Лего план конспект строим детский сад в подготовительной конструирование

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольное детство - это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе используются Лего-технологии. Отечественные и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов Лего позволяет за более короткое время достигнуть устойчивых положительных результатов в коррекции, воспитании и обучении.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Целью программы является развитие конструкторских и художественных способностей детей, сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщить к миру технического и художественного изобретательства.

Основными задачами курса являются:

  • Развитие познавательных способностей: память, внимание, мышление, воображение.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие сенсорных и математических навыков.
  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части.
  • Обучение планированию процесса собственной постройки и совместного проекта.
  • Развитие логики и комбинаторики.

Методику своей работы педагог выстраивает так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.

Главное в программе - развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослым, без запретов и категорических отрицаний со стороны взрослого. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творчеству.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Занятия по Лего конструированию проводятся с одной подгруппой детей до 10-12 человек в специально оборудованном кабинете во второй половине дня. Длительность и количество проводимых занятий.

Подготовительная группа - 30 мин. 1занятие в неделю.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог использует разнообразные формы обучения:

  • задания дает педагог, выполняют дети;
  • задания формулируется ребенком, выполняется детьми и педагогом;
  • задания дают дети друг другу;
  • задания по карточкам, схемам, образцам;
  • задания по собственному замыслу детей.

В качестве наглядных пособий используются модели из различных конструкторов, игрушки, иллюстрации, картинки и слайды с изображением объектов реального мира.

Конструирование можно разделить на несколько основных блоков: моделирование фигур людей, сказочных героев, животных, транспорта и архитектурных сооружений. А также развитие речи и развитие математических способностей с помощью конструктора Лего.

После каждого этапа обучения проводится подведение итогов, которые могут проходить как в форме простого закрепления материала, конструирования по схемам, образцу, замыслу, но и в форме выставок поделок, фотовыставок, презентаций, Лего проектов, командных соревнований, фестивалей, в том числе районных и окружных.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов. Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании предметов, пересказе. В процессе диалога развёрнуто отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством общения.

Учебно-тематический план для подготовительной группы

Цели:

  • Формировать умение анализировать собственные наблюдения за окружающим миром, рассуждать логически, устанавливать связь между объектами.
  • Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве.
  • Развивать умение работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).
  • Закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой. Содействие творческой, проектной деятельности индивидуального и группового характера.

Темы занятий
(1 раз в неделю)

Программное содержание, задачи

1.Конструирование снегурочки и дед мороза . 2.Конструирование фигурки лыжника.
3.Конструирование Новогодней елки.
4.Контруирование подарка (по замыслу).

Формировать умение моделировать предметы в форме квадрата, ромба, прямоугольника. Закрепление умения конструировать людей, дополнять постройку деталями.

Развивать математические способности детей. Формировать представления детей о геометрических фигурах, их форме и других признаках. Закреплять понятия часть, целое. Развивать логику, мелкую моторику.

Уточнить представления детей о видах транспорта, его назначении. Формировать умение конструировать разные виды транспорта, рассказывать о будущей постройке.

1.Моделирование детской спортивной площадки.
2.Конструирование качелей и каруселей.
3.Строительство горок, лесенок, тренажеров.
4.Конструирование по замыслу: беседка, скамейка, песочница.

Расшить представления детей, какой должна быть детская игровая и спортивная площадка. Закреплять умение собирать постройки на плате. Развивать навыки самостоятельного конструирования. Развивать воображение и навыки коллективного конструирования.

"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРЕМОК"

"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРЕМОК"

"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРЕМОК" запись закреплена

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЮ.
ДЕТСКИЙ САД - ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА - Найдется всё. ПОДПИШИСЬ!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект занятия LEGO-конструирование Наш детский сад.docx

Наш детский сад

I . Водная часть:

(1 слайд) Ребята, к нам в гости пришёл наш друг Легоша! Он рассказал, что в стране, где живёт он и его друзья, есть и лего-дети.

(2 слайд) Они такие же любопытные, как и вы. Они узнали, что у нас есть детские сады, где детям не бывает скучно, где много друзей, игрушек, очень вкусно кормят, укладывают спать, много гуляют. Как только они узнали о том, как замечательно в детских садах, то сразу попросили Легошу построить и для них детский сад.

Легоша и его команда построили вот такой детский сад из LEGO . Для начала давайте вспомним, каким должен быть дом/здание/конструкция? (ответы детей) Правильно, ребята, здание должно быть устойчивым, прочным и надежным. Давайте представим, что мы с вами специальная комиссия, которая решает, безопасно ли детям находиться в детском саду. Давайте посмотрим на него, как вы думаете, лего-дети смогут ходить в такой детский сад? (ответы детей). Предлагаю проверить на прочность и устойчивость детский сад, который построил Легоша. (дом сломался)

Ребята, как вы думаете, почему детский сад сломался? (ответы детей: стены детского сада сломались, потому что кладка из кирпичиков была неправильной, вспоминаем правило - каждый кирпич укладывается на 2 и более кирпичей предыдущего слоя так, чтобы торцы этих кирпичей не совпадали. ) (3 слайд) Что нужно изменить, чтобы детский сад был устойчив и прочен? (изменить кладку стен)

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону)

Легоша строит новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красит стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)

К нему мы в гости все придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (руки вперёд ладонями вверх)

Ребята, я предлагаю вам помочь Легоше в строительстве детского сада для лего-детей. Согласны?

Ну что, ребята, я уверена, что мы с вами сможем построить настоящий устойчивый, прочный и надежный детский сад для лего-детей.

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Читайте также: