных слова. Составить предложение с одним из слов.

Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я вла.

Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.

Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я вла.

Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.

РЕФЛЕКСИЯ Пользуясь толковым словарем разделите слова на группы: 1-однознач.

РЕФЛЕКСИЯ Пользуясь толковым словарем разделите слова на группы: 1-однозначные 2- многозначные Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 980 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Лексическое значение слова

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.09.2018 4911
  • PPTX 2.4 мбайт
  • 1060 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Юнусхаджиева Нурсет Руслановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: